Массаж мышц и внутренних органов живота

 

 

Очистительный массаж можно делать, даже не пользуясь руками и массажными веществами. Например, посредством агнисара крийа и наули. Эти приёмы самомассажа и очищения внутренних органов живота возжигают и настолько усиливают пищеварительный огонь, что он сжигает нечистоты в теле (аму), а движения кишок облегчают её удаление. Буквальный перевод названияагнисара крийи — “огнедвижущее действие”, а так как у Сушруты и Вагбхаты словоsara(«вода», «течение»)значит также очистительное и слабительное это «огненное очистительное» или даже «огненное слабительное».

Во многих народных мироустройствах живот — это местопребывание жизни. В некоторых славянских и древнерусском языках слово «живот» означало жизнь, отсюда выражение «не жалея живота своего». Живот — местопребывание жизни в мировоззрении японцев. Поэтому-то самураи, лишали себя жизни, вспарывая живот (сепукy, или харакири).

Действительно, в той области живота находятся жизненно важные органы, мышцы и нервы. Это диафрагма, печень, поджелудочная железа, почти весь кишечник, кроме самой нижней его части, надпочечники, солнечное сплетение и т.д. Так как, по аюрведе, большинство болезней возникает в области живота, то научившись воздействовать на него непосредственно, человек может значительно улучшить своё здоровье, предотвратить многие болезни и вылечить уже имеющиеся.

Ослабление мышц живота - одна из важнейших причин многих нарушений и болезней дыхательной, пищеварительной и воспроизводительной систем человеческого тела. У современного горожанина, занятого конторским или умственным трудом, мышцы живота, обычно ослаблены, так как нагрузка на них ограничивается перееданием и растяжением. Это ведёт к вялости и слабости всего тела и является одной из важнейших причин многих нарушений и болезней дыхательной, пищеварительной и воспроизводительной систем человеческого тела и признаков старения. Если живот растянут, снижается внутрибрюшное давление, нет естественного массажа внутренних органов, опорожнение ухудшается. Образуется как бы постоянно сосущая пустота, которая заставляет человека есть всё больше, а усваивать всё хуже.

Органы живота начинают смещаться вниз.

Из-за малоподвижной жизни уменьшается подвижность диафрагмы.Явно, есть и обратное влияние.

 

Роль диафрагмы в человеческом теле

Физиологи и медики до недавнего времени обращали на неё мало внимания. Но в донаучных мироустройствах ей придавалось огромное значение. У древних греков диафрагма и ум обозначились одним словом. В Джуд ши, буддийской версии аюрведы, диафрагму особо выделяют даже при описании внешнего облика человека или Будды и сравнивают с лёгким занавесом. Огромная роль отводится управлению диафрагмой при пранайаме йоги.

По аюрведедиафрагма— граница областей капхи и питты. Поэтому её подвижность играет немаловажную роль в уравновешивании этих дош.

Диафрагма — наибольшая по площади и пожалуй, самая мощная и важнейшая из мышц брюшной области. Движения диафрагмы (15-18 в минуту) соответствуют числу дыханий и определяют его глубину. Хоть их в 4-5 раз меньше сердечных сокращений, за счёт площади поверхности и большой амплитуды перемещений диафрагмы вверх-вниз (почти 8 см), она проталкивает кровь даже сильнее чем сердце. Поэтому А. Залманов называл её «вторым венозным сердцем и даже несколько большим».

Диафрагма играет ведущую роль в движении лимфы в лимфатической системе, которая своего органа-насоса, подобного сердцу, не имеет. Возможно, именно диафрагма, главным образом, проталкивает лимфу в грудной проток. Залманов также предполагал её главное участие «в систематическом сокращении кишечных ворсинок — единственного места общего метаболизма, — где происходит таинственное превращение неусвояемых пищевых веществ в усвояемые питательные вещества, предназначенные тканям и клеткам»[1].

Через шейное нервное сплетение диафрагма связана с щитовидной и паращитовидной железами, являющимися важным регулятором обмена её движение влияет на нервы солнечного сплетения, одного из энергетических центров тела.

Рис. Расположение диафрагмы и нервов солнечного сплетения относительно пищеварительных и выделительных органов живота

 

При малоподвижной и высоко стоящей диафрагме, часто свойственной тучным людям, уменьшается глубина дыхания, затрудняется бронхиальная и легочная вентиляция. Также подпирание и обездвиживание диафрагмы скоплением газов в кишечнике может вести и к сердечным болезням (синдром Ремхельда).

 

Действия диафрагмально-мышечного самомассажа

 

Очистительное и оздровительное действия агнисара крийа и наули обеспечивается тем, что

·диафрагма, сжимая все кровеносные и лимфатические сосуды брюшной полости, действует, словно насос, который проталкивает венозную кровь и лимфу вверх к грудной клетке. При этом оживляется и усиливается всё портальное и брюшное кровообращение и приток крови к мышцам и органам, лежащим в нижней части туловища.

·диафрагма, двигая и сжимая печень, главный очистительный орган, “облегчает, а может быть, и направляет поток жёлчи, обеспечивает кровообращение печени и косвенно воздействует на все её функции: гликогенную, мочевино-образовательную и антитоксическую, липонексическую, протеонексическую и т.д.”[2]. Это восстанавливает функции печени при её вялости, препятствует застою жёлчи и образованию жёлчных камней, стимулирует производство печенью веществ, необходимых для строительства хрящевых тканей и т.д.;

·упражнение устраняет расширение селезёнки. Мышечным сжиманием селезёнки, главного кроветворного органа, увеличивает производство свежей крови, которая лучше захватывает микробы и поврежденные эритроциты;

·сжатие желудка и кишечника способствует лучшей секреции желудочных соков и тем самым приводит в соответствие количество пищи и её усвоение. Это устраняет такие заболевания желудка как гастрит, диспепсия;

·для того чтобы процессы пищеварения и выделения шли без затруднений, в частности, необходимо, чтобы петли кишечника лежали в брюшной полости достаточно свободно и могли слегка двигаться. Если переваривание неполное, то петли кишок тесно прижаты друг к другу, что мешает перистальтике и грозит грыжами. Попеременно расширяя и уменьшая живот или сокращая его части, упражнения дают возможность кишкам занять наилучшее положение. Воздействие на кишечник, особенно на восходящую и поперечную ободочные кишки, предотвращает и удаляет его вялость, запор, несварение, повышенную кислотность, метеоризм, и пр.

