Проблески

 

Всегда мыслить о Самом высшем,

стремиться к познанию сути –

это зовётся Знанием,

незнание – всё остальное.

Бхагавадгита

СОЛНЕЧНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ (СУРЬЯ НАМАСКАРА)

 

НОВОВВЕДЕНИЕ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕЕМСТВА?

 

Сурья намаскара («поклонение Солнцу», «приветствие, восславление Солнца») — широко распространённое ныне двигательное (динамическое) упражнение йоги. И, пожалуй, оно самое лучшее из таковых по многосторонности его физического воздействия и по возможностям сосредоточения.

Она широко применяется в разных оздоровительных и духовных школах и часто описывалась в литературе, но до сих пор, как правило, весьма кратко и весьма поверхностно. Вкратце и, главным образом, как общеукрепляющее оздоровительное средство мы описали это удивительное упражнение в книге по Аюрведе.[1] Здесь мы постараемся изложить её много подробнее, взяв за основу описание и истолкование солнечного приветствия, которое одним из первых после своего учителя Свами Шивананды широко стал использовать в обучении йоге Свами Сатьянанда, основатель Бихарской школы йоги[2].

Сурья намаскара не входит в классическую йогу: никаких упоминаний ни в Йога сутрах, ни в более поздних упанишадах йоги. Отсуствует даже в ряду классических асан, представленных такими сравнительно поздними писаниями, как Хатха йога прадипика и Гхеранда самхита, подход которых, собственно, и стал господствующим в понимании и применении йоги на Западе. На этом основании о сурья намаскаре кое-кто отзывается с некоторым пренебрежением: мол, она придумана недавно, а следовательно, не принадлежит преемственности и потому «второсортна».

Однако сурья намаскара существовала в незапамятные времена, хотя и в несколько других обликах, нежели известное нам сейчас двигательное упражнение. Корни её можно отыскать ещё в Ригведе, Яджурведе, дхармашастрах, предписывающих различные виды поклонения для почитания Солнца ранним утром.

В наиболее общем виде её выполнение заключалось в стойке с почтительно сложенными ладонями (анджали), поклоне, простирании на земле, показывающем полную покорность и самоотдачу источнику всего живого, особых знаках руками (мудрах), прикосновениях к определённым частям тела (ньяса), сопровождаемых мантрами и соответствующими мыслями. После ньясы нужно было прочитать молитвы; самая главная из них — гаятри — произносилась во время восхода солнца. Заканчивался обряд общепринятым жестом приветствия (намаскара) — касанием сложенными ладонями лба и груди.

Нынешняя форма сурья намаскары в виде ряда согласованных положений появилась, видимо, с усилением медико-психотерапевтического отношения к жизни у современного человека. Но семя такого подхода мы можем усмотреть уже в функциях ведийского Сурьи, одним из важных действий которого было то, что своим светом он разгонял, наряду с тьмой и врагами, болезни.

Хотя сурья намаскару нельзя отнести к классическим асанам, потому что это совокупность ряда двигательных упражнений, однако из-за множества достоинств ныне она стала весьма распространённой в практике йоги большинства известных школ и ашрамов. Сам факт её широкого распространения и применения в занятиях хатха йогой в Индии указывает на то, что она не противоречит традиции. Сурья намаскару можно отнести к классу упражнений крийа йоги.

Сурья намаскара — это больше, чем совокупность телесных движений и положений, даже дополненных соответствующим дыханием и приёмами сосредоточения. Следуя подходу Бихарского университета йоги, здесь мы впервые на русском языке излагаем её как единую садхану с объяснениями и подробностями не только её самой, но и сопутствующих йоговских идей и техник.

Умение неподвижно и спокойно пребывать в том или ином положении (асане), которое считается одним из важных внешних признаков йоги, для некоторых людей оказывается поначалу нудным и трудным, если не невозможным. Начинающие «по-индийски» садятся на пол, неудобно заломив ноги и сгорбившись, зажмуривают глаза и пытаются «медитировать». Промучившись так по полчаса несколько дней, они добиваются только отвращения ко всякой йоге. Ведь их подвижность и так ограничена — работой в офисе, научной лаборатории, на сборочной линии, за прилавком, сидением за рулём или дома у телевизора. Не лучше ли им открыть глаза, расплести затёкшие ноги, встать и начать упражнение в понимании и движении под названием «солнечное приветствие»?

Подготовительные двигательные упражнения поначалу необходимы многим. Например:

• очень нервным, беспокойным, взбудораженным;

• пребывающим в постоянном мысленном или мышечном напряжении;

• страдающим ожирением и излишним весом;

• людям с гипотонусом мышц;

• спортсменам, привыкшим к нацеленности на соперничество или на лучший результат и к рывковому образцу движений, которые, даже выполняя с гимнастической лёгкостью и гибкостью ту или иную асану, не могут удержать её больше нескольких секунд;

• детям, которым долгая выдержка поз не показана, пока не сформировался скелет;

• начинающим, которым трудно выполнять асаны йоги по утрам, когда недостаточен энергетический тонус и тело не разогрето.

Да и среднему человеку, которому недостаёт движения, занимающемуся каким-то видом созерцания, нужна поначалу и по временам двигательная нагрузка, для того чтобы переключить и сбросить накопившееся напряжение.

