Проблески

 

Всегда мыслить о Самом высшем,

стремиться к познанию сути –

это зовётся Знанием,

незнание – всё остальное.

Бхагавадгита

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СОЛНЦЕ В СОЛНЕЧНОМ СПЛЕТЕНИИ И МАНИПУРА ЧАКРЕ

СВЯЗЬ МАНИПУРА ЧАКРЫ И СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ


Прежде чем приступить к описаниям упражнений, рассмотрим вопрос о взаимном расположении солнечного сплетения и манипура чакры. Сплошь и рядом в работах даже сведущих в западной анатомии йогинов (например, Шивананды или Айенгара) встречается её сопоставление с солнечным сплетением. Но солнечное сплетение расположено за желудком в надчревной области по обе стороны позвоночного столба за подложечной ямкой, а манипура чакру традиция помещает гораздо ниже — внутри позвоночника на уровне пупка. Поэтому её называют также пупочной (набхи чакрой). Вьяса, толкователь Йога сутры, в которой нет развёрнутой системы чакр, называет область пупка «дверью солнца» (сурья двара), хотя вряд ли это солнечное сплетение.
Как же понимать тогда слова, что манипура чакра «соответствует солнечному сплетению»? Как разрешить противоречие между научными данными и «анатомией тонкого тела» в йоге, не отвергая и не разрушая ни тот, ни другой опыт?
Несмотря на разность подходов и описательного языка физиологии и йоги, есть некоторая общность свойств солнечного сплетения и манипура чакры. Солнечное сплетение — самое большое в человеческом теле, связанное с симпатической нервной системой. Его иногда называют «брюшным» или «животным мозгом». Отметим также, что в области солнечного сплетения, около пупка, в обычном состоянии находится центр тяжести человека.
Свами Шивананда называет солнечное сплетение сердцем нервной системы. «Когда солнце светит мягко и гармонично, вся нервная система пребывает в гармонии. Оно излучает силу и энергию во все части тела. Мысли и прана, направляемые в этот центр во время пранайамы, стимулируют его и пробуждают скрытый в нём солнечный свет» .

Солнечное сплетение
К этому вопросу напомним о ещё одной малоизвестной чакре, не входящей в наиболее распространённый перечень семи чакр, — сурья чакре. Вероятно, она была добавлена в позднее время, в попытке совместить данные физиологии и идеи древней тантры. Шивананда сопоставляет её с областью печени и двенадцатиперстной кишки, а Айенгар — с одним из надпочечников. Общие основания представляются понятными: сопоставить с хранилищем энергии. Например, печень является вторым по значению источником теплопроизводства после мышц, а надпочечники вырабатывают гормоны, которые побуждают человека к действию.
Пупок — важнейшая точка человеческого организма. Видимо, это обусловлено связью, осуществлявшейся с материнским организмом через пуповину. Поэтому в народном целительстве многих народов существуют те или иные способы лечения воздействием на область пупка. В тантрийской йоге это техника набхи парикша, в русском народном целительстве — похожие действия трих (женщин-массажисток) в банях или «накидывание горшка», как огромной медицинской банки, на пуп.
По физиологии аюрведы, в пупке находится одна из важнейших марм (уязвимых точек) тела . По йоге, область пупка является вместилищем огня, там встречаются прана и апана.
Манипура чакра, точкой отражения которой на передней поверхности тела является пупок, — это особое хранилище энергии всего человеческого тела, «внутренняя электростанция». Её часто сравнивают с сияющим диском солнца, поскольку она излучает жизненную энергию (прану) и направляет её к различным органам тела. Вместе с сердечной чакрой (анахатой) манипуру относят к области солнца, известной как узел Вишну (вишнугрантхи).
Может быть, на соотношение манипуры и солнечного сплетения прольёт свет такое сравнение: как луч света образует на поверхности световой круг, который шире диаметра луча в источнике, так и вокруг срединной точки той или иной чакры существует «световая» область со всё меньшей яркостью по мере удаления от центра, и соседние световые области могут накладываться друг на друга. В таком случае окраины манипура чакры могут как бы захватывать и область солнечного сплетения. Или так: как даже тонкий луч, направленный под углом к плоскости, отражается на ней в ином месте.
Манипура чакра (и солнечное сплетение как одно из её физических проявлений) заведует устойчивостью человека в жизни, которая проявляется в умении собирать силу для достижения целей, выносливости, способности держаться в неблагоприятных обстоятельствах, не падая духом и не впадая в уныние от возможных ещё в этом круговороте сознания отрицательных вихрей (вритти) — непостоянства, стыда, ревности, грусти, желания, отвращения, тупости, невежества, страха.
В учении веданты об оболочках или кожухах (коша) человеческого существа (Атмана) самой плотной считается оболочка пищи {аннамайа коша), сопоставляемая с тремя нижними чакрами, высшая из которых — манипура. В буддистской тантре человеческое совершенствование также начинается с соответствующей манипуре манипадма чакры. В тантре индуистской утверждается, что провести сознание через нижние чакры к манипуре можно лишь с помощью передачи силы (шакти пат) учителем, а с этого уровня человек уже может развиваться самостоятельно. Если человек поднялся до сознавания этой чакры и управления её энергией, он уже не ниспадёт на более низкие уровни существования. Он обретает способность знать своё тело, не болеть, не бояться огня, открывать лекарства от болезней, видеть скрытые сокровища и пр.
В Йога сутре Патанджали (3.29) утверждается, что полным сосредоточением (самьяма) на пупочной чакре является знание строения тела.
Упражнения, непосредственно влияющие на солнечное сплетение и/или манипура чакру, подпитывают хранящуюся там энергию и учат бережно расходовать её. Физическое возбуждение и упражнения по сознаванию их упорядочивают распределение по телу тонких токов праны. Они увеличивают жизненную силу и уверенность, удаляют страх, подавленность, вялость, мешающие духовному развитию. По Хатха йога прадипике, «когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана разгорается. Это увеличивает пищеварительный огонь» (4.67). Усиление пищеварительного огня улучшает усвоение пищи. Это помогает в борьбе с избыточным весом, в лечении несварения, диабета.
Техника представления солнца в солнечном сплетении и определения местоположения манипура чакры состоит из четырёх ступеней:
• подготовительная, в виде агнисара крийи и уддияна бандхи, являющаяся одновременно очистительной и увеличивающая ощущение и сознава-ние солнечного сплетения;
• умение определять две точки отражения манипура чакры в теле;
• представление и ощущение солнечного огня в солнечном сплетении;
• манипура шуддхи с той или иной степенью детализации.

