Проблески

 

Всегда мыслить о Самом высшем,

стремиться к познанию сути –

это зовётся Знанием,

незнание – всё остальное.

Бхагавадгита

ЦЕЛИ ЙОГИ:

Определение цели как упражнение

Можно ли найти эти цели в общих местах?

 

Спроси у «увлечённых йогой», чего ради они занимаются, услышишь такую разноголосицу невнятиц и нелепиц, что голова пойдёт кругом! Достичь Бога, атмана, брахмана, самадхи, мокши, реализации, духовного просветления, расширения сознания или управления им, гармонии, освобождения...

За Истину зачастую принимают мнимости, сочетание непонимаемых слов — за понимание. Мнят, что следуют высоким целям, которые заявляют, и делают то, о чём говорят, хотя всего-навсего бряцают пустыми словесами. Надуваясь самомнением, надувают слова, как мыльные пузыри. Но те лопаются, оставив — и то ненадолго — лишь липкие брызги на коже.

Посмотрим, какие выражения цели предлагает массовая йога.

А предлагает она настолько расплывчатые, столь штампованные общие места, да ещё и в корявом канцелярском переводе, которые не могут дать опоры ни для мысли, ни для чувств, тем более для жизни.

Чаще всего определения цели толкутся вокруг одного из буквальных переводов слова йога — «единение». Чего с чем? — толкуется это, как вздумается. У одних это «единение человека с Космосом» (они, что, думают, что личность как-то пребывает вне Космоса?). И даже повторяя одно из известных определений  «йога – единство отдельной души со Вселенской»[1] или иначе сущности человека с сущностью Вселенной, не всегда замечают эту тонкость: не со Вселенной, а её сущностью!

Или почему-то мнят, что цель йоги лучше проясняется иностранными словами.  Что-то вроде "я практикую йогу, чтобы достичь реализации», «гармонии» и т.п.? Или "Йога – это коммуникация".

Этот пиджин в определениях важнейших смыслов своих занятий и более того – смыслов жизни, понятно, объясним. Видится несколько причин. Пока выделим три.

Первое: нынешняя приниженная роль русского языка, связанная с общим упадком культурной и экономической роли нашей страны в мире, и усугублённая глобализацией, языком которой является упрощённый английский.

Второе: многим кажется, научный (хотя в большинстве случаев  псевдонаучный) язык лучше и  глубже объясняет йогу и придаёт объясняющему солидности.

Ну и третье, более частное: большинство книг о йоге, откуда наши люди берут знания и значит, понятийный словарь,  являются переводами с иностранных, опять же, в основном, с английского. И мало того, что в этих книгах и так довольно много санскритских слов, значение которых нелегко понимаемо, да ещё уйма англицизмов, засоряющих ум. А очистить от них переводы в голову не приходит. Потому, что многие ещё не доросли до понимания значимости точного выражения для понимания смысла. И что на родном языке этой точности достичь неизмеримо легче.

Гармония? — А если у вас гармонь, на которой эта гармония исполняется? Тело? Ум? Воля? А создали ли вы симфонию, в которой уместна эта гармония? Или вся ваша гармония создаётся из трёх выученных аккордов и нескольких заезженных рифм «любовь—вновь», чего хватает на тысячи поп-песенок, никак не трогающих ум и сердце?

Кстати, не понятней ли будет, переложить две вышеупомянутых фразы хотя бы так: «я упражняюсь в йоге для осуществления своего высшего предназначения» (Целого, целостности»?) И  «йога сознательная связь всех явлений Бытия»? Или установление сознательной связи личности с Высшим? Или познание всеобщей связи всего сущего?

