РАЗЪЕЗЖЕННЫЕ КОЛЕИ И ТУПИКИ ЙОГОДВИЖЕНИЯ

Оглавление

Чего опасаться

Глянцевая йога

Оранжерейный индуизм и ньюэджевская мешанина

Псевдонаучность

Медицинизм,физиоложество и психоанальность

Медицинизм

Физиоложество

Психоанальность

Масс-йога. "Диагноз"

Чего опасаться

Ныне, когда йога вроде бы не запрещена, некоторые преподаватели йоги в своих книжках и лекциях слишком уж рьяно «педалируют» тему предостережений и опасностей неверного выполнения асан, дыхательных или созерцательных упражнений. Приводят примеры порванных связок, нервных срывов, сбоя адаптации...

Ну да, бывает. особенно у тех, у кого усердие не по разуму. И кое-какие предостережения нужны для верного выполнения упражнений. И в своё время и в нужном месте и мы об этом будет говорить. Но пока о другом.

Некоторые преподаватели как-то уж слишком красочно живописуют опасности высшей йоги. Мол, заниматься пранайамой или медитацией без учителя нельзя… Мол, раз занялся, то уж иди вперед, ибо мосты сожжены. Мол, я не видел среди занимающихся достигших простого человеческого счастья. Так что прежде надо хорошенько подумать... и т.п.

Мысли настолько здравы и просты, что почти пусты.

Вопрос первый. Все ли, кто йогой не занимается, достигли «простого человеческого счастья»?

Второй: всякий ли человек согласен только на «простое человеческое счастье» и не скучно ли ему жить ради этого?

Третий. О чём и как может подумать человек, который не представляет возможностей и глубин йоги, постигаемых самообучением, самонаблюдением, усердным упражнением? Это то же самое, что дяде Васе, вся радость которого – квасить, пусть и без всякой закуси, – предложить сесть и подумать о смысле существования Вселенной.

Не особо верю пугающим разными опасностями и катастрофическими последствиями «дикой медитации», такими как распад личности, самоубийство...

Во-первых, если рассмотреть такие случаи, то окажется, что подавляющее большинство из них происходило с людьми с уже нарушенной психикой – истериками, депрессняками, наркоманами. Такие люди и без йоги нашли бы повод к саморазрушению.

Во-вторых, то что им кажется медитацией, – и по целям, и по условиям, и по выполнению – отличается от йоговской, как беснования кликуши от безмятежной сосредоточенности Будды.

Нужно взвесить, кому, когда, сколько, с каким эмоциональным напором уместно говорить об опасностях и рисках. Начинающих надо предупреждать, а не пугать раньше, чем они дойдут до такого увлечения и одержимости в упражнениях, что понадобится их сдерживать. Незачем расписывать об опасностях медитации занимающимся, в основном, асанами.

Допускаю, что это является своего рода страхованием против возможных у некоторых занимающихся неврозов, психозов. Но надо понимать: излишние йоговские «устрашения" могут стать запугивающим программированием.

Не там главные опасности йоги. Они – на её высотах и в её глубинах. Большинство людей ещё не доросло – и скорее всего, не дорастёт – до них, если таковыми не считать какое-нибудь растяжение связок.

Гораздо опасней ложные установки, предубеждения и предрассудки относительно йоги. Они могут извратить занятия йогой, и повредить развитию личности.

Опасна не йога, а самообманы и обманы,

что выдают за йогу невежды и шарлатаны.…

Глянцевая йога

По мере всё более широкого распространения в массах йога становится всё более размытой и поверхностной. Её разноцветность, многомерность, разносторонность, многозначность сводится к чему-то очень простому. Давление масс-культуры превращает её в масс-йогу и “уплощает” чуть ли не исключительно до средства оздоровления.

Чтобы показать примечательные черты глянцевой йоги, возьмём в качестве примера её медийный рупор Yoga journal.

Когда ещё в 80-х гг. я впервые ознакомился с этим американским журналом, меня неприятно удивила его малосодержательность. 2/3 его объёма занимала прямая, настырная и навязчивая реклама — косметики, витаминов, книг, ковриков, массажных лежаков, семинаров, центров… Ещё какая-то часть — реклама скрытая в статьях, например, о здоровом питании, экологии. Сколько-то страниц на рецепты блюд и астрологию… И даже в статьях, вроде бы освещающих какой-то практический вопрос йоги, было очевидно желание прорекламировать какую-то пищевую добавку или преподавателя, всячески зазывающего заниматься йогой именно у него. Я не поленился и примерно подсчитал соотношение материалов парочки номеров. Из 130 с лишним страниц журнала собственно вопросам йоги, да и то с натяжкой, посвящён лишь десяток страниц!

Теперь и в нашей стране появилась «русскоязычная» (но не очень-то русская) версия этого американского журнала с иностранной редакторшей и с теми же примечательными чертами, что и родитель.

Журнал кроится по таким же лекалам, что женские журналы вроде Elle, Vogue, Cosmopolitan. Глянцевая бумага, пестрота ярких картинок и пустота содержания. Для завлекательности и красивости фотографии каких-то сверхгибких девушек или юношей, украшенных какими-то одёжками, браслетиками, шапочками, фенечками, змеями на фоне красивых закатов, пляжей, гор. Даже демонстраторов асан на этих фото называют "модель имярек". И примерно на треть журнала — реклама, реклама: косметики, витаминов и пищевых добавок, магазинов, спа-центров и прочего. И подавляюще — иностранная.