АГНИСАРА КРИЙА И УДДИЯНА БАНДХА


Благотворность упражнений

Умение управлять мышцами живота является необходимым условием разнообразных упражнений йоги (наули, сурья бхеда пранайама и др.). Выполнение этих упражнений в солнечной садхане, помимо присущих им различных полезных действий, является также подготовкой к сосредотачивающим и созерцательным упражнениям с солнечным сплетением, для чего необходимо умение его сознавать.
Физическая польза связана с усилением подвижности диафрагмы и укреплением и усилением мышц живота. Диафрагма среди мышц брюшной области наибольшая по площади, с самой большой амплитудой перемещения вверх и вниз (в среднем 8 см) и самая мощная по напору, с которым она проталкивает кровь. Пожалуй, она и важнейшая в нашем теле, хотя до недавнего времени странно недооценивалась медиками. Из немногих исключений огромное значение диафрагме придавал А. Залманов, называвший её вторым венозным сердцем. Он высказывал также предположение, что диафрагма играет ведущую роль при проталкивании лимфы в грудной проток и «в систематическом сокращении кишечных ворсинок — единственного места общего метаболизма, — где происходит таинственное превращение неусвояемых пищевых веществ в усвояемые питательные вещества, предназначенные тканям и клеткам» .
Очистительное и оздоровляющее действие этих упражнений обеспечивается, в частности, тем, что усиление амплитуды движения диафрагмы и массаж внутренних органов втягиванием и выпячиванием живота может устранить многие из нарушений и болезней тела. Движения диафрагмы:
• сжимая все кровеносные и лимфатические сосуды живота, как нагнетательный насос, более полно выталкивает его венозную кровь вперёд к грудной клетке, не давая ей застаиваться, оживляя и усиливая всё портальное и брюшное кровообращение;
• усиленно сжимая главный кроветворный орган — селезёнку, увеличивает поступление большего количества свежей крови к органам;
• сжимая печень, главный очистительный орган тела, улучшает её кровообращение, выделение желчи, облегчает её теплорегулирующую функцию, сжигание жиров, удаление отходов;
• воздействуя на надпочечники, даёт энергию вялым и слабым людям, уменьшает их тревожность и страхи;
• с помощью ложного вдоха при уддияне бандхе увеличивает вентиляцию альвеол и массирует сердце;
• сжимая желудок и кишки, способствует правильной секреции желудочных соков и тем самым приводит в соответствие количество пищи и её усвоение;
• предотвращает и устраняет запор, несварение, повышенную кислотность, метеоризм, вялость печени и пр.;
• предотвращает ослабление мышц живота, которое является одной из важнейших причин многих нарушений и болезней дыхательной, пищеварительной и воспроизводительной систем человеческого тела и серьёзным признаком старения, и укрепляет их. Тучным людям, имеющим большой живот, эти упражнения помогут сбросить вес и сделать живот более подтянутым, а его владельца — более моложавым;
• возбуждает связанные с брюшной полостью нервы, и прежде всего — солнечного сплетения, что укрепляет сопротивляемость человека болезням, повышает его жизнестойкость и жизнерадостность.
Тексты хатха йоги сравнивают уддияна бандху со «львом, побеждающим слона смерти». Считается также, что она направляет прану в сушумну. Это усиливает сознательность и вызывает созерцательное состояние. В Шива Свародайе сказано, что если сущность огня (агни таттва) преобладает в токе сушумны, она поглотит или сожжёт плоды (то есть последствия) всех действий.
Здоровым эти упражнения можно выполнять ежедневно. Лучше — утром перед завтраком и после асан и дыхательных упражнений. Свами Шивананда даже указывает продолжительность выполнения агнисары для лучшей пользы — час.
Противопоказаниями к выполнению этих упражнений являются высокое кровяное давление, сердечные болезни, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, грыжи, колиты и воспалительные явления живота. Также техника противопоказана женщинам во время месячных и после трёх начальных месяцев беременности. По Свами Шиванананде, эти упражнения нельзя делать детям до 12 лет.
Выполнять эти упражнения надо на пустой желудок (уддияна бандху — не раньше чем через четыре часа после еды) и желательно с опорожненным кишечником. Нельзя выполнять упражнения во время длительного голодания и сразу же после него. Нежелательно выполнять их на ночь, ибо они могут перевозбудить и перебить сон.

Агнисара крийа


Агнисара крийа, буквально «огнедвижущий приём», принадлежит к шести очистительным упражнениям хатха йоги — шаткармам . Название это связано с тем, что упражнение возжигает и усиливает пищеварительный, или животный, огонь (джатхара агни), сжигающий нечистоты в теле.
Упражнение можно выполнять стоя, сидя на пятках (в ваджрасане) и в лотосном сидении (падмасане), но предпочтительнее сидячие позы, а из них — лотосная.
ВЫПОЛНЕНИЕ СТОЯ. Встать, раздвинув ноги примерно на полметра. Наклониться вперёд и положить ладони на колени. Руки при этом должны быть прямыми. Слегка подогнуть колени. Глядеть на живот. Потом можно закрыть глаза. Открыть рот и высунуть язык. Втягивать и выпячивать живот насколько возможно в соответствии с вдохом и выдохом. Дыхание при этом непроизвольно, то есть происходит только из-за движения живота. При этом вы чем-то похожи на уставшую собаку, которая, даже когда дышит тяжело, не напрягается. Желательно, чтобы движения живота при этом были волнообразны и, как волны, ритмичны. Но при этом вал-провал и быстрота втягивания и выпячивания живота должны быть по возможности наибольшими. Слишком большая амплитуда, правда, замедляет скорость, а слишком большая скорость делает движения живота мелкими, поверхностными. Втягивайте и выпячивайте живот, пока слегка не устанете. Отдохните, пока дыхание не вернётся к обычному, потом повторите упражнение. Начинающим достаточно три подхода по 20—25 раз.
ВЫПОЛНЕНИЕ СИДЯ. В ваджрасане колени должны быть широко разведены, а большие пальцы ног соприкасаться (эту позу также называют бхадрасаной). В лотосном сидении ладони надо положить на колени и чуть сильнее надавливать на них во время движения живота.
Более действенная и полезная техника — с задержкой дыхания. Вдохнуть глубоко, затем выдохнуть, опустошив лёгкие сильным движением диафрагмы. Потом, не вдыхая, выпятить живот и снова втянуть. Повторять до усталости, но не напрягаться, слишком задерживая дыхание. Затем — вдох. Таков один подход. Повторить, когда ваше дыхание вернётся к естественному. Время задержки дыхания увеличивать постепенно.
Освоение техники движения живота на задержанном дыхании облегчает выполнение уддияна бандхи.

Уддияна бандха


Уддияна бандха, буквально «поднимающий замок», названа так потому, что направляет энергию (прану) из солнечного сплетения в верхнюю часть тела. Свами Шивананда величает её «благословением человечества».
Для начинающих легче выполнение стоя. Встаньте с расставленными примерно на полметра ногами. Наклонитесь вперёд со слегка согнутыми в коленях ногами. Положите ладони на колени. Выдохните по возможности глубже, усиливая выдох сокращением мышц живота и груди. Постарайтесь опустошить лёгкие до предела. Затем наклоните голову и прижмите подбородок к груди (джаландхара бандха). Крепче нажмите на колени руками. Руки при этом выпрямляются. Затем постарайтесь сделать ложный вдох, то есть расширить грудь, как будто вдыхая, но не наполняя лёгкие воздухом. Этот ложный вдох будет поднимать диафрагму и двигать мышцы живота вверх и к позвоночнику. Не надо прилагать усилия для сокращения мышц живота. Они остаются в общем бездеятельными. Живот западает ещё больше уже без вашего усилия. Выпрямите слегка ноги. Удерживайте это положение в течение удобного для вас времени. Затем дайте возможность грудной клетке «опасть», чуть согните ноги, отпустите джаландхара бандху и вдохните.
Уддияна бандха в сидячем положении более предпочтительна, так как лучше сочетается с дыхательными и созерцательными упражнениями. В главном она не отличается от выполняемой стоя. Сядьте в удобное созерцательное положение. Наилучшие — падмасана и сиддхасана (для женщин — сиддха йони асана). Важно, чтобы поза была устойчива и колени лежали на земле. Положите руки на колени. Закройте глаза. Расслабьте тело. Глубоко выдохните. Задержите дыхание. Опустите подбородок на грудь (джаландхара бандха). Выполните ложный вдох, чтобы на месте живота образовалась впадина. Крепко нажимая на колени выпрямленными руками, удержите это положение удобное время. Потом медленно вдохните.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ТОЧЕК МАНИПУРА ЧАКРЫ

После того как с помощью предыдущих упражнений вы научились сознавать мышцы живота и в каких-то пределах управлять ими, можно переходить к сознаванию манипура чакры, что является важной частью солнечного совершенствования.
Центр манипура чакры находится на внутренней стороне позвоночного столба точно на уровне пупка. Для выполнения упражнений, требующих сознавания манипура чакры, необходимо уметь сначала точно находить местонахождение двух точек её «отражения» в теле: точку на передней поверхности живота (манипура кшетрам) и ключевую точку на внешней стороне позвоночника.
Точку отражения чакры на передней поверхности тела (манипура кшетрам) найти, пожалуй, проще, чем точки других чакр. Она находится точно в пупке. Не в самой манипура чакре, а именно в пупке, как утверждает Бихарская школа, встречаются восходящий поток жизненного дыхания (прана) и нисходящий (апана). Задача состоит только в умении чётко почувствовать пупок с закрытыми глазами. Физическая ключевая точка манипура чакры находится на внешней стороне позвоночника непосредственно напротив пупка.

