ТЕЛЕСНАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА СУРЬЯ НАМАСКАРЫ

 

О пользе солнечного поклонения мы уже не раз говорили на страницах этой книги, однако, рассмотрев подробно само упражнение, вновь вернёмся к этой теме. Отметим ещё раз, что как Человек есть Целое и Вечное, несводимое к сложению его частей, так и польза и благотворность сурья намаскары это не просто сумма благ от каждой входящей в её ряд асаны, она обладает неким новым качеством. С каких бы точек зрения и в каких бы понятиях физиологии, эндокринологии, аюрведы или учения о пране мы ни рассматривали и ни объясняли бы её благотворные действия, несомненно, что это упражнение восстанавливает целостность и здоровье человека посредством наладки многочисленных сил и систем тела и ума. Но, раскладывая, разлагая эту пользу по полочкам состояний, расстройств, болезней, мы вынуждены рассматривать их дробно, отдельно как пользу для тела, ума, для различных систем и органов тела.

 


ТОНКИЕ ВЛИЯНИЯ НА ТОНКОЕ ТЕЛО

 

Подобно тому как большая длинная дорога проходит через обе деревни и эту, и ту, так же и эти лучи солнца проходят через оба мира и этот, и тот. Они простираются от солнца и проникают в эти нади,они простираются от этих нади и проникают в солнце.

Чхандогья упанишада, 8.6.2

 

В испытавшем на себе влияние веданты мировоззрении йоги личность представляет собой нечто вроде матрешки и состоит из вещественной, силовой, или токовой, умственной, духовной и блаженной оболочек, кожухов (коша).Более тонкие проявления являются и более всеохватными, главенствующими и сильными. Ум и тело нераздельны, но в этом единстве существует соподчинённость, и мысль, в конечном счёте, руководит плотью.

Для многих людей идея тукового (пранового) тела гораздо более приемлема, вдохновляюща, чувственно ощутима и применима, чем мало связанные между собой различные научные теории, разделившие человека на разделы физиологии и мало связанные между собой системы: кровеносную, лимфатическую, эндокринную, нервную и т. д.

То, что называется нервной системой человека, с большим упрощением и ещё большим сужением можно сопоставить с токовой оболочкой тонкого тела (пранамайа коша).В этом прановом теле есть два главных тока: солнечный и лунный.

Если применять технические сравнения, то «сердечник» сушумны в «обмотке» положительного и отрицательного прановых токов {пингалы и иды)это производитель, генератор энергии. Учёные в своих опытах термоядерного синтеза пытаются удержать чудовищно раскалённую плазму в трубке ускорителя очень сильным магнитным полем, создаваемым миллионновольтным напряжением электрического тока. Такой образ может помочь в понимании тантристских представлений о кундалини.Так, появление, поднятие и удержание духовной энергии (кундалини) в трубке сушумны возможно лишь тогда, когда солнечный и лунный токи уравновешены и прана («плазма» сознания) покоится между двумя полюсами. То есть когда нас не увлекает ни действие, ни мысль, когда не отвлекает и не вовлекает на чью-либо сторону борьба противоположностей тогда существование в истине становится возможным.

Соответствия этих токов тем или иным явлениям мира даёт возможность человеку двигаться по пути самопознания. Приведём перечень некоторых проявлений и соответствий согласно Бихарской школе йоги.

 

Солнечный ток

Лунный ток

(сурья свара, питала)

(чандра свара, ида)

Солнце

Луна

Мужское

Женское

Положительное (+)

Отрицательное ()

Деятельное

Воспринимающее

Предметность

Чувственность

Обращённость на внешнее (объективность)

Обращённость на внутренний мир (субъективность)

Прана

Мышление

Речь

Образность

Логика

Наитие

Анализ (разложение)

Синтез (обобщение)

Левое полушарие

Правое полушарие

Правая ноздря

Левая ноздря[1]

 

По представлениям тантрийской йоги, солнечная энергия в теле сосредоточена в токе пингала. Это та часть постоянно производимой и изменяющейся праны, или биоплазменной энергии, в человеке, главным занятием которой является поддержание и распределение энергии в человеческом теле, используемой на деятельность во внешнем мире.

Токовое тело не просто существует, но и должно постоянно подпитываться и подзаряжаться. Чтобы прана могла беспрепятственно двигаться, «провода» (нади), по которым она течёт, должны выдерживать её напряжение и давление.

В сурья намаскаре на единство тела и сознания согласованно действуют внешний рисунок движений, их ритм и внутренняя энергия. Их совместная и ритмичная деятельность является проявлением и упорядочением тонкой энергии праны, воздействующей на психическое тело. 12 положений тела создают некое физическое ядро, которое становится центром притяжения и проявления более тонких возможностей. Поэтому это упражнение относят к ряду освобождающих энергетические блоки {шакти бандха).Согласно представлениям аюрведы и йоги, сурья намаскара помогает удалить препятствия в психических каналах (нади), через которые текут токи праны, или биоэнергии, и привести их в равновесие. Свами Сатьянанда уточняет, что двигательные упражнения сурьянамаскары воздействуют главным образом на пингала нади, одним из проявлений которого является симпатическая система, а те составные упражнения, которые связаны с осознанием, и заключительное расслабление на ида нади, проявляющийся, в частности, парасимпатической системой.

В процессе упражнения налаживается единство мысли, речи (в виде мантр) и телесных движений. Формы и энергии сурья намаскары являются средством соединения микрокосма (человека) и Вселенной. Общим для всех истолкований сурья намаскары является сопоставление 12 положений тела годовому проходу Солнца по зодиакальному поясу. Каждое положение сурья намаскары соответствует одному из этих знаков Зодиака, понимаемого как определённое состояние. Постоянное, слаженное, ритмическое выполнение упражнения отражает ритмы Вселенной: 24 часа в сутках, 12 зодиакальных месяцев года, биоритмы нашего собственного тела.

Необходимой ступенью для достижения управления своими мыслями и побуждениями является умение управлять телом, и сурья намаскара один из важнейших начальных шагов к искомому управлению. Если человек всецело сознаёт движение, дыхание, звук и значение мантр, то сурья намаскара будет усиливать и умиротворять его сознание.

Наиболее явные перемены можно заметить в эмоциональном настрое. Это, с одной стороны, связано с изменениями, которые производит в организме улучшение работы эндокринной системы. Вместе с другими приёмами йоги сурья намаскара уменьшает и удаляет эмоциональные конфликты, неврозы и стрессы. Она может снизить высоту и бурность эмоциональных волнений: гнева, страха, подавленности. После нескольких подходов этого упражнения можно ощутить чувства облегчения, спокойной радости и жизнерадостности, большую уверенность в своих силах и в верности выбранного вами пути.

Очевидное достоинство сурья намаскары, которое мы уже не раз отмечали, это её целостное воздействие на всю неделимую общность тела-сознания, особенно если она правильно сочетается с другими упражнениями йоги. Она не специализируется на развитии какой-либо одной части тела, скажем, мышц груди, рук или ног, но оказывает согласующее и уравновешивающее воздействие на все системы и функции тела.

