Проблески

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

А.С. Пушкин

 

Основы лечения по аюрведе

Участие и соучастие в лечении

 

Одно из уймы заблуждений людей касательно здоровья и лечения — что чем сложнее и необычнее лекарство или применяемое медицинское средство или устройство, тем оно лучше лечит. Однако, чем сложнее используемые медицинские мероприятия, техника и лекарства, тем больше и серьезней осложнения, которые они могут принести. Аюрведа же стоит на том, что естественные средства целения предпочтительнее искусственных. И отсюда вытекает и наша за­дача: из огромного числа целебных и лекарственных средств аюрведы выбрать наиболее общие, легко осуществляемые и применимые для оздоровления.

Мы не будем загружать вашу память названиями аюрведийских лекарств и индийских растений, которые даже не всегда точно отождествлены и большинству наших людей недоступны. Рецепты их можно найти в специальных книгах по аюрведе, а их применение должно быть в ведении знающих и опытных врачей.

Как яд, как стрела, как огонь, как гром — таково неизученное лекарство,

изученное же — как влага бессмертия (амрита).

Лекарство, имя, облик и свойства коего неизвестны (или даже) когда известны, используется неверно, может вызвать несчастье.

Верно примененная даже ядовитая отрава станет лечебным средством,

тогда как дурно примененное лечебное средство становится ядовитой отравой.

...Падение молнии Индры на голову может пощадить человека,

но лекарство, назначенное незнающим врачом, не пощадит больного.[1]

 

К тому же применение лекарств аюрведы как очередной новинки без подкрепления лечебной традицией, наличием большого числа опытных целителей и соответствующим мировоззрением утрачивает огромную долю своей полезности и целебности.

Гораздо плодотворнее выбор из предлагаемых аюрведой правил и средств лечения, наиболее подходящих по доступности, климатическим условиям, применявшихся, например, народным врачеванием.

Напомним, что суть целения аюрведы — не столько борьба с болезнью, сколько увеличение жизненной силы, которая позволяет начаться самоисцелению.

 

Правила аюрведийского лечения можно свести к трём:

1. удаление причины;

2. удаление отходов и ядов;

3. смягчение уже нанесенного болезнью вреда.

 

Стадии лечения можно свести к четырём:

1. Успокоение

2. Очищение

3. Собственно лечение

4. Восстановительные или поддерживающие мероприятия (главное из которых, опять же, успокоение – как естественное, так и виде определенных действий с умом и телом)

«“Разновидности лечения таковы: удаление болезни, диета, лекарства, налаживание, прекращение, восстановление здоровья и приведение в порядок”[2].

Успешность же лечения, как считается, зависит

“от четырёх условий: врача, лекарства, ухода (родных, сиделки) и самого больного. Обладая должным качеством, они ведут к исцелению недуга.[3]

 

Лекарства и уход мы покуда оставим. Обратим внимание на взаимоотношения врача и больного, что является важной частью успокоения больного.

Люди нуждаются во враче не только как в специалисте. Они хотят видеть в нём человека, который помог бы им обрести веру в свои силы и волю. Им нужны определённые качества врача, чтобы верить его назначениям. Таким образом, врач для большинства людей, не имеющих учительской преемственности, является кем-то вроде наставника.

Будут ли убедительны предписания курящего врача больному, скажем, стенокардией бросить курить? Кроме объективных медицинских средств для больно­го оказывается немаловажным субъективное — доверие к врачу или целителю, приятие или неприятие личности врача. Д. Чопра приводит показательный и трагический пример — случай смерти во время не очень сложной операции пациента, не доверявшего врачу. А какое влияние оказывает на лечение отношение врача к больному, его настроение, его сострадание!

Понимая это, Чарака наставлял учеников:

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства, и славы, и небес после смерти, вы должны каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, молиться о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных, даже ценою собственной жизни.

...Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых приятелей... Ваша речь должна быть приятной... Вам нужно быть рассудительными и всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда идёте в дом больного, следует направлять свои слова, мысли, разум и чувства не к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чём, что происходит в доме больного человека, не следует говорить тому, кто полученным знанием мог бы повредить больному или кому-то другому.[4]

Не только здоровье, но и правильное лечение считалось праведным делом, тогда как неправильное — из-за невежества или только ради наживы — грехом.

“Действуя ради освобождения от страданий, вайдья следует добродетели (дхарма), создавая богатую практику, он достигает пользы (артха) а приобретением славы своим лечением и удовлетворением, получаемым им от излечения тех, кого он любит и уважает, он служит третьей цели — удовольствию (кама).[5]

А теперь порассуждаем о давно известном медицине факте, что заинтересованность и деятельное участие больного в своем лечении ускоряют исцеление.

Хвала самолечению

Люди, заботящиеся с помощью медицины о своем теле, не только забывают о жизни других людей, но и о своей собственной. Л.Н.Толстой

 

“Самолечение — недопустимо, опасно!” — настойчиво и неустанно твердят медики. Конечно, беспрестанно глотать разнообразные таблетки или делать себе инъекции (дай волю — делали бы и операции) — занятие неумное и весьма опасное. Но отнюдь не более умно скинуть всю заботу о своем здоровье на людей в белых халатах.

Некоторые возлагают вину за развитие европейской медицины по пути борьбы с болезнями и симптомами на “отца медицины”. Но Гиппократ, видимо, всё-таки не виноват, так как с завидной откровенностью утверждал:

“Медик лечит, природа исцеляет”, — тем самым подразумевая, что медицинские мероприятия должны всего лишь содействовать природе в исцелении человека.

Ту же мысль в похожих словах высказывал великий святой XIX века Рамакришна:

«“Возьмите больного. Природа почти излечивает его, когда врач прописывает травы и просит его пить их сок. После приёма лекарства он полностью выздоравливает. Итак, лекарством излечивается ли больной или сам? Кто может сказать?”

Может, сами медики?

Даже они говорят о важности здорового образа жизни для профилактики болезней. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека лишь на 10–15% определяется и поддерживается медицинскими учреждениями, 15–18% определяется наследственностью, а остальные — условиями внешней среды, труда и питанием. А директор Киевского НИИ нейрохирургии как-то высчитал, что если взять здоровье человека за 100%, то 40% зависит от условий труда, 50% — от самого человека и лишь 10% — от медицины.

