Проблески

 

Русский народный буддизм

«Мне хочется! - Пожди, авось расхочется!

На хотение есть терпение.

Уж я отхотел.

Русские поговорки (из собрания В.Даля)

Всё будет – стоит лишь расхотеть.

Новая русская поговорка. Одна из создателей, видимо, Ф. Раневская

Средства оздоровления, лечения и исцеления

Диагностика и самодиагностика

Основы диагностики по аюрведе

 

Диагностика, по аюрведе, — это прежде всего установление психофизиологических особенностей личности больного, а не болезни.

“Цель действия — больной (в целом), поэтому исследуется больной”[1].

Старую истину, что нужно лечить не болезнь, а больного, знают все, из века в век повторяют — и вновь и вновь забывают. В начале XIX века русский врач М.Я. Мудров, один из основоположников профилактического направления в медицине, утверждал:

“Не должно лечить болезнь по одному только её имени, а должно лечить самого больного, его состав, его органы, его силы”.

 

В 1938 году один американский журнал опубликовал описание консультаций одного молодого человека у десяти врачей подряд по поводу головной боли. Получил он десять разных объяснений и предписаний:

1. заложен нос и надо показаться отоларингологу;

2. с носом все в порядке, надо показаться окулисту;

3. пониженное давление (прописаны уколы);

4. повышенное давление (прописана диета);

5. увеличена печень (назначено лечение электричеством);

6. печень не увеличена, но вырабатывает мало желчи;

7. ослаблена функция гланд (прописаны уколы);

8. кишечное отравление (рекомендовано поменьше есть);

9. типичная неврастения (прописаны пилюли);

10. обычная головная боль (без особых объяс­нений).[2]

Если бы при обследовании больного использовались правила аюрведы, то расхождений было бы гораздо меньше. Так как даже по этому краткому описанию врачебных ошибок можно судить о довольно длительном, если не хроническом характере головной боли, то 9 из 10 за то, что их причинами могут быть расстройства какой-либо доши, чаще — либо вата, либо капха. Как причина головных болей питта выступает много реже. Останется сделать выбор, исходя из особенностей телосложения, нрава, привычек, питания, между этими двумя и назначить соответствующие мероприятия.

Положим, что у такого молодого человека — букет сопутствующих расстройств: бессонница, раздражительность, плохая сосредоточенность и память, утомляемость, запор, зябкость ног, сухость кожи, перхоть. Выпишут ворох таблеток: транквилизаторов, снотворных, слабительных, витаминов, мазей.

Врач же аюрведы, установив, что во всех эти нарушениях повинна вата доша, предпишет набор очистительных и успокоительных приёмов и трав для её уравновешивания.

Сегодня врачи аюрведы могут использовать средства диагностики современной медицины, скажем, измерение температуры, кровяного давления, сахара, но не придают этому основного значения, так как, например, при лихорадке, вызванной расстройством капха, изменение температуры не наблюдается, что может ввести врача в заблуждение.

По классическим источникам, для определения болезней нужно уметь определять пять оснований (nidāna paṃcaka):

1. главную причину (nidāna); , которая может быть внешней, внутренней, отдалённой, воздействующей сразу или слабой;

2. предвещающие признаки (pūrvarūpa), показываю­щие, что только что началось какое-то расстройство и токсины начали накапливаться в клеточных тканях;

3. внешние проявления (rūpa) что близко к понятию “симптомы” современной медицины;

4. средство, вызывающее определённое проявление. Речь идет об испытательной терапии(upaśaya)[3], которая позволяет выявить болезненную причину;

5. проявление самой болезни (samprāpti), при котором рассматриваются счёт (число разновидностей болезни), развитие, первичность или вторичность болезни, её сила и время года.

Для правильного обследования больного Чарака считал необходимыми три условия:

1) верные наставления (āptaupadeśa),под которыми подразумевается знание писаний, правильное обучение и образованность сведущего в аюрведе;

2) наблюдение или прямое восприятие(pratyākśa);

3) вывод (anumāna).

Прямым восприятием Чарака считает“наблюдение, исходящее от единства духа, ума и чувств в особый миг”, что можно толковать как не просто наблюдение, а проницательное восприятие. Он утверждает, что “врач, который не может войти во внутреннее состояние своего пациента сияющим светом своего разума, не может успешно лечить его болезнь”[4].