 

У-у, круто! Видимо, повелитель змей.

 

 

 

Если что-то говорят о йоге, то самое расхожее и безобидное: о здоровье, уменьшении стресса. Никаких статей о понимании и существовании йоги в индийском мироустройстве. Выставят напоказ какого-нибудь «учителя» в индийских одеяниях с простенькими и общерасхожими идейками о гармонии и о единстве с космосом, о здоровом образе жизни, и успешности его бизнеса в его фитнес-клубе. В лучшем случае, расскажут, как ставить ногу в какой-нибудь асане с настрявшим в ушах «расслаблением» и т.п.

Действуют по правилу бизнеса: особенно выгодно. если продажа продукта обосновывается высокими целями: защита среды, новые горизонты сознания и пр.

"Каждую чакру прорабатывают, используя определённые смеси ароматических масел, драгоценные камни и звуковую энергию камертона, настраивающего сознание как музыкальный инструмент". (Из номера Yoga journal, №44, посвящённого счастью).

Из йоги создают глянцевый продукт — такую поверхостную, бесконфликтную, гладкословную, без шершавинки и задоринки. Йогу упрощают и уплощают, представляют её всем доступной, уютной, приятно-понятной, удобной для массового потребления и лёгкой для усвоения. Хотят принизить йогу до «культурной добавки», вроде пищевой. Её высокие стремления — "заземлить", её глубины — осушить, её кажущиеся противоречия — вплоть до противоположностей, — сгладить. Они даже сделали специальный номер о счастье!

Кстати, в этом специальном номере о счастье авторами всех четырёх, вроде бы не прямо рекламных, статей являются Рейчел Кениджел, Йонге Мингьюр Ринпоче, Гретхен Рубин, Хилари Даудл (Правила счастья").

Какое счастье! Теперь-то мы всё поняли о счастье! Оно оказывается за морем!

Отметим: йогу нам представляют не индийцы, а американцы. Более чем вероятно, с американской точки зрения. А в американцах почти неистребима такая торговая черта: показателем успешности даже «духовного проекта» является число последователей и прибыль. К тому же коммивояжёрский напор у них слишком усугублён миссионерским.

По содержанию журнала судя, истина в Россию приходит только из-за рубежа. Большинство авторов статей или те, о ком рассказывают — американцы или сделавшие бизнес в Америке. Если что-то пишут местные, то все они оказываются последователями западных (спортивно-асанистых) школ йоги, например, айенгаровской аштанга йоги, Патабхи Джойса и пр.

Завлекают яркими картинками: Йога-тур на Филиппинах! Йога в Альпах!, Прана цветущих Гималаев! "Красота по-американски" — в Майами. Вот полный календарь мероприятий на 2 месяца из одного только номера: Фестиваль йоги 700 голосов и Священной музыки (Торрингтон, США), 17-я ежегодная конференция Yoga Journal (Денвер, Колорадо), Йога конгресс (Грац, Австрия), Конференция Inside-йоги (Франкфурт-на-Майне, Германия).

Йоге в Вологде или Брянске места нет.

Итак, стремящиеся что-то узнать о йоге из этого журнала повторяют старую европейскую ошибку: ищут Индию, а открывают Америку, уже давно открытую.

В своё время ко мне несколько раз обращались с предложениями сотрудничать в подобной масс-медийной возне. То прочесть какие-то лекции, то выступить на телевидении в передаче с каким-то завлекушным названием, то посотрудничать в том же Йога-журнале. Выслушав, что хотят устроители, корреспонденты, редакторы я отказывался, ибо предугадывал, что будет. Вопросы будут поставлены глупейшие, неугодное будет вырезано. В общем, оказывался прав. Люди, которые чего-то знают в йоге, масс-медийным бизнесменам нужны только для затравки и раскрутки. Использовав их в рекламных целях, таковых перестают пускать. Конечно, такие медийные продукты просматриваю редко, но, кажется, что в Yoga journal например, и В. Бойко уже не помещают.

Скажут, надо ведь людям нести знание! Но такое, с позволения сказать, «сотрудничество», оказывается пособничеством. Упрощению и превращению йоги в бизнес. Потому что для восприятия и усвоения знания нужны соответствующие условия. Чему будет служить и кого возвысит публикация упанишад в порножурнале?

Впрочем, чего негодовать-то? Журнал-то для масс-йоги.

Реклама? Как по этому поводу оправдывал один читатель: «надо же им как-то жить».

Глянцевая йога это рыночная йога, то бишь продажная. Она должна понравится возможно большему числу людей и быть куплена в виде книжек, занятий, установок...

Отсюда «демократическая» лесть: мол, йога для всех.

Простецкость? Сколько людей, читающих только вывески, рекламу и счета! Многим впору только газеты да журналы, а более монументальное для них — женские романы или детективы. Их совсем не влечёт Гоголь, Достоевский или, скажем, историческая монография. Множество людей млеют от песенок "типа" "Белые розы" и отзываются на музыку Чайковского или Рахманинова примерно так:- "да, выключи ты эти мудовые рыдания!"

«Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей за то, что они не герои, может только узкий и и озлобленный человек» (А. П. Чехов. Скучная история).

