Проблески

 

Русский народный буддизм

«Мне хочется! - Пожди, авось расхочется!

На хотение есть терпение.

Уж я отхотел.

Русские поговорки (из собрания В.Даля)

Всё будет – стоит лишь расхотеть.

Новая русская поговорка. Одна из создателей, видимо, Ф. Раневская

Общие подходы к очищениям

Необходимые условия

Что нужно, чтобы очищения были правильны, полезны и благоприятны?

·Положительный умственный настрой: вера в свои силы, в благотворность очищений и желание их делать.

·Понимание сути, знание основных правил внутри целостного подхода.

·Учёт личных особенностей и окружающих условий.

·Последовательность, постепенность и регулярность.

·Самоудовлетворение — от улучшения самочувствия, выносливости, работоспособности, сопротивляемости болезням.

По Вечному Установлению (дхарме) воля и желание — творящие силы нашего тела. Если человек проявил желание использовать очищения для оздоровления, то это побуждение исходит от его разума, а не тела.

Верное мировоззренческое обоснование лечения является важным средством целения — то есть обретения целостности. Если к человеку подходить как к Целому Вечному, а не тела веку, очищения будут благотворней.

Наука знает множество частностей: сколько миллиардов клеток находится в мозге, сколько миллионов сперматозоидов в одном куб. см спермы или бактерий в одном куб. см толстой кишки, сколько тысяч рецепторов и сколько волосков в ушном вестибулярном аппарате… И за этими частностями не видят главного — кто созидатель и управитель тела.

Важно хотя бы проблесками ощущать свою сущность — Всесущий и Чистый Разум, незатрагиваемый скорбями и хворями. Он главенствует и управляет телом. Именно Разум является управителем всех нервных, гормональных, мышечных и прочих проявлений тела. Именно он через свои инструменты — мозг и вегетативную нервную систему — побуждает тело приспосабливаться к происходящим изменениям. Он побуждает гипоталамус давать приказы эндокринным железам выделять необходимые гормоны в нужном количестве в зависимости от изменения питания и внешних условий.

Уверенность и умеренность — две стороны мудрости

Здоровье неотрывно от здравого смысла. Помощь телу — труд умственный. Надо избегать крайностей и правильно оценивать своё состояние.

Автор знавал одного целителя, некогда избавившегося очищениями от болезненного ожирения. Вдохновлённый успехом и ничтоже сумняшеся, он воспылал страстью лечить всех и вся очищениями, главным образом клизмой. То есть уподобился врачу Академии в Лагадо на летающем острове, который лечил все болезни двумя приёмами посредством одного прибора — кузнечных мехов, которыми он или высасывал воздух из кишок больного, или, наоборот, вдувал. Сифтовский Гулливер, которому он демонстрировал действие прибора на собаке, бежал от вони и отвращения. Больным же человеком движет надежда.

Сей целитель, действуя наугад, кому-то даже помогал. Если у больного было достаточно жизненных сил, удаление отходов, токсинов и ядов давало возможность начаться самоисцелению. Но брался он также даже за больных с последней стадией рака, которые и умирали в ходе «лечения». А вот аюрведа особо оговаривала, что в случае тяжёлых изнуряющих, т. е. связанных с сильным уменьшением жизненной силы болезней (а рак как раз к таковым относится), очищения клизмами и слабительными противопоказаны.

Для большей безопасности и действенности очистительных мероприятий желательно наблюдение и советы знатоков аюрведы и йоги. Учитывая, что в нашей стране найти таковых непросто, при самостоятельных очищениях важно внимательно следить за изменениями самочувствия. По этим причинам людям, имеющим достаточную волю и запас жизненных сил предпочтительней применять очистительные мероприятия йоги.

Панчакарму нельзя проводить во время месячных. Болезненным детям некоторые её мероприятия можно проводить (очень щадяще!) начиная с десятилетнего возраста. Так же осторожно её применяют в старческом возрасте.

Не надо спешить. Неразумно ждать мгновенных улучшений и бросать оздоровление при малейшем ухудшении самочувствия. Но и не упорствовать, если неприятности усиливаются.

Надо быть весьма наблюдательным и осмотрительным, чтобы в ходе борьбы с одной дошей не обострить другие.

После курса очистительных мероприятий необходим отдых.

В поисках потраченного времени

 

Почему очищения как оздоровительно-лечебный метод не очень-то многих вдохновляют?

