Уравновешивающее питание

Пища — старейшее, пища считается целебным средством.

Тайттирия упанишада 2.2.1

 

Зависимость тела от пищи

Ещё древнегреческий историк Страбон подметил важность питания в медицине индийцев: “Лечат болезни они главным образом пищевым режимом, а не лекарствами”. Это не совсем так (не замечены очистительные процедуры), но второстепенность лекарств по сравнению с питанием отмечена верно. И европейской медицине известно, что даже инфекционные болезни (такие, как болезнь Боткина, гепатит и пр.) протекают легче, если больной будет следовать лёгкой диете.

Зависимость тела от пищи — одна из главных идей аюрведы, идущая еще от Ригведы. В ней одухотворяется и прославляется божество Пита (олицетворенная пища, питание).

Славлю великого Питу, поддерживающего и могучего,

чьей мощью (оджас) Трита терзал и расчленял (змия) Вритру.

Вкусный Питу, сладкий Питу, мы приветствуем тебя; будь нашим покровителем.

Явись нам, милостивый Питу, с милостью и удовольствием,

единственный высокочтимый и независтливый друг.

Твой сок (раса), о Питу, разливается по землям так,

как рассеивается мелкая пыль,

как ветры распространяются по небесам.

Те, о Питу, кто распределяют тебя между собой, о Питу,

они, о пресладкий, твоими соками, как ты, растут с длинными шеями.

К тебе, о Питу, прикованы мысли великих дивных богов,

твоей живительной помощью (Индра) истомил змея.

О Питу, к тебе ушло все добро гор!

Послушай нас, сладкий Питу, будь доступен, дабы мы вкушали тебя!

Раз мы пасёмся в премножестве вод и растений,

то да будешь ты, тело, полнеть.

Раз мы наслаждаемся сомой,

смесью твоей с коровьим молоком и рисом,

то да будешь ты, тело, полнеть.[1]

Или в той же Тайттирии упанишаде, одной из ранних классических упанишад:

Поистине, из пищи возникают существа —

те, которые пребывают на земле,

затем пищей они и живут,

И в нее же они входят под конец,

ибо пища — старейшее из существ.[2]

«От питания — и здоровое тело, и болезни появление»[3]. Поэтому питание считается в аюрведе ключом к здоровью и подчиняется тончайше разработанным правилам.

В Законах Ману указывается: “Чрезмерная еда вредна для здоровья, препятствует долголетию и достижению неба; она мешает приобретению духовной заслуги и противна людям; поэтому следует избегать её”. (2.57).

Чарака советует “есть в надлежащей мере”, которая определяется силой пищеварительного желудочного огня. Разумный человек всегда поддерживает свой огонь желудка топливом здоровой еды и питья, разумной мерой и временем питания.

Разумная мера пищи, по аюрведе, — две пригоршни три раза в день. При этом Чарака советует заполнять желудок на треть едой, на треть водой и на треть воздухом (другое соотношение — половина-четверть-четверть). Да и современная западная диетология советует оставлять желудок заполненным не до отвала. Умеренное по калорийности с сохранением полноценного белкового состава[4] питание предупреждает наступление ранних старческих изменений. Избыточное питание, напротив, ускоряет разрушающие перестройки. По данным ВОЗ при ООН, до 60 лет доживают 90% худых и 60% тучных, а долгожителями (то есть прожившими за 90) становятся 30%худых и только 10% тучных.

Существуют так называемые научно обоснованные нормы питания, но:

· они почти не учитывают особенностей усвоения и обмена веществ определённой личности;

· используемые критерии представляют собой цифры (столько-то калорий, столько-то белков, жиров, углеводов, столько-то миллиграмм витаминов, кальция, фосфора, железа и пр.). Если следовать этим научным обоснованиям, то огромная часть жизни превращается в тягостный подсчет калорий, граммов и миллиграммов, закабаляющий человека. Говорят ли что-либо телу такие рекомендации учёных мужей: “на один ион кальция в плазме крови должно приходиться два иона калия (1:2), фосфора с едой должно поступать 1:1,5; магния 1:0,5[5]? Тело “мыслит” не цифрами, а ощущениями: тёплый-холодный, вкусный-невкусный и т. д.

