Проблески

 

Русский народный буддизм

«Мне хочется! - Пожди, авось расхочется!

На хотение есть терпение.

Уж я отхотел.

Русские поговорки (из собрания В.Даля)

Всё будет – стоит лишь расхотеть.

Новая русская поговорка. Одна из создателей, видимо, Ф. Раневская

Расстройства и болезни

Тридоша три основных расстройства

Согласно двум самым известным авторитетам Сушруте и Чараке равновесие основных тканей (dh@tu">dhātu samya) создаёт здоровье тела, а “неуравновешенность (dhātu-vaiśamya) основных (тканей) — признак начала болезни[1].

Но что выводит ткани из равновесия?

Интересно, что, несмотря на популярную медицину, в сознании большинства людей набор причин болезней достаточно ограничен. “Продуло”, “заразился”, “у меня жар”...

Видимо, в этом сведении многих тысяч болезней к немногим причинам — не только невежество, но и свойственный человеку неосознанный поиск каких-то общих начал. Если мы признаём, что знание по природе преемственно, то и в простых представлениях простого человека можно при желании и внимании увидеть зачатки признанных ныне истин. И современная медицина, несмотря на специализацию, склонна сейчас сводить болезни ко все меньшему числу причин. Так, считается, что 70% болезней носят психосоматический характер, а стрессом и наследственностью объясняется всё больше самых разнообразных заболеваний. Так же давно была уловлена связь между теми или иными болезнями и личностными чертами человека.

Все знают о существовании определенных типов личности; особенно известны почему-то меланхолики и флегматики. Классификация темпераментов по четырём типам идёт от древнегреческой медицины: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик, черты которых определяются преобладанием соответственно жёлчи, чёрной жёлчи, крови и флегмы. В аюрведе же, как и во всей индийской культуре, в основе лежит троичное подразделение явлений (три веды, три гуны, три мира, три слога ОМ и пр.) — теория тридоша.

Как йога является одним из наиболее значительных вкладов индийской мысли в сокровищницу знаний человечества, так и теория трёх дош аюрведы достойна занять столь же значительное место в медицине.

 

Что такое доши

 

Доша — ключевое и многозначное понятие аюрведы. На русском языке его значения можно очертить словами “расстройство”, “нарушение”, “повреждение”, “порча”. Последнее слово, пожалуй, наиболее близко передает смысл этого понятия, и, как представляется, имеет глубокие индоевропейские корни[2]. Вероятно, этим же объясняется столь большое место, занимаемое в русском народном целительстве представлением о порче как причине хворей и несчастий. Но первое — “расстройство” — несёт в себе индоевропейскую идею о тройственности мироустройства и разладе этой тройственности и в чем-то сходится с ведийской идеей тригуна и аюрведийской — тридоша.

Происхождение теории тридоша может быть прослежено до древнего ведийского времени. В Атхарваведе болезни делятся на производимые водой (abhāraja), воздухом (vātaja) и сухостью (suṣmaja)[3]. В период оформленных религиозно-философских мировоззрений (даршан), теория дош была систематизирована, и по Сушруте “вата, питта и капха - основная причина всех болезней”.

Так как огромное число заблуждений порождается неверным пониманием определений, то, чтобы смысл этого понятия “объяснял” сам наш великий язык, там, где это возможно, мы будем заменять слово доша его хотя бы частичными русскими соответствиями: нарушение, порча, расстройство.

Что такое доши, понять сразу не очень легко. Возможно, лучше будет начать с того, чтобы разобраться, чем доши не являются.

Доши не вещества, как часто неправильно понимают, утверждая, например, что тело состоит из дош или “каждая клеточка нашего тела состоит из всех трёх доша”.[4] Воздух (вата) — это не просто воздух атмосферы, желчь (питта) — не только секрет печени, а мокрота (капха) — не слизь, накапливающаяся во время простуды (хотя они и проявляются ими). Это некие качественные особенности, имеющие различные физические характеристики и особые местопребывания в теле.

Доша и не телосложение, не телесный тип, хотя очень упрощённо мы можем сравнить их взаимодействие с понятием конституции человека в западной медицине. Тип тела в аюрведе обозначается словом пракрити, что весьма близко по смыслу и содержанию с русским словом “порода”. Это врождённые, естественные для данного человека телосложение, черты характера, склонности. То есть порода — это плод нашей наследственности, генетической предрасположенности.

При этом надо помнить, что:

· В индийском мировоззрении точка отсчета — изначальное целостное, совершенное, все содержащее в себе, уравновешенное Сознание, которое по некой неведомой и необъяснимой причине расстраивается и развертывается в явленный мир, частью которого является и воплощённое тело.

