О разделе "Самоуправление"
Казалось бы, по смыслу, самоуправление должно бы следовать за самопознанием. Разве можно управлять собой, себя не зная? Получается управление без цели и плана, без понимания, кто управляет-то? какими такими силами?
Но если внимательно вглядеться, так и происходит. Каждый человек, даже самый грубый и глупый, способен в какой-то мере управлять своими своими личностными проявлениями: может пересилить на какое-то время голод, холод или жару, перетерпеть небольшую боль, собрать и напрячь силы для нужного усилия. Каждый умеет хотя бы немного управлять своими чувствами. Как-то сдерживать их или проявлять, оценивая, как отнесётся общество: скрывать их и притворяться ради желанного, хитрить с начальником и перед опасным врагом... Хотя бы, чтобы не осуждали или не осудили.
Есть и те, кто постоянным упражнением ради достижения своих или неких надличных целей многократно усилил способность самоуправления в каких-то областях. Спортсмены, натренировавшие тело и волю ради побед и рекордов, актёры, умеющие воспроизводить на публику те или иные чувства, факиры, удивляющие публику чудесами подчинения тела и чувств, герои, жертвующие телом ради идеалов, народа, Родины.
Много меньше людей способно управлять мыслями и замыслами. Большинство таких умельцев (работники масс-медиа, политики) — чужими. Только немногие — своими, что много труднее. Это те подвижники, кто стремится к Знанию и Свободе бескорыстно, не ради известности или даже полезности.
Самоуправление возможно прежде самопознания, так как в каждом присутствует какое-то самосознание и стремление к свободе. И только самоуправлением можно научиться осуществлять их. И только в единстве самоуправления-самопознания-свободы обретается целостность человека.
«Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека». (Ф. М. Достоевский. Дневник писателя).
У самоуправления есть разные области приложения и уровни тонкости. Чтобы не быть обманутым и не самообманываться, надо начать с правильного — управлять своим уделом: телом, словом и умом.
Научившись управлять своими проявлениями и силами упражнением, человек учится всё большему самоуправлению, и, значит, обретает наивозможную для него в данных условиях самостоятельность и независимость. Самоуправление может заставить служить освобождению не только благоприятные условия и действия, но и направленные на ваше подчинение.
Одна из составляющих самоуправления — силоуправление. Чтобы управлять каким-то силами вовне, надо иметь их в себе.
Одно из возможных, и по нашим предпочтениям, лучших средств само- и силоуправления, самосовершенствования и осуществления свободы, является йога. Здесь она представлена в виде её разновидности или ответвления — свараджа йоги, основанной на источниках преемственной йоги и творческого её приспособления, более подходящее современному человеку и для наших мировоззрения и местных условий.
Здесь она будет раскрываться и, надеюсь, развиваться. Постепенное преобразование йоги, как заимствованного учения, в самоуправление для самосовершенствования будет происходить последовательно. Соответственно будет меняться и раздел нашей среды.
Вначале основой будет индийская йога. Так, поскольку важной составляющей силоуправления является хатха (силовая) йога, в разделе будут обсуждаться её прикладные вопросы.
Одно из проявлений такого самоуправления — нравственное мышление и поведение. Чтобы помочь пониманию труднорешаемых вопросов нравственности, здесь представляется сетевое издание книги «Нравственность йоги в идеале и жизни».
Важное и нужное проявление самоуправления – умение поддерживать своё здоровье и владеть некоторыми приёмы самооздоровления и самоцеления. Поэтому в разделе также уделено внимание мероприятиям и средствам оздоровления аюрведы и йоги. Описываются естественные и доступные психотерапевтические, очистительные, лекарственные, правила питания, распорядка дня и упражнений.
По мере выявления и понимания глубинных основ йоги и личного опыта вырабатывается своя, свараджа йога, йога самоуправления. В конце концов становящееcя Самоуправлением, уже не привязанным к какому-то одному мировоззрению или методу..