Проблески

 

Всегда мыслить о Самом высшем,

стремиться к познанию сути –

это зовётся Знанием,

незнание – всё остальное.

Бхагавадгита

VI

 

1. Свят-Благой сказал:

От плодов дел независим, кто делает должное дело —

тот отрешённый и приобщённый[1] — не кто без огня, без обряда.

2. Что отрешением именуют — то приобщеньем узнай, сын Панду,

ведь без отрешенья от намерений никакого нет приобщенья.

3. Обузданьем (йога) растущий молчальник основой действие называет,

достигший же обуздания основой покой называет.

4. Ведь когда он ни в целях чувств, ни в делах не нуждается,

от всех намерений отрешён, обузданья достигшим зовётся.

5. Пусть сам себя возвышает, сам себя пусть не принижает,

ведь как сам себе и союзник, так и сам себе враг (бывает).

6. Союзник сам себе тот, сам себя победивший,

но с собой во вражде,  словно враг себе пребывает.

7. Победивший себя, успокоенный,приверженный Высшему Самому,

в холоде, радости и страданьи, также в почести и бесчестьи.

8. Знаньем-познаньем себя напитавший, стоящий вверху, победивший чувства,

зовётся собранным и обузданным, равный к камню, глине и злату.

9. К приятелю, другу, посреднику,врагу, союзнику, непричастному,

праведнику и грешнику равномыслием отличается.

10. Пусть всегда Самому[2] приобщённый упражняется в месте скрытом,

один, сознанье свое подчинив, без надежд, без владенья.

11. В чистом месте устроив себе устойчивое сиденье,

ни низкое, ни высокое, травой куша, шкурой лани, тканью крытое;

12. там, будучи уединённым, подчинив сознанье[3] и чувства,

воссев на сиденье, пусть упражненьем[4] предастся самоочищенью.

13. Стойкий, держа недвижно и ровно туловище, шею, голову,

взор устремляет на кончик носа, в стороны не отвлекаясь.

14. Успокоенный, страх удаливший, твёрд в соблюдении целомудрия[5],

ум сдержав мыслью обо Мне, пусть сидит, Мне, высшему, предан.

15. Так всегда упражняясь,приобщённый[6] с умом подчинённым

мира последнего упокоенья во Мне сущего, достигает.

16. Ведь Единенье[7] — не для многоедящегоиль не едящего вовсе,

не для слишком сонливого,а также бодрствующего, о Ярый.

17. (Кто) сдержан в пище и развлеченьи, сдержан движеньями в действиях,

сдержан во сне и бденьи, являет Единенье[8], что удаляет страданья.

18. Когда (его) подчинённая мысль[9] лишь на Самом пребывает,

всеми желаньями не увлечённый, тогда сдержанным (тот) зовётся.

19. "Как не колеблется пламя светильника месте без ветра" — сказано —

таков же мысль подчинивший, цельный, нацелившийся на Целость[10].

20. Там успокаивается мысль,занятая служением Целости,

там Самого в себе видя, также радуется Самому.

21. То бесконечное счастье, доступное разуму[11], а не чувствам,

знает там пребывающий и от сути не отклоняется.

22. Кто достиг ее, тот достигнуть  высшего уж не мыслит,

пребывающий в ней не колеблется даже тяжким страданьем.

23. Нужно знать: это обузданье[12],размыкающее цепь страданий;

с неослабной волей[13], решительноупражняются в обуздании.

24. Желанья, возникшие от воображенья, оставив все без остатка,

скопище чувств со всех сторон сдерживая умом[14],

25. тихо-тихо да успокоится твёрдо направленным разумом[15],

установив свой ум на Самом об ином пусть не думает даже.

26. И куда бы не ускользал его ум, мятущийся и нестойкий,

пусть, принуждая его, отовсюду под власть Самого приводит.

27. Ведь приобщённого высшее счастье — ум умиротворённый,

смирив страстность[16], приходит он к беспорочности Блага[17].

28. Так, приобщённый, всегда упражняясь, порок удаливший,

счастливо Благу сопричастный, бесконечного счастья исполнен.

29. Зрит всех существ, в Самом пребывающих, и Самого в существах всех,

с Самим единенью предавшийся, всюду равное видящий.

30. Тот, кто меня повсюду и всё во Мне видит,

того Я не утрачу и он Меня не утратит.

31. Кто Меня всех существ основой почитает, в одном утверждённый,

чему бы не следовал —Мне этот целостный[18] следует.

32. Кто Самого подобьями всюду равное видит, о Ярый,

в радости или страданьи высочайшим из целостных мыслим.

33. Арджуна сказал:

Той цельности, что ты возвестил как равность, Мадху крушитель,

из-за подвижности я не вижу твёрдого основания.

34. Ибо ум подвижен[19], Кришна, беспокоен, силён, упорен,

думаю я: его удержать столь же трудно, как ветер.

35. Свят-Благой сказал:

Несомненно, о долгорукий, трудноудержим ум, подвижен,

но повторением и бесстрастьем он сдерживается, сын Кунти.

36. Колеблющемуся цельности[20] трудно достичь, полагаю,

но Самого подчинившийся власти обрести её может.

37. Арджуна сказал:

Неупорный, но веры полный, ум в обуздании не удержавший,

в обуздании не обретя успеха, каким путём, Кришна, ступает?

38. Или, лишённый обоих[21], сгинет,подобно разорванной тучке,

неустоявший, о долгорукий, сбившийся с пути Блага.

39. Это моё сомнение, Кришна, ты должен разрешить без остатка,

ибо кроме Тебя сомнений этих разрешить никто не сумеет.

40. Свят-Благой сказал:

Притхин, ни здесь, ни по смерти тот не погибнет, сын мой,

ибо никто из добротворцев, дурным путём не ступает.

41. Обретя миры благих дел, проведя бессчётные лета,

в чистом, счастливом теле от йоги отпавший родится.

42. Или же он появится от союза мудрецов приобщенных,

но самое трудное в мире — обрести такое рожденье.

43. Там, к убеждению[22] приобщенныйпрежними воплощеньями,

он устремляется далее к совершенству, о радость куру.

44. Прежними упражненьями увлекается даже невольно,

даже жажда узнать единенье[23]превосходней Благого Глагола[24].

45. Старательно ум подчинивший, цельный, чистый от прегрешений,

рождений ряд завершивший затем идёт путём высшим.

46. Превыше подвижников целостный, и даже писанья знающих,

целостный выше действующих — так стань же целостным, Ярый!

47. А из всех целостных тот, кто Меня в себе пребывающим

с верою обожает, тот Мною избран, так утверждаю.

 

Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной шестая глава по названию

ЙОГА САМООБУЗДАНИЯ.

 


[1]. yogin.

[2]. Ātman.

[3]. citta.

[4]. yoga.

[5]. brahmacāri.

[6]. yogin.

[7]. yoga.

[8]. yoga.

[9]. citta.

[10]. цельный, нацелившийся на Целость (yogino... yuñjato yogam).

[11]. buddhi.

[12]. yoga.

[13]. cetasā.

[14]. manas.

[15]. buddhi.

[16]. rajas.

[17]. Brahman.

[18]. yogin.

[19]. manas.

[20]. yoga.

[21]. Т.е. пути йоги и мирского благополучия.

[22]. buddhi.

[23]. yoga.

[24]. Śabda brahman, т.е. Веды.