·агнисара крийа или наули выполняет ту же задачу что и грелка на область печени — они увеличивают текучесть и отток жёлчи, вынос «песка» из жёлчных протоков, улучшают кроветворение и выделение пищеварительных секретов. А так как органы брюшной полости несут и важную теплообразовательную функцию, упражняясь в агнисара крийе, в частности, избавляются от зябкости, холодности ног.

·Движение мышц живота “массажирует” и взбадривает надпочечники, которым принадлежит роль важнейшего регулятора сложных взаимоотношений организма со средой в стрессовых условиях. Одни гормоны надпочечников регулируют минеральный и водный обмен, другие — углеводный. В частности, кортизон и гликокортизон регулируют образование гликогена, задерживают расщепление углеводов и превращение их в жир. Повышение образования в организме адреналина снижает утомляемость скелетных мышц, повышает физическую работоспособность, предохраняет от накопления излишней слизи в организме, предохраняет от астмы и облегчает её.

·Эти упражнения помогут тучным людям с отвисшим животом его подтянуть, что позволит меньше есть. Увеличение выброса жёлчи, инсулина, адреналина и пр. будет убыстрять обмен, и побуждать человека к более деятельному поведению. Всё это посодействует уменьшению жировых отложений и лишней тяжести.

·Возбуждаются связанные с животом нервы и, прежде всего — солнечное сплетение, которое является одним из важнейших энергетических центров человека. Возрастает сопротивляемость человека болезням, повышается его энергичность, жизнестойкость и жизнерадостность. Это даст силу противостоять распространённым болезнетворным изменениям повседневной жизни.

 

Агнисара крийа или агнисара дхаути

 

Она производится массажем внутренних органов втягиванием и расширением живота, точнее — посредством усиления скорости и амплитуды движения диафрагмы и прямых мышц живота. Даже в многочисленных «энциклопедиях» и справочниках очищений его часто опускают.

Этим довольно простым, но действенным упражнением могут устраняться многие нарушения обмена и болезни тела. Мышцы живота становятся крепче, органы брюшной полости массажируется, усиливаются и действенней работают. В неблагоприятных внешних условиях и перенапряжении организма, они находят резервы, чтобы вернуть тело в равновесие.

Умение осознавать мышцы живота и управлять ими требуется для разнообразных упражнений йоги (уддияна, наули, дыхательные упражнения). Агнисара крийа подготавливает к ним.

Упражнение входит в состав служащих осознанию манипура чакры — психоэнергетического центра человека.

Если объяснять энергостимулирующее действие агнисары в физиологических понятиях, то одним из источников этой энергии является усиление действия надпочечников. Их гормоны настолько важны, что в числе немногих мозг пропускает их через гематоэнцефалический барьер. Их содержание в подбугорье и гипоталамусе повышается почти в сотню раз по сравнению с другими областями мозга. А поскольку гипоталамус является своеобразным диспетчером многих реакций организма, то правильно налаженная и хорошо действующая связь “гипоталамус-надпочечники” — одна из важнейших в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза). Усиливая также выработку кортизона, дающего ощущение подъема, и, напротив, если человек слишком активен, уменьшая его секрецию, агнисара крийа помогает поддерживать тело в равновесии,. Кроме того, она также помогает в излечении различных видов ревматизма.

Здоровым и многим не очень здоровым людям агнисара крийу можно выполнять ежедневно и регулярно. Лучше — утром перед завтраком и после асан и дыхательных упражнений.

Как очистительное мероприятие: для улучшения кишечной перистальтики и побуждения испражнения, удаления газов — его можно выполнять утром до посещения туалета. Для иных оздоровительных целей — в любое время дня. Особенно благотворно рано утром до завтрака, предпочтительно после опорожнения кишечника (не на ночь, так как можно перевозбудиться и затруднить засыпание).

Для начинающих с ещё недостаточным сознательным управлением мышцами живота и непривычным к их усилиям упражнение может оказаться трудным и вызывать усталость. Мышцы нужно развивать и приучать неторопливо и постепенно. Длительность каждого подхода на задержанном дыхании зависит от возможности его удерживать. В любом случае напряжения быть не должно. Время задержки дыхания также увеличивать постепенно.

Сколько делать агнисару — зависит от личных способностей и благоразумия упражняющегося. По «Гхеранда самхите» её нужно делать 100 раз. Свами Шивананда указывает, что здоровому человеку желательно делать в течение часа.

Бихарская школа йоги советует начинать с трех подходов по двадцати пять сокращений-выпячиваний, не более, потом отдохнуть. После недели таких тренировок число раз можно увеличивать. С усилением мышц можно увеличивать и число подходов. Начинающим достаточно три подхода по 20-25 раз.

Если стоит задача удаления жировых отложений и укрепления пресса, то — опять же постепенно! — можно довести число движений (не пугайтесь – не подходов!) до тысячи и больше.

Противопоказанияи предостережения —те же что и при кунджала крийа: высокое кровяное давление, сердечные болезни, язвы и грыжа живота. Также техника противопоказана женщинам во время месячных и после нескольких месяцев беременности, но очень желательно возобновить её после родов, чтобы привести растянутые мышцы живота к норме. Нельзя делать агнисара крийу во время длительного голодания и сразу же после него. Но и не следует упражняться на полный желудок. Обождите, пока пройдут три или четыре часа после еды.

Естественно, и здоровым людям нельзя перенапрягаться.

Сатьянанда предостерегает, что продолжительное упражнение требует изменения питания, которое должно быть лёгким и чистым.

Выполнение Можно выполнять стоя, в бхадрасане, разновидности алмазной позы (ваджрасаны), и лотосной позе (падмасане). Предпочтительней сидячие позы, а из них — падмасана.

