«Обмен веществ» в теле и нарушения энергетического обмена

 

 

По Чараке, плотное тело человека упрощённо состоит из веществ двух родов:

1. благотворных или созидательных (prasāda) — что содействуют росту и поддержанию тела здоровым

2. загрязняющих его отходов или нечистот (mala), производимых во время переваривания и обмена.

«Всё, что едят, пьют, лижут или пробуют на вкус превращается или в питательный сок (раса) или в отходы (мала)» (Чарака, 1.28.3). Из питательного сока после переваривания пищи последовательно — от тонкого к плотному — производятся ткани или основные вещества тела (дхату). Они могут быть устойчивыми (или твёрдыми) и подвижными (жидкими).

 

 

Таблица 3. Составляющие и отходы тела

 

 

ДХАТУ (телесные составляющие)

созидательные (прасАда)

сок
(раса, связана к капхой)

кровь (ракта, связана с питтой)

мясо (мышечная ткань)
(мамса, связана к капхой)

Жир (жировая ткань)
(меда, связана к капхой

кости (костная ткань)
(астхи, связана к ватой

костный мозг (нервная ткань) (мадджа,
связана к капхой

Семя, сперма у мужчин (шукра, связана к капхой)
или менструальная кровь (артава). Единственная дхату, в здоровом состоянии не производящее отходов.

             

нечистоты (мала)

Производное

слизь (капха), мокрота

жёлчь (питта), моча, кал

отходы воздуха или газы (кхамала), ушная “сера”, глазной “гной”, налёт на языке

пот,

волосы, ногти

слёзы

оджас

 

Общий закон преобразования одной ткани в другую, уловленный аюрведой, подтверждается и физиологическими фактами. Например, при образовании скелета у плода сначала растет соединительная ткань, которая замещается хрящевой, а из нее уже образуются кости.

Пища преобразуется в ткани довольно быстро, как показывает классический опыт. Теленка каждые десять дней кормили подкрашенной органическим красителями пищей. После забоя даже в, казалось бы, малопроницаемых и твёрдых костях явственно были видны цветные слои.

По аюрведе полный круг превращений тканевых веществ в теле: раса — кровь — мясо — кости — костный мозг — мужское или женское семя — происходит за месяц.

Часто в популярной литературе по аюрведе расу сопоставляют с пищевым соком. Это упрощение. Раса — не кишечный химус, а конечный продукт пищеварения, всасываемый в клетках кишечных ворсинок. Очень похожа на нее тканевая жидкость, окружающая все клетки тела, и из которой они поглощают питательные вещества и кислород.

Этот прозрачный питательный сок, поступая в другие ткани тела, приобретает их свойства и преобразуется в них. В этом смысле надо понимать выражение аюрведы «дхату — питание для дхату».

Какие-то сходства с аюрведийскими представлениями образования крови из расы можно усмотреть в том, что кровь состоит, в основном, из бесцветной прозрачной жидкости — плазмы, состав которой удивительно устойчив. Красный же цвет крови придают красные кровяные клетки. По аюрведе же, в творении и окраске крови участвует и жёлчь, поступающая из печени. Интересно, что у зародыша с 2-х до 4-х месяцев печень является единственным кроветворным органом, а у взрослого бóльшая часть белков кровяной плазмы образуется в печени. Поэтому испорченная жёлчь «портит кровь».

Плазма, протекая через ткани, забирая из органов и тканей тела отмершие клетки, углекислоту, токсины, непрерывно отдает им некоторые вещества — в почках — излишнюю воду с растворёнными солями и продуктами распада, в лёгких — углекислый газ, в суставах — минеральные вещества. В костях содержание кальция в 1000 раз больше, чем в плазме. (Вспомним про «отложение солей» при ухудшенном обмене).

«Составные вещества (дхату) укрепляются посредством соединения с подобными веществами и ослабляются от соединения с неподобными. Так, кровь в большей степени подпитывается кровью, чем любыми другими дхату, мышцы (мамса) больше питает мясо, кости — хрящевые вещества» (Чарака, 2. 6.10).

Отсюда не следует, конечно, что питаться нужно кровью и мясом. Надо питаться и вести себя так, чтобы не загрязнять источник этих превращений — расу и следить, чтобы все части этой цепочки превращений были непрерывными и крепкими. Это нужно учитывать и при выборе лечебных средств. Например, при мышечной атрофии применяют в питании и клизмах отвары бобовых и мясные бульоны.

Иные, прибегая к лечению травами, попьют их несколько дней и разочаровываются: «не помогает». Если бы такие люди знали о сроках превращения тканей в ткани и следовательно, усвоения полезных веществ ими, они были бы настойчивей и последовательней.

