Проблески

 

Всегда мыслить о Самом высшем,

стремиться к познанию сути –

это зовётся Знанием,

незнание – всё остальное.

Бхагавадгита

Что мешает очищению?

Неверие и неверные подходы

Неверие в способность себе помочь и собственные силы — это проявление неведения, слабости и утраты «чувства правителя» своего тела. Тогда человек легко поддаётся обстоятельствам и массовым заблуждениям о питании, лечении и пр. И как следствие — болезням.

Отсутствие веры в возможность выздоровления — признак настолько ослабленной жизненной силы, что человека трудно вылечить. Без веры — нет обоснования для начинания и уверенности для продолжения. Проявлению благотворности очищений также мешают сомнение или ирония или страх перед их выполнением или последствиями. И напротив, иногда одна вера творит такие чудеса исцеления, на которые предпочитают закрывать глаза многоопытные светила науки.

Не навязывание извне — будь это чьё-то понукание или давление «моды», а внутреннее желание должно побуждать вас к оздоровительным очищениям. Не стоит делать из-под палки. Насильно здоров не будешь.

Если есть сомнения, если страшитесь последствий очистительных мероприятий, если совершенно не хочется делать — лучше и не делать.

Неверно формулировать одномерную и слишком жёсткую установку, например, похудеть. Если полнота имеет психическую причину, скажем, подоплёка её — накопить запасы перед пугающим будущим), то после похудения установка будет работать так же. Значит, нужно снова полнеть, для того чтобы снова похудеть.

Кто-то находит весьма изощрённые оправдания своего бездействия. Мол, борьба за чистоту в загрязнённой внешней среде безнадёжна. После очищения вновь следует загрязнение, которое вновь требует очищения. И что же — так и быть всю жизнь прикованным к этому колесу?

«Чистую посуду легко и полоскать» – говорит поговорка. После основательной очистки делать их можно уже реже, а в конце концов очищение внутренних органов становится становится все менее нужным Главной задачей становится очищение ума, т.е. внутреннее очищение, которое позволяет достичь управления сознанием, которое правит телом.

Изучение и понимание основ аюрведы — не отвлеченная схоластика, а важная составляющая лечения. Понимание смысла — необходимое условие правильного и творческого применения аюрведийских очищений.

Историческая и невротическая брезгливость

Очистительные приёмы аюрведы и йоги не для всех могут оказаться приемлемыми.

Правильному пониманию и освоению очищений мешает стереотипы западного мышления и потребительского стиля жизни.

Очищению может помешать внутреннее отношение к немукак к чему-то «неприличному», неприятному и неопрятныму. Ведь среди них — такие «некультурные» действия, как отрыжка, рвота и даже — фу, какая гадость! — вращение пальцем в заднем проходе. И даже запершись в ванной, человек смотрит на эти действия с жеманным отвращением дамы на светском приёме, а не с равнодушием врача, производящего с телом определённые лечебные и оздоровительные действия.

Это во многом связано с христианским наследием и буржуазно-викторианской чопорностью XIX — начале XX века, когда закладывались основы господства науки. Обсуждать процессы выделения в первом случае считалось низким и грешным, а во втором —приличным только для врачей. Да и сейчас, по наблюдению доктора медицины Майкл Гербера, «американцы считают разговоры о деятельности кишечника и дефекации чем-то вроде культурного табу. Проистекающее отсюда непонимание значения выделительной функции организма стало причиной дремучего невежества во всем, что касается состояния здоровья».

Христианство, следуя вроде бы верной посылке «чистота духовная паче телесной», принципиально отказалось улучшать биологическую составляющую человека. Возобладал принцип, что тело надо держать «в чёрном теле». Выделительные или половые проявления человека были отнесены к скверне и греху. Некоторые намеки на очистительные мероприятия остались лишь в апокрифах.

Во многом проклятия против различных видов народного и «иноверного» оздоровления и целительства как «дел тьмы» зиждутся на такой мировоззренческой установке и чисто конфессиональных интересах. И многие, даже далекие от религии люди, не подозревают, что в отношении очищений они мыслят и действуют в пределах взгляда средневековой церкви на человеческое тело.