Очень многое может сказать чутьё, наитие, интуиция. Взглянув на человека в целом, мы зачастую даже без особых знаний, можем сказать, здоров он или болен. Но чтобы помочь себе и людям, мало услышать голос наития — нужно понять, что он говорит. Это требует точных и подробных знаний. Ибо“немногое может быть узнано прямым восприятием и многое не может быть прямо воспринято и (потому) постигается из писаний и обобщения (наблюдаемого)”.

 

 

 

Врач должен иметь знание “причины болезни, предвещающих признаков, развития, расчетливого (диагноза) преобладания (того или иного нарушения), различия в судьбе и силы времени.

 

 

 

Доказательным и внимательным умом надлежаще следует познать внутренние особенности обследуемого: нарушение, целебное средство, местность, время, строение тела, питания, (то, что ему) приятно. Надлежаще следует познать дошу и прочее, на которую действуют (лечением)”[5].

 

Сушрута указывает такие способы установления диагноза:

 

1) выслушивание;

 

2) ощупывание;

 

3) разглядывание;

 

4) пробование на вкус[6];

 

5) обоняние;

 

6) распрос, который он особенно выделяет.

 

“Такие сведения, как

 

— время (суток) или время года (появления) бо­лезни;

 

— род (каста), к которому принадлежит больной и

 

— вещи или мероприятия, склонные приносить явное улучшение болезни или приятные больному (sātmya);

 

— также причина болезни;

 

— усиление боли;

 

— сила больного (выносливость);

 

— состояние его пищеварения;

 

— испускание кала, мочи и ветров или их оста­новка;

 

— созревание болезни по времени;

 

следует особо подтвердить непосредственным расспросом больного. Хотя пять органов чувств помогают определить точный диагноз, тем не менее, явления мест­ного порядка, постигаемые этими чувствами, не должны упускаться в установлении их особой природы”[7]

 

Сила аюрведы не только в установлении болезни (rogaparikṣa), но также в установлении жизнеспособности (āyurparikṣa)больного.

 

“Поэтому врач должен рассмотреть вначале природу болезни, расстройство, причинённое в ней дошей, состояния органов, где расстройство проявилось, и причины, ответственные за расстройство, и затем начинать лечить болезнь. Тот, кто во время осмотра больного рассматривает состояние его дхату и мала, место их пребывания, силу и выносливость, (узнаёт) расспросом время года болезни, силу пищеварения, телосложение и предрасположенность, возраст, умственное состояние, привычки (любимые) и отвращения, обычную пищу и другие тончайшие предметы, относящиеся к больному, и затем устанавив диагноз, начинает лечение, не совершит никогда никакой ошибки”[8].

 

Некоторые приёмы диагностики

 

Так как наш обзор рассчитан на ознакомление и возможное использование обычным, неискушённым в аюрведе человеком, в дополнение предыдущих описаний дош мы укажем лишь самые общие и простые способы определения их нарушения и некоторых соответствующих им болезней.

При осмотре (наблюдении) особое внимание обращается на общий внешний вид и цвет и состояние кожи, ногти, глаза и зрачки, нос, губы, зубы, язык, руки, волосы, ноги, кал, мочу.

Слушание голоса также позволяет сделать некоторые выводы о болезни.

 

Важное место в диагностике играет пульс.

 

Предупреждение для тех, кто попробует себя проверить по приведённым здесь предметам. Самодиа­гностика в какой-то мере легче и точнее диагностики, а в чём-то имеет свои недостатки. Начнем с них.

Первое, о чем мы уже упоминали в разделе об установлении дош: человеку очень трудно быть к себе беспристрастным. Поэтому в зависимости от того, чего человек желает — быть больным или здоровым, — он может по-разному оценивать данные: или слишком трагически, или вовсе пренебрегая их предупреждениями (последнее, как правило, всё же лучше).

Второе: человек самовнушаем, и надо остерегаться подпадания под гипноз описаний, схем, диаграмм и пр. Здесь у самодиагностики великие достоинства. Человек — не то что врач — всегда при себе: он может в любой миг проверить свои ощущения, делать это неод­нократно на протяжении лет. У него нет больших знаний, но нет и “профессиональной перегруженности” ими, при которой малейшее отклонение может совпасть с каким-то из огромного количества известных ныне симптомов. И, наконец, человек, в общем-то, себя любит, и поэтому у него больше возможностей отнестись к себе как к человеку, а не просто как к пациенту.

Общие физические черты

В большой мере они совпадают с установлением породы и преобладающей доши. Нарушение воздуха легко распознать по боли, ослаблению или отсутствию той или иной функции, тепловое нарушение (питта) — по жгучему ощущению или извращённому аппетиту (например, когда хочется в мороз мороженого или холодного пива), а жидкостное (капха) — по ощущению тяжести или скоплению жидкости в тех или иных местах тела.