Слишком негодовать, даже злиться на тех, кто именно так и воспринимает йогу, значит слишком зависеть от них же. Да и не злоба это, но чувство самосохранения. Ведь такие люди, слепленные масс-культурой в массу, враждебны высоким идеалам и идеям, невосприимчивы к тонкостям и обертонам и готовы навязывать свой узенький взгляд как единственно верный чуть ли не силой.

Если это не самое худшее, то и не самое глупое. В иных изданиях материалы по йоге вообще доводят до колик!

Передаю вкратце, как информируются массы в каком-то журнале о здоровье. Оказывается, «практика йоги была изобретена жителями древнейшей на земле цивилизации Арктиды, которая процветала на Земле 5 тыс. лет назад, на материке, соединяющем Америку и Евразию. Глобальная катастрофа унесла её в воды Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители донесли знания о йоге до жрецов Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды». (Во, скорость! Оказывается уже в историческое время после Индской цивилизации, Шумера и Древнего Египта, культуры Винча, успело пропасть несколько материков, а история этого не заметила!) А затем (опять же скорости сверхсветовые!) йога попала в Индию и Египет. Будда в VI в. нашей эры (а не в VI до нашей), принеся идеи медитации, этики и морали, был «виновен» в том, что упражнениями йоги стали пренебрегать. И только в XX в. интерес к ней вернулся... И прочие, и прочие дребеденевые бредни.

Вопрос: то ли редакторы журнала настолько необразованны, что на полном серьёзе пропускают эту чушь. То ли печатают это из хитрости, чтобы оглупить читателя, размягчить его мозги, выпрямить все его извилины и без помех спускать туда нужные потребительские установки.

Многих как раз устраивает глупая йога. Одних потому что тогда не нужно тратить силы и время на добывание знания, не надо разбираться в тонкостях и кажущихся и имеющихся противоречиях...

Других потому что им проще ощущать себя избранными и приобщёнными к высшему знанию и с "возвышенной (религиозной, научной и прочих) точек зрения поплёвывать на "йоганутых".

Третьих совсем просто: с такими представлениями о ней легче дурить и "разводить на бабки" невежд и простаков. Подвизающимся в этой области предпринимателям нужно сделать человека, во-первых, потребителем, подобной культурной жвачки, во-вторых, дорогих услуг фитнес-йоги и в-третьих атрибутики (коврики, маечки, палочки, витаминчики и т.п.).

Иные «академии» и «федерации» йоги и знакомят с йогой, представляя прейскурант принадлежностей для занятий: коврик, ремень, одеяло, стул, планка, болстер. Как откровенно говорилось при этом, «цена вопроса — около 10 тыс. руб».

Такова, оказывается «экипировка истинного йога»

 

 

 

Особенно она любит денежных людей, которых пытается завлечь «Йогой для бизнесмена».

Очень заинтересована в эксплуатации темы секса. Отсюда всякие «Йога с партнёром», «Сексуальная йога», множество книг якобы по тантре, которая в масс-йоге превратилась в эвфемизм слова «секс» и прочие. В них есть поводы повеселиться. Например, в книжке Мамфорда о чакрах и кундалини находим такое глубокомысленное открытие: «Оргазм — это чихание тазом, а чихание — это оргазм носа». Причём для пущей значительности и доходчивости этот перл выделен рамочкой!

А в качестве иллюстрации к теме "чакры" зачем-то помещён индийский рисунок слона с чакрами да мармами. Подозреваю, что такая книга рассчитана на читателя, которого, чтобы «зацепить», нужен, по крайней мере, материально-весомый слон с впечатляющем удом.

Она осваивает свою местную клиентуру. Отсюда — всякие «Сибирская йога», «Кавказская йога».

Или, напротив, завлекает непонятным, непроверяемым из далёкого далека: Тольтекская йога, Йога атлантов.

А есть много собаковладельцев. Вот и для них, на сегодняшний день венец подобной його-литерадуры «собачья йога»!

И т.д, и т. п.

Общие места продаются, как билеты на галёрку, откуда не видно, что исполнители открывают рот "под фонеру". Масс-йога навязывает человеку какие-то мелкие  проблемки, и притворяется, будто бы с блеском их разрешает с помощью  общих мест. Она неспособна выйти на настоящие сложности и тем более  разрешить их. Неудобные для рынка вопросы бытия и черты йоги ею замалчиваются, обходятся, извращаются. Она ни в коем случае не хочет обсуждать и даже напоминать, что надо решать для себя, казалось бы, неразрешимые вопросы бытия: смысла жизни, своего долга в обществе, возможности свободы в нём и за ним, отношения к старости и смерти… Что отыскать смысл жизни нелёгкая задача, что человеку надо «выделаться» (Ф.М. Достоевский). Она замалчивает противостояние и противодействие йоги привычному, так сказать, мирскому опыту, как обусловленному и преходящему. Ей невыгодно напоминать, что цель и идеалы истинной йоги — обретение независимости и самостоятельности, а достигаются они избавлением от марева и маеты обманов, самообманов и суеты средствами подчинения сознания, самоограничения и отречения.

Названия-слоганы её предприятий вроде EnjoYoga и HappYoga подменяют эти идеалы.

Самоограничение и самостоятельность мысли  вне потребительских установок продажной йоге не нужны.

Идейки и их выражения такие гладкие, что сознанию не за что зацепиться, и оно скользит в бездну глупости.