Но разве лучше носить нечистоты в себе, уподобляясь «гробам повапленным», «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф,23, 27)? Не менее ли постыдно и унизительно для человека хворать от внутреннего загрязнения? Может, их «сверхтонкость» поумерит и то, что сам библейский Господь не брезговал таким приёмом, как видно по выражению Апокалипсиса (3.16): «но поелику ты тёпл, а не горяч — изблюю тебя из уст Моих».

Не странно ли, что психоэнергетически слабые люди, больше всего в очищении нуждающиеся (чей «органон отравлен алкóголем», табаком, дурным питанием и пр.) чаще выказывают неприятие или боязнь телесных очищений? Не является ли такое неприятие очищений скрытой копрофилией (любовью к испражнениям)?

Но эти действия естественны для младенцев и «людей природы». Вот младенец достает «козявки» из носа или ковыряет пальчиком в попке, ощущая там какие-то зуд или неудобство, а родители кричат или даже шлёпают: «низя-я!» вместо того, чтобы принять этот сигнал о неблагополучии и предпринять меры. И получается, что нельзя не только за столом, в обществе, но и вообще нельзя.

Надеемся, читатель поймёт, что предметом очистительных приёмов аюрведы и йоги может быть любое естественное действие, если оно вызывается сознательно и служит осознанию телесных функций, их очищению и приведению в порядок.

Разумное применение — не подражание

Сплошь и рядом бестолково пересаживают родившиеся в иной культурной среде обычаи, обряды и привычки на нашу почву.

А правильное применение — это творческое приспособление основополагающих идей и методов к другим мировоззренческим и внешним условиям.

Лечебные мероприятия иной культуры нельзя переносить в другие мировоззренческие и природные условия без определённых изменений и приспособления. В современных наших условиях телесные очищения необходимы по несколько иным причинам, нежели на родине аюрведы и йоги.

Несколько примеров. В кишащей жизнью (люди, животные, бактерии…) Индии европейцам даже страшно пройтись босиком, не говоря уж о том, чтобы выпить воды из открытого источника или съесть что-нибудь на базаре. Еда там по их меркам несъедобно-острая, что странно при такой жаре. Но и оправдано, так как острые специи нужны там для антисептики, дезинфекции и возбуждения аппетита. Еду там считают несвежей, если она простояла больше одной йамы (3 часов) и испорченной — если больше суток. Не мудрено, если на улице до плюс 40°. Ну а если минус 40°? Тогда число микробов в воздухе уменьшается в сотни раз! В Индии при очищениях горячая вода применяется редко. В наших холодах горячий душ, ванна, баня, острые приправы нужны для поддержания внутреннего тепла.

 

Недостаток решимости, терпения и последовательности.

Рецепта мгновенного исцеления от всех заболеваний нет. Нет какого-то одного чудодейственного метода. Оздоровление и лечение требует соответствующего настроения, умения и терпения.

Волевые и умственные усилия, упорство и терпение нужны и для очищения тела.

Одной веры мало — человек должен решиться на какие-то меры. Решимость подвигнет на выполнение и даст силы перенести возникающие трудности. Не та конечно, решимость, что идёт напролом вопреки разуму. Но та, что проявляется бодростью тела и ясностью мысли.

Впрочем, большинство людей обладает худшими пороками — леностью и косностью. Они даже не пытаются ни найти причины своего недуга, ни исправлять ошибки, приведшие к болезни, не говоря уж о том, чтобы ещё на стадии расстройства предотвратить будущее заболевание. Им хочется получить здоровье, не приложив никаких усилий, от кого-то или чего-то — врача, нового лекарства, циркониевого браслета или космо-диска. И даже, когда ничего из этих «чудодейственных» средств не помогает, это не подвигает их на самостоятельные усилия.

Множество людей, многие годы последовательно губившие своё здоровье, даже при желании что-то изменить, сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Как правило, они отягощены слишком большой «инерцией» долго ублажаемого и капризно-неуправляемого тела со множеством нарушений обменного характера. Поэтому желания оздоровиться или исцелиться, полученного от чтения книг или чьего-либо примера, им не хватает на то, чтобы очищаться последовательно и успешно — воли не хватает, а «тело мешает».

Если человек болен — то он свыкся с болезнью, привязался к ней, срастился с нею. Она стала частью его существования, его горькой участью, привычно-нездоровым обменным и психологическим стереотипом. А рвать привычное — всегда страшно и болезненно.

