Чем и куда увлекает Вечная йога?

— Вы увлекаетесь йогой?

— Да не я увлекаюсь йогой — она меня увлекает.

Из разговора

 

Йога — один из ярчайших светочей и сокровищ человеческого духа. Одно из лучших и высоко ведущих направлений самосовершенствования.

Ещё в 60-х гг. Свами Сатьянанда утверждал, что йога — важнейшая потребность сегодня и культура завтра. И это завтра уже пришло. Ныне йога уже не далёкое "восточное учение", а явление общемировое.

Ныне йога вышла за границы Индии. Преодолевает перегородки наций, классов и слоёв населения.

О йоге ныне что-то знают многие. Что-то о ней почитывают,   ею "увлекаются", в группах или сами занимаются — пусть и её фитнес-разновидностью. Люди разного возраста, образования, профессии, национальности, темперамента, с различными склонностями и интересами. Не неудачники убогие, иль те, кто с жиру, дурью мается иль по-иному с крышей съехавшей, не хиппи, панки, голодранцы и прочие чудилы грешные — а люди вроде бы успешные, всё высшие образованцы, да  знаменитости из глянца.   Звёзды шоу-бизнеса, спортсмены и научные работники, президенты стран и корпораций

В Соединённых Штатах, например, с 2000 г. число занимающихся выросло с 7 до 10 млн. человек, работает более 600 центров йоги, фитнес-йога вытесняет аэробику и шейпинг, и даже номера богатых отелей оснащаются ковриками для йоги. Во Франции йогой регулярно занимается свыше 1,5 млн. человек. В Германии в последние годы число занимающихся в группах йоги возрастает на 20% ежегодно, и регулярно занимается до 4 млн. чел. Примерно такая же картина в Англии. В одном Лондоне на рубеже века в группах йоги или самостоятельно занимались около трехсот тысяч человек. Даже в объявлениях лондонских девиц лёгкого поведения среди интересов сплошь и рядом указываются «йога», «медитация».

«Йогини» лёгкого поведения

 

Так на Западе. Что-то от "подлинной» йоги остаётся на её родине, Индии, этом южноазиатском треугольнике, где кишит миллиард людей. Там ею проникнута вся духовная и мировоззренческая среда, хотя и там её превращают в бренд "на экспорт".

А впрочем, что нам до Запада, как и Западу до нас? Да и Индия неблизка. Лучше посмотреть, что с ней происходило и происходит в нашей стране или шире — на осколках Союза?

О йоге в России узнали на рубеже XX века. В причудливом изложении Блаватской и прочих теософов и оккультистов. В послеоктябрьский период революционно совершенствовали мир, а до внутреннего совершенства, коим занималась йога, власть предержащим не было никакого дела, а если и было дело, то близкое к уголовному. Вновь её открыли только во время "оттепели», и полуподпольно стал расти интерес к ней.

В 60-е гг. йогу воспринимали на Западе битнически, у нас — натуропатически. 60-е — 70-е гг. Америки были временем кризиса ценностей. Угроза мировой войны, и существование холодной, идеологической, вьетнамской войны, Карибский кризис, убийства Д. Кеннеди, М.Л. Кинга, Уотергейт, экологические опасности…Там учения и религии Востока и йога, в частности, были ещё контр-культурным движением против протестантского христианства, истеблишмента и потребительства. Йога и психоделия были примерно равными способами ухода.

У нас в 70-е гг. в неё пошли интеллектуалы из научных городков, обстраивая научной терминологией смесь экстрасенсорики, Рамачараки, Вивекананды, Айенгара. В 80-е — кто как мог рвался из застоя — за пределы физических возможностей, в экстрасенсорику, в астрал… О как выискивали — в журналах и фондах больших библиотек, в магазинах букинистических и "Академкнигах", в слепых самиздатовских перепечатках, документальных фильмах и на индийских выставках хоть какие-то сведения — крохами, цитатами — по йоге и вообще об Индии и её культуре! Впору удивляться, как хватало увлечённости, сил, времени и зрения на эти труды!