· вселенная и “малый мир, сиречь человек”[5] едины, и что применимо к макрокосму, должно быть применимо и к микрокосму (piṇḍa brahmāṇḍa nyāya). Индийские мыслители и целители всегда считали, что основные силы и способности, остающиеся неизменными в организме, дающие ему жизнь и поддержи­ваю­щие его процессы, — это микрокосмические двойники сил, составляющих и поддерживающих совместными, хотя и противоположными действиями вселенское тело. Так, Сушрута считает три доши тремя представителями вселенских божественных сил: “Как солнце, луна и ветер поддерживают землю, наделяя, нося и рассеивая силу, так же три доши поддерживают тело”.

· Исходя из этого понимания единства вселенной и человека, аюрведа считает, что образуют тридоша великие стихии (махабхуты), спариваясь в теле:

 

 

“Поистине, воздух, пламя и слизь — основа появления тела”[6]. Доши — как бы дозы энергии, влияющие на тело и нрав человека и произошедшие от нарушения полноты и равновесия Чистого Целостного Сознания.

Нельзя сказать, что какая-то доша лучше другой. Все они по-разному, но не взаимозаменяемо, действуют в организме. Не в лучшую сторону. Но это относительно неизменного неколебимого безмятежного Духа.

Д. Чопра определяет доши как “принципы обмена”. Действительно, сравнение тридоша с представлениями и понятиями западной физиологии приводят к следующему сопоставлению:

 

Доши

Преобладающие функции

Соответствующие термины медицины

капха

усвоение, накопление

анаболизм

 

вата

рассеянье

катаболизм

 

питта

обмен

метаболизм (от греч. “перемена”)

 

 

Поэтому, когда мы в дальнейшем будем говорить, например, о вата-личности, для понимания полезно иметь в виду, что это люди с убыстренным обменом, капха — с замедленным, а питта — с переменчивым, неустойчивым, неравномерным.

Современная биологическая наука признает, что всякий организм наделён с рождения биохимическим своеобразием, то есть в каждый данный момент в клетках определённого человека содержится определённое же количество кислорода, углекислого газа, железа, витамина С, инсулина и т. д., соответствующее условиям, времени, состоянию организма, чувствам и мыслям человека.[7]

Доши относятся к нечистотам, отходам (mala). Пока они и другие отходы остаются в свойственной им мере (svamāna), загрязнения тела, ослабления или болезни не происходит. Они побуждают организм работать и могут рассматриваться как дхату. Лишь неестественное уменьшение или увеличение естественного их количества вызывает болезненные проявления.[8]

Доша — не сама болезнь, но она может привести к болезни. На языке современной медицины её можно назвать повреждающим фактором.

“У дош три состояния — уменьшение, устойчивость и возрастание”.[9] Становясь меньше или больше обычной меры (prahita), они становятся расстройствами или порчами телесных составляющих.

Так, если в каналах и полостях тела образуется много нежелательных продуктов, ищущих выхода, то некоторые составляющие тела, такие как кровь, превращаются в гной.

По Вагбхате-младшему, тело — составное доша, дхату и мала. Но согласно комментаторам “Аштанга хридайа самхиты”, доша — это то, что приводит дхату в движение, а циркуляция химических энергий, маслянистость, твёрдость и прочие rasa происходят от дхату. Если Чарака и Сушрута говорили о дошах как об основных причинах болезней, то по мнению Вагбхаты, “доши, поистине, единственная причина всех болезней”[10]. Он считает равновесие дош (doṣa samya) здоровьем, а неуравновешенность дош (doṣa vaiśamya) болезнью. Доша — это порча, нарушение, а составляющие человеческого тела (dhātu) — портящееся, нарушаемое (duṣya).

Некоторые исследователи предлагают такую связь дош с современными представлениями о клетке: вата — нарушение газообмена в клетке, питта – повреждение энергетического процесса в митохондриях, а капха — усиленное образование межклеточной жидкости и соединительной ткани.

С помощью понятий доша и дхату оказывается вполне выразимо, например, такое утверждение современной медицины: “Нарушение (напомним, что это одно из значений слова доша. — Б.М.) клеточного гомеостаза ведет к повреждению структурных элементов клетки (то есть дхату в понятиях аюрведы.Б.М.) с последующей её гибелью или перерождением (например, развитие раковой опухоли при воздействии ионизирующей радиации)”[11].

Если рассматривать дошу как повреждение на клеточном уровне, это может объяснить патогенез многих болезней. Исследования последнего времени показывают, что, возможно, пептическая язва причиняется порчей или неуравновешенностью симпатического и парасимпатического управления кислотно-пептическими секрециями, что ведет к повреждению эпителиальных клеток. С помощью понятия доша также можно объяснить происхождение лейкемии[12] и наметить главную цель терапевтического лечения — “нормализацию” клеточной среды[13].