В конце 80-х годов ученые АМНСССР провели исследование влияния профилактических мер среди 15 000 мужчин в возрасте 40–59 лет. И оказалось, что только благодаря оздоровлению их образа жизни удалось снизить общую смертность на 16,7%, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — на 35,3% в том числе от инфаркта миокарда — на 28%, от мозгового инсульта — на 60%. Медицина же считает снижение смертности от какого-то заболевания, скажем, на один процент за несколько десятилетий очень большим достижением. Медики признают, что, например, атеросклероз или алкоголизм нельзя вылечить, его можно лишь предупредить.

И если посредством естественных средств (солн­це, воздух, вода, здоровая еда и физические упражнения) человек может не допустить развития болезней, то и разумное самолечение с помощью таких правильно примененных средств, пожалуй, благотворнее и уж точно безвреднее, чем медикаментозное.

Всё это говорилось только ради одного вывода: бóльшая часть нашего здоровья зависит не от медицины.

Если это положение будет принято, то можно сделать убеждением и такое утверждение: бóльшая часть вашего здоровья — в вашей воле.

Если и с этим вы согласны, можно сделать следующий шаг: человек способен сохранять свое здоровье, излечиваться от болезней, если найдет веру, силу и верные средства оздоровления.

Несколько процентов необъяснимых исцелений неизлечимых болезней (для которых придумали особый термин — “спонтанная ремиссия”) вселяют надежду, что есть какая-то неучтённая возможность.

Те, кто исцелился, во что-то поверили и начали что-то делать сами. Это могли быть совершенно нелепые и даже, казалось бы, опасные средства. Кто-то пил в смертельных объёмах воду или виноградный сок, кто-то — мочу или даже керосин; обречённые на неподвижность, которым были запрещены резкие движения, часами упражнялись с отягощениями или без оных; кто-то моржевался или парился, кто-то молился. Причем одна и та же болезнь могла побеждаться по-видимому разными, зачастую противоположными средствами.

Но чтобы на это хватило сил и упорства, должно быть соответствующее состояние сознания. Об этом и поговорим.

Как правило, здоровье большинства людей подпорчено. Своего личного врача нет. Времени и желания (а ныне и денег) ежедневно или более-менее регулярно ходить по врачам — тоже. Нет и собственных общих и точных медицинских знаний. Что может предложить таким людям аюрведа?

Самолечение нынешними медицинскими средствами действительно опасно, как и невежество в применении народных средств. Иной «всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится, наконец, к бабе, которая лечит зашёптываниями и заплёвками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декокт из нивесть какой дряни, которая, Бог знает, почему, вообразится ему именно средством против его болезни» (Гоголь). Но исходя из аюрведийской схемы развития болезни, разумное самолечение оправдано и полезно. Знать названия, многообразные симптомы и формы болезни не обязательно. Проще и полезнее знать свойства дош и признаки их нарушения. Болезнь можно “поймать” и остановить на очень ранних стадиях развития. Внимательный человек может почувствовать в своем теле мельчайшие признаки начинающейся болезни в виде усталости, беспричинного смутного беспокойства, тревоги, подавленности, слабости в мышцах, ночных потений, необъяснимых болей гораздо раньше, чем они сложатся в картину симптомов, более-менее явную для медика. Но для знакомого с основами аюрведы и проявлениями дош эти признаки указывают на начавшееся расстройство, предупреждают и побуждают к принятию мер для её предотвращения или ослабления.

Например, если начинает проявляться бессонница, страх, непроходящая усталость, озноб и запор — сразу же надо применить средства для успокоения вата.

Если гневливость, лихорадочное состояние — утишить питту.

Вялость, бледность, ощущение тяжести в животе и во всем теле, обильная мокрота и жидкие выделения взывают к средствам вывода излишней капха.

Но это уже достаточно проявившиеся расстройства. А ведь можно поставить защиту на более дальних рубежах.

 

Как препятствие прибывающим водам, губившим в прошлом зерно,

перед жилищем строится насыпь — так, воспринимая предвещающие признаки появления болезней,

применяют те средства, коими и (ещё) не пришедшие болезни уничтожают.

(Тогда) последовательное повторение страданий не возвращается,

Создается основа счастья, и счастье появляется, приходит равновесие и порядок, не нарушаемый неуравновешенностью

соответствующих телесных составляющих от всегда возникающих причин.

Искусный врач эти будущие из трёх времён недуги уничтожает, так сказано.[6]

Причины несчастий и недугов и их уничтожение

Но окончательное излечение — то, которое устраняет обманчивость,

ведь обманчивость — высшая причина несчастий.

От укоренившегося несчастья избавление и всякого несчастья устранение — удаление всех обманчивостей.

Как шелковичный червь нить из себя производит, приносящую ему мучение,

так невежественный жаждущий (мирских) целей

из себя постоянно хворь производит.

Знающий, познавший пусть их, как огня ненужного, отвращается;

от не-начинания, не-соприкасания это страдание прекращается.

Ухудшение мысли, терпения и памяти из-за действия времени

и неверного целеполагания, следует знать, (является) причиной несчастий.

Если цепляются за ложное, (видя) в невечном вечное, а во вредном полезное —

это следует знать как ухудшение разума.

Ибо разум видит то, что есть.

Ум, погруженный в вещи из-за ухудшения терпения, не удерживается от вредного.

Лишь терпение может удержать ум от вредных предметов.

Если память ухудшилась из-за подверженности человека ражу и помрачению,

это известно как ухудшение памяти.

Ведь память содержит все, что помнится.

У кого ухудшается мысль, терпение и память из-за дурного действия,

подвергается ущербности разума.

Это усугубляет все нарушения (доши).

Усиленное возбуждение животных[7] потребностей и возникающих подавление,

наслаждение силами, чрезмерное наслаждение с женщинами,

неверное начинание действий, (когда) прошло время действия,

отсутствие скромности и хорошего поведения,

недостаток почитания знающих, самовольное наслаждение вредными предметами

и наслаждение совсем безрассудными доказательствами.

