Проблески

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

А.С. Пушкин

 

ЙОГА ТАТТВА УПАНИШАДА

 

 

Йога таттва упанишада, как явствует из самого её названия "сущность йоги" претендует на то, чтобы изложить о ней самое главное. Это, пожалуй, одна из известнейших и содержательнейших упанишад йоги, и, наверное, каждый принадлежащий к преемственности учитель йоги использует её в своих объяснениях. Так, йогин и распространитель йоги середины нашего века Свами Шивананда Сарасвати в своих книгах цитирует её большими отрывками с небольшими пояснениями или даже без таковых.

Йога таттва упанишада известна в двух вариантах: кратком (15 шлок) и пространном, где между шлоками 2 и 3 вставлен отрывок около сотни шлок, описывающий отдельные идеи и приёмы йоги.

Содержание и язык Йога таттвы говорят о том, что она была составлена в период раннего средневековья и представляет собой текст какой-то йоговской школы, по крайней мере, знакомой с восьмичленной йогой Патанджали, но включившей в своё руководство приёмы тантры. Поэтому, помимо практического интереса, упанишада может дать материал для истории учения йоги.

Она упоминает четыре вида йоги: мантра-, лайа-, хатха- и раджа йогу, утверждая при этом, что йога многообразна и различается употребленьем (ст.19). Действительно, любая из форм йоги не существует совсем обособленно, но включает в себя приёмы, являющиеся главными для других её видов (например, использование мантр в лайа йоге) при сохранении особой своей направленности внутри некой общности идей и действий.

Так какую же ветвь йоги излагает Йога таттва? Отметим такую, на первый взгляд, странность: с одной стороны, упанишада перечисляет все 8 членов (aňga) аштанга йоги, известной как Раджа йога, и план её изложения следует этим восьми стадиям совершенствования, с другой стороны, называет эту деятельность хатха йогой (ст.24). Кроме того, большое внимание текст уделяет упражнениям явно тантрийского характера, а излагается упанишада от имени Вишну, что бывает реже в таких видах текстов. Это лишний раз показывает тщетность попыток выделить какой-то вид йоги в чистом виде и подтверждает, что наличие или преобладание тех или иных идей или упражнений —  прежде всего, особенность той йоговской школы, в которой текст создавался или применялся.

Основные мировоззренческие посылки йоги чётко прослеживаются в этой "сектантской" упанишаде. Их главные утверждения: вера в личного Бога, к которому стремится  упражняющийся (в упанишаде дважды повторяется славословие Вишну, названного Великим Йогином, Пурушей, и к которому за разъяснением йоги обращается Бог-Творец Брахма), тождество Высшего Бога и отдельного существа (jīva), которое, однако, будучи "уловлено сетью" марева (māyā) проявленного мира, кружится в текущем (sasāra), вновь и вновь перевоплощаясь. Спасти или избавить от этой цепи радостей и страданий, рождений и смертей, двойственности противоположностей и проч., может лишь достижение Обособления (kaivalya), а следование писаниям может лишь запутать, одурманить.

Эти теоретические установки упанишада называет знанием (jñāna), и в ней имеется весьма важное положение, что знание, не подкрепленное упражнениями йоги, как и упражнения йоги без знания не приведут к Освобождению (ст.14—15). Осознание и верное следование такой цели доступно очень немногим, и опыт общения с занимающимися йогой на Западе, ясно показывает, куда заводит однобокость. В первом случае рассуждения на "высокие темы" могут вырождаться в пустую болтовню, которой быстро перестаёт верить даже сам разглагольствующий, а во втором — сознание, подготовленное упражнениями йоги к восприятию, но без нужных опор, становится лёгкой добычей самоуверенных заблуждений. Осуществление же гармонии познающего и познаваемого труднодостижимо, но только так достигается Истина.

После традиционного восхваления  избранного божества (iṣṭa devatā), которым в данном тексте является Вишну, упанишада начинает разъяснение, как живое существо могло оказаться связанным в проявленном мире (ст.4—6,9 и далее) и среди сетей майи упоминает и сети шастр, видимо, в смысле обрядовых наставлений (ст.6—7).

На описание пранайамы в упанишаде отводится свыше 30 стихов с достаточно важными физиологическими подробностями (при "особой задержке" или кевала кумбхака должна выполняться так, что дыхание исчезает на долгое время, причём признаками продвижения и правильности упражнения являются обильный пот, дрожь тела и т.д.).

Особая задержка ведёт к появлению необычных достижений или совершенств (siddhi): левитации, способности становиться сколь угодно малым и прочее (ст.53 и далее). Одна из этих необычных сил, как отметил М. Элиаде, ясно обнаруживает связь между некоторыми видами йоги и алхимией. Но как предостережение против увлечения этими силами можно понимать указания упанишады не являть эти силы (ст.56) и выполнять особую задержку один раз в день (ст.68).

При описании следующих этапов — пратьяхары и дхараны — перечисляются другие чудесные силы с той же оговоркой — не придавать им значения и всячески скрывать их, ибо они отвлекают от высшей цели.

В тексте подробно излагается Пятеричное удержание (или установка) — pañca dhāraā, служащая овладению пятью плотными элементами (bhūta), а дхьяне уделяется крайне мало внимания (ст.105). Не дается подробностей и состояния самадхи, ибо задача упанишады — в описании практических приёмов, ведущих к этому неописуемому состоянию. Упанишада упоминает различные печати или знаки (mudrā) и замки (bandha), которые дополняют удержание дыхания и помогают управлению сознанием.

Характерно употребление в тексте слова abhyāsa ("повторение", "упражнение", "прилежание") как синонима слова "йога". В Шива самхите говорится: "Абхьясой обретают успех... Саму смерть можно обмануть с помощью абхьясы".

