А почему именно аюрведа?
Сейчас много толкуют о необходимости целостного и человечного подхода к человеку. Многие в нынешнем больном мире ставят целью придти к Целому через целение: одни целят, другие исцеляются. Популярность психотерапии, гомеопатии, йоги, цигуна, акупунктуры, экстрасенсорики, холотропного дыхания и пр. — одно из проявлений стремления к целостному подходу в исцелении. Среди этих методов аюрведа — древняя медицина Индии — достойна занять первое место.
В Индии некоторые простые способы аюрведы известны почти каждому, как западному человеку — элементарные гигиенические приёмы. Многие из них вошли в ежедневные религиозные обряды и уже неотличимы от них. Такие процедуры, как омовение, чистка зубов, умащение тела, массаж стоп, служба богам и пр. являются одновременно и выполнением долга добродетели (дхармы), и гигиеническо-профилактическими мероприятиями. Древние медицинские трактаты истолковывают индуистские обряды с точки зрения их пользы для здоровья. Сандаловой пастой мажут головы идолов в храмах, чтобы у них, как и у людей, не болела голова от перегрева на солнце. Индийская кухня с её пристрастием к специям явно испытала влияние теории вкусов аюрведы. Другая индийская традиционная лечебная система — сиддха — может рассматриваться как тамильская разновидность аюрведы.
Аюрведа также оказала влияние на народные системы медицины во многих странах Центральной и Юго-Восточной Азии. В Индонезии на острове Бали она сохраняется в очень близком к первоисточнику виде. В буддистский канон Танджур вошло 22 аюрведийских[1] текста, составивших основу медицины в буддистских странах[2]. В Тибете она преобразовалась в тибетскую медицину с основным её трактатом “Джуд-ши”, который представляет собой лишь несколько измененный под влиянием буддизма и китайской медицины перевод “Аштанга хридайа самхиты” индийского врача Вагбхаты-младшего. В VIII веке халифа Гаруна аль-Рашида лечил индийский врач Манкх, который также перевел санскритский трактат о лекарствах на арабский язык. Примерно в то же время, как писал Бируни, один из основных текстов аюрведы — “Чарака самхита” — был переведён с персидского на арабский для династии визирей абассидских халифов[3]. В IX веке аль-Табари составил для халифа аль-Мутаваккиля медицинский трактат, одна из глав которого была посвящена индийской медицине и основана на “Чарака” и “Сушрута” самхитах. Труд Чараки широко использовался знаменитым врачом Ибн-Синой (Авиценной). Показательно соответствие трёх основ тела человека (воздух, жёлчь и лимфа) в арабской медицине, ставшей источником возрождения древнегреческой медицины в средневековой Европе, трём нарушениям (дошам) в аюрведе.
Итак, было в аюрведе что-то, что оказалось приемлемым для многих народов и культур мира. Сейчас появляются очевидные признаки её возрождения и распространения. В Индии работают свыше 400 тысяч врачей (вайдья) и около 150 исследовательско-медицинских центров аюрведы. Она признана Всемирной организацией здравоохранения как одна из традиционных медицин. И на современном прагматичном Западе шесть тысяч аюрведийских врачей и даже особые клиники и центры стали неотъемлемой и успешно работающей частью системы здравоохранения. Многие аюрведийские продукты и лекарства можно приобрести в обычных и специализированных магазинах и аптеках.
Что же непреходяще ценного есть в этой медицине, что она применима и поныне, тогда как, например, греческая медицина и основанная на ней средневековая остались лишь достоянием истории?
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) называют аюрведу традиционной “интуитивной” медициной. Этим термин применяют к различным видам целительства, способы которых не всегда можно объяснить современной наукой, но которая весьма действенна для людей той культуры, в которой она родилась и применяется.
