А почему именно аюрведа?

Сейчас много толкуют о необходимости целостного и человечного подхода к человеку. Многие в нынешнем больном мире ставят целью придти к Целому через целение: одни целят, другие исцеляются. Популярность психотерапии, гомеопатии, йоги, цигуна, акупунктуры, экстрасенсорики, холотропного дыхания и пр. — одно из проявлений стремления к целостному подходу в исцелении. Среди этих методов аюрведа — древняя медицина Индии — достойна занять первое место.

В Индии некоторые простые способы аюрведы известны почти каждому, как западному человеку — элементарные гигиенические приёмы. Многие из них вошли в ежедневные религиозные обряды и уже неотличимы от них. Такие процедуры, как омовение, чистка зубов, умащение тела, массаж стоп, служба богам и пр. являются одновременно и выполнением долга добродетели (дхармы), и гигиеническо-профилактическими мероприятиями. Древние медицинские трактаты истолковывают индуистские обряды с точки зрения их пользы для здоровья. Сандаловой пастой мажут головы идолов в храмах, чтобы у них, как и у людей, не болела голова от перегрева на солнце. Индийская кухня с её пристрастием к специям явно испытала влияние теории вкусов аюрведы. Другая индийская традиционная лечебная система — сиддха — может рассматриваться как тамильская разновидность аюрведы.

Аюрведа также оказала влияние на народные системы медицины во многих странах Центральной и Юго-Восточной Азии. В Индонезии на острове Бали она сохраняется в очень близком к первоисточнику виде. В буддистский канон Танджур вошло 22 аюрведийских[1] текста, составивших основу медицины в буддистских странах[2]. В Тибете она преобразовалась в тибетскую медицину с основным её трактатом “Джуд-ши”, который представляет собой лишь несколько измененный под влиянием буддизма и китайской медицины перевод “Аштанга хридайа самхиты” индийского врача Вагбхаты-младшего. В VIII веке халифа Гаруна аль-Рашида лечил индийский врач Манкх, который также перевел санскритский трактат о лекарствах на арабский язык. Примерно в то же время, как писал Бируни, один из основных текстов аюрведы “Чарака самхита” был переведён с персидского на арабский для династии визирей абассидских халифов[3]. В IX веке аль-Табари составил для халифа аль-Мутаваккиля медицинский трактат, одна из глав которого была посвящена индийской медицине и основана на “Чарака” и “Сушрута” самхитах. Труд Чараки широко использовался знаменитым врачом Ибн-Си­ной (Авиценной). Показательно соответствие трёх основ тела человека (воздух, жёлчь и лимфа) в арабской медицине, ставшей источником возрождения древнегреческой медицины в средневековой Европе, трём нарушениям (дошам) в аюрведе.

Итак, было в аюрведе что-то, что оказалось приемлемым для многих народов и культур мира. Сейчас появляются очевидные признаки её возрождения и распространения. В Индии работают свыше 400 тысяч врачей (вайдья) и около 150 исследовательско-медицинских центров аюрведы. Она признана Всемирной организацией здравоохранения как одна из традиционных медицин. И на современном прагматичном Западе шесть тысяч аюрведийских врачей и даже особые клиники и центры стали неотъемлемой и успешно работающей частью системы здравоохранения. Многие аюрведийские продукты и лекарства можно приобрести в обычных и специализированных магазинах и аптеках.

Что же непреходяще ценного есть в этой медицине, что она применима и поныне, тогда как, например, греческая медицина и основанная на ней средневековая остались лишь достоянием истории?

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) называют аюрведу традиционной “интуитивной” медициной. Этим термин применяют к различным видам целительства, способы которых не всегда можно объяснить современной наукой, но которая весьма действенна для людей той культуры, в которой она родилась и применяется.

