Проблески

Да помыслим о желанном

Блеске дивного Светила!

Разум наш да озарит он!

Гаятри (Ригведа)

ХIII

 

 

1. Арджуна сказал:

Природу и Первого[1], также Поле и Полезнатца[2],

знание и познаваемое желаю я знать, Кудрявый.

2. Свят-Благой сказал:

Это тело, сын Кунти, определяют как поле,

кто его знает, того полезнатцемсведующие называют.

3. Знай же Меня полезнатцем во всех полях, Бхаратич,

знать поле и полезнатца — это знание, Я утверждаю.

4. Откуда и каково это поле? Каковы его измененья?

Кто — Он? Какова Его сила? —От Меня выслушай вкратце.

5. Провидцами это воспето много раз в разных гимнах,

также в чётких и точных стихах Брахмасутры.

6. Великие элементы, особенность, разум и неявленное,

одиннадцать органов чувств и действий и пять их пастбищ[3].

7. Влеченье, ненависть, радость, страданье, сцепленье, мышленье, твёрдость —

вот перечислены вкратце изменения поля.

8. Смирение, честность, невреждение, искренность и терпение,

чистота, наставника почитание, стойкость, самообладанье,

9. отвергание чувственных целей и отсутствие самомненья,

виденье страданья рожденья, болезней, старости, смерти.

10. Независимость, непривязанностьк сыну, жене, дому.

всегда ровность мысли —в желанном и нежеланном.

11. На Мне безраздельное средоточье[4] обожанием неуклонным,

пребывание в уединеньи, отвращение к людским толпам.

12. Всегда знать о Главном Самом[5],стремиться к познанию сути —

это зовется знанием, всё остальное — незнанье.

13. Я тебе возвещу то знанье, каким бессмертия достигают:

знай, безначальное Благо — То, что есть или нет превышает.

14. Всюду руки Его и ноги, всюду головы, лица и очи,

всюду уши Его, всюду в мире Оно пребывает.

15. Все чувства и свойства[6] являя, лишённое всякого чувства,

несвязанно — всё оно держит, без свойств — но вкушает свойства.

16. Вне и внутри существ недвижимо, всё же подвижно

в своей тонкости непостижно, То, далёкое, — в близком.

17. Неделимое — в существах пребывает Оно разделённым,

знай, То — носитель существ, поедатель и осуществитель.

18. То — светлей даже света, запредельным мраку зовется,

знанье, познанье, цель знания — пребывает во всяком сердце.

19. Так о Поле, также о знании и о познаваемом сказано,

Мой обожатель, это постигнув,в Мое бытие вступает.

20. И Дух[7], и даже Природа[8] — знай, безначальны оба,

и измененья, и свойства,знай, производит Природа.

21. Цели, причины, действия Природу зовут основаньем,

счастья-несчастья вкушенья Дух зовут основаньем.

22. Ведь Дух, пребывая в Природе,вкушает свойства Природы,

свойствами связанный же —рождается в благих иль дурных лонах.

23. Надзирающий, разрешающий, носитель, вкуситель — Великий Владыка.

Самым Высоким[9] также зоветсяВысший Дух в этом теле.

24. Кто знает Дух и Природу со свойствами вместе,

хотя продолжает существовать — не рождается больше.

25. Некоторые самосозерцанием Самого в себе видят,

другие — посредством расчёта[10], третьи — посредством действий.

26. А иные, не зная, Его почитают, ученью других внимая,

даже смерть одолевают преданные вероученью.

27. Всё сущее — камень или живое — рождается

от сочетания Поля и Полезнатца, знай, бык из Бхаратов.

28. Во всех существах пребывающим Владыку Верховного[11] равно,

негибнущего в гибнущемкто видит — тот видит.

29. Ибо кто видит везде пребывающим равно Владыку,

тот, сам себе не мешая, идёт путем высшим.

30. Кто видит, что действия все совершает природа,

Сам же не действует —тот поистине видит.

31. Когда он узрит существованье отдельных существ — в Едином

и из Него исходящим — тогда он вступает в Благо.

32. Высший Сам[12], безначальный, безсвойственный, непреходящий,

и пребывая в теле не действует, не грязнится.

33. Как, всё проницая, пространство ввиду тонкости не грязнится,

так пребывающий в каждом теле Сам не грязнится.

34. Как солнце одно целый мир озаряет,

так озаряет Владыка Поля всё Поле, о Бхаратич.

35. Кто оком знания видит разность Поля и Полезнатца,

и избавленье людей от Природы — к Высшему те приходят.

 

Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, ученьи о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной, тринадцатая глава по названию

ЙОГА РАСПОЗНАНИЯ ПОЛЯ И ПОЛЕЗНАТЦА.

 


[1]. prakṛti и purua.

[2]. kṣetra и kṣetrajña.

[3]. Перечислены: махабхута, аханкара, буддхи, авьякта, индрии и области их восприятия.

[4]. yoga.

[5]. adhyātma.

[6]. guṇa.

[7]. purua.

[8]. prakṛti.

[9]. paramātman

[10]. sāṁkhya.

[11]. Parameśvara..

[12]. Paramātman.