Но поскольку доши — независимые от телесных составляющих сущности, расстройство дош не обязательно сразу приведет к повреждениям физических органов. Например, психическое расстройство не сразу приводит к видимым изменениям физического тела. Поэтому сейчас медики, применяющие аюрведу (Д.Чопра, Р.Гарде), похоже, принимают точку зрения Вагбхаты, что объясняется стремлением современной медицины найти все более начальные причины болезни— психические расстройства.

Доши и гуны

 

Сушрута производит вата от — “двигать(ся)”, питта — от tap — “гореть”, “горячить” и шлешма (другое название капхи) от śliṣ — “слеплять вместе”. В другом месте он приводит и такую этимологию слова капха: ka — “вода” и pha от phalati — “производит”, то есть капха — производное воды.[14] Там же он сравнивает вайу, питта и капха с воздухом (anila), солнцем (sūrya) и месяцем (soma), однако не с тремя гунами, как это обнаруживается в дополнительной книге, называемой “Уттара тантра”. Некоторые авторы после Чараки и Сушруты сравнивают три доши с тремя гунами. Старший Вагбхата в “Аштанга самграха” утверждает, что, как три гуны вопреки их естественной противоположности взаимодействуют для произведения мира во всем его разнообразии, так и три доши взаимодействуют вопреки их естественной противоположности для производства различных болезней. Еще один комментатор Далхана говорит, что питта соответствует саттва, вата— раджас и капха — тамас. Однако в других источниках таких прямых сопоставлений нет. И понятно: три гуны Природы лишь проявляются дошами, но не являются ими. Точнее будет сказать, что раджас преобладает в вайю, тамас — в капха и саттва — в питта.

Но в аюрведе понятие гуна, помимо значения «космическое Свойство» как и в древних философских учениях Индии — санкхье и атомистической вайшешике, — включает также вполне определённые свойства и качества предметов и явлений. Чарака выделил и распределил во вселенной и человеке 20 основных качеств на десять противоположных пар, которые влияют на доши в человеческой личности.

 

Качества (гуны)[15]

 

Тяжёлое

Лёгкое

Тупое

Острое

Холодное

Горячее

Сухое

Маслянистое

Кротость

Резкость

Густое

Жидкое

Жёсткое

Мягкое

Неподвижное

Подвижное

Плотное

Тонкое

Мутное

Ясное

 

Все доши принимают участие в человеческой жизни, но в разных её проявлениях и в разных сочетаниях. Взаимодействие дош изображается прекрасным старинным сравнением с очагом: для приготовления пищи необходим поддув (воздух), огонь – питта и хорошие дрова – капха. При сильном ветре огонь сдувает, и он быстро прогорает, при сырых дровах образуется мало тепла и много дыма и копоти, при слишком сильном огне пища сгорает.

Каждая господствующая в личности доша имеет особый набор свойственных ей качеств (в табли­це, составленной по Чараке[16], прописными буквами выделены главные):

 

Вата

Питта

Капха

СУХАЯ

ГОРЯЧАЯ

ТЯЖЕЛАЯ

ХОЛОДНАЯ

МАСЛЯНИСТАЯ

ХОЛОДНАЯ

ЛЕГКАЯ

ВЛАЖНАЯ

ВЛАЖНАЯ

Проникающая

Резкая

Мягкая

Подвижная

Кислая

Сладкая

Ясная

Острая

Липкая

Резкая

Распространяющаяся

Устойчивая

 

Поэтому задача знатока аюрведы — не только установить, какая доша у человека преобладает, но и определить её качества при этом. Это дает возможность тонко воздействовать на организм различными средствами (очищениями, питанием, запахами, цветами и т. п.), усиливая, уменьшая или нейтрализуя соответствующие качества доши. То есть всякое явление или вещество, обладающее теми же качествами, что и доша, будет её усугублять и, напротив, имеющее противоположное качество — уменьшать.

 

Проявления дош в человеческом теле

Толстый кишечник, таз, бёдра, уши, кости и кожа и чувство осязания —

(здесь) пристанище ветра, но особенно толстый кишечник.

Область пупка, непереваренной пищи[17], пот, сукровица, кровь, вкус,

глаз и ощущение — (пристанища) питты, но особенно — (область) за пупком.

Грудь, горло, голова, лёгкие, суставы, (область) непереваренной (?) пищи, вкус,

жир, нос и язык — (пристанища) капхи, но всего больше — грудь.[18]

 

Основные местоположения дош в теле

В тех областях, которые по аюрведе являются основными местопребываниями дош, мы можем более “физиологично” назвать органы, деятельность и расстройство которых вызывает сходную картину синдромов и симптомов и влияет соответствующим образом на здоровье и поведение людей.