Разновидность 1: стояВстать, раздвинув ноги примерно на полметра. Наклониться вперед и положить ладони на колени. Слегка подогнуть колени. Руки при этом должны быть прямыми. Глядеть на живот. Потом можете закрыть глаза.

Открыть рот и высунуть язык.

Втягивать и выпячивать живот в соответствии с вдохом и выдохом. Дыхание при этом безусильно, т.е. происходит только из-за усиленного по сравнению с обычным движения живота и согласовано с ним. Свами Сатьянанда сравнивает это с дыханием уставшей собаки, которая, даже когда дышит тяжело, не напрягается.

Но при этом диапазон и быстрота втягивания и выпячивания живота должен быть, по возможности, наибольшим. Слишком большой диапазон, правда, замедляет скорость, а слишком большая скорость делает движения живота мелкими, поверхностными. Старайтесь, чтобы движение было достаточно быстрым, но одновременно хорошо выраженным, полным.

При выполнении следите за согласованием дыхания с движением и постоянством ритма.

Втягивайте и выпячивайте живот до лёгкой усталости. Отдохните, пока дыхание не вернется к обычному. Потом повторите упражнение нужно число раз.

Та же техника — в сидячих положениях.

Разновидность 2: в ваджрасане Сесть на пятки, широко развести колени, чтобы большие пальцы ног соприкасались. Руки положить на колени. Отвести чуть назад позвоночник и выпрямить руки. Голову слегка наклонить вперед. Эта поза называется также бхадрасаной.

Затем так же, как в положении стоя, согласованно со вдохом и выдохом сокращайте и раздувайте живот.

Отдохните и затем повторите приём – на этот раз с задержкой дыхания.

Рис. 20. Агнисара дхаути

Разновидность 3: Более действенная и полезная. В отличие от двух предыдущих техник дыхание удерживается во время втягивания и выталкивания брюшной области. Даёт наибольший массаж органам брюшной области. Может выполняться в ваджрасане, падмасане или стоячем положении.

Глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, опустошив лёгкие сильным движением диафрагмы.

Потом, не вдыхая, выпятить живот и снова втянуть.

Повторять этот процесс в довольно быстром темпе столько раз, сколько вы сможете за время задержки дыхания, до лёгкой усталости, но без большого напряжения.

Вдохните и вернитесь к . естественному дыханию. Таков один подход.

Отдохните и сделайте следующий подход.

Время задержки дыхания увеличивать постепенно в течение дней и недель.

Разновидность 4.Для очень больных, совсем слабых, не способных управлять мышцами живота Свами Шиванандой разработана облегчённая сахадж агнисара. Здесь усилия мышц живота заменяются силой рук. Нужно положить руки ладонями по сторонам живота так, чтобы пальцы были направлены по направлению друг к другу. Надавливать ими на живот, толкая его к позвоночнику, потом ослабить нажим. Делать так несколько минут.

Тепловое прогревание и потогонные

 

После того, как кожа и внутренние органы промаслены и смягчены, следует прогревание. Его цель — расширить отверстия кожной «мембраны» и наладить вывод жидких и размягчённых отходов через кожу.

Прогревание в аюрведе относится к группе мероприятий с общим названием сведана. Это буквально означает потение, потовыведение, потогонное. Является и самостоятельным лечебным мероприятием.

Пот — одна из трёх главных отходов (мала). Он побочно производится из жировой ткани и является важной составляющей водно-солевого обмена между внутренними органами и поверхностным кожным покровом. Вода с солями выводится из тела, даже, когда мы не делаем усилий и вроде бы не потеем. Поэтому оправдано включение в общую группу сведана водных и местных прогревающих мероприятий.

Скорость обмена во многом зависит от температуры тела и окружающей среды. Если внутреннего тепла начинает не хватать, его отчасти можно заменить внешним теплом, тёплым питанием, согревающей мышечной работой. В тепле можно меньше есть мяса, хлеба, жиров. Тепло вызывает приятные эмоции, улучшает умственную работу.

Потение — один из механизмов поддержания температуры тела и здорового состояния кожи. Хорошая теплорегуляция — признак хорошего здоровья. Естественное потоотделение поддерживает упругость и эластичность кожи, а также состояние симбиозной флоры в её порах. Нарушение же потоотделения — признак неблагополучия в организме. Не зря древние римляне спрашивали: «как потеете?» в смысле «как здоровье»?

Слабое потение ухудшает сопротивляемость кожи изменению внешних условий и натиску бактерий. Кожа грубеет, пересыхает и шелушится, появляется перхоть. У человека, почти не потеющего при жаре или усиленной физической нагрузке, вероятно, есть серьёзные ветреные расстройства. По медицинским наблюдениям это может быть при органических поражениях головного мозга, и эндокринных заболеваниях, системной красной волчанке и других болезнях.

Сильная потливость бывает при сахарном диабете, остром и хроническом тонзиллите, ревматизме, вегетативной дистонии. Приливы потливости являются одним из признаков климакса. Внезапный холодный пот может быть признаком сердечных болезней, гипогликемии и, вообще, считается неблагоприятным прогностическим признаком.

Излишнее потоотделение (гипергидроз) понижает температуру тела, обезвоживает организм, может создать условия для проникновения гнилостной инфекции.

Так как потоотделение и мочевыделение связаны с питтой и взаимосвязаны, для сохранения здоровья, в частности, необходимо поддержание равновесия между ними. Но в наше время, когда мышечного труда становится меньше, одежд, помещений с искусственным климатом и транспорта — больше, нарушение потоотделения становится фактором риска для всё большего числа людей.

Настырная реклама внушает пользоваться косметическими кремами и дезодорантами против потения. Кажется, это очередной сброс в Россию уже ненужного Западу. За последнее время в развитых рыночных странах взрывным образом выросло число заболеваний раком грудной железы. Исследования выявили связь между этой болезнью и подавлением потоотделения из подмышечных впадин дезодорантами. Вместо того чтобы удаляться из тела, токсины вместе с химическими веществами дезодоранта попадают в венозный круг кровообращения.

Прогревание с потением для лечения применяются по всему миру. Всем хорошо известно простое домашнее средство против простуды — напоить больного горячим чаем с малиной, завернуть в одеяло и «дать пропотеть».

