Причины, виды и развитие болезни

 

Для правильного лечения надо знать, с чего начинать.

У всякой болезни не одна причина, но у причин есть соподчинённость и взаимозависимость. По цепи этой соподчинённости мы можем добраться к самой главной.

Нарушения целостности сознания

Мы не раз с разных точек зрения и по-разному повторяли мысль о том, что человек и вселенная, сознание и тело — это целостное и согласованное единство и что истоком всякой болезни является нарушение или разрушение этого единства, причем начинающееся с области мысли.

Рассматривая сознание и тело как неразрывное единство, аюрведа истоком всякой болезни считает сбой в сознании.

Теория стресса западной медицины прекрасно укладывается в такое понимание причин болезни. Например, длительное психическое напряжение предрасполагает к язве; диабету или циститу в ряде случаев предшествуют нервно-психические потрясения: сильный испуг, враждебные столкновения в семье, школе, на работе. У одиноких женщин чаще встречаются эндокринные расстройства, гинекологические болезни и рак молочной железы. А резкое потрясение, например из-за смерти супруга, может привести к ослаблению иммунной системы, резкому истощению физических сил и, как следствие, к целому набору болезней разных типов, которые нельзя объяснить внешними неблагоприятными факторами и вылечить обычно применяемыми средствами. Поэтому среди недавних вдов очень велика смертность.

Большая часть психических расстройств связана с отрицательными чертами нрава и имеет причиной нарушения характера. Особенно значимым фактором неврозов К. Хорни в своей книге о женской психологии считает установку на соперничество и жизнь в культуре соперничества и индивидуалистичности. Это порождает зависть к сильным, презрение к слабым, недоверие ко всем”.[1]

Во многих болезнях эмоции играют “подстрекательскую” роль, и любое заболевание тела обрастает целым слоем явных и скрытых отрицательных эмоций, которые, в свою очередь, становятся благоприятной средой для новых психосоматических болезней. Этот порочный круг вертится, с возрастом все ускоряясь.

 

Астма

повышенная утомляемость, замкнутость на своих чувствах, обидчивость, подозрительность

Пневмония

возбужденность (эйфория)

Туберкулез легких

взвинченность (экзальтированность), повышенное сексуальное влечение

Боли в животе, спине, конечностях

мучительно-дурное, иногда до невыносимости, настроение

Усиленная деятельность щитовидной железы (гипертериоз)

маниакоподобные состояния, болтливость

Ослабление деятельности щитовидной железы (гипотериоз)

подавленность, депрессивноподобные состояния

Диабет

тревожность, скачки настроения, ослабление памяти

Желчно-каменная болезнь

раздражительность, язвительность

Сердечные болезни (стенокардия, падение артериального давления, васкулиты, ревматизм)

тревога, пессимизм, страх смерти

Гонорея и сифилис

половая и эмоциональная несдержанность, ухудшение памяти и способности сосредоточения

 

В сущности, и карма начинается с мысли, мыслью питается, мыслью истощается и ей же заканчивается.

 

Итак, есть три телесных расстройства — ветер, желчь и слизь. Они расстраивают тело.

Далее, два умственных — раджас и тамас. Они портят сознание (саттву).

Этими расстройствами тела и сознания порождаются (разные виды болезней

и не порождаются без расстройства. [2]

Здоровье — это естественное и совершенное состояние человека. Истинного человека аюрведа понимает как не затрагиваемого никаким страданием и пороком Совершенного Духа, чья природа — чистое неколебимое Сознание. Но когда сознание приходит в движение, оно словно “просачивается” через воспринимающие и деятельные чувства (10 индрий). И через те же открытые в мир врата чувств как бы уходит сила и прокрадывается болезнь.

Болезни могут причиняться излишним, недостаточным и неверным распоряжением чувственными предметами

От слушания слишком сильного или слабого звука

или же лишения слышания звуков вовсе бывают ухудшения слуха.

Слушание звуков ужаса, хулы, неприятного, несчастья, ябедничества

неверным соединением[3] Духа со слухом зовётся.

Вкратце говоря, излишнее касание или же лишение касания

того, что подлежит касанию, (есть) ущербность чувства касания.

Несвоевременное соединение с ядовитыми существами и ветрами,[4]

с масляным, холодным, горячим неверным соитием называют.

От излишнего смотрения на яркие и слишком мелкие предметы

или (неиспользования) зрения вовсе — упадок зрения.

(Видение) ненавидимых, ужасающих, отвратительных, далеких, слишком близких

и неосвещенных предметов зовется неверным соединением (с чувством зрения).