Не вовремя и не к месту движение, дружба (с теми, чьи) действия плохи,

следование за устремлением чувств и уклонение

от указанного хорошего поведения.

Пренебрежение, злоба, тщеславие, страх, гнев,

алчность, помрачение, опьянение и смятение

или дурное и вредное телу действие, рожденное

от любого из подобных действий, происходящих от раджаса и помрачения,

различающие считают повреждением мудрости, причиной недугов.

Мысленные ложные понятия и неверное поведение

представляют повреждением мудрости.

Это находится в поле действия ума.

Недуги, происходящие от времени, уже указаны в изложении недугов[8]

— как питта и другие (доши) (приходят) в волнение, в рост, уменьшение (от изменений времен года).

Болезни, коих причины — неверное, чрезмерное и неполное проявление признаков:

по временам года;

в начале пищеварения, при вкушении и после пищеварения;

в разное время дня — утром, в полдень и после полудня и во время трех сроков ночи:

перед полуночью, в полночь и после полуночи —

проявляющиеся в эти определенные сроки

известны как болезни, порождённые временем.

Болезни, подобные ежедневной лихорадке,

возвращающейся ежедневной лихорадке, малярии и перемежающейся лихорадке,[9]

проявляются по времени, поскольку они усиливаются в определенное время.

Врач, знакомый с силой времени появления болезни,

должен лечить её и другие подобные до их прихода.

Болезни от времени, вызывающие в конце концов старость и смерть,

рассматриваются как природные, природа (же) неизлечима.

Действие, (произведённое) в прошлом теле, называемое судьбой,

также признается основанием проявления со временем болезней.

Нет, поистине, важного дела, которое бы не порождало своего плода.

Болезни, порождённые действием кармы, не поддаются успокоению

(и) проходят (лишь) после (её) истощения.[10]

О последнем положении неплохо бы как следует подумать модным “целителям кармических болезней”.

Целебность высшей цели и целостного мировоззрения

Правильное состояние ума и правильное поведение — это первое условие хорошего здоровья и оздоровления.

С идеей медиков, что почти 90% болезней вызывается стрессом, совпадает расхожее народное выражение “Все болезни — от нервов”. Это не совсем так, ибо среди более чем 10000 известных ныне медицине болезней с более 70000 синдромов и симптомов есть инфекционные и наследственные. Но даже во время эпидемий почему-то одни люди заражаются, а другие нет. Например, генерал Бонапарт, беседовавший с больными в чумном бараке в Яффе,[11] или споривший с Кохом о существовании холерного вибриона ученый Петенкоффер, который выпил на публике стакан с вибрионом или повторивший этот опыт Д.К. Заболотный. И, как правило, более стойки к болезням люди с устойчивой психикой, “любимцы фортуны”, занятые любимым делом, счастливые. Еще великим нашим хирургом Н.И. Пироговым было подмечено, что у солдат побеждающей армии смертность ниже, раны заживают быстрее, реже возникают кровотечения, воспаления и судороги.

Верующие в какую-то высшую силу и уверенные в себе легче переносят болезнь и быстрее выздоравливают.

По статистике, примерно трети пациентов помогает плацебо, обладающее исцеляющим действием только потому, что больной уверовал в действенность лекарства. И наоборот, существует огромное число ипохондриков, то есть людей в общем-то здоровых, которым кажется, что они больны всеми возможными болезнями. В мягкой и проходящей форме это выражается в “болезнях третьего курса” у студентов-медиков.

В лечении огромную роль играет любовь и сострадание ухаживающих – то есть, опять же влияние некой положительной сознательной среды.

Так что же, разве отвлеченные — от непосредственной пользы для тела — убеждения, идеи, мировоззрение влияют на здоровье? Разве следование тем или иным идеалам, выраженным в определенным образом расставленных словах, может принести какие-то благотворные физические следствия?

Так, алкоголизм и наркоманию почти невозможно вылечить медицинскими средствами, пока человек не захотел сам и сильно бросить их. Мешает само неукротимое желание, привычка к этим состояниям и включенность этих ядовитых веществ в обмен. Но если человек поверит в высшее – будь то вероучение или мировоззрение, тогда это происходит удивительно легко.

Понимание и умение еще более благотворны. Говорят, знание — сила. Но не только потому, что знают, как управлять автомобилем, компьютером, биржей или системой наведения ракет. Сила ума, сила мысли, сила воли поддерживает и тело.

Стремление к высокой цели питает энергией и целительно. Есть достаточно простые свидетельства этого. Во время войн люди, лежащие часами на снегу или в мокрых окопах, переживающие сильнейшие нервное напряжение и потрясения (жизнь или смерть?), почти не болеют простудой, ангиной или воспалением лёгких. Слишком несоизмеримы размеры целей — защита Родины, своих соратников и своей жизни. Ради высокой цели можно сделать непосильное, быть неутомимым при скудном питании или даже голодая, не заболевать в экстремальных условиях, не чувствовать боли.

Пара часов напряженной умственной работы вызывают у непривычных к этому людей даже большую усталость, нежели столько же физической. Это хотя не доказательство, но косвенное указание на первенство мысли над действием и на то, что сознание является источником силы. Это в какой-то мере и наставление человеку — держать своё сознание в порядке и в разумной работе. Ум так же нуждается в очищении и упражнении, как и тело.

“Тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара” (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”).

Человек может обрести от правильного понимания:

1) по меньшей мере ощущение, что он нечто большее, чем телесные состояния;

2) отсюда возможность влиять на эти состояния своими мыслями дает некоторую хотя бы независимость и воспитывает волю, которая является важнейшей основой здоровья;

3) так как причина большинства болезней скрыта в бессознательных областях ума, то распространение области сознательного уменьшает область их зарождения.

Например, врачи аюрведы всегда объясняют больному причину недуга, исходя из теории дош, и действие лекарства или диеты. Таким образом увеличивается сознательность. В какой-то мере — происходит приобщение к целостной, исцеляющей Истине.

Мировоззренческие, культурные, общественные и личностные идеалы, идеи и ценности играют важную роль в психическом и физическом здоровье. Без стремления к духовному росту, без поисков высшего смысла человек обессмысливается и обессиливается.

