Проблески

Петровский путь заглох внезапно

И сузился до пары строк:

Зачем рубить окно на Запад,

Когда открыто на Восток?

Дыхательное очищение. Капалабхати

Хотя капалабхати относится, скорее, к пранайаме, мы кратко опишем её простейшую разновидность, имея ввиду её очистительную направленность.

Капалабхати некоторые йоговские писания относят к шаткармам, другие — к крийам, то есть деятельным упражнением. И те, и другие признают очистительную направленность и действенность капалабхати.

При обычном, как правило, неосознаваемом и поверхностном дыхании мышцы, занимающиеся выдохом, работают много меньше, чем ответственные за вдох диафрагма и внешние межреберные мышцы. Внутренние межреберные мышцы являются ограничителем вдоха, останавливая дальнейшее сокращение диафрагмы и внешних межреберных мышц. Тогда начинается выдох, который происходит пассивно. Лишь когда что-то препятствует дыханию или, когда организм нуждается в большем количестве кислорода, эти мышцы начинают действовать с усилием.

С годами без тренировки «безвольность» этих мышц всё больше возрастает. Выдоха для удаления воздуха из лёгких становится недостаточно, остаточный воздух остается в альвеолах и при поступлении новой порции воздуха они растягиваются. Вдох по привычке и необходимости делается более сильным, но менее действенным, а выдох всё меньше. Это зачастую вызывает сильную мышечную усталость и приводит к эмфиземе лёгких, бронхитам и бронхиальной астме.

В лёгких, кроме постоянно обновляемого при каждом вдохе-выдохе, увеличивается воздух так называемого «вредного пространства». Хотя этот застойный воздух поддерживает лёгкие в слегка «надутом» положении, в нем содержится много вредных веществ. Его можно сравнить с некоторым количеством нечистот в кишечнике, которые тоже поддерживают его тонус, однако являются источником поступления вредных веществ в кровь.

Но так как городской человек весьма мало проветривает лёгкие физической нагрузкой, с годами «вредное пространство» относительно всей ёмкости лёгких у него неуклонно увеличивается, растет и концентрация вредных веществ и бактерий в нём.

Размножение бактерий в бронхах и лёгких приводит к респираторным заболеваниям:: бронхитам, ангинам, туберкулёзу и т.д. В лёгкие могут проникать и паразитировать там некоторые виды гельминтов.

Увеличение «вредного пространства» в альвеолах лёгких в понятиях аюрведы является усилением воздушного расстройства (вата доши). Такой, насыщенный вредными веществами и бактериями, воздух постепенно внедряется во все ткани тела. «Избыток воздуха в крови может производить язвы, в мясе (т.е. мышечной ткани) — болезненные узлы, в жировой ткани — отёки и опухоли». (Сушрута, Ниданастхана, 1.25)

При капалабхати, напротив, выдох сознательно усилен и деятелен, а вдох происходит без участия воли. То есть воздух сильно изгоняется из лёгких частым сокращением мышц живота; тогда как вдох происходит безусильно. Воздух при этом «засасывается» в лёгкие естественным возвращением мышц живота после выдоха вперед.

Кажется, такие методики, как дыхание по Бутейко и Стрельниковой, — видоизмененный приём капалабхати, хотя авторы о нем не упоминают.

Упражнение улучшает качество дыхания. Удаляется часть застойного воздуха. Он включается в кислородно-углекислый обмен, становящимся более действенным и экономным. Усиленным продуванием носовых проходов из лёгких удаляется избыток слизи, препятствующий поступлению свежего воздуха. С излишком слизи удаляются и огромное количество вредных бактерий и отходов их жизнедеятельности, которые прежде попадали в кровь. Свежий воздух губительно действует на оставшихся. Слизь в носовых проходах теперь начинает выполнять только свою защитную и увлажняющую функцию, а не становится рассадником болезней.

Увеличивается эластичность альвеол лёгких.

При многих заболеваниях верхних дыхательных непременно полезно очищать лёгкие. Капалабхати позволит усилить дыхательные мышцы, улучшить общий тонус лёгких, чтобы лучше усваивать кислород из воздуха. Если капалабхати сделать лечебным средством при бронхиальной астме (естественно не во время приступа), приступы становятся реже и слабее, а при упорстве и последовательности — астма излечивается совсем .

В сочетании с другими средствами и при правильном выполнении упражнение излечивает стоматит, гингивит, пародонтит.

При капалабхати происходит массаж органов живота. Улучшается функционирование пищеварительной системы.

Упражнение оживляет умственную деятельность. Эта, казалось бы, «идеальная» сфера во многом зависит от материальных или физиологических причин: поступления в мозг свежего воздуха и чистой крови. Но часто этому препятствуют закупорки и очаги инфекций в носовых и лобных пазухах. Капалабхати усиленным током воздуха продувает верхние дыхательные пути от излишка слизи и убыстряет кровоток в передних частях мозга.

При вдохе и выдохе объём мозга соответственно несколько уменьшается и расширяется. При частом усиленном дыхании явление это происходит чаще и сильнее. Такая пульсация как бы «массирует» и взбадривает мозг. Возрастает энергия для умственного труда, увеличивается работоспособность и выносливость мозга.

Как всякое дыхательное упражнение, капалабхати влияет на взаимодействие симпатической и парасимпатической систем. Это происходит из-за смены преобладающей при дыхании ноздри, изменений в потоках нервных токов, идущих в мозг и обратно. Это пробуждает и взбадривает мозговые центры. Перемена нервных рефлексов, связанных с дыханием, позволяет управляющему организмом сознанию лучше «слышать» и отзываться на них.

Поэтому, если у вас непочатый край умственной работы, а усталость не дает выдавить из себя хотя бы одну мыслишку и клонит в сон, несколько подходов капалабхати поможет зарядить ум энергией. Капалабхати поможет побороть утреннюю сонливость и настроить на предстоящую деятельность.

Это физиологические «подтверждения» более древних, тонких и широких понятий аюрведы и йоги По объяснениям йоги, капалабхати возбуждает и упорядочивают движение праны или прановые токи (нади) в верхней части тела.

Капалабхати помогает увеличить длительность задержки дыхания. Обычно тренируют это задержкой дыхания на вдохе. Но и ряд усиленных выдохов увеличивает время последующей задержки! Так как необходимость вдоха обусловлена, в частности, перенасыщенностью тканей углекислым газом, то его удаление посредством капалабхати увеличивает усвоение кислорода.

Капалабхати может служить одной из лучших подготовительных техник для созерцания.

Если достаточно долго выполнять упражнение (по крайней мере, несколько подходов по 100 вдохов-выдохов), то можно почувствовать, как из ума уходят эмоциональные волнения, переживания, беспокоящие мысли, ненужные игры воображения. Ум становится спокоен, но восприимчив.

Если довести количество подходов до 36, можно достичь первой стадии лайи, когда ум начинает растворяться.

 

Противопоказания и предостережения

Капалабхати не следует делать тем, кто страдает от таких болезней как высокое кровяное давление, головокружение, грыжа и так далее.

Хотя упражнение благотворно при бронхиальной астме, при приступах его делать нельзя или делать очень внимательно, осмотрительно и дозированно под наблюдением.

Заниматься капалабхати желательно по прошествии не менее четырех часов после еды.