Ваш покорный слуга дважды в день, а бывало, и ночами занимался асанами, пранайамой и созерцанием. Как на работу, ходил в Ленинку и переписывал там книги и плёнки, а если дозволялось, плёнки заказывал и переписывал уже дома с проектора. Упанишады, Бхагавадгита, отрывки Махабхараты, Законы Ману, "Провозвестие Рамакришны", работы Вивекананды, и биографии их Р. Роллана… Не зря: они стали более надёжной основой йоги, чем могли бы стать, например, «Девять дней в Гималаях», «Агни йога» или Рамачарака. Теперь эти труды видятся не только пустой тратой сил и времени из-за книжного дефицита и идиотических идеологических препонов тех времён, но и необходимой подготовительной и просветительской стадией самообучения (свадхьяя), и даже «жертвой знанием», а с точки зрения бхакти йоги  — почитанием Божественного.

Но, как не оберегали власти от чуждых идей, «идеи овладевали массами». В начале 90-х и никаких "кармических заслуг" уже было не нужно. Появились перепечатки и переводы, а также бессчётность книжонок доморощенных гуру. В йогу хлынули все, кому не лень.

Свами Джйотирупананда полушутя говорил, что даже в Индии он не видел стольких йогов, сколько в Москве.

Никто не проводил подсчётов, но смею предположить, что, хотя у нас больше препонов йоге —  в средствах массовой информации её не жалуют, желающая занять место пастыря душ православная церковь объявляет йогу «делом тьмы», чиновничество подозрительно и корыстно, аренда залов дорогая, население беднее — в  процентном отношении увлекающихся йогой не меньше, чем на Западе. И даже не это важно. Йогой у нас ныне увлекаются не какие-то неприкаянные чудики и оздоровляющиеся старички, а люди с высшим, чем усреднённое, образованием (то есть каким-то самообразованием), среднего достатка и вполне благополучная молодёжь.

Брезжит надеждочка: новое поколение выбрало "Пепси" не поголовно, не безоговорочно и не окончательно.


 

Некоторые причины увлечения йогой

 

Чем йога привлекает и почему столь распространена? Какой знак присвоить этому явлению? "Дело тьмы"?  Мода массовой культуры?

Ну да, йога в моде, как никогда. Новый всплеск увлечения йогой прекрасно укладывается в известную закономерность: мода возвращается каждые 20—25 лет (намеренно или нет?): чередуются макси и мини, переиздаётся и слушается рок 70-х, Радио-Ретро гоняет старые записи, а телевидение — фильмы времён застоя. Хочется надеяться, что новое возвращение к йоге не будет возвращением к прошлому непониманию.

Но сама потребность в йоге и то удивительное ощущение её верности, мощи и нужности — это не зараза преходящей моды и не гипноз экзотических словоизлияний или книг. Множество людей на Западе и Востоке обращается к ней, чувствуя и открывая в ней великие возможности управления своей внутренней и внешней жизнью.

В йоге есть нечто, столь всеобщее, что даже при агрессивном глобализме, стирающем или продающим как тур-услугу любое культурное своеобразие, она остаётся привлекательной и притягательной для современного человека. Среди целого ряда причин этого довольно указать лишь некоторые.

Человека влечёт к какому-либо учению, религии,культурному движению или особые какие-то положительные и притягательные для него качества и черты их, либо отталкивание от неприятного ему настоящего.Человек может стремиться к "положительному» — приятному, благому, истинному и т.д,  или отталкиваться "от противного", от отрицательных черт жизни.Эту тягу или отталкивание можно уподобить физическим законам взаимодействия электрических зарядов. Два однознаковых заряда — отрицательных или положительных — отталкиваются, разнознаковые — притягиваются.

Или чуть потоньше: для полноты в человеке отрицательное должно восполняться или дополняться положительным: чего не хватает человеку, к тому он и стремится.

То ли человек много мучился в этом мире и желает обрести иной, где "несть воздыхания", а лишь наслаждения.То ли пресытился удовольствиями,и захотел горечи горя. То ли слишком много мучал других и устал от боязни мести и мук совести (даже не веря в неё) — и возжелал наказания или даже самонаказания. А может, надеется найти небесную «крышу» и получить от церковного или учительского авторитета прощение грехов ?

Можно назвать положительным настрой, настроение, самочувствие и т.д., вызываемое в человеке йоговским мировоззрением и упражнениями.