Но аюрведа — не экстрасенсорная мешанина полуколдовских приёмов и непонятных или бессмысленных идей и слов и не просто набор верных народных наблюдений и примет. В её сокровищнице тысячелетний практический и исследовательский опыт с тщательно разработанной теорией и единообразной терминологией. По этой причине аюрведу часто называют медицинской наукой. Действительно, это одна из древнейших систем медицины. Возникла она тысячелетия назад и, набирая опыт оздоровления и исцеления, сложилась в развитое учение со строгой теоретической основой и разработанной методикой, множеством приёмов и тонкостей. её неповторимая ценность и в том, что со времени возникновения её основные принципы и приёмы передавались по цепочке учитель-ученик, что дало ей исключительную многосторонность и глубину.
Относительно недавно наукой были открыты и признаны множество положений, давно известных аюрведе. Циркуляция крови была описана в “Сушрута самхите” задолго до Гарвея, описание секреции желудочных соков — до И. Павлова, способ прививки против оспы — до Э. Дженера (похожие приёмы вакцинации и ныне используются в деревнях индийского штата Бихар). Возможно, аюрведа — и мать гомеопатии, ибо для уравновешивания энергий в человеческом теле часто использовались малые дозы трав и специй при особом порядке их приёма и распорядка вообще. На это может также указывать и применение в качестве лекарств таких ядовитых веществ, как ртуть, и использование металлов.
В трудах классиков аюрведы — Чараки и Сушруты — описано около 600 лекарств, как правило, растительного и минерального происхождения, в том числе вещества, используемые для анестезии[4].
В аюрведе имеется развитая специализация. Уже во времена составления основополагающих её трактатов врачи делились на врачевателей тела (что примерно соответствует терапевтам) и хирургов. Собрание текстов, объединенное под именем врача Чараки, представляет терапевтическое ответвление аюрведы, тогда как собрание Сушруты — хирургическое. В трактате последнего описаны около 300 операций и 125 хирургических инструментов.
С их помощью индийские лекари делали сложнейшие операции: удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомию, пластические операции по восстановлению искалеченных или отрезанных носов, ушей и губ и др. Можно сказать, несомненно, что их пластическая хирургия — древнейшая и лучшая в мире. Лишь в XVIII веке хирурги из Англии открыли, заимствовали и перевезли её в Европу, где она стала бурно развиваться, особенно в последнее время, когда многие желают стать красивыми и молодыми с помощью пластической операции.
Согласно Чараке, “у этой аюрведы такие восемь членов:
1) лечение тела (kāya cikitsā);
2) лечение шеи и головы (śālakyam);
3) извлечение чуждых предметов (śalyāpahartṛkam);
4) обезвреживание ядов (viṣagaravairodhiśamanam));
5) знание вредных существ (bhūtavidyā)[5];
6) уход за детьми (kaumarabhṛtya);
7) омоложение (rasayana);
8) увеличение половой силы (vajīkaraṇa)[6].
О специализации аюрведы можно судить также по разделам основных её трактатов[7]. В собрании Чараки восемь разделов:
1.Основные положения (sūtra sthāna);
2.О теле (śarira sthāna);
3.О чувственном восприятии (indriya sthāna);
4.Причины болезней (nidāna sthāna);
5.Их передатчики (vimāna sthāna);
6.Лечение тела (cikitsā sthāna) — примерно то же, что нынешняя терапия;
7. Правила приготовления лекарств (kalpa sthāna), то есть фармакология;
8. О счастье (siddha sthāna).
Восемь разделов и у Сушруты, разница в том, что разделы о чувственном восприятии, о передатчиках болезни и о счастье отсутствуют, но добавлены хирургический, педиатрический и “психиатрический” разделы.
В позднейших текстах аюрведы отдельно рассматриваются также отрасли, которые в терминах нынешней медицины можно выразить как гинекология и акушерство (strī roga cikitsā), геронтология (jara cikitsā), отоларингология (ūrdhvāṅga cikitsā), токсикология (dauśthra), сексология (vṛṣya) и др. Есть и весьма странные для современного человека, например лечение болезней от звёздного влияния (gṛha cikitsā).