У ваты, кроме прямой кишки, это простата, мочевой пузырь, семенники и яичники.

У питта, кроме печени, надпочечники и поджелудочная железа.

У капхи — щитовидная железа (важный регулятор обмена) и тимус.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот небольшая выборка физиологических и психологических функций трех дош:

 

ВАТА

ПИТТА

КАПХА

движение и его координация, (sacālana)

терморегуляция, телесное тепло, потоотделение (svedana)

строительство и заживление тканей (snehana)

возбуждение

желание

привязанность

чувственное восприятие

понимание

рассудочность, здравомыслие

сенсорные функции

память

сексуальная сила

моторные функции

пищеварительные функции

Функции усвоения и устойчивости тела

дыхание

пищеварительный огонь

иммунитет

боль

голод и жажда

сон

волнения, беспокойство, страх

гнев, ненависть, зависть

накопительство, жадность

любознательность, творчество

стремление первенствовать, самостоятельность

дружелюбие, снисходительность, нежность

 

Доши и порода” личности

 

Особенности природы или породы (пракрити) личности задаются особым сочетанием или, иначе, различием дош в ней во время зачатия. Согласно некоторым авторам, эти определяющие основные черты тела и нрава тонкие (sukṣma) доши остаются постоянными, в отличие от грубых (sthula) дош, которые могут изменяться[19] при изменении внешних условий и внутренних состояний. По Сушруте (1.15), увеличение или уменьшение ес­тест­венного, врожденного соотношения дош вызывает болезненные проявления.

В понятиях западной медицины равновесие дош можно сопоставить с гомеостазом и косвеннос сильным иммунитетом. Нарушение же этого равновесия — двух видов: доши либо портятся (doṣa duṣti), либо возрастают, усиливаются (doṣa vṛddhi). Это происходит в разных людях по-разному и со временем и с привычкой становится особыми чертами их характера.

Вата

Вата — это не хлопковая вата, хотя, возможно, эти слова как-то и связаны «воздушностью» доши. Это “воздух”, который может рождать и ласковый ветерок, и ураганный ветер (в трактатах Аюрведы его иногда называют так же, как и бога ветра — vāyu[20]) и препятствовать им. Так и в человеческом теле.

Этот “воздух” пронизывает все тело. “Неиспорченный воздух (вайу) поддерживает равновесие между дошами, дхату, обменным огнем, а также помогает в восприятии объектам чувств, побуждая их действовать должным образом”.[21] Он переносит нервные импульсы, побуждает к действию все качества, вызывает различные биологические изменения, распределяет все составные части организма и покровительствует речи и мышлению. “Энергия, дыхание, выдыхание, побуждение к движению и равновесию составляющих (дхату), равномерное освобождение путей — это действие воздуха”[22]. Д. Чопра толкует его как “тонкую энергию, управляющую биологическим движением и вызывающую все тонкие изменения в обмене”. Он управляет дыханием, миганием, биением сердца, движением в мышцах и тканях, всеми сужениями и расширениями (зрачков, сосудов и пр.), движениями цитоплазмы, клеточных мембран и импульсами нервных клеток. Одно из важнейших действий вата — удаление или задерж­ка кала, мочи, желчи и других отходов.

Воздух занимает все пустые места тела. Поэтому всякое удаление органа (миндалин, червеобразного отростка, почки или зуба) увеличивает “воздух” в теле. Но у избыточного воздуха есть излюбленные места преимущественного пребывания и наибольшего скопления — толстая и прямая кишки, мочевой пузырь, тазовая область, сочленения суставов, бедра, кости ног, кожа, уши. “Крепостной же лабиринт” ваты — тонкий кишечник (Чарака) и прямая кишка. Поэтому болезненные воздушные нарушения будут чаще связаны с нижней частью тела, например, они проявляются расстройством желудка, поносом, метеоризмом (само название “газы” или более старинные “ветры” или “дым” для такого расстройства указывает на его принадлежность к воздушной стихии).

Неустойчивость, порывистость и изменчивость вата доши проявляется сразу. Аюрведа считает вата самой мощной из дош, а Д.Чопра даже называет её “царицей дош”, так как, выйдя из равновесия, она легко увлекает за собой другие доши.

Ветреники

 

Люди с господствующей вата дошей порывисты, как ветер, изменчивы, переменчивы в настроениях. Они могут быть как холериками, так и меланхоликами. Так как ветер сух, они чаще сухопары, сухощавы, худосочны. У них часто “ветер в голове” (в просторечии этот ветер иногда помещают, извините за выражение, в жопе, что, хоть и грубо, но в чём-то совпадает с аюрведийским размещением вата в тазовой области).