Точки манипура чакры и манипура шуддхи

Сядьте в алмазное положение (ваджрасану) или позу лягушки (мандуки асану). Успокойтесь. Сосредоточьтесь на дыхании, затем — на области пупка и, удерживая там внимание, выполните уддияна бандху.
Делайте её примерно 5 минут с удобным для вас числом подходов, но промежутки отдыха между ними не должны быть слишком большими. Должно ощущаться некоторое волевое усилие и нагрузка на мышцы.
Закончив все подходы уддияны, уловите биение крови в пупке и направьте на него всё внимание. Нужно чувствовать его явственно и отчётливо. После нескольких минут удержания внимания на этой пульсации переместите внимание на ключевую точку манипура чакры в позвоночнике. При необходимости начинающие могут для этого поместить палец одной руки на пупок, а палец другой — на том же уровне на соответствующее место спины, достаточно сильно нажав на него. Постарайтесь точно почувствовать точку давления пальца на позвоночник. Когда это достигнуто, можно переходить к «касанию» этой точки вниманием.
Сосредоточьтесь на пульсации в этой точке на несколько минут.
Затем снова сделайте несколько подходов уддияна бандхи и после этого вновь ощущайте пульсацию сначала в пупке, потом — на позвоночнике.
Упражнение желательно делать не менее 10 минут.
Закончив, можно произнести вслух биджу огня РАМ или, сделав вдох, задержать дыхание на пару секунд, а на выдохе произнести нараспев слог РА .
Два нижеследующих упражнения, связанные с представлением солнца в солнечном сплетении, особенно подходят тем, для кого более реально существование солнечного сплетения, нежели чакр. Эти упражнения являются также подготовкой к первой стадии созерцательной техники сурья акаша.

1. Сосредоточение на солнечном сплетении
Это упражнение проще делать сначала на жарком летнем солнце, но не более четверти часа. Сядьте в удобное положение, чтобы под прямые лучи солнца попадало туловище. Голову, если можно, лучше поместить в тень или по крайней мере прикрыть так, чтобы и уши были закрыты. Закройте глаза.
Сосредоточьтесь на области солнечного сплетения. Почувствуйте, как солнце прогревает, печёт, жарит эту область. Всецело сосредоточьтесь на этом ощущении в продолжение нескольких минут.
Затем постарайтесь «посмотреть» закрытыми глазами на яркое, жаркое солнце. Это нетрудно, потому что яркое солнце видно даже через закрытые веки. Постарайтесь «перенести» это солнце в солнечное сплетение. Разглядывайте его там внутренним оком. Именно там теперь этот источник света и жара. Несколько минут удерживайте это представление.
Затем откройте глаза, уйдите в тень и посидите или полежите там.
В бессолнечную, холодную погоду или в помещении упражнение можно делать следующим образом. Представьте темноту в глубине брюшной области. Будто это темнота холодной неразожженной печки. Теперь там, в глубокой темноте, в области пупка загорелась едва видимая искорка, как огонь сигареты в ночи.
Она разгорается и теперь выглядит как слабый, трепещущий огонек, как пламя свечи.
Теперь вообразите, что в солнечном сплетении разгорается маленький костерок.
Костер разгорается всё больше. Теперь в нём пылают поленья, пламя пышет жаром.
В солнечном сплетении, как в жерле печи, горит яркое до белизны пламя, гудящий и обдающий вас жар.
Теперь представьте, что в солнечном сплетении сияет жаркое солнце. Почувствуйте в своём солнечном сплетении золотисто-красный, пылающий, пышущий жаром шар солнца. Он проникает и наполняет всё ваше существо энергией, светом, жизнью.

2. Вариант упражнения по Шивананде
Сядьте, если можете, в падмасану или сиддхасану. Зажав правую ноздрю, ровно, неторопливо и по возможности длительно вдохните через левую. При этом повторяйте про себя ОМ. Задержите дыхание. Сосредоточьтесь на области солнечного сплетения. Сознательно направляйте прану в эту область. Но не напрягайте сознание излишне.
Размышляйте: «Я дышу праной, бодростью, радостью, силой, любовью». Медленно выдохните через правую ноздрю.
По такой же схеме вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание и выдохните через левую.
Сделайте 12 таких подходов.

Манипура шуддхи
Научившись находить обе точки отражения чакры и её саму, можно развить упражнение — выполнить манипура шуддхи. Сосредоточьте всё внимание на дыхании в области живота — как оно расширяет его и сжимает. Почувствуйте, что на вдохе дыхание и сознание входят через пупок (манипура кшетру) и доходят до манипура чакры в позвоночнике. А на выдохе они идут в обратном направлении — от чакры к пупку. Вообразите светящуюся трубку между пупком и чакрой, по которой и идут дыхание и сознание. Делайте это 5 минут.
Теперь присоедините к этому мантру ОМ. Вдыхая, двигайте мантру к позвоночнику, выдыхая — к пупку. Ощущайте, что дыхание, мантра и сознание очищают манипура чакру. Выполняйте ещё 5 минут.
Затем можно попробовать представлять изображение манипуры на внутренней стороне позвоночника. Самые основные составные части этого изображения, достаточные для неиндийца, — красный фон, ярко-жёлтый лотос с 10 тёмно-синими лепестками, вписанный в него красный треугольник вниз вершиной и сияющее солнце в его центре.


Манипура чакра

СОЛНЕЧНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ (СУРЬЯ БХЕДА ПРАНАЙАМА)

Сурья бхеда пранайама, пожалуй, одна из наиболее малоизвестных и малоприменяемых дыхательных техник. Есть по крайней мере два способа выполнения упражнения, отражённых в йоговских текстах. Кратко и с некоторыми разночтениями она описана в Хатха йога прадипике и Гхеранда самхите.  Существует её разновидность, называемая сурья анга пранайама. Они отличаются тем, что при сурья бхеде вдох идёт через правую ноздрю, а выдох через левую, а при сурья анге — и вдох, и выдох только через правую. За основу описываемой ниже техники взят способ Бихарского университета йоги. Однако полезные действия всех этих разновидностей примерно одинаковы.
Сурья (Солнце) в названии этого упражнения обозначает пингала нади (прановый путь, проводящий энергию в человеческом организме) и ток дыхания через правую ноздрю, а бхеда означает «проникание», «пронзание», «пробуждение». В целом это указывает на смысл упражнения — одновременно проникание солнечной энергии в организм и пробуждение солнечной силы в теле.
Главная цель техники сурья бхеда пранайамы — пробуждение и разжигание жизненной энергии в плотном и прановом телах или, иначе, прановая подзарядка. По Гхеранда самхите, прана, апана, самана, вьяна удана, вьяна — все они связаны с Сурьей. Йогин должен поднять их из пупочного корня. Сурья «уничтожает гниение и смерть, будит кундалини шакти и увеличивает телесный огонь» (Гхеранда самхита, 5.62-63).
Это дыхательное упражнение может быть полезно:
• при пониженном тонусе мышц, низком кровяном давлении, пониженном теплообразовании ;
• при недостаточном аппетите и слабом пищеварении;
• вообще при пониженном жизненном тонусе, слабым и вялым, так называемым непрактичным людям, которым не хватает заинтересованности, чтобы успешно и удачно выполнять житейские дела. Оно увеличивает жизненную силу, преобразует преобладающую застойность (тамас) в подвижность (раджас), делает человека более деятельным и упорным;
• и напротив, для успокоения нервов у людей, склонных к тоске, хандре, подавленности и страхам, ибо деятельность изгоняет эти волнения ума;
• для улучшения сна, поскольку, по свара йоге, спать надо при действующей пингала нади;
• тем, у кого правая ноздря из-за искривления носовой перегородки или полипов хуже проводит воздух, что ведёт к обшей неуравновешенности в организме;
• по хатха йога прадипике (2.50), «превосходная сурья бхеда пранайама очищает череп , уничтожает расстройства ветра (вата) и расстройства, вызванные червями  в теле». Свами Шивананда уточняет, что она очищает лобные пазухи от микробов, удаляет отеки, излечивает насморк, головную боль, ревматизм и невралгию разных видов;
• женщинам со скудными месячными и страдающим белями .
Считается, что эта пранайама поможет сделать ум более восприимчивым и собранным, что окажет великую помощь в созерцательных упражнениях.