Для упанишады более привлекателен идеал йогина, не отторгнувшего тело и сознание, а "при жизни свободного" (jīvanmukta), цель которого — Всевышний, Вишну (ст.130).

Очень образно в упанишаде уподобляется водочерпальному колесу сансара, как бы многочисленными черпаками зачерпывающими жизни и снова выливающими их в тот же источник. В этом круговороте "мать — снова супруга, супруга же — мать" (ст.131—133). Этот отрывок классический психоанализ мог бы трактовать как обычный инцестуозный комплекс, а нынешняя трансперсональная психология — как выражение одной из перинатальных матриц и подтверждение опыта прошлых рождений. Но упанишада напоминает это общеизвестное для индийского мировоззрения, чтобы после перечисления соответствий букв слога ОМ с явлениями и качествами существования, закончить кратким упоминанием конечной цели — "безлюдия", "безопасности", в которых пребывает йогин, ставший лишь Самим Собой, Атманом.

На русский язык прежде был переведён лишь маленький отрывок из трёх шлок (см. Упанишады. М.,1967).

 

 

Сущность йоги

 

 

ОМ! Да защитит нас обоих Могучий! Да наставит нас обоих! Да исполнимся силы! Да не будет ограничения той энергичности! Да не будем враждебны! ОМ! Покой! Покой! Покой![1]

 

 

1. (Я) благожелательно изложу приобщённым[2] сущность йоги;

Кто (её) услышит и изучит — от всех прегрешений освободится[3].

 

2. Вишну, Великий йогин, Великое Бытие, Великий Пыл[4],

На пути сущности Первейший[5], словно светильник виден.

3. Почтив поклонением Того Властителя преходящего (мира),

Великий Прародитель[6] просил поведать  сущность йоги

и соответствующих восьми членов[7].

4. И сказал Чувств властитель[8]: (Я) изложу (эту) сущность, слушай!

 

Все существа[9] уловлены обманчивой сетью радости и страданья.

5. (Но есть) путь, переправляющий через смерть[10],

ведущий к Избавленью[11] от созданных маревом[12] сетей —

рождений, ранений, убийств, старости и смертей.

6. Множество есть разных путей (к Совершенству),

но состоянье Единственности[13] труднодостижимо;

попавший (же) в сети Писаний их мудростью одурманен[14].

7. То Невыразимое состояние выразить невозможно даже озарённым[15],

та самая ясная суть может ли быть объяснима Писаньями[16]?

8. (Однако) То Неделимое, Незапятнанное, Спокойное, Бесскорбное,

всё превосходящее  и чистое по природе Существо плодами грехов окутано.

9. Как же То Вечное, Высочайшее состояние становится существом[17]?

 

(То), всё сущее превосходящее, (чья) природа — незакрытое знание,

10. (сперва) взволновалось, как вода[18], затем в нем выступила Особость[19],

наделённая пятью элементами[20], развившаяся из сгустка[21],

сплетённая из свойств[22], состоящая из составляющих[23].

 

11. Существо, наделённое радостью-страданием, создано представлением[24],

поэтому то, что существом называют,

очищенное, Высочайшим Самым[25] провозглашают.

12. Желание, гнев, страх, также алчность, страсть, заблуждение,

опьянение, рождение, смерть, унынье, горе, слабость, голод, жажда,

13. жадность, смущение, страх[26], страданье, отчаянье, волненье —

от этих пороков избавленное, существо считается обособленным[27].

14. Для уничтожения тех пороков тебе поведаю средство.

Разве без йоги будет твёрдым знание[28], дающее Избавление?

15. Но и йога без знания не будет способствовать делам Избавления,

поэтому пусть Избавления чающий знание и йогу повторяет[29] упорно.

16. Ведь от незнания(исходит)текучесть[30], знанием же — освобождаются.

Ведь это знание своей природы[31]

достижение единства знания с познаваемым [32].

17. Так узнаётся собственная природа, Особое Высшее состоянье,

Неделимое, Незапятнанное,  воочию — облик Сути-Смысла-Блаженства[33],

18. лишённое происхождения, сохранения, уничтожения,проявления и знания.

"Таково знание". Теперь расскажу о йоге.

19. Итак, йога многообразна, но, как  (всякое) благо, различается употреблением:

Мантра йога, Лайя, Хатха, также — Раджа йога

20. (как) Начало, Сосуд, Наполнение, а также состояние Осуществления[34],

всюду восхваляемое по преданию.

21. Выделяющийся этими (качествами), брахманом наречётся. Выслушай (об этом) кратко.

Кто букву-матрицу и прочие формулы мантр 12 лет повторять[35] сумеет

22. постепенно приобретет знание: "малость" и прочие (силы)[36], превосходящие свойства-(гуны).

 

Эту йогу используют малоразумные, низшие из совершенствующихся.

23. Десять миллионов раз превозносимая Лайя йога— это растворение сознания[37].

Идущим, стоящим, спящим, едящим — следует размышлять о Неделимом Владыке.

24. Такова Лайя йога. Теперь слушай о Хатха йоге[38].

 

Йама, нийама, асана, а также пранасамьяма [39],

25. пратьяхара, дхарана и дхьяна на Увлекающем[40] в межбровье,

самадхи, равности состоянье[41], — это называется Восьмичленной йогой.

26. Маха мудра, маха бандха, маха ведха[42], кхечари

джаландхарауддияна, мула бандха также,

27. долгий пранав (ОМ), соединяющий слушанье и высшее заключенье,

считающиеся тройкой ваджроли, амароли, сахаджоли[43].

28. Из этих о единственно, в сущности, значительном слушай:

Лёгкая пища[44] — одно из главных обузданий[45].