В понятиях и практике аюрведы сурья намаскара является одним из важных способов наладки разлаженного и расстроенного взаимодействия трёх обменных сущностей организма воздуха, желчи и слизи (вата, питта и капха) для сохранения и восстановления естественного, «своего» состояния (свастха).Говоря языком физиологии, сурья намаскара приводит кровеносную, дыхательную, эндокринную и прочие системы организма в равновесие, поддерживая таким образом гомеостаз. Эта устойчивость, (гомеостаз) совсем не консервация каких-то констант организма: частоты пульса, давления, уровня сахара или гемоглобина, а «неравновесная устойчивость» их, способность возвращаться к каким-то средним значениям после необходимых изменений.

Посредством регулярного и многократного повторения упражнения происходит общая тренировка организма. Он «приучается» к наиболее бережливому и гибкому способу существования. Улучшается работа органов дыхания, сердечной мышцы, печени и почек. Повышается иммунная защита, приспособляемость и устойчивость человека к холоду и жаре, к недостатку кислорода, к вредным экологическим явлениям и т. д. Замедляется скорость биохимических превращений, что является предпосылкой к продлению жизни и уменьшает вероятность возникновения болезней и расстройств.

Всё больше людей имеют всё меньше возможности для целительной разрядки. При психических перегрузках им не хватает телесных нагрузок. Этим особо страдают горожане, поскольку они обычно мало заняты физическим трудом, меньше времени проводят на свежем воздухе, подвергаются большему мельтешению лиц, образов, шумов, отчуждены от окружающих людей и своего труда, меньше чувствуют связь с природой, чем деревенские жители. У них вечно не хватает времени и возможности предпринять какие-то упражнения, необходимые для поддержания здоровья и покоя. У них падает сопротивляемость болезням, нарушается обмен, часто приводя к избыточному весу, что физически и психологически начинает мешать движению, в свою очередь усугубляя гиподинамию. Тем более что общедоступных спортивных сооружений у нас мало, а существующие многим недоступны из-за своей дороговизны.

Для тех, кто действительно желает помочь себе, сурья намаскара оказывается драгоценным целительным средством. Не нужно парка или стадиона для бега, бассейна для плавания, зала со снарядами и тренажёрами для гимнастики и атлетики. И, тем не менее, за сопоставимое время ею можно так же хорошо, как спортивными занятиями (и даже лучше, разносторонне), оздоровить, укрепить и развить тело. Она восполняет недостаток движения и снижает перенапряжение ума, которое запускает многочисленные болезни.

Свами Шивананда называл сурья намаскару бодрящей (тонизирующей) йогой. По утрам она удаляет сонливость, взбадривает, усиливает дыхание, разгоняет кровь по телу, разминает мышцы, размягчает суставы, массирует внутренние органы. Налаживается хорошая взаимосвязь тела и сознания как неотъемлемых составляющих человека, происходит настройка деятельности многих систем тела. Если холодно, она может служить также разогревающим упражнением. При дневной усталости несколькими подходами сурья намаскары можно быстро восстановить телесную и умственную бодрость и живость и улучшить настроение.

Упражнения сурья намаскары, особенно с глубоким сосредоточением, уравновешивают столь свойственную для современного человека обращённость ума вовне.

В некоторых случаях столь же необходимым является и умение сбрасывать энергию, точнее, перенаправлять её на какие-то телесные действия, чтобы она не стала стихийно и разрушительно носиться по всему организму. В этом отношении сурья намаскара особенно подходит для работников умственного труда.

 

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И БИОМЕДИЦИНСКАЯ ПОЛЬЗА УПРАЖНЕНИЯ АЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

 

Тело это общность различных взаимосвязанных и согласованно действующих систем, органов и процессов с огромными резервами, с множеством подстраховок и дублированием функций. Это сложное и во многом загадочное устройство при неправильном применении и неразумном использовании можно серьёзно расстроить, повредить и даже совсем разрушить. Это проявляется в ослаблении жизненной силы, болезни и, в конце концов, в несвоевременной кончине. И напротив, целенаправленным упражнением можно увеличить жизненную силу, наладить взаимодействие различных систем тела, укрепить органы.

Вкратце рассмотрим благотворность занятий сурья намаскарой для некоторых главных систем тела.

 

Суставы и позвоночник

 

Начнём с наиболее, пожалуй, очевидного повышения мышечного тонуса, преодоления скованности и жёсткости суставов и воздействия на позвоночник.

Скованность и малоподвижность тела имеет, как минимум, несколько причин:

• напряжение мышц (зажимы) и уплотнения их (контрактуры);

• чрезмерный мышечный или жировой объём (например, у тяжелоатлетов или страдающих ожирением);

• жёсткость сухожилий и связок;

• токсины в суставах (по-простонародному «отложения солей»);

• умственное перенапряжение при недостатке движения ведёт к ослаблению или прерыванию нервных связей в теле. Мышцы становятся вялыми и атрофируются, суставы теряют подвижность, а организм частично способность удалять отходы и токсины. Тело слабеет, хиреет, стареет.

Движения сурья намаскары сгибают и разгибают конечности, спину вперёд и назад, сжимают и растягивают живот, растягивают и сокращают связки и мышцы и т. д. Постоянство в упражнениях делает мышцы и связки различных частей тела более упругими, а суставы более подвижными. При этом мышцы работают более действенно и согласованно, а диапазон движений суставов значительно увеличивается. Периферические нервы тела оживляются, восстанавливается обратная связь их с центральной нервной системой.

Растягивание и сокращение мышц при занятиях йогой не приводит к потере мышечной силы, чем озабочены, например, культуристы, но плотнее упаковывает мышечные волокна внутри них, делает их болеедоступными для сознательного управления и уменьшает риск перерождения их в жир при прекращении нагрузок.

Одной из первостепенных задач почти всех асан йоги в поддержании здоровья тела является сохранение здорового, крепкого и гибкого позвоночника, который играет роль некого распределителя прановых токов во всём теле.

Позвоночный столб это действительно столб, опора, ось тела с лёгким S-образным изгибом. Позвоночник должен, с одной стороны, выдерживать огромные нагрузки, а с другой быть подвижным во всех своих частях, кроме, пожалуй, самого кончика копчика (рудиментарного хвоста). Каждый из 33 слагающих его позвонков с боков округлён, а наверху и внизу плоский. Плоскости соседних позвонков пригнаны одна к другой, но слегка разделены хрящевой губчатой прокладкой, или диском, предохраняющим их от непосредственного соприкасания, трения, изнашивания и истирания.

Позвоночный столб является также главной распределительной «трубкой» нервных токов, идущих от мозга к остальному телу, или, точнее, между центральной и вегетативной нервными системами. Негибкость, малоподвижность, окостенение или искривление позвоночника мешают свободному обращению нервных токов между ними, нарушая целостность организма. Это вызывает множество расстройств и болезней, развитие которых происходит примерно следующим образом.

1. Вокруг искривлённых частей позвоночника происходит ослабление или спазм мышц. Управляющий телом разум пытается обездвижить эту область и обезопасить от дальнейших повреждений.

2. Неподвижность мышечных тканей, давление мышечных зажимов и уплотнений вызывает ограничение подвижности позвоночника в этих местах.

3. Чтобы не вызывать боли и повреждения окружающих тканей и предупредить нарушения в органах, связанных нервами с этой частью позвоночника, позвоночник и окружающие мышцы и ткани обездвиживаются ещё больше. От этого в них перестают проходить нервные токи и подаваться свежая кровь взамен отработанной.

