Солнце — владыка света. Да поможет оно мне в этой молитве, в этом обряде, в этом деле первожреца, в этой стойкости, в этом намерении, в этом замысле, в этом благословении, в этом призыве богов! Благо!
Атхарваведа, 5.24.9
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЧИТАНИЯ СОЛНЦА СОВРЕМЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Это солнце — мёд для всех существ,
все существа — мёд для этого солнца.
Брихадараньяка упанишада, 2.5.5
Наша планета вращается вокруг «звезды по имени Солнце». Мы живём в атмосфере Солнца — сказано кем-то. Мы купаемся в его свете. Нас согревает его тепло, обдувает солнечный ветер... Но мы, увы, ещё и боремся за «место под солнцем».
Солнце содержит почти 99,9 процентов массы всей Солнечной системы. Оно сияет, по крайней мере, несколько миллиардов лет, сохраняя последние три более-менее постоянное излучение. Будь оно ближе, ярче, горячее либо, наоборот, дальше, холоднее, тусклее, либо не столь равномерно излучающим, жизнь на нашей Земле, по крайней мере, высокоразвитая органическая, была бы невозможна.
Рисунок 1 Солнце, "живое" и животворное.
Солнце освещает и обогревает Землю, создаёт и бережёт жизнь. Все наши многочисленные и мощнейшие электростанции, турбогенераторы, реакторы и т. д. вырабатывают всего десятую долю процента той энергии, которую бескорыстно дарит нашей Земле Солнце. Оно главный участник круговорота воды в природе: его тепло испаряет влагу, заставляя её проливаться дождями, просыпаться снегами, опускаться туманами, сверкать росой на траве...
Солнце — неотъемлемое условие производства пищи во всех слоях биосферы. Растения тянутся к солнцу и фотосинтезом производят на свету кислород, который необходим живым существам для дыхания. Энергия Солнца используется растениями для построения химических веществ, несущих энергию. Животные, поедая эти растения, вырабатывают ещё более сложные вещества. Человек, поедая и те и другие, расщепляет их в своём организме на отдельные составляющие, часть из которых идёт на построение тканей, а часть — на обеспечение жизнедеятельности. «Воистину, пища всех наделённых жизнью существ сотворена из Солнца»[1].
Это выражение взято из истории Махабхараты о поклонении Солнцу царя Юдхиштхиры, старшего из благородных братьев Пандавов, изгнанных в лес коварными кознями врагов. Юдхиштхира по совету риши Агастьи обратился к Солнцу с восхвалением (адитья хридайам)[2] о даровании им пищи. Солнце даровало ему неисчерпаемый горшок (акшайа патру), производящий необходимое количество еды для самих Пандавов и приходящих к ним благочестивых странников и мудрецов.
Рисунок 2 Дар солнечного бога. Совр. изображение.
Хотя человек, научившись преобразовывать природу, живя зачастую в искусственно созданной городской и технологической среде, вроде бы утратил способность к фотосинтезу, он не может без солнечного света и весьма чувствителен к его количеству.
Несколько простых наблюдений. Если несколько дней стоит пасмурная погода, настроение у многих ухудшается, а живость, бодрость уменьшаются. Южане, как правило, более темпераментны, чем северяне. Весной у большинства людей повышается настроение и способность к деятельности.
Оказывается, и растениям, и человеку нужен не просто свет (например, ламп накаливания, дневного света или светодиодных), но солнечный свет. Растения без естественного солнечного света, как правило, хилее, меньше или безвкуснее. Люди, работающие в помещениях с искусственным климатом и освещением (шахтах, секретных предприятиях, отделах и отсеках, центрах управления, бункерах и пр.), быстрее ощущают усталость, подавленность. Их работу причисляют к вредной, в частности, и потому, что люди не видят естественного солнечного света, дышат воздухом, не пронизанным им. Для восстановления они особенно нуждаются в отдыхе в местах, где «много солнца и света».
Солнце задаёт ритм жизни сменой дня и ночи, лета и зимы, тепла и холода. С этим ритмом согласуется ход биологических часов живых существ. Увы, современный человек понемногу разучивается ими пользоваться. Время предстаёт для него в виде отрывных календарных листков, вращения стрелок по циферблату (которые, впрочем, тоже идут по солнцу), мелькания цифр электронных часов... Эти цифры определяют его жизненный распорядок: когда вставать, ложиться спать, есть, идти на работу, в отпуск или праздновать, скажем, день той или иной революции или конституции.
Со временем в виде цифр можно делать всё что угодно — ввести отсчёт от разновычисляемых дат «сотворения мира», от рождества Христова, от бегства Мухаммада в Медину, ввести революционный календарь, как во времена французской революции, установить декретное время или, для экономической пользы, летнее или зимнее. Можно перелететь сквозь часовые пояса из московского утра в камчатский вечер или в предыдущую нью-йоркскую ночь.
Но ход солнца пока не зависит от людского произвола. Он во многом поддерживает неравновесную устойчивость жизни и гомеостаза человека в изменяющихся ежесекундно условиях. Он не даёт человеку потеряться в изменчивом времени. Древний календарь был взят из первой Книги человека — Природы и постоянно воспроизводился одними и теми же небесными явлениями. Солнце и луна ещё с каменного века стали мерилами бытия.
Солнечное излучение является великим очистителем. Оно ускоряет ход гниения, высушивает неживое. Солнечные лучи (особенно ультрафиолетовая часть спектра) обладают мощным антисептическим, дезинфицирующим и бактерицидным действием, возможно, гораздо более сильным, чем синие лампы в больницах. Очищающая сила солнца уничтожает огромное количество болезнетворных бактерий. Многие их виды под прямыми лучами солнца гибнут столь же быстро, как при кипячении. Всемирная организация здравоохранения, исследовав возможности замещения нехватки качественной воды в Сахеле, рекомендовало жителям выставлять их в бутылках на солнце на пару часов. За это время кишащая, смертельно опасная и весьма живучая бактериальная и грибковая фауна и флора полностью гибнет. Люди это и раньше, если не знали, то чувствовали. Выставлять на солнце матрацы, подушки, простыни, одеяла, покрывала и т. п. и у нас некогда было обычаем, который не стоит отвергать и сегодня. А Шивананда советовал делать это дважды в месяц. Свет и тепло солнца облегчает и даже исцеляет множество болезней.
Когда наука стала исследовать проявления солнечной активности, обнаружились новые связи человека с нашим светилом. Оказалось, Солнце — не ровно светящий бытовой светильник. С периодом в 2 часа 40 минут оно пульсирует — сжимается и расширяется, как сердце. Время от времени на его поверхности появляются области возмущения плазмы — так называемые солнечные пятна и вспышки. Солнце выбрасывает тысячекилометровые языки пламени — протуберанцы. Частота и мощность этих всплесков энергии колеблется, но наиболее заметными циклами являются 11-ти и 58-летний. Вспышки на Солнце производят потоки заряженных частиц, которые, достигая Земли, вызывают иногда несколько часовые магнитные бури и повышение радиационного фона в 2-10 раз. Примерно каждые 22 года происходит смена знака магнитного поля Солнца.
И оказывается, что многие события земной природы и человеческой истории находятся в заметной связи с этими явлениями. Со здоровой гордостью отметим, что одним из первых, кто начал изучать зависимости между циклами солнечной активности и многими явлениями в биосфере, был русский учёный А.Л. Чижевский[3], который стал одним из основоположников гелиобиологии. Может быть, так через века и культуры пробилась древняя вера обожания и обожествления Солнца славянами.