29. Доброта[46], поистине, главное из соблюдений[47]

четыре (асаны)  из восьмидесяти четырёх — важнейшие:

Совершенная, Лотосная, Львиная и Бодрая[48]

30. Поначалу во время упражнений — четыре важнейших помехи:

Лень, хвастовство, дурное общество, ворожба[49],

стремление к золоту и женщинам — обманчивые миражи[50],

31. Доброй мыслью узнавший (об этом)

пусть избегнет помех посредством добродетели.

 

32. В Лотосном сиденьи пребывающий,

пусть затем управление дыханием выполняет.

(Для этого) пусть соорудит красивую хижину

с узкой дверью, но без (других) отверстий,

33. (c земляным полом), очень тщательно вымазанным

(коровьим) навозом или известью[51],

дабы избавиться от клопов, мух, насекомых,

34. тщательно подметаемую метлой ежедневно,

окуриваемую благовониями с приятным запахом.

35. (На сиденье), не слишком высоком, не (слишком) низком,

из травы куша, покрытой тканью и шкурой[52],

проницательный[53], принявший Лотосное сиденье,

36. сидя с прямым и вытянутым телом

пусть почтит избранное божество[54],

37. затем большим пальцем правой руки закрыв правую ноздрю

пусть очень медленно наполняет воздухом иду,

покуда достанет силы; затем пусть делает кумбхаку

38. Далее, пусть удалит пингалой, также медленно, без напряженья,

далее, наполняя Пингалу, медленно следует наполнить живот.

39. Посильно удерживая, пусть медленно выдыхает идой, (и) наполненное пусть удалит,

(затем также) пусть удерживает (дыхание) ненапряжённо.

40. Сделав (оборот слева) направо[55] по колену ни быстро, ни медленно

ударом пальца пусть отмерит меру[56] (дыхания).

41. Медленно проводя воздух идой (в течение) 16 мер

затем наполненное следует удерживать 64 меры,

42. далее следует выдохнуть через пингала нади (в течение) 32 мер.

Далее наполняя пингалу (как) прежде сказано,

43. хорошо собранный четыре раза (в день):

утром, в полдень, вечером, в полночь

медленно пусть исполняет до 80 раз задержку (дыхания).

44. Так, через три месяца упражнений очистятся токи[57],

когда же очищены токи — многие признаки

45. явятся в теле йогина. Их изложу без изъятия:

лёгкостьлегкость тела, красота, растущий огонь пищеварения[58]

46. и худощавость тела появятся, несомненно.

Знающий йогу (как) помеху йоге пусть отвергнет тёмную (тамас) пищу:

47. солёную, с горчицей, кислую, жгучую, чёрствую, острую;

(также) зелень, прелестниц и прочее,

(поддержание жертвенного) огня и трёх путей[59] посещение,

48. утренние омовения, посты и прочее, (ведущее) к телесному ослаблению.

На первых порах во время упражнений приветствуется питание молоком и маслом;

49. пшеница, бобы, рисовая каша как приносящие успех в йоге известны,

ибо тогда может быть высшая искомая сила в удержании воздуха.

50. Искомое удержание (двух) дыханий  пусть совершает Особой Задержкой[60].

При совершенной Особой Задержке выдоха и вдоха лишаются[61];

51. для (достигшего) этого не существует недостижимого во (всех) трёх мирах.

Сначала появляется пот, коим следует растираться,

52. потом даже от медленного и постепенного дыхания

у воплощенного, пребывающего в асане, появляется дрожь тела.

53. Потом у продвигающегося в упражнении дальше

появляется состоянье "лягушка", отчего, подобно скачущей лягушке,

54. пребывающий в позе лотоса йогин движется по земле.

Потом двигающийся в упражнении дальше отделяется от земли,

55. всё в том же Лотосном сидении пребывающий

поднимаясь, над землей пребывает.

56. Сверхчеловеческое поведение и прочее как способность[62] пусть возникает.

Но пусть могущественнейший явившуюся способность не проявляет,

(кроме) самой малой (что) разнообразные страдания йогина (отныне) не волнуют,

57. бывает мало сна, мочи и испражнений,

изнуряющих кровотечений, слюны, пота, дурного запаха изо рта

58. всего этого не будет тогда у него, высшего.

Потом у продвигающегося в упражнении дальше прибывает большая сила,

59. коей бродящий по земле может стать чудесно способным

побеждать (существа), бродящие по земле:

тигры, (восьминогие) шарабхи[63], слоны, буйволы

60. или львы могут быть умерщвлены тем йогином одним ударом руки.

Йогин может стать обликом словно бы Бог Любви[64],

61. (и) покорные тому облику женщины соития с ним возжелают.

Если ж совершит он соитье, его семя может быть потеряно

62. (поэтому) избегающий с женщиной совокупления, пусть внимательно совершает упражнение.

Из-за удержания семени в теле йогина явится приятный запах.

63. Потом, расположившийся скрытно, удлинённый слог[65] (ОМ)

пусть произносит ради избывания грехов, накопленных прежде.

64. Все помехи уничтожающая, причины всех зол убивающая,

повторяемая йогином мантра пранава — начало и основание совершенства.

 

65. Затем следует приём “горшок”[66] высшее дыхательное упражнение.

Когда прана с апаной, ум с волей, собственное существо с Высшим Самым,

66. (будучи) противоположными один другому, заключены[67] в единство

таков прославленный приём "горшок. Расскажу о его признаках.

67. От вышеупомянутого упражнения пусть возьмёт четверть,

или, если (занимается) днём или вечером восьмую часть суток[68] пусть упражняется.

 

68. Особую задержку следует делать один раз в день.

 

Известное (как) удаление[69] чувств от предметов чувств,

69. (когда) йогин в состоянии кубка это пратьяхарой[70] зовётся.

 

Что бы он ни увидел глазами, пусть " это Сам”[71] распознает.

