Опорные представления аюрведы

"Человек как единое целое

Древнюю и живую аюрведу, имеющую несколько авторитетных источников, многозначные понятия и разнообразную традицию толкования, очень трудно представить в виде какого-либо одного учения. В ней соединились представления, по крайней мере, четырёх “истинных” (āstika); философских мировоззрений Индии: санкхьи, йоги, вайшешики и веданты. Поэтому в своем описании теории аюрведы мы ограничимся самым, на наш взгляд, важным.

В излагающих аюрведу изданиях (большей частью американских авторов) основное внимание уделяется прикладным вопросам(принципам определения пракрити, приёмам уравновешивания, лекарствам) и как-то невнятно, походя, вскользь, с неким сознанием застенчивого превосходства рационального ума говорится о главных мировоззренческих идеях аюрведы и немножко о модной медитации. Мол, не пугайтесь, аюрведа ничего общего не имеет с индуизмом, это не религия, а наука, она практична, а не метафизична и т. д. и т. п. Наши излагатели и толкователи аюрведы более искренни и смелы в этом отношении, хотя почему-то большая часть их — приверженцы прабхупадовского кришнаизма[1].

Желание распространить полезное учение похвально, но не должно идти наперекор истине. Аюрведа и вечная добродетель (санатана дхарма, как называют индуизм сами его носители) находятся в очень тесной родственной и духовной связи.

Так, аюрведа, являясь вроде бы учением о телес­ном здоровье, телесным и вещественным не ограничивается. Она принимает неоспоримые в вечной дхарме индийского мировоззрения и не требующие доказательств убеждения — наличие высшего и всеохватного Сознания, кармы, перевоплощений и Освобождения. Эти основные положения проявляются такими идеями:

· сознание первично и главенствует над телом;

· человек живет неоднократно, и беда его не в том, что он смертен, а в том, что он многократно смертен и многократно рождается в неведении и болезнях;

· возможно освобождение от неведения, от этого ряда перевоплощений (и, соответственно, от телес­ных недугов).

Средства для этого -- правильная и здоровая жизнь и освобождающее познание.

Мировоззренческие идеи аюрведы космичны, но и практичны, на них строится даже применение лечебных мероприятий и лекарств.

"Основы природы по вайшешике,

используемые традицией Сушруты

 



[1] Матхур Дас, Премананда, Л.Н. Соловьева, А.Г. Клюев.