Свараджа йога: корни, цели, смысл

Йога – один из из ярчайших светочей и величайших сокровищ человеческого Разума. Издревле и ныне — один из лучших способов самосовершенствования.

Множество людей по всему миру ныне обращаются к йоге и пытаются научиться ей самостоятельно, чувствуя и открывая в ней великие возможности управления своей внутренней и внешней жизнью. Но поскольку делается это не в той среде, где йога родилась и развилась, без преемственности в передаче опыта, без учителя и, увы, по далеко не самым лучшим примерам и книгам, эти попытки часто оказываются не то чтобы бесполезными, но малоплодотворными по сравнению с затраченными усилиями.

Больше всего чревато заблуждениями пересадка древних индийских образцов в наше время и наши условия без переосмысления и некоторого приспособления.

В этом разделе собираются и излагаются основы одного из способов достижения вечной цели совершенствования и самоуправления посредством свараджа йоги, или йоги самоуправления.

 

Наверно, к каждому, достаточно добросовестно занимающемуся йогой и тем более преподающему, не раз приставали с вопросами: «Какой йогой вы занимаетесь – хатха- или раджа? Особо дотошные спрашивают: к какой школе, принадлежите? Кто у вас учитель?

И если вы давно не новичок в йоге, понимаете её< сложности, вам уже трудно резво-заученно с горящими глазами и захлёбываясь восторгом, отвечать рекламными слоганами. Мол, самой-самой лучшей, скажем, кундалини йогой, или аштанга йогой или интегральной (на выбор – любую). Или, как я в своё время, тягуче объяснять, что поскольку человек многомерен и в этом мире действует тройственно – мыслью, речью и телом, ваша йога также многомерна и сочетает хатха, мантра и раджа йогу или, проще сказать, асаны, шаткармы, пранайамы созерцательные упражнения. Что йога — единство цели, смысла и упражнения.И прочее.

Но длинные объяснения не очень-то удовлетворяют вопрошающих. Людям хочется простых, кратких и однозначных определений.Чтобы название полностью отражало содержание.

Увы, что-то вроде чётких ярлыков и ценников к йоге не пришпилишь. Но название должно хотя бы частично указывать что-то важное и намёкать на содержание.

Что значит и откуда название? Из какой преемственности идёт? Чем особенна? Имеет ли право на существование?

Это не вероисповедание, не нововыдуманное учение, не научное направление и не политическое движение. Хотя такого названия среди индийских йог нет, это и не новоприпридуманная завлекаловка, не новодел. Она основывается на индийском наследии и преемственности йоги, творчески приспособляемой к нашим условиям. Это один из возможных способов самосовершенствования средствами йоги.

Название свараджа йога указывает цель и смысл её осуществления, и в какой-то мере отсылает к преемственной раджа йоге и намекает на то, чем направляются её упражнения. способ, а также вполне применимо к упражняющемуся в любой из преемственных йог.

Само санскритское слово свараджа значит самоуправление, а буквальнее — самодержство.

Есть древние и многозначные и знаковые слова, чей изначальный смысл со временем утрачен или извращён до противоположного. У русского «самодержец» совсем иной исконный смысл, нежели у греческих монарх (единовластный) и автократор (самовластный),  латинского император (властитель) или санскритского dhṛtaraṣtra (царстводержец). Значения его — «Сам себя держащий", даже "Сам себе — держава". Близкое смысловое соответствие этому слову, а значит, и соответствующее представление существовало задолго до его применения в значении "неограниченный монарх» в древнеарийском наследии. Слово svarāj (наряду с samrāj (sam+rāj), в значении «самоуправление» и «самоуправитель» и svadharman ("держащийся своих привычек", “держащийся своего долга”), есть в древнейших и самых известных источниках ведийской преемственности: в Ригведе, Атхарваведе, законах Ману, Махабхарате и пр. В индийском наследии звание-эпитет svarāj относят к вселенскому Пуруше, богам Брахме, Вишну-Кришне. Так как в нашей среде, в частности, есть раздел «Сурья садхана: обретение солнечной силы» добавим, что это также название одного из семи главных лучей Солнца.

Слово обрело новую жизнь и стало названием движения за независимость Индии в первой половине XX в. Его вождь Махатма Ганди всегда утверждал, что достижение государственного самоуправления Индии возможно, да и нужно только, если в стране вырастут и ради этого будут совместно трудиться самостоятельные, нравственно и духовно сильные, независимые, свободные люди. Они должны направляться и управляться не каким-то авторитетом личностью, Писанием или религией, а приверженностью истине (сатьяграха) и опорой на силы – собственные и своей страны (свадеша). Эти два принципа самоуправления большее, чем те частные средства борьбы за независимость страны, которые в то время применялись: ненасилие, неподчинение несправедливым законам, несотрудничество с властью, отказ от импортных товаров, самоткачество, если возможно, то и самолечение и т.п.

Ныне самая важная цель человека — отстоять свою самость, самостоятельность и свободу.

Санскритские понятия свараджа, сатьяграха и свадеша применительно к личности надо понимать как самоуправление, стремление к Истине и опора на исконное мировоззрение, язык и свои знания, опыт, силы, нравственные и духовные. Они остаются умонаправляющими идеалами.

Если кратко и не извращая сути выразить главное в йоге, важнейшее – это самосовершенствование. Сам Человек, он же Пуруша, Существо, которое самопознанием и самоуправлением осуществляет себя Самого

По существу, всякая йога — есть свараджа йога, йога самоуправления. Как всякая йога, свараджа йога есть единение — существа, существования и Сущности. Это воссоединение разрозненных проявлений человека в целостность.

Она нацелена на то, чтобы стать самодержцем своего внутреннего мира, сохранить его независимым и благополучным и расширить до вселенной. Это преображение человека личного, обычного, внушаемого, зависимого, управляемого во вселенского, независимого, самостоятельного, самоуправляемого, Самого-Самого.

 

Почва свараджа йоги — основания всечеловеческой духовности. Это Самость, Разумность и способность человека к познанию Истины и Воле. Её направляющие — индийское преемство с основными направлениями йоги — раджа, хатха-, карма-, бхакти- и джняна, а также суть свараджа, как воспитания умения самоуправления. Её ствол — сочетание древнего наследия и творческого применения в иных условиях. Ветви — упражнения. А будет ли плодоносить это древо свараджа йоги — зависит во многом от садовника.