Люди этого склада легко переходят от гордости к робости, от возбуждения и беспечности к таким чувствам и эмоциям, как боль, уныние, страх, тревога. Волнуются и тревожатся часто по пустячному поводу. Они боятся не столько событий или людей, сколько своего воображения, не сколько настоящего, сколько будущего. Схватывая главное на лету, не интересуются подробностями, что часто ведет к поверхностности и непрактичности их мыслей. Часто бросают слова на ветер.

Порывы чувств часто уносят их от земли. Легко воодушевляются и, увлекаясь чем-то, не могут остановиться. “Беспокойство, весьма мучительное свойство — охота к перемене мест” — также свойственно им. Богатое воображение, метания от одного дела к другому, рассеянное внимание и утомляемость также мешает им бороться за свое материальное благополучие. Часто то немногое, что накопили — знания, деньги и имущество, — ради нового они пускают на ветер.

Люди с усиленным ветром очень возбудимы и беспокойны, даже если внешне сдержанны. Но невыраженные внешне эмоции, особенно беспокойство и страх, продолжают бушевать внутри, вызывая вихри телесных изменений.

Болезни и расстройства, вызванные вата

 

“Ветер” — очень сильное болезнетворное начало. Он является причиной 80 из 140 болезней, описанных классической аюрведой. Показательно, что в исконном славянском мировоззрении большинство болезней приносятся ветром извне или происходят “от дурного ветра” внутри и имеют свойства ветра. Зараза или эпидемия звались поветрием, грипп — ветрянкой, ветрами назывались газы в желудке; говорили, что болезнь “надуло”, считали, что её можно “наслать по ветру” и т. д.

“Недостаток воздуха вызывает слабость конечностей, недостаток речи и увлеченности, спутанность восприятия, а также увеличение количества слизи и образование амы” [23].

К действиям возбуждённой ваты Вагбхата относит “упадок сил, спазмы, онемение, подавленность, пронизывающую, колющую, пульсирующую боли, ломоту, запор, хруст в суставах, стягивающее ощущение, задержку в теле отработанных веществ, возбудимость, жажду, дрожь, шероховатость кожи, пористость тканей, обезвоживание, суетливые движения, жёсткость членов (stambha), вяжущий вкус во рту и (изменение) цвета — к тёмному или красноватому”[24].

Меняется флора в толстой кишке, в её в складках скапливаются газы, живот пучит, и боль от этого часто принимают за болезни печени или сердца.

Подавляющее большинство нервных болезней причиняется ветром. По выражению старинного русского лечебника, желудок становится “немощен от дыму, и потом мозг мучит”.[25]

Ветер непостоянен, порывист и может как задуть, так и слишком раздуть агни (огонь), ответственный за иммунитет, и нарушить равновесие всего организма. Поэтому расстройство вата — причина аллергий многих видов (на пыль, пыльцу растений или цветочный запах и т. д.), виновник экземы, псориаза.

“Воздушные созданья” склонны к артритам, артрозам, бурситам, ишиасам, к поясничными и крестцовым болям. Поэтому Свами Шивананда в своих работах часто передавал термин вата как ревматизм. Впрочем, и в Древней Греции болезни суставов приписывали влиянию воздуха или дыхания. Платон так описывал их: «Весьма часто также воздух возникает внутри тела от разложения плоти; не находя пути наружу, оно доставляет такие же муки, как и воздух, вошедший извне с дыханием. Эти муки бывают особенно сильны, когда воздух, скопляясь и разбухая возле сухожилий и окружающих жилок, принуждает суставные связки и прилежащие к ним сухожилия сгибаться в противоположном направлении. От такого судорожного натяжения эти недуги и получили свои имена: «тетан» и «опистотон». Лечить их трудно, чаще всего они проходят под действием лихорадки».[26]

Для людей с избытком воздуха обычны болезни ушей, зубов, шейный спондилез, окостенение суставов, параличи и невралгии. Болезнь Бехтерева, соединяющая многие черты таких болезней, — яркий пример сильнейшего расстройства этой доши. Не удивительно, что вата так любит скапливаться в костной ткани — ибо кости трубчаты и губчаты.

Часта гиперфункция щитовидной железы (она, в частности, ответственна за быстроту обмена, почему вата-личности не могут набрать вес) и гипофиза, устраивающего гормональные бури в теле; недостаток надпочечников и половой секреции из-за их подверженности тревогам и страхам и подавления эмоций. Тики и заикание также вызываются ветром.

Ветер — причина менструальных спазмов, женского бесплодия и мужского бессилия. Половой, как и всякой иной энергии, у ветреников достаточно, но именно эта “переполненность” часто мешает им в установлении размеренных половых отношений и может вести к распущенности либо несвоевременному или нежелательному человеком воздержанию.