Исследование соответствий событий на Солнце и земных явлений с тех пор проводились в разных странах и по международным программам — в годы активного и спокойного Солнца. Явно прослеживаемые соответствия (корреляции) с состоянием Солнца и его циклов обнаружили во множестве разнообразнейших явлений живой и неживой природы. Некоторое умеренное превышение интенсивности солнечного излучения ускоряет развитие и повышает жизнестойкость организмов, а слишком малые или слишком большие дозы угнетают их. Растения отзываются на колебания солнечного излучения изменениями электрического потенциала деревьев, скорости созревания клеток. Животный мир — вспышками размножения или вымирания, массовыми миграциями (например, широко известными нашествиями саранчи или походами леммингов). В неживой природе (хотя это выражение не очень-то верно) усиление солнечной активности отражается в увеличении частоты и яркости полярных сияний, появлений комет, землетрясений, цунами, вулканических извержений, погодных катаклизмов — засух, наводнений и пр.
Человек многомерен. Он существо и биологическое, и общественное, и духовное. Все эти его проявления тоже находятся в связи с солнечными событиями. В нашей телесности воплощены первичные эмоции всех живых существ. В основе же таковых лежат и череда дней и ночей, свет и животворное тепло солнечных лучей, и полуденный палящий зной, и разноцветные краски зорь, и холодная угрожающая темень ночи или страх затмения. Поэтому в поклонении Солнцу сливаются воедино крайняя чувственность и отвлечённая мысль[4].
Эта связь проявилась даже в том, что самое мощное нервное сплетение в теле было названо солнечным.
Пребывание на солнце усиливает белковый обмен. Японский гематолог Маки Танака почти 20 лет изучал одну из реакций белков крови. Оказалось, разный состав крови в разное время зависит от состояния Солнца. Повышение солнечной активности находится в явной связи с увеличением случаев высокого кровяного давления, инфарктов, инсультов, диабета и т. п.
Человек неотделим от человечества. Воздействуя на человека, Солнце воздействует на человечество. Естественно, на здоровье человека сказываются и происходящие на Земле войны, перевороты, миграции населения, эпидемии, которые, в свою очередь, чаще случаются в годы активного Солнца. Связь с состояниями Солнца можно обнаружить даже в таких общественных явлениях, как увеличение или уменьшение количества локальных конфликтов, переворотов и революций, колебания рыночных цен, резкие выверты моды, перемены общественного мнения и предпочтений на выборах и т. п.
Самое необходимое для жизни — зачастую и самое незаметное. Если бы наша Земля не вращалась вокруг Солнца, если бы наше Светило не светило и не грело, то не было бы ни жизни, ни человеческой цивилизации и культуры. Солнце светило раньше, чем люди стали задумываться о происходящих в его недрах процессах. Почитание Солнца выше рассудочного понимания. И не зная, что солнце — газовая звезда, с происходящими в ней термоядерными и иными процессами, благоговение перед его светом, теплом и животворностью чувствовал и «дикарь».
Можно сказать, что во всех достижениях культуры и техники присутствует в скрытом виде энергия Солнца.
Проход солнца по поясу эклиптики среди облачённых в образы звёзд (созвездий) стал календарём, а солнечные часы — одним из первых «технических» устройств измерения дневного времени. Индийские предания говорят, что божественный мастер Вишвакарман из части раскалённого вещества Сурьи изготовил для богов оружие: диск-чакру с зубчатыми краями — для Вишну, трезубец (тришул) — для Шивы, копьё — для Карттикеи, полководца богов. В наш век в термоядерном оружии используются примерно те же реакции, что происходят на Солнце.
Когда наука начала вытеснять религию, она ещё сохраняла почтительность к Солнцу. Но с каноника Коперника начало усиливаться отношение к Солнцу как просто к небесному телу, вся роль которого сводилась к силе тяготения. По словам Розанова, он «сосчитал». «Он просто ответил глупо, негодно. С этого глупого ответа Коперника на нравственный вопрос о планете и солнце началась пошлость планеты и опустошение Небес». Мол, «конечно, земля не имеет о себе заботы солнца, а только притягивается по кубам расстояний. Тьфу»[5].
СОЛНЦЕ КАК ОБРАЗ И ИДЕЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОЖНО ЛИ НАЛАДИТЬ «ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ» С СОЛНЦЕМ?
Великое Светило! К чему свелось бы твоё счастье, если бы не было у тебя тех, кому ты светишь!
Ф Ницше[6]
Мало кто будет отрицать влияние Солнца на нашу жизнь. Сомнение часто в другом: может ли понимание этого и какие-то наши действия, направленные на почитание светила, оказывать на нас некое благоприятное и полезное воздействие? Можем ли мы использовать солнечную энергию напрямую для оздоровления и счастья в жизни?
Энергия Солнца уже сейчас всё шире непосредственно используется посредством гелиоустановок, гелиобатарей и крошечных батареек — для обогрева и освещения домов и улиц, для питания телефонов, в калькуляторах, часах и т. п. По сравнению с энергией, вырабатываемой сжиганием нефти, угля, газа или распадом урана, доля используемой солнечной энергии крошечна. Но может быть, можно использовать её как-то иначе, не столь прагматично?
О связи Солнца с земными делами без научных доказательств знали ещё мудрецы древности. Они верили даже, что человеческие дела и мысли воздействуют на Солнце. Верили, что добродетельные мысли, слова, дела и обряды поддерживают Вселенную. Даже если мы сейчас не способны этого обнаружить и доказать, не будем, по крайней мере, отметать с ходу эти свидетельства.
Какими бы бессмысленными, суеверными и дикими ни казались современному прагматику древние обряды, они были отражением единой Истины, содержали в себе её частичку и частностями намекали и направляли на Целое. И если это так, то понимание и воспроизведение их, пусть и с новыми, иными истолкованиями, приобщает человека к единой Истине. Солнце — наиболее явное,яркое и непосредственное для человека проявление космической энергии. И та энергия, которую проявляет человек в своей разнообразнейшей деятельности, в конечном счёте, связана с Солнцем.
Так как Солнце издавна было знаком света, животворной силы и мудрости, поклонение ему, которое совершал некогда человек, продолжает тонко влиять на нас. Семена почитания и поклонения Солнцу остаются в мировоззрении и языке. Множество людей и ныне тем или иным образом почитают Солнце, пусть и не сознавая это как священнодействие. Радуются ему, любят его, любуются восходами и закатами, сравнивают с ним лучшие проявления жизни, посвящают ему музыку, картины и строки стихов, в конце концов, нежатся на солнечных пляжах. В Масленицу едят блины, не задумываясь о том, что это солнечный символ. Выпускники школ встречают восход примерно близ даты летнего солнцеворота, который в древности отмечался праздником Купалы.
Когда же своим пониманием значения Солнца, его почитанием и упражнением мы настраиваемся на волну архетипических представлений, связанных с ним, мы обретаем «космические размеры». Включённость в наследие даёт возможность черпать из этого источника и самих занятий энергию и силу, хотя такое влияние поклонения Солнцу трудно объяснить материалистически и аналитически.
СОЛНЦЕ КАК ОБРАЗ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ
Солнце — это Брахман, таково наставление.
Чхандогья упанишада, 3.19.1
Пожалуй, самые большие трудности для занимающихся йогой у нас — это, во-первых, приспособление индийского опыта к сложившейся мировоззренческой, языковой и общественной среде и, во-вторых, выбор предмета сосредоточения, почитания и любви.