Некоторые идейки для потребления:

· «расширение сознания»

· накопление энергии. Конечно же, куда без слов «энергия»! «биоэнергия»!! «прана»!!!, с которыми , как с писанной торбой, носятся и которое всовывают во всякую строку уйма «учителей и изданий. Это слово, если посмотреть и хорошенько вдуматься, как его употребляют, значит всё, что угодно.

· Очень любят посылать читателя к "гармонии" - с Космосом, единства с миром

· всякие психоаналитические (лучше сказать, психоанальные) рассуждения. Мол, осознайте проблемы, расслабьтесь и отпустите их.

·Простодушных оздоровленцев направляют лишь на асфальтовую гладкость или песочек парковых дорожек.

· Льстиво внушают, что можно делать всё что угодно, лишь бы «с правильным отношением».

· что йога должна служить «успешности» в этом мире, причём успешность подаётся как здоровье, успешная карьера и денежное благополучие.

Ну, кто против! Да только у человека есть очень много «невыгодных» для выживания потребностей и целей, но без которых ему тошно и скучно.

Такие гладкие слова, "а так кружится голова, а так кружится голова".

И даже не в этом вред, а в установках, которые такой йогой проводятся.

В извращениях и подделках йоги всегда можно усмотреть какие-то весьма показательные несоответствия. Самое главное или старательно затушёвывается, или переворачивается до противоположности.

Например, нынешняя аштанга йога занимается почти исключительно асанами в спортивном стиле, тогда как в сутрах Патанджали, в которых и описана исконная восьмичленная йога, асанам уделена всего лишь пару сутр.

Кстати, об энергии. Это одно из слов, куда можно вместить любое содержание и применить к человеку. Есть, видите ли, сексуальная энергия, есть отрицательная, негативная…

Хотя бы имели в виду одно из важных положений йоги: мысль и прана составляют пару. Куда направлена мысль, туда и прана, куда прана туда и мысль. Мысли преобразуются в прану, а прана в мысли.

Набирать энергию совсем недостаточно. «Набравшийся» спиртным вводит в организм уйму калорий. Эта энергия, проявляясь поначалу в двигательном и речевом возбуждении, при увеличении дозы побуждает ум на глупости, ругань, агрессию. Если мысль ошибочна, то прана движется в неверном направлении и начинает подпитывать недостатки человека и даже разрушать тело.

В действительности есть одна энергия, сила, но находящаяся не в том месте, неуправляемая или направленная не туда, или воспринимаемая как враждебная, она приводит к нежелательным для нас (неприятным, болезненным, разрушительным) следствиям.

Поэтому верно идущего больше интересуют не количество энергии, а её направленность и содержание.

Разбирать же такие бредовые психообразования и организации наподобие "тольтекской йоги" или "йоги атлантов" нет нужды. Невежество вкупе с тщеславием их руководителей и приверженцев вопит из самих названий. Нелепость и несовместимость таких сочетаний вполне ясно показывают, что и практика таковых не имеет мировоззренческого обоснования и является «сборной солянкой», густо замешанной на тщеславии их основателей и преподавателей. Они берут какие-то элементы исконной йоги, перемешивают и переиначивают, как им взбредится, пришпандоривают цепляющее название и продукт масс-йоги, щекочущий тщеславие и утолщающий кошельки создателей, готов.

На этом-то соре и дурости легковерных буйно вырастают «могучие йоги» и гуру-балагуры. Манят брехнёй об Атмане-Брахмане, пугают кармой, подчиняют дхармой, запутывают в кундалини и очакровывают, учат «асанировать» и «пранировать». Таинственной терминологией прикрывают и своё невежество. Сплошь и рядом говорят о раскрытии чакр (хотя это словосочетание неверно) в «процессе медитации», о подъёме кундалини, который испытывают чуть ли не так просто, как юноша эрекцию, и пр. “Эти учители занимаются «плетением словес», сложением томов (грантхавистара).

Так и хочется сказать: «ваше йогоподобие, творите, но не врите!

Оранжерейный индуизм и ньюэджевская мешанина

Иному, до чего нет дела,

О том толкует он охотнее всего,

Что будет с Индией, когда и отчего,

Так ясно для него.

А поглядишь — у самого

Деревня между глаз сгорела.

И. Крылов

Одно из проявлений глянцевой йоги подражательство.

Большинство не мыслит йоги без индийских одеяний и понятий. Йога многих тем и влечёт, что она — заморское чудо, загадочная, непонятная. И, как в своё время у Козьмы Пруткова «Желание быть испанцем», у многих неукротимое желание быть индийцем. Порезвимся чуток в таком духе.

 

Дайте мне ситару

Девку-девадаси,

Караталов пару —

и уйду в саньяси.

Дайте гуру тощего,

Правильную дхарму

Сяду я на площади,

Одолею карму.

Раскручу все чакры я,

подниму я прану

Полечу над Агрою

и войду в нирвану.

 

И т.д и т.п. в том же духе. Желающий может продолжить.

Многие учителя и направления взращивают оранжерейный индуизм. Их последователи (прабхупадовцы, шричинмойцы, брахмакумарики, калкиаватарцы) мнят, что чем больше приобретут индуистских черт — тем ближе они станут к Истине. Они обустраивают некий уголочек Индии в доме, сознании и поведении — тёплый, удобный, пахнущий благовониями — и устраиваются там.

Можно создать в северном городе крохотную оранжерейку под стеклом, где растут пальмы и плавают лотосы. Но невозможно жить всё время в оранжерее.