70. Что бы он ни услышал ушами пусть "это Сам" распознает

что бы ни ухватил носом пусть "это Сам" распознает.

71. какой бы вкус ни ощутил языком пусть "это Сам" распознает

чего бы йогин ни коснулся кожей пусть "это Сам" распознает.

72. Да, это чувственное знание, но пусть таким образом удовольствие[72] он совершает

в течение трёх часов с усердием и без лени.

73. От этого у йогина появятся (чудесные) способности сознания:

далеко слышать, далеко видеть, далеко вдаль переноситься,

74. (иметь) совершенство речи, облик желанный, также невидимым становиться;

обмазанное (его) нечистотами и мочой, медь или что иное золотом станет[73],

75. надлежащим постоянным упражнением в пространстве (он) странствовать сможет.

76. (Но) йогину, кто разумом всегда устремлён к совершенству йоги,

такие «великие совершенства» помехи, пусть не радуется им разумный,

пусть не проявляет какой-либо своей способности, подаренной йогой.

77. Как наивный, глупец или глухой

так пусть ведёт себя в мире[74] для сохранения способностей (в тайне).

78. Ученики же в своих целях настоятельно просят (таких проявлений),

кто же будет делать это дело, рассеянный, свое упражненье забудет.

79. Не забывающий слов наставника[75], пусть упражняется днём и ночью.

 

Так постоянным надлежащим упражнением появится состояние "горшка.

80. Так как тщетной болтовней и без упражнения не совершенствуются,

со всем своим усердием  в йоге всегда так пусть упражняется.

81. Тогда при надлежащем упражнении является состояние накопления[76]:

Накопленный воздух старательно смешанный с огнём Кольцевитой

82. пусть беспрепятственно проникнет в сушумну,

пусть вместе с воздухом проникнет великим путём[77] сознание,

83. пусть в сушумну проникнет его сознание и своё дыхание[78].

 

Земля, вода, огонь, ветер и пространство — вот пятёрка (стихий),

84. в этих пяти удерживающее пять божеств[79] удержанием[80] зовётся.

 

Биджи и янтры таттв

 

От стоп и кончая коленями — областью Земли зовётся.

85. Земля — четырёхугольник жёлтого цвета, изображаемая (слогом) ЛАМ.

(В область) земли помещая воздух в сочетании со звуком ЛАМ,

86. созерцая четырёхрукого, четырёхликого, золотого (Брахмана),

пусть удерживает (внимание) пять мер времени[81]. (Этим) победу над землей обретает.

87. Смерти, связанной с землёй, не случится у этого йогина.

 

От колен и кончая анусом (как) область воды почитается:

88. Вода — белый полумесяц, а (как) семя[82] — (слог) ВАМ почитается.

Помещая в вольной[83] воздух в сочетании со слогом ВАМ[84]

89. Вспоминая Вошедшего в людей (бога Нараяну), четырёхрукого,

венчанного[85], на чистый хрусталь похожего, одетого в жёлтое, вечного,

90. пусть удерживает пять гхатика — тогда от всех грехов освобождается,

тогда не будет страха (перед) водой (и) смерти в воде.

 

91. От ануса и кончая сердцем — областью огня почитается,

огонь — кровавого (цвета), треугольник, происходящий от слога РАМ,

92. Помещая в огонь воздух и слог РАМ сияющий,

треокого, выполняющего желания Рудру, с только что взошедшим солнцем схожего,

93. со всеми членами в пепельной пыли, чистейшего, помня,

пусть удерживает пять гхатика — (тогда) он огнём не сжигается,

94. тело его, и попав в костёр[86], не сгорает.

 

От сердца кончая межбровьем — областью Воздуха почитается:

95. воздух — чёрный шестиугольник[87], ЙАМ — буква-слог, блистательный;

(помещая) в область воздуха воздух (и) блистательную букву-слог ЙАМ,

96. пусть удерживает там пять гхатика (образ) Всезнающего, Всюдуликого Владыки[88],

(тогда) будет в эфире летать как ветер,

97. не страшен он будет йогину, смерти в воздухе не случится.

 

От межбровья кончая макушкой[89] — областью пространства[90] зовётся,

98. эфир — (в виде) дымчатого круга, ХАМ — буква-слог блистательный.

Помещая в пространстве дыхание со звуком ХАМ, (пусть размышляет) о Благодетеле[91],

99. каплевидном[92] Великом Боге, эфироподобном Садашиве[93],

с чистым хрусталём схожем, несущем венец — ранний месяц,

100. пятиглавом, луноподобном, десятируком, треоком,

держащем всяческое оружие, украшенном всяческими украшениями,

101. полтела (коего) — Ума[94], исполняющем желания, причине всех причин.

От удержания Его в пространстве, в космосе (йогин) наверняка будет странствовать

102. или даже там, где сидит, бесконечного счастья достигнет.

 

Так пять удержаний (внимания)" следует делать разумному в йоге,

103. от этого тело крепким станет, смерти с ним не случится,

даже при растворении Творца[95] не исчезнет великомудрый.

104. Пусть упражняется потом в созерцании[96], и так — 60 гхатика,

воздух заключая в пространстве, искомое божество представляя.

105.  Это созерцание "с качеством"[97] может дать  "малость" и прочие достижения[98],

а затем соответствующим созерцанием "без качества" явится самадхи.

106. Кем всего за 12 дней самадхи будет достигнуто,

этот проницательный, сдержав дыхание, при жизни свободным[99] бывает.

Самадхи состояние равности саможивущего с Высшим Самым[100].

107. Если же своё тело отторгнуть пожелает пусть отпустит себя,

108. к Высочайшему Благу[101] пусть прильнёт, (но пусть) своего ухода не ускоряет.