В английских книжках «ньюэйджеского» направления как нечто особо ценное предлагают «расширение сознания». Да, неужто это всегда хорошо? Слоган "расширение – это всё" принадлежит идеологу и практику колониального мышления С. Родсу. Да, узость мышления оплетает узами. Любопытно, что ещё гимнопевцы Ригведы обращались к богам с просьбой избавить то от уз, то от узости! Но лучше ли расширять сознание за счёт«ложных заполнителей сознания»: пустяков, глупостей, пошлостей и гадостей? Впитывая из книг, телевизора, компьютера — рекламу, чернуху-порнуху и прочее?

Такое расширение можно уподобить экстенсивному пути развития, например, сельского хозяйства: не увеличением производительности труда, урожайности, внедрения новых знаний и технологий, а тупым расширением площадей сельских угодий – выжигания лесов, поднятия целины. Что потом? Оскудение и эрозия почв, падение урожайности, чёрные бури, сметающие саму почву.

Большая беда – даже не узкое (узкий луч света бьёт дальше и ярче высвечивает), а рассеянное мышление. Давно советовали "входите узкими вратами".

Да и в индийском наследии йога – не расширение сознания, а, напротив, – его сосредоточение.

К тому же память устроена так, что если на воспринимаемую или рождённую мысль сразу же накладывается другая, то ею "перебивается", закрывается, отчего начальная забывается. Если же мысль удержится в уме хотя бы недолго (по некоторым данным – хотя бы четверть часа), то она откладывается в долговременную память, откуда извлечь при необходимости её легче.

Это ещё один довод в пользу установки, удержания внимания (дхараны).

Просветление? Очевидно ли для вас наличие, действительность и степень замутнённости разных уровней сознания, которое собрались просветлять?

Насколько совершенно то Совершенство, коего вы чаете достичь?

Но на самом деле за подобными «слоганами» скрыты более определённые и лично-выгодные побуждения. Смутно ощущая присущую йоге правду и силу, люди приступает к ней ради своих целей и руководствуясь собственными интересами.

И оказывается: большинство не знает, чего хотят. Мечутся от желания к желанию, так и не зная, чего действительно хотят. То ли освобождения от мира, то ли новой квартиры. То ли стать суровым аскетом, то ли секс-гигантом, то ли дживанмуктой, то ли «президентом земного шара»..... То ли сиддхов да мокши, то ли сливок с морошкой.

Да ещё многие так и не утвердились, в кругу какого мировоззрения будут совершенствоваться. Будто собрались пойти по святым местам, но никак не могут решить, куда в Бенарес или Иерусалим, Мекку или Рим. Вот и сидят годами на чемодане или плетутся в ночной клуб на клубничку.

Цели жизни и цели йоги

Великая мудрость может существовать без великой цели. Но великая цель без великой мудрости – великая ошибка, великая глупость или великое преступление.

Есть ли смысл в движении и возможно ли достижение без верного направления? Чтобы верно двигаться в йоге, надо знать, к какой цели и как в неё нацелиться и попасть. Иначе делаемое будут бесцельно, и большая часть энергии и труда уйдёт вхолостую. От промежуточных определений цели, в какой-то мере, зависят и направление осуществления, и выбор средств, и даже достижения.

Нужно ли самому определять цели йоги? Или достаточно повторять определения её из источников йоги?

Есть такие явления бытия и настолько отвлечённые и объёмные понятия — Бог, Истина, Совершенство и подобные -- который каждый понимает и принимает в меру своих предпочтений и знаний. Поэтому на вопросы — например, есть ли истина? каков смысл и цель жизни? что такое счастье? любовь?... и подобные, — не может быть однофразного, однозначного, окончательного и всех устраивающего ответа. Даже узнав и заучив мудрости великих Писаний, потребуется, может, целая жизнь, чтобы понять их и тем более, сделать составляющей своей жизни и удержать в миг кончины.

К таким относится и определение цели и смысла йоги.

Сущность и цели йоги нельзя выразить каким-то одним определением и описать какой-то одной схемой. Тем более, существует многообразие направлений и течений йоги – раджа-, хатха-, бхакти-, карма-, лайа- и т.д. Могут отличаться мировоззренческие обоснования йоги: санкхья у Патанджали, тантра в Шива сутре или Горакша шатаке, веданта в Йога Васиштхи. И есть множество и, кажется, даже противоположных по смыслу определений цели йоги в наследии йоги.