4. Тело приспосабливается к боли и недостатку подвижности, и человек привыкает к этому нездоровому состоянию, часто даже переставая сознавать наличие каких-то нарушений.

5. Связанные с этими частями позвоночника органы перестают правильно действовать, лишаются нагрузки и некоторых функций.

6. Ухудшается обменная (метаболическая) деятельность организма, что ведёт к уменьшению жизненной силы и разнообразным расстройствам и болезням, вроде бы напрямую уже не связанным с породившей их причиной.

Наиболее очевидный и распространённый недуг, вызываемый препятствием нервным токам и застоем крови из-за обездвижения позвоночника, шейный и поясничный остеохондрозы, которые в наше время поражают не только пожилых, но становятся обычными для большинства людей после 30 лет.

Регулярное и достаточно продолжительное выполнение сурья намаскары с разнообразными противонаправленными вперёд и назад движениями позвоночного столба может предотвратить многие из этих расстройств, усиливая подвижность межпозвоночных соединений, развивая поддерживающую позвоночник мускулатуру, массируя и укрепляя связки, кровеносные сосуды и нервы. Увеличивается устойчивость тела, расширяется диапазон возможных движений. Укрепление и усиление гибкости позвоночника улучшает связь между мозгом и остальным телом, что делает его гораздо доступнее управлениюцентральной нервной системой. В этом отношении немногие виды физического развития могут принести столько пользы. Не позволяя позвоночнику «коснёть» и «ожесточаться», сурья намаскара упорядочивает нервные связи и обменные превращения во всём теле.

Но помимо, так сказать, анатомической важности позвоночник имеет также важнейшее значение в «анатомии» тонкого тела и упражнениях йоги. Если применять понятия тантрийской йоги, то срединный проход в позвоночнике соответствует пути сушумны, центрального из трёх главных токов (нади), через который пробужденная и освобождённая Энергия, или Сила, (шакти)проходит от корневой чакры (муладхара)к тысячелепестковой {сахасрара),или, на уровне плотного тела, от тазовой области к мозгу. В техниках кундалини йоги очень важны созерцательные упражнения, в которых сушумна представляется трубкой в позвоночнике, соединяющей муладхару и сахасрару. Пока трубка искривлена, забита, засорена, энергия (в виде света, светоносной жидкости или божественного звука) не может подняться вверх, к более высоким слоям сознания, даже если прилагаются огромные волевые усилия, и выходит или рассеивается через другие нади. Считается, что это ведёт к новому воплощению в тех условиях, которые соответствуют сознанию в миг и в месте его выхода, то есть несовершенному. С помощью сурья намаскары уравновешиваются прановые токи в теле и начинается очищение трубки сушумны, чтобы она могла вынести напор поднимающейся в человеке вселенской энергии.

Так как в процессе упражнения тело принимает разные положения в пространстве, тренируется вестибулярный аппарат, а это, в свою очередь, делает человека более устойчивым среди волнений жизни.

Некоторые упражнения в ряду сурья намаскары могут работать по принципу тренирующего контраста. Например, хастападасана, ашва шанчаланасана, парватасана и бхуджангасана несколько повышают давление при их исполнении, но после окончания занятий (естественно, завершённых покойным положением) оно заметно снижается, и потом скачки его становятся реже и меньше.

 

Дыхательная система

 

Обмен воздуха в легких и насыщение тканей кислородом происходит в легких через миллионы мельчайших воздушных мешочков (альвеол). При ровном, размеренном и глубоком дыхании они остаются упругими и деятельными, а все лёгкие здоровыми. Если же альвеолы бездействуют или не упражняются постоянно, они сморщиваются, становятся хрупкими и болезненно отзываются на нагрузку, что может привести к эмфиземе легких.

Большинство людей дышат совершенно неестественно: поверхностно, мелко, неровно и тяжело. Они не используют и половины объёма своих легких. Поэтому целые области легких оказываются незадействованными и бездеятельными, ослабевают и вырождаются. Если легочная вентиляция затруднена, неполна, слаба, то телу не хватает кислорода, необходимого для обеспечения жизнедеятельности клеток и тканей и действенного и быстрого обмена, и в организме накапливаются углекислый, а также угарный и прочие вредные газы. Кроме того, в застойных местах усиленно размножаются бактерии, которые могут вызывать различные болезни.

Правильно выполняемая сурья намаскара упражняет мышцы соответствующей грудной области, раскрывает и расширяет сморщенные альвеолы, увеличивает работающую поверхность легких и усиливает газообмен в них. Улучшается удаление из тела застойного воздуха, а с ним отработанных или вредных газов, усиливается поглощение кислорода, распределяемого по всему телу. Лучшее снабжение кислородом оживляет и подзаряжает энергией тело и мозг, что проявляется в ощущениях бодрости, свежести, молодости, уверенности в своих силах и т. д.

 

Пищеварительная и выделительная системы

 

Питание организма большей частью происходит через пищеварительную систему. Самым простым физиологическим объяснением благотворных действий сурья намаскары на пищеварительную систему является то, что при ней происходит массаж мышц и внутренних органов живота. Если мышцы живота и его органы двигаются мало, они становятся вялыми и слабыми. Отсюда застой крови в этих областях, недостаточное или избыточное выделение пищеварительных секретов, скопление непереваренной пищи в желудке и кишечнике. Это ведёт к вялости и растяжению желудка, росту жировых отложений, запорам, несварению и нездоровому излишнему аппетиту, ещё более усиливающему эти нежелательные изменения. При сурья намаскаре мышцы живота и желудок попеременно растягиваются и сокращаются, расширяются и сжимаются, что побуждает их лучше работать и усваивать пищу.

Более тонкое объяснение полезности сурья намаскары для пищеварения связано с тем, что она возбуждает деятельность симпатической нервной системы. Так как эту деятельность современные учителя йоги соотносят с действием солнечного тока в человеке (питала нади или сурья свара),возбуждение её улучшает многие функции человеческого организма. В частности, симпатическая нервная система управляет солнечным сплетением, энергия которого влияет и на пищеварение и усвоение пищи. Поэтому упражнения, влияющие на пингала нади, как часто повторяют тексты йоги, «увеличивают силу пищеварения».

В человеческом организме нет совершенно замкнутых систем. В той или иной мере они обмениваются с внешней средой через питание и выделение. Выделение одно из важнейших условий телесного очищения и исцеления. Не будь его, организм погиб бы от любой попавшей в него инфекции или от самоотравления продуктами распада. В человеческое тело с воздухом, водой и едой попадает огромное количество вредных или ненужных веществ (бактерии, токсины, нитраты, радионуклеотиды). Многие вредные вещества образуются в теле в ходе его жизнедеятельности. Миллионы гибнущих и разлагающихся каждый миг клеток и нейронов попадают в кровеносные и лимфатические сосуды, разносятся кровью по всему телу, вплоть до мозга, проникают в межклеточные жидкости. Задерживаясь в организме, они начинают отравлять его, приводя к различным нарушениям и расстройствам. Поэтому в йоготерапии разными очищениями, промываниями и пр. облегчают или исцеляют даже инфекционные заболевания весьма далёких от кишечника областей, например легких и мозга.