Ведь «человек не может мыслить без образов, как жить, не дыша» (Вивекананда). А раз так, есть очень много желающих внедрить выгодные для них образы в человеческий ум — будь то жвачка, женские тампоны или политические идеи. В век мельтешения таких образов и смятения от незнания цели и направления жизни людям нужны ясные, предметные, ощутимые, понятные и благоприятные для большинства образы и представления для сосредоточения. То, что в Индии называется избранным или желанным божеством (ишта девата), для нас может выступать как избранный образ или идея, собирающие вокруг себя все представления, символы и т. д. Это 9/10 составляющих успешного упражнения и достижения. Иначе сомнения и метания сведут на нет многие полезные действия йоги.
В этом смысле Солнце подходит очень многим из нас. Оно является всеобщим и объединяющим явлением мироздания, одним из главнейших почитаемых божеств индийского мироустройства и важнейшим образом славянского мировоззрения.
Но единство не исключает различий. Мать-Природа (климатом, ландшафтом, событиями прошлого и т. д.) влияет на мировоззрение, поведение, виды вероисповеданий, обрядов и упражнений. В жаркой Индии, кишащей жизнью, людьми, богами, культами, обрядами, правилами, отдельному существу необходимо по возможности избегать действия, беречься перегрева усилиями и движениями, отделиться от жизни. На наших безоглядных, безлюдных и холодных просторах мало тепла и рассеянная жизнь, то и дело начинающаяся как бы на пустом месте. И задача здесь другая: собраться и зажечься — каким-либо замыслом, мыслью, общественным движением, общим делом и личным упражнением. В духовности здесь больше требуется открытость, нежели уединённая скрытость; движение, нежели неподвижное сидение; душевное тепло и горение, нежели затухание, угасание (как переводится слово нирвана).
Интересно, что в текстах протоколов и рисунков, передающих образы медитаций, проводившихся в нашей стране В.В. Налимовым, самый широко-употребляемый символ — круг, чаще всего связанный со словом «солнце», а большинству положительных переживаний сопутствуют солнцеподобные изображения.
СОЛНЦЕ И СВЕТ МУДРОСТИ
«…я существую, солнце вижу, а не вижу солнца, то знаю, что оно есть. А знать, что есть солнце, – это уже вся жизнь».
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
Почему вообще светит Солнце? Каково его строение? Откуда оно черпает энергию и почему миллионы лет она не истощается? Эти вопросы задают себе в основном астрономы, физики да астрофизики. Большинство людей принимают его свет и тепло как данность и просто радуются, когда солнце пробьется из-за туч или начнёт припекать весной, согреет и подсушит пашню перед севом... Но для мудрецов величие, свет, жар, постоянство движения, щедрость и животворность сияющего на небе солнца были великой загадкой и учителем. Величие и благотворность солнца вызывало у них благоговение перед величием его Причины. Они в той или иной мере понимали, что явленное, ощутимое чувствами солнце — это свет иной, скрытой за ним Сущности — Природы, Творца, Истины, — не гаснущей с закатом солнца.
Важно понимать, что высшей целью сурья садханы — солнечного совершенствования — является не только и не просто физическое и космическое Солнце, а то, что является его Источником, то, что одно в человеке и в Солнце.
Солнце — это сгусток вселенской энергии (праны). Но по представлениям йоги, прана (энергия) и сознание неразделимы и взаимопереходящи. Солнце восполняет запас праны в человеке и просветляет его сознание, а это сознание и соответствующие благие деяния поддерживают Вселенную. Отсюда неявная, не сразу проявляющаяся и труднообъяснимая роль понимания значения Солнца и упражнений солнечного совершенствования: подключение к цепи преемственности даёт возможность подпитываться от прошлого знания и опыта энергией и силой.
Здесь имеет смысл напомнить, что преемственность — это не только повторение и воспроизведение старых образцов. Такое наследие быстро истощается. Или быстро коснеет, искажается до противоположности, мертвеет и умирает. Живость традиции — в постоянном порождении новых ростков, не затрагивающих и не истощающих её почву. Поскольку наследие живёт только в продолжении, мы постараемся взять индийскую основу и по возможности приблизить её к нашим мировоззренческим, языковым и общественным условиям.
Солнце — это великий зажигающий, просвещающий и согревающий символ. Почитание Солнца, поклонение ему, сосредоточение на солнечных знаках и упражнения с солнечной символикой могут стать ядром или даже главным способом совершенствования.
«Солнце черпает всю силу из Атмана, Вечного Абсолютного Солнца солнц, Света светов, источника всего сущего, первопричины всего, кладезя всех энергий. Брахман повелел — и солнце явилось для сохранения здоровья и счастья всех живых существ»[7].
Отсюда появилось представление о двух солнцах — дневном и ночном, или видимом и невидимом, или солнце, у которого две стороны — сияющая дневная и чёрная ночная. Оно существовало в Индии и прослеживается во многих культурах и мировоззрениях. Подобная идея о двух солнцах — земном, материальном, которое могут видеть и чувствовать всё, и вечном, источнике мудрости, которое узрят лишь духовно пробуждённые, — было и в европейской средневековой астрологии и алхимии (например, у Парацельса).
В Ишавасья упанишаде видимое солнце представлялось как прикрывающая Истину золотая чаша (патра):
Золотой чашей закрыт Истины лик,
То — Ты, Пышущий[8], открой её узреть держащемуся Истины!
Сияющее над землей благодатное и щедрое видимое солнце представлялось как бы отверстием, через которое льётся ярчайший божественный свет невидимого духовного Солнца. Это духовное Солнце и есть истинный источник внешнего и внутреннего света, всех благих сил и явлений. Излучение этого духовного Солнца проявляется в сиянии небесного солнца и во всём, что под солнцем. «Всё светит лишь вслед за ним, светящим; весь этот [мир] отсвечивает его светом»[9]; «Истиной сияет солнце на небе»[10].
Именно эта сущность издревле почиталась просвещённейшими людьми разных культур и религий. В греко-римском мире Солнце, став «огнём мудрости», в конечном итоге преобразовалось в «космический принцип»; «из иерофании оно превратилось в идею: например, для Платона оно было воплощением добра, выраженного в видимых вещах, а для орфиков — мировым разумом»[11]. Но так как небесное ощутимое солнце могут видеть всё, оно было общим предметом почитания с разными уровнями понимания, истолкования и обобщения. Это солнце стало знаком света, просвещения, просветления во мраке неведения.
СТУПЕНИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
Светить всегда,
Светить везде!
До дней последних донца.
Светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!
В. Маяковский
Исконное славянское вероисповедание — это вероисповедание Света. Оно сохраняется в нашем мировоззрении и языке[12]. Проявленный мир, Вселенную мы называем белым светом. Святость — это свет Истины в человеке. Святилище — место средоточия света. Священник, просветитель, святитель, святой — те, кто обладают светом и несут свет людям. Ласковое народное обращение «свет ты мой» или официальные «ваше сиятельство», «ваша светлость» также указывают на это. Святки — праздник (белорусск.). Когда мы говорим «лучшее», язык наш подразумевает что-то вроде «лучащегося»; получение — это принятие света, а разлука, разлучение, отлучение — отдаление от него.
Видимым и самым явным проявлением этого Света было солнце. Это и является главным обоснованием использования поклонения ему в солнечном совершенствовании.
Имея в виду эту направленность, обретение всякого знания мы можем представить в виде восхождения из глубокой тьмы неведения к Высшему Свету через состояния:
· просвещения;
· посвящения;
· просветления;
· ясности.
Упражнения солнечного поклонения, которые мы предлагаем в этой книге, в идеале могут вести к обретению таковой ясности по этим ступеням, постепенно. Такое продвижение мы и стремимся воспроизвести.