Однако, если отторгаемое тело своё (ему ещё) дорого,

109. обладающий (чудными) свойствами — "малостью" и прочими,

во всех мирах странствуя по своей воле, может на небе радоваться,

110. мигом став или человеком, или (добрым) духом[102],

или по воле своей львом, тигром, слоном иль конём.

Многого, что есть (здесь) желанного, (он) достигнет:

111. (станет) йогин даже Великим Владыкой[103].

(Хоть) у разных упражнений разный плод, но (служат они) одной и той же (цели).

 

112. Подошву[104] левой стопы следует прижать к области лона,

следует крепко обхватить правую стопу руками,

113. наклоняясь, пока не коснётся подбородком (области) сердца,

воздухом нужно наполнить (тело), потом кумбхакой удерживать, потом опустошить.

114. Одинаково как в левую сторону, так и в правую пусть повторяет (это),

потом же на бедро противоположное (прежде) вытянутая нога должна быть положена.

115. Этот Великий замок[105]следует повторять два или три (раза)[106].

В Великом замке пребывающий йогин, производя наполнение[107] (тела дыханием), одновременно

116. поворачивая движение наполненного воздуха ушной печатью[108],

в двойной загон[109] вводя воздух, сразу блистает.

117. Вот таково Великое пронзание[110],

(что) повторяется совершенным (днём) и ночью.

 

Подвёртывая кончик языка, нужно поместить (его) в пещере черепа,

118. (а) взгляд в межбровье. Это будет Печать Небесной странницы[111].

Наклоняя шею к груди, должно установить твёрдо мысль

119. (этот замок),  называемый Замком Петленосца[112],

(побеждает) смерть (как) слона гривастый (лев).

 

Потому что от этого замка прана будет подниматься сушумной

120. Поднимающим[113], воистину называется замок, йогинами упоминаемый.

Подошвами крепко нажимая (на область) лона, следует наклониться;

121. (этим) замком, зовущимся "Лонным[114], поднимается вверх апана.

А Корневым замком[115] соединяют прану с апаной с точкой гула[116],

122. достигая упражненьем множества успехов здесь, без сомненья.

“Обратнодействующей[117]называется все болезни уничтожающая (поза),

123. при постоянном упражнении (в ней) огонь пищеварения возрастает,

поэтому исполняющему должно готовить больше пищи,

124. Если же пищи будет мало, огонь тела приведет к истощению.

Вниз головой, вверх ногами может (пребывать) мгновение[118] первый день.

125. (и на) несколько мгновений увеличивая изо дня в день, пусть упражняется.

(Тогда) морщины и седины в три месяца[119] исчезнут,

126. упражняющийся же постоянно в течение трёх часов победит время.

 

В Алмазной (печати [120] пусть упражняется этот йогин и будет наслаждаться совершенством:

127. если ей овладеет, йоговское совершенство[121] (будет) как на ладони.

 

Знай, минувшее и будущее являет кхечари непременно.

 

128. Бессмертную[122] следует пить носом[123] постоянно, изо дня в день делая (это).

Пусть постоянно упражняется в ваджроли и амароли так говорится.

 

129. Затем будет Раджа йога, другой (такой), воистину, не бывает.

Ведь когда йогин выполнил действия[124] Раджа йоги,

130. тогда различение и бесстрастие[125] завоёвано йогином твёрдо.

 

Вишну, Великий йогин, Великое Бытие, Великий Пыл,

131. на пути сущности Первейший, словно светильник виден[126].

 

Прежде сосавший грудь, (теперь), стискивая (её) страстью переполняется;

132. прежде рождённый из влагалища[127], в этом же влагалище услаждается.

Мать — снова супруга, супруга же — мать,

133. отец — снова сын, сын — снова отец.

Так колесом текучести[128], словно на колодезном колесе черпаки,

134. крутятся лонорождённые, послушно собой миры наполняют.

 

Три мира, три Веды, три службы (сандхья), три тона,

135. Три огня, три гуны (и этому) всему основа три слога (ОМ)[129].

Тремя слогами, а также половиной слога[130], как учат,

136. всё это скреплено; То — истина, То — высшее состояние.

Будто запах в сердцевине цветка, будто масло в молоке,

137. будто масло в кунжутных зёрнах, словно в породе золото[131],

в сердце местопребывание лотоса,

138. обращённого стеблем вверх, вниз бутоном[132], а в середине его ума пребывание.

При звуке А лотос выпрямляется, при звуке У — словно раскрывается,

139. при звуке М получают отзвук[133] в полмеры, но неизменный,

с чистым хрусталём схожий, неделимый, уничтожающий грехи.

140. Йогой обузданный Сам человек[134] обретает То Высшее состоянье.

(Как) черепаха (в панцире передние), задние лапы и голову[135]

так в Самом (Атмане) пусть удерживает наполняемый и удаляемый воздух,

141. (который) во всех дверях[136] запирается.

Тогда тщательным удержаньем (воздуха) в девяти дверях прана поднимается[137]

142. будто внутри горшка светящий (огонь), неколеблемый ветром.

С запертыми девятью дверями, (тогда йогин) в безлюдии, в безопасности[138],

неколебимый, уверенный[139],  ибо Самого величиной[140] одарён благодаря йоге.

Так сказано в упанишаде.

 

ОМ! Да защитит нас обоих! Да наставит нас обоих! Да исполнимся силы!

Да не будет ограничения той энергичности! Да не будем враждебны!

Ом! Покой! Покой! Покой!

 

 

Так окончена Йога таттва упанишада.

 

 


ПОЯСНЕНИЯ

 

[1] Ом! Да наставит .... Йога таттва упанишада предваряется и заключается одним из самых употребительных "Успокаивающих чтений" (шанти патха), представляющим обращение к Всевышнему учителя и ученика.

(Могучий) ... санскритское saha в данном тексте значит "вместе" (оба), но т.к. есть и значения "сильный", "могучий", то этот обертональный и неявно сопутствующий смысл здесь введён в перевод в скобках, как эпитет Высшей Силы.

