ХIV

1.Свят-Благой сказал:

Возвещу далее высшее, лучшее знанье из знаний,

что узнав, мудрецы приходили к высшему совершенству.

2. Этого знанья держась, подобия Мне достигая,

при творении — не родятся, при распаде[1] — не гибнут.

3. Моё лоно — Великое Благо[2], Я семя в него влагаю,

так зарождение всех существ происходит, о Бхаратич.

4.  Этих обликов, зарождающихся во всех лонах, сын Кунти,

Благо — великое лоно, Я ж — отец, семя дающий.

5.  Естество, страсть и темень[3] — самосущей природы свойства,

ими вечный Воплощённый  связан плотью, долгорукий.

6. Из них — естество — бесскорбное, чистое, ясное —

вяжет путами счастья и путами знания, о Безгрешный.

7. Страсть, присущей ей страстью, — путами алчности и пристрастья,

цепями дел Воплощённого вяжет, о сын Кунти.

8. Темень, незнаньем рождённая, ослепляет всех воплощённых,

опьянением, сном и вялостью связывает, Бхаратич.

9. Естество увлекает счастьем, страстность — действием, Бхаратич,

тьма же, знанье покрыв, опьянением увлекает.

10. Когда мрачность и страстность одолены, естество является, Бхарата,

мрачность — когда естество и страстность, страстность — когда мрачность и естество.

11. Когда является ясность знанья во всех вратах в этом теле,

следует знать — естество возрастает.

12. Жадность, зависть, стремленье, начинание действий, движение —

взросшей той страстностью порождаются, бык-Бхарата.

13. Помрачённость, бездействие,  опьянение и заблуждение —

порождаются взросшей тьмою, о радость куру.

14. Когда, исполненный естества, к распаду[4] идёт телоносец,

тогда он обретает незапятнанные миры знания.

15. Страстный, придя к распаду, рождается в цепях действий,

темные, распадаясь,рождаются в падших лонах.

16. Должный плод дела благого — естественен, сказано,

страстности плод —  страдание, тьмы же — незнание.

17. От естества возникает знание, от страстности — жадность,

от темноты — опьяненье, невежество и ослепленье.

18. Естественные высот достигают, в середине страстные пребывают,

в состоянии худшего свойства вниз сходит тёмный.

19. Когда зрящий не видит, кроме свойств, деятеля иного,

над свойствами высшим, знай,в Мое бытие он вступает.

20. Одолевший эти три свойства, что стали Воплощённого плотью,

рождение, смерть, старость, страданье отвергши, бессмертья исполнен.

21. Арджуна сказал:

Каковы признаки превзошедшего  эти три свойства, Предсущий?

Как себя он ведёт? Как эти три свойства одолевает?

22. Свят-Благой сказал:

Озаренья, движенья и даже заблужденья, сын Панду,

возникшие — не клянет, за ушедшим не стремится.

23. Кто безучастно сидит, свойствами не колеблем,

"превращаются свойства" — молвив, отстраняется без волнений.

24. Равно-здравый в счастье и горе,равный к глине, камню и злату,

одинаков к милым-немилым, одинаков к хвале и брани.

25. Одинаков в чести-бесчестьи, к другу и неприятелю,

кто оставил все начинанья — зовут превзошедшим свойства.

26. Кто во Мне пребывает посредством верного обожанья,

тот, превзойдя эти свойства, в Благе преуспевает.

27. Ибо Я — основание Блага, бессмертного, непреходящего,

вечной Правды и полного, завершающего счастья.

 

Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Благе, писании

йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной, четырнадцатая глава по названию

ЙОГА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ТРЁХ СВОЙСТВ.

 


[1]. pralaya.

[2]. mahād brahma.

[3]. саттва, раджас, тамас.

[4]. pralaya.