Нужно ли становиться индийцами, чтобы узнать истину? Да, йога развивалась на индийской почве. Её представления, писания, понятия, приёмы тесно связаны с индийскими мировоззрениями, санскритом и бытом... Поэтому каждому более-менее сознательно и искренно занимающемуся йогой без знания каких-то основ индийского мировоззрения на первых порах не обойтись. Приходится стать в какой-то мере индологом: накапливать внешние знания о йоге источники, определения, приёмы.

Но это должно быть серьёзным трудом. Под щедрым индийским солнцем взросли “33 миллиона богов”, бессчётность и многообразие видов поклонения, философских учений, обрядов, обычаев, приёмов. При желании они найдут точки соприкосновения и «срезонируют» с уже имеющимся в уме приверженца сходными мыслеобразцами, предрассудками и обусловленностями. Будет их выявлять, подпитывать и растить. Но не обязательно, что лучшие. Например, попадёт какое-нибудь индийское или псевдоиндийское учение, особенно какое-нибудь реформаторское, прозападное, хитро коммерческое на почву желания убежать от своих жизненных трудностей, отдаться авторитету, или на почву тщеславия (мол, я обладаю эзотерическим знанием), или внушаемости. И, вместо того, чтобы служить освобождению от заблуждений, знанию, совершенствованию, сознание становится служанкой установок и людей, объявляющих себя обладателями высшей мудрости и их внедряющих.

Предпочитают не выращивать знание, а заимствовать. То есть не пахать-сеять-полоть-жать, а импортировать. Кажется проще, но выгодней ли? Как говорится "за морем телушка полушка, да рубль перевоз". Полезнее ли? Духовный фастфуд, тем паче привезённый (переведённый) издалёка, вреден. Чтобы товар доехал в грязных тёмных трюмах или фурах и угодил вкусу до потребителя, в него накачивают вкусовые добавки, красители, антибиотики (букв. противоживители) и консерванты. Поэтому жизненной силы в нём остаётся мало. Поедание такой полумёртвечины ведёт к ослаблению воли и силы и мировоззренческим недугам, становящимися почвой для многих исторических народных бед и личных несчастий.

В конце концов это йогоподобие может привести к расщеплению сознания между окружающим миром и экзотическим мирком.

Ребячество думать, что, надев оранжевые или охряные одеянья и придя в индуистский ашрам или буддистский храм, вы обрели истину.

Ох, как часто меня спрашивали, мол, были ли вы в Индии? Кто ваш учитель?, И чем чаще спрашивали, тем меньше я стремился туда, чтобы возвратиться с сертификатом на право преподавания в кармане и овеянный аурой индийской мудрости. Ни индуизм, ни какую-либо другую религиозную конфессию я не хочу делать своей профессией. Хотя мировоззренчески придерживаюсь веданты, изучал и переводил источники йоги и время от времени посещаю Миссию Рамакришны, но не для того, чтобы лучше притворяться "йогом».

Подражание это ряженье. Маска, маскирующая недоумие. Личина неуверенной в себе личности, скрывающая непонимание.

Йога не подражание. Подражание это подложное знание, подделка, муляж. Муляж может быть красивей яблока с дерева, но есть его невозможно.

Тупое копирование внешних проявлений даёт примерно то же плод, что копирование, скажем пейзажа Сезанна на чёрно-белом ксероксе. В лучшем случае это станет каким-нибудь прабхупадничеством.

Даже близко не подходят к совершенству те, кто не может помыслить йогу без индийской экзотики.

Такие приверженцы йоги не в своём уме. А в чужом.

Всякое подражание никогда не приблизится к источниковому знанию. Знание надо стараться черпать из чистых источников, текущих с вечных высот, а не из современной поп-йоговской-литературы. Надо, по крайней мере, всегда выявлять суть преемственного знания, внутреннее и действительное, а не копировать внешние его облики.

Однако, тут надо пройти между двумя крайностями:

С одной стороны: стать йогином по-индийски можно только внутри наследия и преемства. Желательно там родиться, жить внутри мировоззрения, языка и мироустройства…

С другой: настоящий йогин никому не подражает — даже хрестоматийным примерам великих йогинов Индии прежних или близких времён.

Не зря Вивекананда, а позже Ганди резко отвергали попытки импортировать религию с Запада. Они усматривали в этом слабость, так как желающие этого, сопоставляли христианскую религию с промышленным и политическим могуществом Запада.

Поэтому Вивекананда призывал: «Вашей религией на сто лет вперёд должна стать Родина».

Тот же Вивекананда в своё время называл храмы и церкви всего лишь детскими яслями религии. В том же духе можно ксазать: подражательство Индии это ясли йоги.

Независимо от того, верите ли вы в карму или перевоплощение, раз уж родились в нашей огромной стране, то это не случайно.

Оранжерейный индуизм, впрочем, не самая страшная помеха развитию современного человека. Ныне он подвергается гораздо более сильному, агрессивному и всеохватному программированию по западным образцам: индивидуализм, потребительство, зависимость от масс-медиа, глобализация, «англицизация» языка, стирающие всякие культурное своеобразие и самостоятельность мышления и т.п.

Да и впереди у такого человека ещё достаточно перевоплощений, так что возможность выправить ошибки будет.

Но согласны ли вы сейчас быть обманутыми и потерять, скажем квартиру и сбережения, даже если через десяток-другой лет упорного труда заработаете больше?