Но аюрведа — не экстрасенсорная мешанина полуколдовских приёмов и непонятных или бессмысленных идей и слов и не просто набор верных народных наблюдений и примет. В её сокровищнице тысячелетний практический и исследовательский опыт с тщательно разработанной теорией и единообразной терминологией. По этой причине аюрведу часто называют медицинской наукой. Действительно, это одна из древнейших систем медицины. Возникла она тысячелетия назад и, набирая опыт оздоровления и исцеления, сложилась в развитое учение со строгой теоретической основой и разработанной методикой, множеством приёмов и тонкостей. её неповторимая ценность и в том, что со времени возникновения её основные принципы и приёмы передавались по цепочке учитель-ученик, что дало ей исключительную многосторонность и глубину.

Относительно недавно наукой были открыты и признаны множество положений, давно известных аюрведе. Циркуляция крови была описана в “Сушрута самхите” задолго до Гарвея, описание секреции желудочных соков — до И. Павлова, способ прививки против оспы — до Э. Дженера (похожие приёмы вакцинации и ныне используются в деревнях индийского штата Бихар). Возможно, аюрведа — и мать гомеопатии, ибо для уравновешивания энергий в человеческом теле часто использовались малые дозы трав и специй при особом порядке их приёма и распорядка вообще. На это может также указывать и применение в качестве лекарств таких ядовитых веществ, как ртуть, и использование металлов.

В трудах классиков аюрведы — Чараки и Сушруты — описано около 600 лекарств, как правило, растительного и минерального происхождения, в том числе вещества, используемые для анестезии[4].

В аюрведе имеется развитая специализация. Уже во времена составления основополагающих её трактатов врачи делились на врачевателей тела (что примерно соответствует терапевтам) и хирургов. Собрание текстов, объединенное под именем врача Чараки, представляет терапевтическое ответвление аюрведы, тогда как собрание Сушруты — хирургическое. В трактате последнего описаны около 300 операций и 125 хирургических инструментов.

С их помощью индийские лекари делали сложнейшие операции: удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомию, пластические операции по восстановлению искалеченных или отрезанных носов, ушей и губ и др. Можно сказать, несомненно, что их пластическая хирургия — древнейшая и лучшая в мире. Лишь в XVIII веке хирурги из Англии открыли, заимствовали и перевезли её в Европу, где она стала бурно развиваться, особенно в последнее время, когда многие желают стать красивыми и молодыми с помощью пластической операции.

Согласно Чараке, “у этой аюрведы такие восемь членов:

1) лечение тела (kāya cikitsā);

2) лечение шеи и головы (śālakyam);

3) извлечение чуждых предметов (śalyāpahartṛkam);

4) обезвреживание ядов (viṣagaravairodhiśamanam));

5) знание вредных существ (bhūtavidyā)[5];

6) уход за детьми (kaumarabhṛtya);

7) омоложение (rasayana);

8) увеличение половой силы (vajīkaraa)[6].

О специализации аюрведы можно судить также по разделам основных её трактатов[7]. В собрании Чараки восемь разделов:

1.Основные положения (sūtra sthāna);

2.О теле (śarira sthāna);

3.О чувственном восприятии (indriya sthāna);

4.Причины болезней (nidāna sthāna);

5.Их передатчики (vimāna sthāna);

6.Лечение тела (cikitsā sthāna) — примерно то же, что нынешняя терапия;

7. Правила приготовления лекарств (kalpa sthāna), то есть фармакология;

8. О счастье (siddha sthāna).

 

Восемь разделов и у Сушруты, разница в том, что разделы о чувственном восприятии, о передатчиках болезни и о счастье отсутствуют, но добавлены хирургический, педиатрический и “психиатрический” разделы.

В позднейших текстах аюрведы отдельно рассматриваются также отрасли, которые в терминах нынешней медицины можно выразить как гинекология и акушерство (strī roga cikitsā), геронтология (jara cikitsā), отоларингология (ūrdhvāga cikitsā), токсикология (dauśthra), сексология (vya) и др. Есть и весьма странные для современного человека, например лечение болезней от звёздного влияния (gha cikitsā).