Поздно перед сном делать упражнение усиленно и много (скажем, десять подходов) нельзя, ибо можно перевозбудиться и заработать бессонницу.

Упражнения будет более действенным, если перед ним выполнить нети, вамана дхаути или лёгкой шанкха пракшаланой.

В оздоровительных целях достаточно делать капалабхати не более трех минут (Йогендра). Наращивать число выдохов, их частоту и число подходов капалабхати надо постепенно. Если почувствовали какое-то неудобство в виде головокружения, изнурения, боли в мышцах живота или лёгких и т.п., упражнение надо прекратить и не возобновлять, пока они не исчезнут.

 

Выполнение

Есть две техники её выполнения. На вечно спешащем и ищущем быстрого результата Западе — несколько подходов с очень сильными выдохами. Такой способ Сатьянанда считает вообще неверным или неправильно понятым, даже если он и описан в тех или иных книгах по йоге.

В Индии предпочитают делать довольно много подходов (сто и более) с мягкими и простыми выдохами. Это одно из упражнений лайа йоги.

Выдох в капалабхати должно производиться очень мягко, но часто. Сатьянанда даже сравнивает капалабхати с тем, что делают по утрам бессознательно, когда фыркают, прочищая нос. Проделав не два-три, а сотню подобных выдохов, это легко понять.

Но главное, что в этом упражнении должен быть насколько возможно задействован живот, а не грудь. её движение минимально. Нужно совершенное управление мышцами живота и диафрагмой. Поэтому, прежде чем ею заниматься, надо овладеть агнисара крийей, а ещё лучше — наули. Тогда тело не будет двигаться и дергаться. В идеале оно должно быть подобно статуе.

Сядьте в удобную асану. Наилучшие позы — сиддхасана или падмасана. Спина прямая, глаза закрыты, тело ненапряженно.

Быстро выдохните, сильно сокращая мышцы живота. Без какого-либо усилия и волевого напряжения вдохните, не мешая мышцам живота расширяться.

Делайте быстрые дыхания подряд столько раз, сколько вы можете сделать без напряжения. Со временем и упражнением число их можно увеличить.

Затем один раз глубоко и медленно вдохните. Полностью выдохните, стараясь опустошить лёгкие насколько возможно, и с концом выдоха выполните великий замок (маха бандху), состоящий из трех замков: мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи.

Сначала сокращаете точку мула бандхи (если не умеете, то просто подтяните мышцы ануса), потом живота (уддияна) и в заключении опустите и прижмите подбородок к верхней части груди.

Задержите дыхание на сколько на сегодняшний день вам удобно. Во время задержки сосредоточьтесь на умственном пространстве или экране (чидакаша), что расположен в голове, на внутренней поверхности лба.

Затем «отоприте» великий замок, то есть закончите маха бандху. Ослабьте сокращение точки мула бандхи, уддияна бандхи, поднимите голову и медленно вдохните.

Таков один подход.

Если чувствуется небольшая усталость, нехватка дыхания, сделайте несколько вдохов и выдохов, пока дыхание не станет естественным.

Затем начинайте следующий подход.

Заканчивать дыхательное упражнение лучше наблюдением мысленного пространтсва (чидакаша дхарана), только более продолжительным..

Начиная с 20-30 выдохов и прибавляя каждую неделю по несколько, можно дойти меньше чем за месяц до 100 выдохов за один подход. Несколько подходов с таким числом выдохов вполне достаточно в оздоровительных целях и как пранайама в занятиях для начинающих в йоге.

Кровоочистительные средства

Загрязненная среда, воздух и вода, дурное питание и пищеварение, применение синтетических лекарств ведут к ухудшению качества и загрязнению крови. Многие расстройства и болезни причиняют его и причиняются этим. Всякая болезнь связана с некоторым отравлением организма — как микробными токсинами, так и собственными белковыми отходами, мочевой кислотой. Даже после выздоровления некоторое время токсины ещё странствуют в крови, продолжая ослаблять организм. Нечистая или «дурная» кровь — основная и подпитывающая причина разного рода аллергий, кожных болезней, анемии.

До середины XIX в. пускание крови было одним из важнейших лечебных мероприятий.

Любые очищения, в какой-то мере, улучшают качество крови и «стирают» биохимическую память крови о болезни. Частично это делают потогонные мероприятия, промывание, чистка печени, дыхательные упражнения и т.п.

Но есть и особые средства по очистке крови. В медицине это переливание крови, гемосорбция, кровопускания (сейчас, главным образом, пиявками). Поскольку к хирургическим операциям по определению Чараки относятся все действия, повреждающие кожный покров, — даже наложение щелочи и постановка пиявок[3] — то прибегать к ним надо только в редких случаях.

Для щадящего кровоочищения в аюрведе применяют обычно растительные средства. Среди них — пажитник, кориандр, базилик, аджван (айован), алоэ и куркума. Ту же задачу могут выполнять и наши простые корень лопуха, корень одуванчика, отвар или разбавленный сок крапивы.

Есть разные схемы применения кровоочистительных средств. Например, корень лопуха лучше всего пить по трети стакана два раза в день на протяжении недели. Чай из сухой крапивы в количестве до 2 литров — 2 раза в месяц. Такие очищения можно проводить два раза в год.

Венод Верма предлагает такой рецепт — молоко с куркумой. Кроме собственно кровоочистительного, оно обладает общеукрепляющим и легчайшим слабительным свойствами, снимает усталость, успокаивает кашель, а также боль в груди, снабжает ткани йодом, улучшает усвоение кальция и просто вкусно.

Подогреть, помешивая, половину ложки куркумы в ложке топлёного масла на слабом огне до однородности, потом добавить 1—2 чайных ложки сахарного песка и, помешивая, нагревать ещё некоторое время. Потом залить этот состав стаканом молока и довести до кипения. Пить горячим. Лучше — натощак или после не менее двух часов после еды. Страдающие запорами могут пить перед сном.

Приём молока с куркумой советуется проводить два раза в год на протяжении двух недель. Лечение серьёзных и застарелых кожных болезней и аллергий, возможно, потребует года приёма этого состава.

Усиленные очищения йоги

Краткое описание более трудных в выполнении приёмов йоги, представляющих собой разновидности основных действий панчакармы, дается не только для полноты картины. Они имеют те же благотворные действия, но намного усиливают их. Это уже несколько иной уровень самоуправления, дающий огромные возможности самооздоровления и самоуправления.

Они не чрезмерно сложны, но требуют определённого интереса, некоторого времени и упорства на освоение, что не всех вдохновляет. Тем более больных, у которых жизненных сил не всегда хватает и на последовательное выполнение более простых лечебных приёмов. Но если человек освоит их, он получит в своё распоряжение мощнейшие оздоровительные и повышающие защитные силы организма средства.

При этом мы не будем отпугивать и отвращать людей описаниями некоторых кажущихся невыполнимых приёмов, например, нигде подробно не описанной бахишкрити — вытаскивании и промывании прямой кишки.

Для их выполнения важнее советы знающего и опытного учителя. Те же, у кого есть опыт занятий и умение самонаблюдения, могут освоить их самостоятельно по хорошей литературе..

Порядок их — по сложности и трудности освоения.