Псевдонаучность

Медицинизм

Человек — существо какой-то важной и неотъемлемой долей биологическое, кто бы спорил. Но чрезмерная «биологизация» человека — одна из бед нашей цивилизации: своего рода умственная отсталость и духовная искалеченность.

Всё больше явлений рассматривают с медицинской точки зрения. Если в «золотой» и даже «серебряный век» литературы писали книги, чтобы явить миру своё прозрение или понимание истины, или ради просвещения людей и «улучшения нравов» — то ныне главными побуждениями пролетариев литературного труда становятся деньги и избавление от “подсознательных комплексов”. Ради этого беззастенчиво выплескивают в мир всякую мерзость, Ещё недавно классическую музыку слушали “для души», для духовного наслаждения и роста. Нынче в продажных целях диски и кассеты Баха, Моцарта, Чайковского идут под рубрикой “релаксационно-терапевтическая музыка”, а забойную роковую музыку хвалят за то, что «даёт адреналин».

То, что некогда называлось «подъёмом духа», «религиозным восторгом» стали проявлениями самогипноза. Если раньше старались убедить доводами и красноречием, то теперь на человека пытаются воздействовать гипнотически и психотерапевтически — словесными установками и кодированием, нейролингвистическим программированием.

До победы «прогресса» поцелуи были знаком и проявлением любви. Ныне вещают, как они полезны: мол, учащается дыхание, насыщая организм кислородом, учащённое сердцебиение усиливает кровообращение, слюноотделение предохраняет от кариеса, а полученные со слюной другого микробы тренируют иммунитет.

Б-р-р, какой больнично-скучной становится жизнь!

Для таких «знатоков» всё оказывается проще простого и весьма «убедительно». Все духовные, культурные и общественные явления сводятся к инстинкту выживания, половым рефлексам, происходящим в мозгу человека или нервным и гормональным процессам в организме...

Да и мысль таких "физиоложников", во-первых, исходит лишь из идеи выживания и пользы для тела.

Эту теневую сторону использования науки замечали давно. О глупости и опасности такого подхода предупреждали многие мыслители. Шпенглер полагал (хотя цитата относится к литературе) упадком «желание понять жизнь при помощи анатомического и физиологического исследования нервных узлов, мускульных волокон и белковых соединений, с одной стороны, и биологическая манера и мания в обработке общественных и хозяйственных вопросов, — с другой»[1]

В книге Бен Голдакра, пишущего по вопросам науки в английских солидных газетах, явление «распространения биомедицинских приёмов на области, где они совершенно не нужны" [2] названо "медикализацией".

Явление, несомненно, имеет место, и вряд ли Голдакр первым придумал ему определение. Но тяжеловесный переводной англицизм «медикализация» на русском звучит как-то безвкусно и безоценочно. Более осмысленно, чувственно окрашено и хлеще выражает суть этого явления найденное мною ещё до знакомства с книгой Голдакра другое новословие. Объясню.

Всё и вся сводить к биологии и медицине — своего рода духовный цинизм. Если цинизм — желание возвысить себя принижением возвышенного, упрощением сложного, огрублением тонкого, оплёвыванием лучшего и похвальба худшим, то стремление «объяснять» все проявления человека, общества, культуры с медицинской точки зрения и медицинскими терминами — это медицинизм.

Расщепляющему уму и жёсткой логике удивительная противоречивая двойственность человека кажется невозможной. В большинстве он приземляет себя до механистических истолкований, приравнивая к своему телу и его функциям. Но бывают случаи, когда человек проявляется и действует совершенно по-иному: как беспредельное поле сознания за пределами пространства, времени, линейной причинности, логики, вещественности. Поэтому надо принять не только кажущуюся очевидность, что человек есть материальный объект, некая биологическая машина, но и обширное поле сознания[3]

А ведь даже человеческая «телесность» указывает на то, что она связана с чем-то более тонким, сверхполезным, сверхсознательным. В какой-то миг физических сверхусилий (или в том то, что в Индии называют тапасом) можно ощутить вдохновение, восторг, подъём духа, , знакомый воинам, героям труда и спортсменам, сражающимся за победу. Когда кажется — сил не осталось совсем, бывает, приходит «второе дыхание», а с ним особая послушность тела, лёгкость движений, радость преодоления слабости, радость от силы воли. Да и после, когда наступает желанный отдых и удовлетворение, ум кажется пустым, нет эмоций, мыслей и замыслов, нет забот и тревог.

Будучи в целом согласованными, взаимодополняющими, разные проявления спектра человеческого сознания в чём-то и противоположны: слишком много внимания, обращённого на тело, препятствует возвышенной мысли.

Это происходит примерно так же, как в случае слишком сильных телесных нагрузок: слишком сильные телесные ощущения «заглушают» различение, например, языковых и мировоззренческих тонкостей...

Чрезмерная телопривязанность при пренебрежении иными измерениями человека умаляет его до биологического объекта. И исчезает разница между ним и амёбой.

Физиоложество

Поучительно проследить, какие разновидности такой медицинизм принимал относительно йоги. В начале XX в. йогу воспринимали как оккультное восточное учение для чудесных способностей и спасения души, а с первой половины XX в. — для оздоровления. В западных объяснениях йоги этого времени господствует уже физиологическое плоскоумие или физиоложество. Аутогенная тренировка Шульца уже была переделкой йоги под «человека оздоровляющегося».

