Асаны и пранайамы в лечебных целях

Асаны для уравновешивания дош

В нашем кратком обзоре мы, конечно, не ставим задачи подробно описать выполнение и тонкости воздействия даже того минимального набора асан, которые здесь упоминаются, ибо это потребовало бы ещё такого же объёма книги. Но эта часть йоги сейчас наиболее популярна и обширно представлена в литературе. Поэтому, если у кого-то появилось желание начать упражнения, то он при желании найдет и литературу начального уровня. Трудность состоит в том, чтобы найти действительно хорошую книгу, а не перепевы одного и того же без глубокого знания и подробностей или невежественные поделки[1].

Здоровому человеку, для которого асаны являются единственным способом поддержания бодрости, работоспособности и движения к совершенству, довольно следующего минимального набора асан хотя бы по полчаса раз в день (но не меньше, иначе это будет пустой тратой времени):

сурья намаскара;

шавасана;

бхуджанагасана или дханурасана;

ардха падма пашчимоттанасана;

ардха матсиендрасана;

навасана или уттана падасана;

шавасана.

Изредка, при нехватке времени, можно выделить хотя бы 20 мин. Эта та малость, которая позволяет поддерживать устойчивость в управлении телом, а не откат назад.

В летнее время (усиление питта) можно увеличить число расслабляющих упражнений, а в зимнее время (сезон капха) можно больше вводить силовых и энергозаряжающих упражнений — стоячих.

Для ветренной породы важнее успокаивающие и “заземляющие” упражнения, то есть те, при которых две особенно подверженные расстройствам части тела — таз и голова — находятся поближе к земле: лежачие, сидячие, перевернутые асаны (стоячие — лишь как дополнение); благотворны упражнения на равновесие, увеличивающие сосредоточенность. Упражнения для восстановления равновесия при вата-расстройствах должны растягивать, скручивать и возбуждать мышцы нижней части тела, оказывать давление на таз и область ободочной кишки. Лучше большая выдержка асан по времени, нежели большее их количество.

Созерцательные асаны: падмасана, сиддхасана, важрасана, вирасана.

Ашвини мудра, мула бандха (из трёх бандх особенно благотворна).

Сгибания назад: супта ваджрасана, чакрасана, уштрасана, сетуасана, халасана и др.; вперед: пашчимоттанасана, шалабхасана, бхуджангасана, ширшасана, паванамуктасана, шавасана.

Для пылких преобладающими должны быть асаны расслабляющие. Благотворны для них сидячие асаны с наклонами вперед. Сгибающие назад следует использовать в меньшей мере, как тренирующие противопозы, так как их возбуждающее действие на печень и надпочечники может усилить “огненность”. Разумная соревновательность с самим собой в совершенствовании и усложнении асан поможет переключить на них присущую питта-личностям склонность к жизненной борьбе и к соперничеству.

Упражнения, восстанавливающие равновесие питта, должны быть направлены на успокоение или переключение общего “бойцовского” настроя, воздействовать на пупочную область, приводить в порядок пищеварительный огонь, печень, селезёнку и тонкую кишку.

Пашчимоттанасана, баддха падмасана, гупта падмасана, карна пидасана (уши к коленям), халасана, матсьясана, випарита карани, сарвангасана. Из дыхательных упражнений полезны «охлаждающие» -- шитали и шиткари пранайама.

Для мокротных — большее число асан, их многообразие, довольно большой удельный вес в занятиях силовых и стоячих асан. Благотворно всё многообразие типов асан — сидячие, с наклонами вперёд и назад, скручивающие и перевёрнутые. Среди послед­них особенно хороши стойки на голове, плечах. Выдержка по времени небольшая.

Упражнения, восстанавливающие равновесие капха, должны быть направлены на возбуждение и убыстрение обмена и влиять на местопоположения капха: область груди, желудка и головы, возбуждая соответствующие нервы и направляя туда энергию.

Укрепляющие асаны, увеличивающие гибкость и уменьшающие жировые отложения: скручивающие позы (меру вакрасана, матсиендрасана, джатхара паривартанасана), сгибания вперед (пашчимоттанасана, джану ширшасана, йога мудра, пада хастасана, наукасана, симхасана, таласана, випарита карани, сарвангасана).

 

Дыхательные упражнения

«Ни одна болезнь не может быть полностью вылечена без пранайамы»

Свами Шивананда

Дыхание, настроение, самочувствие

Мы приучены зависеть от дыхания. Оно навязывает нам свой ритм. Когда спим, у нас один рисунок и ритм дыхания, когда бежим — другой, сердимся третий, боимся — четвёртый, совокупляемся — энный. Учащённое дыхание убыстряет, а медленное – замедляет ритм сердцебиения.

Меняется настроение — меняется и дыхание.