Сурья намаскара может стать отправной точкой и ядром для занятий другими йоговскими упражнениями. Она может психологически, энергетически и физиологически подготовить тело и ум для последующих асан, пранайамы, созерцательных приёмов йоги и т. д.

Сурья намаскара применима и весьма полезна и для бхоги, то есть в области мирских интересов, где телесное и психическое здоровье имеет первоочередную важность. Правильное применение делает её многосторонне полезным способом поддержания здоровья, силы и жизнедеятельности. Воспитание постоянства, терпения,сосредоточенности, воли при её выполнении подготавливает к пробуждению духа, управлению сознанием и телом и гармоничному совершенству или совершенной гармонии.

Почти каждый желающий может легко включить сурья намаскару в свою повседневную жизнь. Для этого не требуется никаких особых физических данных и подготовки, денежных затрат, залов, инвентаря. Подходит практически любое время дня, от 5 до 20 минут свободного времени и любое место с пространством 2 на 1 метр. Минимально необходимый уровень здоровья и гибкости, чтобы выполнять это упражнение ежедневно, есть почти у каждого. Следует лишь дополнить это некоторым желанием и волей.

Сейчас преобладают две основные разновидности выполнения сурья намаскары: идущая от Шивананды (которой пользуются, например, последователи Айенгара и Патабхи Джойса) и Бихарской школы. Они немного отличаются по входящим в них движениям и названиям.[3] Но, пожалуй, главное отличие заключается в подходе: в айенгаровской школе он, можно сказать, более физическо-практический, а в Бихарской большое внимание уделяется мировоззренческим объяснениям, сосредоточению, осознанию и мантрам, что больше роднит её с крийа йогой.

Благотворное и многостороннее воздействие сурья намаскары на тело и сознание делают её одним из важнейших способов оздоровления, деятельной и плодотворной жизни и подготовительным средством для развития и совершенствования тела, ума и духа.

 

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

Сурья намаскара — это составная часть сурья садханы, она имеет те же основные составляющие с некоторыми дополнениями и изменениями в соподчинённости их. В неё входят:

1. Телесные положения;

2. Дыхательное управление;

3. Сознавание;

4. Мантры;

5. Успокоение (расслабление).

Для полноты упражнения и достижения наилучших благ от него в его выполнении должны присутствовать все составляющие.

1. Двенадцать (а точнее, удвоение этих 12) положений тела составляют физический костяк упражнения. Эти 12 поз должны также восприниматься не как отдельные, а как части некого целого, как, например, разнообразные фигуры танца. Каждое движение следует выполнять с возможно меньшим усилием, используя только те мышцы, которые требуются для принятия и поддержания положения тела.

2. Все движения сурья намаскары согласовываются с дыханием. Каждому положению соответствует или вдох, или выдох, или задержка дыхания. Это важная часть совершенного исполнения. Если такой согласованности нет, результаты выполнения упражнения будут значительно меньшими. Никаких особых трудностей для правильного дыхания нет: соответствие движению тела устанавливается без насилия, почти естественно. Подробнее об этом будет сказано ниже.

3. Сознавание выступает в упражнении в нескольких видах: наблюдение за телом, припоминание последовательности и вида необходимых действий и движений, направление внимания на те или иные области тела, сосредоточение, представление и т. д. Без сознавания как важнейшей части сурья намаскары большая часть благотворных результатов теряется или уменьшается.

4. Одной из составляющих сознавания и сосредоточения является повторение про себя или произнесение вслух при выполнении каждого из 12 положений особого санскритского изречения (мантры) или только слога-семени (биджа) этой мантры. Согласованность правильного дыхания и этих изречений приводит к согласию тело, ум и разум и наполняет их силой. Однако вводить эти мантры или изречения в исполнение следует лишь после того, как вы довели физические движения и согласование с ними дыхания до возможного для вас совершенства. До тех пор мантры будут мешать освоению, отвлекать и сбивать вас.

5. Успокоение присутствует в сурья намаскаре в двух видах: как спокойствие тела и ума при движениях и как завершающее умиротворение. Избегать напряжения при движении — одно из важнейших условий выполнения упражнения. Расслабление мышц при этом позволит сильнее растягивать их, сохранять энергию и спокойствие. Завершающее расслабление, в общем, не относится к собственно сурья намаскаре, так как не входит в каждый её подход; выполнение её без расслабления, казалось бы, не нарушает схемы упражнения. Однако уже после нескольких кругов сурья намаскары выполнение его становится необходимым и обязательным дополнительным приёмом для снятия усталости и напряжения.

В завершённом виде сурья намаскара представляет собой объединение всех её составляющих в единое и неделимое целое. При этом главным объединителем становится осознание, в котором движение, дыхание, внимание и повторение мантры уже не воспринимаются по отдельности.

Для того чтобы представить себе упражнение в целом, мы приводим сначала его общую схему.


[1] См. Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и применение.

[2] Описание упражнения дано, главным образом, по книгам: Satyananda Saraswati Swami. Surya Namaskara. — Munger, 1983; A systematic course of ancient tantric techniques of yoga and kriya. — Munger, 1981.

[3] Шивананда, а вслед за ним его ученик и преемник в главенстве над ашрамом Свами Вишнудевананда, учил пятым положением делать дандасану, а по Свами Сатьянанде вместо дандасаны повторяется парватасана. Некоторые школы вместо аштанга намаскары используют чатуранга дандасану.