ВЫ РАССТРОЕНЫ? - КАК?
Определение преобладающей доши
Правильно установить принадлежность личности к тому или иному природному (прирождённому) типу (пракрити) и узнать, какое из трёх родов нарушений особо преобладает, — это первая и главная часть диагностики аюрведы.
Чтобы легче и нагляднее представить отличия типов личностей с преобладанием той или иной доши, сведём некоторые их телесные и умственные свойства в таблицу.
Отметьте клетку, описание в которой соответствует вашему телесному и умственному строению. Если вы мучаетесь сомнением, не в силах выбрать соответствующие вам черты из двух клеток, одна из которых вата, отмечайте её. Заметно преобладающее число отмеченных клеток в одном столбце покажет и преобладающее нарушение.
При желании можно уточнить свой тип личности с помощью количественных показателей, превратив таблицу в тест[1]. Поставьте отметку — от 0 до 5 баллов — в каждую клетку за соответствие её данных чертам вашего нрава. В конце каждого столбца таблицы сложите его цифры и выведите сумму. Три полученных числа позволят вам приблизительно определить тип вашего тела и господствующие доши. Если одно из чисел преобладает над вторым почти вдвое — вы принадлежите к типу с одним преобладающим нарушением. Если два бόльших показателя близки и значительно превосходят третий, вы принадлежите к типу с двойным нарушением. Если же все три показателя приблизительно одинаковы, вы принадлежите к типу с тройным нарушением.
Но не следует забывать, что такой тест, как и все тесты, является некой прикидочной схемой, а не “математической” истиной. На Западе и особенно в США различные виды тестирования — способностей, интеллектуального развития, соответствия требуемых личных качеств работе и пр. — занимают иногда неподобающе огромное место в жизни человека, грозя при неудачной оценке потерей работы, ударом по престижу в обществе и самооценке… В данном случае вы ничего не теряете, а только приобретаете — знание о себе.
Конечно, человеку трудно беспристрастно воспринимать и оценивать самого себя, ибо сложившиеся желания, предпочтения, предубеждения он принимает за действительное. Для того чтобы описания и тест помогли вам в самопознании, есть смысл обращаться к ним несколько раз с перерывом в несколько месяцев, лучше в разные времена года. Неплохо воспользоваться мнением вашего друга или человека, хорошо вас знающего, которому вы доверяете, в тех вопросах, которые чуть ущемляют ваше самолюбие.
Посмотреть на себя со стороны и со многих сторон помогут также нижеследующие описания двоедошных типов, перевод отрывка из “Чарака самхиты” в Приложении 2, где даются характеристики психологических типов умов, которые, надеюсь, позабавят вас, и перечень характерных болезней в Приложениях 4 и 5. В общем, наличие нескольких описаний, таблиц и теста, с разных точек зрения характеризующих личность, должно повысить надежность определения дош.
Определение преобладающей в личности доши
Черты тела и нрава |
ВАТА - ветренные создания
|
ПИТТА - желчные
|
КАПХА - флегматичные, тучные
|
1. Телосложение |
худощавое или сухощавое при излишне длинном или коротком росте; некоторая угловатость; часта несоразмерность членов |
среднее; упитанны без полноты; рост средний, члены соразмерны |
плотное, дородность, широкие бёдра и плечи, жир в бёдрах и ягодицах; обтекаемость форм |
2. Вес |
лёгкий, недостаточный, теряют его легче, чем набирают |
средний |
излишний, набирают вес, даже борясь с ним
|
3. Конечности |
холодные зябнущие руки и ноги; ноги зачастую сильнее, чем руки; |
теплые, иногда горячие; ноги и руки развиты примерно одинаково |
умеренно прохладные; руки сильнее ног |
4. Кожа |
сухая, особенно зимой, шелушащаяся, как бы “обветренная”, землистого цвета, холодная и грубая наощупь |
мягкая, маслянистая, тёплая, при сильном нарушении - горячая, светлая или розоватая кожа; обычны веснушки и родинки |
влажная, толстая, часто жирная, бледная, белая, холодная кожа
|
5. Кости, вены, артерии и сухожилия |
сильно выступающие |
не очень заметно выступающие |
мало заметные |
6. Волосы |
жесткие, сухие, чёрные, курчавые
|
мягкие, тонкие, маслянистые, прямые, белокурые, соломенные или рыжие; часто ломкие; свойственны ранняя седина и облысение |
густые, волнистые маслянистые (часто говорят “жирные”), светло- или тёмно-русые или коричневатые
|
7. Глаза |
маленькие тусклые сухие глаза, обычно черные и карие, редкие брови и ресницы
|
глаза светлые, проницательные, острые; жёлтоватая радужная оболочка, белки склонны к покраснению, особенно в гневе; часто ухудшается зрение |
глаза большие, привлекательные, маслянистые или матовые, "с поволокой"; часто голубые или серые; густые и длинные ресницы. Если слезы – то обильные.
|
8. Губы |
Потрескавшиеся, сухие, склонные к образованию герпеса, свидетельствуют о болезни Ветра. Красные, горячие, склонные к появлению гнойнничков — являются следствием возмущения жёлчи. И, напротив, водянистые, бледные и сухие, тонкие, бледные, часто трескающиеся |
светло-красные, частая лихорадка на губах |
жирные, мягкие, яркие отечные губы с белесым налетом .— признак накопления в организме Слизи.