«Потогонное (сведана) удаляет жёсткость, тяжесть и холод (тела) и производит испарину»[3], «раскрывает просвет сосудов», то есть увеличивает кровоток и лимфоток через огромную сеть капилляров и лимфатических сосудов. Все жидкие среды организма — кровь, лимфа, межклеточная жидкость становятся более текучими. Усиливается снабжение кровью и кислородом тканей и органов, улучшается их питание, усиливается секреторная и мышечная деятельность. Ускоряются химические реакции и белковый обмен, усвоение питательных веществ.

Потение — это выпаривание ненужных и вредных веществ. Многие бактерии и грибы не выносят даже небольшого повышения температуры тела. Убыстряется распад и окисление шлаков и токсинов, тем самым и их обезвреживание. Организму легче вывести эти вещества через кожу, лёгкие, слюнные железы, почки, кишечник. Так как кожа и почки заняты одним делом — выделением растворов с этими веществами из организма, потоотделение может снять излишнюю нагрузку с почек и восполнить недостаточность их функции.

Различные виды прогревания и потогонных: пребывание на жарком солнце, сидение лицом к живому огню, баня и горячая ванна — вместе с потом прекрасно выводят токсины из тела.

Среди западных терапевтов успешно лечили множество болезней гипертермическими и горячими скипидарными ваннами Валинский и Залманов. Кстати, успешность лечения многих болезней скипидарными ваннами во многом объясняется тем, что они соединяют прогревание до испарины и сильного потения (сведана) и умасливание (снехана), производимую масляной консистенцией скипидарных эмульсий.

Ныне стали модны сауна, парафанго (горячие и холодные обёртывания с применением водорослей).

В знойной Индии потоотделение вынуждено. Казалось бы, потогонные средства там излишни. Тем не менее, в аюрведийском лечении использовали целый ряд прогревающих и потогонных мероприятий.

Они делились на два вида — те, для которых использовался огонь, и которые его не требовали.

С огнём

Без огня

Тапа сведа — сухое прогревание (сухой жар, горячий песок).

Прогревание солнечным жаром

Упанаха — пластыри, примочки и припарки

Сидение в безветренном помещении (нирват садана)

Ушма — местные прикладывания горячей рисовой пасты и комочков из него и пр.

Упагни сведа — наложение компрессов из веществ, которые дают жар (например, горчичный порошок, имбирная паста).

Драва — жидкостное, подразделяющееся на:

- собственно драва сведа — горячая травяная ванна для всего тела.:

- паришека — омовение, орошение, душ

- падавагаха сведа — горячая травяная ванночка для ног.

- хаставагаха сведа — для рук (не только при заболеваниях, на них проявляющихся, так как с руками связаны большие участки мозга).

- авагаха сведа — сидячая ванна для нижней части тела.

- дхара сведа — прогревание спины, точнее позвоночника, струей горячей воды.

- башпа сведа — «парная» для всего тела. В Индии больного помещают в маленькое закрытое помещение (скорей, шкаф), в который выводят трубу, проводящую пар от котла с кипящим отваром.

- нади сведа — прогревание отдельных точек, суставов и участков тела через трубку от сосуда с горячим лекарством; Соединяет в себе достоинства прогревания и акупунктуры. Вполне можно использовать в домашних условиях. Пар от скороварки с отваром нужных трав направляют с помощью армированного шланга на нужные точки.

Приём внутрь согревающих веществ (имбирь, перец, и т.п.) и «горячительных» напитков, вроде чая с малиной, горячего молока, алкоголя.

Согревающие телесные упражнения

Бхайа — психотерапевтические средства вызывания жара (испугом и пр.)

Рис. Башпа сведа

 

Бόльшую роль особые меры по потоотделению стали играть в тибетской медицине и в странах Восточной Азии. В Японии доныне пользуются очень горячей (свыше 42°), но недолгой (5-10 мин.) бочкой-ванной (офура) с последующим заворачиванием в халат и обильным питьём зеленого чая, что вызывает сильнейшее потоотделение.

По Сушруте, правильно примененные потогонные средства вызывают следующие благоприятные следствия:

·ткани освобождаются от всех ядов;

·кожа становится мягкой и блестящей;

·исчезает жёсткость суставов, улучшается их гибкость и подвижность;

·разгорается аппетит;

·человек начинает получать удовольствие от еды;

·больной обретает спокойный глубокий сон (наряду с умащением это особенно хорошо против бессонницы, вызванной возбуждением ветра).

 

Прогреванием лечатся простуда, кашель, потеря голоса, икота, астма, вздутие кишечника, отечность и пр. Оно помогает при люмбалгии, параличах, кривошее, боли в ушах, затруднениях мочеотделения, простатите, общей дрожи или местных тиках и «холодных» опухолях. Прогреванием, потоотделением и умащением могут быть успешно излечены некоторые из болезней, поражающих уязвимые места (марман), кости и суставы (артриты, ишиас и т.п.).

Меры для потоотделения особенно благотворны для холоднодошных людей и при лечении болезней ветренного и слизистого происхождений.

Предупреждения.Прогревания запрещены при беременности, острых болях в животе неизвестного происхождения, поносе, диабете, отравлении, во время голодания и в состоянии злобы и гнева (питтовые проявления). Делать прогревание желательно не раньше, чем через три часа после еды.

При прогреваниях важно руководствоваться простонародным и очень древним правилом “держи голову в холоде, а ноги в тепле”. Холоднодошным людям (вата и капха) полезно чаще класть горячую грелку на живот или ступни. По аюрведе ноги всегда должны быть тёплыми. Если ноги становятся холодными — это указывает на какое-то серьёзное нервное расстройство[4].

В жаркой Индии избегают мытья головы горячей водой, так как считается, что это «уменьшает силу волос и глаз». Поэтому в потогонных процедурах для всего тела голову им не подвергают или обязательно охлаждают холодными компрессами. Даже тибетская медицина, приспосабливая аюрведу к местным, довольно прохладным, условиям, оставила положение, что “мытьё головы горячей водой похищает волосы и силу зрения”[5]. Посему и на наших северах мыть голову горячей водой лучше не слишком часто, а после — обязательно споласкивать прохладной.