От противного

 

Начнём от противного — с более грубого, неприятного, отталкивающего.

Устраивает ли человека нынешнее его положение в мире?

Самоценности и самостоятельности человека угрожают две главных опасности. Извне — засасывающая прорва общества потребления и массовой культуры. Скрытое управление побуждениями и мыслями со стороны тех, кто имеет средства внушать те или иные массовые представления, контролирующие поведение. Изнутри — самообман самостоятельности личной мысли и правильности личного и привычного понимания.

В информационно-технологическом мире личность не стала более независимой от внеличных явлений.Только раньше она больше зависела от явлений природных, а теперь — от социальных. Впрочем, сохраняется и вражда западнической цивилизации и природы. Несмотря на экологические тревоги, декларации, демонстрации и акции в её защиту, общество потребления построено на борьбе, захвате и пожирании природы себе на потребу.

В нынешнее время человек от природы все больше отделяется, от людей отчуждается, в искусственной маете все больше теряется, хотя всячески вроде выделяется — стандартизируется и упрощается.

Всё меньше постоянного в человеческой жизни. Всё меньше естественного и больше искусственного.

Свет электрических ламп и фонарей заменяет горожанину солнце, луну и звезды. От земли его отделяют асфальт, бетон, автомобильный салон и толстые подошвы обуви.

Жизнь становится скучно-прагматичной и «идентичной натуральной».

Убеждают, что свобода потребления увеличивает радость от жизни. Но материальная обеспеченность — совсем не главная составляющая счастья.

Достаточно часто проводятся социологические исследования, насколько считают себя счастливыми жители разных стран. Забавно, но более счастливыми полагали себя люди из нищих или только выбирающихся из бедности  стран: Бутан, Бангладеш — на первых местах,  Индия — на пятом. США, образцово-показательная страна потребления, оказалась — на 46! С 80-х гг. XX в. валовый внутренний продукт там вырос почти вдвое, и число счастливых, если бы действовало такое правило, выросло бы, если не в два раза, то, по крайней мере, значительно. Положительных эмоций должна была бы прибавить и победа западного мира в холодной войне. Но недавние опросы свидетельствуют, что за это время доля граждан, считающих себя счастливыми уменьшилось на 5% или на 14 млн. человек. Да и эту цифру можно смело править в сторону увеличения, так как в США быть неудачником позорно, и большинство людей скрывают уныние и неудовлетворённость, как болезни, под сияющей тридцатидвухзубой улыбкой жизнерадостного победителя.

Что же больше мешает счастью?  Отсутствие товаров, денег и прав человека? Или суета, тщеславие, большие притязания и сравнение?

Современный человек, приобретя телевизор, аудиосистему, компьютер, мобильник и пр., потерял спокойствие, тишину и уйму времени. Побыть собой он не может даже недолго. Он барахтается и захлёбывается в электромагнитных волнах, несётся неведомо куда в информационных, большей частью нечистых, потоках. Звонки, просмотр телепередач, сайтов, фильмов, читка газет, книг, электронные игры… когда сосредоточиваться, думать и творить?  Вскоре перестаёт и хотеться.

Масс-медиа смешивают личные сознания в массовое, которое проще стандартизируется и легко управляется. «Ложными наполнителями ума» раздувается воображение, надувается пузырь самомнения. Образность заменяет образование, обилие общих мест — понимание. «Зрительные ряды», череды слоганов и кодирующих слов строят мысли в послушные ряды. В ум постоянно вспрыскивают катастрофы, аварии, преступления, кризисы… Создаётся чернухой, порнухой, фэнтези… причудливый, увлекательный, но непривлекательный мир.  Всем этим личность вовлекается в состояние постоянного чувственного и умственного беспокойства.

И это вполне программируемая и направляемая их властителями политика. Психологам и психиатрам известно, что высокий уровень тревожности делает человека внушаемым. А в таком состоянии с ним можно делать всё, что угодно — в частности, заставлять воспринимать как приказы уму рекламные и политические образы и слоганы, выдать за спасение от всех внутренних сложностей и трудностей простенькую идею в кодирующих словах, отчего он превращается в податливого потребителя и товаров, И удобных для власть предержащих представлений.