Запахи (бывают) от вонючих существ, [5] ядовитые,

отвратительные и также несвоевременные.

Излишнее поглощение вкусов, отсутствие поглощения, крайне малое поглощение,

поглощение яда для своего удовольствия — это порча (вкуса).

Наслаждение от употребления слишком нежных и слишком острых запахов

и неупотребление (обоняния) вовсе (приводит) к ухудшению чувства запаха.

Соединение обоняния с такими запахами неверным соединением называют.

Вот три вида неистинного соединения (чувственных способностей) с предметами,

усугубляющими расстройство.[6]

 

Примерами atiyoga, то есть излишней связи с чувственными объектами, являются переедание, перегрев или переохлаждение, чрезмерное купание или массаж, глядение на ослепительно яркие объекты, слушание громоподобного звука (например, на рок- или поп-концерте), обоняние очень сильных запахов, ощущение слишком большого холода или жары в связи с климатическими условиями.

У огромного числа людей ныне чувства постоянно заняты теле- и радиопередачами, компьютерными образами, музыкой из музыкальных центров, приемников и плееров и, таким образом, значительно перегружены. Шум и громкие звуки легко поднимают ветер, порождая в воздушной стихии тела “крутые” звуковые волны. Впрочем, и любые электромагнитные волны в избытке возбуждают штормики и бури в организме. В вязкой капхе они не очень сильны и быстро затихают, в огненной питте могут потушить или раздуть пламя, испепеляющее самого носителя и грозящее пожаром окружающему, а в воздушных созданиях — вызвать самые неожиданные разрушения.

С точки зрения аюрведы на болезнетворность неверного использования чувственных органов и ума взглянем на явление телевидения и других электронных средств передачи изображения и звука.

В Индии для телевидения создали особое санскритское слово durdarśan, что одновременно значит “дальновидение” и (весьма язвительно!) “дурновидение”. То, что телевизор пожирает время, знают все. Признают, что он ухудшает зрение и слух, облучает. Многие замечают, что своим излучением он отлучает или отчуждает от людей и одновременно отучает от уединения и тишины. Подозревают, что телевизор оглупляет: рассеивает внимание, делает неспособным к сосредоточению, самонаблюдению и пониманию.

Не очень-то любят обнародовать данные неоднократных социологических исследований об обратной зависимости между временем, затрачиваемым на глядение телевизора, и умственным развитием, что люди более образованные и успешные в карьере и творчестве смотрят телевизор намного реже, чем люди с меньшим образованием и неудачники. А также - о прямой зависимости между ростом числа сцен насилия и секса по телевиденью и ростом преступности и распадов семей.

Но и многие понимающие не могут удержаться от глядения, как курильщики, зная, что никотин — яд, не в силах бросить курение. И, жуя за столом или лежа на диване, смотрят мордобой, акт половой, наслаждаются детективом или войной, где кровь рекой и трупы горой. В уме разгуливают, дерутся и убивают супермены и демоны, кровожадные чудовища и твари, роботы и упыри.

От этого излишества в эмоциях могут произойти самые различные болезни.

И напротив, люди, которым в детстве недостало эмоций: материнского тепла, объятий, ласки, — могут страдать от неврозов и ряда психосоматических болезней.

Болезнь может причиняться также неправильным употреблением ума.

Как ни странно и ни жестоко это звучит, но люди часто хотят болеть. В самом простом виде это “членовредительство” выступает в желании школьника заболеть, чтобы не идти на контрольную, взрослых — чтобы получить бюллетень.

Болезнь или её усиление у большинства людей, не способных сознательно справиться с решением своих внутренних, межличностных и прочих трудностей, является спасительном средством. Некоторые, хотя иногда сами об этом и не догадываются, болеют, чтобы добиться внимания и заботы. Это неосознанный способ заменить познание и решения страданием.

Некоторые болеют, потому, что им нечем больше заняться.