Сутра нети

Чем лучше ноздри очищены, тем мощнее дыхательные упражнения действуют и тем больше пользы приносят. Для дыхательных упражнений (той же капалабхати) необходимо, чтобы в воздушные токи проходили через ноздри безпрепятственно и чтобы в носовой полости не было очагов с болезнетворными бактериями.

Приём очищения носовых проходов, выполняемый пропусканием через носовые проходы жгута из нескольких скрученных и навощённых нитей или тонкого резинового катетера, называется сутра нети.

Казалось бы, слишком индийская экзотика. А впрочем, есть свидетельства, что и в наших городах и весях, не зная никакой йоги, делали нечто подобное. В «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловский описывает, как «бурсак по кличке Чеснок запихнул себе в нос нитку, потом сильным вдыханием воздуха проводит её в рот и, передергивая нитку взад и вперёд, показывает эту штуку своему закопёрщику Мамле».

То есть, Чеснок, выполнял сутра нети.Впрочем, фокусники в Индии умудряются протаскивать через нос и вытаскивать через рот живую змейку.

В Индии и на Западе в среде приверженцев йоги для сутра нети широко используется тонкий резиновый уретральный катетер, т.к. он достаточно гибок, легко промывается после упражнения и дольше служит. Однако традиционная сутра (шнур из сплетенных нитей) очищает нос много лучше. Да и в наших аптеках подходящие катетеры (№№ 6-11) достать непросто. Тогда волей-неволей следует прибегнуть к старинному способу изготовления сутры.

 

Изготовление сутрыПодобрать подходящую хлопковую или льняную и достаточно мягкую нить. Шерстяная слишком непрочна и «волосата», а ко всяким капроновым нитям воск плохо пристает и ею можно поранить слизистую носа.

Нарезать несколько нитей около 50 см длиной. Скрученные вместе они должны быть около 3 мм в диаметре. Это средний размер, но естественно, он должен соответствовать ширине ваших носовых проходов.

Растопить воск (не парафин! — он не вязок и будет отслаиваться во время выполнения), например, от церковной свечки. Сложить концы нитей в пучок и скрутить на протяжении примерно 12 см от конца. Потом погрузить скрученную часть в воск и тут же вынуть, чтобы воск затвердел, но ваш жгутик оставался жёстким, но гибким. Для того чтобы нити не распускались во время погружения в воск, перед этим можно сделать узелок на конце, а потом отрезать его.

Для усложненной разновидности приёма, когда оба конца или два жгута проводятся в разные ноздри, то же нужно сделать с другим концом пучка. Но и в этом случае часть нашего жгутика остается ненавощенной. Это необходимо для лучшего очищения носовых проходов.

Так как вощёный жгутик служит не очень долго, а приготовление её занимает какое-то время, разумней заготовить сразу несколько и хранить в закрытой банке или коробке.

При некоторых болезнях катетер можно смазывать необходимым лекарством.

После прочистки носа вымыть жгутик или катетер горячей водой с мылом.

После нескольких выполнений нети воск начинает трескаться, и, отслаиваясь, может попасть в глубину носовых проходов. Чтобы продлить использование жгутика, можно навощённый его конец размягчить над газом. Это обновит и слегка дезинфицирует его.

 

Выполнение Сутра нети выполняется или сидя на корточках в позе вороны (кагасана), или стоя над раковиной, ванной или какой-либо другой ёмкостью. Лучшее время — по утрам. Раз в несколько дней или в неделю для здоровых вполне достаточно. Люди с хроническим насморком, некоторыми болезнями носоглотки или с забитыми производственной или иной пылью носовыми проходами могут делать ежедневно.

Медленно вводить один конец нити или катетер в левую ноздрю, чуть покручивая «ёршик» туда-сюда. Провести его в горло и вытащить через рот редко у кого получается сразу. Ни в коем случае не делать это торопливо и с усилием! Сначала надо ввести сутру (катетер) в ноздрю, пока движению не будет что-то мешать. Покручивая сутру, одновременно втягивать воздух через ноздри. Слизь и мокроту, попадающую в рот, отхаркивать.

Если пользуетесь вощёноё сутрой, для облегчения введения чуточку согнуть её кончик.

При малейшем неудобстве, сопровождаемом болью, введение прекратить. Но если хронических препятствий в носовых проходах нет, и вы достаточно спокойны и сосредоточены, нить проходит на удивление легко. В конце концов, вы ощутите, что она прошла в горло. Тогда большим и указательным пальцами «поймайте» её там и выведите кончик через рот. Поначалу это может вызвать лёгкое подташнивание или кашель, слезоотделение, частое чихание, которые при освоении упражнения проходят.

Затем двумя руками двумя руками держась за концы нити, делать возвратно-поступательные, как бы «пилящие» движения ниткой (не более 15 движений поначалу). Затем отпустите ненавощённый конец, а за навощенный вытяните нитку из носа. Делать очень медленно, без рывков.

Выполнить ту же последовательность действий с другой ноздрей.

Прочистку носа нитью хорошо завершить водным промыванием (джала нети). Так как слизистая носа слегка раздражается после нети, носовые проходы неплохо смазать и помассировать топлёным маслом.

 

Рис. Сутра нети.

На приведенном рисунке мы видим более сложную разновидность упражнения: когда оба конца сутры выводятся в рот, слепливается в кольцо и протаскиваются.

 

Предостережения и противопоказания

Не надо страшиться, но внимание и осторожность необходимы. Нитку вводить медленно и чуть подкручивая. Вовремя уловить, когда кончик сутры или катетера пройдет в горло, чтобы не поцарапать его или, не дай бог, не проглотить катетер (при применении жгутика такая беда невероятна). Поэтому всегда оставляйте незадействованным не менее 10 см катетера.

В начале может сильно першить и саднить горло, вызываться тошнота, многократное чихание и кашель. После нескольких выполнений это проходит.

При первых выполнениях такой прочистки может выходить огромное количество липкой слизи.Иногда в ней могут быть маленькие сгустки крови.

Но страдающим от носовых кровотечений или тем, кто после многих попыток в течение, скажем, месяца не может провести жгутик в нос, следует или найти знатока или обратиться к отоларингологу.

 

Польза Сутра нети приносит те же блага, что и промывание носа водой и увеличивает их за счёт усиленного механического очищения и массажа слизистых оболочек носа.

Возбуждаются нервные окончания в носу, улучшается кровоснабжение и, соответственно, обеспечение мозга кислородом. Улучшение нервной проводимости в слизистой носа оздоровляет различные связанные с ней органы и улучшает их деятельность.

С её помощью можно удалить головную боль и мигрень, связанные с нехваткой поступающего к мозгу кислорода из-за хронической забитости носа. Она помогает при лечении храпа и некоторых форм ослабления слуха. Очень благотворно воздействует сутра нетина глаза, улучшая зрение.

Такая прочистка поможет избавиться от гнойных воспалений придаточных пазух носа и избежать такой неприятной и весьма отягощенной побочными следствиями операции как прокол при гайморите. Естественно, сама сутра или катетер проникнуть в придаточные пазухи носа не могут. Но могут очистить слизистую носа от пробок и корок, закрывающих выходящие из них в полость носа отверстия. Это открывает естественный отток слизи и гноя из них.

Постоянное выполнение её в течение продолжительного времени (год и больше в зависимости от возраста) может удалить полипы, появляющиеся в носовой полости при хронических воспалениях пазух.