Воздействие упражнений йоги объясняли, в основном, приливом крови к тем или иным местам и органам тела. Неподвижность пребывания в асане «объясняли» как состояние каталепсии, вызванным гипервентиляцией от пранайамы. Всякие особые телесные состояния и прозрения – проявления эпилептических приступов, вызванных перевозбуждением или напротив, сверх-торможением нервной системы.

Но и теперь, когда медитация, вроде бы, наукой "оправдана" , известный французский психолог пишет о состоянии сознания, “нарушенного снами, употреблением наркотиков или медитацией”.[4]

Так сплошь и рядом вылезает то же невыковыриваемое из западного ума убежденьице, что настоящее сознание — это обычное, обыденное. А то, что обретается йогой, — изменённое, а глубинная причина изменений — какие-то особые вещества в мозгу.

Со второй половины XX  в. «научность» представления для масс явлений жизни и йоги, в частности, вполне обеспечивают "объяснения "гормональные".

Свойственные женщинам чувства заботы, привязанности — результат действия гормона окситоцина, а мужские качества и само мужество,риск, смелость, — порождения тестостерона и адреналина. Чувство религиозного подъёма, восторга — как утверждают, вызываются, в частности, поступлением в кровь эндорфинов или серотонина.

Так, одному асанистому "гуру" всё многообразие, страсти и загадки любви никакой загадки не представляют. Он-де "слишком пожил, чтобы сопли глотать". «Любовь всего-навсего — действие половых гормонов».

Перенаправление "сексуальной энергии" представляют только в виде действий физических — будто в ашвини мудре, мула бандхе гормоны накачиваются в верхнюю часть тела, а в стойке на плечах "стекают"... Да, частью происходит и это. Но упускают, что эта энергия может перенаправляться и преображаться в сознание верой, увлечённостью, подвижничеством, творчеством.

 

Или американский исследователь доступно для масс пытается объяснить, что такое кундалини. Может, из лучших побуждений вещает: «сознание уже самый мощный наркотик, и настоящий йогин уже в наркотическом состоянии и так опьянён им, что всякие другие наркотики излишни».[5]

Никогда не испытав что-то близкое к самадхи, "объясняют" испытываемые при этом состояния прозрения, возвышенного восторга, блаженства, примирённости с Сущим выделением эпифизом эндорфинов или там сератонина, допамина, мелатонина.

Такое "гормональное" упрощение (или слабоумие?) запросто порождает или закрепляет уже сложившееся умозаблуждение, что всякие возвышенные или отвлечённые мысли ничего не значат — всё порождается и определяется теми или иными веществами в мозгу, а телесные ощущения оказываются "более настоящими", чем происходящее с умом.

Повышенный уровень тестостерона, адреналина и эндорфинов можно обнаружить и у впервые целующегося влюблённого и у насилующего мальчика извращенца. Такое "гормональное" упрощение ведёт к заблуждению, что можно достичь такого состояния, если ввести в организм подходящее вещество — едой, таблеткой, понюшкой или уколом. Под шумок таких представлений рекламируют и продают, например, энергетический напиток Adrenalin rush. Но опытно проверено: введение адреналина в кровь не делает человека более смелым и более сильным, чем тогда, когда адреналин вырабатывается организмом в «предстартовом волнении». И каково качество такой "адреналиновой бодрости" из кофеина и спирта?

Кстати, об адреналине.  Гоняют на машине, катаются на волнах. взбираются на небоскрёб, летают на параплане, прыгают с парашютом или на резинке. играют в рулетку. Людям нравится небольшой риск: он их взбадривает, разгоняет скуку. заставляет острее ощущать жизнь. Но под медициническим внушением полагают умнее "объяснять" рисковые действия гормонально: мол, захотелось адреналина! у-у, какую порцию адреналина получил!

А ведь помимо стимулирующих ощущений борьбы и сильных чувств, адреналин перенапрягает симпатическую систему, увеличивает вязкость крови, поступление в неё жиров, нагрузку на сердце...

Вся эта «гормональная гармония» из цикла «играй гормон!» совсем уж убогонька. Будто величественную симфонию человека пытаются сыграть неумелым выдуванием нескольких нот на губной гармонике.

Физиологические соответствия всегда неполны. Отыскав или приписав научным или псевдонаучным языком какие-то физиологические соответствия явлениям йоги не стоит мнить, что теперь-то всё объяснено окончательно.

Так, писания йоги и учителя тантрийских направлений говорят, что подъём кундалини происходит, когда в области пупка соединяются прана и апана. У чуточку знакомого с анатомией и физиологией запросто может родиться догадка, что это соединение причиняется соединением двух изолированных частей парасимпатической нервной системы вследствие прохождения каких-то нервных импульсов, биотоков. Или что такой подъём вызывает "увеличение объёма крови в сосудах мозга, вытесняющей спинномозговую жидкость в центральный канал спинного мозга". Или сопоставлять этот подъём с колебаниями спинномозговой жидкости, вызванными движением диафрагмы или поочерёдной сменой силы прохождения воздуха в ноздрях.

Все эти явления, возможно, происходят. "Только этого мало". Куда делась великое чудо Разума и подвижническая работа йогина с сознанием?

Психоанальность

Ничем не лучше физиоложества (а может, и хуже) рассмотрение йоги сквозь марево фрейдовщины, как припечатал психоанализ В. Набоков.