|
9. Зубы и ротовая полость |
неправильный прикус тонкие бледные дёсны |
зубы средние, желтоватые, дёсны мягкие |
зубы крупные крепкие, белые |
10. Ногти |
ногти сухие, крючковатые, ломкие |
мягкие, гибкие, розовые с лёгким блеском, |
толстые, крепкие, сильно блестящие, мягкие |
11. Голос и речь |
сухой, дребезжащий; речь быстрая, торопливая, сбивчивая; тратят много силы на разговоры |
громкий и звонкий; речь острая, язвительная, убедительная
|
глуховатый, грубый; речь медленная, монотонная
|
12. Жестикуляция и походка |
множество мелких и быстрых непроизвольных движений тела (пальцев, головы, глаз и т.п.); быстрая прыгающая походка |
уверенные, выверенные, решительные жесты и походка
|
мягкие, изящные плавные жесты и неторопливая походка
|
13. Подвижность и выносливость |
физически очень подвижны, не сильны, но выносливы, при увлеченности полны энергии, бодры, жизнерадостны, но и легко переходят к нерешительности и унынию |
умеренно активны, но длительного физического напряжения не выдерживают, более напористы, чем выносливы
|
малоподвижны, склонны к бездействию, лени, обладают большой физической силой, могут долго заниматься чем-то, не перенапрягаясь |
14. Вкусовые пристрастия |
к сладкому, кислому, солёному; любят горячее питье
|
к сладкому, горькому, вяжущему; не терпят острого и слишком горячего, любят холодные напитки и мороженое |
к острому, горькому, вяжущему
|
15. Аппетит |
недостаточный или очень неравномерный; желают больше, чем съедают |
хороший, даже “зверский”, непереносимый, когда время еды пропущено; хорошее пищеварение, |
медленно разгорающийся, но устойчивый, в худших случаях доходящий до постоянного; пищеварение замедленное
|
16. Жажда |
неравномерная, но чаще незначительная |
очень сильная |
слабая |
17. Стул |
склонность к запорам и газам; выделения скудные, сухие; в опорожнении нет регулярности |
хороший; испражнение быстрое и в привычное время |
выделения обильные, маслянистые; испражнение медленное
|
18. Моча |
коричневатая |
с красноватым или зеленоватым оттенком; “дымящаяся” |
очень светлая
|
19. Потоотделение |
скудное даже в жару и при сильной телесной нагрузке |
сильное (даже в не очень жарком помещении, при умеренном усилии) |
умеренное |
20. Пульс[2] |
слабый, нитевидный, похожий на "движение змеи" |
умеренный, “скачущий как лягушка” |
медленный, широкий, похожий на "движение лебедя" |
21. Сон |
часто трудное засыпание, особенно при переутомлении; сон некрепкий, поверхностный, прерывистый, недостаточный; временами бессонница |
засыпание быстрое, сон короткий, но глубокий,
|
продолжительный, тяжёлый сон; вялость после пробуждения
|
22. Сновидения |
небо, полёты, падения, поездки, бегство, прыжки, штормы, опасности; сны легко забываются |
пламя, насилие, сражения, победы над опасностями и врагами |
вода (реки, озера, моря), плавание; бытовые сюжеты (обустройство жилища, покупки и пр.) |
23. Ведущее чувство при восприятии |
преимущественно и ярче воспринимают мир через слух |
особенно важно восприятие зрением |
преимущественно осязанием и обонянием. |
24. Ум |
деятельный, но неустойчивый и беспокойный; неудержимое воображение, врождённая интуиция |
острый, боевой, решительный, склонный к отвлечённым идеям и обобщениям |
спокойный, устойчивый, заторможенный, приземлённый
|
25. Память |
кратковременная память сильнее долговременной; запоминание и понимание “на лету”, но быстрое забывание |
хорошая цепкая память, особенно если событие связано с яркими сопутствующими чувственными ощущениями |
трудное запоминание, но хорошая долговременая память
|
26. Нрав |
порывистый, непредсказуемый, нерешительный, боязливый, склонность к сомненьям, страхам и тревогам |
волевой решительный; бурный, "жгучие страсти", раздражительность, гнев, завистливость |
спокойный, мягкий, добрый, терпимый негневливый, самодовольство, склонность к жадности, привязчивости и назойливости
|
27. Материальное положение |
не умеют накапливать деньги, растрачивают на пустяки, поэтому обычно бедны |
средний достаток, много тратят на “представительство” и роскошь |
богаты, бережливы, запасливы, в худших случаях жадны, большая часть трат приходится на еду |
28. Мировоззрен-ческие убеждения |
переменчивые, шаткие, метания к крайностям, противоречивость |
доходящие до одержимости; властность в их применении |
твёрдые до косности, здравомыслие до приземленности, склонность к консерватизму |
29. Цели и достижения |
часто слишком огромные, непосильные; склонность к необдуманным поступкам, глупостям |
склонность к рискованным, но обдуманным и достижимым делам |
приземленные, бытовые; не склонны к риску и большим жертвам |
Заметим: расовые и национальные особенности вносят определённые изменения в набор психо-физиологических свойств, заданных дошами. Так, среди негров тип капха вряд ли будет обладать светлыми волосами и белой кожей, у монголоидов - крупными глазами, а среди русских северян вата-личность не обязательно будет иметь чёрные жесткие волосы.
Двоедошные типы
Вы, возможно, уже попытались оценить себя по вышеприведенным описаниям. И наверняка недоумеваете: в вас есть черты, по крайней мере, двух типов. И вы, скорее всего, правы.
Человек слагается из очень многих явлений, и поэтому система трех дош — это основное и примерное деление, которое можно и нужно уточнять и делать более подробным. Поэтому в практических целях аюрведа и следующая ей тибетская медицина подразделяли телосознания на семь основных видов с преобладанием:
1. ВАТА |
2. ПИТТА |
3. КАПХА |
4. ВАТА[3]-питта |
5. ПИТТА-капха |
|
6. ВАТА-капха |
|
КАПХА-питта |
Среди этих семи есть разновидности, зависящие от количественного преобладания той или иной доши (так, сюда добавляются капха-вата и питта-вата). Чистых типов среди людей — меньшинство (примерно десятая часть), большинство же — двойные. Очень редки люди с тремя расстройствами (sannipāta). Им можно посочувствовать. Болезни, вызванные тремя дошами , считаются трудноизлечимыми, ибо при этом доши переплетены настолько, что зачастую уменьшение одной ведет к увеличению другой.