При продолжительном выполнении возможно даже несколько выправить искривленную носовую перегородку — одну из причин храпа и одышки. Тем самым уравновешиваются дыхательные потоки через ноздри, что налаживает обменные процессы и заметно уравновешивает ум.

Вастра дхаути

Вастра дхаути — это способ «протирания» верхней части пищеварительного тракта: горла, пищевода и желудка. Производится введением (заглатыванием) длинной ленты из тонкой ткани, удержания на некоторое время её внутри и затем вытягивания. Лента выступает в роли «ершика».

Упражнение очищает области капхи и частично питты в пищеварительном тракте. Обладает теми же свойствами, что и очистительная вамана. Но очищение стенок пищеварительного тракта и возбуждение выделения пищеварительных соков при этом много сильнее. Выходит огромное количество слизи с амой.

Описывающая его «Хатха йога прадипика» называет его просто дхаути, то есть главным в из этой группы очищений. Он же утверждает, что приём «непременно удаляет болезни бронхов, селезёнки[4], астму, проказу и двадцать других капховых болезней». А так как в перечне болезней и растройств классической аюрведы капховых — всего двадцать, то получается, он исцеляет их все?

Это прямо-таки чудодейственное упражнение против избыточного веса и ожирения, для лечения бронхитов, бронхиальной и большинства видов аллергической астмы. Это подтверждено опытом большинства индийских школ йоги, где занимаются и йоготерапией: Шивананды, Кувалаянанды, Дхирендры, Сатьянанды.

Кроме того, оно лечит повышенную кислотность, несварение.

Свами Шивананда называет этот приём варисара дхаути, но предлагает использовать резиновую трубку вместо ленты, по его мнению она легче и лучше очищает пищеварительный тракт.

 

Предостережения и противопоказания Хотя вастра дхаути не такое уж «опасное искусство», как считает, например, индийский врач Гарде, но соблюдение правил выполнения позволит избежать некоторых неприятностей.

Более-менее регулярно делать это упражнение полезно лишь полным. Для худощавых продолжительное выполнение её может быть вредным.

Противопоказания — примерно те же, что и при вамана дхаути. Но если вамана повышает в большинстве случаев кислотность, то вастра дхаути излечивает.

Освоение, возможно, потребует нескольких попыток.

Делать упражнение нужно только на пустой желудок. Желательно утром во время преобладания капхи. Сразу же после выполнения есть нельзя. Подождать минимум полчаса, а лучше час.

Лента должна быть смочена водой. Заглатывать 20 см в первый день и увеличивать на столько же ежедневно. Не забывайте оставлять свободным достаточно длинный (20—30 см) конец, дабы не проглотить её случайно.

Самое важное при выполнении — не волноваться, не напрягаться, не торопиться, не слишком стараться — тогда и получается леггче.

Ленту незачем оставлять в желудке больше, чем на четверть часа. Иначе перистальтика и «мерцательное» сокращение-расслабление заслонки между желудком и кишечником втянет ленту в кишечник, что несколько затруднит её извлечение.

После выполнения ленту обязательно тщательнейшим образом перестирать и желательно прогладить. Хранить в чистой банке с крышкой.

Для оздоровительного и предохранительного очищения — раз или два в год. Если организм сильно загрязнен, склонен к накоплению веса — раз в месяц.. При уже ставшим горестным явлением избыточном весе — два раза в неделю. При астме и других капховых болезнях может потребоваться ежедневное выполнение в течение 2-х недель и больше.

 

Снаряжение и подготовка

Найти подходящую ленту из ткани — натуральной, гладкой, скользкой. Брахмананда уточняет: наилучшая — муслиновая ткань. Тонкий белый муслин советует и Бихарская школа. Края ленты не должны быть потрепаны и разлохмачены. Болтающиеся нити надо обрезать. Бинт не подходит совсем, ибо скручивается и лохматится.

У начинающих длина ленты должна быть от метра до трех, а ширина около 2—3 см. С развитием навыков длину можно довести до 6—7 метров, а ширину до 6—7 см. Перед упражнением простирать и прополоскать ее.

 

 

Выполнение

Положить ленту в глубокую миску с тёплой водой. Некоторые даже пользутся для увлажнения ленты и более приятного «вкуса» молоком, что вполне приёмлемо. Сесть или на корточки или на очень низкое сиденье. Поставить миску с погруженной в неё лентой между ног. На протяжении всего упражнения лента должна оставаться чуть тёплой.

Вынуть из воды один конец, оставив другой в воде.

Слегка свернуть пальцами кончик ленты в «лодочку», чтобы легче было глотать его. Завести его в рот. Протолкнуть его пальцем к корню языка.

Легко придерживать ленту кончиками больших и указательных пальцев обеих рук.

Пожевать слегка ткань, чтобы вызвать выделение слюны, которая должна помочь пройти ленте в пищевод. Постараться проглотить кончик. Для облегчения глотания можно запить водой из миски.

Направлять ленту понемногу в рот. Она должна, наконец, проскользнуть в горло. После этого трудностей почти не будет.

Заглотив всю ленту, кроме страховочного конца, который придерживается руками, можно встать и проделать агнисара крийу или наули от 1 до 3 минут.

Затем очень медленно и плавно вытянуть ленту из желудка. Будет некоторое сопротивление, но не сильное. По мере вытягивания, укладывать ленту в миску.

После отдыха не забыть её простирать.

Варисара дхаути по Шивананде

Здесь используется не лента, а резиновый катетер или зонд длиной примерно метр и диаметром около 1 см. Но так как при этом выпивается достаточное количество воды, а катетер служит для того, чтобы всю эту воду медленно удалить, его можно отнести к группе вамана дхаути.

Так же, как в вамана дхаути желудок наполняется 2—4-х литрами воды. Потом нужно ввести конец трубки в рот, наклониться и постараться проглотить ее. Поначалу это сразу вызовет рвоту. Но с опытом можно будет заглотить трубку без рвоты и почти целиком.

Всегда внимательно следить, чтобы, по меньшей мере, двадцатисантиметровый конец трубки оставался свободным.

Когда трубка пройдет в пищевод и достигнет желудка, вода будет вытекать непрерывной струей. Эта вода удаляется вместе с растворенными в ней вредными веществами, испорченной жёлчью и слизью, со множеством бактерий.

Наули

Наули выделена в отдельную из 6 главных групп шаткарм или очистительных техник. Это йоговский приём массажа сокращением, смещением, вращением мышц живота (особенно — прямых), а также его кожи, мышц и органов.

Санскритское слово наули производит от слова нАла или нАли, означающего в словаре Моньер-Вильямса трубчатый сосуд, вену или нерв тела; полый стебель или тростинку. ещё одно значение этого слова — «пупочная жила», видимо, относится к прямым мышцам живота.

Образ волнообразного движения мышц живота при выполнении наули наталкивает на сравнение их с волнами, производимыми скользящей по воде лодкой. Поэтому в Бихарской школе йоги было отмечено созвучие названия с санскритским словом нау, что значит «лодка».

С образом волны связано ещё одно название этого приёма — лаулики карма (от лола, что значит «волнение», «перекатывание») И действительно, при выполнении мышцы передней части живота похожи на валы волн, вздымающиеся и прокатывающиеся по его поверхности.

В хатха йоге наули также — составная часть басти и вастрадхаути.