В таких случаях терапевт и хирург помочь больному не могут. Спасает лишь изменение убеждений, нахождение себя в семейной или общественной деятельности, труд ради возвышенной или высшей цели. Поэтому алкоголики и наркоманы легко отказываются от своей болезненной привязанности, когда находят больший смысл, нежели наслаждение или бегство от действительного. К.-Г. Юнг выразил это в афоризме “дух против спиртного”.[7]

Чтобы оправдать свое мелочное вещественное существование, обыватель брюзжит, что люди “потеряли честь и совесть” или что эти понятия — химера, фикция. На самом деле множество случаев подтверждают присутствие этих “фикций” даже в таком отрицателе. Если он попал в безвыходное нравственное положение, совершил какое-либо преступление или хотя бы вообразил его — это факт медицинской психиатрии! — внутри сознания рождается сильнейшее напряжение. Когда чувство вины не становится сознательным раскаянием, оно выступает в виде различных невесть откуда взявшихся болей, заболеваний, расстройств и неудач. Считающий себя непоправимо неправым и грешным человек без видимых причин теряет настроение, аппетит, сон, вкус к жизни. Все функции организма угнетаются и выходят из строя одна за одной, ведя к смерти. Болезнь становится способом самонаказания. Еще один вид такого самонаказания — когда становятся желанными травма или катастрофа и человек неосознанно ищет или, по крайней мере, перестает избегать опасных положений.

Одна из основополагающих идей индийских мировоззрений — что главной причиной страданий является неведение — применительно к здоровью выражается так:

Главная причина болезней — неведение.

Это неведение уже привело к воплощению в теле, подверженном болезням. Пояснить эту мысль попробуем опять же с помощью сравнения. Как невежество в вопросах питания, гигиены и т. п. может привести к болезни, так и неведение смысла жизни и правильных средств его осуществления является еще более тонкой и простирающейся даже за пределы этой жизни причиной человеческих скорбей и хворей.

Из чувств, считает и современная психотерапия, страх — корень половины всех болезней, гнев и жадность — по четверти. Самым болезнетворным оказывается тревожное ожидание. Длительные волнения сознания подтачивают тело. Напряжения, не находящие разрешения, приводят к перенапряжению, а перенапряжение — к “короткому замыканию”.

Многие не могут в это поверить, но люди часто заболевают, чтобы отдохнуть от напряжения или бессмысленности жизни, от постоянного разлада между совестью и долгом, между своими духовными устремлениями и своим поведением. Люди предпочитают наказать себя болезнью или болеть, чтобы получить внимание и заботу от окружающих.

Чуть ли не каждое расстройство представляет собой следствие столкновения между высшими способностями человека и мешающими их проявлению и развитию силами.

Если человек теряет ощущение связи со всем сущим, нарушает естественные нравственные правила, перестает стремиться к познанию, творчеству и добродеянию другим — это отделяет его от источника великой силы, которая постоянно подпитывает его здоровьем.

Выглядя накаченными здоровяками, полноценно и чуть ли не драгоценно питаясь, отдыхая на лучших курортах, такие люди уже больны, и если еще более “крутые” парни позволят им дожить до пожилого возраста, начинается неостановимый никакими врачами развал. Показательно также, что 93% покушающихся на самоубийство вполне обеспечены материально.

Неверное понимание самого себя, отождествление себя с телом, должностью, функцией, приверженность искаженному мировоззрению — питательная почва для недугов. Если человек представляет себя как отдельное, ограниченное, скажем, 70 годами жизни биологическое существо, окруженное враждебной средой (микробами, канцерогенами, стрессовыми факторами, конкурентами, завистниками), он гораздо более уязвим для болезней.

Большинство людей отождествляют себя с телом, действующим в мире. Так как тело мало, а вселенная огромна, они думают, что жизнь и сознание ограничены телом и зависят от внешней среды. Да, тело, по-видимому, по-разному чувствует себя при 40-градусном морозе и при 50-градусной жаре, при ураганном ветре и в нависшем смоге, в высокогорье и в глубоководном погружении. И есть, конечно, некие пределы, при которых тело, не защищенное какими-то средствами, разрушается. Да, туарег переносит полдневный зной в раскаленной пустыне, но если его тело бросить в костер, оно сгорит. И эскимос недолго сможет гулять по зимней тундре без кухлянки.

Однако есть масса зарегистрированных случаев, когда тело оказывается способным перенести, казалось бы, смертельные условия (жар неостывшей печи, заморожение до “звенящего” состояния и пр.). Уже становятся привычными не менее удивительные способности человека. Достигнут мировой рекорд погружения без акваланга — за сотню метров; без кислородных приборов в одиночку всходят на восьмитысячники или проходят Антарктиду (Меснер, Конюхов); без еды и воды пересекают океаны (Бомбар)...

Во всем этом первенствует сознание.

Человек как вид продолжает жить, несмотря на все изменения. Это намёк (а может, доказательство по подобию), что истинный Человек бессмертен.

Итак, наши страдания вызываются нашим неведением, повреждением мудрости или ущербностью мышления (праджня апарадха) и происходящим из него неверным поведением. В духе веданты неведение — это вселенское явление, и преодолеть его могут только немногие. А вот ущербность мышления — корень всех излишних, недостаточных, неверных связей с чувственными целями — исправить легче.