Поток информации захлёстывает и того, кто ещё не потерял способность различать и размышлять. И так называемые духовные люди, как сверчки, трещат по углам, осуждая подлости и глупости политиков, чиновников, СМИрителей и новоришек, но подчиняясь их решениям и деньгам.

Если человек умеет думать, то заметит, что для теории прогресса каждое прошлое поколение — поколение «недоразвитое». А все ныне живущие и даже будущие! когда-то станут прошлым поколением.

Чем больше получают информации — тем больше знают? Ну, совсем не так! Как не имея возможности  сосредоточиться, не имея целостного мировоззрения, обобщить лавину данных? Чем больше информации — тем больше приходится глотать ненужностей, глупостей и противоречий. Посему — слову меньше верят, и его ценность утрачивается. Человек перестаёт верить даже себе.

Человек смутно ощущает, что теряет не только человечность, но и личность.

Кумачом «коммунистических идеалов» прикрывалось, как оказалось, зловластье партийных феодалов. Демократические же ценности ныне разворованы и вместо них — в витринах муляжи. Союз распался и вряд ли его удастся восстановить в ближайшее время. Западу наша страна в качестве большого и самостоятельного государства с сильным народом не нужна. Остается нам обрести союз с Истиной. Как и толкуется, в частности, слово йога.

Наука удалила Бога, психоанализ — душу, глобализация гробит своеобразие народов, масс-информация и масс-культура — упростила личность, а если так пойдёт и дальше по пути такого «прогресса» — удалит и её, как ненужный нарост.

Сейчас главная задача человека — отстоять свою самость и целостность.

В искусственном мире растёт в нём желание естественности и подлинности. Во внешней масс-культуре пытается он найти внутреннюю самоценность и самостоятельность и освободиться от гнёта бессмысленности. И не отыскав там таковых, сознательно или несознательно восстаёт против. Его борьба — это также противодействие природы истреблению. И будет ли она происходить в виде истребления человека же — экологическими и технологическими катастрофами, мелкими — до поры до времени — войночками, революциями, терактами… Или человек найдёт гармонию с природой в себе самом?

Положительное

Теперь — что хорошего может дать йога человеку. От положительного, здорового, приятного можно идти радостней, выше и дальше, чем от отрицательного, неприятного, болезненного.

Потребность в духовности — точнее, потребность человека в самопознании и самостоятельном развитии — не всецело удовлетворяется ни масс-культурой, ни наукой, ни так называемыми мировыми религиями. Из тех, в ком ещё теплится  огонёк веры в Высшее, Настоящее, Истинное и кто стремится к Тому, немалая часть, особенно начитанная и образованная, пытается найти эту подлинность в восточных мировоззрениях и их средствах личностного развития.

В этом явно наблюдаемая смена духовных и мировоззренческих предпочтений, особенно заметная у образованной молодёжи, которую уже не увлекают и не удовлетворяют подавляющие и нетерпимые религии «библейского пояса» и позитивисткий примитивизм теории прогресса.

Для развития личности человека йога — одно из самых вдохновляющих, возвышенных и глубоких вероучений. Она основана на Всесущем и Вечном Разуме. Является яснейшим отражением и величайшим проявлением Вечной истины.

Йога принимает бессмертную и вечную Самость (Атман, Дух, Разум), за истинное состояние человека. Йога утверждает вечность этой сущности и способность человеческой воли и разума стать ею.

Не рассекают его мечи, не сжигает пламя,

не увлажняет его вода,  ветер не иссушает.

(Бхагавадгита).

Она утверждает, что человек, в сущности (той, духовной, запредельной, заличностной), свободен. Высшим благом является Освобождение Разума от всякого неведения, условий, сует и тягот. Йога утверждает, что в меру воли, знания и усердия осуществивший может преодолеть зависимость даже от «законов природы» и богов.

Это возвышает человека, придаёт ему больше сил, чем умаляющее представление нынешней прогрессистской цивилизации о том, что он — существо только биолого-социальное. При этом ему стараются не слишком напоминать, что он не просто смертен, а бессмысленно смертен. Если с этим соглашаться полностью, то человек должен не только признать свою полную зависимость от законов природы и общества, но и то, что его свобода — только умение к ним получше приспособляться.