Потеть в оздоровительно-лечебных целях желательно хотя бы раз в неделю.

То, что аюрведа включает в потогонные мероприятия телесные упражнения, позволяет нам, кроме бани и ванн, превратить в аюрведийское лечение, так сказать, спортивно-туристические способы усиления выделения через потоотделение — спортивные упражнения и игры, бег, физический труд на свежем воздухе, походы с такой степенью нагрузки и мышечной работы, чтобы выходило достаточно пота, и работали суставы.

Для занимающихся йогой время от времени разумно заниматься сурья намаскарой не в расслабляющем медленном варианте, а с убыстрением движений и смен упражнений[6]. — до появления пота.

 

Обливания и ванны

 

В современной культуре ванны, прежде всего, используются в гигиенических и косметических целях. Аюрведа больше выделяет в них оздоровительную и лечебную ценность.

Языковые созвучия иногда наталкивают на верные мысли. Не лишне напомнить, что русское слово больница родственно латинскому balnea — бани, ванны.

Основатели аюрведы утверждают, что обливание тела тёплой водой или ванна дарует умиротворение и гармонию, улучшает аппетит, усиливает половую силу, продлевает молодость, укрепляет доблесть и силу; удаляет зуд, грязь, пот, упадок сил, осквернение сознания, жажду, ощущение жара, а также очищает от грехов.

Противопоказаны они тем, кто страдает от болей и тиков лица, болезней глаз, рта и ушей, истечения зловонной жидкости из носа[7], поноса, метеоризма, расстройства пищеварения, а также сразу после еды.

Обливание, душ или прохладная ванна (от 18° до 26°) взбадривает, а тёплая ванна расслабляет. Прохладные ванны хороши после соитий, при питтовом возбуждении, повышенной температуре, некоторых кожных расстройствах. Горячая и даже очень горячая ванная (40° и чуть выше) обладает сосудорасширящим и усиливающим кровообращение действием. Она очень полезна, особенно для ветреных, если её правильно и последовательно делать. Противопоказаны они при беременности, очень высокой температуре, при острых болях в животе неизвестного происхождения, развитии опухолей, туберкулёзе, маточных или геморроидальных кровотечениях, острых воспалительных заболеваниях половых органов.

Тёплые ванны (на градус-два выше температуры тела) полезны при геморрое, простатите, хронических аднекситах у женщин.

Горячие ножные ванны с горчичным порошком применяют при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей без повышенной температуры.

Холодными ваннами (ниже 18°) англичане борются с вялостью, хандрой и нервной усталостью. Ещё в XIX в. это средство борьбы со сплином перенимали русские англоманы:

«Прямым Онегин Чайльд Гарольдом

Со сна ложился в ванну со льдом».

Холодные (10-15˚) сидячие ванны длительностью 5-7 мин. помогают, в частности, при половой слабости, поллюциях, недержании мочи. И недопустимы при большинстве ватовых, особенно суставных болезней. Например, поэта Р. Бёрнса, у которого был ревматизм и ревмокардит, врачи холодными ваннами залечили до смерти.

В случае сильного и обширного ожога длительная (до часу) прохладная ванна поможет снять болезненность, избежать образования волдырей и отмирания кожи и будет способствовать её быстрейшему восстановлению. При ожогах большой части тела врачи аюрведы помещали человека в ванну почти на сутки.

Частое применение мыла аюрведа не приветствует. Во-первых, по вероисповедным соображениям, так как мыло сделано из жира животных. Во-вторых, мыло пересушивает кожу, подавляет её выделительные возможности. Вместо мыла из животного жира аюрведа предлагает довольно много составов для оздоровляющих и лечебных ванн.

Солевые ванны (из морской соли) хорошо очищают кожу, «вытягивают» из организма продукты распада и токсины, способствуют снижению веса.

Хвойные ванны улучшают кровообращение и поднимают тонус.

Ванны с отваром аира помогают при бессоннице.

Ванны с крапивой — очищающие.

Приятные душистые ванны (например, с мятой, розовой водой) освежают и уменьшают последствия стрессов. Особенно хороши они для жёлчных (людей с питтовым расстройством). Ванна с розовой водой также избавляет от ватовых расстройств: уныния, подавленности, беспокойств и страхов.

Ванна с липовым цветом может помочь при только что начинающейся простуде.

При вывихах лодыжки и отёках ног помогает 15-минутная ножная ванночка с солью (столовая ложка на 2 литра воды) или опущенным в воду мешочком семян горчицы. Горячие ножные ванны с порошком горчицы продолжительностью около 10 мин. действенны в самом начале простуды, при ларингите.

При артритах кистей рук помогают очень горячие и продолжительные (до 30 мин.) ручные ванночки из соляного раствора с настоем ромашки.

Умеренно холодная ножная ванна помогает при варикозном расширении вен.

Для успокоения и улучшения состояния кожи:

куркумовые ванны —освежают, очищают кожу, делают её шелковистой. В северной Индии такую ванну принимает перед свадьбой невеста;

для шелковистости кожи хороша также ванна с двумя столовыми ложки мёда;

для жирной слишком потливой кожи — ванны с отварами шалфея и коры дуба;

для сухой — с молоком (дешевле порошковым).

 

Ванна «по-японски»

Потребуется 20-30 мин. Сначала слегка умастить тело растительным маслом. В чистую ванну налить тёплую воду приятной температуры (до 32°) . Пока она набирается, масло должно впитаться. Лечь в ванную и несколько минут «понежиться» в ней. Вытащить затычку сливного отверстия и опорожнить ванную до 1/3. Включить очень горячую воду (свыше 50°), следя, чтобы струя не обожгла ног. Заменять тёплую воду горячей. Желательно положить на лоб холодное полотенце. Когда вода дойдет до 40-42° и даже выше, начнется сильное потение. Полежать в ней, не двигаясь 5-10 мин. в зависимости от самочувствия. После этого, не вытираясь, завернуться в махровую простыню или халат и отдохнуть. Можно в это время попить заранее приготовленного и сохранённого горячим травяного или зелёного чая.