Итак, учитывая, что подавляющее большинство людей имеют два нарушения, настоятельно советуем с помощью данных здесь описаний, таблиц и теста направить старание к тому, чтобы установить свою вредоносную парочку.
Доши не смешиваются, не усредняются, а обнаруживаются в разных условиях. Если у человека выделяются два нарушения, то одно — ведущее, другое — ведомое. Какое проявится — зависит от внешних и внутренних условий, от явления или отношения к тому или иному явлению. Обычно преобладающая доша определяет первый ответ на внешние раздражители, а вторая — поведение.
Вата-питта
Если человек по породе — вата-питта (ветренно-пылкий), то, скорее всего, первым его ответом на нежелательные изменения окружающих условий будет неуверенность и боязнь, которая преодолевается второй его составляющей — “бойцовской” питтой. Перед делом он может проявлять сомнения и нерешительность ваты, а оказавшись вынужденным действовать, проявит властность, гневливость, нетерпимость. Скажем, перед выступлением будет даже желать, чтобы оно не состоялось, а во время его проявит желание и умение владеть аудиторией.
Очень деятельный, подчас неутомимый ум. Природная эмоциональность и частые перемены настроения ветренников усилена у него пылкостью их проявления.
Как правило, у такого человека лёгкая и быстрая походка. Ветрено-жёлчный холод переносит хуже, чем жару. В отличие от чистого жёлчного, к жаре испытывает не столь сильное отвращение, но, как всякая питта, не может долго пребывать на ней и работать.
В делах он безалаберен, но его еще давит старание быть чрезвычайно точным и аккуратным. Его беспечность меняется на нетерпимость и взыскательность к себе и другим. Беспорядочный режим работы и отдыха, питания и сна в одиночестве сочетается у него с требованием порядка от других.
Ему трудно запоминать и вспоминать частные сведения, но новую идею он схватывает на лету, чтобы вскоре увлечься следующей. Влияние питты сказывается в том, что это недолгое увлечение — горячее и страстное.
Вата-капха
Неохотное принятие решений, связанное с нерешительностью, еще усугубляется свойственной капха леностью. Легко и быстро увлекаются новым делом, но до переутомления или отвращения не доводят, как, впрочем, часто из-за лености не доводят и дело до конца.
Поверхностность сна и бессонницаваты чередуется с излишне долгим сном, трудным вставанием и вялостью по утрам капхи. Утром им требуется долгое время, чтобы стать способными к деятельности.
Хорошее самочувствие в теплую сырую погоду сменяется угнетенностью в прохладную. Совсем плохо переносят холодную погоду. Часто страдают от застойных явлений, образования мокроты, слизи, воспаления пазух, астмы.
Быстро усваивают новые идеи и сведения, но не столь же быстро забывают неприятности и обиды. Быстрая несдержанная речь сменяется угрюмой молчаливостью.
Питта-капха
Крепкое плотное телосложение с наклонностью к полноте. Сильный аппетит и жажда при замедленном пищеварении. Если приходится пропускать еду, становятся беспокойными и раздражительными.
Волосы тонкие, прямые, блестящие, светлые, соломенного или рыжего цвета. Чаще ранняя седина и лысина от питты, чем густоволосость капхи. Стул регулярный; характерен скорее мягкий стул, нежели запоры.
При жаре и нагрузке быстро начинают потеть, чувствуют себя не в своей тарелке, утомляются быстрее чистых типов. Сильная жажда, отвращение к слишком горячей и острой еде — от питты, но замедленное усвоение — наследство капхи.
Очень деятельны и энергичны, но не столь резки и напористы, как чистые пылкие. Зато больше хладнокровия и осмотрительности. Вкус к борьбе и преодолению, при желании чего-либо добиться — решительность в действиях. Правда, быстро теряют терпение. Быстро воспламеняются раздражением и гневом, но мокровялость капхи постепенно гасит их, так что они больше проявляются долгой брюзгливостью. При раздражении проявляется невыдержанность в спорах, резкость и язвительность речи, а при хандре — нежелание общаться вообще.
Любовь к основательности и точности, нетерпимость к проявлению несобранности и беспорядка, даже некоторый педантизм. Упрямы и долго могут упорствовать в заблуждениях.
Капха-питта
Медлительны в движениях и походке, медленно едят и переваривают, имея сильный аппетит питты. Поэтому чаще излишне полны. Но еду пропускают без особых страданий, и тяжесть в животе после еды у них менее выражена.
Волосы густые, волнистые, облысение бывает реже. Кожа гладкая, плотная, нежная и бледная, но теплая и с большим числом родинок.
Склонны к жизни размеренной, без резких перемен. Больше домоседы, но в отличие от чистой капха сильнее тянутся к обществу, хотя редко бывают заводилами и руководителями.
Чтобы хорошо себя чувствовать, им необходимо поспать не менее восьми часов. Сон очень глубокий.
Нрав мягкий, терпимый. Хладнокровие чаще берет верх над пылкостью. Нечастые вспышки гнева не доходят до такой ярости, резкой враждебности и беспощадности, как у питты, и не всегда выходят наружу.
Не очень быстрое запоминание, но прекрасная и долгая память.
Породы людей в других системах
Греки усматривали в человеческом теле четыре субстанции и соответственно четыре типа людей, в которых одна из них преобладает.