Цели и сущность йоги выражается в разных источниках по-разному и в разных понятияхи. В классической йоге Патанджали, представляющей собой одно из шести истинных мировоззрений (даршана) индуизма – это кайвалья (разъединение, отдельность Духа), а в некоторых течениях тантры или сикхской йоге она выражается словами, вроде бы противоположного смысла сахаджа, саюджья (союз, естественность). В буддистской йоге – нирвана (утúшенье или угасание, подразумевается — желаний). А  индуистских (в той или иной мере ведантистских) и в джайнской течениях йоги конечной целью является мокша или мукти (избавление от неведения, от жизни).

В этих целях  разных видов йоги М. Элиаде выделил как бы две главных бессмертие и свобода. Одно, вроде бы подразумевает, вечную жизнь, другое избавление от жизни. Хотя достижение одной осуществляет и другую.

Да ещё пониманию смысла этих определений препятствуют мировоззренческие, языковые, временные, личные особенности и ограничения воспринимающего.

А главное — можно ли выразить однозначно и окончательно цель йоги, если само состояние обретаемое им, невыразимо (анирвачания)? И не только невыразимо, но и бесцельно: в нём теряют значение все жизненные цели и даже завершающая — Освобождение  перестаёт побуждать к движению. Сама цель растворяется. Уже не к чему стремиться, нечего достигать.

Йога — гораздо большее, чем её проявления. Йога много сложнее, чем самые изощрённые её объяснения. Преемственная йога ставит высокие и для современного человека, кажется, ненужные или недостижимые цели.

Поэтому и выражение цели, такой высокой и весьма далёкой, всегда примерно, всегда приблизительно. Это направление ума на нужный путь, который приближает к цели. От промежуточных определений цели, в какой-то мере, зависят и направление осуществления, и выбор средств, и даже достижения.

Определённые личные способности и обусловленности человека оказывают влияние, на то, какой для себя он видит йогу. И что полагает ценным, важным, нужным в ней.

Согласно ведийскому мировоззрению существует четыре цели жизни человека (пурушартха).

Наслаждение

Польза

Духовность и добродетель

Освобождение

Цели жизни зачастую вступают  в противоречие со словами, которыми человек её выражает.

Зачастую мистика и «санскритность» является этакими завитушками, скрывающими какие-то очень простые желания или невежество. А иные определения цели йоги настолько расплывчаты, что не могут дать опоры для мысли.

Мало верится тем, кто слишком громогласно заявляют, что стремятся к освобождению. И тем меньше, чем громче и чаще они об этом трезвонят. Тем больше подозрений, что эти слова тащит из них тщеславие и желание покрасоваться перед другими.

Иной может научиться говорить сколь угодно возвышенные и красивые слова о Боге, Истине, Освобождении, быть популярным учителем, но как попка или канарейка в клетке — щебетать внутри удовольствия или выгоды для себя.

Если это не намеренный обман других, то самообман уж точно.

Освобождение — окончательное, подразумевающее исчезновение столь ценной для нынешнего человека личности в Надличном, надпрактичном, Безусловном, ныне вдохновляет лишь единицы.

Большинство людей с помощью йоги хочет решить мирские проблемы, а не отказаться от мира, или оказаться вне мира. И ничего дурного в этом нет. Удовольствие и польза — важные составляющие жизни человека.

Надо,чтобы цели были по силам.

Но отдаляют от сущности йоги и слишком мелкие цели, ради которых приступают к занятиям. Как нам хочется, чтобы йога была послушной служанкой наших явных и скрытых побуждений и желаний! Её духовные стремления и возможности нас мало интересуют. Нам нужны лишь её умения обеспечить удобства нашего сознания и подсознания.

