ТОКИ И УЗЛЫ ТОНКОГО ТЕЛА
Токи тонкого тела
Названия токов |
Примерное направление и расположение |
Некоторые психофизические соответствия и влияния |
iḍā |
Начинается от корневой чакры, тяготеет к левой стороне тела, оканчивается в межбровье и имеет главный выход в левой ноздре |
Правое полушарие мозга, парасимпатическая система |
piṅgala |
Начинается от корневой чакры, тяготеет к правой стороне тела и правой ноздре |
Левое полушарие мозга, симпатическая система |
suṣumnā |
Серединный ток, проводник сознания и жизненной силы (кундалини) |
Место уравновешивания и согласования противоположностей |
ālaṁbuṣa |
Идёт от рта на лице до заднего прохода (Тришикха брахмана уп.) Считается следующей по важности после трёх главных нади |
Связывает копчиковые нервы крестцовых позвонков и тройничный нерв (интересно, что в переводе с санскрита название тока означает «растопыренная ладонь») |
gāṅdhārī |
Идёт от сушумны по передней части тела к левым конечностям и нижнему уголку левого глаза |
Связывает нервы шейного и крестцового сплетений. Зрение, глазосердечный рефлекс, слезоотделение, координация ходьбы и пр. |
hastijihvā |
Идёт от сушумны по передней части тела к правым конечностям и правому глазу |
То же |
yaṣasvinī (иногда paṣasvinī, payasvinī)[1] |
Идёт справа от сушумны, между пуша и сарасвати; к левому уху |
Есть схожесть с меридианом почек китайской акупунктуры, который идёт от подошв к почкам и оканчивается в ушах. Ответвление шейных нервов к уху |
pūṣa |
Идёт к правому уху |
Связует шейные и поясничные нервы |
kuhū или kuhūratra |
Идёт слева от сушумны; к половым органам от корневой чакры |
Лобковые нервы крестцового сплетения; эрекция и др. половые рефлексы. |
śankhinī |
От горла через корневую область левой стороны сушумны к концу заднего прохода |
Кишечная перистальтика |
sarasvatī |
Идёт справа от сушумны вверх к горлу до кончика языка |
Связь между шейными и нижнеязыковыми нервами Заведует речью, связана также с рвотным рефлексом при нажатии корня языка или щекотания нёба |
viśvodarā |
Находится между куху и хастиджихва; разветвляется в пояснице и области пупка и идет к нижним конечностям |
Поясничные нервы; гибкость в этой области |
varuṇā |
Между куху и яшасвини; идёт к сердцу |
Нервы крестцового сплетения, связанные с рефлексами мочеиспускания и половыми |
«Распределительные» узлы тонкого тела
Эти токи в определённых местах тела сходятся или сплетаются в узлы (грантхи). Их действие двойственно. Это и места сосредоточения сил или энергий тела, а также места, где они наиболее подвержены сбою или застою.
Грантхи
Узлы |
Состояние сознания или преобладающая стихия |
Соответствующие области и органы |
Расстройства и болезни при нарушении деятельности |
Махат грантхи |
Чистый Разум |
Шишковидная железа |
Кома, смерть |
Ахам грантхи |
Воля в смысле личного побуждения (ahaṁkāra) |
Гипофиз и гипоталамус— главные управители нервных и гормональных процессов, и области мозга, отвечающие за восприятие, различение и запоминание. Гипофиз ответственен за накопление и сохранение оджаса. |
Самолюбие, бессердечность, злонамерение, коварство, апатия, отсутствие воли, маразм, афазия |
Вьома грантхи или набхо грантхи |
Пространство (āкāśa) |
Область между ключицами и затылком. В ней находятся щитовидная и паращитовидная железы, управляющие обменом, миндалины, защищающие мозг от бактерий, слюнные и слёзные железы. |
Избыточная или пониженная деятельность, головные боли, базедова болезнь, аллергии, тонзиллит. |
Вайу грантхи |
Воздух (vāyu) |
Область груди. Лёгкие, сердце, вилочковая железа (тимус), и другие вспомогательные железы |
Беспорядочность, порывистость, сердечные заболевания, бронхит, астма, анемия, быстрое старение |
Агни грантхи |
Огонь (agni) |
Желудок и кишечник как гормональная система, печень, двенадцатиперстная кишка, селезенка, клеткотворные образования |
Нетерпимость, алчность, самомнение, враждебность, перхоть (сухая), выпадение волос на голове, горькая отрыжка, гастрит, язвы желудка, колит, высокое кровяное давление |
Варуна грантхи |
Вода (jala) |
Почки, яички и простата у мужчин, молочные, бартолиевы железы и яичники у женщин, лимфатические узлы |
Обидчивость, зависть, злость, похоть. Отёчность, водянка, почечные камни, половые расстройства, мастопатия, простатит |
Притхиви |
Земля (pṛthivi) |
Костяк и плоть тела (кости, мышцы) |
Леность, вялость, сонливость. Ожирение, мышечные боли, остеопороз |
У каждого человека есть отличия в напряжении и движении энергетических токов и состоянии их проводников и узлов. Из-за внутренних и внешних потрясений или долговременных напряжений движение праны сбивается, затрудняется или прекращается. Прановые токи могут «заземляться» земными желаниями и разряжаться без толку и смысла. Их проводники могут закупориваться, и прана застаиваться, скапливаться в некоторых местах, что чревато коротким или долгим замыканием в виде физических, эмоциональных и умственных растройств.
Тогда в тех или иных местах тела начинают скапливаться загрязнения, например, откладываются отмершие клетки, непереработанный жир и токсины в виде “бляшек” на стенках кровеносных сосудов. А скопившись в одном месте, эти яды затем начинают распространяться по другим, свободным проводникам, ухудшая движение праны по ним и портя прилегающие ткани.
Воздействовать на эти токи проще всего через места расположения узловых сплетений или их выхода в теле. Так, движение пран в той или иной области тела может быть улучшено направленными на это место упражнениями йоги и мероприятиями аюрведы, например, очистительными. Так, рвота и прочищение носа усиливает удану и направляет её к шее и голове. Шанкха пракшалана, йоговская басти и клизмы удаляют препятствия апане, движение животом (агнисара крийа, наули) усиливают пищеварительный огонь, слабительные успокаивают, и те и другие упорядочивают движение самана вайу и т.д.
Даже точечные воздействия на организм в этих местах могут вести к неожиданно сильным следствиям. Чем занимаются китайская акупунктура или рефлексотерапия. И например, в аюрведе утверждалось, что «прокалывание ушей предотвращает грыжу и водянку яичек». (Сушрута, Чикитса, 19.21). А в русской народной медицине для излечения ячменя перетягивали большой палец ноги.
[1] Похоже разночтения в названии вызваны ошибками при переписке. Дело в том, что в азбуке деванагари несколько схожие по начертанию буквы «йа» и «п» при небольшой порче текста можно легко спутать.