Проблески

 

Русский народный буддизм

«Мне хочется! - Пожди, авось расхочется!

На хотение есть терпение.

Уж я отхотел.

Русские поговорки (из собрания В.Даля)

Всё будет – стоит лишь расхотеть.

Новая русская поговорка. Одна из создателей, видимо, Ф. Раневская

IV

Из «Аштанга йоги» Чарандаса

 

Теперь шести (очистительных) действий хатха йоги изложение.

53. Ученик сказал:

Почтенный, вы описали восьмичленную йогу. Это понято мною.

Теперь, о милостивый Шукадева, разъясните мне шесть очистительных действий.

54 —55. Учитель сказал:

Сначала старайся выполнять их, чтобы тело стало чистым и не подверженным болезням, и не был украден разум.

Я опишу шесть действий и назову их имена. Нужно делать нети, дхаути и басти, а также кунджалу, что удаляет множество болезней. Выполняй наули, что также помогает поддерживать прекрасное здоровье. Их следует получить от твоего учителя.

С помощью тратаки сделай взгляд устойчивым. Делая её, надо не допускать моргания.

 

56. Вот нети карма.

Выполняют её ранним утром посредством нити, скрученной в тонкий жгут и навощённой.

57. Она должна быть около 30 см длины. её надо выпрямить и держать в руке.

58. Надо ввести в ноздрю и провести в рот, поймать её там и вывести двумя руками. Это известно как нети.

59. Она удаляет болезни зубов, ушей и носа и улучшает зрение. Поэтому выполняй её каждодневно.

 

60. Вот дхаути.

Берут тонкую ткань около аршина (примерно 70 см) длины и 8 см ширины. Если выполнять дхаути по утрам, она удаляет кожные болезни 18 видов.

61. её следует положить в кипящую воду. Затем ввести один конец в горло и стараться очень медленно заглатывать ленту ртом.

62. Заглатывают маленькими отрезками, оставив кончик около 25 см, затем вытягивают ткань. С ней удалятся желчь и слизь.

63. Тело станет чистым, и исчезнут болезни, происходящие от желчи и слизи. Шукадева говорит, что такое очистительное действие йогины совершают.

 

64. Вот басти.

Третье (очищение) — басти, о котором нужно внимательно выслушать. Выполняют Ганеша крийу, используя, как ключ, средний палец (левой руки).

65. Затем надлежащим приёмом очистив задний проход, расширяют и сокращают его.

66. После того втягивают воду через задний проход и удерживают её в животе на некоторое время. После прогулки или сидения — воду извергают.

67. Это известно как басти карма, которой нельзя овладеть без учителя. Болезни кишечника и мочевого пузыря, а также избыточный жар удаляются этим приёмом.

 

68. Вот гаджакарма.

Гаджакарму делают, выпивая сколько возможно воды и затем удаляя её через рот. Она предотвращает от страданий всяческих болезней.

 

69. Вот ньоли (наули) карма.

Принимают падмасану, поместив руки на колени. Животом следует касаться спины (посредством уддияны). Затем сделать срединную наули и вращать её влево и вправо. Это удаляет отходы из тела и упорядочивает апана вайу. Не будет лихорадки, расстройства селезёнки и желудочных хворей, если делать наули. Удаляются также другие болезни желудка. С помощью учителя ею овладеть нетрудно.

 

70. Вот тратака.

Когда сосредотачиваетесь на каком-то предмете устойчивым взглядом и держите глаза открытыми не моргающими, устойчивым становится ум — так говорит Шукадева. Или сведите глаза в межбровье — это также известно как тратака. Если овладеть этим созерцанием, на какой бы предмет желания не направить взор, он будет легко достижим — так слышал Чарандас.

 

Вот капалабхати, бхастрика, багхи, шанкха пракшалана.

Эти четыре дополнительных приёма — второстепенные виды шести очистительных приёмов.

 

Так оканчивается раздел о шаткарме.