ТОКИ И УЗЛЫ ТОНКОГО ТЕЛА

Токи тонкого тела

 

Названия токов

Примерное направление и расположение

Некоторые психофизические соответствия и влияния

iḍā

Начинается от корневой чакры, тяготеет к левой стороне тела, оканчивается в межбровье и имеет главный выход в левой ноздре

Правое полушарие мозга, парасимпатическая система

piṅgala

Начинается от корневой чакры, тяготеет к правой стороне тела и правой ноздре

Левое полушарие мозга, симпатическая система

suṣumnā

Серединный ток, проводник сознания и жизненной силы (кундалини)

Место уравновешивания и согласования противоположностей

ālaṁbuṣa

Идёт от рта на лице до заднего прохода (Тришикха брахмана уп.) Считается следующей по важности после трёх главных нади

Связывает копчиковые нервы крестцовых позвонков и тройничный нерв (интересно, что в переводе с санскрита название тока означает «растопыренная ладонь»)

gāṅdhārī

Идёт от сушумны по передней части тела к левым конечностям и нижнему уголку левого глаза

Связывает нервы шейного и крестцового сплетений. Зрение, глазосердечный рефлекс, слезоотделение, координация ходьбы и пр.

hastijihvā

Идёт от сушумны по передней части тела к правым конечностям и правому глазу

То же

yaṣasvinī (иногда paṣasvinī, payasvinī)[1]

Идёт справа от сушумны, между пуша и сарасвати; к левому уху

Есть схожесть с меридианом почек китайской акупунктуры, который идёт от подошв к почкам и оканчивается в ушах. Ответвление шейных нервов к уху

pūṣa

Идёт к правому уху

Связует шейные и поясничные нервы

kuhū или kuhūratra

Идёт слева от сушумны; к половым органам от корневой чакры

Лобковые нервы крестцового сплетения; эрекция и др. половые рефлексы.

śankhinī

От горла через корневую область левой стороны сушумны к концу заднего прохода

Кишечная перистальтика

sarasvatī

Идёт справа от сушумны вверх к горлу до кончика языка

Связь между шейными и нижнеязыковыми нервами Заведует речью, связана также с рвотным рефлексом при нажатии корня языка или щекотания нёба

viśvodarā

Находится между куху и хастиджихва; разветвляется в пояснице и области пупка и идет к нижним конечностям

Поясничные нервы; гибкость в этой области

varuṇā

Между куху и яшасвини; идёт к сердцу

Нервы крестцового сплетения, связанные с рефлексами мочеиспускания и половыми

«Распределительные» узлы тонкого тела

Эти токи в определённых местах тела сходятся или сплетаются в узлы (грантхи). Их действие двойственно. Это и места сосредоточения сил или энергий тела, а также места, где они наиболее подвержены сбою или застою.

Грантхи

Узлы

Состояние сознания или преобладающая стихия

Соответствующие области и органы

Расстройства и болезни при нарушении деятельности

Махат грантхи

Чистый Разум

Шишковидная железа

Кома, смерть

Ахам грантхи

Воля в смысле личного побуждения (ahaṁkāra)

Гипофиз и гипоталамус— главные управители нервных и гормональных процессов, и области мозга, отвечающие за восприятие, различение и запоминание. Гипофиз ответственен за накопление и сохранение оджаса.

Самолюбие, бессердечность, злонамерение, коварство, апатия, отсутствие воли, маразм, афазия

Вьома грантхи или набхо грантхи

Пространство (āкāśa)

Область между ключицами и затылком. В ней находятся щитовидная и паращитовидная железы, управляющие обменом, миндалины, защищающие мозг от бактерий, слюнные и слёзные железы.

Избыточная или пониженная деятельность, головные боли, базедова болезнь, аллергии, тонзиллит.

Вайу грантхи

Воздух (vāyu)

Область груди. Лёгкие, сердце, вилочковая железа (тимус), и другие вспомогательные железы

Беспорядочность, порывистость, сердечные заболевания, бронхит, астма, анемия, быстрое старение

Агни грантхи

Огонь (agni)

Желудок и кишечник как гормональная система, печень, двенадцатиперстная кишка, селезенка, клеткотворные образования

Нетерпимость, алчность, самомнение, враждебность, перхоть (сухая), выпадение волос на голове, горькая отрыжка, гастрит, язвы желудка, колит, высокое кровяное давление

Варуна грантхи

Вода (jala)

Почки, яички и простата у мужчин, молочные, бартолиевы железы и яичники у женщин, лимфатические узлы

Обидчивость, зависть, злость, похоть. Отёчность, водянка, почечные камни, половые расстройства, мастопатия, простатит

Притхиви

Земля (pṛthivi)

Костяк и плоть тела (кости, мышцы)

Леность, вялость, сонливость. Ожирение, мышечные боли, остеопороз

 

У каждого человека есть отличия в напряжении и движении энергетических токов и состоянии их проводников и узлов. Из-за внутренних и внешних потрясений или долговременных напряжений движение праны сбивается, затрудняется или прекращается. Прановые токи могут «заземляться» земными желаниями и разряжаться без толку и смысла. Их проводники могут закупориваться, и прана застаиваться, скапливаться в некоторых местах, что чревато коротким или долгим замыканием в виде физических, эмоциональных и умственных растройств.

Тогда в тех или иных местах тела начинают скапливаться загрязнения, например, откладываются отмершие клетки, непереработанный жир и токсины в виде “бляшек” на стенках кровеносных сосудов. А скопившись в одном месте, эти яды затем начинают распространяться по другим, свободным проводникам, ухудшая движение праны по ним и портя прилегающие ткани.

Воздействовать на эти токи проще всего через места расположения узловых сплетений или их выхода в теле. Так, движение пран в той или иной области тела может быть улучшено направленными на это место упражнениями йоги и мероприятиями аюрведы, например, очистительными. Так, рвота и прочищение носа усиливает удану и направляет её к шее и голове. Шанкха пракшалана, йоговская басти и клизмы удаляют препятствия апане, движение животом (агнисара крийа, наули) усиливают пищеварительный огонь, слабительные успокаивают, и те и другие упорядочивают движение самана вайу и т.д.

Даже точечные воздействия на организм в этих местах могут вести к неожиданно сильным следствиям. Чем занимаются китайская акупунктура или рефлексотерапия. И например, в аюрведе утверждалось, что «прокалывание ушей предотвращает грыжу и водянку яичек». (Сушрута, Чикитса, 19.21). А в русской народной медицине для излечения ячменя перетягивали большой палец ноги.

 


[1] Похоже разночтения в названии вызваны ошибками при переписке. Дело в том, что в азбуке деванагари  несколько схожие по начертанию буквы «йа» и «п» при небольшой порче текста можно легко спутать.