Просвещение — необходимая подготовка человека к посвящению. Чтобы продвигаться вперёд по духовному пути, необходим определённый уровень образования, определённые запасы знания и умение ими пользоваться на благо себе и другим. Нужен определённый уровень чистоты, чтобы быть способным воспринять новую истину. Просвещение здесь понимается как:
• очищение тела, чувств и ума;
• прояснение тех или иных частных вопросов при помощи объяснений посвящённого, священника, учителя — личного или безличного;
• выяснение для себя самого важного.
Высшим очистителем и просветителем является Знание. Собственно, сама эта книга имеет просветительное значение.
Солнечное поклонение очищает сердце и ум. Объяснения, давая понимание, расширяют область света. Сосредоточение на Солнце и упражнения его почитания становятся способом понимания величайших тайн мироздания.
Посвящение здесь понимается гораздо шире, чем какие-то особые обряды инициации. Суть его в том, чтобы указать цель и направление к ней. Наставник и передатчик Истины, конечно, необходим. Кто-то должен посветить в темноте, чтобы было видно, куда идти. Но не обязательно это должен быть учитель, воплощённый в личности. В индийском мироустройстве самое простое посвящение — это передача мантры, её сущности (бхава) и способа её применения (садханы). В наших условиях её роль выполняют особые изречения с символикой солнца и света.
Просветление — это озарение, позволяющее постигнуть самое главное, и достижение такой прозрачности и ясности ума, при которой Действительное уже не затмевается желаемым и неведением. Это появление собственного света и возможности двигаться уже при помощи него.
Ясность — это лучезарный покой всезнания. Она может проявляться в святости — непреходящем и неисчерпаемом состоянии самосветимости и излучения света в мир.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СУРЬЯ САДХАНЫ
Сурья садхана (от сурья — солнце, садхана — осуществление, достижение, совершенствование) составлена на основе существовавшего с давних времён в разных мироустройствах почитания Солнца, обрядов поклонения ему и ряда йоговских приёмов с солнечной образностью и символикой. Это новое и закономерное проявление древней ведийской традиции. Издавна существовали ответвления йоги и тантры, использующие поклонение Солнцу как главный способ совершенствования (представленные, например, Сурья виджняной и Сурья тантрой).
Солнечное совершенствование направлено на достижение благополучия — как телесного, так и умственного. Оно пробуждает, производит и воспроизводит в человеке солнечную энергию. Приносит ясность, полноту и радость бытия.
Как все упражнения йоги, сурья садхана имеет одной из важнейших целей развитие управления умом и телом. Всякая единообразная деятельность, совершающаяся по вашей воле и регулярно, создаёт в сознании точку притяжения, собирания и упорядочения разнообразных явлений мира.
Человек, способный вызывать в уме положительные, благожелательные, жизнеутверждающие представления, образы и идеи, может преодолеть такие состояния, как тревожность, депрессия, летаргия. Сосредоточение на Солнце предоставляет прекрасные возможности для познания. В Йога сутре (3.26) утверждается, что «сосредоточением (самьямой) на Солнце возникает знание Вселенной».
Чтобы человек мог не только улучшать и совершенствовать какие-то отдельные свои качества, но и добиваться гармонического развития и целостности, садхана включает в себя телесные, дыхательные, сосредотачивающие и созерцательные упражнения.
Основные составляющие сурья садханы:
• Просвещающие сведения о значении Солнца, солнечных обрядов, праздников, переводы индийских текстов солнечного поклонения и т. п.
• Телесные действия. Они состоят из определённых телесных положений и движений (например, намаскара мудры, поз солнечного приветствия или какого-либо созерцательного сидения — асаны). Их описания занимают значительное место в изложении садханы, так как телесные движения являются для большинства людей наиболее воспринимаемым и самым подходящим и простым способом управления сознанием.
• Дыхание. Умение управлять дыханием — важная часть управления праной – единой энергией, что есть в Солнце и человеке. Поскольку «мысль и прана составляют пару», дыхательными упражнениями можно управлять и настроением и настраиваться на созерцательное состояние.
• Сосредоточение и сознавание выступают в этом способе совершенствования в нескольких видах: наблюдение за телом, припоминание последовательности и вида необходимых действий и движений, направление внимания на те или иные области тела, сосредоточение, представление и т. д.
• Молитвенные изречения, или мантры. Одной из составляющих сознавания и сосредоточения является повторение про себя или произнесение вслух особого санскритского или соответствующего русского изречения. Мантры, биджи (семена мантры) или изречения на русском языке являются содержащими и передающими энергию звуками, которые настраивают человека на восприятие возвышенных мыслей, направляют его к цели садханы и дают силы для её достижения. Звучание, ритм и смысл этих изречений при продолжительном, регулярном, но постепенном повторении приводит к согласию тела, ума и разума, наполняет их силой, что помогает открыть важнейшие смыслы бытия.
Основные приёмы:
• приветственные молитвы Солнцу (гаятри и русские изречения);
• упражнения солнечного приветствия (сурья намаскара);
• представление Солнца в солнечном сплетении и сознавание манипура чакры с подготовительными упражнениями агнисара крийа, уддияна бандха;
• дыхание, пробуждающее поток солнечной энергии (сурья бхеда пранайама);
• повторение изречений с солнечной направленностью, образностью и символикой (джапа ануштхана);
• пристальное глядение (тратака) на восходящее или заходящее солнце;
• созерцательная техника сурья акаша.
В целом такой способ совершенствования — нечто большее, чем сложение этих упражнений и приёмов. Здесь целое много больше сумме его частей. Изложение его не ограничивается психофизиологическим подходом, но связывается с общемировой культурой поклонения Солнцу.
Упражнения расположены в порядке усложнения. Каждая последующая ступень садханы требует большего времени, большей подготовки, навыков сосредоточенности или внимания, чем предыдущая. Также у каждого приёма есть, по меньшей мере, две степени освоения — сосредоточение и созерцание.
Ключевое упражнение садханы — одно из лучших двигательных упражнений йоги по многосторонности его физического воздействия и возможностям сосредоточения — сурья намаскара. Она широко применяется в разных оздоровительных и духовных школах, но на русском описывалась до сих пор, как правило, весьма поверхностно. Впервые она излагается подробно для русского читателя, нацеленного на совершенствование и оздоровление. Она также дополняется описанием необходимых подготовительных и дополнительных техник йоги: разновидности этого упражнения — лунного поклонения (чандра намаскара), нескольких техник расслабления, кайа стхарьям и др. Начинающие могут сделать сурья намаскару основным упражнением и понемногу осваивать и пробовать выполнять другие приёмы.
[1] Махабхарата, Книга третья, Лесная (Араньякапарва), С. 15-12.
[2] Перевод которого здесь даётся в Приложении 3.
[3] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995. С. 12
[4] Шептунова И.И. Колесница солнца — храм Сурьи в Конараке // Сад одного цветка. — М., 1991. — С. 245.
[5] Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 1990 — С. 21.
[6] Так говорил Заратустра. См. Ницше Ф. Сочинения. М., 1997.— Т. 2.—С. 6.
[7] Свами Шивананда. Йога и здоровье. К., 1998.
[8] Имеется в виду — жизненной силой. Пушан, одно из имён и проявлений солнечного божества.
[9] Катха упанишада, 2.2.15; Шветашватара упанишада, 6.14.
[10] Маханарайана упанишада, 10.519.
[11] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. — С. 150. (В переводе нами заменено мелковатое и слишком практичное слово «рассудком» на «разумом»).
[12] См. об этом, например: Топоров В. Н. Об одном архаичном элементе в древнерусской духовной культуре — *svet // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1988.