Хотя по традиционной аюрведе большая часть расстройств и болезней вызывается ветром, его подвижность и изменчивость может также облегчить и ускорить исцеление. Успокоение ветра избавляет от половины всех расстройств и болезней и приводит человека к уравновешенности и спокойствию.

Питта

 

Питта (pitta) — жёлчь, она связана с областью живота. Живот (точнее, тонкий кишечник) — её основное местопребывание. Самый важный орган, через который действует питта и который выделяет жёлчь — печень.

В древнерусских представлениях о теле почти всякая болезнь в области живота звалась кручиной. Кручиной же звалась и жёлчь, которая подразделялась на жёлтую, зелёную и чёрную, и болезнь желчного пузыря. Болезнь “желтуха” (болезнь Боткина), “разлитие жёлчи” правильно связывались с нарушением функционирования печени.

Созвучие же санскритских pitta и pita — “жёлтый” — многозначительно подтверждается еще и тем, что лицо у питта-личности часто желтоватое или медного оттенка, жёлто-зеленоватые глаза, моча и кал.

Основная деятельность питты, по Сушруте, — огонь (агни) в теле, главным образом, пищеварительный. Огненная природа печени знаменательно подтверждается словесным схождением в русском языке: слово “печень” одного корня с существительным “печь” и глаголом “печь”. И другое многозначительное сходство индий­ских и древнерусских представлений: многие болезни, которые, согласно аюрведе, вызываются питтой, в русском народном мировоззрении раньше связывали с огнем: огнева (горячка), огневица (сыпь), огневик (карбункул), летучий огонь (вид аллергии), “огнь напрасный” (внезапный жар).

Уравновешенная питта обеспечивает силу и гибкость тела, сохраняет в нём тепло, вызывает голод и жажду, управляет способностью видеть, а также увеличивает мыслительные способности. Недостаток жёлчи вызывает слабость пищеварительного огня, холод и отсутствие удачливости.

Вагбхата к проявлениям увеличенной питты относит “ощущение жжения, ощущение жара, покраснение, потливость, нарывы, гноевыделение, кровотечение, омертвение, истощение, обморок, опьянение, острый или кислый вкус во рту и (изменения) цвета (кожи и тканей), за исключением белого и коричневого цветов”[27].

Пылкие или жёлчные

 

В разных языках сохраняется представление о зависимости черт характера и настроения от состояния печени: в древнегреческом жёлчью именовался гнев, в русском – раздражительность. Мы вполне можем назвать человека с усугублённой питтой жёлчным.

Такие люди нетерпеливы, самокритичны, нетерпимы к беспорядку, склонны к властности, жестки и прямы, в худших случаях до бесцеремонности, гневливы, раздражительны, язвительны (поэтому часто страдают от язв желудка и двенадцатиперстной кишки). Неуправляемые вспышки чувств, бурная деятельность ведут к быстрой растрате энергии и быстрой усталости.

Люди с преобладанием питты в меру упитаны, но чрезмерно потливы, с сильнейшим аппетитом и тягой к питью. Так как питта доша связана с огнем, личности с её преобладанием плохо переносят жару.

Огненная природа питта-личностей проявляется тем, что у них “горячие головы”, теплые конечности, жжение в желудке, иногда огненно-рыжие волосы, “огонь в очах”, пылкость и “жгучие страсти” в поведении. Легко краснеют — от раздражения, жары, переедания или физического напряжения. Вспыльчивы, подвержены вспышкам гнева; если, по их мнению, повод достаточный, то буквально пылают гневом. При мочеиспускании у них горячая “дымящаяся” моча. От мужчин с усугубленной питтой часто “пахнет козлом”.

Питта-личности любят и умеют главенствовать и руководить в делах и в общении. Эти люди любят испытывать свою силу в борьбе и часто скучают без нее. Находчивы и настойчивы. Обидчивы, но отходчивы. В них очень сильно чувство соперничества. Сами создают себе трудности, чтобы усилием воли и труда их преодолеть. Благодаря своей решительности часто делают это с блеском. Склонны к соревновательным и рискованным видам спорта (бойцовские виды спорта, альпинизм, сплав, и т.п.)

Арнольд из Виллановы в “Салернском кодексе здоровья” (XIV в.), продолжая древнюю традицию, так описывает желчного:

Всех и во всём превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растёт и легко восприимчив;
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

Типичное проявление питты — “предстартовая лихорадка” спортсменов, студентов перед экзаменом, актеров перед спектаклем: повышаются температура тела, потоотделение, артериальное давление, учащаются сердечный и дыхательный ритмы, что вызвано выбросом в кровь адреналина.