Психонализ — нынешняя религия Запада, выросшая на почве индивидуализма и рассеянного вещественного и информационного потребительства. Когда ум раздроблен, мелочен, тревожен, когда в нём нет ни возвышенных целей, ни возвышенного мировоззрения, ни устойчивых убеждений — тогда приспособленцы желают его "упорядочить" какой-то удобной схемкой, подтверждающей веру обывателя, что подспудно все грязны.

Представляют человека скопищем самых низких инстинктов и мыслей, объединённых в "комплексы". Внушается убеждение, что они всемогущественны и управляют всеми поступками и даже мыслями человека. При этом в картине ума классического фрейдизма ума комплексы знания и добра отсутствуют. Всё лучшее оказывается какой-то лишней или случайной, или обманчивой надстройкой на подсознательном дерьме.

Утверждение З. Фрейда, что “когда человек задаёт вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует” — это то же, что думает погрязший в повседневности и мелочности существования обыватель о подвижнике. И хотя между Декартом и Фрейдом столетия, повторяющееся ими представление о «механизме души» и принятие механистической теории Вселенной показывает, прежде всего состояние их ума и механистичность подобного научного мышления. Во-вторых, непонимание многомерности и возможностей человека. А в третьих, неистребимое желание управлять таким механизмом вроде бы для его блага, но на самом деле — для своих целей.

Старое убеждение «нет человека без греха» превратилось в «нет человека без комплексов». Практика психоанализа направлена на избавление от них. А кабинку для исповеди заменила психотерапевтическая кушетка.

Предлагается выпустить всякие подавленные чувства и пережить мысленно, например, ненависть к отцу или влечение к матери. Обещают за это избавить от многих телесных недугов и стать счастливым и успешным. Вот и появляются сонмы "закомплексованных" творцов, спускающих свои дерьмо и отбросы в мир, дабы «избавиться от комплексов». Пусть глотают другие — лишь бы мне было хорошо!

Да, уж больно страшно представить, что все многоучёные психоаналитические обоснования исходят из болезненного воображения создателей. Есть, конечно, и среди психоаналитиков учёные, которые переросли фрейдовское уничижение человека. Юнг, Пригожин, Налимов... Но масс-культура — взращивание упрощений, вплоть до заблуждений и извращений, и её управителям выгодно именно такое представление о человеке. Потому что подобная мракобесная теория становится направлением для восприятия и объяснения мира, а также намерением, лежащим в основе любого личного действия. Тупым скальпелем таких "половых истин" выхолащиваются, оскопляются способности и возможности человека.

Тот, кто на полном серьёзе принимает эту фрейдятину и пытается объяснять всё многообразие представлений и действий йоги, обедняет и оглупляет себя и других. Только чтобы не трудиться самому над его улучшением, лишь бы не теребить совесть, не расставаться со своими удобными общими мнениями, не решать мучительных вопросов бытия.

Подобные упрощения — хуже незнания. Такое "человековедение" — это человекоедение.

 

 

Не впадайте в психоз психоанализа! Не фрейдите себе и другим!

 

Масс-йога. "Диагноз"

Как бы масс-йога не притворялась и не прикрывалась «высокими словесами», распознать её просто. Пусть осёл напялил шкуру льва, но торчат уши, а рёв совсем не похож на львиный рык.

Раз масс-йога так любит медицинские темы и медицинские термины, поставим ей краткий диагноз.

Похоже это расщеплённость сознания, духовная вялость и слабоумие.

Масс-йога одним боком пыжится казаться величественной, таинственной, чудодейственной. Другим — всем доступной, эдакой панибратской, лёгкой, практической, разрешающей все личные проблемы. Тут объявляет себя происходящей от каких-то великих учителей и скрытых или забытых индийских традиций, и без всякого перехода хвалится своей новизной, прогрессивностью,  преодолением заблуждений и ограниченности йоги прошлого.Крутится, чтобы понравиться возможно большему числу людей, а проповедует обращение во внутренний мир медитацией. Будучи конформистской по сути, притворяется идущей к свободе.

И как шизофреник, который не способен сдерживать мысленный поток, тонет в нём. Неспособность сосредоточиться называет "расширением сознания". Безвольно увлекается всякой созвучной её фантазиям, мыслью. И эта мысль становится навязчивой. Галлюционирует кундалини и чакрами. Заимствованные ею мысли она не способна выражать своим языком. Навязчивое теоретизирование из смеси санскритских и научных терминов кажется ей знанием. Язык её беден, состоит из общих мест.

Но поскольку и нет критичности, она может обладать напористостью внушения. Поэтому-то частенько добивается популярности.

К этому любопытное наблюдение: масс-йога часто придумывает странные названия, состоящие из разнородных элементов.

 

Не вляпайтесь в масс-йогу! По крайней мере, не вязните в ней!

 

 

 


 

 

[1] Шпенглер О. Закат Европы. — Ростов н/Д, 1998. — С.242.

[2] Голдакр Б. Обман в науке. М.: ЭКСМО, 2010. с. 163.

[3] Гроф.С. За пределами мозга. — С. 91-92.

[4] См.Годфруа Ж. Что такое психология? — М., 1993. — С. 22

[5] Hills, Ch. Is Kundalini real?// Kundalini, evolution and enligthtenment. New York, 1979. — P.107.