Солнце — владыка света. Да поможет оно мне в этой молитве, в этом обряде, в этом деле первожреца, в этой стойкости, в этом намерении, в этом замысле, в этом благословении, в этом призыве богов! Благо!
Атхарваведа, 5.24.9
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЧИТАНИЯ СОЛНЦА СОВРЕМЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Это солнце — мёд для всех существ,
все существа — мёд для этого солнца.
Брихадараньяка упанишада, 2.5.5
Наша планета вращается вокруг «звезды по имени Солнце». Мы живём в атмосфере Солнца — сказано кем-то. Мы купаемся в его свете. Нас согревает его тепло, обдувает солнечный ветер... Но мы, увы, ещё и боремся за «место под солнцем».
Солнце содержит почти 99,9 процентов массы всей Солнечной системы. Оно сияет, по крайней мере, несколько миллиардов лет, сохраняя последние три более-менее постоянное излучение. Будь оно ближе, ярче, горячее либо, наоборот, дальше, холоднее, тусклее, либо не столь равномерно излучающим, жизнь на нашей Земле, по крайней мере, высокоразвитая органическая, была бы невозможна.
Рисунок 1 Солнце, "живое" и животворное.
Солнце освещает и обогревает Землю, создаёт и бережёт жизнь. Все наши многочисленные и мощнейшие электростанции, турбогенераторы, реакторы и т. д. вырабатывают всего десятую долю процента той энергии, которую бескорыстно дарит нашей Земле Солнце. Оно главный участник круговорота воды в природе: его тепло испаряет влагу, заставляя её проливаться дождями, просыпаться снегами, опускаться туманами, сверкать росой на траве...
Солнце — неотъемлемое условие производства пищи во всех слоях биосферы. Растения тянутся к солнцу и фотосинтезом производят на свету кислород, который необходим живым существам для дыхания. Энергия Солнца используется растениями для построения химических веществ, несущих энергию. Животные, поедая эти растения, вырабатывают ещё более сложные вещества. Человек, поедая и те и другие, расщепляет их в своём организме на отдельные составляющие, часть из которых идёт на построение тканей, а часть — на обеспечение жизнедеятельности. «Воистину, пища всех наделённых жизнью существ сотворена из Солнца»[1].
Это выражение взято из истории Махабхараты о поклонении Солнцу царя Юдхиштхиры, старшего из благородных братьев Пандавов, изгнанных в лес коварными кознями врагов. Юдхиштхира по совету риши Агастьи обратился к Солнцу с восхвалением (адитья хридайам)[2] о даровании им пищи. Солнце даровало ему неисчерпаемый горшок (акшайа патру), производящий необходимое количество еды для самих Пандавов и приходящих к ним благочестивых странников и мудрецов.
Рисунок 2 Дар солнечного бога. Совр. изображение.
Хотя человек, научившись преобразовывать природу, живя зачастую в искусственно созданной городской и технологической среде, вроде бы утратил способность к фотосинтезу, он не может без солнечного света и весьма чувствителен к его количеству.
Несколько простых наблюдений. Если несколько дней стоит пасмурная погода, настроение у многих ухудшается, а живость, бодрость уменьшаются. Южане, как правило, более темпераментны, чем северяне. Весной у большинства людей повышается настроение и способность к деятельности.
Оказывается, и растениям, и человеку нужен не просто свет (например, ламп накаливания, дневного света или светодиодных), но солнечный свет. Растения без естественного солнечного света, как правило, хилее, меньше или безвкуснее. Люди, работающие в помещениях с искусственным климатом и освещением (шахтах, секретных предприятиях, отделах и отсеках, центрах управления, бункерах и пр.), быстрее ощущают усталость, подавленность. Их работу причисляют к вредной, в частности, и потому, что люди не видят естественного солнечного света, дышат воздухом, не пронизанным им. Для восстановления они особенно нуждаются в отдыхе в местах, где «много солнца и света».
Солнце задаёт ритм жизни сменой дня и ночи, лета и зимы, тепла и холода. С этим ритмом согласуется ход биологических часов живых существ. Увы, современный человек понемногу разучивается ими пользоваться. Время предстаёт для него в виде отрывных календарных листков, вращения стрелок по циферблату (которые, впрочем, тоже идут по солнцу), мелькания цифр электронных часов... Эти цифры определяют его жизненный распорядок: когда вставать, ложиться спать, есть, идти на работу, в отпуск или праздновать, скажем, день той или иной революции или конституции.
Со временем в виде цифр можно делать всё что угодно — ввести отсчёт от разновычисляемых дат «сотворения мира», от рождества Христова, от бегства Мухаммада в Медину, ввести революционный календарь, как во времена французской революции, установить декретное время или, для экономической пользы, летнее или зимнее. Можно перелететь сквозь часовые пояса из московского утра в камчатский вечер или в предыдущую нью-йоркскую ночь.
Но ход солнца пока не зависит от людского произвола. Он во многом поддерживает неравновесную устойчивость жизни и гомеостаза человека в изменяющихся ежесекундно условиях. Он не даёт человеку потеряться в изменчивом времени. Древний календарь был взят из первой Книги человека — Природы и постоянно воспроизводился одними и теми же небесными явлениями. Солнце и луна ещё с каменного века стали мерилами бытия.
Солнечное излучение является великим очистителем. Оно ускоряет ход гниения, высушивает неживое. Солнечные лучи (особенно ультрафиолетовая часть спектра) обладают мощным антисептическим, дезинфицирующим и бактерицидным действием, возможно, гораздо более сильным, чем синие лампы в больницах. Очищающая сила солнца уничтожает огромное количество болезнетворных бактерий. Многие их виды под прямыми лучами солнца гибнут столь же быстро, как при кипячении. Всемирная организация здравоохранения, исследовав возможности замещения нехватки качественной воды в Сахеле, рекомендовало жителям выставлять их в бутылках на солнце на пару часов. За это время кишащая, смертельно опасная и весьма живучая бактериальная и грибковая фауна и флора полностью гибнет. Люди это и раньше, если не знали, то чувствовали. Выставлять на солнце матрацы, подушки, простыни, одеяла, покрывала и т. п. и у нас некогда было обычаем, который не стоит отвергать и сегодня. А Шивананда советовал делать это дважды в месяц. Свет и тепло солнца облегчает и даже исцеляет множество болезней.
Когда наука стала исследовать проявления солнечной активности, обнаружились новые связи человека с нашим светилом. Оказалось, Солнце — не ровно светящий бытовой светильник. С периодом в 2 часа 40 минут оно пульсирует — сжимается и расширяется, как сердце. Время от времени на его поверхности появляются области возмущения плазмы — так называемые солнечные пятна и вспышки. Солнце выбрасывает тысячекилометровые языки пламени — протуберанцы. Частота и мощность этих всплесков энергии колеблется, но наиболее заметными циклами являются 11-ти и 58-летний. Вспышки на Солнце производят потоки заряженных частиц, которые, достигая Земли, вызывают иногда несколько часовые магнитные бури и повышение радиационного фона в 2-10 раз. Примерно каждые 22 года происходит смена знака магнитного поля Солнца.
И оказывается, что многие события земной природы и человеческой истории находятся в заметной связи с этими явлениями. Со здоровой гордостью отметим, что одним из первых, кто начал изучать зависимости между циклами солнечной активности и многими явлениями в биосфере, был русский учёный А.Л. Чижевский[3], который стал одним из основоположников гелиобиологии. Может быть, так через века и культуры пробилась древняя вера обожания и обожествления Солнца славянами.
