Проблески

Да помыслим о желанном

Блеске дивного Светила!

Разум наш да озарит он!

Гаятри (Ригведа)

СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ПОНЯТИЙ И ИМЁН

 

Абхьянга (abhyaṅga, м.)

масляный массаж тела в аюрведе

 

Абхьяса (abhyāsa, м.)

"повторение", "добавление", а в йоговских текстах — "упражнение", "приём, "прилежание".

 

Авадхута (avadhūta, м.)

букв. «сотрясший с себя» мирское, определённый вид отрекшихся от мирского саньясинов, отказывавшихся даже от одежды. Имя шиваистского мыслителя и подвижника.

 

Агама (āgama, м.)

"подход","переход", "передача"(священного знания). Часто термин примерно соответствует понятию священной преемственности. В тантре – священные тантрийские писания.

 

Агни(agni, м.)

огонь как космическая сила, божество; в текстах хатха йоги и аюрведы – пищеварительный огонь в человеке (агни вайшванара)

 

Аджапа (ajapa, м.)

«неповторяемая» или «непроизносимая» мантра, в отличие от japa — "повторяемой". Приём сосредоточения и созерцания, в котором согласованная с дыханием мантра как бы не повторяется, а непроизвольно воспроизводится дыханием. Самая известная ajapa japa — so’ham (То — я).

 

Аджня (ājña, ж.)

круговорот сознания, имеющий точку отражения или входа в голове (выше нёба или, чаще, за межбровьем), «третий глаз». Считается волевым, руководящим центром, при достижении которого сознанием исчезает двойственность мира.

 

Акшара (akṣara, м.)

"неразрушимый", "неиссякаемый", "целый", также "слог" — обозначение слога ОМ.

 

Ама (āma, ср.)

букв. “несваренное”, отходы, засоряющие каналы человеческого тела

 

Амалатака или амалака (amalātaka, м.)

терпкий плод мираболана, с чувственным ощущением которого в руке и вкусом сравнивается непосредственно воспринимаемое, действительное познание какой-либо идеи.

 

Амрита (amṛta, ср.)

1) нектар, напиток бессмертия, некогда добытый богами и асурами при пахтании космического океана; 2) само бессмертие, вечная жизнь.

 

Ананда (ānanda, ср.)

"блаженство", "отрада", третье «измерение» триединства sat-cid-ānanda (см.), также отождествляемое в триединстве олицетворенных богов (trimūrti) индуизма с Шивой.

 

Анахата (anāhata, м.)

Круговорот, центр (cakra), расположенный в области сердца.

 

Анга (aṅga, ср.)

"член">", "часть целого" и т. п. Аштанга йогой или восьмичленной йогой часто называют Йога-даршану Патанджали. Эти восемь членов совершенного существа, или ступеней, по которым восходят для достижения высшей цели (состояния kayvalya) таковы: 1) пять yama; 2) пять niyama; 3) āsana; 4) prānāyama; 5) pratyāhāra; 6) dhāraā; 7) dhyāna; 8) samādhi. Часто их группируют парами, а три последних объединяют в самьяму.

 

Апана (apāna, м.)

одна из пяти главных пран, пребывающая в нижней части живота, ответственная за выделение и воспроизводство.

 

Арджуна (arjuna, м.)

"ярый", "светлый". Имя эпического героя, которого Кришна наставил в йоге.

 

араньяка (āraṇyaka, м.)

1) "удалившийся в лес", "лесной отшельник", исполняющий третью стадию жизни индус, постепенно отрекающийся от мирского и сосредотачивающийся на Истине; 2) религиозно-философские писания, примыкающие к брахманам, толкующие самхиты и описывающие правила обрядовых действий отшельников. Араньяк четыре: Брихадараньяка, Тайтирия, Айтарея и Каушитаки. Араньяки тесно связаны с упанишадами.

 

Арий (ārya, м.):

"верный", "благородный"; представитель одной из трёх высших варн.

 

Арьяварта (āryavarta, м.)

название легендарной прародины ариев или области распространения ведийской религии и соответственного дхарме поведения людей.

 

Асана (āsana, ср.)

букв. "сидение", (в обоих значениях — как место и поза), «положение тела», принимаемое йогином для удержания дыхания и созерцания; третья ступень восьмичленной йоги. Число асан бесчисленно, но чаще всего применяются созерцательные позы – падмасана и сиддхасана.

 

Асура (āsura, м.)

старшие братья богов, демоны,ставшие их противниками

 

Атман (ātman, м.)

"Сам", "Самый". Высшая вечная неизменная Сущность всякого существа (включая животных, духов, богов), пребывающая за всеми их изменениями. Присутствуя в смертном теле (тогда он называется дживатман или, сокращенно, джива), он кажется подверженным радости и страданию, пока не достигнет освобождающего самопознания. Наконец, существует Высший Атман (paramātman), который есть сам Господь. Упражнением и отречением йогин устраняет различие между дживатманом и параматманом.

 

Атрея

"происходящий из рода Атри">"; родовое имя учителя аюрведы Пунарвасу, который сообщает её Агнивеше

 

Атхарваведа

"Веда (мудреца) Атхарвана", сборник гимнов и заговоров, включенный в индийский канон как четвертая веда. Многие упанишады йоги объявляют себя идущими от Атхарваведы. Исследователи признают ее также источником аюрведы.

 

Ахамкара или ахамкрити (ahaṁkāra, м.)

буквально "делающее (также слагающее) Я". Выделяющийся, обособляющийся из всесущего Сознания принцип индивидуальности, "самотворение", "выЯвление", "самостоятельность" (конечно, ограниченная как всё проявленное). Ахамкара это «примысливание себя к любому явлению». Для приближения  к смыслу санскритского понятия подходит русское «самомнение», ещё и с близким эмоциональным оттенком.

 

Ашрам (āśrama, м.)

Обитель отшельников; ныне часто центр какой-либо школы йоги. Также ступень жизни дваждырожденных.

 

Аюрведа (āyurveda, м.)

"знание жизнеспособности" или "жизненной силы", древнеиндийская наука поддержания здоровья и исцеления. Древняя система медицины, наиболее известные трактаты которой — врачей Чараки и Сушруты — относятся ко времени между IV в. до н.э. и II в. н.э. Основные школы аюрведы используют в целении теорию уравновешивания трёх дош (основных обменных расстройств – см.) и семи дхату (см.).

 

Бандха (bandha, м.)

