Да будут все существа счастливы!

Да станут все здоровы!

Да узрят все радости!

Пусть никто не будет страдать!

Мантра Дханвантари

К читателю-созидателю своего здоровья

Очистительная гроза?

Предложение и большое распространение разнообразных способов, методик и курсов очищения – выдающаяся черта нынешней оздоровительной моды. Ещё с десяток лет назад целители пользовали, главным образом, травами, правили ауру да чакры. Теперь в так называемой урине, как пренебрежительно называют книгопродавцы дешёвенький вал книжек по оздоровлению, неудержимо, а точнее как раз одержимо, очистительные приёмы преподносятся как некая панацея и чуть ли не как собственное новооткрытие. Люди голодают, «клизмируются», «чистят печень» и почки, «полевую форму» (а почему не парадную?) и карму!

Откуда и с чего бы такое увлечение? Прогресс в медицине вроде бы расправился с клистирами, рвотными, слабительными, кровопусканиями, ланцетами да пиявками, которые до середины XIX в. в лекарском искусстве преобладали. Развитие науки, технологии и рынка привели к господству медикаментозного и хирургического лечения. Очищения как серьёзные лечебные мероприятия были отринуты, оставшись лишь клизмами и слабительными при долгом запоре, отравлениях, перед операциями или двух–трёхразовым душем при некоторых кожных и венерических болезнях. В наших больницах душ или ванна для ходячих больных и мытьё лежачих превращаются чуть ли не в праздник.

Очищения ушли из медицины на вольные, но тощие хлеба стихийного целительства. Там и прозябали, в одной нише с терпимыми, но не признаваемыми методами лечения, вроде гомеопатии. И вдруг на рубеже XXI века увлечение очистительным оздоровлением и лечением приобрело невиданный размах и стало массовым. Настолько, что не замечать этого стало невозможно.

Поначалу, как всякое самолечение, очищения клеймили да осмеивали в медицинских передачах и изданиях. Это не преградило «нового течения» в оздоровлении. И медицина, видя малодейственность многих своих средств и почуяв спрос, ныне все чаще обращается к этим древним способам лечения. За немалые деньги предлагаются комплексы растительных очистительных препаратов и такие услуги как "детоксикация", массаж, очищения глиной или гидроколонотерапия (проще сказать, почти часовая процедура промывания кишечника большим количеством воды) посредством «клизмотронов», регулирующих состав, температуру и напор вводимой жидкости. Вторую «молодость» переживает гирудотерапия (кровопускание пиявками).

 

Движение к Востоку

Ещё одно из веяний времени – несмотря на мощь западной науки, технологии и психологических стандартов – увлечение древневосточными методами самооздоровления и врачевания. Аюрведа и йога стали уже не только индийскими, а общемировыми культурными ценностями.

В США к началу XXI в. действовало свыше 600 зарегистрированных центров йоги, свыше 6 тыс. аюрведийских врачей и десятки центров. В Англии и Германии, например, число занимающихся в группах йоги ежегодно возрастает на 20%.

И в нашей стране каждый уважающий себя фитнесс- или спа-клуб предлагает занятия йогой или оздоровительные методики аюрведы.

Аюрведийская процедура в современном спа-клубе.

 

 

Какие в этом психологические и физиологические основания? Неужто только тяга человека к суевериям в глубинах подсознания, как утверждают противники и скептики? Мол, на этот «свет с востока» летят только восторженные мотыльки. Мол, если кому и помогает древнее восточное врачевание, то здесь, как плацебо, действует некоторая их экзотичная необычность, таинственность, непонятность…

Но может, в восточном мировоззрении и очищениях, как оздоровительно-лечебном методе, есть нечто важное, что отвечает глубинным чаяньям человека?

Целостность и согласованность знаний аюрведы и йоги

Ныне так упорно ищут целостные, холистические методы оздоровления – то есть те, в которых человек включён в общую картину мира, в которых его сознание играет главную роль, где естественные способы лечения и оздоровления самостоятельно и творчески применимы.

Всем эти условиям отвечают две древние, родственные и дополняющие друг друга ветви одного наследия аюрведы и йоги.

Аюрведа и йога – часть Вечного Установления (дхармы), исходящего из одного благодатного и неисчерпаемого духовного источника. В них гармонично сочетаются духовное и телесное. Они составляют наиболее сохранившуюся часть древнего преемственного знания о человеке как целостном существе, об устройстве мира, тела, причинах болезней и пр..