Это не новопридуманная — на год, или на век, или на века — теория, а древнейшее мировоззрение с величайшим опытом осуществления истины. Истинность йоги подтверждалась опытом многих познавших.

Вечная йога открыта Владыкой йоги, Учителем всех учителей, но не создана каким-то одним человеком. Нельзя назвать имя какого-либо мудреца  или пророка-основателя её, как в большинстве вероисповеданий (Будда, Заратустра, Моисей, Христос, Мухаммед). Даже Патанджали является лишь собирателем и описателем её опыта.

В ней соединяются преемство и творчество.

Хотя йога порождена и развивалась в прошлом в русле индийского преемства, она не принадлежит какой-то одной религии, одной философской теории. Она выше местных, временных, религиозных и прочих ограничений.

Йога вдохновляет не массовостью. Йогой можно заниматься не только в каких-то кружках и группах, но и самостоятельно.

Развивается она снизу, как и в прошлом, вопреки властям, не насаживается и не поддерживается сверху идеологически и денежно. Нет у неё ни развитой структуры, как у церквей и медицины: нет храмов, иерархии, сановности, чиновности, вроде синедриона или Синода, папы или патриарха...

Так, нынешняя вторичная массовость церковности — результат во многом содействия сверху — властей и так называемой элиты. Масс-медийного внушения и мелькания попов на экранах… Церкви отдают в собственность заброшенные храмы, выделяют участки и деньги на их строительство и реставрацию, дают деньги новоришки, которые не прочь купить таким образом прощения грехов.

Йога даёт личности больше самостоятельности и свободы в отношении веры, мировоззрения и упражнения, чем любая из мировых религий. Отвергая слепую веру и одержимость, она не заставляет принимать какую-то особую догму, особый образец почитания, обрядов и духовных упражнений.

За истиной не надо ходить в церковь, мечеть, синагогу. Не обязательно спрашивать на каждом шагу совета батюшки, имама, раввина. Истину человек не получает за послушничество  догматам, писаниям и служителям какой-то религии, а добывает своим познанием и упражнением.

Йога терпима. В ней меньше поводов для религиозной вражды. В Индии её включили в свою практику даже соперничающие религии — индуизм, буддизм, джайнизм, суфизм и даже безбожники вроде локаятиков. Даже массовая йога более терпима, в отличие от религий библейского пояса, которые неспособны искренне принять как равноправные какие-то другие пути к Высшему. Достаточно посмотреть на состав участников какого-то йоговского семинара — каких только толков людей там нет! Нет почему-то ортодоксальных приверженцев ближневосточных религий. А если они и приходят то не учиться, не посмотреть, а что-то подсмотреть или скрыто "распропагандировать", "раззомбировать"  заблудших.

Да и при нашей российской рассеянности и несговорчивости из йоги чаще уходят в "традиционные" религии, нежели из них в йогу. Что это значит? То, что, как уверяют священнослужители, заблудший,  наконец-то оставив "дела тьмы", пришёл к истинной вере?

А может, йога более ценит свободу человека и доброжелательна к его выбору Легче отпускает, тогда как авраамовы религии всячески препятствуют подобному поиску и тем более уходу паствы? Или йога не заинтересована в неготовых? Не видит в них врагов?

Йога может стать дополнением к наследуемой и усвоенной религии, а впоследствии и сделать её ненужной. Йога может использовать как средство сосредоточения Бога в личности,безличного или даже несколько божеств, поскольку каждый из них считается проявлением Высшего Существа.

Если ближневосточным религиям нужен «раб божий», то йоге — свободный. Если угодно --   Бог в человеке. Йога нужна, чтобы «вспомнить» это.

Нынешняя увлечённость йогой — это проявление присущего человеку стремления к  самостоятельному познанию истины, самопознанию, самоуправлению... Это увлечение, вроде бы малозначаще в сравнении с явлениями информациализации, глобализации, политическими и экономическими потрясениями. Но не приходит ли, тихой «походкой голубя» — более значительное: смена направленности мышления? Не есть ли эта подготовка к действительному преобразованию многих людей самообразованием? Не знак ли это перехода от потребительского сознания к созерцательному? Тем более, что самосозерцательная составляющая культуры растёт не только в западном мире и будет занимать всё большее место, в первую очередь, среди знати (знающей и образованной верхушки общества).