"узел" или "замок", приём йоги, при котором сжимается или "замыкается" определенная часть тела и текущая через нее энергия. Мысленно-мышечное замыкание пран в теле йогина, как бы связывающее человеческое тело со вселенской энергией. Используется для облегчения удержания дыхания и нужного направления пран. См. также мула бандха, джаландхара бандха и уддияна бандха.

 

Басти (basti, m)

букв. "мочевой пузырь" (быка). Возможно, он использовался в древности вместо нынешней резиновой грелки-клизмы. Название приема лечебной клизмы в аюрведе и особого приема очищения кишечника в йоге.

 

Биджа (bīja, ср.):

"семя", слог-символ какого-либо бога, природного элемента и пр.

 

Бинду (bindu, м.):

1) "капля" (часто амриты), в тантре также сперма; 2) "точка", указывающая в письме деванагари на резонанс (nāda), продлевающий слог ОМ; 3) точка в задней части головы, местопребывание всего творения.

 

БЛАГО

см. брахман.

 

БЛАЖЕНСТВО

см. также ОТРАДА и ананда.

 

БОГИНЯ (devī)

божественная Сила, проявление Шакти, почитаемая как супруга Бога. Так, в индуизме Вишну сопровождает Лакшми, Шиву — Парвати, Раму — Сита и пр. В Йога кундалини Богиня обычно отождествляется с Парвати.

 

Брахма грантхи (brahma granthi, см. также granthi)

"узел" сознания, связанный с творением, расположенный в Муладхаре чакра и обозначающий материальную и чувственную привязанность к проявленному миру.

 

Брахман (brahman, ср.)

этимологически означает "расширяющийся", "простирающийся". 1) Ср. р.: Благо, абсолютное, неизменное, вечное, единосущее; 2) м. р.: Благой, имя собственное, Бог-Творец всего сущего. Его отождествляют с Бытием (sat), первым элементом брахманической триады (sat-cid-ānanda).

 

Брахман

представитель высшей и самой почитаемой варны в общественно-религиозном устройстве ведизма и классического индуизма, чаще всего, но не обязательно, священник, жрец.

 

Брахма нади (brahma nadī, ж.)

самый тонкий ток праны внутри сушумны

 

БРАХМАНИЗМ

название, данное европейскими учеными совокупности религиозных, социальных, философских доктрин и общественного устройства традиционной древней и раннесредневековой Индии, характеризующийся духовной властью брахманов. Из брахманизма развился современный индуизм.

 

Брахманы

тексты, относящиеся к Ведам (см.), описывающие и символически истолковывающие ведийскую обрядность

 

Брахмарандхра (brahmarandhra, м.)

Благое отверстие. Есть три места, где ее помещают. Как правило, ранние источники – на месте родничка в макушке или темени. В тантрийской хатха йоге – нижнее отверстие сушумны, в которое втягивается кундалини, или вход из носоглотки в череп (при кхечари мудре).

 

Брахмачарья (brahmacarya, м.)

brahma + carya; условно можно перевести как "благоустремленность", "благое поведение", "благочестивая жизнь"; одно из главных качеств брахмачарьи – воздержание, в идеале – до целомудрия, в котором эротические мысли даже не зарождаются.

 

Буддхи (buddhi, ж.)

"разум", «воля», «разумная воля», «пробуждённое наитие», одновременно космический и индивидуальный орган духовного прозрения.

 

Бхагавадгита (bhagavadgītā, ж.):

«Божественная Песнь» из шестой книги Махабхараты. Один из самых чтимых священных текстов индуизма, один из трёх главных источников Веданты.

 

Бхакти (bhakti, ж.):

"доля", "участь", "участие". Слово, используемое для обозначения преданного обожания божества верующим. Один из путей достижения совершенства, позволяющего разделить верующему со своим обожаемым Господом или Богиней радость вечной жизни.

 

Бхела

полулегендарный автор сохранившейся в небольших отрывках аюрведийского трактата Бхела самхиты

 

Бхута (bhūta, м. или ср.):

"сущности", "стихии", «первоэлементы» (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир) и «действующая сила» в мире и человеке (иногда — низшие сверхъестественные существа).

 

Бхутатма (bhūtātman, м.)

сущность пяти стихий или элементов вселенной, индивидуальный дух, проявленный телом

 

БЫТИЕ — см. sat.

   

Ваджра (vajra, м.)

"молния", "алмаз"; созданное из костей мудреца Дадхичи божественное орудие Индры, которым тот сокрушил змея Вритру.

 

ваджроли мудра(vajroli mudrā, ж.)

одна из наиболее известных тантрийских мудр (печатей), направленная на "запечатывание", удержание и даже возвращение семени и связанной с ним половой силы человека

 

Вайдика (vaidika)

ведийская преемственность, в отличие от тантрийской (тантрика) и традиции пуран (пураника), т.е. непосредственно идущая от Вед как священного текста.

 

Вайдья

букв. "ведающий", "сведущий", "ведун", название врача аюрведы

 

Вайрагья (vairāgya, м.):

бесстрастие, непривязанность, одно из важнейших достижений и качеств йогина.

 

Вайшешика

индийский атомизм, одно из шести признанных в индуизме воззрений (даршана).

 

Вамана или кунджала

приём очищения пищевода и желудка, используемый в аюрведе и йоге. Выпивают солёный расствор или рвотное лекарство, а потом удаляют рвотным рефлексом жидкость с расстворёнными отходами и ядами.

 

Варанаси (Бенарес)

священный город в Индии со множеством индуистских храмов. Место паломничества индусов.

 

Варна (vara, м.)

букв. “цвет”, “окраска”. Одно из трёх (позже – четырёх) сословий ведийского общества – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

 

Варнашрама(varāśrama)

Принцип сочетания сословного долга и стадий жизни как основы индуистского общества и поведения человека

 

Васана (vāsanā, ж.)

побуждение, стремление, желание, скрывающееся за каждой мыслью. Будучи дремлющими в подсознании побуждениями, предрасположенностью, они обуславливают различие в умственных способностях, склонностях, темпераменте и т.п. людей. Васаны имеют своим источником память (Йога сутра, 4.9). Васаны чаще понимаются как давние скрытые побуждения или влечения, приобретенные в многочисленных прошлых жизнях в отличие от недавно приобретенных САМСКАР (см.)

 

Вата (vāta), или вайу (vāyu, м.)

"ветер", "веянье", "воздух", Бог Ветра. В йоге – синоним праны, в аюрведе – одна из дош, нарушений обмена, проявляющаяся в избыточном движении воздуха в человеческом теле

 

веданта (vedānta, ср.)