 

Благотворные действия наули Упоминается в различных йоговских писаниях и учителями йоги. «Хатха йога прадипика» (11.34) называет наули величайшим, а Свами Сатьянанда самым важным приёмом хатха йоги.

Наули оказывает благотворное влияние на телесное, энергетическое (прановое) и психическое проявления человека. Вот краткая сводка её полезных действий.

«Хатха йога прадипика» утверждает, что это "величайшее упражнение хатха йоги удаляет болезни живота, увеличивает пищеварительный огонь и приносит счастье». (11, 33—34). «Гхеранда самхита» добавляет, что наули «уничтожает все виды болезней» (1,53). Этому вторят и современные учителя йоги, утверждая, что овладевший наули в совершенстве, не будет знать никаких болезней, связанных с пищеварением и, значит, большей части всех телесных болезней.

Польза наули включает всё, что дает агнисара крийа и гораздо больше.

Наули возбуждает и упорядочивает самана вайу, ток, уравновешивающий прану и апану и ведающий пищеварением. Самана для своего действия пользуется нервными проводниками, в частности, самым большим нервным сплетением в теле — солнечным сплетением, а также нервами, идущими к внутренним органам живота и от них.

На физиологическом уровне наули способствует развитию и укреплению различных мышц живота, особенно прямых и косых, мышц спины, ног, рук и связанные с ними нервов.

 

Рис. Участвующие в наули мышцы живота.

Прямые мышцы живота — две длинных вертикальных мышцы передней стенки живота, которые верхними, более широкими концами прикреплены под центром грудной клетки близ диафрагмы, а нижними — к лобковой кости чуть выше области половых органов. Прямые мышцы живота вместе с внешними и внутренними косыми и поперечными мышцами образуют что-то вроде защищающего внутренние органы живота панциря, предохраняющего их от внешних травм — брюшного пресса. Они также выполняют роль опор, поддерживающих органы живота между тазовой областью и грудью. Они участвуют в мочеиспускании, испражнении, половой деятельности, родах у женщин, а также рвоте и т.п.

 

Неразвитость, ослабление и бездействие этих мышц приводят к опущению органов и возникновению грыж живота.

 

Рис. Приобретённое опущение органов живота

 

Развитые и подвижные мышцы пресса также сжимают и массируют внутренние органы живота, что способствует их надлежащей деятельности. Из всех упражнений хатха йоги, наули выполняет самый глубокий массаж внутренних органов живота: желудка, поджелудочной железы, печени, тонкого кишечника. Это упорядочивает выделение пищеварительных секретов, улучшает пищеварение и способствует удалению многих его расстройств.

Это упражнение — одно из важнейших для облегчения диабета, поскольку оно улучшает работу поджелудочной железы.

Повышение внутрибрюшного давления убыстряет кровообращение и разгоняет застои крови. Это очищает кровь, побуждает лучше работать сердце и лёгкие, предохраняет от атеросклероза.

Налаживаются функции надпочечников, вырабатывающих адреналин, что способствует более уверенному, решительному настроению.

Оживляются также органы нижней части живота и соответствующие нервы. В частности, усиливается обогревающее действие кишечника.

Наули прекрасно удаляет излишнюю слизь из организма. Оно весьма полезно для борьбы с избыточными жировыми отложениями и отечностью. Его выполнение женщинами после родов укрепляет мышцы живота и таза, исправляет положение внутренних органов и помогает вновь обрести «девичьи формы». (Но во время беременности и уже имеющим грыжу упражнение противопоказано).

Наули упорядочивает движение тока апаны. При этом предотвращаются и удаляются запоры, недостаточное мочеиспускание и различные виды половой слабости и расстройств.

Посредством можно переменять солнечный и лунный потоки (сурья свара и чандра свара) в теле — утверждает Свами Шивананда. Эти токи примерно сопоставимы с действием симпатической и парасимпатической нервных систем.

Солнечное сплетение — одно из частичных, физиологических проявлений манипура чакры тонкого тела. По тантрийской йоге, в этом круговороте запасается и отсюда распределяется по всему телу жизненная энергия. Этот центр пробуждается непосредственным воздействием на пусковую точку манипура чакры в позвоночнике и область её отражения на передней части тела (кшетру), помогает удалить помехи энергетическим токам тела и содействует их слаженной работе. В лайа йоге наули используют для подзарядки энергии манипура чакры.

В целом упражнение увеличивает энергию, укрепляет сопротивляемость болезням и неблагоприятным факторам, усиливает общую жизнедеятельность тела, а также способствует увеличению умственной ясности и силы.

 

Противопоказания и предостережения Как и в случае агнисара крийи, нельзя или опасно заниматься наули страдающим

-высоким кровяным давлением

-серьёзными болезнями сердца

-пептической язвой или язвой двенадцатиперстной кишки

-желчнокаменной болезнью, холециститом

-грыжей

-при беременности и в первые два-три месяца после родов.

 

Наули следует выполнять только на пустой желудок, то есть, по меньшей мере, через пять или шесть часов после еды, лучше всего рано утром перед завтраком.

Нельзя перенапрягаться, делая слишком много подходов. Почувствовали какую-то боль в животе — немедленно прекратите выполнение. Попытайтесь выполнить наули на следующий день или когда боль утихнет. Если боль сохраняется или появляются какие-то непонятные неприятности и затруднения, следует искать опытного учителя йоги или доктора.

 

Порядок освоения Наули для начинающих кажется чуть ли не верхом телесного управления. На самом деле им может овладеть почти каждый, кто решился на это и, хотя бы немного, но постоянно упражняется. Другое дело — за какое время. Одни могут освоить его за считанные недели, другим могут понадобиться долгие месяцы. В чем дело? Иногда — в телосложении. Худощавые обычно овладевают быстрее, чем полные, которым мешает жир на животе и ослабление его растянутых мышц. Но дело не в худощавости самой по себе, а в том, что умение удерживаться от переедания влечет за собой и лучшее сознавание мышц живота.

Освоение упражнения можно разделить на три стадии: первая, предварительная, — постепенное развитие управления мышцами живота; вторая — сокращение мышц живота; третья — вращение мышцами живота.

В первой предварительной стадии следует убрать излишние жировые отложения и научиться втягивать и выпячивать живот, то есть делать агнисара крийу и уддияну. Умение выполнять их достаточно свободно — необходимое условие для освоения наули.

Но трудности с лихвой окупятся благотворной мощью упражнения.

Затем отдельно и последовательно осваиваются:

1. Серединная (мадхьяманаули), где обе прямые мышцы сокращаются по центру.

2. Левая (ваманаули), где сокращают лишь левую прямую мышцу живота.

3. Правая (дакшинанаули), где сокращают только правую прямую мышцу живота.

Ключевую роль играет серединная наули. Лишь освоив ее, можно переходить к левой и правой. До совершенного освоения и продолжительного выполнения мадхьяма наули возможно понадобится несколько недель или даже месяцев.

Когда все три части упражнения освоены по отдельности, переходят к третьей стадии — полной наули. В ней мышечная «волна» движется слева направо или по часовой стрелке и в обратном направлении..

 

Выполнение

После того и не раньше того, как вы овладели подготовительной стадией наули, можете начинать выполнение второй стадии наули — сокращение живота и выделение прямых мышц. Она называется мадхьяма наули (срединным сокращением)

Выполнять наули можно стоя или в позе лотоса. Проще и распространённей выполнение стоя.