Попробуем сопоставить типы личностей в греческой медицине с основными аюрведийскими:
Составные элементы тела в греческой медицине |
Тип, в котором преобладает этот элемент |
Примерно соответствующие типы в аюрведе |
Флегма |
Флегматик |
Шлешма или капха |
Желчь |
Холерик |
Вата-питта |
Черная желчь |
Меланхолик |
Вата-капха |
Кровь[4] |
Сангвиник |
Питта |
От греков пошла долгая и весьма поучительная история научных поисков критериев индивидуальности. Каспар Лафотер пытался найти эти закономерности в чертах лица, Г.Фулье сопоставлял темперамент человека с цветом — волос, глаз, оттенка кожи, Петр Францевич Лесгафт — с особенностями строения сосудов, У.Лемб — с жестикуляцией, И.П.Павлов—с преобладанием возбуждения или торможения в нервной системе, Г. Уолтер — с выраженностью альфа-ритма в затылочной области...
В наиболее известной современной классификации человеческих темпераментов и телосложений В.Шелдона потребовалось девять терминов для различения людей.
по преимуществен-ному восприятию мира |
по сложению тела |
по устойчивости психики |
Приблизительные соответствия по аюрведе |
церебротоник ("головной") |
эктоморфный
|
астенический
|
вата |
висцеротоник ("сердечный") |
мезоморфный |
нормостенический |
питта |
соматотоник ("брюшной") |
эндоморфный |
гиперстенический |
капха (шлешма) |
К. Г. Юнгом была разработана система психологической классификации на три основных группы экстровертов, центровертов и интровертов.
Во всех этих классификациях было множество верных частных наблюдений и совпадений. Например, тот же Шелдон установил, что церебротоники (вата-личности по аюрведе) склонны к зябкости, простудам и запорам. Но единства не было. Различные триады Шелдона оказались плохо связанными друг с другом.
Но интересно отметить «тяготение" этих классификаций к тройке типов аюрведы при знаменательной разнице подходов. Наука старается выявить один неоспоримый фактор, по которому можно было бы различать людей. Представляется, что аюрведа более творчески и лучше решает это задачу. Она описывает типы людей набором многих свойств с определенной их направленностью, учитывая как тип телосложения, черты, темперамент, так и умственные склонности и предпочтения. В идеале, аюрведийский подход больше схож не с делением на несообщающиеся между собой семь классов, а на совокупность оттенков семи цветов и полос в «спектре» человеческой личности. Все научные классификации охватываются аюрведийским делением. Жизнеспособность аюрведы сказывается и в том, что в нее “вписываются” понятия и новые данные современной науки.
Например, пракрити (породу) в западных терминах примерно определяют как психофизиологический тип конституции, включающей в себя разум (психологию) и тело (физиологию).
Меняется ли тип телосознания?
Аюрведа четко отделяет естественное соотношение дош в человеческой личности от приобретённых — неправильным поведением, питанием и прочим.
Основные слагаемые телосознания и преобладание в нём той или иной доши определяются кармой, задаются при рождении и являются неизменными в течении всей жизни. Человек воздушной породы (vāta prakṛti) не становится желчным типом. Однако сочетание и количественное соотношение грубых дош подвергается изменениям в зависимости от изменений окружающей природы, погоды, работы и возраста.
У всех детей — усиленная капха, что связано с усиленным усвоением, необходимым для роста тела. Так, в детском теле больше воды и лимфоидной ткани (например, относительно крупнее вилочковая железа, миндалины и т.п.)
В юношеском и зрелом возрасте преобладает питта, и, по выражению одного древнерусского лечебника, юноши “сего ради суть борзейшие и свирепейшие”. Признаком увеличения питты является, например, появление у подростков прыщей в период полового созревания.
В старости возрастает вата: появляются морщины, выпадают зубы, ухудшается усвоение, облегчаются кости, возможны переломы конечностей и т.п. В довершение всех этих неприятностей, усугубляется и капха: у большинства людей после 60-ти лет мышцы замещаются жиром, который составляет больше половины веса тела.
У детей, подростков, а часто и молодых людей физические и психические показатели не так ярко выражены и устойчивы, чтобы можно было определить, к какому типу данный человек относится. Черты же характера точнее соответствуют описаниям личности с той или иной дошей. Это пока лишь семена, которые в будущем могут проявиться и в виде телесных изменений.
Болезнь или плохое питание может явственно изменить тип тела и породить еще большее болезненное расхождение между врожденной и дурноприобретенной дошей.
Малые (местные) нарушения
Помимо основных существуют малые, или подчинённые, доши, знание которых необходимо для уточнения диагноза расстройств и болезней.