Никакое усвоение не может быть полным. Какая-то часть переходит в отходы. Естественных отходов (мала) в человеческом теле образуется немало. Это три основных — моча, кал, пот, а также ушная «сера», выделения из носа (сопли), рта (мокрота), глаз («гной») и т.п.

«Когда количество производимых отходов превышает норму, они удаляются. Эти же (нечистоты), обладающие качествами холода (Шита), жара (ушна) и подобными, считают, производят неуравновешенность дхату» (Чарака, 1.28.4)

 

 

Доши — основные нарушения обмена

 

К загрязняющим нечистотам относятся также не столь вещественное: три нарушения (тридоша). Это жёлчность (питта доша) ветреность (вата доша) и слизистость (шлешма или капха доша). Две последних в старинных русских лечебниках и травниках назывались «ветрость» и «вредительская мокрость».

Тело человека, как малой вселенной, составлено из пяти великих стихий (махабхута). Оно занимает определенное пространство, в нём есть различные газы, происходят химические превращения с выделением тепла, много воды и твёрдых веществ.

Есть древнее индийское сравнение действия всех сторон обмена в теле с приготовлением пищи на очаге. Воздух должен поддерживать горение. При нехватке его огонь тухнет, при сильном ветре выдувается, и пища не проваривается. На воздухе и ветру пища высыхает, «заветривается», протухает. Слишком сильный огонь сжигает пищу, она пригорает. Капха, составленая из земли и воды, сравнивается с дровами. Если дрова будут сырыми или ими завалить маленький огонёк, воздух не сможет раздуть огонь, он будет плохо гореть и потухнет.

Но у каждого человека есть психологическое, физическое и биохимическое своеобразие. Кто толстый, кто — тощий, этот «крепко сбитый», тот рыхлый, ещё один «пышет жаром» и «пылает очами», а у другого холодная кожа и хладнокровие слизняка и т.п.

Стихии преобразуются в доши, когда оказываются в пространстве человеческого тела и «спариваются» в нем. Доши — как бы дозы этих стихий, определяющих телосложение, рисунок обмена и нрав человека.

 

 

Рис. Образование дош из сочетания стихий

 

Представление о дошах многомерно, и применимо к разным проявлениям человеческой личности.

Сразу уточним: воздух, жёлчь и слизь — неотъемлемая части организма. Но доша, как явствует из значения этого слова — «порча», «нарушение», «вред». Его аюрведийский смысл можно упрощённо выразить как «нарушение обмена», — не только веществ, но и энергий, чувств, мыслей.

Вайу или вата — движущая сила в теле человека. Он «всемогущ и не подвержен разрушению», «имеет тонкую природу, принимает самые разные облики, всепроникающ, побуждает действовать все (телесные) образования» (Чарака, 1.12.8).Это веянье проявляется ритмом сердцебиения, дыхания, перистальтики, движением нервных импульсов, гормонов, крови, лимфы, а также газов, мочи и кала. Но вата доша, ветреное расстройство, — это нарушение соотношения пространства и воздуха в теле. Оно проявляется газами от разлагающейся пищи, газообразования в кишечнике с «пусканием ветров», газовой гангреной, болью и т.п., ветреностью мыслей и поведения. Ветер «приводит ум в смятение, наступает на все способности, производит выкидыш плода, воздействуя долгое время, вызывает уродство, порождает испуг, огорчение, смятение, уныние, болтливость и препятствует дыханию» (Чарака, 1.12.8)

Агни проявляется как внутренний огонь в человеке. У этого огня «природа питты, он ведает равновесием противоположных явлений: переваривание—несварение, жар—холод, гнев—умиротворение, помрачение—прояснение мысли» (Чарака, 1.12.11). Он поддерживает теплообмен, переваривает пищу, производит кровь и является важнейшим условием иммунитета. У него три основных проявления:

·животный огонь (джатхара агни или джатхара вахни). Располагается между нижней частью желудка и двенадцатиперстной кишкой. В ходе переваривания отделяет усваиваемое от нечистот (мала).

·джату агни, который разделяет питательный сок на фракции для различных тканей (дхату).

·стихийный огонь (бхута агни), который выделяет из пищи пять стихийных веществ и преобразует их так, чтобы они стали частью тканей.

Питта доша, жёлчное нарушение, — это нарушение взаимодействия огня и воды. Проявляется в жёлчной изжоге, «разлитии жёлчи», желтухе, воспалениях и лихорадках, жёлчным настроением и жёлчностью речи.