Под воздействием подобной “популярной” медицины среди современных людей время от времени вспыхивают массовые боязни — “белой смерти” (соли), “сладкой” (сахара), холестерина (масла) и пр. Люди перестают употреблять эти продукты, несмотря на своё телосложение, тип обмена, климатические и сезонные особенности страны проживания.

В обычном стакане молока 3,5%-ной жирности содержится около 120 ккал, кто бы его ни пил. Однако некоторые совсем не воспринимают молока, а другие могут пить его в любых количествах, лишь здоровея. То же самое молоко для одних неблагоприятно из-за высокого содержания холестерина и казеина, приводящего к появлению бляшек в сосудах и увеличению жира, тогда как у других оно целиком преобразуется в энергию. Ребёнок выделит из него большее количество кальция, необходимого для роста костей, а у взрослого тот же кальций проходит через почки (и может превратиться в болезненные камни, если его организм не справится с выведением)[6].

Известен так называемый феномен эскимосов: люди, питающиеся круглый год мясом и жиром мор­ских животных с диким по западнонаучным меркам количеством холестерина, почти не страдают от сердечных болезней и атеросклероза. Как и тибетцы, которые, если есть возможность, чуть ли не ежедневно выпивают по чашке топлёного масла. Джуд-ши утверждает, что “у людей, питающихся маслом, силён огонь внутри и внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы у них крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет”[7]].

Сейчас подтверждено, что атеросклероз может развиваться и при нормальном уровне холестерина в крови, если плохо работает противоокислительная система липидов, что почти всегда происходит при болезни. Итак, дело не столько в жирах, сколько в правильном функционировании систем организма. Страх же холестерина часто страшнее самого холестерина.

Многим известно, что витамин D, недостаток которого приводит к тяжелым болезням, в частности рахиту, удивителен тем, что тело производит его само при взаимодействии солнца и естественных кожных масел, причем большую часть — независимо от пищи. По медицинским критериям (количеству калорий, белков и прочих жизненно важных веществ), люди многих первобытных племен питаются явно недостаточно, и при их весьма подвижной и энергозатратной деятельности откуда-то черпают энергию и элементы для строительства тела. Это, в лучшем случае, удивляет, но забывают простую вещь: важно не сколько есть, а сколько усвоить. А что если сделать вывод, что здоровый образ жизни и естественное поведение в соответствии с благими мыслями способны использовать все полезные вещества, находящиеся в пище, и производить витамины и незаменимые аминокислоты? Вспомним, что подвижники разных вер, иногда крайне скудно питающиеся, долгие годы сохраняют могучее здоровье, неисчерпаемую энергию и ясный ум. Развитое сознание может направить и накопить необходимое количество калорий в определённой части тела.

В аюрведе это объясняется с помощью понятия оджас, жизненной силы или энергии, о которой говорилось в описаниях тела и эмбриологии. Оджас разрушается гневом, злостью, перенапряжением, плохим или недостаточным питанием.

Многие люди, посчитав вегетарианство за обязанность для занимающегося совершенствованием, начинают питаться совершенно неподходяще для своего телосложения. Опыт автора в сыроедении, причем зимой, когда вата обостряется, да еще усугубленный холодными обливаниями и бегом по утрам, привел к следующим (хорошо, что быстро исправленным) результатам. Энергии действительно было хоть отбавляй: она побуждала бегать, а не ходить, без устали находить какие-то дела... Но сопровождалось это хрустом в суставах, падением веса, зябкостью, порывистостью и возбуждённостью — то есть типичными проявлениями расстройства вата.

А вот масло, которое может стать опасным для людей с увеличенными питта и капха дошами (маслянистыми!), вата-личностямобычно полезно даже в количестве, вызывающем ужас у запуганного холестерином западного обывателя.

У здорового человека — здоровые привычки. Но когда здоровье расстроено, пищевые пристрастия или склонности искажаются или извращаются, и человека начинает тянуть к неполезным для него видам пищи.

Вкусы и доши

Наука использования пищи как лекарства в аюрведе представляет собой изощрённую систему выбора тех или иных продуктов в зависимости от их свойства (гуна), вкуса, силы, последствий после переваривания и уравновешивания неблагоприятных для той или иной личности качеств пищи так называемыми противоядиями и пр. Дать исчерпывающее описание этой науки здесь невозможно, но укажем основные правила.