В этом поле сознания, казалось бы, совершенно разные причины болезней взаимосвязаны и взаимозависимы.

“Болезнь из-за внешних причин может причинить внутренние расстройства и наоборот”. [8]

То, что болезни психические и телесные имеют один источник, доказывает их взаимозависимость. Маниакальные больные почти не болеют простудными заболеваниями, а у больных, например, шизофренией и астмой при усилении психической болезни отсутствуют приступы астмы. Шизофрениии почти всегда сопутствует запор.

Прекрасным подтверждением взаимозависимости воздуха (вата) и флегмы (капха) в образовании астмы является выявленное современной медициной сочетание бронхиальной астмы и ревматоидного артрита. Обострение бронхиальной астмы у больных ревматоидным артритом обычно происходит во время облегчения суставных явлений, и наоборот, при обострении артрита уменьшается выраженность бронхиальной астмы. Кроме того, на обострение болезни у больных астмой особо подстрекательски действует холодная и ветреная погода (основные качества ваты и капхи).

Оправдание веры в порчу

В любой рекламной газетке вы найдете какого-нибудь “колдуна в третьем поколении”, обещающего “снятие порчи”. На это клюют — не только суеверные женщины и пенсионеры, но и люди с высшим образованием и приличным состоянием. Попытаемся разобраться, прежде чем свысока смеяться.

Во-первых, вера в порчу имеет очень глубокие индоевропейские корни. Не будем считать предков придурками и путать те или иные слова с пониманием.

“Порча” — одно из самых близких соответствий понятию доша. Порча здоровья может произойти по разным причинам — внешним и внутренним.

Сейчас весьма очевидна порча среды — природной, мысленной и речевой.

Среда, в которой находится человек, может оказывать как хорошее, так и дурное воздействие. Ну, о за­грязнении окружающей среды кто только не говорит (правда, мало что делают для её оздоровления).

Если взглянуть на происходящее в мире не свысока, но свыше, с точки зрения подобия с протекающими в теле человека изменениями, мы увидим, что природа физически больна. Города расползаются в живой плоти природы, подобно метастазам, леса лысеют, реки перекрываются плотинами, как тромбами, почва, как кожа коркой, покрывается асфальтом и бетоном, морщинится строениями, нити дорог и проводов похожи на нитевидные фиброзные образования в клетках, свалки и выбросы — как скопления ядов и токсинов, миграции населения во время голода, войн, внутренних переворотов и мятежей похожи на кровотечения...

И уже не техника служит человеку, а человек обслуживает технику. Появилась масса болезней профессиональных, то есть вызванных работой с техникой, и болезней, увечий, расстройств и смертей, вы­званных техническими неполадками и вредными последствиями работы техники для её пользователей.

Из поколения в поколение накапливаются генетические повреждения из-за болезнетворного воздействия загаженной окружающей среды, злоупотребления спиртным, курения и пр.

Человек — существо многомерное, в частности общественное, и не может полностью “оторваться” от общества. В обществе, где счастья всегда мало, несправедливом, несовершенном (а когда оно было другим?), и отдельному человеку трудно быть счастливым.

На здоровье людей влияет духовная среда и “духовный климат”, который, по медицинской терминологии, может быть или “фактором риска” или исцеляющим условием, подобным, скажем, пребыванию в подходящих климатических условиях на курорте. Наряду с такими всем очевидными факторами, причиняющими болезни, как введение в тело вредных веществ курением, злоупотреблением алкоголем, недостаток движения, переедание и т. д., есть также и политическая и экономическая неустойчивость. В обществе, претерпевающем идейный, политический и экономический развал, число психосоматических и психических болезней увеличивается обвально. В 1990г. в СССР 11% людей страдали теми или иными психическими нарушениями. А уж соматическими болезнями и подавно — по несколько на человека.

Также, если происходит порча свойственной именно данному народу мысленной среды (например, ломка обычаев, разрыв преемственности мировоззрения, “засорение” чуждыми идеями, ценностями, словами), это заставляет человека страдать не только нравственно, но и телесно. Это может захватывать целые народы.

“Противоречие между законами этнического, национального и наднационального рождает огромное внутреннее напряжение, которое временно сглаживается за счет разных соматических заболеваний. Начинается как социальная проблема, а заканчивается в клиниках и моргах.”[9] Резко возрастает число инфарктов, инсультов, психических расстройств, самоубийств. Например, в СССР с середины 60-х до 80-го года (времена застойного гниения) смертность от ишемической болезни выросла вчетверо, от сосудистых заболеваний мозга — втрое,[10], а от пьянства и алкоголизма — и сказать страшно. Во время перестройки общественной системы и передела собственности за один 1996год от фальшивой водки умерло 240000человек, что сравнимо с цифрами потерь за год в Первой мировой войне. А сколько от настоящей?