Встаньте. раздвинув ноги на расстояние чуть шире плеч — 50 — 70 см в зависимости от роста и длины ног. Слегка согните колени. Чуть наклонитесь вперед. Твердо уприте руки в бедра чуть выше колен. Во время упражнения руки должны быть прямыми. Пальцы могут быть направлены или к внутренней стороне бедра или к внешней. Сделав несколько попыток, найдите такое положение, при котором можно легче и сильнее сократить мышцы живота.

 

Рис. Наули

Перед этим глубоко выдохните, удалив по возможности больше воздуха из лёгких и живота. Для этого нужно сократить мышцы живота выполнением уддияна бандхи. В конце выдоха можно усиленно выталкнуть воздух через открытый рот.

Наклоните голову вперед так, чтобы видеть живот. Задержите дыхание.

Старайтесь сократить прямые мышцы живота так, чтобы они образовали в середине передней части живота вертикальный мышечный жгут. Если не получается, то можно, сделав уддияну, наконить туловище ближе к земле, а затем, удерживая ее, медленно поднять вверх. Тогда искомый мышечный жгут появится без особого усилия.

Старайтесь сократить мышцы насколько возможно, но без сильного напряжения. Удерживайте сокращение, покуда способны без усилия удерживать дыхание.

Затем расслабьте мышцы так, чтобы живот снова образовал впадину уддияна бандхи.

Медленно вдохните, и дайте живот вернуться в обычное положение.

Теперь расслабьте всё тело.

Таков один подход.

Подышите спокойно несколько раз, чтобы дыхание и пульс вернулись к естественному.

Повторите несколько раз.

 

Выделение мышц левой стороны живота (вама наули)

Сокращение лишь мышц одной стороны несколько труднее, особенно для начинающих.

В той же стойке сделайте срединную наули.

Удерживая ее, постарайтесь сбросить напряжение мышц правой стороны живота, особенно правой прямой.

При этом левая прямая мышца сократится. Это сокращение будет подтягивать правые прямые мышцы живота к левой стороне живота. Удерживайте сокращение мышц левой стороны живота.

Если не получается, попробуйте надавить прямой левой рукой на бедро, ослабляя давление правой руки на другое бедро. Возможно, будет легче, если вы одновременно слегка наклоните туловище вперед и к левой стороне тела.

Сократите мышцы на левой стороне настолько сильно, насколько вы можете без напряжения.

Затем вернитесь к мадхьяма наули.

Расслабьте мышцы и сделайте уддияна бандху.

Вдохните и дайте возможность животу расшириться.

Таков один подход.

Дышите естественно несколько раз, пока пульс не вернется к нормальному.

 

Выделение мышц правой стороны (дакшина наули)

Сделайте мадхьяма наули.

Затем постарайтесь расслабить мышцы левой стороны живота, особенно левую прямую мышцу живота.

Сократите правую мышцу живота.

Прямые мышцы живота будут образовывать дугу или гребень на правой стороне живота.

Это легче выполнить, если наклониться слегка вперед к правой стороне тела и нажать крепче правой рукой на правое бедро, чем другой рукой на левое.

Держите сокращение как возможно туго, удерживая дыхание. Не напрягайтесь.

Затем вернитесь к мадхьяма наули.

Расслабьте мышцы и сделайте уддияна бандху.

Медленно вдохните.

Дышите медленно некоторое число раз.

Пусть сердцебиение вернется к обычному.

Повторите вама и дакшина наули много раз согласно доступному времени и энергии. Не напрягайтесь, пытаясь сделать слишком много подходов.

 

Вращение Поставьте руки на бедра, ноги слегка согните и слегка раздвиньте стопы. Разрядите напряжения в теле. Успокойте дыхание.

Глубоко, но плавно выдохните, усилив выдох сокращением мышц живота. На задержанном дыхании сделайте уддияна бандху.

Вытолните прямые мышцы живота (мадхьяма наули).

Затем, сократите мышцы левой стороны живота (вама наули).

Затем вновь — уддияна бандху.

Сделайте сократите мышцы правой стороны (дакшина наули).

И в заключение — снова мадхьяма наули.

Это полное вращение мышц живота.

Всё движение должно быть ярко выраженным, плавным и ритмичным. Сначала лучше направлять мышечную волну против часовой стрелки, то есть к восходящему отделу толстой кишки, а затем по часовой, по естественному ходу перистальтики.

Делайте столь много вращений как можно при одной дыхательной задержке. Начинающим достаточно от 5 до 10-ти.

Не напрягайтесь и не задерживайте дыхания до напряжения.

Прекратите мышечное сокращение и вращение.

Расслабьте мышцы живота. Спокойно вдохните. Вдох не должен быть судорожным.

Таков конец одного подхода.

Подождите короткое время, дав возможность дыханию и сердцебиенью вернуться к обычному.

Затем снова выдохните и сделайте уддияна бандху.

Вращайте мышцы живота в противоположном направлении; т.е. выделите срединные мышцы, затем правые. Затем опять втяните живот и выделите левые и в заключение снова срединные мышцы.

Попробуйте убыстрить движения на задержанном дыхании.

Затем прекратите мышечные усилия, выпрямитесь и медленно вдохните. Чтобы усилить очищающее действие наули и направить энергию в верхнюю часть тела, на вдохе хорошо потянуться с вытянутыми и сцепленными над головой руками.

Таков конец второго подхода.

Если есть силы, сделайте ещё несколько подходов. Не напрягайтесь.

Поначалу вам будет трудно вращать мышцами долго и плавно. Но по мере упражнения облегчится и управление мышцами.

Главное правило при выполнении: быть внимательным к телесным ощущениям и, почувствовав даже небольшую усталость, уметь остановиться. Чем больше внимания и наблюдательности вы уделите мышцам, тем легче будет управлять ими.

При освоении срединной наули 5-6 подходов поначалу больше, чем достаточно. Потом можно довести до максимум 10 подходов. Сумев овладеть вама и дакшина наули, достаточно делать по 3-5 подходов каждой.

Чтобы развить мышечное управление, начинающие могут, если хотят, в заключительном положении мадхьяма наули последовательно сокращать и расслаблять мышцы. Т.е. быстрое сокращение и расслабление мышц во время задержки дыхания. Это может также быть выполнено для вама и дакшина наули.

Число круговращений мышц в одном подходе зависит от длительности свободной задержки дыхания. Поначалу следует делать не более 10 круговращений за подход. Постепенно можно увеличить до примерно 25. Для начинающих достаточно 2 или 4 подхода. Когда вы будете легче управлять мышцами, число подходов может быть увеличено до 10. Для большинства людей этого достаточно.

Скорость вращения мышц живота не имеет определяющего значения: выполнять можно очень быстро или медленно. Важно, чтобы круговращение сочеталось с сильным сокращением мышц живота и было ритмичным.

Йоговская басти

Басти в йоге производится всасыванием воды за счёт раскрытия и сокращения мышц ануса и создания вакуума в животе выпячиванием мышц живота на выдохе.

Чтобы освоить это упражнение, необходимо достаточное сознавание тела, в частности, умение выполнять уддияну, мадхьяма наули и управлять анальными мышцами (в частности, уметь делать ашвини мудру или мула бандху).