Руководствуясь ими, советуем не путать благоприятное с обязательным, а неблагоприятное — с запретным. Может быть, вы поймете, почему вы терпеть не могли один продукт и обожали другой или какое нарушение является причиной вашей тяги к явно неполезному для вас виду пищи.

Для обычного человека достаточно знать лишь основные вкусы и свойства некоторых распространенных продуктов, которые мы и приводим в Приложениях в виде небольшой таблицы.

Для уравновешенного питания и оздоровления аюрведа пользуется теорией шести вкусов пищи (сладкий, горький, кислый, соленый, острый, вяжущий), тогда как западная физиология признает наличие только первых четырёх, рассматривая другие вкусы как их оттенки и никак их не учитывая в диетическом питании: важны цифры — калорий, содержания микроэлементов, витаминов, аминокислот...

Так ли уж пещерно-глуп подход, при котором человек руководствуется своими ощущениями, и среди них вкусом? Ведь и по западной физиологии разные участки языка чувствительны к разным вкусам: кончик более чувствителен к сладкому, края и корень язы­ка — к кислому, края и кончик — к солёному, корень — к горькому. Добавим, что острый вкус воздействует не только на язык, но и на слизистую нёба, а вяжущий — на середину языка. А у языка значительные связи с головным мозгом и, как мы говорили в раз­деле о диагностике, с внутренними органами. О витаминах во времена аюрведы не слыхали, но считали, что пища, долго простоявшая после приготовления, утрачивает жизненную силу. Предпочтение овощам и фруктам, избегание долго варёной и жареной пищи с точки зрения сегодняшних представлений можно истолковать как стремление избежать потери вита­минов.

В аюрведе знание вкусовых свойств используется и при выборе благоприятной пищи и при составлении лекарств.

Полезно знать, что:

— Солёный, горький, вяжущий и острый вкусы имеют очистительное воздействие на ткани.

— Сладкий и солёный вкусы уменьшают воздух и увеличивают капха.

— Острый, кислый и солёный увеличивают питта дошу, а сладкий, горький и вяжущий её умень­шают.

— Солёный вкус вызывает усиленное образование семени, поэтому те, кто придерживается воздержания из соображений духовности или пользы или кто воздерживаться вынужде­н, должны снизить употребление соли.

— Вяжущий вкус применяют при лечении острых лихорадок и для заживления ран и переломов.

— Острый и горький вкусы устраняют застойные явления и взбадривают защитные силы.

— Горький вкус различается человеком в концентрации в 10 000 раз более слабой, чем сладкий. То есть его воздействие очень сильно. Его нехватка приводит к накоплению нечистот и ядов в теле. Он возвращает извращённые вкусовые пристрастия к норме. Будучи наиболее истощающим, он и наиболее очищающий. Его используют при лечении инфекционных болезней, воспалений и инфицированных ран. Поэтому многими аюрведийскими лекарями он считается лучшим.

— Сладкий и солёный вкусы лучше включать в пищу не в виде рафинированного сахара и очищенной поваренной соли, а в виде меда, ягод, варенья и т. д. и в виде оливок, маслин, морской капусты, брынзы и др.

Подтверждают ли сегодняшние представления закономерности, выведенные целителями аюрведы?

В сладких продуктах большее содержание углеводов, овощи и фрукты кислого вкуса, как правило, содержат большое количество витамина С, лимонной, яблочной, щавелевой и других кислот, в продуктах соленого вкуса — необходимые калий, натрий, кальций. Горький вкус (полынь) и ныне используется для увеличения аппетита.

Кислые и в меньшей степени солёные продукты усиливают слюноотделение и желчеобразование.

Слюна — начальная часть пищеварения и лучший антисептик для ротовой полости, а желчь – один из важнейших пищеварительных ферментов. Эти данные на языке аюрведы называются увеличением питты.

Одним из факторов риска гипертонии является избыточный вес, и потребление излишнего количества соли, которая ведет к застою влаги в организме и отекам. Поэтому особенно склонным к полноте людям (капха-личностям, по аюрведе) и современной медициной советуется снизить употребление сладкого и соли до минимума.