Те, кто приступают к йоге, часто ошибаются в выражении цели. Некоторым мнится единственно важной для них целью йоги — вечная молодость и несокрушимое здоровье. Кого-то вдохновляет особая гибкость некоторых йогов а ля Айенгар. Молодому борзому юноше или красной девице кажется, что ради этой цели стоит  трудиться. Но увы, такой цели на всю жизнь не хватает. Образование, карьера, дети... жизнь вообще оказывается важнее мечты о вечной молодости. Редко, у кого хватает терпения уделить этой мечте много лет многочасовых ежедневных занятий.

Если вы хотите бодрости и здоровья, то вам совершенно не нужно достигать айенгаровской сложности асан. Тем более и Айенгар постарел и умер.

Чтобы не создавать ненужных надежд и заблуждений, надо определить место йоги в вашем личном совершенствовании. Если вы

начали позже 30-ти,

ведёте семейную жизнь и работаете (особенно, если заняты физическим трудом и переноской тяжестей)

занимались когда-то силовыми видами спорта и т.п.
при всех ваших усилиях вряд ли вам удастся повторить всё, что делал Айенгар или сверхгибкие молодые «гимнософисты».

 

 

Надо верно определить свою цель, а не следовать к чужой. Надо избрать для себя и свою йогу.

Чем нацеливаться на йогу подвижничества и, тем паче, йогу освобождения, легче и безопасней заниматься йогой совершенствования.

Прежде чем голосить о своём стремлении к Освобождению, надо постараться исполнить своё предназначение. Прежде чем освобождаться от жизни, или, как говорят, "от тела", надо освободиться от обманов и самообманов ума.  Прежде чем одинаково принимать радость-страдание, надо научится радоваться и нести людям радость.... Поставить в уме сито, которое будет отсеивать несущие страдания впечатления.

По мере развития человека, меняются и цели его устремлений. Обычно так: в детстве хотел быть космонавтом, а в зрелом возрасте – менеджером в магазине.

Поэтому, думая о цели и смысле йоги в целом и её ветвей или ступеней, положим, асан и пранаямы, в частности, и пытаясь это как-то выразить, не стоит торопиться считать свои умозаключения обретённой окончательной истиной. Неправильные умозаключения, ставшие убеждением, иногда хуже незнания. Понимание должно вырастать из упражнения, обучения, отречения и сосредоточения.

Вопрос о цели и смысле йоги должен не раз вставать перед занимающимся и требовать решения.

Решение! Вот ключевое слово, которое открывает, для чего нужно правильно выразить для себя цели йогоупражнений.

Решение или намерение — одно из значений важного санскритского понятия санкальпа. Оно также применяется для обозначения одного из составляющих упражнения, — направления внимания, установки. Не путать с дхараной, хотя какие-то сближения очевидны.

Определения и выражения цели йоги для себя – это выражение намерения и выбор направления. Они становятся подсознательным — и надсознательным! — намерением или решением, то есть мысленным действием, эту мысль сосредотачивающим и оттачивающим и приближающим к её осуществлению.

Отправные точки и цели занятий могут быть разными, но движение в йоге будет идти по направлению той или иной цели и по колеям мыслей.

На цель влияют общественные и мировоззренческие установки и внушения. Например, просто до тупости – определяемая и назойливо внушаемая: мол, человек живёт ради выживания, и этот инстинкт — главная побудительная сила в человеке.

Да, без жизни нет человека, но глупо биологическим подходом опускать его до любого биологического существа, скажем, таракана, убирая всё, что возвышает над ним. Если отождествлять человека с телом, то В.Ульянов становится равен Махатме Ганди, тупая пешка – Пушкину, пьяный воришка Рамакришне, а вороватые нувориши ведийским риши. Если человек считает себя телом тело и будет его пределом.

На понимание йоги и  предпочтение тех или иных способов её осуществления влияет и изменение условий жизни.