Исследование соответствий событий на Солнце и земных явлений с тех пор проводились в разных странах и по международным программам — в годы активного и спокойного Солнца. Явно прослеживаемые соответствия (корреляции) с состоянием Солнца и его циклов обнаружили во множестве разнообразнейших явлений живой и неживой природы. Некоторое умеренное превышение интенсивности солнечного излучения ускоряет развитие и повышает жизнестойкость организмов, а слишком малые или слишком большие дозы угнетают их. Растения отзываются на колебания солнечного излучения изменениями электрического потенциала деревьев, скорости созревания клеток. Животный мир — вспышками размножения или вымирания, массовыми миграциями (например, широко известными нашествиями саранчи или походами леммингов). В неживой природе (хотя это выражение не очень-то верно) усиление солнечной активности отражается в увеличении частоты и яркости полярных сияний, появлений комет, землетрясений, цунами, вулканических извержений, погодных катаклизмов — засух, наводнений и пр.
Человек многомерен. Он существо и биологическое, и общественное, и духовное. Все эти его проявления тоже находятся в связи с солнечными событиями. В нашей телесности воплощены первичные эмоции всех живых существ. В основе же таковых лежат и череда дней и ночей, свет и животворное тепло солнечных лучей, и полуденный палящий зной, и разноцветные краски зорь, и холодная угрожающая темень ночи или страх затмения. Поэтому в поклонении Солнцу сливаются воедино крайняя чувственность и отвлечённая мысль[4].
Эта связь проявилась даже в том, что самое мощное нервное сплетение в теле было названо солнечным.
Пребывание на солнце усиливает белковый обмен. Японский гематолог Маки Танака почти 20 лет изучал одну из реакций белков крови. Оказалось, разный состав крови в разное время зависит от состояния Солнца. Повышение солнечной активности находится в явной связи с увеличением случаев высокого кровяного давления, инфарктов, инсультов, диабета и т. п.
Человек неотделим от человечества. Воздействуя на человека, Солнце воздействует на человечество. Естественно, на здоровье человека сказываются и происходящие на Земле войны, перевороты, миграции населения, эпидемии, которые, в свою очередь, чаще случаются в годы активного Солнца. Связь с состояниями Солнца можно обнаружить даже в таких общественных явлениях, как увеличение или уменьшение количества локальных конфликтов, переворотов и революций, колебания рыночных цен, резкие выверты моды, перемены общественного мнения и предпочтений на выборах и т. п.
Самое необходимое для жизни — зачастую и самое незаметное. Если бы наша Земля не вращалась вокруг Солнца, если бы наше Светило не светило и не грело, то не было бы ни жизни, ни человеческой цивилизации и культуры. Солнце светило раньше, чем люди стали задумываться о происходящих в его недрах процессах. Почитание Солнца выше рассудочного понимания. И не зная, что солнце — газовая звезда, с происходящими в ней термоядерными и иными процессами, благоговение перед его светом, теплом и животворностью чувствовал и «дикарь».
Можно сказать, что во всех достижениях культуры и техники присутствует в скрытом виде энергия Солнца.
Проход солнца по поясу эклиптики среди облачённых в образы звёзд (созвездий) стал календарём, а солнечные часы — одним из первых «технических» устройств измерения дневного времени. Индийские предания говорят, что божественный мастер Вишвакарман из части раскалённого вещества Сурьи изготовил для богов оружие: диск-чакру с зубчатыми краями — для Вишну, трезубец (тришул) — для Шивы, копьё — для Карттикеи, полководца богов. В наш век в термоядерном оружии используются примерно те же реакции, что происходят на Солнце.
Когда наука начала вытеснять религию, она ещё сохраняла почтительность к Солнцу. Но с каноника Коперника начало усиливаться отношение к Солнцу как просто к небесному телу, вся роль которого сводилась к силе тяготения. По словам Розанова, он «сосчитал». «Он просто ответил глупо, негодно. С этого глупого ответа Коперника на нравственный вопрос о планете и солнце началась пошлость планеты и опустошение Небес». Мол, «конечно, земля не имеет о себе заботы солнца, а только притягивается по кубам расстояний. Тьфу»[5].
СОЛНЦЕ КАК ОБРАЗ И ИДЕЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОЖНО ЛИ НАЛАДИТЬ «ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ» С СОЛНЦЕМ?
Великое Светило! К чему свелось бы твоё счастье, если бы не было у тебя тех, кому ты светишь!
Ф Ницше[6]
Мало кто будет отрицать влияние Солнца на нашу жизнь. Сомнение часто в другом: может ли понимание этого и какие-то наши действия, направленные на почитание светила, оказывать на нас некое благоприятное и полезное воздействие? Можем ли мы использовать солнечную энергию напрямую для оздоровления и счастья в жизни?
Энергия Солнца уже сейчас всё шире непосредственно используется посредством гелиоустановок, гелиобатарей и крошечных батареек — для обогрева и освещения домов и улиц, для питания телефонов, в калькуляторах, часах и т. п. По сравнению с энергией, вырабатываемой сжиганием нефти, угля, газа или распадом урана, доля используемой солнечной энергии крошечна. Но может быть, можно использовать её как-то иначе, не столь прагматично?
О связи Солнца с земными делами без научных доказательств знали ещё мудрецы древности. Они верили даже, что человеческие дела и мысли воздействуют на Солнце. Верили, что добродетельные мысли, слова, дела и обряды поддерживают Вселенную. Даже если мы сейчас не способны этого обнаружить и доказать, не будем, по крайней мере, отметать с ходу эти свидетельства.
Какими бы бессмысленными, суеверными и дикими ни казались современному прагматику древние обряды, они были отражением единой Истины, содержали в себе её частичку и частностями намекали и направляли на Целое. И если это так, то понимание и воспроизведение их, пусть и с новыми, иными истолкованиями, приобщает человека к единой Истине. Солнце — наиболее явное,яркое и непосредственное для человека проявление космической энергии. И та энергия, которую проявляет человек в своей разнообразнейшей деятельности, в конечном счёте, связана с Солнцем.
Так как Солнце издавна было знаком света, животворной силы и мудрости, поклонение ему, которое совершал некогда человек, продолжает тонко влиять на нас. Семена почитания и поклонения Солнцу остаются в мировоззрении и языке. Множество людей и ныне тем или иным образом почитают Солнце, пусть и не сознавая это как священнодействие. Радуются ему, любят его, любуются восходами и закатами, сравнивают с ним лучшие проявления жизни, посвящают ему музыку, картины и строки стихов, в конце концов, нежатся на солнечных пляжах. В Масленицу едят блины, не задумываясь о том, что это солнечный символ. Выпускники школ встречают восход примерно близ даты летнего солнцеворота, который в древности отмечался праздником Купалы.
Когда же своим пониманием значения Солнца, его почитанием и упражнением мы настраиваемся на волну архетипических представлений, связанных с ним, мы обретаем «космические размеры». Включённость в наследие даёт возможность черпать из этого источника и самих занятий энергию и силу, хотя такое влияние поклонения Солнцу трудно объяснить материалистически и аналитически.
СОЛНЦЕ КАК ОБРАЗ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ
Солнце — это Брахман, таково наставление.
Чхандогья упанишада, 3.19.1
Пожалуй, самые большие трудности для занимающихся йогой у нас — это, во-первых, приспособление индийского опыта к сложившейся мировоззренческой, языковой и общественной среде и, во-вторых, выбор предмета сосредоточения, почитания и любви.