Смысловая близость терминов аюрведы и современной медицины

Санскритсткое определение

Соответствующий медицинский термин или понятие

Vyākhya

Определение

Vyutpatti

Происхождение, возникновение

Nidāna

Этиология

Pūrva rūpa

Продром, признак, предшествующий началу заболевания

Rūpa

Клиническая картина

Samprapti

Патофизиология

Sadhyasadhaya

Прогноз

Cikitsā

Правила ведения лечения

Auadha

Лекарства

[hāra

Диета

Vihara

Практика, образ жизни

 

Но считать аюрведу только наукой недостаточно. Помимо систематичности, в ней есть многое, что роднит её с искусством и вероисповеданием.[8]

Словоаюрведа состоит из двух частей: āyus (жизнь, жизненная сила, жизненность) + veda (знание). Поэтому аюрведа — это знание жизненной силы, знание здоровья. Ту же мысль несет один из её синонимов jīvita — “живящая”, “оживляющая”. Пониманию смысла аюрведы может также помочь созвучие (или родственность?) первой части её названия с русским ярь, что тоже значит “жизненная, природная сила”, и латинским aura.

Есть два взгляда и вытекающих из них подхода к здоровью. Западный — физиологический — строится на посылке устранения нарушений телесных органов и их функций (или, чаще, чем надо, — самих органов). Восточный — энергетический — основное внимание уделяет уравновешиванию и распределению энергий в теле, воздействию на “поле”, а не на “семя”.

Для западной медицины болезнь всегда приходит извне: от инфекции, переохлаждения, нервного потрясения или стресса, наследственных факторов и т. п. Она стремится убить болезнетворные микробы антибиотиками, сбить температуру жаропонижающими, страдания заглушить транквилизаторами, заодно порождая побочные следствия и губя иммунитет. Неосознаваемый её идеал — стерильный человек в стерильном мире. Внимание к внешним, объективным факторам приводит к утрате целостного взгляда на субъекта — самого человека. В аюрведе же всякий недуг рассматривается как нарушение целостной и слаженной работы организма в его взаимоотношениях со средой.

Что такое здоровье? Об этом в наше время представление гораздо более смутное, нежели о болезни. Нормой считается некое среднее для большого числа людей состояние. В аюрведе здоровье чаще всего обозначается двумя понятиями: svasthā, что буквально значит “свое состояние” или “самоустойчивость”, и sātmya, что примерно значит “свойственность”, “присущность”, то есть в какой-то мере тоже присущее или свойственное человеку состояние. При этом подразумевается, что в идеале человеку свойственно быть здоровым.

По Сушруте, здоровый человек — это тот, у кого преобладающий тип обмена (doṣa), телесные ткани (dhātu) и отходы (mala) пребывают в равновесии и у которого в прекрасном состоянии дух, ум и чувства.

В науке идею об относительном постоянстве внутренней среды живых организмов начал разрабатывать французский естествоиспытатель К. Бернар во второй половине XIX века. Введённый в 1929 году американским физиологом В. Кенноном латино-греческий термин гомеостаз, используемый ныне в медицине, оказывается если не “калькой”, то, по крайней мере, близким соответствием древнего аюрведийского понятия. И сама идея о сохранении “устойчивой неравновесности” среди изменяющихся условий, ключевая в учении о гомеостазе, была разработана аюрведой тысячелетия назад, быть может, даже более совершенно.

С точки зрения и в понятиях современной науки некоторые основные положения этой древней системы лечения могут показаться несерьёзными, “нерациональными”, то есть, исходя из значения латинского ratio, неразумными. Но эта система как раз более разумна в том смысле, что придаёт важнейшее значение разуму, сознанию как средству исцеления. Рассмотрение материального объективного мира в ней идёт от разумного субъективного начала, разворачивающегося в мир явлений и предметов. Такой подход делает более разумными и лечебные мероприятия, цель которых — усилить способность организма к восстановлению.

Западная медицина только сейчас делает робкие шаги к пониманию первостепенного влияния сознания на тело, тогда как основное положение аюрведы гласит: хорошее здоровье — это слаженность разума, ума и тела и при главенстве первого.

