Общеоздоровительные средства

 

Аюрведа утверждает, что приступать к лечению — медикаментами ли, акупунктурой и пр., не удалив сначала токсины из организма, — это значит загонять их внутрь и перегонять нарушение из одного места в другое. И даже если симптомы болезни ослабнут или исчезнут, могут возникнуть и другие, казалось бы, беспричинные расстройства и болезни.

Во время болезни жизненные силы больного ослабевают, аппетит исчезает, пища плохо усваивается, многие вещества превращаются в отходы и яды, ухудшающие состояние больного и уменьшающие силы, нужные для быстрейшего выздоровления. Сначала надо прекратить  образование этих ядов.

Шамана

К таким мероприятиям относится успокоение или уравновешивание (шамана) возбуждённых дош и меры по смягчению организма. Эти мероприятия позволяют человеку набраться сил перед лечением. Их применяют также в начале удаления сильных токсинов из организма.

По Вагбхате, шамана имеет целью не удаление и не увеличение естественной доши, но выравнивание (sama) испорченной. То есть болезнетворное развитие сначала надо сделать более ровным или более спокойным. Это позволит облегчить и убыстрить лечение и избежать осложнений.

Шамана бывает семи видов:

1. pācana (припарками и умащениями)

2. dīpana (возжиганием пищеварительного огня)

3. kṣut (воздержанием от пищи)

4. tṛt (воздержанием от воды)

5. vyāyama (двигательным упражнением)

6. ātapa (прогреванием солнечным жаром)

7. māruta (свежим воздухом)[1]

Цель — укрепить иммунную систему, чтобы временное ослабление организма или очищающий кризис в виде небольшого обострения болезни прошли без осложнений.

Одним из важнейших лекарств при болезни считались пост и воздержание.

Посты в Индии – важная составная «вечной дхармы». Многие из них связаны с религиозными обрядами: очистительными, искупительными и праздничными. Пост в одиннадцатый день луны (экадаши) с той или иной степенью строгости соблюдают большинство индусов. Постами как и другим видами подвижничества избывают внутренние тяготы. Ими сопровождаются многие праздники: перед некоторыми праздниками предписывается голодание, даже невегарианцы в религиозный праздник едят прасад, в котором отсутствуют даже яйца (о мясе и алкоголе нечего и говорить). В христианской же вероучении пост – всегда намеренное страдание, а праздник – это разговение – и мясцо, и винцо, у иных — разгул без меры. Неплохо бы внести сюда некоторую умеренность.

Сжигать яды и токсины можно также, усилив пищеварительный огонь. Аюрведа предлагает в качестве очистительного, общеукрепляющего, профилактического и тонизирующего и удивительно простого средства – глотание утром натощак нескольких вымытых горошин чёрного перца или смолотых в порошок с мёдом.

Смягчение (snehana), умащение (lepa), массаж и потогонные средства— следующий (но не всегда обязательный) этап лечения.

Cмягчение

Смягчение (sneha) – является важной подготовкой к лечению. Её можно условно разделить на внутреннее и внешнее — хотя воздействие и того и другого всесторонее и тонкое. Внутреннее – это принятие несколько дней подряд вовнутрь по утрам топлёного сливочного масла (за неимением и по особым показаниям – растительного). Так временно увеличивают питту и капху, чтобы "умаслить" организм, подготавливая его к очищениям, которые могут обезвоживать, иссушать и истощать тело. С этим связана ещё одна польза смягчения: таким образом в теле притушивают пищеварительный огонь, чтобы он не пожирал тело. Наконец, облегчается вывод отходов и токсинов из кишечника.

Воздействие на внутренний обмен производят также умащением и растиранием внешних кожных покровов. Состояние кожи имеет огромное значение для здоровья. Это не удивительно, если помнить об огромной протяжённости капиллярной сети в человеческой коже и обратной связи кожных рецепторов с внутренними органами и мозгом. Усиление капиллярного кровоснабжения в коже увеличивает мышечный тонус, снабжение тканей кислородом, оказывает рефлекторное влияние на внутренние органы и улучшает удаление отходов и ядов из организма.

К умащениям можно отнести масляный массаж – всего тела (abhyāṅga), стоп (pādāghāta), головы (śirodhara).

