ХVII

 

1. Арджуна сказал:

Кто руководства Писаний отвергнув, жертвует, полный веры —

в каком состояньи он, Кришна, —  естественном, страстном или тёмном?

2. Свят-Благой сказал:

У воплощённых три вида веры их природа рождает:

естественную, страстную и тёмную[1], слушай об этом.

3. Сущность каждого соответственна его вере, о Бхаратич,

человек создаётся верой: какова его вера таков он.

4. Истые[2] жертвуют божествам, страстные — недобрым существам[3],

толпе умерших и духов[4] жертвуют тёмные люди.

5. Людей, совершающих тапас жестокий, противный Писаниям,

в самообмане обуреваемых желаньем, страстью, насильем,

6. без толку мучающих совокупность  элементов телесных,

и Меня внутри тел их, знай, — это буйных[5] упорство.

7. И как пища, ценимая всеми, бывает трёх видов,

также жертва, старанье, дары —об этом различии слушай.

8. Дающая долгую жизнь, крепость, радость, силу, здоровье,

вкусная, сочная, маслянистая — приятна для истовых.

9. Солёная, кислая, острая, слишком горячая, жгучая,

грубая пища приносит страстным тяжесть, болезнь, страданье.

10. Использованная, лишённая вкуса, несвежая и вонючая,

для жертвы негодная или объедкинравится мрачным.

11. Жертва без стремленья к плодам,пожертвованная по закону,

с умом, устойчивым в том, что жертвовать должно — истинна.

12. Но если жертва — ради плодов, а также ради обмана

приносится — эта жертва страстна,знай, из Брахатов лучший.

13. Не по правилам, без раздачи еды,без мантр, без дарений,

лишенную веры жертвутемной считают.

14. Почитанье божеств, дваждырождённых, наставников, мудрых,

чистоту, прямоту, доброту, воздержанье зовут подчинением[6] тела

15. Речь, что не возбуждает, правдива и благоприятна,

также изученье и повторенье подчинением речи зовётся.

16. Ясность ума, самообладанье, молчаливость и кротость,

существа очищенье[7] зовётся ума подчинением.

17. Из подчинения этих трёх видов выполняемый с высшей верой,

без стремленья к плодам, усердным,естественным называют.

18. Подчинение, что совершают ради гордости, почестей, славы,

здесь называется страстным, шатким, нестойким.

19. Когда тем, кто подвержен глупости, во вред подчиненье творится,

иль для устраненья другого —тот считается тёмным.

20. Дар (с мыслью) "дарить подобает",что бескорыстно даётся

достойному, вовремя, в должном месте —  естественный, это данность.

21. Но ради ответного благодеянья или плодов желая,

или дающийся с сожаленьем —  тот дар, по преданию, страстный.

22. Дар не ко времени и не к месту, недостойному дара,

без уваженья, с презреньем —  считается тёмным.

23. ОМ ТАТ САТ — таково, по преданию, тройное обозначение Блага,

от Него установлены в прошлом Брахманы, Веды и жертвы.

24. Потому ОМ возглашая, жертвы, дары, старанья, обряды

всегда по правилам начинают те, кто ведают Благо.

25. ТАТ (т.е. То) — так без расчёта на плоды жертв, стараний, обрядов

совершают дары различные, стремящиеся к избавленью.

26.  Истинно и совершенно Сущее —САТ (т.е. Суть) обозначают

также для дел достохвальных слово Суть применимо.

27. Стойкость в жертве, старании, даре также Суть называют,

и дела, совершённые этого ради, поистине, Суть означают.

28. Но пожертвованные без веры, дар, старанье и дело

называют не-сущим, Землянин, ни здесь, ни по смерти.

 

Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной, семнадцатая глава по названью

ЙОГА ТРЁХ ВИДОВ ВЕРЫ.

 


[1]. Sattva, rajas, tamas.

[2]. Sattvika.

[3]. yakṣa rakṣāṁsi.

[4]. претов и бхутов.

[5]. Асуров.

[6]. тапас.

[7]. Bhāva saṁśuddhir.