Начальная направленность во многом определяет конечный результат. Так, обретение смысла жизни, требуя от человека больше мысли и усилий, даст больше, чем нахождение хорошей должности или зарплаты. В санскрите есть понятие санкальпавирья — “сила решения”, “намерения” или “энергия целостного образа”[12]. Это понятие отражает знание о том, что волевые и познавательные действия имеют не только информационное, но и энергетическое содержание. Поэтому чем более огромна и всеобъемлюща цель устремлений, тем больше сил она придает.

“Пиковые переживания”, когда человек решал для себя “вселенские” вопросы, “видел” Бога, познал смысл жизни или испытывал ощущение единения со всем сущим и пр., по исследованиям А. Маслоу, излечивали и многие соматические болезни. Всего лишь один выстраданный человеком ответ на вопрос вроде “смертно или бессмертно сознание” меняет качество его жизни и поведение. Тот, кто хотя бы миг воспринимал себя как сознание, дух, болеет меньше. То, что он делает и к чему стремится, оказывается ему и полезным.

Одно лишь убеждение в том, что сознание бессмертно, может защитить человека от сонма болезней и сделать более незначительными жизненные потрясения. Имеющий “отвлеченное” мировоззрение человек выше оценивает себя, нежели обладающий только бытовым, и поэтому он психически и физически устойчивее к волнениям житейского моря. Ибо у него меньше страха перед смертью, меньше зависимости от внешних сил.

На Западе представление о перевоплощении уже вводится в научное обсуждение и довольно успешно используется психиатрами для лечения психозов, фобий и других психических расстройств (Станислав Гроф, Брайен Вейс и др.).

Человека поддерживают также такие опоры, как принадлежность к преемственности, то есть традиции; поддержка учителя.

Стремиться к высокой цели, больше думать о Высшем и о других, желать добра миру — все это питает энергией и силой. Большинство людей скверно себя чувствуют, если им приходится обманывать, отнимать, эксплуатировать или просто смотреть на других людей недоброжелательно...

Забавная черточка: Д.Чопра, привезя из Индии в Америку традиционного лекаря аюрведы Тригуну, показывал его возможности ставить диагноз разным людям по пульсу. Определив их болезни, Тригуна дал ряд советов. Одной женщине (ветреной) он, помимо типично лечебных средств, предложил быть поласковее с мужем, а преуспевающему бизнесмену, страдающему от многих болезней, порожденных питтой, предложил раздавать детям в школе конфеты!

Правила и приёмы исцеления должны основываться на правильном — возвышенном! -подходе к человеку. Сугубо биолого-медицинский подход к человеку очень ограничен и умаляет его. Поиск механизмов исцеления в тех или иных веществах бесплоден и таит много опасностей.

Как одну из возможностей психического целительства называют освобождение эндорфинов (морфиноподобных веществ глубинного происхождения). Но даёт ли это знание всякому умение их выделять? Видимо, нет. Скорее, оно ведёт к желанию найти такое вещество, которое бы это сделало. То есть к токсикомании и наркомании, пусть и в лекарственной упаковке.

Еще более превратен фрейдовский психоанализ, строящийся на утверждении, что поступки человека определяются существованием кишащей массы тёмных побуждений. Такое восприятие себя с полным правом можно отнести к «повреждению разума»  или “ущербности мышления” (праджня апарадха).

Грубо приближенно разницу между фрейдистским и аюрведийским пониманием сознания личности можно представить в виде двух простеньких образов. Область сознания, где даже “Сверх-я” — всего лишь культурно-общественные нормы, у первых занимает узенькую часть у вершины пирамиды сознания. У вторых — всеобъемлющее и всепроникающее Сверхсознание и есть истинное “Я”, которое разворачивается во все другие области сознания и так называемый материальный мир.

Нынешняя диктатура психоанализа на Западе привела к следующей идее и соответствующим делам. Раз в основе человека лежат темные инстинкты, агрессивность — присущее ему естественное состояние. Поэтому надо дать ему возможность пережить агрессию воображаемо, виртуально, так сказать: в искусстве, в компьютерных играх и прочем. Это следствие одного из убийственных для духа и тела убеждений: что мысль — нечто недействительное по сравнению с телом.

Для правильного лечения нужно верное мировоззрение. Но мировоззрение нельзя получить в одночасье, послушав лекцию или купив вместе с книгой. Его нужно долго и упорно взращивать.

Если больше учиться, то, может быть, меньше придётся лечиться.

Много говорят о гармонии. Но какова гармонь, на котором сей гармонический напев исполняется? У гармони две клавиатуры. Человек, будучи целым, проявляется в мире двойственно: он существо и духовное, и биологическое, правое полушарие его образно, чувственно и наитивно, левое специализируется на логике и словесном выражении. Симпатическая нерв­ная система, заведующая деятельной стороной нашей жизни, ускоряет жизненные процессы, такие, как сердцебиение, дыхательный ритм, и повышает температуру тела. С другой стороны, парасимпатическая нервная система, связанная с познанием, уменьшает их, сохраняя телесный запас энергии. Слаженное действие их позволяет достичь здоровья и счастья, но существует тот, кто сочиняет мелодию и исполняет. О нем, знающем и всегда блаженном, нельзя забывать.

Повторим еще раз: болезнь — это не “порча” какой-либо отдельной ткани или органа, но разлад всей психофизической целостности личности, последствия коей лишь проявляются в ослабленных местах тела или в нарушении работы органа.

Поэтому первое и важное, с чего врачи аюрведы начинают лечение, — это объяснение больному причины недуга, исходя из теории дош, и действия лекарства или диеты. Само слово cikitsā (лечение) происходит от корня ci — “чуять”, “постигать”, “наблюдать”. Понимание помогает больному творчески применять естественные средства и облегчает исцеление.

В современной медицине с теми же целями используют явление плацебо: когда исцеление производит не лекарство и не лечебное средство, а то, что за него выдается. В психиатрии используется приём, когда перед самым сеансом врач при больном беседует с другими врачами, которые подтверждают большой эффект готовящейся процедуры или лекарства. Ещё более замечательное явление: больным давали слабительное или сильное рвотное, но внушали, что это закрепляющее или противотошнотное средство, и действие было не лекарственное, а внушённое.