[2] Приобщённым ... йогинам, в данном случае тем, кто приступил к упражнениям йоги.

[3] По традиционным представлениям знание является наилучшим очистителем от самых страшных грехов.

[4] Великий Йогин, Великое Бытие, Великий Пыл ... (mahāyogi, mahā bhāto, mahā tapaḥ). Титул Великий йогин чаще прилагается к Шиве. Слово tapas — горение, жар, пыл — содержит в себе идею, что йоговское подвижничество в полной мере доступно лишь "пламенным", а не "тёплым".

[5] Первейший ... puruṣottama.

[6] Великий Прародитель ... (pitāmahā). Обычный эпитет бога-творца в индуизме — Брахмана (м.р.).

[7] Восемь членов ... aṣtāňga yoga — одно из названий восьмиступенной йоги Патанджали.

[8] Чувств Властитель ... hṛṣīkeśa, один из эпитетов Вишну.

[9] Существа ... jīva, "живое" чаще переводится как "душа", однако такой перевод cлишком "христианизирует" санскритское понятие, придавая ему несвойственный для индийского мировоззрения смысловой оттенок.

[10] Образ ладьи, лодки, на которой пересекают поток смерти (или даже ряда смертей), ведёт свое начало от ведийских текстов, где, например, жертва сравнивалась с челном, лодкой, везущей к обители бессмертия.

[11] Избавлению... — muktika.

[12] Маревом... — māyā, "магия" явлений, скрывающая истинную природу вещей.

[13] Единственности... — kaivalya, также "обособленное", "исключительное" — состояние полной отрешённости не только от внешнего, но и от внутреннего "психического" мира, являющееся высшей целью йоги Патанджали.

[14] Здесь явно выражен отказ от брахманской традиции, выраженной в писаниях astra).

[15] Озарённым... sura — "бог". Вторичное производное от asura демон. Впрочем, асуры, старшие братья богов приобрели исключительно отрицательные черты лишь в поздневедийское время.

[16] Здесь с помощью игры слов выделяется одна из часто повторяемых идей упанишад: Безусловное Благо (Брахман) за пределами определений, т.к. всякое определение определяет, т. е. налагает пределы на Беспредельное. Ни боги, ни Писания не могут объяснить или прояснить величайшую ясность самосветящегося Самого (атман).

[17] Существом ... Утверждение, что джива может быть заключена в мире явлений, как птица в клетке, как бы противоречащее идее тождества её с Брахманом, вызывает здесь выражение воображаемого собеседника (или ученика), на которое следует объяснение.

[18] Взволновалось, как вода ... Сравнение первоначального непроявленного и невозмутимого сознания со спокойным прозрачным Океаном довольно часто встречается в брахманских и буддистских текстах. Ветер неведенья или кармы покрывает её поверхность рябью, волнением, которое не даёт видеть глубину. В самом начале развёртывания вселенной Нараяна (Мировая Душа) плавает в водах как золотое яйцо.

[19] Самоопределенье ...ahamkṛti, то же, что и ahamkāra, буквально "создающее Я".

[20] Пятью элементами ... Пять великих элементов (pañcamahābhūta) — земля, вода, огонь, воздух, пространство.

[21] Из сгустка ... piṇḍya: нечто комкообразное, также пища, еда. Ж. Варенн переводит "из яйца".

[22] Из свойств … guṇa.

[23] Составляющих ... dhatu. По разным философским или медицинским системам есть 3 или 7 дхату тела: 1) жёлчь, слизь, ветер или 2) жизненный сок, кровь, мясо (мышцы), жир, кости, костный мозг, сперма.

[24] Представленьем ... bhāvanayā.

[25] Высочайшим Самым — paramātman. Здесь находим положение, являющееся одной из основ Веданты: отдельная душа — это Вселенская душа, ограниченная условиями (upādhi).

[26] Слово bhaya, "страх" в ст.12—13 повторяется дважды.

[27] Обособленным... kaivalya.

[28] Здесь "знание" — понимание цели упражнения и истинной своей природы. Эти шлоки говорят о том, что без согласованности упражнения и понимания их смысла, т.е. единства средств и цели, никакая йога невозможна. Ж. Варенн предполагает, что в данном месте, под словом "знание"  понимается "наука".

[29] Избавления Чающий ... mumukṣu, производное от mokṣa. Повторяет ... abhyāset. Слово abhyāsa значит в таких текстах «упражнение».

[30] Ведь от незнанья (исходит) текучесть... Ж. Варенн усматривает здесь возможный скрытый спор с положением буддизма, для которого источник страдания — в желании (вожделении, жажде), а не в незнании (неведении).

[31] Своей природы ... svarūpa.

[32] Достижение (sādhanam). Более распространённая формула — единство знания, познаваемого и познающего.

[33] Сути- Смысла- Блаженства... saccidānanda.

[34] Начало, Сосуд, Наполнение, состояние Осуществления ... По-видимому, эта шлока описывает четыре стадии (или состояния) обретения истинного знания соответственно четырём стадиям пранайамы: 1. ārambha — начальное состояние; 2. ghaṭa (горшок) — состояние взаимодействия  ограниченного личного "я" с Высшим Самым (определение несёт идею подготовки некого вместилища для восприятия Высшей Истины); 3. paricaya — обретение знания; 4. niṣpatti avasthā — осуществление конечной цели.

[35]. Здесь говорится о приёме джапа, повторении мантры с помощью чёток или без них.

[36] "Малость" и прочие (силы)... Необычные силы (сиддхи или вибхути).

[37] Растворение сознания — citta laya.

[38] Обзор восьмиступенчатой йоги Патанджали см. во Введении.