Группа ветра
1. Прана вайу |
основное расположение - голова. Связана с мозгом, управляет психической деятельностью. Нарушение вызывает неврозы и нервные болезни, гормональные расстройства, такие психосоматические болезни как псориаз, сильные аллерии и пр. |
2. Удана вайу |
грудь, легкие. Нарушение вызывает сухой кашель (кстати, его причиной может являться ругань!), тонзиллиты, отиты, ангины, заикание и др. нарушения речи и т.п. |
3. Вьяна вайу |
распространяется по всему телу; считается, что её центр - сердце. Нарушение ведет к иммунным болезням. |
4. Самана вайу |
пупочная область. Нарушение ведет к затруднению глотания, спазмам пищевода. |
5. Апана вайу |
тазовая область, управляет выделением. Нарушение вызывает половые и менструальные расстройства, прострелы, воспаление седалищного нерва и т.п. |
Группа желчи
1. Садхака питта |
мыслительная и эмоциональная дятельность, местопребывание - сердце; нарушение ведет к нерешительности, унынию, сердечным заболеваниям |
2. Алочака питта |
глаза, восприятие. Недостаток проявляется в ослаблении зрения, избыток в повышениии внутриглазного давления, налитых кровью глазах и т.п. |
3. Пачака питта |
пупочная область (пищеварение и выделение желчи). Проявление нарушения - изжога, жжение в желудке, несварение и т.п. |
4. Ранджака питта |
желудок (или печень, селезёнка). Отвечает за цвет крови. Нарушение же вызывает болезни крови и кожи, желтуху, белокровие и пр. |
5. Бхаджака (Бхаджрака) питта |
кожа; недостаток этой поддоши вызывает её сухость, перхоть в волосах, а избыток - бородавки, жировики, прыщи и сыпи |
Группа слизи
11. Тарпака капха |
все слизистые, особенно пазухи носа, спинномозговая жидкость; избыток этой малой доши ведет к сухости или, напротив, к отечности слизистых, водянке, повышению внутричерепного давления, головным болям, ухудшению слуха и т.п. |
12. Бодхака капха |
местопребывание - рот, отвечает за зевоту, нарушение может вызвать притупление или искажение вкуса |
13. Аваламбака капха |
лёгкие; нарушения приводят к заболеваниям дыхательных путей, об избытке свидетельствует большое количество мокроты |
14. Кледака капха |
желудок; нарушение приводит к плохому усвоению пищи |
15. Шлешмака капха |
суставы и сосуды. Ответственна за их подвижность и эластичность. Недостаток приводит, например, к мениску, подагре, полиартриту, избыток - к разболтанности суставов. |
Личность может принадлежать, скажем, к типу капха, но нарушение апана вайу (из-за запора, полового истощения или травмы поясницы) проявится в типичных вата -расстройствах и болезнях. У людей с таким нарушением задерживаются не только отходы, но и отрицательные чувства и воспоминания.
А вот как описывал причину выпадения волос русский лечебник.“Оскудение браде или плешивство” происходит от того, что начинает “оскудевати тина (то есть слизь!), питающая власы”[5]. А таковыми могут быть и люди, относящиеся к капха -типу.
Доши в природе
Суточное “расписание” дош
Те, кто имеет склонность к бессоннице от переутомления, наверное, не раз замечали, что если они пересилили сонливость до полуночи и пересидели, скажем, до двух часов ночи, то уже заснуть не могут. Это явление хорошо объяснимо аюрведийской “ритмологией” дош.
На Востоке (Индия, Китай, Тибет) наблюдением и опытом давно было найдены соответствия тех или иных типов организмов и временных промежутков суток усилению деятельности той или иной доши или же определяющего органа (печень, селезёнка и пр.) — чем ныне стала заниматься биоритмология.
Общеизвестно, что для человеческого организма свойственно повышение физической активности днем и уменьшение в ночные часы температуры тела, частоты сердечных сокращений, потребления кислорода, артериального давления, содержания сахара в крови и т.п. Например, ранним утром у человека самое высокое содержание половых гормонов, но плохая гибкость, в полдень — самая высокая температура тела и наивысшая острота зрения, ранним вечером — высокая гибкость и наилучшие вкус и обоняние. Поздним вечером происходит замедление обмена, в два часа ночи – минимальная острота зрения и т.д.
Согласно аюрведе, та или иная доша преобладает в определенное время дня. Вот, например, летом.
Время |
Управляющая доша |
Природные явления |
Состояния организма |
утро - с восхода до 10 час. |
Капха |
Прохлада, роса, сырость, дремотность природы |
Сонливость, расслабленность, |
10 - 14 |
Питта |
Солнце греет в полную силу, влажные испарения в воздухе |
Пик температуры тела и пищеварения |
14 - до захода солнца (отметим: в Индии - около 19-19-30) |
Вата |
Исчезает утренняя влажность, воздух становится легче |
Увеличивается подвижность суставов, умственная деятельность возрастает |
от захода до 22 |
Капха |
Темнеет, холодает, увеличивается вечерняя сырость |
Замедляется обмен, нарастает усталость, вялость, тянет ко сну |
22 - 2 ночи |
Питта |
Ночь еще теплая, воздух влажный |
Второй пик пищеварительного огня, вечернее возбуждение |
с 2 ночи до восхода |
Вата |
Сухая ночная прохлада, предрассветный ветерок |
Сновидения, сон поверхностный, легко нарушаемый |
Конечно, стенообразных границ между периодами, находящимися под влиянием той или иной доши, нет: нельзя сказать, что, например, в 9.59 еще длится время капха, а в 10.01 началось время питта. Границы подвижны — в зависимости от многих явлений: климатических, сезонных, погодных...
Ещё одно уточнение. Указанные аюрведой четырёхчасовые промежутки времени преобладания той или иной доши имеют смысл для широт с примерно одинаковой продолжительностью дня на протяжении года (например, в Индии). А для нас? В более высоких широтах летом “одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса”, а зимой, едва успеешь продрать глаза, — опять темнеет. Тем паче, время произвольно меняют на декретное, летнее и зимнее.
Болезни, причиняемые ветром, как правило, проявляются после полудня и во второй половине ночи, капхи — до полудня и в первой половине ночи, а питты — близ полудня и полночи.
Есть некоторые сближения с медицинскими данными, собранными, в частности, хронобиологией. Например, наибольший уровень физиологической активности наблюдается в периоды 8–13ч (в основном время питта, которая, напомним, заведует метаболизмом) и 16–19ч (время вата, занятой движением всех видов). Отёки лёгких (болезнь капха) чаще всего наблюдаются в поздние вечерние часы, ночью быстрее размножаются раковые клетки. Обострение язвенной болезни (болезнь питта) — около 2 часов ночи, а инфаркты чаще всего происходят около 5 часов утра. А предписания народной медицины принимать лекарства на заре или при заходе солнца, вероятно, являются остатком знания о том, что это время усвоения, то есть когда господствует флегма, или капха . Ныне даже официальная медицина назначает некоторые виды операций и мероприятий на определённые часы, когда они легче переносятся и дают меньше осложнений.
