Вот долдонят: йога, йога... А ведь если окинуть взором «йоговские просторы", в глазах зарябит от пестроты, а голова пойдёт кругом. Под йогой разные люди понимают столь разное, что называть всё это одним словом – язык не поворачивается.
Забавно смотреть как каждая из наших многочисленных школок йоги утверждает себя настоящей, единственно верной, наиболее подходящей для современности. Как подростково пылко ругается с другими за свою правоту и право учить других!
Пожелай классифицировать йогу, на какую «полку» культуры или своего ума её поместить? В ящик с надписью Древняя Индия?
Или Религия? Да ещё после разделителя Мировые религии с подразделителями по алфавиту: Буддизм, Индуизм, Ислам, Иудаизм, … За ним, что ли, поставить?
Или под рубрикой Первобытные верования? Или Прочие?
Или на полку Наука? В какой тогда раздел? Философия? Медицина? А в какой подраздел: Психотерапия? Народная медицина ?
Нет, даже такая простая попытка втиснуть йогу в какую-то схему, заставит схематизатора изрядно почесать репу. Конечно, если он не станет обрезать целостность и многообразность йоги до своих предпочтений и незнаний.
Да ещё усложняет его работу, что в индийском преемстве разные йоги опираются на столь разные теоретические основы, что могут расходиться – до противоречий и даже до противоположности. Могут быть атеистическими, как «безбожная» санкхья, теистичными, как шайвисткая или вишнуисткая тантра. Или как адвайта веданта последовательно стремиться к познанию лишённого определений Брахмана, которого и Богом назвать нельзя, ибо он не только не творит мир, но и вообще не имеет отношения к миру как проявлению майи. Или вообще не принадлежать к признанным индуизмом мировоззрениям (буддизм, джайнизм).
А какие различия в способах и средствах осуществления! Йогин может следовать одному из трёх путей совершенствования (тримарга): брать за основу воспитание всеохватной любви (бхакти йога), взращивание совершенного исполнения общественного и личного долга (карма йога) или познание самого отвлечённого и безусловного (джняна йога).
Тут и такая работа по обустройству психики, которая похожа на отвлечённые философские размышления, — до её полного отвлечения от всего внешнего. Рядом – такие приёмы обуздания ума и тела, что со стороны кажутся диким самоистязанием.
Большинство индийских "йог" названо по основному применяемому методу — карма, бхакти, джняна, хатха, мантра, джапа...Реже — по главному способу достижения цели или достигаемому состоянию — лайа, сахаджа... Есть, так сказать, и "качественные" названия: царская (раджа), великая (маха), полная (пурна). Иногда по числу ступеней или членов — аштанга (восьмичленная) или шаданга (шестичленная). Иногда по её основателю или описателю: так, ту же аштанга или раджа йогу называют йогой Патанджали, ещё одну восьмичленную йогу — Аштанга йогой Чарандаса, а совсем современную хатха йогу — Айенгар-йогой и опять же, для солидности, аштанга йогой. Некоторые называются по основному представлению, например, кундалини йога, гхата йога (от слова горшок — синоним тела). А есть по некоторым признакам её приверженцев, например, канпхата йога — по продырявленным особыми серьгами ушам.
Есть не принадлежащие к индуизму, но имеющие право, хотя бы по месту зарождения, так называться: суфийская или сикхская йоги, ещё называемая кундалини йогой.
Йога как достижение Единства Бытия, Единство Сущего и Существа едина, но различается по применяемым способам и средствам.
Как было сказано в Йога таттва упанишаде, 19: «… йога многообразна, но, как (единое) Благо, различается употреблением».
И к тому же нет в чистом виде какой-то одной йоги – всегда есть взаимообмен средствами.
Не удивительно, что такое многообразие соблазняет на всё новые придумки! И вот появляются невесть откуда египетская, тольтекская, русская, сибирская, кавказская… Аква йога в бассейне, бикрам или хот йога в сауне, йога на лошади, пауэр (силовая) йога, крипалу йога, хэппи йога, йога смеха, шоколад-йога (намазываются шоколадом и асанируют)... несть числа! В общем, бренд "йога" стал настолько общепривлекательным и выгодным, что иные совсем сбрендили.
Вот и ищи среди этих йог настоящую!