Противопоказания и Предостережения

Обычно в пранайаме считаются более-менее безопасными небольшие задержки после выдоха. Но если здоровый человек занимается пранайамой с задержками дыхания, то ему необходимо выполнять взаимодополняющие пранайамы как с замедлением, так и с убыстрением дыхания, с задержкой как на выдохе, так и на вдохе.
Хотя задержка дыхания — неотъемлемая часть этой техники, на первых порах не следует пытаться удерживать дыхание, «пока пот не начнёт выступать из кончиков волос и пальцев» (Гхеранда самхита, 5.59) или, иначе, до ощущения давления в кончиках волос и пальцев, как понимается доведение дыхания до этих мест. Такие долгие задержки должны выполняться лишь при совершенном здоровье и очищенных теле и сознании, при спокойной и размеренной жизни, со строгим соблюдением техники упражнения и под личным руководством учителя. Эти условия описываются в общих правилах пранайам с задержкой.
Для занимающихся йогой в обыденной жизни длительность задержки не должна превышать удобной. Если тело и ум человека недостаточно очищены, превышение времени и сил может причинить больше вреда, чем добра.
Упражнение не показано людям с серьёзными сердечными болезнями, высоким кровяным и внутричерепным давлением, перевозбуждённым (нервно и психически). Не советуется выполнять это дыхательное упражнение непосредственно перед едой или сразу после неё, ибо она будет забирать энергию у пищеварительного огня, что может нарушить естественный ход пищеварения.
Сурья бхеда особенно благотворна, если выполняется достаточно продолжительно, но без перенапряжения. Среднему человеку упражняться в ней лучше не больше чем 20—30 минут за один раз. Свами Вишнудевананда советует доводить упражнение до 40 циклов, а Сатьянанда — до 50.
Лучшее время для упражнения — раннее утро перед завтраком.
Что касается предписаний выполнять это дыхательное упражнение главным образом зимой, то это ограничение относится к жаркой Индии. В нашем климате упражнение можно с пользой делать и летом, но не при большой жаре.

Выполнение

Примите удобное сидячее положение. Держите спину и голову прямо безо всякого напряжения. Положите руки на колени. Закройте глаза и расслабьте всё тело.
Сосредоточьтесь на осознании дыхания и ходе упражнения и не теряйте его.
Постепенно замедляйте и углубляйте дыхание.
Теперь начните выполнение сурья бхеда.
Поднимите правую руку к лицу. Поставьте указательный и средний пальцы на лоб, так чтобы безымянный и большой слегка касались крыльев носа (насагра или насикагра мудра). Зажмите левую ноздрю большим пальцем.
Вдохните медленно и глубоко через правую ноздрю, стараясь представить, что дыхание вытягивается из вместилища энергии в пупочной области. Постарайтесь почувствовать, что вдыхаемые воздух и прана расширяют и подзаряжают всё тело.
В конце вдоха закройте обе ноздри большим и безымянным пальцами. Затем сделайте джаландхара бандху и мула бандху .
Задержите дыхание, когда делаете две бандхи, настолько, насколько вы чувствуете удобным. В качестве меры можете использовать какое-нибудь солнечное изречение, например гаятри мантру. Не напрягайтесь.
Затем поочерёдно ослабьте давление правого пальца, две бандхи и поднимите голову.
Медленно выдохните через правую ноздрю (а не через левую, как предписывается в других разновидностях упражнения).
С концом выдоха начинается второй подход.
Вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание, сделайте бандхи; затем ослабьте бандхи и выдохните через правую ноздрю.
Повторите намеченное и подходящее для вас число раз.

МОЛИТВЕННЫЙ ОБЕТ (ДЖАПА АНУШТХАНА)


Джапа-йогин сияет величественнее солнца.
Свами Шивананда

Созерцательные техники чаще всего отождествляют со зрительным созерцанием какого-либо образа или с визуализациями — представлением зрительных образов в уме. Но в наше время человек перегружен и перекормлен зрительными впечатлениями: мельтешением людей, машин, витрин, реклам, программ... Поэтому способность представлять зрительные образы у него ухудшается, а сами представления для него становятся менее впечатляющими. Хотя на слух ныне оказывается не меньшая нагрузка, слух и речь гораздо больше помогают отвлечься от мешающего внешнего и сосредоточиться на внутреннем. Не зря в упанишадах слух считался главным чувством, а произнесение мантр — главнейшим священнодействием.
Джапа (санскр. «шепот», «бормотание») — это многократное произнесение мантры или имени Бога, чаще всего с применением чёток. Джапа ануштхана — это установленное (количественно или на какой-то срок) произнесение мантры (от ануштхана — «установление», «обязанность», «зарок»). Это широко применяемый в Индии подвижнический приём. Он существует и в любом другом вероисповедании в том или ином виде — например, повтор молитв в христианстве, зикры в суфизме. Цель его — очистить и упорядочить сознание человека так, чтобы осуществились его намерения — как самые высшие духовные, так и мирские. Поскольку внимание занято и движением рук, и повторением, легко достигается собранность и погружение в выполнение упражнения. При этом легче, чем при техниках визуализаций, удерживаться от невольного засыпания, так как тогда прекращаются произнесение и движение рук.
Даже начинающие с небольшим усилием и настойчивостью могут за короткий срок достичь заметных благотворных перемен.
Если человек чувствует усталость или напряжение, произнесение мантры позволит хотя бы на какое-то время отвлечься или отстраниться от забот, беспокойств, тревог и неприятностей. Ум отдыхает, умиротворяется, расслабляется и сосредотачивается, что даёт новые возможности для разрешения затруднений.
Следуя традиции, Свами Шивананда утверждает, что повторение сурья мантры приносит здоровье, долгую жизнь, жизненную силу, активность и сияние (теджас). Оно устраняет все болезни тела, особенно глазные. Никакой враг не может причинить повторяющему вреда.

ВЫБОР ИЗРЕЧЕНИЯ И СПОСОБА ПОВТОРЕНИЯ

Для того чтобы выполнять джапа ануштхану, нужно иметь дающего мантру учителя, доверие к мантре и знание её сущности (бхава)  . При джапе можно воспринимать Солнце как Владыку, Учителя, отца, друга или возлюбленного. Выбор подходящей и наилучшей для человека бхавы зависит от наставления учителя или степени самопознания. Так как эта книга обращена не к какому-то определённому человеку, мы можем лишь предложить на выбор:
1. Санскритские мантры:
• гаятри или одна из гаятри Солнцу (см. выше);
• o> savitre s#ryan@r@yan@ya nama* («Побудителю, Солнцу, Людей водителю слава!»);
• o> s#ry@ya nama* («Солнцу слава!»).
2. Русские изречения:
• «Ау! Животворному Солнцу — слава!»;
• «Солнце солнц — это я».

Если читатель захочет делать это упражнение, то пусть посвятит несколько дней испробованию этих изречений. Нужно взять наиболее, как кажется, нравящееся или созвучное вам изречение и произносить его около четверти часа в день или припоминать его как можно чаще в тех или иных ситуациях. Если вы верите в благотворность изречения, если оно не вызывает у вас отвращения или скуки, то можно применить его для джапы.
Джапу хорошо выполнять для поддержания направленности ума на главную цель и образ садханы. Такое понимание является в какой-то мере заменой бхавы. Для одних, например, больше подходит гаятри, где Солнце рассматривается как светило мудрости. Для других важна побудительная сила Солнца и его благосклонное отношение к людям.
Для тех, кто больше нацелен на сохранение или обретение здоровья, подходит первое из русских изречений, а для аджапа джапы (соединения мантры с дыханием) — второе. Но выбрав изречение, не меняйте его, пока не исполните своего обета или зарока.
Существует три способа повторения мантр: вслух (вайкхари), беззвучно, но шевеля губами {упаншу) и умственно (манасика или манаса). Причём наилучший путь освоения — от голосового до умственного повторения. Можно делать это с открытыми, закрытыми или полуприкрытыми глазами. В одном выполнении могут быть переходы: сосредотачиваются и заглушают наиболее грубые волнения мысли повторением вслух, потом переходят к беззвучному «бормотанию», а достаточно сосредоточившись — к умственной джапе. Если же ум начинает слишком блуждать, можно возвратиться к повторению вслух.
Мантру следует произносить ясно, чётко, ритмично, без ошибок, с доверием к ней. Если ум беспокоен, убыстряйте произнесение и замедляйте, если он успокаивается.