Массаж

Ещё Страбон отмечал, что в Индии среди лекарств больше всего ценятся мази и пластыри. Видимо, подразумевается и использование массажа. Умащение тела в косметических и оздоровительных целях всегда было распространено в Индии. Чтобы волосы не высыхали на палящем солнце, индийцы смазывают голову растительным маслом. Издавна используемый в Индии массаж и сейчас не забывается: массаж ног— очень частая домашняя процедура для отдыха, есть огромное количество бродячих массажистов.

В оздоровительных и лечебных целях аюрведа используется два вида массажа тела — масляный (абхьянга) и сухой (гаршана), причем подразделяющиеся на производимые по направлению роста волос и против направления (особо полезный для ветреных с сухой кожей).

Масляный массаж, расслабляющий, не очень глубокий, смазывающий склонную к сухости кожу, и проникающий в ткани, особенно хорош для ветреников. Сушрута советует им, наряду с очищением кишечника:

1) смазывание или умащение болезненных, малоподвижных или потерявших чувствительность участков тела;

2) тёплые примочки или припарки на эти места;

3) втирание масла в кожу головы;

4) масляные закапывания, смазывания маслом слизистой носа, вдыхание горячего пара с добавленным в воду маслом и порошков, вызывающих чихание;

5) полоскание маслом рта и горла.

Наилучшее время для массажа, успокаивающего ветер, — вечер, после работы. Используют масла согревающие и мягчительные — кунжутовое (сезамовое) или горчичное.

При питта-нарушениях масляный массаж делается в полночь, охлаждающими маслами (подсолнечным и сандаловым).

Для людей с усиленной капхой: глубокий массаж во время капха (ранним утром) — кукурузным маслом.

Сухой массаж советуется для питты и капхи.

Смазывание маслом головы и масляный массаж стоп по утрам полезны для большей бодрости, деятельного возбуждения мышц, сохранения волос.

Массаж стоп вечером действует расслабляюще и успокаивающе. У страдающих бессонницей налаживается сон. Хариш Джохари, ссылаясь на древние тексты, приводит такое изречение: Как змеи избегают орлов, так и болезни обходят стороной тех, кто умащает стопы и ноги от колен до пальцев.

Польза издавна и доныне применяемого в Индии массажа стоп сейчас подтверждается представлением о наличии на подошвах рефлекторных точек всех органов и частей тела. Возможно, и это знание выразилось в изображении на стопах божества или великого учителя разных символов.

Для современных людей, вынужденных большую часть жизни проводить на ногах и в обуви и, как правило, слишком занятых для того, чтобы выделить время на общий массаж тела, массаж стоп может быть простым и быстрым оздоровительным действием.

 

 

Весьма своеобразный и действенный аюрведийский приём – широдхара.

Больного укладывают на спину, над его головой подвешивают сосуд с настоенным на травах тёплым маслом (конопляным, кунжутным), откуда масло тонкой струйкой течёт на его лоб. Это мероприятие продолжается от полу- до трёх четвертей часа за раз на протяжении 1-3 недель. Оно направлено на уравновешивание пребывающей в голове прана вайю и полезно при лечении головных болей, мигрени, бессонницы, спазмов мышц, приступов тройничного нерва, некоторых кожных болезнях. Кроме того, это вызывает глубочайшее успокоение и расслабление, снимает усталость и умственное напряжение, возбужденность и тревожность.

Так как, согласно аюрведе, надо избегать несвое­временного использования чувственных способностей, массаж (как средство, использующее осязание) не следует делать сразу же после еды, когда идёт пищеварение, и во время, когда усиливается усвоение (капха).

Прогревание или потение

Хотя в климатических условиях знойной Индии потоотделение вынуждено, особые потогонные средства (сведана) в виде горячих примочек или припарок (кижи), потогонных настоев используются при многих нарушениях. Считается, что умащением и потоотделением могут быть успешно излечены некоторые из видов болезней — поражающие уязвимые места (марман), кости и суставы (sākhānusāri). Ещё бόльшую роль меры по потоотделению приобрели в тибетской медицине. Среди западных терапевтов большим приверженцем прогревания  и потоотделения был А.Залманов. Он указывал на огромную протяжённость сети капилляров в теле и соответственно на полезность мер, увеличивающих кровоток через них. Среди таких средств он считал наиболее важными прогнревание печени грелкой и знаменитые скипидарные ванны.