[39] Prāṇasamyama. Весьма интересная замена более привычного определения пранайама. Самьяма имеет значения: "сдерживание", "удержание", "смирение".

[40]Увлекающем ...hari — одно из имён Вишну.

[41] Равности состояние (samatāvastha) ... Это дополняющее разъяснение позволяет уточнить содержание определения самадхи в традиции, выраженной  упанишадой. samata значит также "сходство", "безразличие", "равнодушие".

[42] Маха ведха (mahā vedha). Есть некоторые отличия в описании разными источниками этой мудры.  Шива и Гхеранда самхиты описывают её как продолжение маха бандхи. В позе маха бандхи следует соединить прану с апаной и, наполнив тело воздухом, направить его вниз, пронзая Брахма грантхи, препятствующий прохождению кундалини по сушумне.

[43] Названные в  стихах 25—27 мудры и бандхи описываются ниже.

[44]. Лёгкая пища ... ladhvāhara. Вновь синоним более употребительного mitāhara.

[45] Обузданий... yama.

[46] Доброта... ahimsā. Негативные переводы — "невреждение", "ненасилие" — не передают положительный и деятельный смысл понятия.

[47] Соблюдений ...niyama.

[48] Совершенная, Лотосная, Львиная и Бодрая... siddhāsana, padmāsana, siṅhāsana, bhadrāsana.

[49] Ворожба ... mantrādi.

[50] Миражи (mṛga tṛṣṇa) ... букв. "жажда оленя".

[51] Навозом или известью... Коровий навоз считается в индуизме очистительным средством; пережжённым кизяком, становящимся белым, в Индии обмазывают стены домов. Sudha (известь) Ж. Варенн переводит "лимонный сок".

[52] Общепринятое техническое описание сиденья для созерцания (см., напр., Бхагавадгита, 6,11).Трава куша травянистое растение вроде осоки. Шкура антилопы — один из отличительных знаков отшельника.

[53] Проницательный (medhavin).

[54] Избранное божество ... iṣṭa devatā. Все индуисты (включая отшельников) поручают себя божеству, избранному из 33 млн. богов.

[55] (Оборот слева) направо ... Pradakṣinā в индуизме считается благоприятным и почтительным обходом.

[56] Меру... matrā.

[57] Токи... naḍī. Данная упанишада не уточняет их число (другие источники часто указывают 72 тыс.), её интересуют только три главных — ида, иингала и сушумна.

[58] Огонь пищеварения ... jāṭhara значит «живот», "утроба", также "плод", "зародыш".

[59] Трех путей ... (tripathi). Возможно, речь идёт о паломничествах.

[60]. Особой задержкой ... kevala kumbhaka.

[61] Выдоха и вдоха лишаются... Особая задержка — состояние, в котором нет потребности ни в выдохе, ни во вдохе (reca pūra).

[62] Способность (sāmarthya), букв. "соответствие цели", также "сила", власть". Эти сверхъестественные силы или способности сопутствуют упражнениям йоги.

[63] Шарабха arabha) — мифологическое оленеобразное восьминогое животное, олицетворение мощи. Э.А. Грантовский предполагает, что источником этого образа был лось, которого арии знали на своей прародине.

[64] Бог Любви ... kandarpa. Другие имена: kāma, manmatha и пр.

[65] Удлинённый слог... praṇava, слог ОМ, произносимый протяжённо и певуче.

[66] Горшок (ghaṭa), вариант (или другое название) упражнения kumbhaka (кубок).

[67]. Заключены .... ghaṭate. Игра слов с ghaṭa — "горшок".

[68] Восьмую часть суток ... yāma — мера времени около 3 часов.

[69] Удаление (pratyāhārana).

[70] Пратьяхарой ... Текст явно утверждает, что пратьяхара производится сама собой, уже одним упражнением в удержании дыхания.

[71]. "Это — Сам" (ātmeti).

[72] Удовольствие ... saukhya. Шлока построена на остроумном парадоксе: общее место аскетических текстов — что надо отрешиться от удовольствия влечения чувств к объектам чувств. Здесь же единственным удовольствием становится Атман, и влечение чувств к нему предписывается.

[73] Золотом станет... В огромном разнообразии различных видов и школ йоги есть и применяющие алхимию (например, школа натха сиддхов).

[74] Во многих религиозных культурах мира есть примеры, когда святой (или посвящённый), скрывая высокую степень духовного совершенства, ведёт себя как безумец или простак.

[75] Наставника ... под чьим руководством садхака осваивает йогу, и без которого йога не может привести к цели.

[76]. Состояние накопления ... paricaya avasthā, также "знакомство". Ж. Варенн даёт еще значение "вольность" (в значении привычного общения, единства и пр.).

[77] Великим путём ... mahā patha. Имеется в виду сушумна.

[78] Сознание и своё дыхание — citta и svapavana.

[79] Пять божеств...pañca devanam. Имеются в виду божества-властители пяти великих элементов.

[80] Удержаньем ... dhāraṇā. Ниже описывается приём пятеричного удержания.

[81] Мера времени ghaṭika описывается в ст.40.

[82] Семя ... bīja.

[83] В Вольной ... vāruṇe. Имя бога Варуны, бывшего в ведийские времена одним из главных богов, а в эпосе ставшим Владыкой Вод, является одним из эпитетов воды.

[84] ВА ... В тексте не строго соблюдается единообразность написания бидж, так биджа воды в одной шлоке пишется ВАМ и ВА, а РА имеет и другое обозначение — repha (см. ст.91).

[85] Венчанного ... kirīṭinam. Один из устойчивых эпитетов Вишну.

[86] В костёр ... букв. "в огненный круг".

[87] Черный шестиугольник... В некоторых школах акаша (эфир, пространство) изображается в виде черного круга, тогда как воздух — в виде пепельно-голубого шестиугольника.