ОБЩИЕ СОВЕТЫ И ПРАВИЛА

Место, время и длительность упражнения

Для начала ануштханы лучше выбрать какой-нибудь знаменательный день, например, начало или окончание солнечных праздников, Новый год, день рождения и т. п. Можно выполнять джапу на природе, в красивых спокойных местах или дома. Делать это хорошо на освещённом солнцем месте, и места этого лучше не менять. Индийский обычай предписывает обращаться лицом на восток или на север. У нас северное направление можно заменить на южное. Лучше делать упражнение примерно в одно и то же время суток, например по утрам после умывания и на закате, но не ночью, поскольку это повтор солнечных изречений. Наиболее плодотворным будет выполнение ануштханы после асан и пранайамы. Хорошо совместить произнесение мантр с пребыванием на солнце в оздоровительных целях.
Для джапа ануштханы надо установить для себя, во-первых, общее число или срок повторения изречения и, во-вторых, ежедневное число повторов. По индийским правилам подвижничества мантра для джапы должна повторяться столько сотен тысяч раз, сколько слогов в ней, например для восьмисложной мантры — 800 тысяч раз. Для обычных людей в наших условиях это трудновыполнимо, но приемлем предписываемый минимум — 100 тысяч. Повторение большого числа мантр особенно подходит для людей со свободным распорядком и достатком, который позволяет не беспокоиться о работе, семье и пропитании.
Можно выбрать срок, скажем, неделю, месяц, шесть месяцев или год. Но важно, чтобы ни ежедневное, ни общее число повторов или срок не нарушались. Например, если вы решили произносить в день тысячу изречений или по времени, скажем, 15 минут с общим числом 100 тысяч (то есть чуть больше трёх месяцев), то ошибкой (хотя и лучше, чем ничего) будет сегодня произнести тысячу, завтра по каким-то причинам — ни разу, послезавтра, нагоняя, — две тысячи, а ещё через день «перевыполнить план» на 500 изречений, чтобы создать себе задел на случай, когда из-за лени или ещё почему-то вы опять не сможете произнести свою тысячу. Поэтому лучше взять небольшое число ежедневных повторений, но выполнять их неуклонно. Например, всего 108 повторений (по числу бусин чёток), но не меньше. Свами Шивананда предлагает, например, даже такой почти необременительный способ: 36 раз на восходе, 36 в полдень и 36 на закате. Но тогда срок ануштханы должен быть достаточно длительным — может быть, годы.
Самый короткий срок ануштханы — один день. Но тогда её надо делать не менее нескольких часов. Например, в солнечный праздник предписывалось повторение мантры Солнца 7000 раз . Время от времени желательно повторять такие однодневные обеты.

Простейшие правила выполнения и способы подсчётов

Перед началом джапы считается необходимым очиститься: омыться или хотя бы умыться. Неплохо накануне попоститься.
Телесную и умственную чистоту следует соблюдать и в течение всего срока обета, а также стараться придерживаться основных нравственных правил: невреждения, правдивости (соответствия мысли, слова и действия), целомудрия.
При ежедневном повторении важно стараться соблюдать молчание (мауну): не прерывать джапу разговорами, не впадать в болтовню после конца упражнения, как хочет это сделать почувствовавший «слабину» ум.
Традиционная индийская джапа начинается с молитвы восходящему солнцу.
Для подсчёта изречений можно пользоваться четками, касанием к сгибам пальцев ладони или расчётом времени.
Чётки, используемые в Индии (мала), Тибете или у буддистов Китая и Японии, содержат 108 бусин или кратное этому числу — 27, 54. В других религиозных наследиях может быть другое число — 10, 33, 100 и даже 1000 (в суфийских групповых зикрах). Во всех четках есть отличающаяся размером или формой конечная бусина. В Индии её называют сумеру. От неё начинают движение пальцев, и она же служит ограничением, обозначающим конец одного круга. Двигать бусины надо средним пальцем правой руки от себя, используя большой и безымянный пальцы для поддержки. Нельзя переходить бусину сумеру — достигнув её, надо перевернуть чётки пальцами на 180 градусов так, чтобы они крутились в противоположном направлении. Продолжайте таким образом, пока вновь не вернётесь к бусине сумеру.
Подсчёт по пальцам ладони производится следующим образом. Держа левую ладонь с полусогнутыми пальцами обращённой вверх, касаются подушечкой большого пальца нижнего сгиба у основания мизинца. Прочитав мантру, передвигают палец на средний сгиб, потом на верхний сгиб. Затем передвигают на верхний сгиб безымянного пальца и т. д. Так доходят до нижнего сгиба указательного пальца. Это 12 раз . Отсюда продолжают движение в обратном направлении. На ладони правой руки таким же способом определяют число кругов.
Подсчёт по времени заключается в том, что засекается по часам число мантр, которые произносят за определённый отрезок времени. Для большей точности этот отрезок не должен быть слишком маленьким. Устанавливается среднее число по опыту хотя бы нескольких дней.

Предостережения

Предостережения для выполнения этого упражнения те же, что и в других созерцательных техниках. Почти у каждого человека в уме скопилось множество остатков (или останков) прошлых действий: воспоминания о боли и обидах, угрызения совести, страхи, комплексы вины, тягость нерешённых жизненных задач. В сущности, цель йоги и её приёмы можно рассматривать как очистку ума от этих разлагающихся отбросов. Джапа выводит их из глубин ума на сознательный уровень, освобождая человека от их отравляющего действия. Но у некоторых трудности, страхи, подавленные желания могут проявиться слишком быстро и неуправляемо. Это чревато умственным беспокойством или расстройством. Если таковые проявятся, прекратите упражняться, пока не найдёте сведущего советчика. Людям с имеющимися психическими расстройствами нельзя заниматься самостоятельно.
Не выполняйте джапу на полный желудок. В течение всего обета желательно воздерживаться от переедания, буйного образа жизни, очень тяжёлой физической работы, хмельного, совокуплений и пр.
Ставя какие-то мирские цели джапа ануштханы, помните, что нельзя применять её во вред другим.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ (КАЙА СТХАРЬЯМ)

Для выполнения описываемых ниже созерцательных техник, будь это произнесение мантры (джапа), пристальное глядение (тратака) или представление солнечного пространства (сурья акаша), необходимо умение сохранять тело неподвижным. Дело в том, что на первых порах всякое движение будет непременно и сразу же отвлекать внимание и сознание от сосредоточения.
Вот самое краткое описание техники устойчивости тела (кайа стхарьям).
Примите удобное сидячее положение.
Устройтесь как следует. Чтобы не было нужды двигать телом во время выполнения, устраните всё, что вам мешает, в сиденье, подстилке, одежде. Держите спину, шею и голову прямо без какого-либо напряжения.
Закройте глаза. Расслабьтесь. Если захотите открыть глаза, постарайтесь воздержаться от этого. Затем несколько минут выполняйте расслабление всего тела.
Примите твёрдое решение не двигать телом на протяжении всего упражнения.
Обратите всё внимание на тело; старайтесь не думать ни о чём другом. Если ум отвлекается и блуждает, не мешайте ему, но мягко увещевайте и возвращайте назад к телу.
Закройте глаза. Направьте внимание на тело. Осознавайте всё своё тело — не конечность, не орган, не руки, не ноги, не живот, не грудь, но всё тело в целом — в его объёме, плотности, весе, границах.
Почувствуйте место касания тела с полом.
Подумайте: тело есть часть земли.
Оно касается земли, такие же в нём частицы, поэтому для него затруднено какое-либо движенье.
Почувствуйте: у тела неколебимый остов — позвоночный столб как колонна, рёбра как рёбра жёсткости, кости как арматура. Оно прижато к земле земным тяготением и атмосферным давлением. Оно — в воздушной среде, обладающей сопротивлением. И сдвинуть тело, и двинуть телом совсем не просто.
Старайтесь почувствовать свою свободу от несознательных порывов и дёрганий тела и от беспокойств ума. Или по меньшей мере, что вы удерживаете их во временном бездействии во время упражнения.
Ещё и ещё раз убеждайте себя: «Я буду сидеть без движения, без напряжения, дрожи и раздражения, пока не кончится упражнение».
Почувствуйте: тело — как вкопанное, окаменелое, словно статуя.
Сознавайте ваше тело; чувствуйте, как оно устойчиво и одновременно расслаблено.

ОСНОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Произнесите молитву Солнцу.
Теперь приступайте к собственно джапе. Мы опишем простой и наилучший способ для начинающих — очищение речью (вак шуддхи).
Начните повторять выбранное изречение, согласовывая с его повтором движение чёток. Одновременно сознавайте изречение, вращение чёток, наблюдая возникающие при этом мысли. Какими бы они ни были и сколько бы их ни было, не отвергайте и не подавляйте их. Позвольте этим волнам волнующегося ума возникать и опадать. Если отвлекает или волнует что-то внешнее, также сознавайте это с удержанием сознания на мантре и вращении чёток. Не забывайте считать обороты чёток.
Через некоторое время вихри мыслей постепенно уменьшатся и ослабнут, собранность и сосредоточенность увеличатся. Через какое-то время постоянных упражнений могут появиться даже видения, необычные образы. Не увлекайтесь ими, но сознавайте их и рассматривайте как бы со стороны, как сторонний наблюдатель.
Продолжайте так всё то время, которое вы назначили для упражнения.
Закончив произношение, некоторое время наблюдайте умственное пространство (чидакашу) за закрытыми глазами.
Прозанимавшись этой стадией достаточное время, несколько очистив подсознательный ум от вредного, лишнего, ненужного, время от времени можно произносить мантру, сосредотачиваясь на солнце в небе, образе Солнца, солнечном сплетении, сердце и межбровье.

ТРАТАКА НА СОЛНЦЕ


Все созерцательные упражнения должны сначала сосредоточить ум для последующего собственно созерцания. Чтобы достичь этого состояния, применяются различные способы. Один из наиболее простых, доступных и в то же время действенных способов — техника тратаки.

ПОВСЕМЕСТНОСТЬ И БЛАГОТВОРНОСТЬ ТРАТАКИ

Тратака — это неотрывное глядение на какой-либо предмет, образ, символ. В нашем случае это глядение на солнце или его образ. Суть и пользу упражнения легко понять и извлечь. Считается, что около двух третей впечатлений (и отвлечений!) человек получает через зрение. Поэтому одним из распространённейших способов отвлечения ума от внешнего (пратьяхары) и его обуздания является сосредоточение взгляда на одном предмете. Тратака также имеет прямое влияние на пробуждение манипура чакры, поскольку она напрямую связана с глазами.
Этот способ использовался не только в йоге, но в том или ином виде почти в каждой религии и духовном учении, повсеместно и во все времена, для направления ума, управления им, воспарения над обыденным опытом.
Сосредоточение ума на внешнем образе (мурти) божества — неотъемлемая часть индийской обрядности. Пристальное глядение на изображение избранного божества (Рамы, Кришны, Шивы, Дурги), учителя, знака АУМ, на лингам или шалаграму и т. д. — это действие не только почитания, но и очищения, успокоения и сосредоточения и созерцательности ума. Определённые обрядовые действия требуют также представления в уме образов тех или иных божеств, мифологических сюжетов, символов, предметов. Важная составляющая тантры — сосредоточение на янтрах, особых геометрических построениях с религиозной символикой.
Пристальное глядение на янтры и мандалы, образы Будды и различных боддхисаттв — важная часть религии тибетского буддизма.
Этот приём прослеживается и в христианстве, хотя и менее явно. В монашеском подвижничестве широко применяется пристальное и неотрывное глядение на образ Христа или икону. Распятие, иконы, свечи в церквях также собирают взгляд и укореняют символы и связанные с ними идеи в сознании молящегося.
Пророк Мухаммад перед молитвой выбирал в трёх-четырёх шагах от себя на земле какой-нибудь предмет — камень или выпуклость, неровность, — а затем на протяжении всей молитвы не сводил глаз с этого места.
Сосредоточение на внешнем образе оказывает определённое влияние на образ мысли, может вызывать в сознании обычно скрытые ассоциации, переживания и опыт. Важность произвольного и непроизвольного сосредоточения на предметах и символах признаётся современной наукой и используется в управлении массовым сознанием. Это даже выражается мыслью, что «миром движут не идеи, а символы». Одним из тех, кто признавал основополагающую роль различных, в том числе и культурных, символов в «коллективном бессознательном», глубинных побуждениях и переживаниях отдельного человека, был К.Г. Юнг.
Движение глаз «отражает информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях головного мозга» . Когда человек-правша в разговоре или наедине с собственными мыслями смотрит налево вверх, это указывает, как правило, на то, что он занят зрительными воспоминаниями, вниз при чуть прикрытых веках — мышечными ощущениями, налево вниз — слушанием внутреннего диалога или заучиванием, вверх — зрительными мыслями (визуализациями), направо вверх — постройкой зрительного образа и т. д. Это наблюдение за движениями глаз используется в гипнозе для определения, чем человек преимущественно воспринимает мир: зрительно, слухом или телесными ощущениями, — то есть ведущей репрезентативной системы.
Итак, мы причинно обусловлены даже этой связью мыслей и положений глаз. Любопытно, что движения глазных яблок могут рождать и заблуждения. Например, одно из возможных слагаемых веры в летающие тарелки — это движение глазных яблок. Если смотреть на звезду или какой-то светящийся предмет в небе, то он вдруг начинает делать резкие скачки и петли.
Поэтому сознательное управление этими, казалось бы, непроизвольными движениями глаз оказывает определённое воздействие на ум. Устойчивость и проницательность взгляда прямо соотносится с устойчивостью и сосредоточенностью ума. В Индии одним из признаков богов, йогинов и великих мудрецов считается то, что они вообще не моргают, и их глаза сияют. И напротив, слабый, невротический человек моргает очень часто и имеет потухший взор. Так и «последний человек» у Ницше, говоря о своём счастье, безвольно моргает.
Остановка взгляда способствует двигательному раскрепощению, на основе которого начинается отстранение сознания от отвлекающих внешних и чувственных помех. Успокаивается, очищается, расслабляется и сосредотачивается ум. Этот приём позволяет человеку выявить и понять свои умственные затруднения и помехи и избавиться от них. Он устраняет нервное напряжение, бессонницу, укрепляет слабые глазные мышцы и улучшает зрение.
Это, так сказать, психофизиологическая причина повсеместного использования сосредоточения взгляда на кончике носа, межбровье или избранном предмете (агочари мудра, шамбхави мудра и пр.) во многих учениях. Тратака подчиняет также одну из упапран — курму, которая ведает открыванием и закрыванием глаз.
Тратака развивает неимоверную силу сосредоточения, которая великолепно используется в ежедневной жизни. Собирание умственной энергии в одну точку ведёт к покою ума, ибо оно останавливает склонность ума колебаться. Упражняются терпение, внимание и сила памяти. Так как памяти препятствуют умственные волнения и помехи, «шумы и трески», заглушающие нашу способность вызывать в уме прошлые события, удаляя их и успокаивая ум, тратака помогает улучшить память. Полная тратака ведёт к остановке мешающих и отвлекающих непроизвольных колебаний и сбоев сознания и удлинению цепочки связных мыслей.
Тратакой пробуждаются и открываются некоторые скрытые возможности ума. В Индии её часто используют для получения необычных психических сил: «небесных видений», ясновидения, яснослышания, способности передавать мысли и т. п. И действительно, при некотором упражнении могут появиться необычные переживания и способности, независимо от того, верите ли вы в них или нет. Но ставить их обретение целью упражнения не стоит хотя бы потому, что они отвлекают от высшего сознания и самопознания. Тем более что вызвать силы — ещё не значит управлять ими на благо себе и людям.
Самое важное достоинство тратаки — что она может вести прямо к созерцанию и посредством её можно удерживать созерцательное переживание.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ

Две части упражнения: внешняя и внутренняя тратака

Упражнение разделяется на две части: глядение на солнце (внешняя тратака) и затем внутреннее глядение на послеобраз солнца. Тренировки требует и первое, и второе.
Делая внешнюю тратаку, надо постараться не жмуриться, не щуриться и не моргать. Это нужно для воспроизведения ясного послеобраза при внутренней тратаке. Начинающим часто не удаётся воспринять и трудно различать и удерживать внутренний ясный образ, так как устойчивому глядению мешают движения век, глазных яблок и слишком большое старание.
То же самое относится к разглядыванию внутреннего послеобраза солнца. Наверное, у каждого есть опыт, когда, посмотрев на солнце, он при закрытых глазах видел несколько мгновений его ясный отпечаток на сетчатке глаза. Поначалу из-за движения глазных яблок и при закрытых глазах образ будет колеблющимся и дергающимся и недолгим. С упражнением появится умение сохранять глаза неподвижными и удерживать устойчивый образ.