Йога поистине, обладает многомерностью. Она настолько многообразна и  всеохватна, что предоставляет каждому возможность найти свою дорожку к совершенству.  Йога позволяет понять, что совершенство возможно и нужно, и находится ближе, чем кажется. От неё могут получить пользу люди с самыми разными жизненными обусловленностями, пристрастиями и условиями.

Йога способна сделать жизнь человека более разумной и счастливой. Она перенаправляет сознание не на внешние, а на внутренние изменения. Это может сгладить многие напряжения и конфликтность как в личности, так в нынешнем обществе (а скорее, в будущем).

Йога предоставляет некоторую надежду миру.

Йога — преодоление отчуждения — между личностью и миром, между духом и природой.

Она лучше понимает природу — прежде всего, природу внутреннего мира. Она с ней не враждует, не борется с ней, а старается её сознавать, управлять ею, сделать её частью сознания.

Если человека беспокоит раздробленность, расщеплённость, "кусочность" его жизни и сознания, то йогой он может восстановить свою цельность и целостность.


Одна из причин увлечения йогой — оздоровительные стремления на фоне падения доверия к медицине. Многие ощущают, а кое-кто из людей понимает, что здоровье — это их достояние. И отдавать его в полное распоряжение каким-то посторонним, хоть и образованным специалистам в белых халатах — неразумно. Избежать зависимости от медицины и стать хозяином своего здоровья для кого-то является весомой причиной заниматься йогой.

Тем более, некоторые её проявления, например асаны, похожи на спортивные упражнения. Йога также — неистощимый кладезь психотерапевтических приёмов.

С начала XX в., когда йога стала проникать в массы, множество лекций и книг называлось примерно так: «Йога — наука самопознания». Ну да, в йоге есть дух исследования, что роднит её с наукой. Вряд ли можно найти такую религию, где этот дух исследования столь силён, так определяюща роль личной ответственности и творческой самостоятельности. Из великого множества религий и учений йога особенно подходит людям образованным, творческим, занятым умственным трудом.

Разница в том, что если восприятие и научное познание направлено на узнавание внешнего, то средствами йоги познаётся сам познающий. Йога научает различению — истинного от ложного, главного от второстепенного, должного от недолжного. Ей вырабатывается способность многомерного видения. Йогой воспитывается способность сознавать и обобщать множество разноплановых явлений.

Хотя она тщательно разработана, но для науки загадочна до сих пор.

Но Свами Сатьянанда называет её искусством. С искусством йогу роднит то, что 1) она невозможна без личного творчества, 2) наитие — один из важнейших  инструментов познания в ней, 3) главное средство познания в йоге — обобщение, а не анализ, как в науке, 4) красота — один из её важнейших свойств.

Многообразие йоги предоставляет каждому возможность найти свою дорожку к совершенству. Йога позволяет понять, что оно находится ближе, чем мы думаем.

Исторические и психологические корни йоги находятся в таких глубинах ума, которые неподвластны влиянию современности. Некоторые приёмы йоги унаследованы из очень древних, дорелигиозных времён и состояний человека и общества, например, шаманизма. И эти древние психотехники не отвергались, а переосмыслялись, преобразовывались.

Какой-то вклад в притягательность йоги явно вносит и языковое родство, и, значит, в какой-то мере, родство мышления. Йога развивалась в среде, где большая часть идей была выражена на индоевропейских языках: ведийском, санскрите и пракритах, например, пали, бенгали, гурмукхи и т. п.

Йога стоит на крепких основах. Её верность всячески опровергается толпами противников, невежд, глупцов и хитрецов-дельцов. Другое бы учение было бы уже давно опорочено и забыто. Йога же набирает всё больше приверженцев.

Значит, в ней есть незатрагиваемая всяческими умолчаниями, упрощениями и извращениями истина.

У приближающегося к совершенству посредством йоги, всё более выявляются благие качества: самостоятельность, самоуправление, радость, любовь, доброта, нестяжание,  свобода.