Слово аюрведа можно перевести примерно как «здравоведение». «Дух, сознание и тело – эта тройка, как три опоры, которые поддерживают живое, являются главным содержанием этой веды»[1]. Здравоведение — это единство веры, знания и правильного его применения. Если медицина занята, главным образом, лечением болезней, то главная направленность аюрведы – знание и поддержание основ здоровой жизни.

Ещё одно достоинство аюрведы и йоги – их тысячелетний опыт. Если срок научных истин – 25–30 лет, а потом они устаревают и опровергаются, то вдохновенно воспринятое и тысячелетиями испытанное не может быть отменено никаким прогрессом.

Многие положения этих учений, по сути, – ненаучны. Основополагающие сущности индийских мировоззрений – Разум, доши, карму, прану – нельзя ни увидеть в микроскоп, ни на экране томографа, ни обнаружить химическим анализом…

И при всём при том недоказуемые и неуловимые инструментально ключевые понятия аюрведы и йоги изумительно применительны: оздоровительны, целебны, успокоительны. Истинность многих других их положений подтверждается современной медицинской наукой. Среди интересующихся аюрведой и йогой доля людей с высшим образованием или высоким самообразованием много выше, чем среди менее образованных. И ничего странного. Чтобы не поддаваться созданным массовым внушением общим мнениям, и руководствоваться здравым смыслом, нужны хотя бы некоторая самостоятельность ума, какие-то знания и творческие способности.

Древние знания и опыт аюрведы и йоги при верном понимании и разумном применении могут и ныне помочь нам быть здоровыми под натиском неблагоприятных условий.

Представление о человеке, причинах болезней и внутренне единая совокупность способов лечения аюрведы и йоги лучше понимаются и «принимаются» умом и телом. Они могут быть поняты и приняты каждым разумным человеком независимо от образования. Зная основы аюрведы, легко отыскать разумное зерно в традиционных и нетрадиционных методиках и приёмах лечения, обобщить массу научно-медицинских сведений и целительских приёмов и использовать их в применении к определённому организму.

На Западе йогой заинтересовались раньше, чем аюрведой. Йогу воспринимали, как своеобразный вид физкультуры из асан и дыхательных упражнений и поначалу пытались истолковать исключительно с точки зрения западной физиологии. О связи хатха йоги с аюрведой не знали, как и о необходимости приспособления занятий к нраву и телосложению личности.

Из-за этого многие предписания источников превратно воспринимали как догму для всех. Мнили, что для «йога» обязательно скудное питание, сыроедение, вегетарианство, даже без молока, избегание соли и специй, пребывание полуобнажённым на холоде, частые «чистки» и т. п. Сплошь и рядом люди садились на вегетарианскую, бессолевую диету, обливались летом и зимой холодной водой, промывали чуть ли не ежедневно желудок, выбегали на утреннюю пробежку перед асанами и занимались прочим «самоистязанием».

Это приводило ко многим неприятностям: к сильным расстройствам, которые аюрведа относит к ветреным, например, запору, падению веса, жёсткости членов, хрусту в суставах, порче зубов, зябкости, беспокойству, порывистости и возбуждённости — то есть дурному выбросу энергии, ничего общего не имеющему с успокоением ума. Многие всё же сумели выправить такие нарушения, найдя наитьем и самообучением способы настройки здоровья, близкие к аюрведийским.

Но всех этих неприятностей можно было бы избежать, понимая аюрведу и йогу как две стороны одной традиции.

Некоторые наставления йоговских писаний становятся понятней с точки зрения аюрведийского понятия о дошах. В частности, избегать утренних омовений, среди нежелательных продуктов -- зелени, умащать тело «влагой, рождённой усилием» (то есть пóтом) направлены на то, чтобы смягчить усиливающееся в начинающем ветренное расстройство.

В индийском преемстве аюрведа и йога, особенно, тантрийская воспринимаются как родственные. Свами Шивананда говорит, что аюрведа является младшей сестрой йоги[2]. В довольно распространённом старинном предании составителю Йога сутр Патанджали приписывается авторство аюрведийского трактата Чарака самхита. Имя Чараки, одного из основоположников аюрведы, при этом считается его псевдонимом. Главные труды аюрведы – Чараку самхиту и Сушрута самхиту, а также трактат Джуд-Ши в тибетском ответвлении аюрведы – относят к тантрам, собственно книгам по тантре, а врачей тамильской разновидности аюрведы называют сиддха йогинами. В Сушрута самхите слово йога также обозначает «лекарственное средство», «целение».