Две недели таких коротких «гипертермических» ванн значительно улучшают капиллярное кровообращение и вынос вредных веществ из тела. Снимается нервное напряжение, устраняется жёсткость суставов, улучшается их подвижность, облегчается течение суставных и кожных болезней. Особо хороши такие ванны при болезнях ветра, артритах, ишиасе, искривлении конечностей, болях в пояснице.

Противопоказана при высоком кровяном давлении, высокой температуре и при сердечных болезнях.

 

Успокаивающие ванны

Они расслабляюще действуют при беспокойстве, раздражительности, бессоннице.

Простая успокаивающая ванна.

Наливается водой температурой на градус-другой меньше температуры тела — для питты, и на столько же больше — для ваты и капхи. Полежать 15-20 мин., пока ванна начнет остывать.

Успокаивающие ванны с настоями трав.

1. 100-200 г душицы или смеси из равных долей сухой мяты и душицы заливают 2-3 л кипятка, кипятят 15 мин., охлаждают, процеживают и вливают приготовленный настой в ванну не очень горячей воды. Принимать ванну не более 30 минут.

2. стакан таволги, полстакана ромашки, полстакана валерианы и цедры с двух лимонов залить кипятком, прокипятить несколько минут, укутать или дать настояться в термосе в течение часа. Температура и продолжительность ванны та же, что и в первом случае.

 

Банная поликлиника

Не было бы бани — все бы мы пропали.

Русская поговорка

Русское мироустройство обогатило сокровищницу очистительных средств парной баней с веником.

Баня у нас — один из столпов народного быта и мировоззрения. Даже в летописи был включён рассказ об удивлении апостола Андрея, впервые увидевшего баню у славян. В самой глухой великорусской деревушке баня была чуть ли не у каждой семьи, а в городах — «торговые», т.е. общественные.

 

 

Женская баня. Русская народная картинка.

 

 

В средневековой же Западной Европе лишь очень немногие и очень нечасто пользовались ванной. Придворные красавицы мыли и припудривали лишь открытые участки тела и парики, не заботясь особенно о чистоте того, что скрыто под парчой, бархатом и шёлком. Поэтому вплоть до XIX в. В европейских городах свирепствовали болезни из-за скученности и несоблюдения простейших правил чистоплотности.

Русский народ отстоял бани и от попыток византийской патриархии, усматривавшей в них проявление языческой жизни, запретить их, и от урбанизации, заставляющей заменять их ваннами.

 

 

Е. Корнеев. Русская баня. 1812 г.

 

 

У кого есть домик в деревне и возможности — строит свою баню. Баня — и наша самобытная амбулатория и фитнес-клуб. В ней и очищаются, и закаляются, и наслаждаются, и общаются.

 

В жаркой Индии общедоступных парных бань не было. Но величайшие оздоровительные, лечебные и омолаживающие возможности прогреваний использовались аюрведой. Поэтому ныне и в индийских аюрведийских центрах бани стали обязательной составной частью оздоровительных мероприятий.

Баня соединяет омовение, прогревание, потоотделение и глубокий массаж с помощью веника, а если при поддавании используют настои трав, — то и ингаляцию. Мягкий пар, хороший веник и умелый парильщик обеспечивают после парки (а для здоровяков — почти порки) воздействие на тело едва ли не больше самого изощрённого очищения и массажа. Раскрываются поры, пот выносит и смывает грязь, соли и слой отмерших клеток кожи вместе с бактериями и грибами на ней. Жар, пот, вода и удары веником выводят вредные вещества из подкожной клетчатки. Если после парной лихо ныряют в холодный бассейн, снег или прорубь, это тренирует сосуды на расширение-сужение, улучшает механизм терморегуляции, закаляет и усиливает иммунную защиту. Усиливается деятельность капилляров и лимфатических сосудов, улучшается обмен веществ, в частности водно-солевой, снижается уровень сахара в крови.

Горячая водяная баня или ванна, а особенно русская парная с веником особенно полезны для сухой и холодной вата.

Пылкий или жёлчный (питта) после парной обязательно должен принять прохладную ванну или душ. Но ныряния в прорубь или в снег после парной при явно выраженном увеличении питты ещё больше её взбудораживают.

Для слизистых и тучных (капха) благоприятны очень сухая парилка или сауна. В ледяную воду им лучше не лезть и не обдаваться ею, чтобы слизь и жир не «застывали». Не надо им и много пить в бане, чтобы выводимые потением излишнюю жидкость и весне восполнять.

Всё же и им русская парная с не слишком влажным паром лучше сауны: если в сауне тело прогревается, но и перегревается, а кожные покровы пересушиваются, то в бане пар и массаж веником лучше воздействует и на кожу, и на глубинные ткани, и после неё ярче выражено состояние «заново родившегося».

Баня действует как расайана, средство омоложения. После хорошей бани человек чувствует себя “как заново родился”, “как будто десять лет сбросил”. Кожа после парной бани делается мягкой, упругой, розовой. Повышается гибкость суставов. Ум становится восприимчивей, спокойней и яснее.

“Баня парит — здоровье правит”. Она лечит простудные, ревматические, кожные, обменные и уйму других болезней.

Чтобы русская баня могла быть и аюрведийским средством, можно для поддавания попробовать аюрведийский настой их равных частей эвкалипта, имбиря и лаврового листа.

Достоинства бани неисчислимы, но надо усвоить несколько правил пользования ею.

Парная баня и сауна противопоказаны при сердечных болезнях, перенесенных недавно инфаркте или инсульте, при очень сильном физическом изнурении, анемии и лейкемии.

В баню нельзя ходить сразу же после еды. Совсем плохо есть в бане. Хорошо перед нею выпить достаточное количество горячей воды или травяных чаев, чтобы усилить потоотделение. Пить же перед и во время бани горячительные напитки, как и слишком холодный квас или пиво, вредно. В парилке обязательно покрывать голову шапочкой или повязкой. После парилки нужно принять, по крайней мере, прохладный душ или облиться прохладной водой. После бани необходимо остыть и отдохнуть.