Люди, вынужденные часто перелетать через несколько часовых поясов или работающие в ночную смену, чаще подвержены простудным заболеваниям, аллергиям, скачкам давления и депрессии.
Итак, время под знаком той или иной доши определяется целой совокупностью внутренних причин, а не просто циферблатом часов.
Времена года и погода
Знаете ли вы, что существуют такие отрасли науки, как медицинская климатология или геопсихология, исследующая влияние погоды, времен года, особенности местности и почвы на психологию человека? А можете ли вы сказать, как они помогают — лично вам — в вашей жизни? А вот учение о тридоша имеет гораздо более прикладное значение.
В прессе публикуются таблицы неблагоприятных по геофизическим условиям дней, которые основываются на упрощенной до цифр теории биоритмов. Однако технические, экологические и социальные явления вносят в стройные периоды 27- или 33-дневных циклов такие изменения, что теория становится чуть ли не бессмысленной.
А вот перемена погоды влияет на многих, не только на ревматиков. Появилась даже особая разновидность страдальцев — так называемые метеопаты, у которых чуть ли не каждое изменение погоды ухудшает самочувствие. Когда стоит исключительная погода — многодневная жара или сильный ветер, — растет количество аварий, несчастных случаев, самоубийств. Но влияние этих явлений на разных людей будет неодинаково: для ветреного типа влажная и жаркая погода благоприятна, и он будет прекрасно себя чувствовать, жгучий тип, горячий и влажный, будет раздражаться, а тучный — сильно уставать и становиться угнетённым.
Тот, кто постоянно занимается, например, гимнастикой или упражняется в йоге, замечал, наверное, что гибкость и способность сосредоточения колеблется в зависимости от атмосферного давления, влажности, температуры...
Аюрведа утверждает, что при установлении диагноза болезни должны учитываться взаимодействие конституции больного с областными особенностями и погодными условиями и временами года.
От времени года зависит польза пищи и даже действенность лекарств. Например, не очень-то тянет на холодную пищу и мороженое в холод. Жирная еда вреднее зимой, чем летом. Выраженное сезонное действие замечено у многих растительных средств. Так, известно, что приём женьшеня осенью и зимой наиболее полезен. То есть он, видимо,противокапховое средство и увеличивает телесный огонь.
Когда говорится о влиянии сезонов на доши, автоматически имеется в виду индийский климат. Нам нужно сделать поправку на наши широты и влияние технологических изменений. И все же, хотя современный, особенно городской, человек большую часть жизни проводит в искусственной среде: отапливаемых или кондиционированных помещениях, автомобилях и пр., — его доши подвержены изменениям в зависимости от климата, сезона, характера работы и отдыха.
Доши очень отзывчивы к изменению погоды. Вот несколько примеров применимости учения о тридоша к разным людям, областям знания и фактам.
Сначала — из классики. Припомните, пожалуйста, как А.С. Пушкин, явная питта по телосложению и нраву, описывает свои предпочтения в стихотворении “Осень”:
Теперь моя пора: я не люблю весны.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.
....И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Великие поэты не только искренни, но в их творениях всегда содержатся совершенно неожиданные истины.
Ещё о нашем гении. Люди, однодошные, как уже говорилось, редки. Александр Сергеевич был достаточно ветрен в поведении. Вот оценка современника. «Ветренность препятствовала ему сделаться человеком нравственным, и от той же ветренности пороки неглубоко пускали корни в его сердце»[6]. Ветер сопоставляется с деятельностью нервной системы, а она у поэта была тонка и подвижна.
Теперь — сообщение из мира науки. По недавнему наблюдению германских психологов, меланхолики и люди, страдающие депрессивными заболеваниями, наиболее остро ощущают неудовлетворённость жизнью при ясной и солнечной погоде, а при пасмурной погоде и в дождь их самочувствие значительно улучшается. По здравому смыслу вроде бы должно быть наоборот. Но здравый смысл — принадлежность здорового человека. Меланхолики и страдающие нервными расстройствами, если помните, относятся к людям с расстроенной вата, сухой и лёгкой, прежде всего, дошей. Неудивительно, что в сухую погоду вата становится ещё более подвижной и усиливает уже имеющееся нарушение.
Застойность холодной и влажнойкапхи проявляется в том, что в дождливую погоду люди предпочитают сидеть по домам.
Времена года также распределяются согласно дошам, но индийская схема совершенно нам не подходит: климат там гораздо теплее, без таких резких колебаний температуры, как у нас, и год делится на шесть сезонов. Так что здесь необходима поправка на наш резко континентальный климат. Поэтому для нас более подходят советы дочерней разновидности аюрведы — тибетской медицины, ибо Тибет расположен в высокогорье, по климату ближе к нам, чем субтропическая и тропическая Индия, и год там разделяется на те же четыре сезона, что и у нас.
На огромной нашей Родине четыре времени года имеют довольно резкие отличия. Зимой темное время очень длинное, а летом — длинный световой день. Норильск на Таймыре и Сочи на Чёрном море далеко неодинаковы. Что лучше? “Снежные заряды” в незамерзающем из-за Гольфстрима порту Мурманске или безветренные трескучие морозы Якутии, летняя влажная жара Сочи или сырая прохлада Петербурга?
Примерно так может выглядеть “календарь по дошам” в средней России, на широте Москвы.