Итак, вера и уверенность – важные составляющие лечения.

Свобода от боязни болезни

Здоровому лечиться — наперёд хромать учиться.

Русская поговорка

Человека с расстроенным здоровьем прежде всего надо настроить на оздоровление.

Для каждого человека первым шагом к излечению болезни должно быть успокоение amana) ума. Это делают помещением больного в спокойную обстановку, упорядочением распорядка дня и питания. Иногда для этого лучше изъять больного из привычной среды, в которой болезнь зарождалась и которая её напоминает, постоянно воспроизводит и подпитывает. Например, астма часто проходит от смены местожительства, причём не так уж и важно, что на что сменить, — важна лишь сама перемена. В традиционной Индии паломничество было и является, помимо религиозного предприятия, ещё и оздоровляющей сменой обстановки и чем-то вроде туризма.

В Европе терапевтико-медикаментозное и хирургическое лечение заняло основное место во врачевании со времен Гиппократа и Галена. А от средневековой медицины нынешняя переняла такие черты лечения, как обездвижение больного в больницах и постельный режим на дому, пассивность больного относительно лечебных мероприятий, сокращение его чувственной и мыслительной деятельности, медикаментозная противомикробная (антибиотики) и успокаивающая (транквилизаторы) терапия.

Но наряду с этими устоявшимися средствами лечения возрастает значение формирования у больного положительной психической установки на излечение и обучения его навыкам произвольного самоуправления сознанием. А это уже близко к общей цели разных систем совершенствования — управлению сознанием.

В преемственной аюрведе роль лечебницы играл или дом самого пациента, если он в нём чувствовал себя уютно и ему был обеспечен надлежащий уход, или дом врача или обитель (ашрам) того или иного вероисповедания. Аюрведийские клиники на Западе не очень похожи на больничные «дома скорби», скорее — на дома отдыха.

Некоторые еще верят, что “отдельные недостатки” медицины можно удалить, если все больше выпускать врачей, медицинских приборов и лекарств, шире пропагандировать современные методы и средства лечения... Но странно: в Америке, где бюджет штата Техас только на здравоохранение и социальное обеспечение чуть ли не больше всего бюджета России, больных не меньше, а, кажется, больше, чем в России.

“Медицинский настрой” человечества — не только признак ослабления общего его здоровья, но и во многом следствие неосознанного, а иногда и сознательного внушения. Чем больше средств диагностики и лечения открывается, тем больше больных прибавляется. Обыватель запуган болезнями, ибо слишком часто слышит о них. О СПИДе шумят так громко, что не слышно, что в нашей стране от пьянства умирает в сотни тысяч раз больше людей. Последняя новость: герпес (лихорадка на губах) объявлен чуть ли не смертельно опасной болезнью! Придумываются все новые болезни, особенно в области психиатрии.

Кстати, о СПИДе, или ВИЧ-инфекции. Даже если возбудитель этой болезни вирус, то заражение, развитие и течение болезни, главным признаком которой является недостаточность и даже разрушение иммунитета зависит от множества причин, среди которых поведенческие, климатические, социальные.... Есть люди «из зоны риска», которые не заболевают СПИДом и даже не становятся его носителями. А иногда заражению и быстрому ухудшению могут содейстовать совсем уж маломатериальные причины, о некоторых из которых мы говорили. Скажем, — страх или чувство бессмысленности сущестования.

Запуганный человек становится зависимым от враждебных сил. Он так боится микробов или стресса, что не имеет сил сопротивляться им. Вот как выражал такое настроение Бердяев:

«“Я боюсь именно болезней, заразы, всегда представляю себе дурной исход болезни. Я человек мнительный... я боюсь заразиться тифом, дифтеритом, даже простым гриппом. Отчасти это объясняется тем, что в нашей семье болезни играли огромную роль.[13]

«В свою очередь “пациенты, которые хотят, чтобы на них смотрели как на больных, слишком часто находят врачей, которые удовлетворяют их желание.[14]

Для многих лечение — своего рода развлечение. Еще Ф.М. Достоевский замечал, что «“русские очень любят лечиться”. Впрочем, гораздо меньше, чем, например, американцы. По данным обследования конца 80-х годов, у них здоровье стоит на первом месте по престижности, а у нас, слава богу, всего на восьмом. Почему слава богу? Потому что впереди у наших людей оказались “жизнь с чистой совестью”, “мир”, “нужность людям”, “смысл жизни” и т. д. Забота же большинства американцев о своем здоровье эгоистична и меркантильна. Кроме того, 30% людей, составляющих постоянную массу пациентов медицинских учреждений США, — ипохондрики. Им кажется, что они больны чуть ли не всеми существующими болезнями, — и действительно, при обследовании у них часто находят симптомы самых разных болезней. “Кто ищет — тот всегда найдёт!”

А.П. Чехов писал, что лучше “вовсе не думать или думать пореже о недугах. Ведь стоит только обратить внимание на свое сердце, прислушаться к нему, чтобы пульс стал быстрее на 10–15 ударов...” Поэтому, скажем, прогулки, ограничения в питании или холодный душ, предпринимаемые с насилием над собой из страха перед болезнью или наступающей старостью, оказываются малодейственными, а иногда и вредными.

Болезнь, кроме всего отрицательного, что в ней есть, является подготовкой или приучением организма к изменению жизни и деятельности. Детские болезни приучают людей к страданию и учат противостоять неблагоприятным внешним условиям. Взрослых болезнь иногда заставляет остановиться от суетной погони за внешним, взять в руки книжку или подумать о смысле всего этого, принуждает некоторых к смирению и терпению. В старости болезнь гасит силы на уже неисполнимые желания и остроту впечатлений, подготавливая к уходу из мира.

У человека от вредных воздействий извне есть несколько защит. Его защищает кожа. Его защищает то, что сейчас называется иммунной системой (в аюрведе этому понятию примерно соответствует слово vyadhikṣamatva — восприимчивость к болезни), которая проявляется в деятельности фагоцитов и пр. Все это относится к плотному телу. Но его защищает и тонкое: ум и воля, которая не сводится к умению достигать желаемого, но означает и не делать того, что противно убеждениям, не смешиваться и не идти с толпой по пути заблуждений, не подвергаться воздействию средств массовой информации и культуры...