“конец Вед”, ныне самая распространенное из шести главных воззрений (даршан) Индии, суть которого в идее неразрывного единства Блага (Брахмана) и человеческой души и направленная, по собственному определению, на познание Брахмана. Основывается на трех источниках: упанишадах, Бхагавадгите и Брахма сутрах.

 

вибхути (vibhūti, ж.)

«проявление сил», могущество», психические необычные силы. См. также СИДДХИ.

 

випака (vipāka)

"созревание",  “переваривание”, “последствие переваривания” – в аюрведе ощущение вызываемое продуктом после его переваривания

 

виречана

или вирека - лечение слабительными в аюрведе

 

вирья

ощущение, рождаемое тем или иным пищевым продуктом в желудке

 

Вишну (viu, м.)

Бог ведийского пантеона, ставший в индуизме хранителем, спасителем вселенной, сотворённой Брахманом. Отождествляется с cit, вторым членом брахманического триединства (sat-cid-ānanda ).

 

вишну грантхи (см. также granthi):

узел сознания, расположенный в Анахата чакре, означающий личную и эмоциональную привязанность с ее высшим выражением – любовью.

 

вишуддха (viśuddha, м.)

круговорот сознания, проявляющийся в теле на уровне горловой ямки и щитовидной железы, связан с шейным сплетением.

 

вьяхрити (vyāhti, ж.)

возглашения (bhūr bhuva suva или svar), означающие три мира вселенной.

 

гаршана

сухой массаж тела в аюрведе

 

гаятри (gāyatrī, ж.)

"Поющая", строфа из трёх восьмисложников, часто используемая в ведийских текстах. Молитва гаятри — самый почитаемый стих из Ригведы (3.62.10), обращенный к Светилу (Савитару), который ежедневно читается брахманами: “Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, разум наш да озарит он!”

 

грантхи (granthi, м.)

один из трех психических «узлов» или «узловых» состояний сознания (БРАХМА-ГРАНТХИ, ВИШНУ-ГРАНТХИ и РУДРА-ГРАНТХИ) на Сушумна нади, препятствующий проходу Кундалини вверх.

 

ГУЛ

см. нада

 

гуна (gua, м.)

букв. "жила", "волокно", "связь", "свойство". В индийской философии – три определяющих качества всего сущего – недвижность, темень (тамас), движение, раж (раджас) и естество, свет, устойчивость (саттва). В аюрведе – одно из 20 или 40 свойств явлений и предметов, используемых для уравновешивания дош.

 

гуру (guru, м.)

в зависимости от принимаемого за основу корня или значения — «веский», «важный», или “возвышающий", или "рассеивающий” (подразумевается: мрак неведения), — обычное обозначение духовного учителя в брахманизме. Исключительное значение отношений учитель-ученик — одна из важнейших черт индийской преемственности. Гуру считается воплощением Знания. Он должен быть чист, знать писания, не иметь самолюбивых мыслей об известности, славе, богатстве и пр.

 

гхата (ghaa, м.)

"горшок”, другое название Кумбхаки. Также синоним плотного тела.

 

даршана (darśana, ср.)

"воззрение", "мировоззрение", философская система объяснения действительности. Классическая йога — одна из шести главных даршан в индуизме (наряду с ведантой, санкхьей, мимансой, вайшешикой, ньяей).

 

деванагари (devanagarī, ж.)

Или просто nagarī (городская). Название письменности, которой написано большинство санскритских текстов, в частности священные писания, а также тексты йоги индуистского направления.

 

деви см. БОГИНЯ.

   

джаландхара бандха (jalādhara bandha, м.)

горловой замок, в котором подбородок, прижатый к верхней грудной кости,  "запирает" поток праны в горле.

 

джапа (japa, м.):

"бормотание", "шёпот". Йоговский и религиозный приём, состоящий в длительном непрерывном повторении мантры или божественного имени, ведущем к Освобождению. Джапа является одним из важнейших приёмов йоги. Слог ОМ, “изначальный звук” творения, как правило, не используется в технике непрерывной джапы, откуда двойной смысл его названия «неповторимый» (a-japa).

 

джива (jīva, м.)

сокращённое от jīvātman, «живое существо», обозначение Атмана в воплощенном и, следовательно, связанном состоянии. Но в своей сущности джива едина с Брахманом.

 

Джаянта

Сын Индры

 

Дикша (dīkā, ж.)

Посвящение; особый обряд, связывающий с учителем и дающий ключ к Знанию, которое посредством учителя выражается; посвящение может быть в мантру или в садхану.

 

дин чарья

распорядок дня

 

доша (doa, м. или ср.)

"нарушение", "порча", "расстройство" (имеется в виду – телесно-умственного единства человека), одно из важнейших понятий аюрведы и хатха йоги. Существуют три разновидности: вата, питта и капха (см). Примерно соответствуют трём принципам обмена -- катаболизму, метаболизму и анаболизму.

 

Дравья (dravya, ср.)

"основа", "субстанция", в вайшешике и аюрведе

 

ДУХ

одно из возможных смысловых приближений к санскритскому Пуруша (см.)

 

ДУША

одно из возможных, хотя и не вполне точных, соответствий санскритскому Атман.

 

дхарана (dhāraā, ж.)

"удержание", "установка" внимания, мысли. Шестая ступень йоги Патанджали, направленная на обучение сосредоточению ума на одном объекте (ekagratā) и предшествующая созерцанию.

 

дхарма (dharma, м.)

"устав", "порядок", духовная основа мира, совокупность нравственных, общественных, религиозных установлений и правил, направляющих жизнь  человека к Истине; нравственный и общественный долг и добродетели человека, поддерживающие мир в порядке. Одно из важнейших понятий индуизма и буддизма, но в буддизме дхармы ещё и составляющие элементы мира.

 

дхату (dhātu, м.)

"стать", "составляющее". Одна из пяти составляющих вселенной (Пространство, Воздух, Огонь, Вода, Земля); в аюрведе одна из 7 составляющих тела, телесная ткань или вещество (жизненный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг, сперма).

 

дхвани (dhvani, м.)

"отзвук", "созвучие". В йоге — форма, временная, преходящая, произносимая и пр., объятая Звуком — вечным, неизменным, непроизносимым, невыразимым и пр., который зовется śabda или sphoa.

 

дхьяна (dhyāna, ср.)