Ведь «человек не может мыслить без образов, как жить, не дыша» (Вивекананда). А раз так, есть очень много желающих внедрить выгодные для них образы в человеческий ум — будь то жвачка, женские тампоны или политические идеи. В век мельтешения таких образов и смятения от незнания цели и направления жизни людям нужны ясные, предметные, ощутимые, понятные и благоприятные для большинства образы и представления для сосредоточения. То, что в Индии называется избранным или желанным божеством (ишта девата), для нас может выступать как избранный образ или идея, собирающие вокруг себя все представления, символы и т. д. Это 9/10 составляющих успешного упражнения и достижения. Иначе сомнения и метания сведут на нет многие полезные действия йоги.
В этом смысле Солнце подходит очень многим из нас. Оно является всеобщим и объединяющим явлением мироздания, одним из главнейших почитаемых божеств индийского мироустройства и важнейшим образом славянского мировоззрения.
Но единство не исключает различий. Мать-Природа (климатом, ландшафтом, событиями прошлого и т. д.) влияет на мировоззрение, поведение, виды вероисповеданий, обрядов и упражнений. В жаркой Индии, кишащей жизнью, людьми, богами, культами, обрядами, правилами, отдельному существу необходимо по возможности избегать действия, беречься перегрева усилиями и движениями, отделиться от жизни. На наших безоглядных, безлюдных и холодных просторах мало тепла и рассеянная жизнь, то и дело начинающаяся как бы на пустом месте. И задача здесь другая: собраться и зажечься — каким-либо замыслом, мыслью, общественным движением, общим делом и личным упражнением. В духовности здесь больше требуется открытость, нежели уединённая скрытость; движение, нежели неподвижное сидение; душевное тепло и горение, нежели затухание, угасание (как переводится слово нирвана).
Интересно, что в текстах протоколов и рисунков, передающих образы медитаций, проводившихся в нашей стране В.В. Налимовым, самый широко-употребляемый символ — круг, чаще всего связанный со словом «солнце», а большинству положительных переживаний сопутствуют солнцеподобные изображения.
СОЛНЦЕ И СВЕТ МУДРОСТИ
«…я существую, солнце вижу, а не вижу солнца, то знаю, что оно есть. А знать, что есть солнце, – это уже вся жизнь».
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
Почему вообще светит Солнце? Каково его строение? Откуда оно черпает энергию и почему миллионы лет она не истощается? Эти вопросы задают себе в основном астрономы, физики да астрофизики. Большинство людей принимают его свет и тепло как данность и просто радуются, когда солнце пробьется из-за туч или начнёт припекать весной, согреет и подсушит пашню перед севом... Но для мудрецов величие, свет, жар, постоянство движения, щедрость и животворность сияющего на небе солнца были великой загадкой и учителем. Величие и благотворность солнца вызывало у них благоговение перед величием его Причины. Они в той или иной мере понимали, что явленное, ощутимое чувствами солнце — это свет иной, скрытой за ним Сущности — Природы, Творца, Истины, — не гаснущей с закатом солнца.
Важно понимать, что высшей целью сурья садханы — солнечного совершенствования — является не только и не просто физическое и космическое Солнце, а то, что является его Источником, то, что одно в человеке и в Солнце.
Солнце — это сгусток вселенской энергии (праны). Но по представлениям йоги, прана (энергия) и сознание неразделимы и взаимопереходящи. Солнце восполняет запас праны в человеке и просветляет его сознание, а это сознание и соответствующие благие деяния поддерживают Вселенную. Отсюда неявная, не сразу проявляющаяся и труднообъяснимая роль понимания значения Солнца и упражнений солнечного совершенствования: подключение к цепи преемственности даёт возможность подпитываться от прошлого знания и опыта энергией и силой.
Здесь имеет смысл напомнить, что преемственность — это не только повторение и воспроизведение старых образцов. Такое наследие быстро истощается. Или быстро коснеет, искажается до противоположности, мертвеет и умирает. Живость традиции — в постоянном порождении новых ростков, не затрагивающих и не истощающих её почву. Поскольку наследие живёт только в продолжении, мы постараемся взять индийскую основу и по возможности приблизить её к нашим мировоззренческим, языковым и общественным условиям.
Солнце — это великий зажигающий, просвещающий и согревающий символ. Почитание Солнца, поклонение ему, сосредоточение на солнечных знаках и упражнения с солнечной символикой могут стать ядром или даже главным способом совершенствования.
«Солнце черпает всю силу из Атмана, Вечного Абсолютного Солнца солнц, Света светов, источника всего сущего, первопричины всего, кладезя всех энергий. Брахман повелел — и солнце явилось для сохранения здоровья и счастья всех живых существ»[7].
Отсюда появилось представление о двух солнцах — дневном и ночном, или видимом и невидимом, или солнце, у которого две стороны — сияющая дневная и чёрная ночная. Оно существовало в Индии и прослеживается во многих культурах и мировоззрениях. Подобная идея о двух солнцах — земном, материальном, которое могут видеть и чувствовать всё, и вечном, источнике мудрости, которое узрят лишь духовно пробуждённые, — было и в европейской средневековой астрологии и алхимии (например, у Парацельса).
В Ишавасья упанишаде видимое солнце представлялось как прикрывающая Истину золотая чаша (патра):
Золотой чашей закрыт Истины лик,
То — Ты, Пышущий[8], открой её узреть держащемуся Истины!
Сияющее над землей благодатное и щедрое видимое солнце представлялось как бы отверстием, через которое льётся ярчайший божественный свет невидимого духовного Солнца. Это духовное Солнце и есть истинный источник внешнего и внутреннего света, всех благих сил и явлений. Излучение этого духовного Солнца проявляется в сиянии небесного солнца и во всём, что под солнцем. «Всё светит лишь вслед за ним, светящим; весь этот [мир] отсвечивает его светом»[9]; «Истиной сияет солнце на небе»[10].
Именно эта сущность издревле почиталась просвещённейшими людьми разных культур и религий. В греко-римском мире Солнце, став «огнём мудрости», в конечном итоге преобразовалось в «космический принцип»; «из иерофании оно превратилось в идею: например, для Платона оно было воплощением добра, выраженного в видимых вещах, а для орфиков — мировым разумом»[11]. Но так как небесное ощутимое солнце могут видеть всё, оно было общим предметом почитания с разными уровнями понимания, истолкования и обобщения. Это солнце стало знаком света, просвещения, просветления во мраке неведения.
СТУПЕНИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ
Светить всегда,
Светить везде!
До дней последних донца.
Светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!
В. Маяковский
Исконное славянское вероисповедание — это вероисповедание Света. Оно сохраняется в нашем мировоззрении и языке[12]. Проявленный мир, Вселенную мы называем белым светом. Святость — это свет Истины в человеке. Святилище — место средоточия света. Священник, просветитель, святитель, святой — те, кто обладают светом и несут свет людям. Ласковое народное обращение «свет ты мой» или официальные «ваше сиятельство», «ваша светлость» также указывают на это. Святки — праздник (белорусск.). Когда мы говорим «лучшее», язык наш подразумевает что-то вроде «лучащегося»; получение — это принятие света, а разлука, разлучение, отлучение — отдаление от него.
Видимым и самым явным проявлением этого Света было солнце. Это и является главным обоснованием использования поклонения ему в солнечном совершенствовании.
Имея в виду эту направленность, обретение всякого знания мы можем представить в виде восхождения из глубокой тьмы неведения к Высшему Свету через состояния:
· просвещения;
· посвящения;
· просветления;
· ясности.
Упражнения солнечного поклонения, которые мы предлагаем в этой книге, в идеале могут вести к обретению таковой ясности по этим ступеням, постепенно. Такое продвижение мы и стремимся воспроизвести.