Кожу можно рассматривать как огромный орган обмена и выделения. Считается, что не меньше трети всех отходов и токсинов удаляется через кожу. В наше время, когда человек почти всегда закрыт одеждой, кожное дыхание не выполняет своего предназначения, что ведёт, в частности, к росту кожных и аллергических болезней. Потоотделение раскрывает поры и, удаляя многие токсины, может возместить недостаточную функцию почек.

“Сведана удаляет жесткость, тяжесть и холод и создает испарину (или кожное дыхание)”.[2]

Правильно примененные потогонные средства вызывают, по Сушруте, следующие благоприятные следствия:

1) ткани освобождаются от всех ядов;

2) кожа становится мягкой и блестящей;

3) исчезает жёсткость суставов, они становятся более подвижными;

4) разгорается аппетит, человек начинает получать удовольствие от еды;

6) больной обретает спокойный глубокий сон (наряду с умащением это особенно хорошо против бессонницы, вызванной возбуждением ветра).

Потогонные средства особенно благотворны для ветреных и при лечении порождённых ветром суставных болезней – артритов с воспалением и опуханием (но не в острой стадии), остеартритов, спондилитов и спортивных травм. У капха-личностей ими снижают вес, удаляют жир, снимают отёчность. С некоторыми предосторожностями их можно применять и при некоторых жёлчных (питта) расстройствах, например, при высоком кровяном давлении и некоторых кожных заболеваниях.

К таким мерам по аюрведе относится и пребывание на солнце. Солнечное излучение лучше принимать сидя или лежа с предварительно вымытой и покрытой головой и смазанным растительным маслом телом. Показателем хорошего действия солнечной ванны или, лучше, солнечного купания является обильное потоотделение, чувство расслабления и успокоенности. Помимо суставных и кожных болезней в перечне болезней, на которых пребывание на солнце оказывает исцеляющее влияние, Свами Шивананда указывает простуду, бронхиты, астму, туберкулёз, анемию, водянку, недостаточный аппетит, а также некоторые нервные расстройства. Но главное действие солнца, не столь может быть прямое, — это укрепление иммунитета, усиление жизнедеятельности и защитных сил организма, которые не позволяют размножаться в организме присутствующим или пришлым вредным бактериям.

“Баня парит — здоровье правит”

Несколько слов об одном из особых средств оздоровления, которого в жаркой Индии не было, — парной бане. Её заменяли омовения несколько раз в день холодной водой открытых водоемов и рек (впрочем, назвать холодной воду с температурой 25–28° можно только с большой натяжкой) или водой, нагретой на солнце. Но знание основ и правил аюрведы позволяет увидеть в бане величайшее оздоровительное, лечебное и омолаживающее средство. Поэтому сейчас и в индийских аюрведийских центрах стали использовать бани для очищения, оздоровления и омоложения.

«Не было бы бани – все бы мы пропали». В нашем суровом климате баня — мудрейшее и нужнейшее изобретение. Она соединяет омовение, потоотделение, глубокий массаж с помощью веника и ингаляцию — особенно если при поддавании используют настои трав. Она лечит простудные, ревматические, кожные, обменные и уйму других болезней. Если есть хороший веник и умелый парильщик, то после парки (почти порки) воздействие на тело может быть не меньше, если не больше, самого изощрённого массажа. Это полезно при болезнях суставов, сухожилий и связок, особенно при деформирующем артрите. Снимается боль и отёчность суставов, улучшается их подвижность. Если после парной с удовольствием ныряют в холодный бассейн, снег или прорубь, это закаляет и усиливает иммунную защиту.

В совокупности баня действует как расайана, средство омоложения. После хорошей бани человек чувствует себя “как заново родился” или, хотя бы, “как будто десять лет сбросил”.

 

 

Женская баня. Русский лубок. Хотя сама картинка своеобразная порнушка, и надпись игрива, но в ней говорится , что здесь "лечат и правят". В верхней части массажистки (трихи), одна из которых делает, видимо, вправление пупа. Подобный приём есть и в тантре (набхи парикша).