созерцание, техника, в той или иной степени известная всем учениям брахманизма, но имеющая особое значение в йоге, где она следует за отстранением чувств (ПРАТЬЯХАРА) и удержанием ума сосредоточенным на той или иной мысли, образе или предмете (ДХАРАНА). После это дхьяна становится почти непроизвольным направлением ума на избранный предмет. Совершенное созерцание не нуждается в «опоре» и ведет к Самадхи.

 

ЖИВАЯ ДУША, ЖИВОЕ СУЩЕСТВО

см. джива.

 

ЗВУК см. нада и шабда

   

ида (iā, ж.)

левый ток (naī) в тонком теле, управляющий мысленной энергией, лунная сила сознания  (читта шакти). Его проявление – дыхание через левую  ноздрю. Соответствует и связывается со слогом ha в слове hatha, луной, а также с Гангой и левой ноздрёй. Обычно ей  приписывают бледно-жёлтый цвет.

 

Избавление

mukti или moka. Избавление, Освобождение (подразумевается: от цикла рождений)  – высшая цель всех ортодоксальных даршан индуизма: достижение несвязанности Атмана с миром иллюзии (māyā).

 

Индра (indra, м.):

бог-громовержец, царь богов в ригведийском пантеоне.

 

Индрии(indriya, м)

воспринимающие и действующие чувства человека

 

Ишвара (īśvara, м.)

"Владыка", Высший Бог, в вишнуистской ветви индуизма — Вишну, в шиваистской — Шива. В ведантистской традиции Ишвара — это проявленный аспект Брахмана.

 

Ишта девата (ia devatā,ж.)

"желанное божество", избранное подвижником среди «33 миллионов» богов в качестве главного образа поклонения и сосредоточения

 

йама (yama, м.)

"сдержанность", «ограничение», «обуздание» и т. п. Первая ступень или член классической восьмичленной Йоги. Йога сутра называет “великим обетом” пять заповедей, имеющих не сколько запретительный, сколько пожелательный и положительный характер: доброта (невреждение), правдивость, нестяжание, бескорыстие и целомудрие.

 

йати (yati, м.)

отшельник (особенно в Южной Индии).

 

йога (yoga, м.)

1) упряжь, ярмо; 2) система мышления и упражнения, имеющая целью «запрячь» (упражнять, обуздать) различные составные части личности и ведущая к единению личностного и вселенского сознания; 3) теория и практика йоги (ЙОГА ДАРШАНА), описанная Патанджали и последующими толкователями.

 

йога нидра (yoga nidrā. ж. )

Божественный сон, в котором бог Вишну «грезит» мир. Созерцательная техника, воссозданная Свами Сатьянандой, на основе глубокого расслабления, включающее сознавание дыхания, мысленное касание точек тела (ньясу) и представление образов.

 

йога сутра (yoga sūtra, ср. мн. ч.)

«тезисы» йоги, мнемотехнически сжатые фразы, связанные одна с другой по принципу непрерывной «нити» (sūtra), коими изложена классическая йога. Йога сутра — первый из известных текстов йоги. Датируется приблизительно II в. до н.э., но включает гораздо более древний материал.

 

йогин (yogin, м.)

приобщённый к йоге; занимающийся йогой; осуществивший йогу.

 

йоджана (yojana, ср.)

мера длины около 16 км.

 

Йони мудра (yonimudrā, ж.)

Под этим названием могут выступать два различных приёма. Один – когда сосредотачивающийся пальцами рук прикрывает «двери чувств», то есть глаза, уши, ноздри, рот. Делается для устранениявнешних восприятий и сосредоточения на внутреннем звуке нада. Это состояние уподобляется, на что намекает и название, пребыванию плода в утробе (йони) матери.Другой приём с таким названием занят управлением половой энергией и мышцами «лонной области», имеющий нечто общее с ваджроли мудрой.

 

кавья

Поэт; стихотворное произведение, поэтический рассказ.

 

кайвалья (kaivalya, ср.)

"разъединение", «особое» или "обособленное" состояние, считающееся высшей целью Йоги, когда душа освобождена от всякой мирской привязанности. Отделенная от проявленной и изменчивой вселенной, она чиста, умиротворена и наслаждается вечным блаженством.

 

Кали

(букв. "Чёрная") Грозный образ жены Шивы. Обычно изображается как темнокожая, многорукая женщина, украшенная ожерельем из черепов и вооруженная жертвенным мечом.

 

Кальпа (kalpa, м.)

Весьма длительный отрезок времени существования вселенной (4 320 млн. лет)

 

Кама сутра

“трактат о (любовном) желании” Ватсьяяны (между I–VI вв.), пожалуй,  первое в мировой культуре систематическое описание половых чувств, взаимоотношений и действий

 

капха (kapha, м.)

"мокрота", "слизь", (śleṣma); одна из трёх дош, обменных сущностей в человеческом теле

 

карма (karman, м.)

"действие", "дело", "обряд", "удел". Представление о причинно-следственной связи: всякое совершённое действие оставляет следствие в виде заслуги или прегрешения. Сгущение этих следствий  приводит существо к перевоплощению, но благие дела  ведут человека к тому уровню, откуда он знанием может достичь Освобождения.

 

КОРНЕВОЙ или КОРЕННОЙ центр

см. муладхара.

 

коша (kośa, м.)

"кожух", "оболочка", "облачение". Одно из пяти проявлений, областей или тел Атмана.

 

Кришна (ka, м.)

"Чёрный», имя воплощения, или нисхождения, (avatāra) Вишну. Изображается с кожей синего цвета. Является наставником героя Арджуны в дхарме и йоге.

 

кумбхака (kumbhaka, м.)

«кубок", "горшок", "кубышка"; слово, уподобляющее грудную клетку наполняемому воздухом сосуду и используемое, чтобы отметить вторую стадию пранаямы — «удержание дыхания» (первая — пурака, наполнение легких дыханием, третья — речака, удаление воздуха). Прием задержки дыхания считается трудным, даже подвижническим, но он, как ясно видно из упанишад йоги, составляет истинный смысл пранайамы, ибо тем самым воздух, удерживаемый в это время в теле, разжигает Коренной (или Основной) Огонь (mūla agni) и им пробуждает Кундалини. См. также ГХАТА.

 

Кундалини (kuālīni, ж.)

в тантрийских учениях – «свёрнутая» божественная сила или энергия, которая у обычного человека пребывает в дремоте в основании туловища, как свернувшаяся кольцами змея. Йогин упражнениями направляет дыхание до Корневого Центра (муладхара), разжигая там жизненный огонь, пробуждающий кундалини, и она, являющаяся не чем иным как Богиней, суженой Шивы, соединяется со своим божественным супругом.