Чем большего человек достигает знания, тем он меньше зависит от изменения “окружающей среды”. Говоря медицинским языком, тем лучше он поддерживает устойчивый гомеостаз и в неблагоприятных условиях.

Мы уже говорили, что в странах с развитой медициной около трети ипохондриков. Примерно столько же людей, которые считаются практически здоровыми и могли бы быть совершенно здоровыми, если исключить такой фактор напряжения, как боязнь болезни. Значительному числу людей помогает соединённая с соответствующим внушением пустышка-плацебо или ложная операция, а значит, для них лекарством может быть и уверенность в своих силах противиться болезни.

Исходя из этих и многих подобных данных, легко высчитать, что здоровье человечества могло бы быть улучшено по меньшей мере на треть, если не запугивать его болезнями и воспитывать не состояние боязни возможных болезней, а умение поддерживать мысль о несокрушимости своего здоровья при любых неблагоприятных условиях.

Итак, общественная обстановка и установки на здоровье оказываются мощнейшим фактором здравоохранения. Но не менее важно, если не более, собственное стремление и самостоятельные усилия.

В аюрведе для пробуждения в больном веры в скорейшее выздоровление используются особые мантры или изречения. Над больным произносили мантру из Ригведы “Да не станет он обитателем земляного дома!“ (то есть могилы). Кроме того, в Индии молятся о здоровье избранному или особо занятому эти делом божеству (Шиве, Вишну, Ганеше, Ашвинам, Дханвантари, Лакшми...) Больному советовалось повторять изречения, в которых ясно и четко выражается решение (санкальпа), вроде “я исцелюсь непременно” или “во мне нет болезни”. Такая мысленная направленность и убежденность, хоть и воспринимается некоторыми “рационально мыслящими” людьми как самовнушение (которому они придают значение самообмана), помогает справиться с болезнью.

По сути, это в лучшую сторону отличается от использования “формул самовнушения”, каких-нибудь косноязычных “настроев” или “установок”. Ибо красота и поэзия несут гораздо больший энергетический заряд, нежели не всем понятный и сухой язык логики и науки.

Удивительный человек и поэт Максимилиан Волошин лечил свою жену с помощью такого “Заклинания (По Куэ).[15]

Закрой глаза и разум угаси.
Я обращаюсь только к подсознанью.
К ночному “Я”, что правит нашим телом.
Слова мои запечатлятся крепко
И врежутся вне воли, вне сознанья,
Чтобы себя в себе осуществить.
Творит не воля, а воображенье:
Весь мир таков, каким он создан нами.
Достаточно сказать себе, что ЭТО
СОВСЕМ ЛЕГКО, и ты без напряженья
Создашь миры и с места сдвинешь горы.

Все органы твои работают исправно:
Ход вечности отсчитывает сердце,
Нетленно тлеют легкие, желудок
Причастье плоти превращает в дух
И лишние отбрасывает шлаки.
Яичник, печень, железы и почки —
Сосредоточия и алтари
Высоких иерархий — в музыкальном
Согласии. Нет никаких тревожных
Звонков и болей: руки не болят,
Здоровы уши, рот увлажнен, нервы
Выносливы, отчётливы и чутки...
И если ты, упорствуя в работе,
Физических превысишь меру сил —
Тебя удержит тотчас подсознанье.
Устав за день здоровым утомленьем,
Ты вечером заснёшь без сновидений
Глубоким сном до самого утра.
А сон сотрёт вчерашние тревоги
И восстановит равновесье сил,
И станет радостно и бодро, как бывало
Лишь в юности, когда ты просыпалась
Весенним утром от избытка счастья:
Вокруг тебя любимые, друзья,
Любимый дом, любимые предметы,
Журчит волна, вдали синеют горы...
Все, что тебя недавно волновало,
Будило гнев, рождало опасенье,
Все наважденья, страхи и обиды,
Скользят, как тени, в зеркале души,
Глубинно, тишины не нарушая.

Будь благодарной, мудрой и смиренной,
Люби в себе и взлеты и паденья,
Люби приливы и отливы счастья,
Людей и жизнь во всём многообразье,
Раскрой глаза и жадно пей от вод
Стихийной жизни — радостной и вечной.

Правила применения лекарств

В описаниях показаний тех или иных лекарств или того или иного лечения аюрведа удивительным образом соединяет названия болезней и свойств характера, лекарств и таких действий, которые европейская медицина не относит к своему ведению.

Например, введение в нос порошка гота колы употребляется при “капха-нарушениях: головной боли, тяжести в голове, простуде, выделениях из носа, при слипающихся глазах, хрипоте (из-за липкой капха), при свищах, воспалении лимфатических узлов, опухолях, глистах, кожных болезнях, эпилепсии, вялости, паркинсонизме, хроническом рините, привязанности, алчности, вожделении (!)”[16].

Обычно медицина встает на дыбы и объявляет шарлатанством, когда одним лекарством или одним терапевтическим приёмом лечат совершенно разные по происхождению, по симптомам и по течению болезни. Опять же, забывая, что лечить надо человека, а не болезнь.

“Как (один) человек является действующей причиной многообразных действий, так же и лекарство (против) неодолимого нарушения должно рассматриваться (как действующее многообразно).[17]

Но эта общая направленность не мешала аюрведе подробно разрабатывать способы применения лекарств и лечебных приёмов. В 26-й главе “Сутрастханы” Чарака самым подробным образом разбирает назначение лекарств или лечебное средство.

Они не должны быть во вражде (viruddha):

· с условиями местности;

· со временем года;

· с пищеварительной способностью;

· с телосложением и предрасположенностью больного;

· со способом приготовления;

· со вкусом (раса) и силой (вирья) человека — то есть не быть несовместимыми фармакологически;

· с пищеварительными органами;

· с общим состоянием больного;

· с последовательностью приёмов лечения;

· с сущностью назначенного питания;

· с правилами приготовления лекарства;

· с общим сочетанием свойств (химически или физически);

· с умственным состоянием или настроем боль­ного;

· с условиями применения лекарства;

· с принимаемой пищей.