Что может эмоционально встряхнуть таких страдальцев и подвигнуть на очищение? Заметное ухудшение здоровья? Или бесполезное врачебное лечение? Страх перед смертью? Эх, если бы они обладали знанием и волей!

Воля проявляется в силе побуждения. Артистки, конечно, будут не щадить себя, чтобы поддерживать свою привлекательность, а у бухгалтера, возможно, не хватит мотивации на продолжительные усилия. Если человек больше страдает, например, от сексуальной неудовлетворённости, то лечение близорукости или гастрита подсознательно будет казаться ему не стоящим долгих усилий, как бы не убеждал рассудок в обратном.

Нужно вначале не просто поверить в оздоровительные возможности очищения, но и проверить свои возможности. Попробовать найти время, которого всегда не хватает. Испытать какое-нибудь мероприятие или несколько, чтоб узнать, действительно ли они необходимы.

Без некоторого сосредоточения и напряжения сил, постоянства и последовательности нет настоящих и устойчивых достижений.

Нетерпение мешает самонаблюдению и правильному самолечению.

А часто получается так. Человек решил лечиться очищениями от какой-нибудь хронической болезни. Промылся пару раз шанкха пракшаланой или ваманой и недоумевает — почему же болезнь не уходит? Сделав ещё несколько кратковременных и непоследовательных попыток и не получив каких-то успехов, бросает заниматься совсем.

Благое намерение теряет силу со временем, если его не поддерживать. В ум просачивается сомнение и начинает исподволь точить ваше терпение. Все чаще отвлекают неотложные и важные дела. Лень проявляется в попытках найти повод увильнуть от занятий под предлогом особой занятости, отсутствия времени. Затем появляются скука или раздражение, например, на систему лечения, целителя или преподавателя. Ищут в них противоречия, худшее, а не лучшее. Или начинают оправдываться наследственностью.

Человек, занявшийся ремонтом дома, работает по 10, 12, 16 часов в сутки на протяжении недель. Неужто тело настолько проще, что для его ремонта достаточно пяти минут в день?

Для «нетерпеливцев» — сообщение для размышления. Дхирендра Брахмачари даёт внушительный перечень болезней, излечиваемых рвотным упражнением. И потом добавляет, что сначала надо делать рвотное ежедневно в течение 40 дней, а потом уже переходить на раз в неделю. У кого хватит терпения и разумности?

При лечении большинства болезней более действенно продолжительное использование умеренных способов и средств очищения, нежели кратковременное применение сильнодействующих мероприятий. Безопасней и полезней больше и дольше применять слабодействующее лечебное вещество, чем сильнодействующее в малых дозах и редко.

Иные, почувствовав некоторое ухудшение, начинают винить систему лечения, в нашем случае аюрведу. Конечно, какие-то неприятности были бы у них и без занятий. Но, не желая приложить или устав продолжать усилия, с облегчением хватаются за порочную логику: «после того — значит по причине того».

Сопротивление среды

Как всякие труды вызывают сопротивление среды, так и оздоровление встречает сопротивление. Сопротивляется тело, ибо оно вещественно и обладает плотностью, тяжестью, инерцией. Сопротивляется связанный привычными мыслеобразцами (самскарами) ум. Именно ум оказывает самое большое сопротивление и противодействие оздоровительному очищению.

Но также подготовьтесь: окружающие не всегда будут рады вашим оздоровительным усилиям. Сколько насмешек, наскоков и нападок — справедливых и несправедливых — придётся выдержать! Умнее всех, что ли? А для чего врачи?

Сколько людей, начавших лечиться и могущих вылечиться, забросили свои занятия просто из-за того, что подпали под влияние иронических скептиков или язвительных насмешников! Или доброхотов, запугавших их под видом заботы чуть ли не смертью. Совсем не странно, что среди них много весьма нездоровых: они хотят оправдать свою хворобу, косность и лень, сделав их общим правилом.

А человек внушаем. Тем более слабый человек. Ему нужна поддержка.

Хорошо, если вы найдете разделяющего ваши взгляды или хотя бы сочувствующего, с кем вы могли бы поделиться своими успехами, неудачами и соображениями на этот счёт. С напарником заниматься той же шанкха пракшаланой не так страшно и даже весело.