Правильные и последовательные занятия сурья намаскарой улучшают и убыстряют обменные процессы в теле. Шлаки и токсичные отходы при этом образуются и поглощаются существенно медленнее, а выводятся из организма быстрее и полнее. Поскольку при упражнении слегка массируется желудок, кишечник и почки, усиливается перистальтика кишечника, удаляется запор, который является одной из важнейших помех своевременному выводу отходов из тела.

Недостаточная деятельность или непорядок в работе легких или почек, фильтрующих кровь и удаляющих нечистоты и ядовитые вещества из тела с мочой, также приводят к загрязнению крови. Если ухудшается удаление отходов, токсинов через кожу, то это может проявляться не только в виде сыпей, чирьев и прыщей, но и в сбое многих функций организма. Убыстрение кровообращения во всём теле, в частности, увеличивает снабжение кровью почек, что улучшает их деятельность и обеспечивает фильтрацию через них большего количества крови.

Скопившиеся в теле токсины и яды стремятся выйти через кожу. При хорошем потоотделении они особенно легко вымываются через поры кожи. Испарина или сильное потоотделение при сурья намаскаре удаляет токсины из тела, особенно если после упражнения (но не сразу же!) принять душ или искупаться. Потение увеличивает аппетит и усвояемость пищи, увеличивает подвижность суставов и мышечный тонус, способствует предотвращению кожных заболеваний. Оно также позволяет поддерживать мягкость, упругость, гладкость кожи и сохранять свежий цвет лица, что особенно важно для женщин.

Чтобы облегчить работу выделительной системы и ускорить вывод отходов и токсинов, следует дополнять ежедневное выполнение сурья намаскары питьем чистой, свежей воды, а по возможности выполнением йоговских упражнений, в том числе очистительных.[2]

 

Кровеносная и лимфатическая системы

 

Кровеносная и лимфатическая системы организма входят в состав сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей доставку к тканям вместе в кровью и лимфой питательных веществ, кислорода, гормонов и ферментов и удаляющей продукты обмена, углекислый газ и избыток межтканевой жидкости.

Улучшая кровоток и лимфоток, сурья намаскара помогает улучшить телесное здоровье. В результатеизменения положения тела в пространстве, взаиморасположения органов и частей тела, смещения центра тяжести тела, ускорения сердцебиения, давления тканей и мышц, а также под собственным весом течение этих жидкостей то усиливается, то частично перекрывается, после чего напор увеличивается. Очищенная и насыщенная кислородом кровь прорывается в области застоя крови и промывает их. Это способствует удалению из тела лишних, отработанных и ядовитых веществ. При этом все клетки тела получают дополнительное питание, позволяющее им работать более действенно.

Улучшается также действие лимфатической системы, играющей важную роль в поддержании иммунитета и защите тела от инфекций. Это самоисцеляющая телесная система, и сбой в циркуляции лимфы может привести к различным болезням и ослаблению оздоровительной способности тела. Сурья намаскара, облегчая лимфоток, обеспечивая удаление ядовитых бактерий, непосредственно помогает лимфатической системе более действенно бороться с болезнями. Всё это увеличивает жизненные силы, приспособляемость к неблагоприятным или экстремальным условиям, сопротивляемость болезням.

Хорошее снабжение кровью и лимфой тканей необходимо также для действенной работы нервной и эндокринной систем.

 

Нервная и эндокринная системы

 

Они являются главными регулирующими системами организма, но выделить, какая из них главнее, трудно, так как гормональное воздействие на организм нераздельно с нервным. Наиболее простой, но не единственной связью между ними является кровоток: гормоны поступают в кровь, омывающую нервные центры, а сеть нервов достигает желез внутренней секреции, возбуждая или ослабляя их деятельность.

Сеть нервов в виде центральной нервной системы, которую сопоставляют с мозгом и позвоночником, и периферической связывает организм в единое целое. Нервы это передатчики токов, побуждающих и прекращающих многоуровневую деятельность тела. Как нарушение контакта или обрыв проводов в электронном приборе ведёт к сбою или поломке, так и нарушение нервных связей может привести к ухудшению или прекращению работы органов, даже если физически они не повреждены. Состояние нервной системы во многом определяет, насколько действенно и управляемо будут работать мышцы и органы тела.

Поскольку физиологически нервы это вполне вещественные нити, волокна, при движениях сурья намаскары они испытывают определённое физическое воздействие: слегка вытягиваются, сокращаются, массируются и тем самым возбуждаются и оживляются. Таким образом улучшается связь различных частей и органов тела с мозгом. Тройственная взаимосвязь скелетных мышц, вегетативных органов и эмоций оказывает влияние на самочувствие и настроение человека. Поэтому солнечное поклонение приносит не только телесную пользу, но и множество, возможно, более важных благотворных действий в других областях человеческого существа.

В гармонии человеческого организма важнейшую партию играют гормоны. Гормоны желез внутренней секреции это передатчики команд мозга через кровь и лимфу в разные части тела. Они приводят в действие и согласуют между собой многочисленные и различные системы и механизмы тела. На телесном уровне гормоны управляют физическим развитием, обменом, скоростью реакций на изменение внешней среды, сексуальными функциями и т. д. Их согласованная деятельность во многом определяет наше настроение, самочувствие и отношение к жизни.

Гормоны выделяются эндокринными железами, неправильная деятельность которых расстраивает уми тело. В свою очередь, умственное напряжение часто вызывает неуравновешенность эндокринной системы. Круги солнечного поклонения помогают разорвать этот порочный круг и навести порядок в системе производства и распределения гормонов. Это возможно потому, что в эндокринной системе ярко проявляется правило обратной связи: на руководящие приказы гипоталамуса эндокринные железы отвечают выработкой гормонов, но могут прямо или опосредованно ощущать их уровень в крови и снижать или увеличивать свою деятельность, подстраиваясь под нужды организма.

Сурья намаскара, особенно в сочетании с другими приёмами йоги, может помочь улучшить обменные процессы, удалить или уменьшить глубинные причины гормонального расстройства функций. В частности, это достигается улучшением кровоснабжения и прямым и косвенным массажем соответствующих желез.

Упражнение в целом, требующее некоторой воли и энергичной работы скелетных мышц, и выпад и кобра в частности, «массируют» и возбуждают надпочечники, которым принадлежит роль важнейшего регулятора сложных взаимоотношений организма со средой в стрессовых условиях. Гормоны надпочечников делятся на две группы: 1) регулирующие минеральный и водный обмен; 2) регулирующие углеводный обмен. В частности, кортизон и гликокортизон регулируют образование гликогена, задерживают расщепление углеводов и превращение их в жир. Повышение образования в организме адреналина снижает утомляемость скелетных мышц и улучшает физическую работоспособность.

Такие сведения создали у некоторых очередное околомедицинское суеверие, на 180 градусов отличное от господствовавшего ещё недавно представления о вредности больших доз адреналина. Теперь озвучиваются мнения, что человек-де будет дольше жить,чаще подхлестывая себя достаточными его дозами с помощью алкоголя, боевиков, спортивных страстей, автомобильных скоростей и пр. Не поддаваясь таким веяниям, отметим, что умение естественно, умеренно и постепенно воздействовать на надпочечники физическим движением действительно поднимает тонус. Но важно, чтобы уровень адреналина в организме не просто подскакивал, а именно в той мере, в какой это нужно человеку в зависимости от условий. Кстати, гормоны надпочечников немногие из тех, которые мозг пропускает через гематоэнцефалическое прикрытие, повышая их содержание в подбугорье и гипоталамусе почти в сотню раз по сравнению с другими областями мозга. А поскольку гипоталамус является своеобразным диспетчером многих реакций организма, правильно налаженная и хорошо действующая связь гипоталамус-надпочечники имеет огромное значение в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза).