Болезни жёлчной или тепловой природы

 

Питта-личности от природы склонны к умеренности и порядку в делах и развлечениях. Но когда сильные стрессы, переутомление, безрассудство выводят их из равновесия, их расстройства и болезни проявляются очень резко и ярко в виде высокой температуры, воспаления, кожных высыпаний.

Пылкие имеют склонность к повышенной кислотности, гастритам, изжоге, заболеваниям желчного пузыря и печени, язвам пищеварительного тракта, стоматиту. Часты у них гипертония, и сердечно-сосудистые болезни. Весьма подвержены различным отравлениям, аллергиям, кожным воспалениям и сыпям. Так как питта имеет природу огня и особо связана со зрением, у пылких людей нередко бывает сверхчувствительность к свету, близорукость и конъюктивит.

Капха

 

Капха составлена из земли и, в большей степени, воды. Получается некая пульпа. её называли в греческой медицине флегмой, а наиболее точные её соответствия в русском языке — слизь, что весьма созвучно другому её санскритскому названию шлешма, и мокрóта. Эта густая и вязкая влага восстанавливает поврежденные ткани, заполняет пустые места в теле, увлажняет кожу, смазывает сочленения, суставы, сосуды, слизистые и пр. Она проявляется синовиальной жидкостью в суставах, спинномозговой — в центральной нервной системе, лимфой, слизью в эпителии, пищеводе и кишечнике. Задача капхи — сохранение тела в устойчивом состоянии. её недостаток приводит к ощущению пустоты в желудке, к сердцебиению и слабости суставов.

Деятельность капхи обозначается словом visarga, то есть “добавление”, “создание”.

Мокротные

 

Гораздо более мягкие, чем вата и питта, — и по характеру и по телесным свойствам — люди, у которых главенствует влажная и холодная капха доша.

Личности с преобладанием капха отличается полноватым, иногда даже рыхловатым, телосложением, дородностью, широкими бедрами и плечами. Кости, вены и сухожилия у них не выступают. В великорусском языке люди с таким телосложением назывались мокрóтными (то есть сырыми, флегматичными), мокровялыми или тучными (см. словарь Даля), а характеры таких людей — лимфатическими. Дабы не терять совсем связи с прошлым знанием, капха-личностей, в зависимости от контекста, мы будем называть мокротными, флегматичными или тучными, разумея, что слово “тук” значит “жир”, “сок”, а слово “туча” несёт значение насыщенности влагой.

Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною,

Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.

Салернский кодекс здоровья

У женщин вальяжная мягкая, сдобная красота “кустодиевских красавиц”, пышные формы, спокойное полное, “круглое, как луна” лицо[28] с большими холодноватыми глазами, словно бы полными молока (в России говорят “с поволокой”), “походка слона” (это похвала, ибо слон выступает действительно плавно и величаво).

В нынешнее время людей, особенно женщин, такое телосложение не очень прельщает. Но по индийским канонам красоты это лучший тип женщин. В общении они мягки и деликатны, снисходительны и терпимы к чужим слабостям, обиды долго не помнят. Ценят любовь и дружбу, любят заботиться о других, кормить и ухаживать (за мужем, детьми, гостями, животными). Ну разве не прекрасные качества для жены!

Впрочем, в нашем мироустройстве к полным (но не жирным) относятся с большей симпатией, чем к худым. Худой — тот, кто мыслит о худом, он ненадежен, а полный — добрый, спокойный.

Правда, такие личности легко прибавляют в весе, часто становятся тучными, даже когда не едят много, ибо превращают пищу не в движение, как ветреники, не в жар, как пылкие питта-личности, а в плоть и жир. Поэтому диеты им не очень помогают: чем больше они ограничивают себя в еде, с тем большим желанием и аппетитом “разговляются”. И даже напротив, имея недостаточный аппетит или отвращение к пище, они умудряются набирать вес, так сказать, только подумав о ней. Тем более, что они незаметно для себя часто “кусовничают” — там чашечка чая, здесь печеньице, там яблочко, тут конфетка.

Капха-личности умеют хозяйствовать, бережливы, любят запасать деньги и вещи, но особенно еду (а так как слишком много о ней думают, то и накапливают жировые отложения). Очень боятся необеспеченной старости.

Они накопители и в какой-то мере капиталисты, но не склонны к авантюризму, как ветреники, и риску и опасной борьбе, как пылкие. В худших случаях приобретают такие качества, как стяжательство, жадность, скупость и назойливость. Им трудно расстаться со старьём — вещи ли это, слова, прежние убеждения, знакомые — и “начать новую жизнь”. В положениях, требующих решительных поступков, они предпочитают или закопать голову в песок, или “окопаться”.

Любят телесные удовольствия, но без жертв ради них, без страстей и риска. Их довольство собой часто перерастает в самодовольство.