В неблагоприятной мысленно-эмоциональной среде труднее сохранять здоровье.

А вот в западных странах за последнее время впервые снизилось число сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов. Здесь есть и заслуга медицины, но главное — что в Америке, например, здоровый образ жизни, спорт, умеренное питание, вегетарианство стали модой. И напротив: стало немодно прожигать свою жизнь — курить, пить и т. д. И заметим: именно в эти годы пришла в Америку повальная мода на восточные учения и культы, которая при всех её издержках и извращениях, рекламном и коммерческом упрощении оказала на американское общество весьма положительное воздействие. Она познакомила многие миллионы людей с иным пониманием человека и мира, со снимающей страх смерти или посмерт­ной кары идеей перевоплощений, дала им такое средство самопознания и расслабления, как медитация, подкрепила многих в их нежелании гоняться за денежным благополучием (насколько это вообще до­ступно американцам), смягчила давление пуританской христианской нетерпимости, перенаправила медицину на большее внимание к психическому миру человека, вызвала к жизни “гуманистическую психологию”, множество новых способов психотерапии и пр.

Если “философское” понимание устраняет заболевание, то, видимо, должно быть верным и обратное: слом привычных мировоззренческих представлений (и как следствие — разрушение естественного мироустройства) приводит ко многим болезням. У нас же разброд в умах, проявившийся развалом единого государства, единого экономического пространства и системы здравоохранения, деньгократией и бюрократией, задрапированной под демократию, положения, конечно же, не улучшил. Разве может здесь медицина заменить политику или экономику? И разве успешны будут её мероприятия, если человек вместо культа здоровья будет поборником культа лечения или ещё хуже — культа саморазрушения?

"В спёртом воздухе при всём старании не отдышишься" (Козьма Прутков).

Мысль неразрывно связана со словом. И слово— еще одна важная, но мало замечаемая причина болезней. Даже в быту какая-либо корявая фраза может окрылить или обессилить человека. Многие не замечают, как разбазаривают слова, как ранят и язвят словами ближнего и дальнего и получают сдачууколы, удары в сердце. “Злые языки страшнее пистолета”. Люди словами, большей частью неосознанно, наносят один другому порчу (выводят из равновесия дошу, в понятиях аюрведы). А сейчас некоторые “развлекаются” тем, что пробуют свое “могущество” на слабых внушаемых людях, заставляя их слышать звон в ухе или пугая тем, что с женой ничего не получится.[11]

Это могут делать и слишком рьяные поклонники совершенствования человека и оздоровления. Они хотят заставить всех быть здоровыми, когда убежденно и напористо заявляют: “соитие с женщиной — падение в пропасть”, “вчерашняя пища — отбросы”, “чай, простоявший более получаса — яд”, “кофе — отрава” и прочие ужасы.

Правда, особенно оправдывать несовершенством мира или дурной окружающей средой свои недостатки и несчастья не стоит. Каждый человек, живя в мире, живет еще и в своем мирке, и этот мирок, созданный его целями, мыслями, чувствами, делами, привычками, может быть достаточно самостоятелен относительно окружающего. Личное убеждение и мировоззрение как система убеждений могут защищать человека, как броня.

Замечено, что больные часто избегают общества здоровых. А общаясь с ними, иногда как бы начинают “корить” их за то, что те здоровы, жизнелюбивы и т.д. Объяснить, в общем-то, это можно — таким образом некоторые придают ценность своему, хоть и плохому, состоянию, к которому привыкли, и неосознанно “мстят”. Но для них как раз было бы благотворным пребывание в обществе здоровых и счастливых. В этом смысле не вызванное необходимостью хождение по врачам и “хвастливые” беседы о своих и чужих хворях и болячках ухудшают самочувствие. “Про болезни говорить — себе вредить”, — гласит русская народная мудрость.

Также пребывание в обществе пьяниц, скверно­словов, развратников, преступников столь же опасно, как пребывание в обществе инфекционных больных. Лучше его избегать. Если ты не врач, незачем входить в чумной барак.