Занимаясь тонким телом, тантрийская йога для плотного тела принимает и использует ключевые понятия и физиологию аюрведы. Оба учения принимают представление об энергообменных нарушениях (дошах) как причине болезни. Есть общие названия приёмов (басти, вамана и др.). В «Хатха йога прадипике», «Гхеранда самхите», «Раджапатья сутрам» и др. писаниях тантрийской йоги описанию тех или иных упражнений сопутствуют перечни уничтожаемых ими болезней.

Очищения в аюрведе и йоге – неотъемлемая часть их мировоззрения и оздоровительно-лечебных мероприятий. Им придается решающее значение в оздоровлении и лечении.

В аюрведе очищения являются основным способом в поддержании обменного равновесия и предохранении от заболеваний.

Успешность лечения многих болезней пятью очистительными действиями аюрведы (панчакармой) и йоготерапией гораздо выше, чем медицинскими методами. Есть вдохновляющая статистика. Артриты вылечиваются в 85 – 90%% случаев, заболевания органов дыхания, атеросклероз, облитерирующий эндартериит – около 80%, высокое кровяное давление, астма, тонзиллит, варикоз – в 70% и т.д. Поскольку аюрведа и йога действительно лечат человека, а не болезнь, то их средствами могут вылечиваться сразу несколько болезней у человека, например, набор из жёлчнокаменной болезни, расширения печени, хронического гастрита и геморроя.

Для чего ещё одна книга по очищениям?

В лечении всяк кое-что смыслит.

Тамильская поговорка

 

Есть два противоположных и одинаково неверных подхода к очистительным мероприятиям: один пренебрегает ими, другой – переоценивает их.

Медициной действенность очищений в должной мере не оценена, а скорее, оценивается отрицательно или замалчивается из-за неосознанных застойных обусловленностей и вполне осознанных эгоистических и корпоративных интересов её служителей. Противоположная сторона поддаётся противоположным неосознанным увлечениям и веяньям, вырвавшимся после времен забвения и гонения. Некоторые безрассудно увлекаются ими… в пропасть одержимости.

У таковых людей, возможно, эта книга вызовет упадок увлечённости: они уповают на высокодуховную, таинственную и чудодейственную восточную мудрость, а им предлагают заняться не «кармическим лечением», не медитацией, а своим желудочно-кишечным трактом!

В столкновении этих подходов немаловажную роль играют материальные интересы при соперничестве за «паству», то бишь за пациентов, известность и пр. Знание в такой борьбе утрачивает целительную сущность, дробится, разрушается.

В море затопившей рынок литературы по очищениям, аюрведе и йоге выудить добросовестную и полезную крайне трудно. Так называемые практические, в основном американские или перепевающие их доморощенные книги по аюрведе, как правило, повторяют общие места и перегружены скрытой рекламой и рецептами из труднодоступных индийских лекарств. Их очень трудно применить к нашим условиям. В изданиях, более близких по духу к источникам, часто не достает подробностей выполнения очищений. Если приверженец аюрведы и йоги в индийском преемстве имеет возможность обратиться к знатоку или учителю, то в наших городах и весях в роли таковых выступают Малахов, Семёнова и Шанк Пракшаляна.

Ей-ей! «Его» брошюрку с лихим названием «Супер-очистка организма от шлаков» мы не отказали себе в удовольствии купить. Нынешним убогим языком говоря, супер! Творцы этого руководства принимают название промывания за имя автора.

Ещё примерчик, как лепятся подобные книжки. Весьма плодовитый Ю. Захаров, даже не дав себе труда упомянуть источник или хоть как-то переработать исходный текст, списывает целые разделы нашей книги по аюрведе (видимо, и других авторов)[3]. В Интернете же такие переписывания трудно и отследить.

Подобные, надёрганные из Сети, сканированных книг и наспех шитые квелыми нитками сборнички никакой вдохновляющей, познавательной и целительной силы не имеют. Те же, кто будет следовать таким м-м-м»учителям» и, озабоченным не просвещением читателя, а насыщением своего тщеславия и наполнением кармана, могут потерять не только верные мировоззренческие вехи, но и остатки здоровья.