Работой до одержимости не увлекаются. “Сну — не занятьям — свои посвящает флегматик досуги”. У них лучше получаются не новые открытия, а копание в деталях, раскапывание новых подробностей. Медлительны, часто даже копуши.

В холодную сырую погоду и при неблагоприятных внешних условиях становятся вялыми, скучными, сонными, ленивыми, брюзгливыми, упрямыми. В расстроенном состоянии склонны замыкаться в себе, но не надолго. Одиночества не любят и поэтому стремятся примкнуть, прилепиться к кому-нибудь.

Болезни капха

 

Возбуждённая капха порождает “белые пятна, а также сладкий и солёный вкус во рту, слизь, затвердение в тканях, зуд, ощущение холода в коже, ощущение тяжести, застой, ожирение, отёки, несварение, излишний сон. (Все) эти признаки доши не сразу становятся заметны”[29].

Хотя болезней капха вчетверо меньше, чем болезней вата, они обычно более затяжные и вялотекущие. Слизистые люди склонны часто страдать насморком, кашлем, закупорками горла и лёгких, бронхитами, аденоидами, воспалением пазух, тонзиллитами, шейными аденитами, аллергиями, астмой и болями в суставах (особенно поздней зимой и весной — время капха). Особо характерные болезни капхи — ожирение, диабет[30], отёчность, слоновая болезнь, водянка, полипы.

Так как личности с преобладанием капха доши часто слишком малоподвижны, ленивы и осмотрительны, это мешает им переломить те привычки и образ жизни, которые привели к болезни

 

Быстрота проявлений

 

Расстройство, вызванное нарушением ветра, проявляется быстрее двух других.

Для проявления недомоганий, вызванных питта, требуется месяц.

Вдвое больше проходит времени между расстройством капха и внешними его проявлениями.

Считается, что вата доша вызывает вдвое больше расстройств и болезней, чем питта, а та, в свою очередь, вдвое больше, чем капха.


 

 


[1] Чарака, Вимана, 8.14.

[2] Английский перевод этого понятия vitiation также значит “порча”.

[3] см. напр. Karambelkar V. The Atharvaveda and the Ayurveda. - Nagpur. 1961.

[4] Матхура Мандал Даса. Введение в аюрведийские методы лечения. - М. 1996. С.20

[5] Редкие источники по истории России. Т. 1. — М., 1977. — С. 16.

[6] Сушрута самхита, Сутрастхана 21.3.

[7] Д. Чопра. Идеальное здоровье. — М., 1990. — С. 33

[8] Чарака самхита, Сутрастхана 12.13, 28.13, Ниданастхана 6.17, 15.30 и др.

[9] Чарака, Сутрастхана 17.112.

[10] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.12.32.

[11] Фомин Н.А. Физиология человека. — М., 1982. — С. 9.

[12] [Dahanukar, Sh., Thatte, U. Ayurveda revisted. — P. 147.

[13] В некоторых случаях с помощью очистительных процедур, распорядка и правильного питания гораздо действеннее удается уменьшить число белых кровяных телец, чем с помощью лекарств.

[14] Сушрута самхита, Сутрастхана 21.5.

[15] При переводе на русский язык не совсем точно передаётся противоположность санскритских понятий (например, плотное-тонкое используются для различения физического и мысле-энергетического тел).

[16] Чарака самхита, Сутрастхана 1.53, 56, 58.

[17] То есть желудок и тонкий кишечник.

[18] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.12.1–3.

[19] Чарака самхита, Сутрастхана 7.38–41; см. также Jaggi O.Р. History of science and technology of India. V. 4. — P. 116.

[20] Исследователи видят в этом слове родство со славянским Вей, а в форме bāyu — с греч. BioV (жизнь).

[21] Сушрута самхита, Нидана, 1.9-10

[22] Чарака самхита, Сутрастхана 18.55.

[23] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.11.14–16.

[24] Вагбхата, Аштанга хридайа, 12.49-51

[25] Редкие источники по истории России. Т. 1. — М., 1977. — С. 74.

[26] Платон. Собр соч. в 4 т. Т.3 М.: Мысль, 1994. - С.491. Греческие названия болезней буквально значат «судороги и корчи». Кстати, связь облегчения суставных обострений, вызванных воздухом, при повышении температуры ьыла известна аюрведе и использовалась для лечения.

[27] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.12.52–53.

[28] Что, например, не нравилось пушкинскому Онегину:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-точь в Вандиковой мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

[29] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.12.53–54.

[30] Издавна распространённая в Индии болезнь; в аюрведе её относят к группе из 21 болезни мочевыделительной системы (pramehi), среди которых такие разные как хронический уретрит и даже гонорея.