На присутствие амы (непереработанных отходов) может указывать неприятный вкус во рту по утрам и белый налёт на языке, дурной запах изо рта, мутная, тёмная моча, ломота в суставах, плохое пищеварение, запоры, потеря аппетита.

Болезни, вызываемые ветром, как правило, проявляются после завершения пищеварения, жаром — в самом начале пищеварения, а влагой — во время приёма пищи.

Сила и выносливость определяют, какое назначить лечение, чтобы оно не ослабляло больного. Например, очень ослабленным людям не назначается расайана — мероприятия по омоложению, старикам — сильные клизмы и т. п. Видимо, и назначение прививок тоже должно учитывать эти качества, так как прививка на человека ослабленного может оказать не укрепляющее иммунитет воздействие, а ослабляющее.

Кожа

Состояние кожи – отражение состояния организма в целом и его внутренних органов. Здоровая кожа — гладкая, эластичная, бархатистая. Увядшая, потемневшая до старости кожа свидетельствует о неблагополучии со здоровьем. Шелушение и «гречневые пятна» на коже, как правило, вызываются вата дошей, гнойники - капхой, а сыпи — питтой. Если они появляются постоянно на одних и тех же местах, то это может указывать на расстройство внутреннего органа, иннервирую­щегося на это место (по принципу Захарьина-Геда).

Кожа с землистым оттенком может свидетельствовать о заболевании желудка, поджелудочной железы, селезёнки (питта-болезни ), а черноватый оттенок кожи — о заболеваниях почек, мочеточников, мочевого пузыря (вата-болезни). Пожелтевшая кожа может указывать на камни в мочевом пузыре. Красноватый оттенок кожи бывает у людей с заболеваниями сердца и высоким давлением. Бледная кожа на лице бывает при поражениях дыхательной системы (болезни капха), а также толстого кишечника или анемии (вата).

Глаза

Глаза с набрякшими нижними веками могут свидетельствовать об обострении капхи и неполадках в почках. Коньюктивит свидетельствует об обострении питты, обильная слезоточивость – капхи, красноватость глазного белка с выделяющимися кровяными сосудиками – признак высокого давления, а желтоватость её указывает на возможную болезнь печени. О болезнях можно судить по радужке, чем небезуспешно ныне занимается иридодиагностика. Если радужка несоразмерно маленькая, это признак вата-болезней, например, артрита. Помутнение или отличие цвета в тех или иных её местах соответствует расстройству или болезни, например, беловатое кольцо или пятно на радужке – склероз сосудов.

Слева направо: глаза  человека с вата пракрити, питта и капха.

 

Губы

Сухие, тонкие, с мелкими многочисленными трещинками, неяркие — принадлежность ветреников.

Сочные, красные, яркие, горячие, на которых часто появляются гнойнички, — признак жёлчной личности или болезни жёлчи.

Бледные или с белесым налётом, толстые, мягкие, влажные, водянистые. отёчные, прохладные — признак мокротных личностей и накопления в организме слизи.

Если участки соответствующих органов на губах заметно отличаются по цвету или на них часто появляются тёмные или белые точки, трещины, воспаления и т. п., это может указывать на нарушения в этих органах.

 

 

 

 

Ногти

Обследование кожи дополняется обследованием ногтей. У здорового человека ногти розовые, гладкие, с матовым блеском. Сухие, ломкие или расщепляющиеся ногти свидетельствуют об усилении воздуха, жёлто-розовые — об увеличении жёлчности (питты в печени), а слишком толстые, мягкие и светлые — капхи. Белые пятна на ногтях могут указывать на поражения нервной системы в прошлом, жёлтый оттенок ногтей или жёлтые пятна — на нарушения в работе мозга или печени, синеватый бывает у страдаю­щих сердечно-сосудистыми заболеваниями и болезнями крови.

Ногти в виде так называемого “часового стекла” могут свидетельствовать о затяжных болезнях капхи, связанных с бронхами и легкими.

Голос

Глуховатый, грубый и несколько монотонный голос свойственен капхе, агромкий (иногда до чрезмерности) и резкий — питте, негромкий, слабый - вате. Изменение голоса может указать на сильное расстройство дош. Например, ломающийся голос подростков — признак возрастного возрастания питты. Если голос у человека становится слабым, дрожащим, дребезжащим — это усиление ваты, например, в старости.