По аюрведе, астма возникает из-за ряда причин, возбуждающих в организме воздух и флегму, которая закупоривает токи тела, несущие жизненные дыхания —прану и удану. Флегма препятствует свободному проходу воздуха, и тот поворачивает вспять, приводя к удушью и невозможности “раздышаться”. Для лечения астмы используют сухой воздух соляных пещер. Соль является сильным поглотителем влаги и запахов. Об этом знают хозяйки, удаляющие селёдочный запах ножа с помощью соли. Солевые компрессы использовались в народном целительстве, например при нарывах. Для лечения астмы как болезни, вызванной сочетанием капхи и ваты, благотворны дыхательные упражнения (причем интересно, что часто не важно, какие применяются — гиповентиляционные или гипервентиляционные), смена климата.

Основными причинами кариеса считаются размножение бактерий в остатках пищи между зубами и неблагоприятное воздействие кислоты на зубы. Стараясь справиться с этим, рекомендуют избегать кислого, дважды в день чистить зубы, полоскать рот после еды или жевать жевательную резинку. Но в “первобытных” обществах люди обходятся без этого, сохраняя большинство зубов здоровыми до старости. С точки зрения аюрведы распространение кариеса объясняется, как кажется, глубже и лучше. Зубы принадлежат к костной ткани (asthi), которая связана с семенем и разрушается под воздействием вата, ведающей всеми нервными процессами. Вата-нарушения ведут к различным нарушениям в костях: разрушению зубов, артритам, артрозам, утончению костей (остеопорозу) и частым переломам, например у стариков, в которых преобладает вата ипрекращается производство семени. Кислота же в пище связана, как правило, с кислым вкусом, её избыток неблагоприятно воздействует на семя и через него на кости.

Естественность, разнообразие и внимание к отзывам организма должны быть руководством при питании. Если обычный здоровый человек желает сохранить свое здоровье на хорошем уровне, он должен принимать пищу различных вкусов, так, чтобы не было излишества какой-либо стихии в теле. Если вы попробуете следовать этому простому правилу, вы обнаружите, что еда приносит вам больше удовлетворения и даже, кажется, сытости.

Некоторые правила питания

Есть желательно примерно в одно и то же время, не раньше, чем переварится прежде съеденное, не торопясь (особенно важно для ветреных), не переедая (для капха-личностей).

Есть желательно по меньшей мере за три часа до сна. Творог нежелательно употреблять на ночь глядя, а людям с забитыми слизью каналами, больным астмой, бронхитом, ревматизмом не стоит вообще, как и слизеобразующие продукты вроде сметаны или йогурта. Сыр, съеденный на ночь, считается, рождает сонные тревоги и кошмары.

Перед и после еды полезно выпивать по полстакана чистой воды. В упанишадах это истолковывалось как “одежды жизненного дыхания”. Полезность этого может быть объяснима и физиологически. Вкус воспринимается только влажным языком, если же язык сух, пищу человек воспринимает как безвкусную. Небольшое количество воды перед едой и после увеличивает слюноотделение, подготавливает стенки пищевода к проведению пищи, помогает секреции желудочного сока, сохраняет наилучшее соотношение между твёрдой пищей и жидкостью в желудке и т. д. С этой точки зрения привычка в России начинать еду со щей или супа, а заканчивать чаем или компотом полезна.

Некоторые же, начитавшись модных пищевых теорий, с ходу и с граничащим со злостью напором начинают отвергать пищевые обычаи, слагавшиеся поколениями предков. Мол, такая привычка неправильна, вредна и т. д., так как разжижает пищевой сок, мол, пить надо не меньше чем через час или даже три... Думается, таких рьяных приверженцев рациональных диет через несколько лет легко убедит в противоположном новая теория, которая, положим, будет доказывать, что пить во время еды надо больше, дабы увеличить объём пищеварительного сока и обеспечить пропитывание им всей массы пищи. А пока напомним совет Джуд-ши: «После еды пей, это утоляет жажду и увлажняет всё тело, содействует измельчению пищи и перевариванию, укрепляет и развивает тело»[8]

По утрам также полезно выпивать стакан тёплой воды с растворёнными в ней несколькими чайными ложками мёда. Обычай питья медового напитка — сыты, а позже сбитня — был и в древнерусском мироустройстве. Но варёный мёд, по аюрведе, — яд.