Смысловая близость терминов аюрведы и современной медицины
Санскритсткое определение |
Соответствующий медицинский термин или понятие |
Vyākhya |
Определение |
Vyutpatti |
Происхождение, возникновение |
Nidāna |
Этиология |
Pūrva rūpa |
Продром, признак, предшествующий началу заболевания |
Rūpa |
Клиническая картина |
Samprapti |
Патофизиология |
Sadhyasadhaya |
Прогноз |
Cikitsā |
Правила ведения лечения |
Auṣadha |
Лекарства |
[hāra |
Диета |
Vihara |
Практика, образ жизни |
Но считать аюрведу только наукой недостаточно. Помимо систематичности, в ней есть многое, что роднит её с искусством и вероисповеданием.[8]
Словоаюрведа состоит из двух частей: āyus (жизнь, жизненная сила, жизненность) + veda (знание). Поэтому аюрведа — это знание жизненной силы, знание здоровья. Ту же мысль несет один из её синонимов— jīvita — “живящая”, “оживляющая”. Пониманию смысла аюрведы может также помочь созвучие (или родственность?) первой части её названия с русским ярь, что тоже значит “жизненная, природная сила”, и латинским aura.
Есть два взгляда и вытекающих из них подхода к здоровью. Западный — физиологический — строится на посылке устранения нарушений телесных органов и их функций (или, чаще, чем надо, — самих органов). Восточный — энергетический — основное внимание уделяет уравновешиванию и распределению энергий в теле, воздействию на “поле”, а не на “семя”.
Для западной медицины болезнь всегда приходит извне: от инфекции, переохлаждения, нервного потрясения или стресса, наследственных факторов и т. п. Она стремится убить болезнетворные микробы антибиотиками, сбить температуру жаропонижающими, страдания заглушить транквилизаторами, заодно порождая побочные следствия и губя иммунитет. Неосознаваемый её идеал — стерильный человек в стерильном мире. Внимание к внешним, объективным факторам приводит к утрате целостного взгляда на субъекта — самого человека. В аюрведе же всякий недуг рассматривается как нарушение целостной и слаженной работы организма в его взаимоотношениях со средой.
Что такое здоровье? Об этом в наше время представление гораздо более смутное, нежели о болезни. Нормой считается некое среднее для большого числа людей состояние. В аюрведе здоровье чаще всего обозначается двумя понятиями: svasthā, что буквально значит “свое состояние” или “самоустойчивость”, и sātmya, что примерно значит “свойственность”, “присущность”, то есть в какой-то мере тоже присущее или свойственное человеку состояние. При этом подразумевается, что в идеале человеку свойственно быть здоровым.
По Сушруте, здоровый человек — это тот, у кого преобладающий тип обмена (doṣa), телесные ткани (dhātu) и отходы (mala) пребывают в равновесии и у которого в прекрасном состоянии дух, ум и чувства.
В науке идею об относительном постоянстве внутренней среды живых организмов начал разрабатывать французский естествоиспытатель К. Бернар во второй половине XIX века. Введённый в 1929 году американским физиологом В. Кенноном латино-греческий термин гомеостаз, используемый ныне в медицине, оказывается если не “калькой”, то, по крайней мере, близким соответствием древнего аюрведийского понятия. И сама идея о сохранении “устойчивой неравновесности” среди изменяющихся условий, ключевая в учении о гомеостазе, была разработана аюрведой тысячелетия назад, быть может, даже более совершенно.
С точки зрения и в понятиях современной науки некоторые основные положения этой древней системы лечения могут показаться несерьёзными, “нерациональными”, то есть, исходя из значения латинского ratio, неразумными. Но эта система как раз более разумна в том смысле, что придаёт важнейшее значение разуму, сознанию как средству исцеления. Рассмотрение материального объективного мира в ней идёт от разумного субъективного начала, разворачивающегося в мир явлений и предметов. Такой подход делает более разумными и лечебные мероприятия, цель которых — усилить способность организма к восстановлению.
Западная медицина только сейчас делает робкие шаги к пониманию первостепенного влияния сознания на тело, тогда как основное положение аюрведы гласит: хорошее здоровье — это слаженность разума, ума и тела и при главенстве первого.