Частая хрипота или потеря голоса может указывать на предрасположенность к ларингиту, фарингиту. Огрубение или сиплость голоса при сифилисе говорит о его далеко зашедшей стадии. Но чаще охриплость, изменение тембра, шепот вместо громкой речи обусловлены продолжительными напряжением и потрясениями (стрессом). (Кстати, одной из причин потери голоса, наряду с сильным криком или громким пением, в аюрведе считается ругань и злость.

Язык

“Покажите язык!” — некогда любой врачебный осмотр начинался с этой просьбы. С появлением сложных диагностических приборов этот способ стал казаться примитивным, устаревшим и даже немного смешным. И, кажется, именно знакомство с восточ­ны­ми системами лечения вновь вернуло диагностике по языку (лингводиагностике)её почетное место.

Язык – орган и вкуса, и речи. Известно, что плотность рецептивных полей на языке в десять раз больше, чем, например, на спине. Они показывают состояние не только пищеварительных, но и других внутренних органов.

Итак, если язык влажный и красный — это знак здоровья и энергии. Бледный язык указывает на ослабленное здоровье и энергию, особенно на капха-нарушение. Багровый с грубыми сосочками — на питта-расстройство и повышенную секрецию. Шершавый и холодный язык указывает на расстройство вата, а его дрожание – на скрытые страхи и тревоги. Гладкий язык с мало выраженными сосочками — на вызванные расстройством вата долговременное нервное расстройство или недостаточность желудочной секреции. Синюшный язык может предупреждать о недостаточности сердечной деятельности, а ярко-красный, похожий на лакированный, с заострённым кончиком – на серьёзные сердечные нарушения..

Особое внимание уделяется налёту на языке. Тонкий налет свидетельствует о начавшемся нарушении, сильно выраженный — о хронической болезни. Если он становится толще и темнеет — от белого к жёлтому, серому, а потом и к тёмно-серому — это говорит об усилении болезни до угрозы жизни. Сероватый липкий налёт – признак слизистого нарушения, желтоватый — жёлчного. При хронических гастритах с повышенной кислотностью, колитах, хронических энтеритах язык несколько увеличивается в объёме и бывает почти сплошь обложен беловатым налётом. При гастритах с пониженной кислотностью, напротив, язык сухой, обложенный и несколько меньше. При обострении язвенной болезни налет чаще всего серый или желтовато-серый.

 

 

Отображение некоторых болезненных нарушений на языке

 

1 потрескавшийся язык – нарушение вата; 2 - неполадки в толстом кишечнике; 3 – ама (токсины) в толстой кишке; 4 – нарушения в почках; 5 – белый с красноватыми краями – токсины в толстом кишечнике; 6 отпечатки зубов по краям языка – несварение, неусваиваимость пищи; 7 – слабые легкие; 8 – слабое сердце; 9 глубокая продольная линия на языке с резко выраженным изломом у корня языка, в середине и ближе к кончику свидетельствуют, соответственно, о неполадках или болях в нижней части спины, в средней её части и в шее

Пульс

Диагностика по пульсу (нади виджняна) разработана в аюрведе (и родственной ей тибетской медицине) настолько тонко, что хороший врач может определить целый набор расстройств и болезней, сказать о приведших к ним причинах и, утверждают, даже предсказать не только исход болезни, но и прошлые и будущие события. Не так уж это чудесно, если сравнить изощрённость определения пульса аюрведы с методом пульсовой диагностики западной медицины. Пульс в аюрведе и основанной на ней тибетской медицине определяется не в одной точке запястья, как в современной медицине, а в трёх местах тремя пальцами пятью чувствительными точками на каждом и с разной степенью нажатия на артерию.

 

Аюрведийский вайдья  двумя руками проверяет пульс у больного. Старинная резьба по дереву.

 

При этом считается, что определённые точки на пальцах врача при той или иной глубине нажатия воспринимают сигналы от основных органов тела: сердца, легких, печени, жёлчного пузыря, селезёнки и т. д. По наполненности, ритму, сочетаниям и прочим признакам различается около 150 видов пульса. Естественно, этому можно научиться только за годы обучения у знатока и большой практики. Поэтому для обычного человека пульсовая диагностика может служить лишь для помощи в определении господствующей в нём доши. Для этого указательный, средний и безымянный палец  одной руки накладывают на лучевую артерию другой (проверять лучше на двух руках) так, чтобы указательный оказался на месте обычной проверки пульса. Здесь определяется пульс вата. Следующий палец, нажатие которого должно быть чуть более сильным, определяет пульс питта и, наконец, еще чуть более глубинный пульс капхи определяется безымянным пальцем. Тот пульс, который наиболее заметен и выражен, указывает на преобладание соответствующей доши.