Ещё одно, на что мало обращают внимание. Народные названия болезней (ломота, колики, кручина, прострел, мочеизнурение, воспаление) точно указывают на её чувственные признаки-симптомы. А понимание помогает лечению. А много ли говорит уму и сердцу особая греко-латинская терминология медицины, понятная только специалистам: абсцесс, люмбаго, колит, панкреатит, гломерулонефрит? Обычный человек не может ясно выразить свои ощущения на таком языке и тем более свободно пользоваться им и, следовательно, не может осознать, что с ним происходит. Ой, рецидив вазомоторного ринита! А всего-то навсего — насморк. Или столь страшенный стресс. Не проще ли избегать потрясений?

Известно, что бывают неграмотные, но умелые знахари. Если человек действительно что-то знает, пусть немногое, он обладает некой целостностью и выражения этих знаний. При необходимости такой человек сможет говорить с другими на понятном им языке — из области науки, религии или знахарства, но он не будет смешивать несмесимое. Если он называет ишемическую болезнь сердца “грудной жабой” и, якобы удаляя эту жабу из тела больного, удаляет и болезнь, или изгоняет как злого духа то, что медики называют маниакальным психозом - значит, дело не в терминах. Но если какой-нибудь “потомственный колдун, получивший 7-ю степень посвящения у мастера в Гималаях” заявляет: “На вас навели порчу, у вас блок в манипура чакре, но с помощью белой магии, ношения креста и "Отче наш” мы снимем отрицательный биоэнергетический заряд вашей кармы и изгоним беса”, — подобная дикая мешанина из словаря науки, экстрасенсорики, христианства, йоги — показатель самообмана или обмана. Когда вы видите или слышите нечто подобное — 99 из 100 за то, что перед вами невежда, шарлатан или безумец. И именно такое смешение и столкновение в их сознании несовместимых идей и понятий, о которых они иногда не имеют никакого понятия, делает их столь часто болезненными и чуть ли не помешанными.

Вообще, увлечённость магией, оккультизмом, спиритизмом, астрологией, экстрасенсорным целительством и прочими возбуждающими воображение “играми сознания” усугубляют ветреность (вата), которая выводит из равновесия и другие доши и приводит к разного вида болезням.

Аюрведа как сложившаяся из долгих наблюдений и опыта наука, уловившая главные закономерности развития болезней, может включить в свою классификацию причин болезней и совершенно новые явления.

Даже некоторые причины такого нового и загадочного заболевания, как СПИД, возможно объяснить исходя из общих положений аюрведы. Например, непосредственно на иммунную систему влияют излишества в сексе, мастурбации, оральный и анальный секс, рассеивая в миг оргазма энергию оджас.[12] Пребывание человека в “виртуальной реальности” боевиков и фильмов ужасов с горами трупов и морями крови, оголтелой голотелости и пр. можно внести в перечень факторов риска. Избыток сцен насилия или секса в “зрелищной индустрии” оказывает разрушающее влияние на тонкое тело человека, и эти сбои преобразуются в организме во вредные химические соединения, производящие яды, как в клетках, так и в уме. Те же роковые последствия от громоподобной рόковой и пόповой музыки. Наркотики, в конце концов, “впрыскивают” этот воображаемый мир в глубины психики, и там он начинает жить своей жизнью. Такая воображаемая искусственная жизнь действует так же разрушительно, как настоящая. Показательно, что наибольший процент больных СПИДом как раз среди работников индустрии развлечений — от шоу-звёзд до проституток.

Поэтому даже некоторые медики советуют давать отдых мозгу и раз в неделю устраивать” информационное голодание”: не смотреть телевизор, не слушать радио, не читать газет. Может, это поможет услышать себя.

Современные врачи аюрведы считают, что новые болезни могут появляться, например, от ухудшения качества воздуха, воды и еды вследствие загрязнения природы. Появление новых веществ — удобрений, которые, увеличивая размер и вес продуктов, уменьшают их питательность, ядовитых пестицидов, попадающих в них, а также питание синтетической пищей, концентратами и долго хранящимися в холодильниках продуктами также способствуют появлению новых болезней и всплеску старых. Например, рост числа заболеваний раком, который был редок в допромышленную эру, сейчас просто взрывной.

Виды болезней

Число болезней ныне множится, они почкуются, ветвятся, дробятся, придумываются... (Например, очередная новинка — интимофобия, то есть боязнь интимных отношений). Неудивительно, что сейчас человеку грозит свыше 10 000 болезней, действительных и придуманных, 70 000 симптомов и синдромов. Количество сведений о различных болезнях и симптомов удваивается каждые 10–12 лет. Даже врачу уже трудно разбираться в них.