 

Кхечари мудра (khecarī mudrā, ж.)

"печать (mudrā) небесной странницы" (khecarī); язык подворачивается назад (при необходимости надрезается уздечка), пока не проникает в глотку, где собирает выделяющуюся с задней стороны неба амриту. Тем самым йогин достигает бессмертия.

 

Лайа йога (laya yoga, м.)

Йога растворения (подразумевается — мысли, ума). Направленная на пробуждение Кундалини, эта йога под сильным влиянием тантры часто присоединяется к хатха йоге, дабы составить раджа йогу.

 

ЛЕБЕДЬ см. ханса.

   

Лока (loka, м.)

"мир", "область"; этот земной мир; также соподчиненно расположенные миры Вселенной: в Ригведе — Земля, Пространство, Небо, позднее дополненные (махар лока, джана лока, тапо лока сатья лока и брахма лока); многочисленные состояния бытия (человеческое, необычное, божественное) и места в человеческом теле, сосредоточение на которых вызывает соответствующее, преобладающее в этих мирах, состояние.

 

Майя (māyā, ж.)

«марево», «магия», «иллюзия» — название божественной силы (в Ведах — Варуны, в индуизме — Вишну), творящей явления. Для её определения часто используются примеры оптических обманов: веревка, принимаемая за змею, перламутр — за серебро, круг, описываемый в воздухе горящей головней и т. п.

 

Мала (mala, ср. или м.)

букв. "грязь", "нечистота", отходы, выделяемые при жизнедеятельности

 

Манас (manas, м.)

ум, мысленная область человеческого сознания, мыслительный орган (мозг) и его деятельность (мысль ощущающая и рассудочная).

 

Мандала(maṇḍala, м., ср)

Рисуемое или изготавливаемое из разноцыетных материалов геометрическое изображение, символизирующее мироздание, которое служит средством сосредоточения и почитания божества. Мандалу в отличие от янтры можно использовать для почитания любого божества.

 

Манипура (maipūra, м.)

чакра (cakra), расположенная в области пупа.

 

Мантра (mantra, ср.)

особое «молитвенное изречение», или слог, имя божества, используемые в йоге и обрядности для достижения как мирских, так и духовных целей. Повторение мантры вызывает сосредоточение, успокоение и возвышение сознания.  Само слово mantra производится из двух корней man + tra и толкуется как "орудие духа".   Наиболее известна ведийская мантра гаятри (см.).

 

МАРЕВО см. майя.

   

Матра (mātra, ср.)

"мера", "размер", "количество" — единица времени, используемая для измерения времени дыхания.

 

Марма

"смертельные" или "уязвимые точки" в человеческом теле: место соединения двух или нескольких тканей или сосудов. Некоторые исследователи считают понятие о мармах в аюрведе предтечей китайской акупунктуры.

 

Махабхуты

пять "великих сущностей" или стихий природы: пространство, воздух, огонь, вода и земля

 

МЕДИТАЦИЯ см. дхарана и дхьяна.

   

Мокша ( moka м.) или МУКТИ (ж.)

"Освобождение" – от господства обманного, причинного, преходящего, от цикла перевоплощений, – высшая цель всех признанных индуизмом мировоззрений. См. также ИЗБАВЛЕНИЕ.

 

МУДРА (mudrā, ж.)

"печать" или "знак", особые жесты или положения тела, применяемые в йоге. Имеют не только символическое значение, но и мощное психофизиологическое действие. Они как бы запечатлевают и запечатывают в человеческом теле вселенскую энергию. Печати – это не асаны, ибо последние изменяют положение всего тела, тогда как мудры задействуют лишь некоторые части тела, например, руки, или язык, как в случае кхечари мудры (см.), или половые органы, как в ваджроли мудре (см). Область действия мудр больше, чем у бандх (замков).

 

Муладхара (mūladhāra, м.)

"Корневой" круг (cakra), расположенный в области ануса (в нижнем конце копчика).

 

Мула бандха (mūla bandha, м.)

"Корневой замок". В определённой асане (сиддхасана, падмасана, мулабандхасана) прижимают пятки к промежности, сокращают и и напрягают её мышцы, сосредоточиваются на соответствующей точке и останавливают влияние праны, идущий из тазовой области, на сознание.

 

Муни (muni, м.)

молчальник, мудрец, “победивший ум”, добившийся мысленного молчания.

 

Нада (nāda, м.)

"отзвук", "гул". В йоге это название внутреннего гула, производимого Основным Огнем, когда, разожженный дыханием, он становится гудящим пламенем. Название, данное шипению змееобразной Кундалини, поднимающейся по Сушумне. В шиваистской тантре — тонкий звук, производимый соединением Шива и Шакти таттв.

 

Нади (nāī, ж.):

"ток" (тонкого тела). Нади в йоге — не артерии, не вены, как иногда переводят, но каналы, токи, которые проводят жизненные дыхания (праны) и вселенскую энергию (Кундалини). Три главных тока уподобляются священным рекам индуизма (Ганга, Ямуна и Сарасвати)

 

НАРАЯНА (nārāyaa, м.):

"пришедший (ayana) в смертных (nāra)" — имя Господа (Вишну), который в качестве Атмана пребывает в сердце каждого существа.

 

Насья

аюрведийское лечение посредством введения лекарств через нос и ингаляций

 

Нийама (niyama, м.)

«соблюдение», «обязанность»; следующая после yama ступень восьмичленной йоги. Положительные привычки и навыки самоуправления для успокоения ума и подготовки его к созерцанию; йога предлагает пять правил: чистота, удовлетворенность, усердие, изучение “своих” текстов, преданность избранному божеству (ita devatā).

 

ньяя

одно из шести философско-религиозных мировоззрений Индии, делающая упор в познании на логику

 

Оджас (ojas,

"мощь". "крепость", одухотворяющая человеческое тело энергия, связующая его со вселенской энергией. Упоминается в Ригведе: Ты, риши, рождённый в глубокой древности, Единственный владыка всего, Повелевающий силой  (посредством) оджаса! Р.8.6.41 и в Атхарваведе, 2.18, где Агни описывается как существующий оджас, и есть просьба дать оджас почитателю, и, например, в Бхагавадгите, 15.3. В аюрведе также та сила, что связывает плод с матерью, определяет силу иммунитета.