Групповые занятия очищениями, например, на семинарах, помогают снять некоторые психологические напряжения, чувство неловкости и страха. Как говорится, «за компанию и монах женился и жид удавился». Ещё с конца 60-х в группах Свами Сатчидананды, Бихарской школы йоги обучение начинают с проведения очистительных мероприятий (конечно, не большим коллективом при одном туалете и кроме стадии испражнений).

Семейная и общественная жизнь слишком сложна, чтобы перечислять все, что мешает и помогает вашим оздоровительным усилиям. Как ни печально, но нередко самостоятельным усилиям противодействуют родные и знакомые, которым вы нужны как предмет сочувствия и заботы. Если вы будете сражаться с ними, то ухудшите ум и среду, и значит, условия для очищения.

Главное, пожалуй, чтобы окружающие люди были к ним, если не доброжелательны, то, по крайней мере, терпимы.

Для этого не впадайте в раж (раджас, если пользоваться индийскими понятиями) со своей оздоровительной пропагандой и действиямитогда вы меньше будете раздражать окружающих.Не растрачивайте силы и время на «рекламирование» здорового образа жизни и рассказы о своем лечении другим. Побольше сами узнавайте и занимайтесь.

 

Очистительная одержимость

Среди расплодившихся проповедников очищения есть такие, кто создал себе дело и деньги на совершенно безответственном лечении ими. Применяют их по любому поводу, наугад и невзирая на личные особенности доверившихся им людей. К чему это может привести — ясно показывают многие примеры, наблюдаемые в среде целящихся и целящих и описанные в медицинской литературе.

Например, Семёнова с напором, достойным лучшего применения, не смущаясь, жонглирует цифрами: у кого-то тело на 40% заражено червями, а у кого-то аж на 60%! Простите, это как? Значит ли это, что при весе в 80 кг — 40 кг цепней, аскарид, нематод? То есть при «нулевом заражении паразитами» нормальный вес такого человека должен быть 40 кг?

Иных легко запугать, и они становятся невротиками на почве оздоровления. Начинают панически боятся загрязнения. Мир, а в нём вода, воздух, пища, для них предстает только как скопище нечистот. Вся жизнь их превращается в опасение и спасение от телесного загрязнения.

Страх — здоровью враг. Он ухудшает самочувствие и здоровье гораздо сильнее, чем транспортные выхлопы или неполноценное питание или нитратные овощи.

Ещё одна беда таких людей — что, приняв за панацею ту или иную «авторскую методику» и затратив на следование ей года, им трудно переучиваться и отказаться от неё, даже ради более подходящей для них.

Автор знавал человека, который, приняв идеи Малахова за конечную истину, совершенно бездумно пытался следовать его предписаниям. Будучи холоднодошным и находясь в зоне риска из-за раковых болезней у родственников, начальной стадии болезни Бехтерева и мигрени у самого, он «с успехом» уменьшал свои жизненные силы и усиливал расстройство дош, сыроедением, голоданиями, холодными купаниями, «очищениями по Малахову». Кончилось печально — смертью от рака в 40 с чем-то лет.

Ещё более разительный случай приводил йоготерапевт В.С. Бойко. Один бедняга усиленно боролся очистительными процедурами с целым рядом достаточно тяжких недугов. В конце концов они стали постоянным занятием в его жизни и чуть ли не её смыслом. Всю квартиру он превратил в подобие кельи алхимика, добывающего элексир бессмертия. Непрерывно на газовой плите кипели травяные отвары, готовились настои и растворы, порой с не слишком приятными запахами (ещё бы, если, например, готовить выпаренную урину!). Непрерывно, круглосуточно, строго по часам и последовательно он принимал все это и чистился — рвотой, клизмой и прочим.

Но создание и принятие «эликсиров здоровья» не спасло. Однажды, на два с лишним часа застряв в вагоне метро, этот чистюля там и умер. От страха, что пропустил их? Или от чрезмерной чистоты? Или потому, что не мог обойтись без очередной своей процедуры, к которой его организм болезненно привык?