Так как 7/10 составляющих тела принадлежит к капха, а сладкий вкус способствует строительству тела, рекомендуется преимущественно углеводное преобладание в диете (madhur praya). Неправильно понятая аюрведийская рекомендация начинать еду со сладкого приводит к некой путанице и у нас, да кажется и в Индии. Сладкое — это не столько сласти: конфеты, торты, шоколад, — но пища сладкого вкуса, к которой относятся, в частности, рис, пшеница, морковь и пр.

В большинстве зелёных овощей присутствует вяжущий, а в пряностях и луке, чесноке — острый вкус.

Следует учитывать совместимость продуктов (ибо неверное их употребление ведет к образованию отравляющих организм отходов), но не столь фанатично, как это делают некоторые, превращая питание в сплошной страх перед ядами и токсинами от смешения. У каждого есть опыт, что враждуют молоко с сырыми овощами или капуста с жиром и т.п.

Вот по аюрведе некоторые несовместимые пары из известных нам продуктов: мясо животных — с мёдом, молоком, пророщенными зернами, редисом; рыба — с молоком, молоко после редиса, мёд — с топлёным маслом.

Как правило, наиболее полезны для удержания равновесия дош в организме продукты с сочетанием нескольких качеств (например, кисло-сладкие) и особым действием (прабхава).

Хотелось бы обратить внимание на желательность увеличения употребления бобовых (горох, чечевица, маш, фасоль, соя) в нашем рационе.В Индии с древних времен рис с далом (похлёбкой или подливкой из чечевицы или других бобовых) является повседневной едой всех классов населения, и без дала обед считается неполным. Да и у других народов некогда чечевичная похлебка была такой рядовой едой, что продаваться за неё было низом падения. У восточных славян царь-горох был важнейшей составной частью питания. Позже у русских гороховый кисель сохранялся как обрядовая еда: в праздники и для поминания предков. Горох в славянской культуре использовали также и против кожных болезней – бородавок, лишаев, рожи, мозолей. По аюрведе дал, приготовленный с добавлением асафетиды, усиливает огонь пищеварения, является лёгким слабительным, удаляет токсины из тела и газы из толстой кишки.

Сейчас бобовые в питании стали редкостью. А ведь они – важнейший поставщик растительных белков, заменяющих животные, которые гораздо хуже усваиваются, повышают уровень холестерина и, разлагаясь, могут отравлять организм. Однако для того чтобы унять газообразовательные свойства бобовых в конце готовки желательно добавлять в них щепотку асафетиды или куркуму.

Животные белки с гораздо большей пользой для тела и ума можно заменять орехами. Лучшие из них – это кедровые и миндаль.

Из жиров аюрведа особо почитает топлёное масло. Топлёное коровье масло (гхи), считается, обладает свойствами уравновешивать доши, помогает увеличить оджас. По Сушруте (Шарирастхана, 45)свойства гхи следующие: оно «жирное и сладкое способствует красоте, излечивает от истерии, головной боли, эпилепсии, лихорадки, несварения желудка, избытка жёлчи, улучшает пищеварение, память, разум, способности, красоту, семя и жизнь». Людям с усугублёной ватой полезно проглатывать по утрам ложку топлёного или сливочного масла. Поджаренный до золотистого цвета в топлёном масле лук является хорошим общеукрепляющим средством.

Так как большинство книг по аюрведе «поставляется» нам из США, в них среди многообразия растительных масел (оливковое, кунжутное, миндальное, кокосовое и пр.) почти не упоминается подсолнечное, которое там не очень распространено. Это вызывает у наших последователей аюрведы сомнение в его полезности. На самом же деле в нём высокий процент жира и незаменимых кислот, а так как оно легко доступно и легче усваивается как «родное», для мероприятий аюрведы оно зачастую лучше, чем заморские масла, которые приходится доставать по ценам втридорога.

Использование специй важно для добавления даже к однообразному питанию недостающих вкусов, а в понятиях западной медицины — микроэлементов. В связи с преобладанием в климате нашей стране холодной и вялой капха доши большинство людей может с пользой для себя сделать свою пищу острее. Помимо этого, щедрое добавление приправ в пищу сжигает излишек жира и облегчает течение диабета. На Востоке определённое сочетание специй издавна используются для лечения этой болезни. Лабораторные исследования показали, что специи, входящие, например, в состав соуса карри, повышают силу действия инсулина и улучшают его обмен.