«Инструментальные» клизмы, в которых используется напор воды от поднятой ёмкости, с трудом промывают ободочную и восходящую кишки. Видимо, препятствует спазмы кишечника напряженного пациента. А йоговская басти промывает даже часть тонкого кишечника, что показали рентгеновские снимки, сделанные в организациях Йогендры и Кувалаянанды. Йогендра уверяет, что так можно отлично промыть всю толстую кишку всего поллитром воды.

 

Рис. Басти

Кажется, именно Йогендра первый познакомил публику с облегченной разновидностью йоговской басти и широко стал её применять в йоготерапии. Она соединяет обычную «инструментальную» клизму с уддияной.

На эту клизму требуется по меньшей мере полчаса.

 

«Оборудование» Есть два способа выполнения этой басти — с трубкой и без неё. В прошлом использовали стебель бамбука. Толкователь «Хатха йога прадипики» Брахмананда поясняет: бамбуковая трубка должна быть шести пальцев длиной — не менее 10 см. Сейчас появились более удобные материалы, нежели шершавый и неровный бамбук. Серебряная трубка — это слишком хорошо, но подойдет и пластиковая длиной около 12 см с диаметром отверстия — от 7 мм до 1 см, например, из-под круглой шариковой ручки или фломастера.

Хотя Брахмананда считал выполнение басти без трубки очень опасным из-за того, что не вышедшая вода причиняет много болезней, в Бихарской школе йоги отработан именно этот способ.

Но поначалу всё же проще и действенней выполнять басти с трубкой.

 

Противопоказания и предостережения

Те же, что и при обычных клизмах: при грыжах, колитах, дизентерии и других поносах, высоком кровяном давлении.

Если запор очень жёсткий, перед басти нужно сделать мула шоддхану.

Такую басти, как и «инструментальную», незачем делать ежедневно. При хроническом запоре — раз в несколько дней, а для общей профилактики — раз в неделю.

Сатьянанда советует в начале упражнения пользоваться тёплой водой, чтобы размягчить затвердевший и приставший к кишечным стенкам кал, а заканчивать прохладной — для взбадривания перистальтики.

 

Выполнение Можно делать или в стойке с полусогнутыми ногами, или сидя на корточках (позе вороны), или сидя согнувшись с вытянутыми ногами (в пашчимоттанасане). В зависимости от позы налить в ванну необходимое количество воды, которая должна чуть покрывать задний проход.

Внимательно и осторожно ввести трубку в задний проход на глубину четыре пальца (то есть примерно на 6-8 см).

Глубоко выдохнуть, сокращая мышцы живота, и на задержанном дыхании сделать уддияна бандху.

Затем выпятить среднюю часть мышц живота, то есть сделать мадхьяма наули. Это создает всасывающий вакуум в толстом кишечнике.

Управлением мышц нижней части живота и ануса втягивать воду в кишечник.

Затем прекратить всасывание. Заткнуть пальцем трубку, чтобы удержать воду в кишечнике. Отдохнуть.

Вдохнуть снова, но удерживать воду в кишечнике.

Задержать воду в нем на короткое время, пока дыхание станет естественным. Если при этом ещё и выполнить наули, очищение будет успешней.

Вращение мышц при клизме с наули начинать лучше против часовой стрелки — чтобы способствовать проведению воды к началу толстого кишечника. Проделав это несколько раз, переходят к вращению мышц по часовой стрелке, то есть по ходу кишечника, помогая выводу отходов.

Затем пойти в туалет и извергнуть воду и кал.

Всосите ещё воды и снова извергните каловую жижицу.

Повторяйте это, пока большая часть кала не будет извергнута.

После окончания басти, хорошо сделать позу павлина (майурасана) или её разновидности. Это позволяет «выжать» из кишечника остатки воды.

Тратака

Включение в шаткармы тратаки у некоторых вызывает некоторое недоумение. Трудно усмотреть в ней очистительный приём, подобный клизме или рвотному.

Хотя тратака гораздо проще и не имеет стольких противопоказаний как вастра дхаути или наули, мы её поместили в конец раздела. Опыт показывает, что время на расслабляющие и созерцательные упражнения, выделяют немногие, не видя в них для себя первоочередной важности.

В психофизиологической благотворности тратаки есть и большая физиологическая польза. Два главных очистительных действия тратаки — очищение глаз и ума.

Она взбадривает и укрепляет мышцы глазного яблока, радужной оболочки и хрусталика. Улучшается деятельность слезных желез, смазывающих глазные яблоки. Нервномышечный механизм зрительного восприятия улучшает свою деятельность. Это выражается в более ярком и контрастном зрительном восприятии, улучшении зрения. Утверждается, что человек, усердно и последовательно выполняющий тратаку, становится способен видеть даже крохотные частицы света.

Согласно Шри Йогендре одна из целей тратаки заключается в развитии способности зрительных нервов взаимодействовать с различными природными стихиями — огнём, водой и пр.

От постоянного упражнения в тратаке могут получить пользу и люди со слабым зрением и слабыми глазными мышцами, и те, кто страдает нервным напряжением, бессонницей рассеянностью, плохой памятью и т.п. Свами Сатьянанда предупреждает, что если тратака выполняется только для лечения глазных нарушений или бессонницы, её следует делать правильно, не вызывая вредных психических вспышек.

Человек видит не только глазными нервами, но и умом. Овладение тратакой после правильно проведенных телесных очищений успокаивает ум, что является одним из главных условий здорового обмена. Ум очищается от накопившихся отбросов — неблагоприятных самскар, комплексов, психических «зажимов» и блоков, болезнетворно действующих на тело. Он становится сосредоточенным и управляемым, что искореняет психические причины многих недугов.

Но необходимо понимать разницу между оздоровительным применением тратаки и духовными возможностями в ней.

Тратака позволяет перейти от действий, направленных на тело, к управлению более тонкой областью — умом, что ведёт к высшему сознанию. Иначе говоря, она является переходом между хатха йогой и раджа йогой.

Приёмов тратаки и предметов для неё множество. Коротко упомянем некоторые, наиболее явно влияющие телесное здоровье и на состояние глаз.

Для «воздушных» людей наиболее благоприятна тратака на отражении точечного источника света в воде. Для питты — на священных или значимых изображениях и предметах. Для капхи — на пламени светильника.

Жизненную теплоту повышает тратака на огне и солнце. Последняя более подробно описана в нашей книге «Сурья садхана»[5].

В тратаке две части: внешняя тратака на предмете сосредоточения и затем разглядывание после-образа этого предмета на внутреннем экране (внутренняя тратака).

Так как, по аюрведе, глаз связан с огнём, тратака на источниках света увеличивает световую и тепловую силу в глазах и сохраняет и улучшает зрение. Для этого полезно, если возможно, ежедневно хотя бы пять минут глядеть на восходящее или заходящее солнце. Или выполнять десятиминутную тратаку на пламени светильника по утрам и вечерам. Осторожное глядение на солнце помогает, в частности, при лечении ячменей и трахомы. Эти упражнения также помогают при вялости, гипотонии, избыточном весе.

Тратака на воде, точнее на отражении источника света в воде, успокаивает нервную систему, снимает возбуждённость и тревогу, налаживает водный обмен в организме.