“Мера (доза) лекарства находится в зависимости от вида и меры нарушения и особой меры силы”.[18]

Если возможно, лучше использовать естественные средства, если знать как. Хотя их действие не столь сильное и быстрое, но почти нет опасности передозировки, привыкания, а побочные действия крайне редки и слабо выражены. Например, растительные и минеральные слабительные во всех отношениях лучше синтетических. Как сильное гормональное противовоспалительное средство при разумном применении весьма действенна собственная моча. В качестве замены антибиотиков и прочих бактерицидных препаратов при некоторых инфекционных болезнях (грипп, бронхит и др.) из домашних средств весьма действенно питьё 3-4 стаканов в день горячего отвара калины, которая представляет собой природный антибиотик и горький вкус которой имеет очистительное действие, а также употребление чеснока и лука. Из индийских средств сейчас широко доступен порошок куркумы, который хорошо использовать при болезнях верхних дыхательных путей, для полосканий и пр. Прекрасным кровоочистительным средством является отвар корня лопуха.

Основные правила уравновешивания дош

С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

Русская поговорка

Целостное аюрведийское понимание человека дает больше возможностей для творческого влияния на тело, ибо её категории ощущаются чувственно, чего нельзя сказать о западных понятиях: нейроны, гормоны, микробы, гемоглобин, витамины, калории и пр. О свойствах адреналина или инсулина рядовой человек мало что может сказать, но об основных свойствах питта доши, играющей главную роль в адреналиновых впрыскиваниях в кровь, или капха доши, принимающей участие в инсулиновом обмене, можно узнать за короткое время и вести себя соответственно, чтобы не допустить, например, язвы в первом случае и диабета во втором.

В развитии болезни можно проследить связи нарушений ветер—жёлчь—слизь, независимо от места и характера болезни. Скажем, сквозняком надуло голову (ветер). Это вызвало воспаление десны (питта), что привело к флюсу (капха). То же с суставами конечностей. Например, переохлаждение (ветер – холодное нарушение) вызывает воспаление сосудов, которые опухают. Или воспаление придаточных пазух мозга вызывает гидроцефалию (скопление воды в мозговых оболочках).

Возможности улучшения благосостояния лежат не только в области тела. Если человек с усугубленным ветром, желая, не может достигнуть хотя бы небольшого до­статка, то, уменьшая дошу, можно сделать его менее расточительным.

Вы не можете изменить свою породу. Если вы ширококостны, то как бы вы ни изнуряли себя голоданием, таковым и останетесь, только у вас будут торчать кости и морщиниться кожа. То есть вы, вероятнее всего, приобретёте или усилите ещё одно нарушение. Поэтому для здоровья и спокойствия вы должны не бороться с врождённым своим строением, а сделать так, чтобы оно вам не мешало в жизни.

Доши — не совсем противоположности. Усиление одной не обязательно вызывает уменьшение двух других. Если тучные (капха) будут увеличивать вата, чтобы похудеть, а худосочные (вата) — увеличивать капха, они просто приобретут ещё одно расстройство. Надо не увеличивать недостаточную дошу, а убавлять, выводить избыточную.

 

Лечение ветра (производят) маслами, слабыми слабительными и очистительными (средствами),

сладкой, кислой, соленой и горячей пищей,

умащением, пребыванием в помещении.

(Необходимо делать вовремя) опорожнение внутренностей, обливания;

(вводить) отвар мясной и сахарный масляными тёплыми клизмами; (при этом ) клизмы умерены.

(Лечение производят) благоприятными привычками,

возжигающими пищеварительный огонь средствами и разнообразными маслами,

особенно же — последующей (клизмой) жирным мясным соком и кунжутным маслом.

Питты — содержащим топленое масло питьём, сладким холодящим слабительным,

сладкой, горькой, вяжущей пищей и очищающими травами,

употреблением приятных прохлаждающих по сути запахов.

(Благоприятно) наслаждение драгоценными ожерельями на шее и на груди,

смазывание головы в любой удобный миг камфарой и сандаловой (водой),

вечерний лунный свет, прекрасное песнопение, прохладный ветер,

неограниченное общение с друзьями и приятелями, с сыном, наивным и простым,

угодное удовольствие с приятного нрава, украшенной женой,

прохладной водой проточных водоемов, жилищами с обширными садами,

прекрасными святыми местами, обширными пространствами,

наслаждение водой и прочим, уважением, (руководством) семьей,

размеренной жизнью, молоком и топлёным маслом, но в особенности — слабительным.

Способы обуздания слизи — острое рвотное и слабительное,

сухая и умеренная пища, пряная и горячая, острая, горькая и вяжущая,

долго выдержанное вино, любовные удовольствия, (ночное) бодрствование,

разные виды упражнений, мыслительная деятельность, сухой и глубокий массаж,

особенно (хороши) рвотные отвары, мед, (уменьшение) жира, очищение,

курение благовонных трав и удовольствие от напряженной (деятельности).[19]

Основы уравновешивания дош (иначе — исправление расстройств или испорченного здоровья) заложены в самой природе.

Иногда людей непроизвольно тянет к одному виду пищи и отвращает от другой. В жару холодная окрошка приятнее пышащего жаром жаркόго. Зимой тянет поспать побольше, чем летом. Каждый, кто ездил в поездах, видимо, замечал, что в дороге (а движение находится в ведении вата) едят больше, чем обычно.

Так как жизнь — течёт, то суть лечения — поддержание её правильного течения.

Для уравновешивания дош следует обращать внимание на климатические, сезонные, погодные условия, возраст жизни и избегать деятельности и пищи с одинаковыми с преобладающей дошей качествами.

Одно из важнейших оздоровительных средств, бесплатно данных нам природой, — это солнце, воздух и вода. Они обладают свойствами усиливать или уменьшать качества родственных дош – питту, вату и капху. Умение правильно ими пользоваться – например, вовремя погреться на солнышке или спрятаться в тень, «проветриться» или пробежаться на свежем воздухе, вымыться или искупаться — дает прекрасную возможность настраивать настроение и поддерживать здоровье.