Расстроить или разрушить здоровье проще и быстрее, чем его настроить и восстановить.

Человек десятками лет загружал организм вредными веществами, получил и создал себе в жизни кучу неприятностей и потрясений, столько раз болел, сколько лекарств проглотил! Глупо думать, что за две-три очистительных процедуры сможет избавиться от всех последствий этого.

Выпить таблетку или подставить какую-то часть тела под укол, просто и легко. И вроде бы «помогает» (если помогает) довольно быстро, то есть на время снимает симптомы. А очищения требуют труда, а благотворный результат проявляется не сразу.

Например, Чарака понимает, что “рождённые с обменными расстройствами или от родителей-диабетиков трудно исцелимы”. Чтобы изменить в лучшую сторону состояние тела питанием понадобятся продолжительное время и определённые затраты. Травяные отвары или асаны йоги действуют не столь быстро, как уколы, таблетки или голодание. Но лекарства снижают иммунитет. Полное голодание является слишком большим потрясением для организма и связано с риском анемии и дистрофии.

Некоторые согласно кивают: очищения и правильное поведение, это, конечно, полезно — но…где на все это взять время? Мол, работа, семья…

Подсчитать бы этим премудрым пескарям, сколько времени потратили они на глазение в цветную дыру телевизора, чтение пустобрёшных газет или детективов, на выпивки, и болтовню! Или на унылое лежание на диване из-за плохого самочувствия или утомительное хождение по врачам и аптекам!

В больших городах визит к нужному специалисту обходится в 2—3 часа, по меньшей мере, и стоит приличных денег, на зарабатывание коих тоже тратятся время, силы, здоровье. Прибавим затраты на поиски лекарств и на их приём.

Если хотя бы часть времени и средств было потрачено на собственные усилия по оздоровлению, многие недуги можно было бы предотвратить и вылечить естественными средствами. Если на четверть часа раньше лечь, на четверть раньше встать и проделать простейшие очищения, то пользы от них будет больше чем от получаса лишнего сна. А если на полчаса оторвать глаза от телевизора, хватило бы времени и на на то, чтобы расстелить коврик и поупражняться в йоге. Здоровье стало бы неизмеримо крепче, работоспособность и выносливость выше.

Итак, дело не во времени, а в желании и решимости. Их должно хватить на терпение и усердие.

Тот, кто предпринимает очищение в лечебных целях должен понимать, что они должны устранить причины, а не сглаживать симптомы. Причины, приведшие к болезни, устраняются не сразу. Организм должен «привыкнуть» к здоровью, как он привыкал к болезни. Поэтому для лечения долго взращиваемой болезни понадобится не одно мероприятие.

Но «поощрительное» облегчение, указывающее на то, что лечение идет правильно, проявляется гораздо быстрее. Так, вызванной рвотой можно быстро снять приступ астмы и мигреневую боль. А бывает, несколькими очистительными приёмами или занятиями йогой удается исцелить многолетние болезни.

Улучшение от очищений, или массажа проявится через две-три недели. Очищение ума от грязных мыслей и созидание благотворных привычек проявит свою очевидную пользу через три месяца.

Но некоторые болезни восточное врачевание лечит даже быстрее, чем западное. Обычная дизентерия средствами аюрведы и йоги лечится за один-два дня (Шивананда). Амёбная дизентерия, годами не поддававшаяся медицинскому лечению и дошедшая до стадии амёбного гепатита — за три недели. (С. Джоши). Многолетний синдром хронической усталости, бессонницу и депрессию аюрведийскими очищениями можно удалить за 7—10 дней. Успешное лечение или значительно облегчение язв кишечника в школах Йогендры, Сатьянанды, Кувалаянанды достигалось за 6 недель. Ревматоидные артриты средствами аюрведы могут быть излечены за 2—3 месяца, а тяжёлый застарелый геморрой потребует от полугода до года лечения.

Всё же лучше, чем многолетнее мучение.

А вот низкотемпературную простуду можно вылечить почти сразу промыванием носа, питьём имбирно-перцового напитка и горячей ванной. Сколько раз мы убеждались, что эти простые средства оказывались действенней раскрученных фирменных лекарств!

Исходя из данных о скорости обновления органов и тканей тела можно «планировать» продолжительность тех или иных очистительных мероприятий.

Разумно не менее 10 дней упорно следовать выбранной тактике лечения. Обычно за это время наблюдательный человек заметит или улучшение или ухудшение своего состояния. Если есть улучшения, повторить лечебный курс через несколько дней.