[88] Владыки... Олицетворённого Бога, Ишвары.

[89] Макушкой...mūrdha.

[90] Пространства ... akaśa. В следующей шлоке санскритское vyoma передано словом "эфир".

[91] Благодетеле... śaňkara, один их эпитетов Шивы.

[92] Каплевидном ... bindu rūpam.

[93]. Великом Боге (mahādeva) ... Садашиве, ещё одно из имён и проявлений Шивы.

[94] Ума — одно из имён Богини (devī), наряду с Парвати, Кали и др., супруги Шивы и его Шакти.

[95] Растворение Творца ... brahmanaḥ pralaye. Здесь имеется в виду Брахман (м.р.), Бог-творец, который, несмотря на астрономическое число лет его существования, также смертен.

[96] Созерцании ... dhyāna.

[97] С качеством ... saguṇa, то есть с объектом, вещественным или мысленным.

[98]. Малость и прочие достижения ... Имеется в виду 8 чудесных сил. См. сиддхи в Словаре понятий.

[99] При жизни свободным ... jīvanmukta.

[100] Высшим Самым… paramātman. Это одно из замечательных определений самадхи.

[101] К Высочайшему Благу ... parabrahmaṇi.

[102] Духом... yakṣa.

[103] Великим Владыкой ... maheśvara.

[104] Подошву ... pārṣṇi. Ср. русское название обуви “поршни”.

[105] Великий замок...mahā bandha.

[106] Два или три (раза)... Из текста неясно, подряд или ежедневно.

[107] Наполнение (pūraka), т.е. вдох.

[108] Ушной печатью ... karṇa mudrā. Видимо, синоним джаландхара бандхи.

[109] В двойной загон ... puṭa dvayam. Возможно, имеется в виду пространство, запертое двумя печатями: маха мудрой и карна мудрой.

[110] Великое пронзание... mahā vedha.

[111] Небесной странницы ... khecāri от kha — небо, пространство и cārī движущаяся, устремлённая. Khecari, синоним птицы, движущейся в пространстве.

[112] Замок Петленосца ... джаландхара бандха.

[113] Поднимающий... uḍḍīyana от uḍḍīna — взлет.

[114] Лонным ... yoni bandha. Словом yoni, "матка", "лоно",  здесь обозначается область половых органов. Название, возможно, связано с тем, что в этом приёме член с яичками так втягивается в лобковую впадину, что эта часть тела становится похожа на женскую.

[115] Корневым замком... mūla bandha.

[116] Гула ... nāda. Изначальный, бессмертный, невыразимый звук — проявление Брахмана. В написании слога ОМ — носовой резонанс, обозначаемый точкой.

[117] Обратнодействующей... viparīta kāraṇi. В источниках часто является названием позы, ныне более известной как śirṣāsana. Состоит в удержании тела на голове вверх ногами. Считается, что занимаясь этой позой, можно обратить вспять даже время (может быть поэтому она называется viparīta — обратная, перевёрнутая).

[118] Мгновение... kṣana. В ряде источников время мигания глаза (миг).

[119] Три месяца ... букв. "половина шести" месяцев.

[120] В Алмазной (печати)... vajrolī (Вариант для женщин — sahajoli).

[121] Йоговское совершенство... yoga siddhi.

[122] Бессмертная (amari) — эвфемизм слова "моча".

[123] Носом... Ж.Варенн в комментарии упускает эту важную подробность приема.

[124] Действия... kriyā. То есть все действия (приёмы), ведущие к осуществлению йог.

[125] Различение и бесстрастие ... viveka vairagya. Одна из целей йоги (связаннной с санкхьей), а также веданты — достичь различения Зрящего (Атмана, Пуруши) и зрелища (мира явлений или Природы, пракрити).

[126] Повтор ст. 2.

[127] Влагалища ... bhaga, имеет также значения "счастье", "любовь".

[128] Текучести ... saṅsāra, т.е. круговорота смертей и рождений.

[129] Тройки, соответствующие здесь трём буквам слога ОМ (А+У+М) следующие: миры — земля, воздух, небо; Веды — Риг, Яджур, Сама; богослужения — утро, полдень, вечер; три вида интонирующих ударений в санскрите — высокое (udatta), невысокое (anudatta) и звучное (svarita); жертвенные огни — ахавания, гархапатья, дакшина; гуны саттва, раджас, тамас.

[130] Половина слога ... Имеется в виду носовой резонанс слога ОМ, обозначаемый в письме деванагари точкой над О.

[131] Будто запах ... золото ... Одни из любимых сравнений упанишад, обозначающих скрытое пребывание Атмана в мире явлений.

[132] Бутоном… bindu.. Здесь, возможно, не только образное сравнение, но и описание определённого приёма сосредоточения и созерцания.

[133] Отзвук ... nāda. См. выше прим. к ст. 121.

[134] Человек… puruṣa.

[135] Голову ... Распространённый образ отстранения чувств, осуществлённый пратьяхарой (ср. Бхагавадгита,2.58).

[136] Дверях ... Дверями (dvāra) или вратами тела называются его отверстия, через которые происходит чувственное восприятие (уши, глаза, нос и пр.) и природные выделения (анус, отверстие половых органов и грудей). У мужчины насчитывали 9, а у женщины — 11 отверстий. У мужчины десятая дверь – брахмарандхра.

[137] Поднимается ... niśvasams.

[138] В безлюдии, безопасности ... Т.е. в состоянии ненарушимой духовной обособленности или единственности (kaivalya), являющейся высшей целью йоги Патанджали.

[139] Уверенный .... Ибо не будет знать больше сомнений в верности учения и используемых приёмов, а самое главное — уже не будет волнуем никаким событием или чувством.

[140] Самого величиной (ātma mātreṇa). Другое чтение: "только Самим Атманом".