Умение выделить из массы книжной шелухи немногие нужные – часть способности самопонимания и самоисцеления.

В своё время на очищения многих подвигли книги Малахова. Подкупали некоторые их достоинства: нацеливание читателя на самооздоровление, собственный опыт и примеры их положительного действия. Появились многочисленные малаховцы да семёновцы. Но есть у них весьма знаменательные недостатки, становящиеся неприемлемыми заблуждениями и обесценивающие сам смысл очищения, особенно при их массовом распространении.

Обычно весьма смущает в популярных книжках «по целительству», а особенно в «полных справочниках» или «энциклопедиях очищений», раздрай теорий и средств очищения и уйма противоречивых рекомендаций.

В большинстве таких книг системы очищения как таковой нет, как бы они на это не напирали. Обычно эксплуатируется одна оздоровительная идейка (например, очистка от паразитов или уринотерапия). Есть отдельные приёмы очищения тех или иных мест тела – желудка, толстой кишки, печени… Излагая один приём очищения, сразу же забывают о предыдущем и не имеют в виду последующий.

Сами очистительные приёмы обычно описываются (точнее, переписываются из книги в книгу) весьма упрощённо, без очень важных подробностей и указания на источники. Часто эти упрощения называются новыми методиками под именем того или иного целителя. Но на поверку эти «авторские» методики оказываются лишь ухудшенными переделками обрывков древнего опыта очищения. И, несмотря на научные обоснования и терминологию, не способны достичь такой тонкости, точности и соразмерности, какие выработало древнее наследие.

Для убогого обоснования разномастных очистительных приёмов берутся и смешиваются в безвкусную, трудноусваиваемую и вредную мешанину часто несовместимые системы, учения и теории. Здесь в одной куче и Фрейд в паре с Павловым, индийские гуны и доши, китайские инь-ян и фэн-шуй, западноевропейская астрология, христианские молитвы, улучшающие «квантовое тело», чакры и карму. И весь этот экстрасенсорный сор обильно и безвкусно приправлен медицинской терминологией.

Поэтому такие книги похожи на глянцевые кулинарные с массой рецептов и красочных картинок, которые покупают, но на кухне не открывают. Великого повара создают не книги рецептов, а знание тонкостей применения правил приготовления и опыт. Так и рецептов очищений мало – нужны знания человека и основ здоровья, умение творчески применять эти знания.

Есть мудрое правило: нельзя одновременно лечиться разными способами.

Если уж начали лечиться медикаментозно, то не мешайте это с целительством у экстрасенсов или народными средствами – травами да заговорами. Иначе не поможет ни то, ни другое. Вы толком даже не поймёте, что вам на пользу, а что вредит. А когда побредёте с белым флагом к белым халатам, врач всегда может оправдать медицинскую неудачу вашим прошлым самолечением.

То же относится и к мировоззрению. Противоречия и столкновения между несовместимыми идеями, понятиями и терминами создают в уме путаницы, дробит и рассеивает его. Вряд ли это может способствовать целению – то есть обретению человеком целостного и здорового состояния.

К тому же не всегда возможно и, в общем, необязательно истолковывать все действия очищений в понятиях физиологии или повседневного опыта. Также неумно и латать прорехи в специальных медицинских знаниях санскритскими понятиями.

Именно древнее, основополагающее и проверенное тысячелетним опытом целительное мировоззрение аюрведы и йоги является основой этой книги. Некоторые медицинские пояснения и дополнения при этом служат подтверждением древнего созерцательного и опытного знания.

Пожалуй, ни в каких других лечебно-оздоровительных системах или учениях, нет столь продуманной, разработанной и проверенной тысячелетним применением совокупности очистительных мероприятий.

Эта книга может быть полезной и приверженцам самооздоровления, и целителям, и даже практикующим врачам, которым не обязательно отказываться от своих научных знаний. Они, могут подчерпнуть в аюрведе некоторые плодотворные идеи.