Сентябрь (после “бабьего лета) октябрь ноябрь декабрь
|
Увеличивается тёмное время суток, после “бабьего лета увеличивается количество пасмурных дней, усиливаются холода, начинаются затяжные дожди; слякотное предзимье, мокрый, липкий снег, установление снежного покрова, ледостав, природа погружается в спячку |
Капха |
Январь февраль |
Увеличивается светлое время дня, больше ясных дней, “крещенские” сухие морозы, февральские ветра
|
Вата, переходящая в вата-капху |
Март апрель май
|
Смена времен года. Резкие перемены погоды: погода с ветрами сменяются устойчивым потеплением, воздух становится легче, прозрачнее, суше. Природа приходит в движение: тают снега, вскрываются реки, начинается ледоход, сохнет земля, растения пускаются в рост
|
Вата-капха, переходящая в капха-питту |
Май июнь июль август
|
Тепло и жара, ливневые, но короткие дожди и грозы, обильные росы, утренние туманы |
Питта |
сентябрь (“бабье лето
|
Ясная сухая и прохладная погода |
Вата |
В целом, у нас больше обострены капха и вата, ибо они это холодные доши, а холодная погода у нас стоит большую часть года, отличия лишь в том, что весна и осень в средней полосе России — ветреные, а зима — более сырая. К тому же, за последние три десятка лет можно заметить стойкую тенденцию к неустойчивости нашей холодной — особенно зимней погоды: от мороза — к слякоти, и в общем-то больше слякоти. Видимо, в нашей природе зимой все больше проявляются капха и переменчивая вата.
Кстати, знакомство с аюрведийской теорией дош можно забавным образом использовать для объяснения крайностей нашего народного нрава и истории. Долгая зимняя “спячка” — а весной и летом труд от зари до зари, чтобы успеть за короткие тёплые дни запастись хлебом; долготерпение — и внезапная вспышка энергии и героизма и т.д. Так проявляются капха и вата. Послехрущевский застой — как застойные явления капха, а перестройка — как сильное ветреное (нервное) расстройство с нарушением социальных мвязей и адаптации..
Ну а если, как говорят, конкретней? Пожалуйста. Несколько наблюдений медицины. Известны два пика обострений язвенной болезни (питтовая болезнь) в умеренных широтах: в начале весны (март – апрель) и в осенне-зимний период (октябрь – декабрь). У страдающих расширением вен, варикозом, геморроем состояние ухудшается летом. Не зря аюрведа эти болезни относят к вызываемым питтой. Больше всего заболеваний сахарным диабетом (капховая болезнь), особенно у детей, которые ближе к природе, чем взрослые, наблюдается поздней осенью, а трахеиты и бронхиты — весной.
Из области косметики. Весной и летом бактерицидные свойства кожи снижаются и соответственно возрастает количество микробов на ней, что ведет к кожным высыпаниям — вызываемым питта дошей. Впрочем, и в появлении веснушек также виновно весеннее увеличение питты.
Раса:вкус и настроение
С ума ты сходишь от Берлина;
Мне ж больше нравится Медынь.
Тебе, дружок, и горький хрен — малина;
А мне и бланманже — полынь.
Козьма Прутков
В санскрите часто одно слово выражает весьма отдалённые по смыслу понятия. К таким словам относится важное и в аюрведе слово раса. Оно значит “сок”, “вкус”. В индийской музыке и поэтике слово раса обозначает особое настроение, которое вызывает в воспринимающем произведение.
Говорят, что “о вкусах не спорят” — в том смысле, что у каждого человека свои вкусы. Но различные отрасли индийского мудролюбия всегда пытались отыскать общие правила и в такой, казалось бы, субъективной области. Аюрведа опытным путем установила некоторые качества вкусов пищи безотносительно пристрастий человека.
Где находится вкус? Голодный человек простой чёрный хлеб с солью воспринимает как вкусный, а при обжорстве и пресыщенности даже изысканные блюда воспринимаются как безвкусные. Не ощущается вкус, если язык сухой. После очень острого или очень кислого не ощущается, например, сладкое. Есть вещества, после приёма которых человек вообще некоторое время не ощущает вкуса.
Раса — есть чувство вкуса (на языке). Вода и земля — его основания.
Проявления и различия (вкусов) пищи — доказательство (многообразия свойств пространства).[7]
Известно, что разные участки языка по-разному чувствительны к сладкому, горькому, соленому, кислому и т.п., а так как язык связан с мозгом и через него с важнейшими органами, каждый из вкусов производит некоторое физиологическое воздействие на тело— нашу маленькую вселенную.
В аюрведе “установлено шесть вкусов: сладкий (madhura), кислый (amla), солёный (lavaṇa), острый (kaṭu) , горький (tikta), вяжущий (kaṣāya)”[8]. Каждый вкус составлен какой-либо парой мировых стихий (махабхута):
· земля и вода дают сладкий вкус;
· воздух и пространство — горький;
· земля и огонь — соленый;
· земля и воздух — вяжущий;
· вода и огонь — кислый;
· воздух и огонь — острый.