 

 

ОМ см. также пранава

священный слог-символ большинства индийских вероисповеданий. В ведизме начинавший или заключавший обрядовые действия, выделявший их особую важность или выражавший согласие (как «амен», «аминь» в христианстве). ОМ в санскрите образован тремя фонемами (гласные А, У, сливающиеся вместе в дифтонг О плюс носовой), которые продлеваются последующим резонансом, о котором в текстах Йоги говорится, что он превосходит три другие, как ЧЕТВЁРТОЕ СОСТОЯНИЕ (см.) – три других состояния сознания.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ см. мокша.

   

ОСНОВНОЙ или КОРНЕВОЙ ОГОНЬ

расположен в МУЛАДХАРЕ (или в её отверстии). Когда йогин доводит дыхание до этой области, этот жизненный Огонь "раздувается" и заставляет пробуждаться Кундалини.

 

Пандит (paṇḍita, м.)

Учёный, сведущий в Писаниях

 

падмасана (padmāsana, м.):

"Лотосное (padma) сидение (āsana)": туловище прямое, ноги скрещены, ступни помещаются подошвами вверх на бёдрах близ паха.

 

панча карма

пять оздоровляющих или лечебных действий аюрведы: вамана, насья, виречана, басти, ракта мокша

 

Парвати (pārvatī, ж.):

"Горянка", одно из имён Богини, олицетворения Природной Силы, шакти, супруги Шивы.

 

Патанджали (patañjali):

полулегендарный философ и грамматик; считается составителем Йога сутры, главного текста восьмичастной йоги

 

пингала (pigala, ж.)

один из главных (правый) ток (нади) тонкого тела, управляющий силой праны (пранашакти). Связан с практическими сознанием и опытом. Сопоставляется с  солнцем или солнечной силой, слогом ha хатха йоги, рекой Ямуной (притоком Ганги)., Представляется красным или жёлтым цветом. Слово употребляется как синоним правой ноздри.

 

ПИСАНИЕ см. веда и нагари

   

питта (pitta)

"жёлчь", одна из трёх дош, обменных нарушений в человеческом теле

 

ПОЗА см. асана.

   

прабхава

в аюрведе – особое "проявление" действия того или иного продукта

 

пракрити (prakti, ж.)

Праматерия, Природа, проявленная и непроявленная; мир явлений, космическая энергия; в аюрведе – порода, прирождённые свойства тела и нрава человека

 

прана (prāa, м.)

всеприсущая, в том числе и в теле,  энергия, дыхание, жизнь. Также одна из пяти главных пран (дыханий) в теле.

 

Пранава (praava, м.)

(от pra + u), Празвук, "презвучный", "продолжительный" священный слог ОМ, по Йога сутре Патанджали обозначающий и выражающий Ишвару.

 

пранайама (prāāyama, м.)

"управление праной» или дыханием» (где “дыхание” понимается, скорее, как всесущая жизненная сила, энергия). В частности,  управление дыханием, одна из важнейших частей йоги. Ритмизация, замедление до остановки (КУМБХАКА) хода дыхания. Четвёртая ступень восьмичастной йоги, следующая за освоением особых поз, пранайама считается совершенно необходимой в духовном развитии (особенно в учениях тантры о дыханиях).

 

Прасада (prasāda, м.)

ткани и функции тела, строящие и поддерживающие существование тела

 

пратьяхара (pratyāhāra, ср.)

отстранение чувств от влечения к внешнему, сокращение в сознании области ощущений и действий. Сравнивая йогина с черепахой, втягивающей голову и лапы внутрь своего панциря, тексты учат, что нужно отделиться от внешнего мира для сосредоточения своей мысли (ДХАРАНА) и созерцания (ДХЬЯНА).

 

Пураны

букв. “старины”, индуистские тексты с многочисленными мифологическими сюжетами, предназначенные для донесения Истины людям, недопущеным или неспособным к изучению Вед

 

пурака (pūraka, м.)

"наполнение" (подразумевается: лёгких), вдох, первая стадия пранаямы.

 

пуруша (purua, м.)

букв. «муж», «человек» (с оттенком – первосущий); “дух” (один из синонимов атмана и Брахмана), сознательный принцип бытия в санкхье.

 

раджа йога (raja yoga, м.)

"царская" йога, в смысле царственная, высшая, превосходная и пр. В йоговских упанишадах фактически речь идёт о синтезе на основе хатха йоги, к которой присоединяются молитвенные упражнения (джапа), либо познавание Безусловного (джняна) сосредоточением и созерцанием, либо (чаще всего) приёмы, унаследованные от тантры (растворение мысли, мано лайя; пробуждение Кундалини и пр.).

 

РАЗУМ см. чит.

   

ракта мокша

кровопускание, один из способов аюрведийского лечения

 

раса

1. “сок” “2. “вкус”. Первое понятие обозначает одну из семи составляющих тела, сопоставимую примерно с плазмой крови. Второе – собственно вкус: один из шести вкусов пищи.

 

речака (recaka, м.)

"удаление" (подразумевается: воздуха, который вдохнули и удержали), третья и последняя стадия пранайамы.

 

pита чарья

сезонное поведение, т.е в зависимости от времен года

 

Риши

мудрецы, воспринявшие и собравшие Веды; позже – полусказочные великие мудрецы древности.

 

Рудра (rudra, м.):

Бог ведийского пантеона, позднее слившийся с Шивой.

 

рудра грантхи, см. также грантхи:

"узел Шивы" в Аджня чакре, обозначающий привязанность к необычным силам и восторгам высших состояний сознания.

 

сад вритта(sad vtta, м.)

правильное распоряжение умом в аюрведе

 

Садхана (sādhana, ср.)

"Выполнение", "осуществление", "способ" действий, ведущий к достижению цели йоги

 

садху (sadhu, м.)

подвижник, святой или посвятивший себя осуществлению истины  (sat) человек.

 

САМ, САМЫЙ

Почти буквальный перевод термина ātman.

 

самадхи (samādhi, м.)

"свершение", "завершение", "совершенство", "самость". Конечное сверхсознательное состояние достижения и постижения самого себя; единство объекта и созерцающего; восьмая заключительная ступень йоги Патанджали. Достигается очищением и упорядочением умственной деятельности, достижением умиротворенности (śānti) и сосредоточением,  в котором совершенная самопогружённость переходит в духовное обособление (kaivalya) от проявленного и изменчивого мира. Поэтому самадхи противоположно экстазу, так как в этом состоянии не «выходят из себя», но входят, достигая истинной самости, самостоятельности.

 

самскара (saṅskāra, м.)