 

Шарангадхара (XIII в.) так описывает пульсовое исследование:

«“Сосуд (дхамани), идущий от основания большого пальца, даёт признаки жизни. По его деятельности определяются обычные или необычные состоянии тела. Если ветер возбуждён, его движение подобно движению воробья, вороны или лягушки; если возбуждена желчь (питта), ток (нади) показывает движение лебедя или ястреба. При возбуждении трёх дош (саннипата) его движение подобно походке птиц лава и куропатки. Когда возбуждены две из трёх дош сразу, ток идет иногда медленно, иногда быстро и меняет свое местоположение. Ток, который останавливается или перемежается, определяется как разрушение жизни, а у тех, которые очень слабы и холодны, предвещает смерть. Когда он возбужден лихорадкой, ощущается жар и быстрота. Во время страсти и ненависти он быстр, во время умственного беспокойства — слаб, если пищеварительный огонь низок (mandāgni) и когда составляющие (дхату) ослаблены, замедлен. Когда сосуд наполнен кровью, он ощущается тёплым и тяжёлым, когда пищеварительный огонь разгорается, ощущается лёгким и быстрым. При здоровье пульс сильный и устойчивый. Наполнение делает пульс устойчивым”[9].

 

 

 

 

 

 

Современный врач аюрведы устанавливает диагноз по пульсу.

 

При нарушении ветра пульс слабый, быстрый, неровный, напоминает движение холодной скользящей змеи.

При питта-нарушении пульс ярко выраженный, размеренный, активный, скачкообразный и сравнивается с прыжками лягушки.

Капха-нарушение можно выявить по сильному, но мягкому текучему движению пульса под безымянным пальцем. Пульс напоминает мягкое скользящее движение лебедя.

Впрочем, и в европейской медицине до середины нынешнего века существовали такие определения пульса, как “скачущий”, “острый”, “печёночный”, “круглый”... Первые два могут быть сравнены с пульсом лягушки, последний — с плавным пульсом лебедя.

Для правильного определения расстройств важно учитывать состояние больного и время проверки. Неточные сведения могут быть при проверке пульса:

1) после тяжелой физической работы;

2) после совокупления;

3) после перегрева на солнце или у огня;

4) при голоде;

5) после массажа;

6) после пития алкоголя.

Моча

Так как каждый человек мочится, по крайней мере, несколько раз на дню, эту природную нужду можно использовать для первичной диагностики. При этом важно помнить, что наиболее точные данные дает наблюдение утренней мочи в чистом прозрачном сосуде. Светло-жёлтая без неприятного запаха моча свидетельствует, что человек здоров. Если моча имеет темно-коричневый цвет — это признак нарушения вата. Если моча темно-жёлтая, вызывает ощущение жжения, как бы дымится и имеет кислый запах — это признак питта-расстройства, а если слишком светлая или, напротив, мутная с запахом прелых яблок — капха-нарушения.

Сладковатый запах мочи может указывать на капха-нарушение, могущее привести к диабету, гнилостный — на наличие токсинов.

Если в моче заметны мельчайшие взвешенные частицы, это может указывать на наличие песка и, возможно, камней в мочеточнике.

Стул

У здорового человека кал средней плотности, не слишком сухой и не слишком жидкий, без частиц непереваренной пищи, крови, слизи и без отвратительного запаха. Если кал особенно зловонен, то это указывает на большое количество амы. То же можно проверить и особым тестом: если небольшое количество кала, вместо того, чтобы плавать, тонет в воде.

При усугубленной вата доше кал жидкий и пенистый, или с частицами непереваренной пищи, или в виде круглых катышков (“заячий” или “овечий” кал). Кал при питта-расстройствах вызывает ощущение жжения, а при капха-нарушениях он обильный и светлее, чем обычно.


[1] Чарака самхита, Виманастхана, 8.94.

[2] Зарубежные методы лечения. — СПб., 1994. — С. 241.

[3] Эта необязательная стадия имеет также названия supaśaya, anupaśaya.

[4] Чарака самхита,Виманастхана 4.14.

[5] Там же, 1.4.

[6] Слово rasana имеет и значение “звучание”, что в применении к установлению диагноза может проявляться в определении звучания дыхания или определённом звуке при простукивании.

[7] Сушрута самхита, Сутрастхана 10.4–5.

[8] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.12.36–38.

[9] Jaggi O.Р. History of science and technology of India. V. 4. — P. 128.