Разумный читатель предпочитает черпать знания из источников, а не из замутнённых эпигонских течений. Видимо, вы способны слышать голос наитья, говорящего вам что-то очень важное. Вы понимаете, что медицина – всего лишь подспорье и дополнение к собственной заботе о своем здоровье. Что одним из важнейших оздоровительных мероприятий являются очищения – естественное и многосторонне действующее средство оздоровления и лечения. Вам, по крайней мере, известно о аюрведе и йоге и у вас есть уважение и доверие к их древним знаниям. Узнать о них больше и лучше поможет многое узнать о себе. Возможно, не только из любознательности, но и готовы сделать какие-то усилия, чтобы помочь себе или другим.

Обращаться к такому читателю и общаться с ним – великая радость и ответственность для автора.

Предлагаемая книга продолжает и углубляет изложение и объяснения действия очистительных приёмов в наших трудах по йоге и аюрведе[4]. По всем признакам она вроде бы относится к тому сорту литературы, которую называют оздоровительной или целительской. На самом деле цель её несколько больше. Она целительна в том смысле, что пытается дать целостную, хотя, конечно, не целую, картину очищений аюрведы и йоги и возможно, исцелить от некоторых заблуждений относительно очищений. Хотелось бы, чтобы она была не просто справочником или набором «золотых рецептов», вслепую вынесенных из сокровищницы аюрведы и йоги, но ключом к ней. И, соответственно, ключом к здоровью для разумного человека. Надеемся, она поможет вам устранить какие-то непонимания, расстройства и стать строителем своего умственного и телесного здоровья.

Каково место очищения в самооздоровлении? Как применять его, чтобы это многосторонне действующее оздоровительное и лечебное средство принесло наибольшую пользу? Каких ошибок и осложнений при этом надо избежать? Какие предшествующие условия определяют успешность применения очистительных приёмов? И как вести себя после?

На эти и другие вопросы попытается ответить эта книга. К созданию её побудили многочисленные вопросы и просьбы людей, не удовлетворённых нынешними книжками об очищениях. Обычно такие книжки лезут в глаза названиями «полный справочник», «энциклопедия очищений» и пр. или завлекают рекламным обещаниями очередной «новой очистительной системы совершенного здоровья» или победы над раком. Внушение и завлекающие примеры, которые являются простейшим приёмом для продажи какого-нибудь изделия или услуги, заменяют в них знания и объяснения.

В мире противоположностей нет лечебного средства, не имеющего хотя бы малюсеньких противопоказаний и побочных следствий. А мимо них целители-очистители, стремящиеся всех и вся «очистить от завалов» или червей, восторженно проскакивают. Или скромно замалчивают неудачи.

У нас большинству людей найти знающего врача аюрведы почти невозможно. Поэтому особенно важно самостоятельно обрести знание с тонкостями и частностями.

Посему предлагаемая книга обращает особое внимание на «технику безопасности» очистительных приёмов. Больше приводится примеров отрицательных. Такие, расставленные в опасных местах, «вешки» дают возможность двигаться путем самооздоровления самостоятельно и без осложнений.

Из знаний и средств аюрведы и йоги здесь отдается предпочтение тем, которые читатель может использовать для самостоятельного поддержания здоровья и лечения. Особое внимание уделяем нашим, «родным» лекарственным средствам, которые могут заменить аюрведийские. Ещё одно основание, почему мы их рассматриваем вместе, – что в йоге стараются максимально использовать собственные возможности и доступные природные средства.

В этой книге мы не стали упрощённо делить очистительные мероприятия на аюрведийские и йоговские. Они даются вместе, в целостности, но при следовании правилам последовательности, уровня доступности и важности этих приёмов.

Чтобы читатель имел более точное представление об очищениях аюрведы, приводятся обширные выдержки из трудов её главных основателей. Очистительные мероприятия йоги изложены по методикам Бихарской школы.

На сегодняшний день это, пожалуй, самая полная и подробная работа на эту тему.

 


[1]Чарака самхита, 1.1. 46–47. (Далее везде – Чарака). Противоречия с предыдущим определением нет: в сознание включаются как ум, так и чувственные способности.

[2]В оригинале “братом”, так как на санскрите слова аюрведа и йога — мужского рода.

[3]Ю. А. Захаров. Золотые рецепты индийской медицины – М.: Прессверк, 2001.

[4]См. Борислав. Очистительные приемы йоги. — М.: АНС, 1997 (Увы, в книжке было немало упрощений и неточностей); .Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и применение.(1-е изд. – М. :Алетейа, 2000; 2-е – Явь, 2002).