“Слишком резкие границы установлены между различными заболеваниями ради их классификации. Болезнетворные процессы безусловно не так многочисленны и не так существенно различны, как мы (медики. — Б.М.) о них думаем”, — замечал А. Залманов.[13]

Традиционная аюрведа для практических целей диагностики и излечения обходилась 140 болезнями, перечень которых мы даем в Приложении4. Из них 80 считались вызываемыми вата, 40 — питта и 20— капха дошей. Однако для современной медицины трудно, например, уловить разницу между крапивной лихорадкой, указанной как болезнь питты, и той, которая считается проявлением капха. Заметим также, что в число болезней входит и то, что нынешняя медицина считает симптомами, и то, что за болезнь вообще не принимается, например робость или голубые родинки. Но это не говорит о том, что классификация болезней в аюрведе примитивна. Теория трех дош позволяет развернуть их перечень. Только лихорадок в аюрведе различалось 13 видов. В одной из работ индийского знатока аюрведы начала XX века описаны симптомы и способы лечения уже около двух тысяч болезней, известных в то время европейской медицине.[14]

В аюрведе имеется несколько классификаций болезней по разным причинам и признакам. Чарака подразделял болезни на три главных вида: врожденные (nija), внешние или приходящие (āgantu) и психологические (manasa).[15] Среди приходящих болезней выделялись болезни времени (kāla­jā) — такие, как периодические лихорадки, старческие болезни и пр.

В болезнях, приходящих из-за внешних причин, вначале идет какое-то внешнее бедствие (голод, жажда, несчастный случай, ожог, обморожение и пр.), а потом расстраиваются воздух, жар и влага в теле. В болезнях врождённых сначала расстраиваются доши, а потом появляются признаки болезней. В болезнях ума сначала расстраивается ум (нервным потрясением, долгой напряженностью и пр.), а затем следует расстройство дош.

Наиболее полная классификация болезней по запускающим их причинам дана Сушрутой. Перечень их выглядит так:

I. Телесные (adhyātmika)

1.Наследственные (adi bala pravṛtta)

а) Отцовские — из-за болезненности семени

б) Материнские — из-за болезненности менструальных выделений

2. Врожденные (janma bala pravṛtta) — причиняемые болезненной rasa

3. Причиняемые усилением нарушений (doṣa bala pravṛtta)

a) Телесные — от усугубления дош

б) Умственные — от раджаса и тамаса

II. От внешних причин (adhibhautika)

1. Причиняемые нарушениями в физическом окружении человека (samghata bala pravṛtta)

a) Причиняемые оружием

б) Причиняемые дикими животными

III. От сверхъестественных причин: богов, природных сил, звёздного влияния (adhidaivika)

1. Сезонные (kala bala pravritta)

2. Вызванные судьбой (daiva bala pravṛtta)

а) От грома и молнии

б) От различных духов (инфекционные и психические)

3. Естественные — от голода, жажды, старости и т. п. (svabhāva bala pravṛtta)

а) Своевременные

б) Несвоевременные.[16]

 

Считалось, что “рождённые с обменными расстройствами или от родителей-диабетиков трудно исцелимы”.[17] Сушрута, например, разделял “два вида диабета — врождённый и причинённый пищевым неблагоразумием. Врождённый происходит от порчи семени отца и/или матери”. При этом человек с врождённым диабетом — “тощий, сухой; ест мало и беспрерывно желает больше пить”, а “тот, у кого диабет причинённый, — полный, ест и спит излишне, при этом выглядит маслянистым” .[18]

Если дед и отец были больны диабетом, сын также будет диабетиком.

Болезни по месту зарождения, как уже говорилось в разделе о каналах и мармах, бывают двух родов.

Болезни по путям распространения амы — трёх родов:

1) распространяющиеся через пищеварительные и дыхательные органы;

2) распространяющиеся через раса (лимфу) и кровь;

3) распространяющиеся через мармы, кости, суставы.

Кроме того, болезни подразделялись по причиняющей их доше и тяжести.

Болезни прошлого, настоящего и будущего:

Врач лечит болезни всех трёх времён (прошлого, настоящего, будущего), утверждают.

Скажут: посредством какого средства при одном (лечении) это происходит?

Повторяющаяся головная боль, лихорадка,

повторяющиеся кашель и рвота — это возвращение (болезни).

Этими правилами доказывается мнение о возвращении прошлого (недуга).

Повторяется и время возвращения прошлых из болезней трёх (времен).

Что касается лечения, употребляемого для этой (из болезней) трёх времен,

то это успокоение прошлых недугов, утверждают. [19]

Развитие болезни

Болезнь является нам чаще как надлом и обвал, но напряжения — на склоне лет или из-за тех или иных склонностей — накапливаются постепенно.