Это, конечно, крайние случаи, граничащие с фобией или идиотизмом, но они наталкивают на нужные выводы:

— недопустимо ощущать себя жертвой загрязняющих факторов, так как это состояние противоречит жизненно важному стремлению человека к знанию и свободе;

— не следует потакать манящему желанию “очиститься совершенно” и злоупотреблять очищениями;

— чтобы не попасть в пасть крайностей, нужны осмотрительность и умеренность;

— незачем создавать ещё один, хотя и более редкий, вид зависимости — от оздоровления;

Главная цель йогина — полная независимость от внешнего мира. Настоящий йогин спокойно переносит холод и жару, духоту, сквозняки, магнитные бури, нерегулярность приёма пищи и разницу в её количестве.

Быть стерильно чистым в кишащем бактериями мире — нелепо, невозможно и смертельно. Ведь, исходя из понятий аюрведы, отходы — кал, моча, пот — в какой-то мере необходимое условие для естественного существования организма. Так, слишком частое мытьё кожи мылом пересушивает её, уменьшает её способность уничтожать вредные бактерии и вырабатывать витамин D. Налёт нечистот на стенках пищевода, желудка, кишок является средой для обитания бактериальной микрофлоры, которая образует с организмом хозяина дружественное сожительство, вырабатывая некоторые витамины и незаменимые аминокислоты, играя важную роль в поддержании иммунитета и свой жизнедеятельностью повышая температуру в брюшной полости. Кал необходим для защиты кишок от попавших в организм посторонних частиц: песка, стекла и пр. и безопасного выведения их. Он нужен также для тонуса прямой кишки и как защита от дисбактериоза и от изъязвления желудочно-кишечного тракта собственными пищеварительными соками (это особенно касается пожилых). Вдобавок некоторые вещества поступают в кровь не сразу из перевариваемой пищи, а постепенно, из кала. Конечно, минимального количества каловых отложений можно достичь без вреда для здоровья, но не коротким лихим наскоком.

У настоящего йогина от чистоты появляется «отвращение к собственному телу и нежелание соединения с другими (телами)»[1]. Но это результат такой чистоты сознания, когда, понимая истинную природу телесности и видя, что тело остается нечистым и после очищения землёй, водой и прочими средствами (Вьяса), йогин отождествляется с «незагрязняемым», «бесстрашным», вечно свободным Атманом.

У человека же, который становится одержимым идеей телесного очищения, привязанность к телесному состоянию странно сплетается с отвращением к нему и страхом перед болезнями, болью, старостью. Вроде бы он лелеет чистоту своего тела в грязном мире, но при этом не верит в собственные очистительные силы тела, то есть представляет тело только как скопление нечистот.

То есть это психологическая, невротическая или иногда психиатрическая проблема, вроде анорексии.

 

Обманки и страшилки

О “белой смерти”

Так хлёстко честят соль некоторые одержимые оздоровленцы. Медицина также относится к соли с подозрением. Известно, что избыточное и длительное потребление соли может вести к задержке жидкости в тканях, повышению артериального давления, нагрузке на сердце, “отложению солей” и пр. Но в очищениях аюрведы и йоги соль применяется широко — в полосканиях, промывании носа, рвотных приёмах, клизмах,шанкха пракшалане.

В редких случаях после ваманы или шанкха пракшаланы появляется временная отёчность. По этим причинам и страхам, а также не очень-то приятного вкуса соляного раствора кое-кто отказывается пить или промывать кишечник или нос.

Но даже наша кровь солона. Соль играет важную роль в проведении электрических импульсов в нервных клетках, поддержании кислотно-щелочного равновесия, обеспечивает постоянство осмотического давления и проникновение питательных веществ через стенки желудка и тонкой кишки в кровь. Она увеличивает количество крови в организме. Кроме того, имеет антисептическое, антикислотное и лёгкое слабительное действие.

Благом или ядом делает её лишь количество. Обычная физиологическая суточная потребность в ней — 12—15 г. Чтобы соль была действительно смертельна, надо съесть зараз полугодовую её норму — свыше 2 кг. Посмотреть бы на того, кто это сумеет!

Слишком осторожные опасаются, что солёная вода при выполнении ваманы или шанкхапракшаланы оказывает вредную нагрузку на почки. Напрасно. Разовая солевая нагрузка менее опасна, чем длительное поступление чуть превышающих суточную потребность количеств соли у любителей солёного.