Наиболее просты, так как не требуют подготовки предмета для сосредоточения, это сосредоточение взгляда на кончике носа (агочари мудра) и на межбровье (шамбхави мудра или бхрумадхья дришти)

Тексты хатха йоги и многие современные преподаватели йоги предписывают смотреть на предмет, пока не польются слезы. В школе Сатьянанды считают, что это создает излишнее напряжение.

Но эти же слезы вызывают расслабление глаз, чувство тихой радости, на губах — улыбку, в теле — тепловые токи и т.п.

Упражнение особенно благоприятно, если выполняется в одно и то же время достаточно продолжительно.

 

Выполнение

Сесть в какое-либо удобное созерцательное положение. Сначала расслабиться и успокоиться с закрытыми глазами. Затем открыть глаза и свести их на кончике носа или на межбровье.

При правильном сосредоточении глаз должны появиться определённые очертания или образы, а также особые ощущения. Если они не появились, значит, глаза, как следует, не сведены.

Агочари мудра. В нейсначала появляется раздвоенное очертание носа или справа, или слева. Затем оба контура накладываются один на другой, и вид носа сначала становится очень тонким, чуть ли не пропадая из поля зрения. Когда взгляд удерживается на кончике этого тонкого изображения, появляется четкий образ двух носов. Точка соединения изображений кончиков этих носов и есть самый кончик носа.

Сосредоточению сопутствет лёгкое тянущее ощущение в верхней части носа и в области синусов.

Шамбхави мудра. Надо увидеть соединение двух надбровных дуг в верху носа, образующих направленный вниз тупой угол или, если более поэтично, — как бы два два крыла бровных дуг. Самый конец острия этого угла и есть местоположение межбровного центра.

Сопутствующее ощущение — лёгкое давление висках.

Пристально глядите на это острие, старайтесь, чтобы взгляд не ускользал оттуда. Для целей оздоровления для шамбхави мудры достаточно минуты без особого напряжения. Если появилось ощутимое неудобство, слишком сильное давление в висках, расслабьте глаза на несколько секунд и затем продолжайте упражнение.

Помочь овладению этим сосредоточением может следующий простой приём.

Поместите указательный палец на кончике носа. Сведите оба глаза на кончик пальца.Медленно передвигайте палец вверх по носу, держа глаза «притянутыми» к кончику пальца. Глаза самопроизвольно потянутся за пальцем вверх до межбровного центра. Не меняя положения глаз, уберите палец. Взляд сосредоточивается на межбровном центре.

 

Подготовка предмета для внешней тратаки

Разглядывание пламени — самый распространенный приём тратаки. Свеча — наиболее простой предмет для тратаки. Хотя гораздо более ровное и устойчивое пламя дает фитиль, поруженный в топлёное, камфарное или вазелиновое масло.

Зажгите свечу и поместите её на маленькую скамейку или стол так, чтобы пламя было на уровне глаз, когда вы сидите на полу.

Если вы относитесь к жёлчным людям, вам хорошо смотреть на отражение источника света в воде. Для этого вам нужен налить в небольшой таз воды и поставить его так, чтобы пламя светильника отражалось в воде, а само пламя не попадало в поле зрения.

 

Выполнение

Удобно сядьте перед светильником или свечой примерно на расстоянии вытянутой руки. Лучше всего сидеть в одной из удобных для вас созерцательных асан.

Сначала уделите несколько минут достижению устойчивости тела (кайа стхарьям). Держите спину и голову прямо безо всякого напряжения.

Примите решение, что вы не будете двигать телом во время упражнения, иначе ваше сознание тотчас отвлечётся от сосредоточения.

Чтобы достичь неподвижности тела, держите внимание только на нем. Полностью погрузитесь в тело. Убирайте напряжения в нем. Когда тело станет неподвижным, подобно статуе, и перестанет отвлекать, откройте глаза.

Глядите, пристально и не отвлекаясь на пламя в том месте, где оно отрывается от фитиля. Внимание и сознание — только на пламени. Обо всём другом надо забыть.

Старайтесь не отводить глаза, не щурить их, не моргать и не двигать глазными яблоками. При этом старайтесь сознательно сбрасывать напряжение глаз. Именно оно заставляет моргать. Но не слишком старайтесь не мигать. Если неудержимо захочется сморгнуть — моргните. Но если смотреть спокойно и расслабленными глазами, моргание прекращается само. У вас появляется способность глядеть, не мигая, всё дольше и дольше.

Вначале пристально глядите на пламя от 2 до 3 минут. После двух-трех дней упражнения можете увеличить его до четверти часа.

Сначала ум будет то и дело возвращаться к телесным ощущениям. Но с усилением сосредоточенности тело всё меньше напоминает о себе. Тогда начинает блуждать и увлекаться различными посторонними мыслями ум. Если поймали себя на том, что ум отвлекается, не ругайте себя, а направляйте ум на сосредоточение.

Когда вы сможете достаточно долго удерживать немигающий взгляд на пламени, оно, возможно, начнет принимать какие-нибудь образы. Смотрите на них, не окрашивая их чувственно, не стараясь изменить и т.п., то есть не позволяйте вашим желаниям и воображению управлять мыслями.

Затем закройте глаза. Постарайтесь представить послеобраз пламени за закрытыми глазами. Если послеобраз не удается увидеть сейчас, то с упражнением это станет доступным. Вы можете поначалу постараться вообразить его.

Если вам удалось увидеть образ, то, скорей всего, поначалу он будет не очень ясным, дрожащим, прыгающим вверх-вниз. Постарайтесь сделать его устойчивым. Постарайтесь всецело сосредоточиться на нем, полностью сознавать и созерцать только его. Если какие-то психические видения, посторонние мысли или другие переживания возникают, не отзывайтесь на них чувствами, мыслями или, например, гримасами. Пусть они приходят и проходят, вы же будьте лишь незаинтересованным наблюдателем.

Продолжайте до тех пор, пока послеобраз ясен. Когда образ поблекнет и исчезнет, откройте глаза и снова начинайте пристально глядеть на свечу.

Продолжайте это около 2-3 минут, опять же не щуря глаза и не мигая, если возможно.

Затем снова закройте глаза и созерцайте внутренний образ столь долго, пока он отчётливо виден. Продолжайте чередовать внешнюю и внутреннюю тратаку, пока у вас есть терпение и время.

Заканчивая, закройте глаза и созерцайте темное пространство за закрытыми глазами. Наблюдайте все образы или мысли, что там возникают или появляются, не вовлекаясь в оценки и сохраняя позицию стороннего наблюдателя. Делайте это несколько минут.

Затем откройте глаза и пропойте ОМ или произнесите своё изречение-решение.

Потушите свечу.

 

 


[1]Таласану (taḍāsana)в англоязычной литературе по йоге, а поскольку большинство сведений идёт оттуда, то и в нашей, сплошь и рядом и путают с “позой горы”(тадасана) из-за трудности передачи санскритского согласного, звучащего как нечто среднее между л и д.

[2]У Дхирендры Брахмачари — сарпасана (поза змеи).

[3]Чарака, 1.11.55. Под это определение операций подпадает даже прокол пальцев для анализа крови, переливание её и самостоятельное введение инсулина.

[4] плиха, также хандра, депрессия.

[5]Б. В. Мартынов. Сурья садхана: обретение солнечной силы. — М.: Алетейа, 2002.