Подавляющее большинство людей в нашей стране даже не атеисты (потому что атеизм требует некоторой самостоятельности мысли, чтобы обосновать отрицание Творца), а немудрёные искатели наслаждений и выгоды. В индийской среде — с её толкотней «33 миллионов богов», в бессчётности и многообразности видов поклонения, философских учений, обрядов, обычаев — терпимости больше. Но легко и заблудиться. При прочих равных условиях человеку, который родился и вырос в рамках этой культуры, проще: он направляется почти непрерывной преемственностью мироустройства, нитью личного учительства как её неотъемлемой составляющей, общим мировоззренческим фондом представлений, образов, преданий, разработанной и истолкованной до мельчайших подробностей символикой. Но может ли житель Русской равнины с такой же верой, как житель Гангской, обращаться с молитвой, скажем, к Раме, или богу-обезьяне Хануману, или слоноголовому Ганеше, сидящему верхом на крысе, или ребёнку-полководцу Сканде верхом на павлине? Или вести такой же полуголо-полуголодно-бродячий образ жизни, как индийские подвижники-садху?

Поэтому в определении цели, надо не попасться в силки такого опасного соблазна как подражательство.

Определение своей цели – это наполнение отвлечённых понятий деятельным содержанием.

Но надо избежать и другой крайности. Старайтесь не выражать цели слишком определённо и тем более приказательно-отрицательно, скажем избавиться от какой-то болезни или мешающих жизненному успеху препонов.  А то подсознание, вопреки вашему сознательному желанию, будет воспринимать это выражение как постоянное напоминание и подтверждение значимости того, от чего вы хотите избавиться.

Достижение чудесных сил

Ну да все повторяют, что, мол, йог не должен стремиться к обладанию чудесными силами. При этом подразумевают великие достижения (сиддхи) – летание по небу и хождение по воде, ясновиденье, умение всё подчинять своей воле и прочее.

Но если упражняющийся с этим и согласен,  то часто не замечает, как его самолюбие и тщеславие его толкает на что-то подобное, правда, не столь впечатляющее.

Читая захватывающие истории о чудесных силах йогов, могущих почти не есть, не спать, не дышать, и при этом левитировать, ясновидеть и телепатировать, впадают в соблазн лёгкого достижения этого. Как ни странно, это так распространено и в таких детских обликах, что диву даешься. Такие «детишки» верят своим выдумкам, представляя, что, став йогом, будут сидеть красиво нагим в лотосной позе на снежной вершине,    протаявшей от его великого внутреннего жара...

С подобными мечтателями мне приводилось общаться. Один сибиряк (увы, ныне это не синоним здоровяка), сильно мёрзнущий и устающий от веса даже не очень большого рюкзака, например, хотел получить от йоги всего-то возможность ходить в походы без рюкзака, спального мешка и еды. Очень он интересовался сурья бхедой, тумо. Но, видимо, такие мечтания его и пугали, и мешали ему заниматься йогой дома  и ходить в походы даже с удобным снаряжением.

И конечно, увлечённости ради такой ясельной цели, тем более без знания средств и заметных достижений, надолго не хватает. Поэтому рано или поздно такую йогу бросают. И даже если стараются и чего-то за долгие годы такие люди достигают, это слишком мало.

Есть известная индийская притча, приписываемая Будде, и которую любил повторять и Рамакришна. Мудрец повстречал сурового подвижника, весьма гордого тем, что за 40 лет научился ходить по воде.   «Бедняга! Ты потратил 40 лет на то, что просто сделать, заплатив грош перевозчику!».


Йогой занимаются не для того, чтобы достичь какого-то особого состояния и обрести какие-то необычные качества. Даже не соединить вас с тем-то и чем-то, а побудить вас узнать и осуществить всегда существующее тождество с Самым Высшим.

Йога – соединение себя самого с Самым Высшим, Существа, Существования и Сущего.  Это самопознание и самоуправление ради Освобождения.

 

 

 


[1] Параматман и бхутатман.