В аюрведе исцеление больного более связано с самопознанием. В ней больше возможностей заниматься своим здоровьем самому: следить за своим питанием, распорядком дня и пр. её понятия, правила и средства естественны и могут быть поняты и опытно подтверждены на чувственном уровне каждым более-менее наблюдательным человеком.

Один из главных её авторитетов врач Чарака утверждает, что медицина должна быть человечной. Эта человечность должна проявляться и в отношениях врача и больного. Поэтому к врачу аюрведы предъявлялись не только профессиональные, но и нравственные требования: он должен обладать честностью, самообладанием, смелостью, бескорыстием и беспристрастием. Важное достоинство — что врач вел пациента от обращения к нему до излечения болезни и самолично изготовлял лекарства.

С переменами условий и образа жизни людей появляются новые вредные факторы (технологические, психологические), приходят новые болезни, и старые средства перестают помогать. У аюрведы же есть величайшая способность к обобщению и системная гибкость, и ей легче ввести в свою теорию изменения. При личном общении врача и больного в ней большое значение имеет интуиция, мудростью которой пренебрегает аппаратно-медикаментозная медицина. Если способы лечения аюрведы правильно применяются, они в большинстве своем не имеют побочных эффектов.

Аюрведа — прекрасный образец столь взыскуемой ныне целостной системы исцеления человека. Это не просто и не только терапевтическая система. По определению Чараки, аюрведа — “учение, коим можно достичь знания о полезных и вредных видах жизни (hita и ahita āyus), жизни счастливой и несчастной, явлениях, полезных и вредных для таких видов жизни, сроке жизни, а также о самой природе жизни”[9]. Так что так называемая социальная предохранительная медицина, которая рассматривает состояние здоровья в зависимости от условий жизни человека в обществе, открыта не сегодня.

Умелое приведение в гармонию разнообразных внутренних и внешних явлений делает аюрведу образом жизни, даже искусством жизни. Среди средств аюрведы — ежедневный распорядок, сезонные приспособления поведения, управление умом в согласии с истиной, должное внимание к требованиям природы.

Аюрведу можно смело назвать родоначальницей профилактики. “Целью этой (науки) является поддержание здоровья в здоровом и утишение болезни в больном”[10]. Древние целители понимали, что предохранять от болезни лучше, чем лечить её, а лечить — это значит восстанавливать естественное состояние. Поэтому одно из важнейших определений аюрведы “нацеленная на (восстановление) своего состояния” (svasthā­turparāyaa).

Чарака утверждает и некоторое различие целей в зависимости от нрава (варны) людей. “Аюрведу следует изучать: благим (брахманам) — чтобы творить добро всем существам, правителям (кшатриям) — для самосохранения, предпринимателям (вайшьям) — для обретения (богатства). Все могут изучать её ради обретения добродетели, пользы и удовольствия”[11].

Вкратце можно сказать так: аюрведа — не наука лечения, а искусство исцеления.

 

 


[1] Настаиваем на применении слов “ведийский”, “тантрийский”, “йоговский”, которые в последние годы вытесняются однообразными англицизмами “ведический”, “тантрический”, “йогический”, что так же коряво и >безвкусно, как, например, “библеический”.

[2] Dash, Vaydya Bhagvan. Tibetan Medicine with special reference to Yoga śataka. — P. 9–13.

[3] Абу Рейхан Бируни. Индия. – М.: Ладомир, 1995. – С.165.

[4] В частности делающие человека нечувствительным к боли порошки самдживана и саммохана, а также опьяняющие напитки.

[5] Что можно сопоставить с психиатрией и психотерапией.

[6] Чарака самхита, Сутрастхана 30.28.

[7] При ссылках на трактаты аюрведы мы будем указывать названия разделов.

[8] Кстати, первый историк индийской медицины Хираджи Эдульджи назвал свою работу об аюрведе “Историей медицинского искусства”.

[9] Чарака самхита, Сутрастхана 1.41.

[10] Там же, 30.26.

[11] Там же, 30.34.