Несколько асан упражнения требуют направления внимания и сосредоточения на вишуддха чакре, а физически на области горла, где находятся щитовидная, самая крупная из желез внутренней секреции, и паращитовидная железы. Недостаточная деятельность этих желез проявляется заторможенностью, вялостью, снижением работоспособности и выносливости, ухудшением памяти, зябкостью даже в теплую погоду. Одной из важнейших функций этих желез является поддержание теплопродукции и постоянного уровня в крови кальция, который участвует, в частности, в передаче нервных импульсов между нервными клетками и в процессах расслабления и сокращения мышц. При избыточном выделении гормона кальций начинает вымываться из костей и откладываться во внутренних органах, главным образом, в почках, что может вызвать образование камней. Если же его становится меньше, то резко повышается возбудимость нервной и мышечной систем, и кальций осаждается вхрящах, связках и суставах, вызывая их жёсткость и окостенение.

Одна из целей йоговских упражнений это поддержание в порядке деятельности шишковидной и вилочковой желез. Шишковидная железа содержит в себе слизистые или гипофизные гормоны с очень многими функциями: стимулирующими мозг, поддерживающими гомеостаз, иммунную защиту, а также сексуальную деятельность. Сурья намаскара воздействует на тимус, вилочковую железу с не очень ясными задачами, но явно связанную с физическим старением. У новорождённого она наибольшая по отношению к весу тела и неуклонно съёживается с годами, особенно сильно после полового созревания. Бихарская школа считает, что сурья намаскара в сочетании с нади шодханой, шамбхави мудрой и гаятри мантрой является способом замедлить вырождение вилочковой и шишковидной железы.

В общем, налаживая упражнением деятельность желез внутренней секреции, человек учится управлять своей внешней жизнью.

 

ПОЛЬЗА ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

 

Повторим: сурья намаскара это не просто последовательность 24 положений тела, а целостное упражнение, и его польза больше, чем «сумма польз» входящих в него движений. Однако для удобства понимания оздоровительных возможностей сурья намаскары приведём несколько кратких примеров возможного истолкования действия отдельных положений этого целостного упражнения согласно Бихарской школе йоги.

• Первая и последняя поза ряда, пранамасана,является в какой-то мере «архетипической» позойблагоговейного обращения к Высшей Силе. Стоячую позу со сложенными, хоть и несколько по-другому, ладонями мы можем видеть в христианском богослужении. Это положение вызывает состояние разрядки, успокоения, углублённости во внутренний мир. Оно отождествляется с началом и концом хода солнца от рассвета до сумерек. Восход и закат самые замечательные и красивые состояния солнца вызывают благоговение перед его светом и красотой. Действие пранамасаны направляет прану на анахата чакру, связанную с сердцем, которое, в свою очередь, многие древние учения связывали с Солнцем.

Хаста уттанасана вытягивает тело вверх и прогибает назад. Так как повседневные нагрузки обычно тянут мышцы спины, шеи, плеч и рук вниз, вытягивание вверх, как потягивание после сна или от наслаждения теплом, заставляет работать мышцы-разгибатели. Это снимает напряжение и расслабляет мышцы тела. Тело взбадривается. Происходит это, в частности, потому, что вытягивание позвоночника и растягивание отходящих от него нервов оживляет соответствующие органы. Растягиваются также мышцы груди и живота, который при этом уплощается, а диафрагма поднимается к грудной клетке, чуть повышая давление воздуха внутри брюшной и грудной полостей. Расширение грудной клетки и лёгкое повышение давления воздуха в ней способствует расправлению и раскрытию бездеятельных альвеол и даёт также хороший массаж сердцу. Его мышцы усиливаются, работа улучшается, выносливость увеличивается. В сочетании с глубоким вдохом лёгкий массаж органов живота, производимый диафрагмой, улучшает пищеварение. Растягивание области щитовидной железы, являющейся регулятором обмена, и соответствующее её возбуждение способствует рассасыванию жировых отложений, удалению излишнего веса. Подъём рук, вытягивание и прогиб тела назад в хаста уттанасане поднимает прану к верхним областям тела. Это положение уподобляется подъёму солнца на небе. Движение тела можно соединить с представлением впитывания энергии новорождённого солнца не только посредством дыхания, но через каждую пору тела.

Падахастасана сочетает действие вперёд сгибающих и перевёрнутых поз, являясь в какой-то мере заменой последних. Она даже лучше, чем пашимоттанасана, растягивает и оживляет обычно скованные мышцы икр и задней части бёдер, поскольку их полному выпрямлению не мешают икры ног, как в положении сидя. Бедренные и икряные мышцы ног делаются более упругими, что предохраняет, например, от варикоза. Так как голова в этой позе находится ниже уровня таза, среди её воздействий ослабление постоянной компрессорной нагрузки на верхнюю часть позвоночника, улучшение кровоснабжения мозга, тренировка вестибулярного аппарата и влияние на половую область. Сжимание живота при наклоне оживляет вся область живота, разминает и возбуждает его органы, особенно печень, почки, желчный пузырь, поджелудочную железу. Возрастает сила пищеварения, улучшается удаление отходов. Вместе с этим удаляются многие расстройства, такие как запор, несварение, вздутие живота, а также излишние жировые отложения. Поза благотворно воздействует на потенцию мужчин и на яичники и матку женщин, улучшая общее самочувствие, подготавливая к лёгким родам, удаляя менструальные расстройства, отдаляя и смягчая климактеральные изменения. Наклон улучшает снабжение кровью сердца и эндокринных желез в животе и груди. При падахастасане энергия с выдохом и наклоном направляется в нижние области тела, связанные со свадхиштхана чакрой. Нисходящее движение энергии называется апаной,управление которой важная составляющая самоуправления.

• Положения тела, подобного ашва шанчаласане,в повседневной деятельности почти не бывает. Ашва шанчаланасана растягивает промежность и подколенные сухожилия бедра. Она подготавливает к более сложным асанам с таким действием. Чередование ног при выгнутом назад позвоночнике вызывает поочерёдное растяжение и сокращение вовлечённых в движение мышц. Растягиваются соответствующие шейные, спинные мышцы и верхние мышцы бёдер вытянутой ноги. Поочерёдно возбуждаются, растягиваются и расслабляются мышцы нижней части живота и промежности. Также перемена ног побуждает растягиваться одну сторону тела несколько больше. Поза всадника увеличивает чувство равновесия. Растягивание той или иной стороны производит немедленное облегчение в случае забитости синусов. Среди не столь физиологически явных воздействий выполнения этой позы Бихарская школа отмечает наладку потоков ида и пингала. Энергия из области таза освобождается и идёт к аджня чакре, на которой сосредоточиваются в этом положении. Аджня чакра напрямую связана с муладхарой. Поскольку она является волевым и управляющим центром, сосредоточение на ней направляет внутренние силы на решение поставленных задач в жизни и преодоление сопутствующих трудностей. Поза всадника это боевая поза, выражающая силу и смелость. Она означает и в какой-то мере производит доверие к себе, возникающее из ощущения значения и величия своего внутреннего мира.