"зачаток", "задел",  "заготовка", "образец", "задействие", "содействующее". В поле его значений — создание, устроение, установление, образование, влияние... Со времён Вивекананды понятие переводится на западные языки как "впечатление". Ауробиндо Гхош для уточнения передаёт значение двухсловно «воспроизводящиеся впечатления». Семя действия, непроизвольное «побуждение», которое определяет, обуславливает, ограничивает, программирует человеческий ум. Мыслеобразование или установка в человеческом уме, саморазвитие которого вызывает вполне определённое следствие и побуждает действовать соответственно. Самскары пребывают в уме в проявленном и непроявленном состоянии до тех пор, пока их не коснется и не пробудит к развёртыванию соответствующее действие - умственное или телесное. То есть самскары, будучи сами следами каких-то прошлых действий являются семенами или "заготовками" будущих. Проявленное состояние самскар — это память человека.

Вроде бы улавливается какое-то сходство между смысловым содержанием санскритского "самскара" и психологических терминов "стереотипы" и "комплексы". Если какое-то родство и есть, то не исключено, что идея о подсознательных побуждениях заимствована из индуизма или буддизма, тем более в XIX – XX вв. образованные люди Запада осваивали глубину и терминологию индийской культуры.  Но смысл и содержание понятия"самскара" лишь частично захватывается и весьма урезано передается этой парой терминов, носящими только "медико-психоаналитический" и как правило, отрицательный оттенок. Самскары же -- не только ограничивающие, сковывающие и ухудшающие ум мыслеобразования.Впечатления и установки могут быть, не только отрицательными, но и положительными, приятными и благоприятными. Самскарами называются также и индуистские обряды, благоприятствующие развитию человека, его воспитанию и самовоспитанию.

 

 

самхита (saṁhitā, ж.)

«собрание», “сборник”, “свод” священных (особенно ведийских) или почитаемых текстов

 

самьяма (sayama, м.)

«сдержанность», «сдерживание», «смирение». Объединение трех последних стадий восьмичастной йоги.

 

санатана дхарма

вечное установление, самоназвание индуизма

 

санкхья (sākhya, ср.)

"счёт", "расчёт", "разбивка", одно из древнейших философских учений Индии, тесно связанное с классической йогой. Санкхья рассматривает мир как взаимоотношения безначальных Духа (Пуруша) и Природы (Пракрити). Как метод познания использует анализ явлений, “расчёт”, откуда и ее название. Учит «давать отчёт» или «отсчитывать» в прямом смысле слова явления Природы, чтобы в заключение “рассчитаться” с Нею, отделив от Неё Дух.

 

сансара (sasāra, м.)

"текучесть", круговорот явлений (возникновение-пребывание-конец и снова возникновение); перевоплощение души из одного состояния или тела в другое или кажущаяся связанность Атмана до конца существования вселенной (или до воплощения в теле человека, способного упражнением освободить свою душу.

 

санскрит (saskta, ср.)

"совершенный", "отделанный" грамматиками древний ведийский язык, бывший во II тыс. до н.э. разговорным языком индийских ариев. Относится к семье индоевропейских языков, родственен русскому, латинскому, греческому, готскому, литовскому и пр. Язык эпохи эпоса, доживший до наших дней в Индии в качестве языка культуры.

 

Сарасвати (sarasvatī, ж.)

Священная мифологическая река, некогда ушедшая под землю, название которой было перенесено на левый приток Инда (современный Сатледж). Одно из имен богини мудрости и красноречия.

 

сат (sat, ср.)

"бытие" (отождествляемое обычно с Брахманом в триединстве САТ-ЧИД-АНАНДА).

 

саттва см. гуна

   

сахасрара (sahasrāra, ж.)

«тысячелепестковый» круг сознания (чакра), имеющий входную точку в макушке, где часто совпадает с родничковым отверстием, или даже находящийся «выше головы».

 

свадхишхтана (svādhthāna, м.)

чакра, круговорот круг мыслей с эротической направленностью,сопоставляемый в теле с генитальной областью.

 

сикхи

последователи сикхизма, монотеистической религии, возникшей в Пенджабе в XVI веке подвигами 10 почитаемых гуру. Книга Ади Грантх и принадлежность к хальсе (общине преданных) – также основы этого вероисповедания.

 

свами (svāmi, м.)

"хозяин" (самого себя), “ставший самим собой”; подвижник, отшельник.

 

сведана

"потение", процедуры по потоотделению в аюрведе

 

сиддхи (siddhi, ж.)

“достижение”; одна из необычных сил, обретаемых йоговским подвижничеством. К восьми наиболее известным относятся: 1) способность принимать ничтожно малый размер; 2) способность терять вес; 3) способность удовлетворять любое желание; 4) непреодолимая воля;5) способность принимать огромные размеры; 6) высочайшая власть;7) способность всё подчинять своей воле; 8) способность подавлять свои желания.

 

сикхи

последователи сикхизма, монотеистической религии, возникшей в Пенджабе в XVI веке подвигами 10 почитаемых гуру. Книга Ади Грантх и принадлежность к хальсе (общине преданных) – также основы этого вероисповедания.

 

СИЛА см. шакти и кундалини.

   

Сканда

Шестиликий сын Шивы, младенцем ставший воеводой богов.

 

СОЗЕРЦАНИЕ см. дхьяна.

   

сома (soma, м.)

1) сок неотождествлённого до сих пор растения (или гриба?), из которого готовили священный напиток с таким же названием, употреблявшийся в ведийском жертвоприношении, которым приобретали бессмертие и блаженство; 2) напиток бессмертия, амрита; 3) луна. В йоге название Сома применяется к амрите, выделяющейся с задней части нёба, которую подвижник может получить (или собрать), овладевая, например, Кхечари или Випарита карани мудрой.

 

СОН (svapna, м. )

уже в ведийских писаниях проявляется особый интерес ко сну, считавшемуся первым приближением к Избавлению (в снах душа на время ускользает из телесной тюрьмы; в глубоком сне она совсем не затрагивается миром и пр.). Глубокий сон (третье состояние) выше лёгкого, со сновидениями сна (собственно свапна, второе состояние), но эти три превосходит Четвёртое (см.).

 

СПАСЕНИЕ

Слишком христианизированный перевод понятия moka (Освобождение). Ближе к смыслу слова  «спасение» tāraa, букв. «переправа» (имеется в виду – через океан самсары), что чаще используется буддизмом.

 

Сурья (sūryā, м.)

Бог Солнца

 

сутра (sūtra, ср.)

"нить" (одного корня с русскими "суть", "сучúть"). Как на нить нанизываются бусины ожерелья или чёток, таким же образом  определённой темой соединяются сутры – краткие изречения или формулы, часто связанные между собой не грамматически, не логически, а мнемотехнически. Распространённый жанр религиозных, философских и научных тирактатов.