Предельный срок лечения одним приёмом 40 дней. После этого надо отдохнуть, чтобы дать организму настроиться на работу в новых условиях.

Можно ли самостоятельно проводить панчакарму?

 

Конечно, настоящую лечебную панчакарму может провести только опытный аюрведийский врач. Но, точно уж, Минздрав, Академия медицинских наук, фармацевтические фирмы и множество медицинских авторитетов сделают всё, чтобы сохранить своё господствующее положение в сфере лечебных услуг. И поэтому вряд ли в ближайшее время, будет легко найти аюрведийского врача или лечебный центр.

Придётся опираться на свои силы. Будут, конечно, некоторые потери. Во-первых, трудно человеку оценить беспристрастно и правильно своё состояние и самочувствие и заметить изменения в них. Для этого надо обладать достаточными знаниями по аюрведийской диагностике.

Во-вторых, нелегко самому подобрать нужные очистительные и восстановительные мероприятия и лекарства.

В третьих, трудно самостоятельно провести некоторые приёмы. Так, даже хороший самомассаж, конечно, не заменит продолжительный массаж, проводимый при панчакарме двумя профессиональными массажистами. Нелегко самому выполнить широдхару и пр.

Впрочем, некоторые заменяющие возможности есть. Например, услуги по массажу сейчас широко доступны. Нужны лишь найти деньги, хорошего массажиста и попросить его провести массаж подходящим для вас маслом. В медицинских центрах сейчас можно провести гидроколонотерапию. Можно также почистить кровь у гирудотерапевта. Перед началом самостоятельных действий такие разовые мероприятия вполне допустимы.

Далее на помощь приходит йога, цель которой — наивозможнейшая самостоятельность. Очистительные действия йоги (шаткармы) посредников не требуют. Продолжительные занятия асанами по внутреннему действию заменяют самый изощрённый массаж. Особенно, если их дополнять масляным умащением тела.

 

 

Последующие действия

При высокогорных восхождениях большинство несчастных случаев происходит на спусках, когда, кажется, самое трудное позади. Известны случаи, когда вернувшиеся после крайне трудных и смертельно опасных путешествий и даже полётов в космос, заболевали, ломали ноги на ровном месте и даже тонули в ванной. Причина этого — ослабление внимания, усталость и разряды «отложенного» напряжения.

Поэтому, если у вас хватило решимости, увлечённости и терпения проделать ряд очищений, оздоровиться или (совсем хорошо!) исцелиться от какого-либо недуга, нужно не растерять этот успех.

Подкрепляющие мероприятия могут быть самыми разнообразными. Следование хотя бы некоторым из этих правил поведения перед началом очищений будет психологической и физической подготовкой к ним. После очищений — закрепит достижения. Последующие действия (paścatkarma) включают отдых, мысленное спокойствие, приятные, но не будоражущие эмоции, особое питание.

Во многих книгах предписывается после очищений питаться часто, но понемногу. Это не всегда разумно.

И создатели аюрведы, и отец медицины Гиппократ, говорили примерно одно и то же: кто ест один раз в день, никогда не болеет, тот, кто ест дважды — болеет редко, кто больше —чаще.

В индийском мироустройстве существует правило двухразового приёма пищи в день. И поэтому, когда говорится, например, в «четвёртый приём пищи» имеется в виду последний приём пищи во второй день от точки отсчёта.

Надо есть подходящую пищу, умеренно и лишь после полного переваривания предыдущей еды.

В аюрведе для выхода из курса очищений без побочных следствий соблюдается особый режим принятия пищи — самсараяна. Он заключается в постепенном увеличении густоты и количества пищи. В первый приём пищи принимается очень жидкий, почти питьевой отвар, риса. Во второй — этот отвар доводится до состояния жидкого супчика. В третий и четвёртый — жидкой кашки. Затем — разваренный рис. Дал (разваренная мелкая чечевица) в небольших количествах добавляется на второй день после окончания панчакармы. И, наконец, самое известное и распространённое индийское блюдо — кхичери (смесь риса с далом и тушёными в топлёном масле специями овощами). Его едят два-три дня подряд.

Чтобы питание стало общеукрепляющим средством, оно должно быть естественным, по возможности разнообразным, но не хаотичным. Если пища была однообразной, ввести побольше свежих и вкусных продуктов: овощей, фруктов, специй и горячих блюд.