Место и время упражнения

Солнце мы не можем поместить в удобное для нашего упражнения место и время. Поэтому нужно приспосабливаться к нему. Это и хорошо, так как учит необходимому смирению и препятствует излишнему усердию. Восход и закат — это не просто лучшее время, но необходимость, так как глядение на высоко поднявшееся и яркое солнце может принести вред. Нужно узнать, когда в вашей местности солнце восходит и когда заходит, и отыскать удобное место для упражнения. Если вы не желаете прерывать упражнение из-за пасмурной погоды, можно заменить глядение на солнце глядением на янтру Солнца.
Постарайтесь сделать так, чтобы вас ничего не отвлекало и не волновало.
Тратаку на солнце лучше выполнять в удобном и устойчивом сидячем положении, хотя из-за того, что предмет тратаки находится далеко, возможно и положение стоя. Среди сидячих поз предпочтительнее асаны — падмасана, сиддхасана и др., которые позволяют удерживать тело устойчивым без усилия.
Лучшее время — от появления края солнечного диска над горизонтом и некоторое время после его появления целиком. В северных широтах солнце не такое яркое, как на юге, и поэтому внешнее глядение здесь может выполняться ранним утром и перед заходом дольше без вреда для глаз (на широте Подмосковья — до часа после появления солнца над горизонтом). Когда солнце поднялось достаточно высоко, переходите к глядению внутренним взглядом и заканчивайте упражнение.
Индийские обычаи предписывают завершить утреннее поклонение через полмухурты (примерно 24 минуты) после появления солнца над горизонтом. Это время может являться какой-то вехой и для нас. Для получения заметных благ и осуществления цели этого приёма нужно упражняться по меньшей мере по 15 минут ежедневно.

Чередование внешней и внутренней тратаки

Можно выбрать для выполнения лишь внешнюю тратаку или обе, одну после другой.
Для начинающих упражнение может показаться или оказаться очень трудным. Возможно, они смогут глядеть на солнце, не щурясь и не моргая, лишь несколько мгновений. Тем не менее, они должны быть нацелены на то, чтобы 2-3 минуты смотреть на него не моргая. С постоянным упражнением разовьется способность глядеть на солнце не отрываясь, без напряжения и движения глаз, в течение 5—10 минут.
Внутреннее глядение может выполняться столь долго, сколько ясно виден послеобраз солнца на сетчатке глаза. Начинающие, которые не могут видеть образ, должны стараться создать или вообразить образ солнца в течение примерно минуты и затем открыть глаза.
Совершенствование упражнения состоит в способности без труда и всё дольше удерживать ясный внутренний образ, то есть увеличить длительность внутренней тратаки, которая более способствует созерцанию и осознанию глубочайших уровней ума. При этом всё меньше времени нужно на внешнюю тратаку. В конце концов её можно убрать вообще.
От способности удерживать внутренний образ зависит число подходов или повторов связки «внешнее глядение — сознавание дыхания — глядение на внутренний образ». Начинающим придётся делать несколько повторов этой связки в течение упражнения в зависимости от умения и опыта. Более опытные и овладевшие упражнением в совершенстве, возможно, обойдутся всего лишь одним подходом, удерживая внутренний образ на протяжении всего упражнения.
У основного приёма — внешней тратаки на солнце с последующей внутренней тратакой на послеобразе — есть более совершенная разновидность, которая усиливает её способность вызывать сосредоточенность и умственный покой. Это сознавание дыхания при уджаи пранайаме с кхечари мудрой . Его следует выполнять только после того, как вы, достаточно позанимавшись, полностью освоили первую разновидность тратаки. Показателем освоения является способность пристально глядеть на восходящее или заходящее солнце некоторое время, не щуря веки и не моргая глазами. Отсутствие или слабость и мгновенность послеобраза на этой стадии у большинства людей обычно уже заменяется способностью видеть его. Поначалу смутный и недолгий, с каждым днём и неделей упражнения медленно, но верно он становится яснее и ярче.

Предостережения

При пристальном глядении на солнце нужно прежде всего защитить глаза. Глядение на высоко поднявшееся солнце, особенно в южных широтах или на горных высотах, опасно — можно получить ожоги глаз и повредить зрение. В северных широтах, на равнинах и зимой, эта опасность меньше, но и здесь нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать во времени выполнения упражнения. Горная слепота и повреждение сетчатки может возникнуть и при зимнем солнце на искрящемся снегу. Поэтому лучше ограничить упражнение глядением на восходящее или заходящее солнце.
При выполнении этого упражнения некоторые склонны переусердствовать в старании не мигать, несмотря на резь в глазах и прочие неприятные ощущения и неудобства при этом, пока из глаз не потекут обильные слёзы. Некоторые учителя йоги, например Шивананда, даже считают это необходимым. С одной стороны, слёзы, которые могут появиться, вызывают чувство тихой радости, улыбку на губах, тепловые токи в теле и т. п. Но в Бихарской школе считается, что это создаёт слишком сильное напряжение. Хотя обездвижение глаз необходимо, лучше обойтись без сверхусилия в удержании устойчивости взгляда. Если нестерпимо захочется подвигать глазами, прищуриться или моргнуть, лучше сделать это, чем мучительно таращиться, ничего не видя, кляня упражнение и создавая в уме очаг неприятных эмоций, который будет мешать упражнению потом.
Как раз напряжение глаз заставляет моргать. Поэтому достаточно уменьшить старание и усилия и расслабить, насколько возможно, глаза, как они перестанут непроизвольно моргать. Если вы будете заниматься постоянно, то научитесь, не отводя взгляда и не мигая, глядеть долгое время на избранный предмет. Для защиты ума от перенапряжения и срывов необходима умеренность в упражнении. Это главные «хитрости» для овладения тратакой.

Выполнение

Займите удобное положение, лучше всего одну из удобных для вас созерцательных асан. Произнесите одно из солнечных изречений.
Уделите несколько минут достижению устойчивости тела (кайа стхарьям).
Когда тело достигло приемлемой неподвижности, откройте глаза.
Глядите пристально и не отвлекаясь на солнечный диск, направляя особое внимание на его середину. Старайтесь не отводить глаза, не щурить их, не моргать и не двигать глазными яблоками. При этом не напрягайте глаза, и если вам неудержимо захочется моргнуть — моргните. Главное — постараться сознательно сбрасывать напряжение глаз.
Удерживайте взгляд, внимание и сознание на солнечном диске. Одновременно старайтесь не терять сознавания тела. Если ум начинает блуждать, отвлекаться на посторонние мысли, не ругайте себя, а возвращайте ум назад к упражнению.
Пристально глядите на солнце от 2 до 3 минут.
Затем закройте глаза. Постарайтесь представить послеобраз солнца за закрытыми глазами. Если послеобраз не удаётся увидеть сейчас, то с упражнением это станет доступным. Вы можете поначалу постараться вообразить солнечный диск.
Если вам удалось увидеть образ, то скорее всего поначалу он будет не очень ясным, дрожащим, прыгающим вверх-вниз. Постарайтесь сделать его устойчивым. Стремитесь всецело сосредоточиться на нём, полностью сознавать и созерцать только его. Если у вас возникают какие-то психические видения, посторонние мысли или другие переживания, не отзывайтесь на них чувствами, мыслями или, например, гримасами. Пусть они приходят и проходят, вы же будьте лишь незаинтересованным наблюдателем.
Продолжайте до тех пор, пока послеобраз остаётся ясным. Когда образ поблёкнет и исчезнет, откройте глаза и снова начинайте пристально глядеть на солнце.
Продолжайте это около 2—3 минут, так же не щуря глаза и не мигая, если возможно.
Затем снова закройте глаза и созерцайте внутренний образ до тех пор, пока он отчётливо виден. Продолжайте чередовать внешнюю и внутреннюю тратаку, пока у вас есть терпение и время.
Во время упражнения можно повторять про себя выбранное вами солнечное изречение.
Заканчивая, закройте глаза и созерцайте тёмное пространство за опущенными веками. Наблюдайте всё, что там возникает или появляется, не вовлекаясь в оценки и сохраняя позицию стороннего наблюдателя. Несколько минут сознавайте приходящие мысли.
Затем откройте глаза и пропойте ОМ или РАМ.