вкус (rasa) |
свойства |
влияние |
Сладкий |
холодный, тяжелый, густой |
питает ум и тело, способствует усвоению, вызывает рост тканей, утоляет голод и жажду |
Горький |
холодный, лёгкий, сухой |
обладает очистительным действием, снижает сексуальное возбуждение, возвращает притупленные или извращённые вкусы к естественному состоянию |
Вяжущий |
холодный, лёгкий, сухой |
обладает очистительным действием, способствует заживлению тканей, снижает сексуальное возбуждение |
Солёный |
тяжёлый, горячий, густой |
замедляет обмен, поглощает воду и уничтожает запахи, имеет очистительное действие. Увеличивает аппетит и образование семени. Особенно важен для сдерживания ветра. |
Кислый |
горячий, тяжёлый, густой |
помогает обмену тканей, способствует выделению отходов, сдерживает выделение семени. |
Острый |
горячий, острый, сухой |
очищает от токсинов, удаляет слизь, задерживает рост слизеподобных тканей (жир, семя, грудное молоко и пр.), улучшает аппетит. |
Исследователи подметили разность соотношений вкусов и дош между аюрведой и её тибетской последовательницей. При полном согласии относительно питта доши, аюрведа считает, что вата дошу пища острого вкуса усиливает, а тибетская медицина – что ослабляет. Относительно капхи аюрведа и тибетская медицина согласны лишь по двум вкусам: сладкому и острому. По четырем остальным вкусам мнения противоположны:
Влияние на капха дошу |
||
Вкусы |
Аюрведа |
Тибетская медицина (Джуд-ши) |
Горький |
Уменьшает |
Увеличивает |
Вяжущий |
Уменьшает |
Увеличивает |
Соленый |
Увеличивает |
Уменьшает |
Кислый |
Увеличивает |
Уменьшает |
Чем обусловлено расхождение? Различием природных условий и продуктов или неточностью переводов? Попытаемся разобраться. По современной диетологии, родившейся в странах умеренного климата, избыток солёной пищи ведет к неуёмному аппетиту, ожирению, увеличению воды в тканях, в общем, к тому, чем характеризуется капха доша. По тем же основаниям также кислый вкус, вроде бы, увеличивает капху. Горький же, в малых дозах используемый как средство для аппетита и улучшения пищеварения, является очистительным и средством для похудения. Опять же, аюрведа как первоисточник кажется вернее.
В аюрведе различение вкуса пищи не ограничивается лишь языковыми ощущениями. В ней тонко подмечено, что органические и неорганические вещества создают разные вкусовые и температурные ощущения во рту, желудке и кишках. Первое — ощущение вкуса при пережевывании — называется rasa, собственно вкус и также сок. После попадания пищи или лекарства в желудок или чуть позже возникает ощущение тепла или холода, которое называется vīrya — сила, энергия. Ощущение от пищи после переваривания называется vipāka —переваривание, последствие. “Конечный продукт раса — это вирья”[9]. Вирья — это та сила, которую получает организм, усваивая то или иное вещество.
По Чараке, все стадии усваивания взаимозависимы. “Переваривания нет без силы (вирья), силы нет без сока (раса)”.
Эти качества были выявлены опытным путем и могут быть подтверждены опытом. Обычно “острый, горький и вяжущий имеют остроту после переваривания, кислый остаётся при переваривании кислым, а сладкий и солёный вкусы по переваривании имеют сладкий вкус”[10].
Раса |
Вирья |
Випака |
сладкий |
Холод |
Сладкий |
горький |
Холод |
Острый |
солёный |
Тепло |
Сладкий |
острый |
Тепло |
Острый |
кислый |
Тепло |
Кислый |
вяжущий |
Холод |
Острый |
“Раса, вирья, випака проявляют обычные действия, тогда как (вызывающее) особое известно как прабхава (prabhāva)”[11]. Например, мёд, куркума вызывают тепло, лимон — ощущение холода, лук — горький, но вызывает сладкий вкус после переваривания, у кислого по вкусу граната также сладкое последствие, солодка обладает рвотным действием и пр.
Учение о раса-вирья-випака используется для уравновешивания тридоша при назначении лечебного питания и лекарств. “Лекарство действует частью через вкус, частью через переваривание (pāka), частью через силу (vīrya), частью через особое действие”[12]
Вкус — не только принадлежность кухни. Как для тела важен вкус пищи, так уму необходимы вкус к жизни, вкус в выборе цели жизни, занятий, пары, приятелей. Мы чувствуем сладость наслаждения или успеха, “сладкий вкус свободы”. Горе — горькое. Нам часто бывает не по вкусу горькая правда или солёные шутки, и мы отзываемся острым раздражением или кислым выражением лица. Иные люди, привычки, предложения вызывают у нас оскомину, как вяжущий вкус.
И это не только метафоры состояний. Оказывается, эмоции могут восприниматься и простыми чувствами. Проводились опыты по синестетическому восприятию эмоций. При страхе человек пахнет горьким, агрессивный — кислым, при лжи — сладковатым (опять же — «сладкая ложь»). И эти сведения также подтверждают мудрость учение о тридоша. Основное чувство, вызываемое ветреным расстройством, — страх, ветреность возбуждает горький вкус, горький вкус приобретает под действием ваты пища в конце переваривания. Агрессивность и повышенная кислотность – свойства возбуждённой питты, основной вкус питты – кислый… И т. д.
Ум как бы извлекает настроение из окружающих событий, и ему нужно многообразие вкусов. Чем моложе человек, тем у него больше вкуса к жизни. Вкус, настроение — важнейшая причина здоровья. Не потому ли омолаживающие средства называются расайана?
[1] Кажется, первый, кто применил количественную методику для определения преобладающей доши, это работающий в Америке Д.Чопра. Его тест желающие могут найти в выходившей на русском языке в разных издательствах книге “Идеальное здоровье” (или “Совершенное здоровье”).
[2] Определяется отличным от европейской медицины образом, но кое-что может показать и европейский способ.
[3] Прописными буквами выделена ведущая доша.
[4] В отличие от других ранних и поздних авторов аюрведы, в число дош кровь включает Сушрута, что особо роднит его систему с древнегреческой медициной.
[5] Богоявленский И.А. Древнерусское врачевание. — М., 1960. — С. 33.
[6] М.М Попов о Пушкине – В. Вересаев Пушкин в жизни. – М.: 1984. – с. 156.
[7] Чарака самхита, Сутрастхана 1.62.
[8] Чарака самхита, Виманастхана 1.4.
[9] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.9.20.
[10] Чарака самхита, Сутрастхана, 26.58.
[11] Чарака самхита, Сутрастхана, 26.27.
[12] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.8.22, 23.