Составляющие капхи — земля, ответственная за «вещественность» тела, его плотность, устойчивость и вода, увлажняющая ткани. Капха доша, слизистое нарушение или «вредительная мокрость», по выражению старинного русского лечебника, — нарушение соотношения воды и земли. Проявляется в увеличении слизи, отёчности, ожирения, вялостью и инертностью.

 

 

 

Капховое нарушение с сильным отложением жира в ягодичной области и бёдрах

 

 

В медицинских терминах это обменные нарушения — в сторону рассеянья или катаболизма (вата), обмена или метаболизма (питта) усвоения или анаболизма (капха).

Эти три нарушения могут быть врождёнными и приобретёнными. Их разные сочетания определяют телесное и психическое состояние человека и могут усугубляться из-за внешних или внутренних причин.

Похожее понимание причин болезни как нарушения «соразмерности» влаг или, как говорили в средневековье, гуморов — крови, слизи или флегмы, желтой и черной жёлчи — существовало ещё в греческой и идущей от нее средневековой европейской медицине. Во времена Гиппократа эту соразмерность восстанавливали посредством удаления избытка — например, флегмы рвотным, а жёлчи — клистирами и кровопусканиями. И в современной медицине остались названия видов лекарств — ветрогонное, желчегонное.

Представление о дошах также не противоречит биологическим знаниям об устройстве клетки. В каждой клетке тела находится жир (липиды). Особенно много его в клеточной мембране, наполовину состоящей из жиров, и полужидкой цитоплазме. Их можно соотнести с капхой. Митохондрии — энергетические станции клетки — выполняют функции питты. Окисление — медленное горение. При этом образуются свободные радикалы, которые захватывают недостающие электроны, те же, в свою очередь, другие. Эта медленная цепная реакция выводит из строя всё больше клеток. По сути эта реакция — питтовая. Все движения в клетке, связанные с перемещением и расходом этой энергии, относятся к действию вата.

Болезни от ухудшения обмена и выделения включают почти весь набор самых распространённых в мире ныне расстройств и болезней.

Среди таких болезней нервные расстройства, запор, кариес, суставные болезни (артрит, ишиас, ревматизм, остеопороз), инсульт, аллергии, половые расстройства причиняются нарушением ветра.

Гипертония, гастрит, язва желудка, геморрой, большинство кожных болезней, стоматит, гепатиты — болезни жёлчи или питты.

Ожирение, диабет, бронхиальная астма, атеросклероз, являющийся одной из важнейших причин болезней сердца, — главной причины преждевременной смерти и рак, занимающий второе место по своей смертельной жатве, — причиняются усугублением или, проявлением слизи или капхи.

 

Не хватит ли? Иначе в этот перечень пришлось бы включить почти все известные ныне болезни.

Местоположение дош и их частные проявления

 

С болезнями, терзающими человечество, можно было бы справиться проще простого и наверняка, если бы их причиной была бы доша в чистом виде да ещё в одном месте, где её можно было бы уловить и уничтожить. Но — увы!

Доши умеют переплетаться и сцепляться одна с другой. Они умудряются одновременно пребывать не только в своей основной и любимой области, но одновременно во многих других местах, органах и тканях тела.

Так, ветреное нарушение, имеющее «цитадель» в толстом кишечнике, также пребывает в мочевом пузыре, костях, сочленениях суставов, коже, ушах и т.д.

Границей областей жёлчи и слизи является диафрагма. Но нарушение жёлчи, в основном тяготеющее к нижней части желудка и тонкого кишечника, проявляется также и в желчном пузыре, печени, селезенке, крови.

Слизистое нарушение, кроме главного своего пребывания в лёгких, бронхах, пищеводе и верхней части желудка, облюбовало лимфу, эпителиальную слизь, спинномозговую и синовиальную жидкости, почки, суставы.

Да ещё доши смешиваются в разных сочетаниях и соотношениях. Большинство людей относится к двоедошным (хорошо, что не двоедушным). Часто бывает так, что человек, по телосложению с явным преобладанием какой-либо доши, хворает болезнью, вызванную другой дошей. Например, полный человек, по всем признакам чистая капха, из-за травмы позвоночника в области поясницы приобретает типично ватовые расстройства. Неумение выделить главную болезнетворную причину ведёт к неправильному пониманию источника и хода болезни и чревато ошибками при её лечении.

Для диагностики и подбора нужных очистительных мероприятий для лечения вполне определённых расстройств и болезней необходимо знать местопребывание, действие и вызываемые расстройства пяти проявлений (упадоша) главных дош.

В популярной литературе о аюрведе обычно им мало уделяют внимания.