 

сушумна (suumna, ж.)

срединный из трёх главных токов (нади) в тонком теле человека, по которому поднимается кундалини. Сушумна алмазного цвета и уподобляется реке Сарасвати.

 

Тадж Махал

памятник индийской архитектуры периода Великих Моголов, мавзолей жены правителя Шах-Джахана. Сооружен ок. 1630-1652 гг. в г. Агра.

 

Тантра (tantra, ср.)

совокупность многих культур, культов, учений, объединённых общей идеей почитания Силы, Энергии (шакти) или Матери-Природы и выраженное в текстах, называемых tantra («книги»). Тантра основывается на посылке необходимости пробуждения присутствующей в нас силы (шакти, кундалини), тождественной той, что правит вселенной (Природе во всех ее проявлениях и обликах).

 

ТЕКУЧЕСТЬ или Текущее см. сансара.

   

тридоша

см. доша

 

турия (turīya, м.) «ЧЕТВЁРТОЕ» (см.).

   

уддияна бандха (uḍḍīyana bandha, м.)

"поднимающий" (также "летящий", "парящий") замок, при котором втягиваются живот и желудок к позвоночнику, а диафрагма подтягивается вверх. Это побуждает и прану двигаться вверх.

 

УМ см. манас.

   

Ума (umā, ж.)

одно из имен Богини, супруги Шивы, олицетворяющей шакти.

 

Удасин (udāsin, м.)

представители шиваистской секты с суровым аскетическим уставом

 

упаведа

подсобный раздел Вед

 

упанишада (upaniada, ср.)

древние ведийские и следующие ведийской преемственности тексты в прозе или чаще в стихах, содержащие рассуждения древних мудрецов о природе Истины и объяснения учителем ученику путей ее достижения. Всего их насчитывается более двух сотен, составленных в разное время и в различных учениях и школах. Одиннадцать упанишад считают принадлежащими Ведам, а 108 — не противоречащими ортодоксальному индуизму. Среди них примерно 20 относятся к йоге как таковой, но все в той или иной мере её касаются.

 

хамса или ханса (hasa, м.)

гусь, лебедь, священная птица индийской мифологии, с которой сравнивается душа.

 

Хара

Одно из имен-эпитетов бога Шивы (см.)

 

хатха йога (hātha yoga, м.)

Йога усилия (hātha), сосредоточенная, главным образом, на очистительных и телесных упражнениях.

 

чакра (cakra, м.)

"колесо", "круг"; места схождения токов (нади) мысле-пранического "тонкого тела”. Эти энергетические круговороты последовательно пронизываются Кундалини по мере ее подъема (также говорят, что они ею разрубаются, рассекаются, как гордиевы узлы). Численно разнящиеся (за исключением трёх самых нижних) в зависимости от традиции и школы, чакры часто изображаются в форме цветков лотоса с разным числом лепестков, цветом и многими другими символами.

 

ЧЕТВЕРТОЕ (turīya)

высочайшее состояние обособленности, в котором находится душа, превзошедшая состояние бодрствования (где она действует, желает, страдает), лёгкого сна (где она грезит и ощущает приятное-неприятное) и забытья или глубокого сна (где она уже не ощущает ничего, но остается соединённой с телом).

 

чит (cit, ж.)

"разум", "смысл", "сознание", второй член триединства sac-cid-ānanda (Бытие-Сознание-Блаженство) или второе явление тройственного имени Господа.

 

читта (citta, ср.)

"сознание". В йоге обозначает совокупность психических процессов (мысленные представления, ощущения. желания и пр.). Они считаются «нечистыми», если они не упорядочены; йогин должен стремиться (самообузданием и упражнением) управлять психическими проявлениями, успокаивая, упорядочивая и — в завершение (в самадхи) — останавливая их. Такое «очищенное» сознание отождествляется со вторым членом брахманического Триединства — ЧИТ.

 

шабда (śabda, м.)

название Безусловного Блага (brahman, ср.) как воплотившегося в Слове (личным Богом, владыкой сотворённой речи).

 

шакти (śakti, ж.)

изначальная Энергия или Сила; женская сущность вселенной.

 

шарта (śarta, м.)

тантрик, преданный Богине (отождествляемой с Шакти).

 

шастры (śāstra, ср.)

букв. "орудие", "поучение",общее название индийских священных и авторитетных писаний по различным областям знания

 

Шива (śiva, м.)

Шива — один из трёх (наряду с Вишну и Брахмой) главных божеств индуизма  Будучи прежде всего разрушителем, он одновременно и творец, поскольку  разрушая в вихре своего неистового космического танца всё дурное и невечное, даже саму Вселенную в конце времен, “испорченную” нарушением дхармы, несёт обновление, добро и благо. Поэтому Шиву называют также Милостивый, Благодетель, Целитель. Шива является "Великим покровителем Йоги" (или "Великим Йогином") и почитается третьей сущностью брахманической троицы (САТ-ЧИД-АНАНДА)

 

Шлешма (śleṣma

"слизь", понятие встречающееся еще в Ведах, синоним капхи

 

шрути (śruti, ж. )

"услышанное", одно из названий Вед.

 

экаграта (ekāgratā, ж.)

внимание, сосредоточенное на одной точке; название приемов сосредоточения и установки мысли (вроде дхараны); состояние ума, сосредоточенного на одной мысли или образе.

 

Юга (yuga, м.)

один из четырёх чередующихся времён круговорота вселенной от её творения до растворения (pralaya), или «конца юг»: крита- или сатьяюга, третаюга, двапараюга и калиюга. В каждой последующей, все более короткой, юге происходит все больший упадок дхармы и все более короткой и мучительной становится жизнь людей. Но после гибели вселенной вновь следует появление, развитие, упадок, растворение, — и так до бесконечности.

 

Яма (yama, м.)

Бог смерти, но также и справедливости в индуизме.

 

якша (yaka, м.):

сверхъестественное, часто благожелательное к людям существо, одна из функций которого — хранение богатств.

 

Ямуна (yamunā, ж.)

правый приток Ганги, современная Джамна, на берегах которой, по преданию, прошло детство Кришны. В тантрийской йоге символ Пингалы

 

янтра (yantra, ср.)

букв. “приспособление”. Символическое и магическое изображение, амулет для сосредоточения и обретения необычных сил. Сосредоточение на образе и смысле янтры — одна из важнейших составляющих тантры.