 

Прогревание и очищение печени

Печень — один из самых крупных органов в теле. Это важнейший орган обезвреживания токсических веществ и теплообмена. Но также важный энергетический орган человека, о чем прекрасно были осведомлены древние мировоззрения. Печени и её меридиану уделялось особое внимание в китайской медицине. В аюрведийских представлениях печень — орган, связанный с выработкой внутреннего тепла, пищеварением и деятельными качествами личности.

Печень, как питтовый орган, связана с кожей. Например, избыток или испорченность жёлчи отражается на цвете и состоянии кожи. Она становится желтоватой, слишком горячей, излишне потливой, подверженной сыпям и прыщам. Слабая деятельность печени приводит к капховым проявлениям: накоплению воды в кожной ткани, склонности к отёкам, холодности кожи, её «рыхлости». Печёночная недостаточность, наряду с ослаблением деятельности почек, сопутствует многим пищеварительным расстройствам и кожным болезням.

Помочь организму можно прогреванием — или кожи в целом, берущей на себя часть выделительной нагрузки, или самих органов. Но проще всего – самой печени.

А. Залманов призывал прогревать и промывать печень не только для лечения расширения печени и селезёнки, но и разнообразных расстройств и болезней дыхания и кровообращения. Он предлагал систематически применять горячую грелку на область печени также и здоровым — «для того, чтобы жить дольше и хворать реже».

Тепло снимает спазм клапана и напряжение мышц желчевыводящего протока. По расширенным жёлчным путям свободней течет жёлчь.

Если нарушено периферическое кровоснабжение, проявляющееся в зябкости, холодных конечностях, ломоте ног, особенно по ночам, грелка перед сном может оказать прямо-таки чудодейственную помощь, несравнимую ни с какими местными воздействиями кремами. Она усиливает кровоток, промывающий сосуды и взбадривающий плохо действующие капилляры.

Достаточно просто горячей воды из крана, её температуры на это прогревание хватит. Для сохранения тепла и защиты кожи от ожога, её нужно обернуть полотенцем. Положить грелку на область правого подреберья и держать не менее получаса.

Для здоровых хорошо делать прогревание печени хотя бы два раза в месяц. Если печень и селезёнка увеличены сильно — для уменьшения застойных явлений прогревать печень три раза в день по 40 мин. после еды, в менее серьёзных случаях — два.

Для лучшего разжижения и оттока жёлчи хорошо дополнить прогревание прихлёбыванием время от времени тёплой минеральной воды.

Прогревание печени используется и при ныне модной в оздоровительных кругах «чистке печени».

 

Масляное очищение печени

Описание «чистки печени» прогреванием, питьём растительного масла и лимонного сока содержится чуть ли не в каждой книжке по очищениям. Делают его, глотая большое количество растительного масла с кислыми фруктами, как правило, лимонным соком и прогревая грелкой область печени. Упрощённое и более щадящее видоизменение этого метода хорошо известно и медицине под названием слепого тюбажа.

Хотя среди средств аюрведы его не находим, это мероприятие можно отнести как к прогреванию, так и умасливанию.

Вроде бы очевидно, этот приём направлен на очищение печени как органа. Но, скорее всего, имеется в виду не печень как орган, а, если следовать представлениям восточной медицины, печени как определённой функции организма. Большая доля целебных свойств этого приёма объясняется происходящим смягчением тела, снижающем беспокойную вату, усилением желчеотделения и выходу сгустков застойной жёлчи. Естественно, это улучшает деятельность печени.

Печень прогревают перед употреблением масла и после. При правильном выполнении с калом выходит большое количество желчно-холестериновых сгустков — не обязательно камней, как думают восторженные пропагандисты этого метода. Часто такая ударная нагрузка на печень улучшает её работу.

Но не всегда. У некоторых чистка печени приводит к вялости, изжоге. Одна из причин — что целители-оздоровители рекомендуют применять только оливковое масло. Но дешёвое «оливковое» рафинированное масло, которое многие покупают на оптовых рынках, наполовину состоит из трансжиров, которые ухудшают обмен. Гораздо лучше использовать нерафинированное подсолнечное, льняное.

Обычно также настаивают на применении лимонного сока. И это не обязательно. Подходят многие кислые фрукты и ягоды. В скандинавском отделении Бихарской школы йоги очищение печени делают, заедая масло дольками кислых апельсинов. Очень хорошо сочетаются с маслом наша родная клюква и брусника.

Особо бояться повредить печень не надо. Печень обладает поразительными возможностями самовосстановления. Известны случаи её восстановления после удаления более её ткани.

Приём противопоказан при многолетних камнях в жёлчном пузыре, язве двенадцатиперстной кишки, беременности, острых болях в животе неизвестного происхождения. При холецестите и панкреатите он может быть чуть ли не лучшим средством лечения. Но при таких болезнях столько запретов, предостережений, предосторожностей и особенностей, что ответственность могут брать на себя или досконально знающие или совсем уж отчаявшиеся люди.

 

Лечение солнечным излучением

Лучшим пролетарским врачом, у которого нет ни кабинета, ни диплома, ни дощечки на двери и который совершенно не берёт платы, — является солнце.

Н.И. Подвойский

 

Солнце дарит Земле свет и тепло. В этом смысле среди четырёх главнейших условий возникновения и поддержания жизни живых существ — солнце, воздух, вода и еда — Солнце первейшее.

Целительную силу солнца люди чувствовали издавна и ещё чувствуют. Миллионы людей во всём мире подставляют свои полуобнажённые тела солнцу, загорая на морских и речных пляжах. Это стало неотъемлемой частью современного образа жизни. Солнечные ванны или лучше сказать, солнечное купание, или гелиотерапия применяются, хотя и в очень скромных масштабах, и современной медициной, главным образом, в курортологии.

Пребывание на солнце с лечебной целью аюрведа относит к группе мероприятий по потоотделению — сведана или сведакрийа.

Уже в Ведах находим сведения о лечении солнечным теплом расстройства дош.

О Солнце! Помоги избавиться нам

от хворей, тремя дошами порождённых!

О Солнце! Да избавится этот человек

от головной боли и болезней капхи,

проникающей каждую часть его тела!

Избавь этого человека от капхи,

порождённой дождём и водою,

от порождённой воздухом ваты,

от лихорадки и прочих болезней, вызванных питтой!