Усиленная разновидность приёма

Достигнув устойчивости тела, после нескольких минут внешнего глядения на солнце сделайте упрощённую кхечари мудру, то есть подверните язык и положите его кончик на нёбо.
Начните сознавать своё дыхание, одновременно удерживая взгляд и сознание на солнечном круге.
Затем начинайте выполнять удджаи пранайаму. Сократите горло, производите шипящий звук, не отводя глаз от солнца.
Теперь вообразите, что, вдыхая, вы втягиваете дыхание из сияющего солнечного круга в точку межбровья и через неё ведёте его внутрь головы к затылку.
Выдыхая, представляйте, что дыхание движется от затылка, пронзает межбровье и затем возвращается в солнце.
Сознание одновременно должно пребывать на солнечном сиянии, движении и звуке дыхания. Не отвлекайте внимание движениями тела, морганием и прочим. Вдыхая и выдыхая, старайтесь не столько вообразить, сколько ощутить идущий через межбровный центр к затылку и назад воздух. И если вы выполняете упражнение с достаточным усердием и осознанием, вы почувствуете, что поток воздуха действительно движется между солнцем и затылком. Это дыхание — проявление праны, духовной силы.
Делайте это несколько минут.
Затем сразу же переходите к следующей, четвёртой, ступени — внутренней тратаке.
Закройте глаза. Постарайтесь увидеть послеобраз. Глядите на послеобраз так же пристально, как вы глядели на внешнее солнце. Рассматривайте его.
Не огорчайтесь, если образ неясен и преходящ. Лишь сознавайте видимое и ощутимое: внутренний сияющий образ и дыхание.
Вдыхая, постарайтесь ощутить, как дыхание движется назад к затылку из внутреннего образа солнца. Представьте, что вместе с дыханием на вдохе движется к затылку сияющий образ. Выдыхая, представьте, что дыхание выталкивается вперёд к закрытым глазам. Вдыхая, почти толкайте образ и дыхание в заднюю часть головы, к затылку. Выдыхайте и продвигайте образ и дыхание вперёд.
Образ и дыхание всегда должны сознаваться.
При этом не забывайте выполнять кхечари мудру и удджаи пранайаму. Помимо всего прочего, вы должны слышать и сознавать постоянный звук, исходящий из области горла; старайтесь также соединять этот звук с движением дыхания от межбровного центра к затылку. Таким же образом представляйте, что звук возникает, когда дыхание движется туда и сюда через голову.
Старайтесь всецело погрузиться в упражнение. Продолжайте его, сколько можете без напряжения или до тех пор, пока образ не станет смутным или не исчезнет.
Затем откройте глаза и повторите глядение на внешнее солнце несколько минут. У кого без труда получается длительное удержание послеобраза, тот может пропустить эту ступень и начать следующий подход с третьей ступени — сознавания дыхания.
Последовательно повторите несколько раз сознавание дыхания и разглядывание послеобраза.
В конце упражнения, не открывая глаз, несколько минут наблюдайте чёрное пространство (чидакаша) за закрытыми глазами. Будьте неувлечённым наблюдателем любых возникающих мыслей или образов.
Затем откройте глаза и произнесите ОМ.

СОЗЕРЦАНИЕ СОЛНЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА (СУРЬЯ АКАША)


Техника сурья акаша входит в состав ряда упражнений сосредоточения вьома панчака дхарана (установка на пяти небесных мирах), который описал Свами Ниранджанананда. Хотя она является довольно сложной стадией дхараны, её можно использовать как прекрасное дополнение к предыдущим упражнениям.
Цель упражнения — созерцание-достижение солнечного пространства. Это пространство — Вечная Действительность, неистощимая и неисчерпаемая, не затронутая явлениями времени, пространства и предметов. Это источник всех сущностей (таттв) и, следовательно, источник Творения и самой Жизни. Оно представляет чистую форму таттв перед творением во время растворения (пралайи).

1. Призывание Солнца
Сядьте в удобную созерцательную позу, обратившись в направлении к восходящему солнцу. Закройте глаза и устройтесь недвижимо. Направьте ваше внимание в межбровье (бхрумадхья). Представьте красное восходящее солнце, поднимающееся над горизонтом. Сосредоточьтесь на этом образе в течение нескольких минут. Представляйте пылающий, пышущий жаром золотисто-красный шар солнца и ощутите, как он пронизывает и наполняет всё ваше существо энергией, светом, жизнью.
Соедините ваше сознание с его светоносной лучезарной сущностью. Своей мыслью вы как бы притягиваете этот свет. Когда вы всматриваетесь своим внутренним взором в сияние, которое распространяется во всех направлениях, представьте образ солнечного божества (Сурья девата), едущего на своей золотой колеснице по небосводу.
Представьте царственный и сиятельный облик Солнца, властвующий над всеми проявлениями света. Рассматривайте его, сидящего на сверкающей колеснице, которую везут семь белых коней, несущихся быстрее света. Рассматривайте сияющий облик солнечного божества, излучающий и распространяющий потоки света во все стороны, простирающий над мирами свои золотые руки.
Сосредоточьтесь на божественном проявлении света в облике солнечного божества. Вглядывайтесь в его сияющий облик, пока ваше сознание не погрузится в него полностью. Осознайте себя частицей его космического образа. Постепенно слейтесь своим существом с солнечным излучением. Станьте единым с Солнцем, источником света и энергии.

2. Сурья мандала
Не рассеиваясь и не отвлекаясь, продолжайте сосредоточение на слиянии с образом Солнца, пока ваше существо не погрузится полностью в его свет. Осознавайте, что и внутри вашего существа живёт этот сияющий свет. Представьте: само ваше тело состоит из света. Это световое тело — тело причин (карана шарира).
Внутри вас и вокруг вас — только свет, как вода в наполненном до краев сосуде, погруженном в воду. Вы пребываете в море света, и свет наполняет вас. Куда бы вы ни глянули, о чём бы ни подумали — всюду свет. Это и есть область Солнца (сурья мандала).

3. Пребывание в сурья акаше
Продолжайте сосредотачиваться на свете солнца. Станьте единым с бесконечным, безграничным и разнообразно переливающимся световым пространством.
Продолжайте вглядываться в солнечную область, пока не проникнете постепенно в непроявленное, ясное и прозрачное до невидимости пространство, откуда возникает и светит этот свет. Сознавайте сурья акашу, чистое и незапятнанное пространство Солнца. Это солнечное пространство есть пространство духа, являющееся источником всякого света, которое всё проявляет и проявляется во всяком видимом и невидимом творении.
Слейте ваше сознание с чистым, ясным, непроявленным солнечным пространством. Оно — без качеств и различий. Оно — за всякой двойственностью. В нём нет никакого движения и даже побуждения. Есть лишь покой, совершенный и неизменный.
Есть ясность, совершенная ясность. И внутри этой ясности — совершенная, всё содержащая пустота, шунья. Ощущайте полный покой, полную ясность, полную пустоту.

4. Возвращение из солнечного пространства
Теперь начинается постепенное возвращение вашего сознания в мир предметов, явлений и имён. Сознавайте своё тело как целое. Начинайте сознавать то, что окружает ваше сидящее в созерцательном положении тело. Прислушайтесь к внешним звукам. Представьте помещение или местность, в которой вы сидите. Потом глубоко вдохните и пропойте ОМ три раза. Медленно откройте глаза.
Повторите про себя или вслух: «Хари ОМ Тат Сат» (или, если предпочитаете на русском: «Ом — То Сущее»).

Солнечное совершенствование обладает величайшими синергетическими и гармонизирующими возможностями. Они зависят от постоянства и сознательности в упражнениях. Прежде всего, обобщающий образ и цель садханы придают жизни иное измерение и качество, делая её более целостной. Всякое нацеленное на совершенствование, вдумчивое и более-менее продолжительное упражнение воспитывает волю, что позволяет применить его во многих областях жизни. Объединение сурья садханой телесных движений, дыхания, идей, намерений и усилий сделает сознание более глубоким, ясным и умиротворённым. Обретённое единство «покоя и воли» даёт человеку особое ощущение бытия и своих возможностей, освобождает от многих недостатков, неприятностей и страданий. А о том, какие блага это даёт для духовного сознания (а они несомненны), лучше не говорить, а постараться обрести их.