• Поза горы (парватасана)растягивает и укрепляет мышцы задней части шеи и области лопаток, рук, бёдер, икр, сухожилия лодыжек и связанные сними нервы. Её выполнение помогает, в частности, избежать «сведения» ног и вывихов голеностопа. Слегка напрягаются и соответственно оживляются нервы и мышцы абдоминальной области. При позе горы прана идёт с выдохом от аджня чакры к вишуддха чакре. Сумера асана,как ещё называют эту позу, что также означает мировую гору, вызывает ощущение устойчивости, крепости.

Аштанга намаскара усиливает и развивает руки, которые поддерживают вес тела во время опускания и в целом весь шейно-плечевой отдел. Разминаются мышцы также ног. Так как локти в этом положении также находятся за спиной, расправляется грудь. Противоположным предыдущему движением поясничные мышцы получают глубокое расслабление. Задержка дыхания на выдохе и сосредоточение на солнечном сплетении (или манипура чакре) заставляет прану двигаться вниз, а апану энергию, ведающую выделением, возбуждением половых органов и пр., вверх. Их встреча в солнечном сплетении вызывает ощутимый приток энергии там, ощущение единства со всем сущим. Аштанга намаскара, или простирание перед Светилом, обозначает полную покорность источнику всего живого на земле.[3]

Бхуджангасана увеличивает гибкость позвоночника, растягивает и расправляет мышцы грудной области и задействует малодоступные управлению в повседневности мышцы нижней части живота. Оживление отходящих от позвоночника нервов улучшает работу нервной системы в целом. Расширение более чем обычно грудной клетки заставляет действовать альвеолы большей части легких, улучшая их вентиляцию и увеличивая дыхательный объём. Это может облегчить, в частности, астму. Поза выжимает застойную нечистую кровь из области спины и таза. Слегка увеличенное давление в брюшной области массирует находящиеся там органы (желудок, поджелудочную железу, печень). Почки, очищающие кровь, сдавливаются, а при возвращении в начальное положение промываются свежей кровью. Это уничтожает несварение, усиливает силу пищеварения и аппетит, облегчает или излечивает запор, помогает в излечении почечных и печеночных болезней и т. д. Бхуджангасана усиливает деятельность надпочечников, которые выделяют свыше 40 гормонов из группы кортикостероидов. При ослаблении функций надпочечников появляется вялость, лень, апатия, понижается способность длительно и плодотворно заниматься умственным трудом. Напротив, умеренное усиление производства и выброса в организм адреналина и нонадреналина стимулирует физическую активность и работоспособность. Прогибая в обратном направлении позвоночник, направляя кровь в область лобка и поясницы, поза благотворно воздействует на половую область. Она тонизирует половые эндокринные железы. Её можно использовать в лечении некоторых женских расстройств и мужской импотенции. Бхуджангасана воспроизводит образ змеи как символа мудрости, духовной силы Кундалини. Она представляет пробуждение человека ото сна, преодоление раджасной жизненной энергией сил тяготения, застоя и инерции (тамаса) и подъём человека к Высшему. Поднятие головы от земли и глядение вверх означает устремление человека к духовности, знанию, уравновешенному ясному состоянию сознания (саттве).

 

СУРЬЯ И ЧАНДРА НАМАСКАРА АЛЯ ДЕТЕЙ

 

Важное достоинство этих упражнений в том, что эти приёмы йоги можно использовать в физическом и умственном воспитании детей. Духовные учителя издавна предписывали обряд приветствия Солнца вместе с простой нади шодханой и гайатри мантрой детям с восьмилетнего возраста. Выполняя их, ребёнок приучался к внутреннему управлению, упражняя тело, дыхание и ум, и развивался как целостная личность. Настоящий учитель и наставник учит не только выполнению общественных обязанностей, но, прежде всего, помогает становлению ребёнка, раскрытию лучших его качеств и пониманию им собственной внутренней природы.

Однако применять сурья намаскару для детей следует особенно внимательно. Важно не впадать ни в узкий прагматизм лечения сурья намаскарой лишь какого-либо определённого расстройства, ни в навязывание этим упражнением малопонятной детям мировоззренческой системы. Пройти и провести детей между этими крайностями может лишь настоящий учитель. В любом случае, к детям нужно относиться как к целостным личностям, содержащим в себе, но пока не проявившим свои лучшие качества. Детям ещё предстоит вырасти и телесно, и душевно. Поэтому очень важно правильно направить рост ребёнка, искусно сочетая развитие тела, ума и духа, чтобы они были в ладу друг с другом.

При нынешней нагрузке на восприимчивые умы детей и подростков беспокойств и шумов городской жизни, несдерживаемого потока образов, речи, музыки из различных электронных устройств, напряжённых программ обучения и пр. они с самого раннего возраста становятся неуравновешенными, беспокойными, раздражительными, тревожными. Отсюда и нервныесрывы, и многие физические болезни. Ребёнок теряется в многообразии ощущений и образов, путает воображаемую жизнь с настоящей, грезит наяву и теряет способность выразить лучшее, что в нём есть. Перенапряжение чувств гасит его творческие способности, а изобилие насилия в средствах массовой информации приводит к тому, что, когда ребёнок хочет выплеснуть излишнюю физическую энергию, он проявляет её неуправляемо и агрессивно.

Особые сложности возникают у подростков с началом полового созревания. Две главных причины многих расстройств в этом возрасте неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем и психическое перенапряжение. Телесное развитие обгоняет умственное, начинается обменная перестройка, появляются новые ощущения, чувства, желания, с которыми неуправляемый ум не может справиться. Это приводит к неуравновешенности, раздражительности, «кризису подлинности» и вывертам самоутверждения, столь распространённым в начале подросткового возраста (обычно от 13 лет). Порочный круг гормональной неуравновешенности, эмоционального напряжения и срывов грозит долго не заживающими эмоциональными травмами, различными болезнями, физическими и умственными.

Одно из возможных объяснений с точки зрения гормонального состояния, которые принимает Бихарская школа йоги, заключается в том, что процесс роста и полового созревания меняет состояние шишковидной и вилочковой желез, ответственных за сексуальную зрелость, за задержку и перекосы преждевременного полового созревания. Шишковидная железа начинает кальцироваться и хиреть, а вилочковая съёживаться особенно сильно с возраста 8 лет, доходя до пика к возрасту тинейджеров (12-14 лет), возрасту проблем полового созревания. Упражнения дают возможность половому созреванию идти плавно, без бурных волнений и всплесков в течение нескольких лет.

 

ЦЕЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ СУРЬЯ НАМАСКАРЫ

 

Дисциплинируя эмоциональную сферу, упражнения сурья намаскары позволяют и физическому созреванию происходить более управляемо. У подростков рост тела происходит неравномерно в разных частях, проявляясь временной угловатостью и возможным нарушением осанки и искривлением позвоночника. Сурья и чандра намаскара способствуют правильному телесному развитию и нормальному росту.