Пусть эти хвори покинут тело человека

и уйдут в леса и пустынные горы!

(Атхарваведа, 1.12)

В Атхарваведе также есть и обращения к солнцу с просьбой избавить от болезнетворных червей (крими), то есть паразитов и микроорганизмов.

На восходе восходит солнце —

Вот убийца незримых зримый,

зримых и незримых губящий,

всех червей да червиц давящий.

(Атхарваведа, 5.4).

Многие болезнетворные микробы (в том числе трихомонады, лептоспиры) не выносят прямых солнечных лучей и гибнут даже при небольшом повышении температуры. Вирус гепатита гибнет под прямыми лучами солнца всего в два раза медленней, чем при кипячении. В некоторых маловодных районах центральной Африки, где вода сильно заражена паразитами и микробами, по рекомендации учёных ВОЗ её обеззараживают выставлением на солнце в пластиковых бутылках.

На свету, особенно на солнечном, из кожных жиров вырабатывается витамин D. Он играет важную роль в минеральном обмене, усвоении кальция, росте костей. Из клеток начинают усиленно выделяться стимулирующие вещества, в частности, гистамин.

Правильное солнечное прогревание особенно благотворно для людей с преобладанием капха доши и вызванными ею расстройствами и болезнями. Но оно может быть полезно и при некоторых ветреных и даже жёлчных расстройствах. Особенно действенно лечение солнечным излучением и теплом против суставных (артрита, радикулита, ревматизма) и ряда кожных болезней, даже таких трудноизлечимых как псориаз и проказа[8].

Свами Шивананда в перечне болезней, на которых пребывание на солнце оказывает исцеляющее влияние, указывает простуду, бронхиты, астму, туберкулёз, анемию, водянку, недостаточный аппетит, а также некоторые нервные расстройства.

Солнечный свет и жар благоприятны при пониженном тонусе, способствуют восстановлению сил и энергии после болезни, усиливают жизнедеятельность и эмоциональную живость.

Ведийское наследие утверждает, что главное божество в глазу — это солнце. На связь поклонения солнцу и здоровья глаз неоднократно указывают древние писания. Солнцелечение весьма полезно для улучшения зрения и при некоторых глазных заболеваниях

Но главное благо его — это укрепление защитных сил организма, которые делают его устойчивей к неблагоприятным внешним воздействиям и не дают размножаться присутствующим или вредным пришлым бактериям.

Совершенных противопоказаний пребыванию на солнце нет, ибо мы живём под солнцем. Есть лишь ограничения во времени. Нельзя пользоваться солнцем неумеренно — до возбуждения, чувства слабости, головокружения, жара, «обгорания». В более южных широтах и на горных высотах время пребывания на солнце ограничивается больше. Нельзя спать на солнцепёке. Людям, кожа которых плохо вырабатывает «загарный» пигмент, у которых солнечный свет вызывают в глазах резь, предрасположенным к раку коже надо избегать прямых летних лучей.

Наиболее полезны утренние лучи солнца. По индийскому поверью на восходе солнце посылает на землю самые нежные и полезные лучи, которые сравнивают с молоком животного, кормящего новорождённого детёныша.

Принимать солнечное излучение в оздоровительных целях надо сидя или лёжа с предварительно вымытой и покрытой головой. Если есть возможность, то на нежном утреннем солнце делать асаны, зарядку или пробежку. Хорошо смазать тело горчичным, кунжутным или хотя бы обычным подсолнечным маслом. Это полезно для здоровья, мягкости и упругости кожи и для накопления в организме витамина D. Особенно благоприятно для людей с усугублённой вата дошей, с сухой кожей, потрескивающими и плохо движущимися суставами.

Три четверти времени, по Шивананде, надо подставлять солнцу спину и одну четверть — переднюю часть тела. Время пребывания на солнце увеличивать постепенно, по мере привыкания — от 10-15 минут до часа и более. Показателем хорошего действия солнечной ванны является появление обильного потоотделения, чувство расслабления и успокоенности. Затем, если слишком жарко, уйти в тень, обтереться влажным полотенцем и отдохнуть там. Если возможно, если достаточно тёплая вода и нет противопоказаний, хорошо искупаться.

Для оздоровления ротовой полости и слизистых носа широко открывать рот и запрокидывать голову так, чтобы хотя бы на край его и ноздрей попадали лучи солнца. В глубьносоглотки прямым лучам солнцапроникнуть, конечно, затруднительно, но лечебное действиеэтого приёма обеспечиваетсясолнечнымтеплом,дыханиемвоздухом, обеззараженным солнечными лучами, действием праны, явленной лучами солнца, и связь этой праны с мыслью о целительной солнечнойсиле.

Для улучшения зрения Шивананда советует сначала посидеть на солнце с закрытыми глазами. Потом начать медленные повороты головы и зрачков в разные стороны около 10—30 мин. Потом посидеть в тени 5—10 мин. с глазами, прикрытыми ладонями. По мере привыкания к яркому свету постепенно увеличивать время. Наилучшее время для лечения глаз — с 7 утра до 5 вечера.

Целительное действие солнечного купания усиливается, если при этом думать о проникающем весь мир и каждую клеточку вашего существа солнечном свете и повторять изречения, прославляющие солнце. Призовите его защищать, руководить, помогать вам в жизни.

 

 

[1]А. Залманов. Тайная мудрость человеческого организма. — Минск, Инфорад, 1993. — С. 47—48.

[2]Залманов, С.47-48

[3]Чарака, 1.22.9.

[4]. Paths to Asian medical knowlege. — Berkeley, 1994 . — P.141.

[5] Джуд-ши — памятник средневековой тибетской культуры. — С. 77.

[6] Подробное описание сурья намаскары см. в нашей книге: Мартынов Б.В. Сурья садхана: обретение солнечной силы. — М.: Алетейа, 2002.

[7]Pīnasa, также простой насморк, простуда.

[8]По преданию, храм в Солнца в Конараке был построен в честь исцеления от проказы Самбхи, которому его отец Кришна посоветовал поклоняться Солнцу, повторяя 12 имён Солнца.