Просвещение — необходимая подготовка человека к посвящению. Чтобы продвигаться вперёд по духовному пути, необходим определённый уровень образования, определённые запасы знания и умение ими пользоваться на благо себе и другим. Нужен определённый уровень чистоты, чтобы быть способным воспринять новую истину. Просвещение здесь понимается как:
• очищение тела, чувств и ума;
• прояснение тех или иных частных вопросов при помощи объяснений посвящённого, священника, учителя — личного или безличного;
• выяснение для себя самого важного.
Высшим очистителем и просветителем является Знание. Собственно, сама эта книга имеет просветительное значение.
Солнечное поклонение очищает сердце и ум. Объяснения, давая понимание, расширяют область света. Сосредоточение на Солнце и упражнения его почитания становятся способом понимания величайших тайн мироздания.
Посвящение здесь понимается гораздо шире, чем какие-то особые обряды инициации. Суть его в том, чтобы указать цель и направление к ней. Наставник и передатчик Истины, конечно, необходим. Кто-то должен посветить в темноте, чтобы было видно, куда идти. Но не обязательно это должен быть учитель, воплощённый в личности. В индийском мироустройстве самое простое посвящение — это передача мантры, её сущности (бхава) и способа её применения (садханы). В наших условиях её роль выполняют особые изречения с символикой солнца и света.
Просветление — это озарение, позволяющее постигнуть самое главное, и достижение такой прозрачности и ясности ума, при которой Действительное уже не затмевается желаемым и неведением. Это появление собственного света и возможности двигаться уже при помощи него.
Ясность — это лучезарный покой всезнания. Она может проявляться в святости — непреходящем и неисчерпаемом состоянии самосветимости и излучения света в мир.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СУРЬЯ САДХАНЫ
Сурья садхана (от сурья — солнце, садхана — осуществление, достижение, совершенствование) составлена на основе существовавшего с давних времён в разных мироустройствах почитания Солнца, обрядов поклонения ему и ряда йоговских приёмов с солнечной образностью и символикой. Это новое и закономерное проявление древней ведийской традиции. Издавна существовали ответвления йоги и тантры, использующие поклонение Солнцу как главный способ совершенствования (представленные, например, Сурья виджняной и Сурья тантрой).
Солнечное совершенствование направлено на достижение благополучия — как телесного, так и умственного. Оно пробуждает, производит и воспроизводит в человеке солнечную энергию. Приносит ясность, полноту и радость бытия.
Как все упражнения йоги, сурья садхана имеет одной из важнейших целей развитие управления умом и телом. Всякая единообразная деятельность, совершающаяся по вашей воле и регулярно, создаёт в сознании точку притяжения, собирания и упорядочения разнообразных явлений мира.
Человек, способный вызывать в уме положительные, благожелательные, жизнеутверждающие представления, образы и идеи, может преодолеть такие состояния, как тревожность, депрессия, летаргия. Сосредоточение на Солнце предоставляет прекрасные возможности для познания. В Йога сутре (3.26) утверждается, что «сосредоточением (самьямой) на Солнце возникает знание Вселенной».
Чтобы человек мог не только улучшать и совершенствовать какие-то отдельные свои качества, но и добиваться гармонического развития и целостности, садхана включает в себя телесные, дыхательные, сосредотачивающие и созерцательные упражнения.
Основные составляющие сурья садханы:
• Просвещающие сведения о значении Солнца, солнечных обрядов, праздников, переводы индийских текстов солнечного поклонения и т. п.
• Телесные действия. Они состоят из определённых телесных положений и движений (например, намаскара мудры, поз солнечного приветствия или какого-либо созерцательного сидения — асаны). Их описания занимают значительное место в изложении садханы, так как телесные движения являются для большинства людей наиболее воспринимаемым и самым подходящим и простым способом управления сознанием.
• Дыхание. Умение управлять дыханием — важная часть управления праной – единой энергией, что есть в Солнце и человеке. Поскольку «мысль и прана составляют пару», дыхательными упражнениями можно управлять и настроением и настраиваться на созерцательное состояние.
• Сосредоточение и сознавание выступают в этом способе совершенствования в нескольких видах: наблюдение за телом, припоминание последовательности и вида необходимых действий и движений, направление внимания на те или иные области тела, сосредоточение, представление и т. д.
• Молитвенные изречения, или мантры. Одной из составляющих сознавания и сосредоточения является повторение про себя или произнесение вслух особого санскритского или соответствующего русского изречения. Мантры, биджи (семена мантры) или изречения на русском языке являются содержащими и передающими энергию звуками, которые настраивают человека на восприятие возвышенных мыслей, направляют его к цели садханы и дают силы для её достижения. Звучание, ритм и смысл этих изречений при продолжительном, регулярном, но постепенном повторении приводит к согласию тела, ума и разума, наполняет их силой, что помогает открыть важнейшие смыслы бытия.
Основные приёмы:
• приветственные молитвы Солнцу (гаятри и русские изречения);
• упражнения солнечного приветствия (сурья намаскара);
• представление Солнца в солнечном сплетении и сознавание манипура чакры с подготовительными упражнениями агнисара крийа, уддияна бандха;
• дыхание, пробуждающее поток солнечной энергии (сурья бхеда пранайама);
• повторение изречений с солнечной направленностью, образностью и символикой (джапа ануштхана);
• пристальное глядение (тратака) на восходящее или заходящее солнце;
• созерцательная техника сурья акаша.
В целом такой способ совершенствования — нечто большее, чем сложение этих упражнений и приёмов. Здесь целое много больше сумме его частей. Изложение его не ограничивается психофизиологическим подходом, но связывается с общемировой культурой поклонения Солнцу.
Упражнения расположены в порядке усложнения. Каждая последующая ступень садханы требует большего времени, большей подготовки, навыков сосредоточенности или внимания, чем предыдущая. Также у каждого приёма есть, по меньшей мере, две степени освоения — сосредоточение и созерцание.
Ключевое упражнение садханы — одно из лучших двигательных упражнений йоги по многосторонности его физического воздействия и возможностям сосредоточения — сурья намаскара. Она широко применяется в разных оздоровительных и духовных школах, но на русском описывалась до сих пор, как правило, весьма поверхностно. Впервые она излагается подробно для русского читателя, нацеленного на совершенствование и оздоровление. Она также дополняется описанием необходимых подготовительных и дополнительных техник йоги: разновидности этого упражнения — лунного поклонения (чандра намаскара), нескольких техник расслабления, кайа стхарьям и др. Начинающие могут сделать сурья намаскару основным упражнением и понемногу осваивать и пробовать выполнять другие приёмы.
[1] Махабхарата, Книга третья, Лесная (Араньякапарва), С. 15-12.
[2] Перевод которого здесь даётся в Приложении 3.
[3] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995. С. 12
[4] Шептунова И.И. Колесница солнца — храм Сурьи в Конараке // Сад одного цветка. — М., 1991. — С. 245.
[5] Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 1990 — С. 21.
[6] Так говорил Заратустра. См. Ницше Ф. Сочинения. М., 1997.— Т. 2.—С. 6.
[7] Свами Шивананда. Йога и здоровье. К., 1998.
[8] Имеется в виду — жизненной силой. Пушан, одно из имён и проявлений солнечного божества.
[9] Катха упанишада, 2.2.15; Шветашватара упанишада, 6.14.
[10] Маханарайана упанишада, 10.519.
[11] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. — С. 150. (В переводе нами заменено мелковатое и слишком практичное слово «рассудком» на «разумом»).
[12] См. об этом, например: Топоров В. Н. Об одном архаичном элементе в древнерусской духовной культуре — *svet // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1988.