Некоторые жизненные наблюдения подтверждают: любовные, дружеские и половые предпочтения зачастую являются неосознанным способом уравновешивания дош. Так, часто худеньких и порывистых (вата-личность) влечёт к полным и спокойным (капха) или к волевым (питта). Деятельные питта-личности тянутся к капха (Штольц и Обломов) а те, в свою очередь, — к вата и питта.

По аюрведе и её тибетской разновидности доши не наследуются, и ребёнок отличается от родителей по их сочетанию. Но — замечали? — единственный ребенок тоже часто как бы дополняет природу родителей: у родителей питта и капха — худой, подвижный, беспокойный, слабый ребенок (вата), а у питта и вата — капха.

С какой точки зрения лучше объяснить это? Идея кармы не очень глубоко проникает в западные умы, но если принять, что человек, воплощаясь в этом мире, как бы избывает свои недостатки, то это сочетание несхожих характеров гасит противоположности, вырабатывает терпимость. Тяга же к какому-либо виду пищи также может быть неосознанным стремлением сознания к уравновешиванию. С этой точки зрения, видимо, можно взглянуть и на сильнейшую страсть к каким-то продуктам, проявляющуюся у беременных.

Действие (карма) связывает человека цепочкой следствий. Но то же действие, осознанное и верно направленное, становится и способом предупреждения и лечения болезни.

В аюрведе большую часть применяемых лечебных средств можно отнести к естественным. Поэтому даже сегодня Индия занимает первое место по использованию лекарственных растений в медицине и фармакологии.

Более того, Вагбхата утверждает, что нет ничего в мире, что нельзя использовать как лекарство (например, алкогольные напитки и чеснок, употребление которых приравнивается в Законах Ману к осквернению, или прогорклое масло).

 

Описывая принципы дочерней тибетской медицины, П. Бадмаев выразил это так: “Единственная разница между лекарственными и пищевыми веществами состоит в том, что лекарства, употребляемые только в малых дозах, быстрее воспринимаются, усваиваются тканями и потому способствуют правильному течению жизненных процессов, не утруждая его целесообразной самодеятельности, направленной к самосохранению”[20].

Лечебные средства аюрведы делятся по основным свойствам (гунам) природы на:

· естественные, светлые (саттвичные или божественные);

· резкие (раджасные или человеческие);

· тяжёлые, грубые (тамасные или демонические).

К божественным (деви) относятся целение молитвой, мантрой, песнопениями, упражнениями йоги, лечение музыкой, запахами и цветом. К человеческим (мануши) – лечение лекарствами и диетой, а к демоническим (асури) – болевые и шоковые приёмы, уколы, хирургическое вмешательство.

Выбор того или иного средства зависит от нрава больного, уровня его сознания и характера болезни. У одного расстройство или болезнь может исчезнуть от одного представления, у другого — от лекарства, у третьего — от перемены места работы или проживания, у четвертого — от правильного питания. Человеку с тонким и возвышенным сознанием, верящему в свои силы и действительно знающему и сострадательному целителю, при психосоматических болезнях могут помочь тонкие средства вроде созерцания, молитв или ароматерапии. Психосоматические болезни особо хорошо поддаются лечению посредством упражнений йоги и различных новых методов психотерапии. Одна из форм новой психотерапии — бытийный анализ (дазейн-анализ) вообще рассматривает почти все психические расстройства как мировоззренческие проблемы и разрешает многие с помощью “отвлечённой философии”.

“Умственные (расстройства) (исцеляются) передачей знания и умения, устойчивым (покоем), (пробуждением) памяти и сосредоточением” (Чарака).

Тяжёлыми, грубыми средствами лечатся грубые болезни. К таким средствам относится оперативное вмешательство, которое должно применяться только в самых крайних случаях. Врачи аюрведы считают, что лишь одна из десяти операций, производимых в развитых странах, действительно необходима.

Причиняющая болезнь или расстройство доша также влияет на выбор необходимых средств. Например, для вата-болезней лечение может быть более краткосрочным, а нагрузки и дозировки лекарственных средств должны быть меньше, чем для капха-порождённых болезней, где требуются сильные средства, что связано с тяжестью, малоподвижностью, большой инерцией этой доши.

В глубинах сознания огромного числа людей скрыта вера в “лекарство от всех болезней”, в панацею. Проглотил таблетку, выпил микстуру — и исцелился! Такая “алхимическая” вера в волшебное снадобье, способное мгновенно и без собственных усилий дать здоровье, ничем не лучше веры пьяницы или наркомана, стремящихся, введя внутрь какое-то вещество, достичь удаления неприятностей и обрести счастье.

Таким простым вещам, как правильное мышление, поведение и питание в качестве лучших целебных средств, большинство не способно поверить. Поэтому мы начнем описание целебных средств аюрведы со средств весьма сильных.

 


[1] Чарака самхита, Сутрастхана 1.124–126, 128.

[2] Чарака самхита, Чикитсастхана 1.3.

[3] Там же, 9.3.

[4] Чарака самхита, Виманастхана 8.7.

[5] Чарака самхита, Сутрастхана, 30.29.

[6] Чарака самхита, Шарирастхана 1.90–94.

[7] В данном случае это слово не имеет уничижительного смысла: имеются в виду связанные с животом питание, выделение и пр.

[8] Описаны в Сутрастхана 17.114.

[9] Здесь перечислены: лихорадка, происходящая каждый день, возвращающая лихорадка, происходящая через день и случающаяся с промежутком в два дня.

[10] Чарака самхита, Шарирастхана 1.94–117.

[11] Правда, ныне этот случай считают недостоверным, своего рода пиаром того времени.

[12] Араньяка парва. — М., 1987. — С. 606.

[13] Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 1991. — С. 27–28.

[14] Чопра Д. Возвращение риши. — С. 90.

[15] Эмиль Куэ, в начале XX века написавший книгу о самовнушении.

[16] Васант, Лад. Цит по Аюрведа: наука самооздоровления. — C. 68.

[17] Чарака самхита, Сутрастхана 4.22.

[18] Чарака самхита, Виманастхана 8.94.

[19] Вагбхата, Аштанга хридайа самхита 1.13.1–12.

[20] Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши. — С. 39.