В программах асан для детей 12-14-летнего возраста Свами Сатьянанды сурья намаскара выполняется два полных круга. Если сурья намаскару выполнять как отдельное занятие, то можно, пожалуй, довести до пяти кругов, лишь бы выполнение этого количества не вызывало у ребёнка сильного нежелания, эмоциональной усталости и отвращения. Если они наблюдаются, необходимо резко снизить или прекратить выполнение сурья намаскары на некоторое время.

Следует учитывать местные мировоззренческие особенности. Детям не индийцам сурья намаскару лучше выполнять без мантр и без сосредоточения на чакрах.

В этом разделе мы рассмотрим в общих чертах вопрос о терапевтических свойствах этого упражнения и их лечебном применении. Но этот раздел вы должны принимать не как данную кем-то пилюлю, механизм действия которой на ваш организм для вас неведом, а как средство познания своего организма и тех изменений, которые происходят в вашем самочувствии. В любом случае сурья намаскара должна использоваться осмотрительно и разумно, и применение её должно быть медленным, постепенным и управляемым. Поэтому сначала напомним несколькоосновных положений и правил, необходимых для правильного лечения с помощью сурья намаскары.

Мы должны подходить к организму человека как к целостности разнообразно, разносторонне и взаимосвязанно действующих для общей цели поддержания здоровья систем и органов тела при, правда, не всегда сознаваемом руководстве сознания.

Какое-нибудь единичное расстройство или болезнь это редкость; как правило, оно указывает на нарушение равновесия организма и является проявлением сбоя целого ряда его функций. Болезнь является совокупностью расстройств целого ряда систем организма, а не какого-то одного органа или одной эндокринной железы. И поэтому никакая болезнь не лечится воздействием на одну область одной асаной.

Целение это нечто большее, чем лечение, ибо оно включает в себя не только лечение той болезни, которая требует внимания сейчас, но и обеспечивает условия, при которых излечиваются и предотвращаются многие другие расстройства и болезни.

Сурья намаскара многосторонне действующее и весьма действенное средство йоги в оздоровлении и целении. Как инструмент йоготерапии она имеет множество достоинств и широкий ряд терапевтических применений. Поскольку она состоит из разнообразных поз, не требует большого количества времени и чрезмерных усилий, приятно выполняется, она подходит огромному числу больных. Её легко также приспособить в качестве восстановительной физкультуры для разных типов людей. Сейчас сурья намаскара используется как основное упражнение йоги в аюрведийских клиниках на Западе.

Знание благоприятных действий сурья намаскары и психофизиологические, йоговские и прочие истолкования могут помочь в использовании её в качестве оздоровляющего и лечебного способа и медиками, и народными целителями.

Лечение посредством сурья намаскары в идеале должно проводиться под руководством сведущего и опытного йоготерапевта и желательно под медицинским наблюдением. Увы, для большинства людей это лишь благое пожелание. Легко ли отыскать знающего и умелого йогоцелителя в наших городах и весях? А если человек попробует заикнуться о своём стремлении использовать этот приём в лечении нашим медикам, подавляющее большинство из них отреагируют... сами догадайтесь как.

Предотвратить болезнь ещё на стадии расстройства во всех отношениях лучше, чем излечить. Главная роль сурья намаскары профилактическая, предохраняющая, оберегающая, опережающая в исцелении тех расстройств, которые ещё не развились в болезни.

Если же болезнь уже проявилась, целение следует начинать не с упражнений и мер, прямо направленных на эту болезнь, а с общего укрепления организма и усиления жизненной силы. Даже в самых тяжёлых и запущенных случаях, чтобы сдвинуть организм больного от болезни к исцелению и остановить разрушение жизненно важных органов тела, иногда достаточно обеспечить лишь дополнительный приток энергии.

Сурья намаскара не таблетка и не укол, которые сразу, но лишь на время уменьшают болезненные симптомы. Она действует верно, надёжно, но медленно. Ход оздоровления должен быть поступательным и последовательным. Это требует умеренности и опыта.

Поэтому использовать её как лечебное средство при каком-нибудь кратковременном заболевании, скажем, сильной простуде или лёгком гриппе, не самое лучшее применение. Но для предотвращения лишь начинающейся обычной простуды она весьма действенна. Если болит голова, то здесь неоднозначно: некоторые виды головной боли лучше устраняются не покоем, а движением.

Одно из величайших достоинств сурья намаскары как терапевтического средства то, что пациент в ней деятелен, а не безволен. Так как важнейшая предпосылка исцеления успокоение, упорядочение и настройка ума на положительный результат, одно желание и совсем лёгкое, но регулярное выполнение сурья намаскары уже оказывает положительное влияние на больного, хотя бы тем, что ощутимо поднимает эмоциональный уровень. Роль сурья намаскары в умственном здоровье много больше, и при некоторых психосоматических, умственных и нервных расстройствах, связанных с неправильным течением и замыканием энергии в каких-то частях личности, что вызывает «сдвиги» и срывы, она раскрепощает и упорядочивает её иногда даже лучше, чем созерцание. В частности, это один из самых полезных и мощных инструментов в распоряжении йоготерапевта для лечения некоторых видов неврозов, психозов и депрессий. Сурья намаскара помогает направить в нужные русла энергетические токи, выровнять расстроенные телесные функции, установить умственное равновесие.

Сурья намаскара превосходно действует при психосоматических болезнях, связанных с упадком сил и некоторыми обратимыми вырождениями органов. В некоторых редких случаях излечивались даже парезы и параличи. И даже высокое кровяное давление, болезни коронарных артерий, грыжа, желудочный туберкулёз, при которых, как правило, занятия сурья намаскарой запрещаются, могут поддаваться лечению ею, если выполнять её в очень выверенных, «аптечных» дозах. Так, в типовом восьминедельном курсе снижения гипертонии, разработанном Бихарской школой йоги, число подходов сурья намаскары, начиная с одного, постепенно доводится до пяти. Здесь сурья намаскара используется, помимо всего прочего, для того, чтобы создать более резкую противоположность между движением и расслаблением для ещё большегоосознания и углубления последнего. Для страдающих же от низкого давления сурья намаскара является превосходным средством для его повышения.

Ежедневное поклонение Солнцу помогает наладить правильные взаимоотношения между физической и психической составляющими человека. Оно подпитывает деятельной энергией силы тела и ума. Не только «в здоровом теле здоровый дух», но и здоровый дух оздоровляет тело, делая его крепким и устойчивым среди требований, напряжений и потрясений современного, зачастую неестественного, образа жизни.

Приведём список некоторых расстройств и болезней, доступных для излечения сурья намаскарой (по опыту Бихарской школы йоги):

• утомляемость, упадок сил, телесная слабость;

• анемия и телесная недоразвитость;

• плохой аппетит;

• ожирение;

• варикоз;

• плохая подвижность позвоночника, суставов и ревматические явления;

• кожные расстройства и болезни (угри, прыщи, фурункулы, экзема, псориаз, лейкодермия);

• головные боли;

• астма, бронхиты и другие легочные болезни;

• несварение;

• запор;

• почечные расстройства;

• вялость печени;

• низкое кровяное давление;

• диабет;

• неуравновешенность и некоторые нарушения деятельности эндокринных желез;

• менструальные и климактерические расстройства;

• умственные расстройства (тревожность, депрессия, неврозы, психозы, эпилепсия) и пр.