 

 

Горячая водяная баня или ванна, а особенно русская парная с веником особенно полезны для сухой и холодной вата.

Питта успокаивается при приёме ванны с прохладной ароматной водой либо сильного прохладного или холодного душа.

Для капхи благоприятны очень сухая парилка или сауна.

Сказать о всех достоинствах бани не хватит места. В банном искусстве множество тонкостей. Но несколько правил пользования ею надо упомянуть. В баню нельзя ходить после еды. Хорошо перед нею выпить достаточное количество горячей воды или травяных чаев, чтобы усилить потоотделение. Пить же перед и во время бани горячительные напитки, как и слишком холодный квас или пиво, вредно. При пользовании парилкой обязательно покрывать голову шапочкой или повязкой. В Индии вообще мытьё горячей водой почти не использовалось, ибо “мытьё головы горячей водой похищает волосы и силу зрения”[3] После парилки нужно принять, по крайней мере, прохладный душ или облиться прохладной водой. Контрастные обливания хороши против тревожности, неврастении и невралгии.

Расайана

Природные болезни (то есть вызванные, например, старостью или предвещающие смерть) считаются неизлечимыми с некоторыми оговорками. Обычными лекарствами они не лечатся, но улучшить состояние больного может расайана — средства, которые служат для удаления возрастных болезней общим омоложением организма.

“(Расайана) восстанавливает юность, жизненную силу, проницательность (medha) и силу ума и способна удалять болезни”[4]

Эти средства предохраняют от несвоевременного появления признаков старости, удлиняют жизнь, улучшают действие мозга и мыслительные способности, обостряют память, увеличивают силу, изменяют в лучшую сторону телосложение и внешний вид, делают голос звонким и защищают от натиска многих болезней. Правда, даже средства расайаны не излечивают возрастные болезни полностью и насовсем — тогда они были бы живой водой. Болезни возвращаются через какое-то время и требуют повторения оздоровительных мероприятий (не очень частого, иначе их действие ослабевает из-за привыкания организма к ним).

Омолаживающее действие расайаны может объясняться воздействием этих средств на нейроэндокринную и иммунную системы организма. Опытным путем уже подтверждено, что мозг может влиять на иммунную систему, которая, в свою очередь, посылает ему свои ответы в виде вырабатываемых гормонов и нейропептидов.

К расайане относятся, в основном, особые лекарства, которые принимают по определённой схеме от 3–6недель до двух месяцев например, курс приёма пилюль макарадхваджа). Из более известных нам средств можно назвать женьшень, лимонник, родиолу розовую, левзею сафлоровидную (маралий корень) и т.д.

В современных индийских центрах аюрведы курсы омоложения включают в себя панчакарму, а также ежедневный на протяжении 1-2 недель в течение полутора-двух часов глубокий массаж целебными маслами и кремами, выполняемый не только руками, но и ногами двумя массажистами, а также ежедневную баню с паром, насыщенном лекарственными ароматами.

Так как мы условились придерживаться нашего направления — выбирать не обязательно исключительно индийские или труднодоступные лечебные средства, — поищем иные нелекарственные возможности для омоложения.

Делать это лучше в отпуске и отстранившись на одну-две недели от повседневных привычек и забот. Весьма очищает и освежает ум и тело питьё воды через нос, о котором мы уже упоминали, ежедневная парная баня и массаж, желательно подкреплённые разнообразным вегетарианским питанием. Омолаживающим средством может быть также двухмесячная фруктово-овощная и молочная диета раз в несколько лет или хотя бы раз в году недельное питание виноградом или арбузами. Отлично омолаживают лыжный отдых в горах или моржевание (но обязательно уравновешиваемое прогреванием), зимний поход или уход летом в уединение в красивое и здоровое место (горы и пр.) примерно на месяц, продолжительный (не меньше двух недель) обет молчания. Омолаживать может и такое «везение», как влюблённость и совокупления с молоденькими (конечно, не проститутками), что в Древней Греции называлось герокомией,

 


[1] Вагбхата, Аштанга хридайа, Сутра, 14.6-7.

[2] Чарака самхита, Сутрастхана 22.9.

[3] Джуд-ши — памятник средневековой тибетской культуры. — С. 77.

[4] Сушрута самхита, Сутрастхана 1.7.