Имбирь считается одной из лучших специй для увеличения пищеварительного огня у всех трёх типов телосознаний. Он “вельми горяч есть естеством”, “вычищает перси и флегму травит и всю злость из персей выгоняет и нестравную речь (т. е. затхлый воздух), которая в желудке есть, выпускает”, и “очи ясные чинит”[9]. Кипяченная несколько минут щепотка имбиря в чашке воды, выпитая перед едой или щепотка толчёного имбиря с солью за час до еды, являются прекрасными средствами для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Добавка к еде небольших количеств имбиря удаляют избыток воздуха, а имбирный чай (можно с мёдом) является прекрасным средством от капха-недомоганий: насморка, кашля, закупорок горла и лёгких и хорошо всем для согревания и борьбы с простудой.

Для ветреников и тучных очень хороши хрен, обладающий сладким и горьким вкусами, горчица, которая масляниста.

Для мокровялых людей, а также со слабым аппетитом и замедленным пищеварением с особенно ценен горький вкус. Он весьма редок. Из доступных продуктов его поставщиком являются редька, сельдерей, цикорий, куркума.

Алкоголь допустим лишь в редких случаях в качестве лекарства. Особенно губителен он для людей вата и питта. Многие оправдываются тем, что он помогает “расслабиться” или “снять стресс”. Это надуманное оправдание слабости, подкрепленное очередным рекламным надувательством. После выпивки ветреники становятся еще более неуравновешенны, после краткого возбуждения впадают в угнетённое и унылое состояние духа. Употребление спиртного личностями с усугублённой питтой усиливает их раздражительность, гневливость. “Не советую прибегать к такому способу: это значит портить свежесть желудка усиленным раздражением, учетверить силу жара и изнемочь под бременем его[10].

Ну и конечно, общие для многих учений и вероисповеданий правила: есть, умывшись или омывшись, с благодарностью, сосредоточенно, с хорошим настроением.

“Надо всегда чтить пищу и есть её без пренебрежения, увидев её — радоваться, чувствовать себя удовлетворенным и всегда принимать с благодарностью.

Ведь всегда почитаемая пища дает силу и энергию; но не почитаемая она, (даже) съеденная, губит и то и другое” (Законы Ману 2.54–55).

Хотя пока и недоказуемо, но пища, приготовленная, предложенная и съеденная с благими и добрыми мыслями, приносит пользу здоровью и просветляет ум. На это указывают обычаи прасада в Индии, причащения и праздничных трапез у нас.

При прочих равных условиях еда, приготовленная самим или родным человеком, полезнее, чем из полуфабрикатов или в точках общественного питания. Потреблять продукты своей местности полезнее, чем привозные. Не одинакова питательность и усваиваемость репки с собственной грядки или же выращенной в голландской теплице и привезённой к нам в корабельном трюме. Или масла из Новой Зеландии и вологодского. Простая еда честного трудяги полезнее ресторанных изысков крутого деляги.

И так далее, и так далее...

И если неверие в столь простой способ оздоровления не помешает вам с самого начала и если вы верно установили преобладающее нарушение, попробуйте последовать этим простым правилам питания хотя бы две недели[11]. Вероятнее всего, вы заметите благоприятные изменения — от значительного улучшения общего самочувствия до излечения некоторых болезней.

 



[1] Ригведа 1.187.

[2] Тайттирийа упанишада 2.2.1.

[3] Чарака самхита, Шарирастхана 6.16.

[4] И не сколько количественно, сколько по разнообразию, с упором на растительные белки

[5] Малахов Г.П. Целительные силы. — М., 1994. — С. 216.

[6] Чопра Д. Идеальное здоровье. — С. 54.

[7] Джуд-ши — памятник средневековой тибетской культуры. — С. 87.

[8] Джуд-ши — памятник средневековой тибетской культуры. — С. 94

[9] Редкие источники по истории России. Т. 1. — М., 1977. — С. 19.

[10] Гончаров И.А. Фрегат “Паллада” // Гончаров И.А. Собр. соч. в шести томах. Т. 2. — М., 1959. — С. 241.

[11] Этот срок часто называют врачи аюрведы в Индии. См. напр. Paths of Asian medical knowlege. — Berkeley, 1994. — P. 1