Как установил на собственном опыте Ален Бомбар, даже едко-солёную воду океана (35 граммов солей на литр) почки могут переносить до 10 дней подряд, и только после этого начинают отказывать. А при шанкха пракшалане разово используется 15—20 граммов соли.

К тому же в кровь и межклеточную среду попадает далеко не вся соль, которая есть в очистительных растворах. Солёная вода, имея высокое осмотическое давление, не всасывается слизистыми оболочками носа или желудочно-кишечного тракта. Поэтому вся или бóльшая её часть проходит не через почки, а через пищеварительный тракт и удаляется через короткое время после упражнения.

Более того, через некоторое время после промывания желудка или всего ЖКТ работа почек и печени облегчается, ибо в организме остается гораздо меньше нуждающихся в обезвреживании веществ.

Также при увеличении объёма крови и межклеточной жидкости и повышении артериального давления гипоталамус дает приказ об уменьшении выделения гормонов надпочечников, в частности, альдостерона, что уменьшает всасывание ионов соли в почечных канальцах и вызывает усиление выделения жидкости почками. Уменьшается также выделение сосудосуживающего гормона ангиотензина. Просвет сосудов увеличивается, и это приводит к падению кровяного давления.

Соляные растворы в приёмах нети и вамана помогают против отёков. За счёт осмоса влага "отсасывается" более солёной средой.

Тем не менее, разумность нужна. Соль поглощает воду из организма и может привести к усилению ветрености. При повышенном артериальном давлении выведение соли уменьшено или ухудшено. Поэтому при продолжительном ежедневном лечении рвотными некоторых болезней (например, астмы, диабета), 3—4 дня принятия солевого раствора лучше «разбавлять» использованием пару дней простой воды.

При всех приёмах, где используются соляные растворы, нужно так подбирать его насыщенность, чтобы не «сжечь» слизистые.

Противодействие организма — обострения, кризисы, болезни

 

Всякое излечение проходит через некоторое обострение.

Обладая огромными приспособительными возможностями, организм привыкает жить и действовать в условиях хронического отравления. Токсины и яды включаются в обмен. Человек становится своеобразным токсикоманом. Загрязненный организм со временем воспринимает болезненное состояние как нормальное. Поэтому в самом начале очистительных мероприятий возможно некоторое ухудшение самочувствия (это не значит, что — здоровья!).

Когда убирают мусорную кучу, усиливается и зловоние. В начале очищения загрязнения сдвигаются со своих «помоек» и начинают «смердеть» особенно сильно. Когда залежи токсинов сдвигаются с мест, разжижаются, часть их всасывается в кишечнике, попадает в кровоток, проходит через печень и почки, оказывается в моче, вызывая её помутнение. Возможны также насморк, дурной запах изо рта, головная боль, нарушения сна, раздражительность и др.

Начинается энергетическая и биохимическая перестройка деятельности организма. Лишаясь привычной «дозы» токсинов, хворающий ощущает своеобразную «ломку».

Столкнувшись с этим, многие пугаются и прекращают усилия по самооздоровлению.

Как отличить переломный кризис от осложнения от неправильного лечения? У переломного кризиса ярко выражена очистительная составляющая: если болезнь была хронической, вялой, с уменьшением жизненного тепла, то при переломе повышается температура, увеличивается количество отходов и выделений. Кроме того, кризис длится недолго, тогда как осложнения длительны.

Хотя случаи серьёзного вреда от очищений редки (чаще все-таки организм сам защищает себя от дурной воли усталостью, ленью, боязнью и пр.), они используются как пугало теми, кто не верит или не хочет ими заниматься.

Не надо бояться временных трудностей. Да, опасности обострений и ухудшений так и норовят подстеречь нас, но жить в постоянном страхе перед болезнями — ещё более опасно. Ибо главные причины большинства болезней — все-таки в уме (как говорят простые люди — «от нервов») и лишь проявляются в теле.

Если очищение вызвало какое-либо недомогание, не нужно переламывать себя и с неразумным упорством продолжать «чиститься». Не надо и бросать сразу и насовсем. Всего лишь переждать несколько дней или неделю.

 


[1]Йога сутра, 2.40.