В разделе о телесной и психической пользе сурья намаскары уже говорилось, что она воздействует на позвоночник, предохраняя от множества нарушений, расстройств и болезней, среди которых ослабление околопозвоночных мышц, остеохондрозы некоторых областей. Но для исправления застарелых и серьёзных нарушений в этой области (сколиозы, резко выраженная несимметричность тела, долголетнее смещение дисков) лучше использовать поначалу подходящие статические асаны, например стоячие асаны, сгибания назад, скручивания и т. п., и только потом переходить к сурья намаскаре.

Самые беспокоящие и наиболее болезнетворные отделы позвоночника поясничный и тазовый. Здесь может быть уйма неприятностей: растяжение или разрыв паравертебральных мышц и позвоночных связок несогласованными действиями при подъёме тяжестей, сгибании, долгой ходьбе с грузом или езде, от резких рывков или ударов на работе, в спортивных состязаниях или при авариях. Но у большинства людей мышцы поясничной и тазовой областей становятся жёсткими и болезненными из-за эмоциональных, сексуальных и менструальных напряжений, а также из-за того, что вес тела не равно разделён между обеими ногами, например из-за какой-то болезни нижних конечностей.

Но, видимо, самые распространённые причины хронических спинных и шейных болезней это неестественная нагрузка, неправильное положение и искривление от неправильного образа жизни, то есть ограниченной подвижности позвоночника от недостатка упражнений и сидячей жизни. Так, у тучных людей излишний вес жировых отложений в брыжейке желудка или на передней стенке живота оказывает постоянную нагрузку на поясничную область. Происходит растяжение связок и их ослабление, желудок растягивается и требует заполнения. Вот почему, как правило, полные люди излишне много едят и, даже понимая необходимость снижения веса, неспособны справиться с нездоровым аппетитом.

У каждого второго взрослого в нашей стране имеется хотя бы небольшой остеохондроз. Чаще всего шейный, который препятствует проходу нервных токов и крови между мозгом и позвоночником и приводит к неуравновешенности многих систем тела. При этом мышцы головы, шеи и плеч постоянно напряжены, кровь застаивается, образуются чувствительные контрактуры и болезненные спазмы, что вызывает и умственное напряжение, быстрое умственное утомление, частые головные боли и пр. Некоторые страдавшие остеохондрозом признавались, что врачи, установив его наличие, запрещали шейные повороты и вращения под предлогом осторожности, которую они понимали как обездвиживание! А ведь движение это единственное, что может облегчить или излечить остеохондроз, так как в запертую им область начинают поступать энергия, проходить нервные импульсы, обогащённая кислородом кровь. От этого оживляются мышцы и рассасываются защемления и уплотнения. В частности, позы сурья намаскары с закинутой назад головой хаста уттанасана, ашва шанчаланасана, бхуджангасана помогают восстановить ослабленные или прерванные шейным остеохондрозом связи между мозгом и туловищем и избавиться от вызванных им расстройств.

Лечению сурья намаскарой поддаются многие приобретённые обменные нарушения. Её воздействие на эндокринные железы позволяет удалить множество расстройств и недугов, являющихся прямым следствием гормональной неуравновешенности, например тот же диабет, особенно ещё не развившийся до инсулиновой зависимости и детский. При инсулинозависимом диабете хороший результат дают в среднем 5-10 подходов упражнения ежедневно в сочетании с очистительными и расслабляющими приёмами.

Упражнения солнечного приветствия один из лучших способов борьбы с излишним весом и ожирением. Происходит это, в частности, усилением обмена веществ и теплоотдачи в результате двигательной работы мышц, воздействием на деятельность надпочечников, гормоны которых препятствуют превращению углеводов в жир и побуждают больше тратить энергии на замыслы, эмоции и деятельность, а также усилением деятельности щитовидной железы, являющейся регулятором белкового обмена и увеличивающей температуру тела и, соответственно, теплоотдачу.

Недостаточная выработка тиреоидных гормонов щитовидной железы делает человека вялым, заторможенным, сонливым, зябким, так как при этом ткани поглощают меньше кислорода и вырабатывают меньше тепла. Сурья намаскара упорядочивает выделение надпочечниками адреналина, от которого в какой-то мере зависит сила нашего усилия и напряжённость действия, а также глубина расслабления. Это придаёт устойчивость в неблагоприятных условиях, а на психическом уровне чувство уверенности, смелость и т. д.

Непорядок в выделении надпочечниками ещё одного важного гормона кортизона тесно связан с появлением артритов и ревматизма. Сурья намаскара упорядочивает поступление этого гормона в организм, что очень полезно для облегчения и лечения этих болезней.

При постоянном выполнении сурья намаскары улучшается теплообразование в организме. Может быть предотвращено и удалено множество расстройств и болезней органов пищеварения. Воздействие на органы пищеварительной системы печень, двенадцатиперстную кишку, желудок упорядочивает выделение в нужном количестве и сочетании пищеварительных секретов.

Весьма действенно упражнение при болезнях сексуальных и выделительных органов. Она прекрасно помогает в устранении запора и достаточно хорошо проявляет себя при лечении цистита и геморроя. Мужчинам она может помочь гораздо лучше всяких разрекламированных средств в удалении психогенной половой слабости и импотенции. Женщинам при нарушении менструального цикла (лейкорреи, дисменорреи и аменорреи и пр.), а также для отдаления климактерических расстройств, поскольку она заметно взбадривает яичники и матку.

Но ко всякому исцелению можно пройти лишь через некоторый кризис. Иногда через какое-то время после начала занятий сурья намаскарой и даже после того, как состояние человека значительно улучшилось, наступает некоторое ухудшение общего самочувствия, обостряются старые и появляются какие-то новые расстройства в виде, например, простуды, фурункулов, сыпей, поноса и пр. Это происходит вследствие неуправляемого проявления множества запертых многие годы прановых токов и выхода токсинов из тела. Временные неудобства и неприятности при этом надо перенести, лишь снизив нагрузку или сделав небольшой перерыв в занятиях.

И есть простые, хотя и труднообъяснимые действия сурья намаскары. Когда человек этим упражнением как бы говорит Солнцу «Здравствуй!», он становится здоровее сам. Освоив сурья намаскару и последовательно занимаясь ею, человек развивает внимание и сосредоточение, лучше осознаёт и управляет телом и своими эмоциями. Разряжаются напряжения тела и ума, он становится спокойнее, увереннее и радостнее, что могут почувствовать и окружающие.



[1] Одно из многих величайших открытий йоги в области психофизиологии сопоставление лунного (ида) и солнечного тока (пингала) с левой и правой ноздрями и понимание разного действия дыхания через разные ноздри на сознание. Различное влияние ноздрей также подтверждается научными исследованиями. Так, ритмы преобладания воздушных потоков, проходящих через ту или иную ноздрю, влияют на движение спинномозговой жидкости. Запах, уловленный левой ноздрёй, обрабатывается исключительно в левом полушарии.

[2] Их описания вы можете найти в книгах автора: Борислав. Вечная йога для современного человека: очистительные приемы. М., 1997; Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и применение. М., 2000.

[3] Фурника В. Указ. соч. С. 38.