Подробная схема, наиболее распространённая сейчас среди врачей аюрведы, различает семь стадий заболевания.

1. Накопление (усиление) (caya) одной или нескольких дош.

2. Обострение (pracopa) их в местах их обычного местоположения.

3. Распространение (prasāra) дош за пределы свойственных им областей.

4. Стойкое обоснование (sthāna saṃśraya) доши в каком-то месте тела.

5. Проявление (vyakti) и нарастание видимых симптомов болезни.

6. Расщепление (bheda) болезни на целый ряд болезненных проявлений. По другому толкованию, бхеда — перелом болезни в худшую или лучшую сторону (то есть кризис).

7. Осложнения (upadrava).

 

С точки зрения современной медицины, первые три стадии как бы не существуют, четвёртая вызывает внимание крайне редко, диагноз же и лечение начинается со стадии симптомов.

Врачи “гиппократовской” медицины основное внимание уделяют возможно более полному и детализированному описанию болезненных симптомов, тот или иной набор которых позволяет определить болезнь и соответственно назначить лечение.

Диагноз, как и лечение, зависит во многом от того, к какому специалисту человек попал первым и какой набор симптомов будет, по мнению врача, ближе подходить к определённой болезни.

При этом упор делается на так называемые объективные данные, не зависящие от личности врача: числовые и графические показатели анализов и обследований. Рентген, томография, УЗИ позволяют увидеть поражённые участки и органы тела, графики электрокардиограмм и энцефалограмм и результаты анализов, предстающие в виде цифр, — заметить отклонения от некого среднего уровня. Однако “диктатура медицинской аппаратуры” [20] и такой объективный “математический подход” по отношению к человеку оказывается далеко не самым лучшим.

Если утрачено умение видеть за болезнью человека и лечение сводится только к борьбе с симптомами, любые медицинские мероприятия не страхуют от того, что болезнь, которая ими проявилась, не вернётся вновь или не превратится в другую. Весьма часто повышение температуры, боль, отсутствие аппетита, сыпи, разного рода выделения и пр. — это проявления борьбы организма с болезнью, и подавление этих проявлений только прерывают развитие болезни, позволяя ей вести глубинную разрушительную работу в теле.

 

“Несозревшую болезнь не изгоняй, ибо она может выйти не полностью, уйдёт вглубь и подавит силы тела”[21]

 

Лечение наиболее действенно, если начинать его в самом начале развития болезни. То есть постараться пресечь её на уровне мысли (самое лучшее, но самое трудное), на уровне ощущения — едва замеченного беспокойства или неудобства в каком-то месте, когда ещё не болезнь, а смутное беспокойство и расстройство замечаются в теле.

Но при этом бороться не с какой-то определённой болезнью, а улучшать состояние больного, так сказать, многомерно.

Также иметь в виду, что всякое исцеление проходит через некоторое обострение, и нужно, чтобы оно проходило под наблюдением и управляемо.

Так как определение расстройства или болезни — это шаг к самопознанию, аюрведа считает даже более важной диагностику, а не лечение.

 


[1] Культура и невроз//Психология личности. Тексты М.:Наука, 1992 С.98.

[2] Чарака самхита, Шарирастхана 4.34.

[3] Очень важное и многозначное слово saṃyoga.

[4] Здесь возможно и более логичное понимание: “с веществами и газами”.

[5] Возможен также перевод “протухшего” (букв. “давно прошедшего”).

[6] Чарака самхита, Шарирастхана 1.118–127.

[7] Spirit contra spiritus игра слов.

[8] Чарака самхита, Сутрастхана 19.7.

[9] Егоров Б. Российское коллективное бессознательное.— М., 1993. — С. 47.

[10] Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983. — С. 188.

[11] Ссылки не будет, дабы не создавать таковым лишней рекламы.

[12] Аюрведа: наука самооздоровления. — С.111.

[13] ЗалмановА. Тайная мудрость человеческого организма.— С.15.

[14] Sen Gupta. Ayurvedic system of medicine. V.1–2.

[15] Чарака самхита, Сутрастхана 11.45.

[16] Сушрута самхита, Сутрастхана 1.24.

[17] Чарака самхита, Чикитсастхана 6.56.

[18] Сушрута самхита, Чикитсастхана 11.3.

[19] Чарака самхита, Шарирастхана 1.8689.

[20] Выражение А. Залманова.

[21] Джуд-ши — памятник средневековой тибетской культуры. — С. 129.