В аюрведе исцеление больного более связано с самопознанием. В ней больше возможностей заниматься своим здоровьем самому: следить за своим питанием, распорядком дня и пр. её понятия, правила и средства естественны и могут быть поняты и опытно подтверждены на чувственном уровне каждым более-менее наблюдательным человеком.
Один из главных её авторитетов врач Чарака утверждает, что медицина должна быть человечной. Эта человечность должна проявляться и в отношениях врача и больного. Поэтому к врачу аюрведы предъявлялись не только профессиональные, но и нравственные требования: он должен обладать честностью, самообладанием, смелостью, бескорыстием и беспристрастием. Важное достоинство — что врач вел пациента от обращения к нему до излечения болезни и самолично изготовлял лекарства.
С переменами условий и образа жизни людей появляются новые вредные факторы (технологические, психологические), приходят новые болезни, и старые средства перестают помогать. У аюрведы же есть величайшая способность к обобщению и системная гибкость, и ей легче ввести в свою теорию изменения. При личном общении врача и больного в ней большое значение имеет интуиция, мудростью которой пренебрегает аппаратно-медикаментозная медицина. Если способы лечения аюрведы правильно применяются, они в большинстве своем не имеют побочных эффектов.
Аюрведа — прекрасный образец столь взыскуемой ныне целостной системы исцеления человека. Это не просто и не только терапевтическая система. По определению Чараки, аюрведа — “учение, коим можно достичь знания о полезных и вредных видах жизни (hita и ahita āyus), жизни счастливой и несчастной, явлениях, полезных и вредных для таких видов жизни, сроке жизни, а также о самой природе жизни”[9]. Так что так называемая социальная предохранительная медицина, которая рассматривает состояние здоровья в зависимости от условий жизни человека в обществе, открыта не сегодня.
Умелое приведение в гармонию разнообразных внутренних и внешних явлений делает аюрведу образом жизни, даже искусством жизни. Среди средств аюрведы — ежедневный распорядок, сезонные приспособления поведения, управление умом в согласии с истиной, должное внимание к требованиям природы.
Аюрведу можно смело назвать родоначальницей профилактики. “Целью этой (науки) является поддержание здоровья в здоровом и утишение болезни в больном”[10]. Древние целители понимали, что предохранять от болезни лучше, чем лечить её, а лечить — это значит восстанавливать естественное состояние. Поэтому одно из важнейших определений аюрведы — “нацеленная на (восстановление) своего состояния” (svasthāturparāyaṇa).
Чарака утверждает и некоторое различие целей в зависимости от нрава (варны) людей. “Аюрведу следует изучать: благим (брахманам) — чтобы творить добро всем существам, правителям (кшатриям) — для самосохранения, предпринимателям (вайшьям) — для обретения (богатства). Все могут изучать её ради обретения добродетели, пользы и удовольствия”[11].
Вкратце можно сказать так: аюрведа — не наука лечения, а искусство исцеления.
[1] Настаиваем на применении слов “ведийский”, “тантрийский”, “йоговский”, которые в последние годы вытесняются однообразными англицизмами “ведический”, “тантрический”, “йогический”, что так же коряво и >безвкусно, как, например, “библеический”.
[2] Dash, Vaydya Bhagvan. Tibetan Medicine with special reference to Yoga śataka. — P. 9–13.
[3] Абу Рейхан Бируни. Индия. – М.: Ладомир, 1995. – С.165.
[4] В частности делающие человека нечувствительным к боли порошки самдживана и саммохана, а также опьяняющие напитки.
[5] Что можно сопоставить с психиатрией и психотерапией.
[6] Чарака самхита, Сутрастхана 30.28.
[7] При ссылках на трактаты аюрведы мы будем указывать названия разделов.
[8] Кстати, первый историк индийской медицины Хираджи Эдульджи назвал свою работу об аюрведе “Историей медицинского искусства”.
[9] Чарака самхита, Сутрастхана 1.41.
[10] Там же, 30.26.
[11] Там же, 30.34.