Обычно неравномерное, быстрое, прерывистое дыхание связано с тревожностью, гневом и другими ослабляющими человека отрицательными эмоциями, тогда как медленное, равномерное дыхание связано с расслаблением, дружественностью, благополучием и другими положительными чувствами.

При тревожности человек стремится набрать больше воздуха в лёгкие, сжатые напряженными мышцами грудной клетки. При возбуждении всегда усиливаются обменные явления (окисление пищи, вывод ядов и прочее), что требует большего количества воздуха. Здоровый человек при этом просто чаще и глубже дышит, невротик же пытается подавить и скрыть возбуждение. Это вызывает тревожность, а она — перебой дыхательного ритма, сжатие грудной клетки напряженными мышцами и отсюда — нехватку кислорода и ещё большее усиление тревожности.

Людьми, которые стесняются дышать, называют также астматиков. У них затруднённость и непослушность дыхания приводит, как уже отмечалось, к замкнутости, подозрительности и т.д.

Меняется дыхание — меняется и настроение. Если взволнованный человек сумеет некоторое время дышать ритмично, ровно, глубоко, то он успокаивается, разумнее смотрит на причину волнения и становится способен принимать правильные решения.

Дыхание связано с мыслью. Поскольку у сознания две причины: побуждения и движущийся[2] (воздух), если одна из них прекращается, обе при этом уничтожаются. Из этих двух движущимся (воздухом) пусть человек всегда управляет” [3].

«Поистине, дыхание — это познание. Познание — это дыхание». (Каушитаки упанишада 3.3).

 

Дыхание — это возможность самопонимания.

И, исходя из всего этого, дыхание — величайшее и всегда и всякому доступное средство оздоровления и лечения. Так как бóльшая часть недугов причиняется, запускается, переносится или является нарушением ветра, то управлением дыхания можно подчинить и усмирить эту непостоянную и несущую болезни воздушную стихию.

Свара йога

Для понимания общности тело-сознание, поддержания здоровья и успешности в мирской деятельности весьма бы желательно и возможно любому человеку овладеть простейшими приёмами свара йоги. Эта ветвь йоги основана на подтверждаемом тонкими наблюдениями и богатым опытом йоги представлении о трех главных психических токах в теле человека – солнечном и лунном (сурья свара и чандра свара или пингала и ида) и срединном — сушумне. Они проявляются множеством телесных и психических явлений. Из двух первых токов, ведающих мирской деятельностью и здоровьем, солнечный ток, в частности, ответственен за обращённость ума на внешний мир и деятельность в нём и связан с симпатической нервной системой и левым полушарием мозга, тогда как лунный заведуют обращенностью внутрь и мыслительной деятельностью и связан с парасимпатической системой и правым полушарием мозга. Их согласованное чередование – и есть искомая гармония человеческой жизни. Подробности бы заняли очень много места, но для нас важно, что важнейшим и легчайшим способом управления этими потоками является управление дыханием через ноздри. По правой ноздре идет солнечный ток (пингала нади), по левой — лунный (ида нади). Примерно каждые час-полтора через одну ноздрю воздух течет свободнее и сильнее, а потом происходит смена. Во время этой перемены у обычных людей очень недолго равно действуют обе ноздри.

Считается, что во время тока в правой ноздре лучше идут естественные природные и физические действия или работы, дающие скорый результат или прибыль. Это, например, еда, сон, опорожнение желудка, совокупления[4], омовения и купания, занятия спортом и хатха йогой, соревнования и азартные игры, тяжелый физический труд и недолгие подвижнические усилия (тапас), путешествия, заучивание текстов или музыкальных произведений, разнообразная работа в обществе, в том числе концерты, лекции и т.п.

Во время действия левой ноздри успешней выполняются труды с отдаленным, неспешным результатом или не направленные на таковой – бракосочетание, выбор образования, строительство дома и вселение в него, садово-огородные работы, благотворительность, уединенное творчество или музицирование, общение с любимыми и друзьями, воздействия на подсознание (психотерапией, йогой).

Во время равнодействия обеих ноздрей плодотворней жертвенные обряды и созерцательные упражнения.

Преобладание в человеке того или иного тока следует учитывать при выборе упражнений йоги. Так, например, усиливает влияние солнечного тока выполняемая быстро сурья намаскара, ашвини и мула бандха, что полезно людям с сильным лунным током, но ещё больше возбуждают и обращают на внешнее людей с преобладанием пингалы.

Если вы ощутили какое-то недомогание в самом начале, пока оно не развилось в серьёзное расстройство или болезнь, можно его остановить, прочувствовав, через какую ноздрю идет бόльший поток воздуха и поменяв дыхание. Это можно сделать несколькими способами.

Два простейших. Наиболее очевидно, конечно, — заткнуть ватой или иным подходящим материалом одну из ноздрей. То есть, чтобы вызвать поток в правой ноздре должна быть закупорена левая и наоборот, чтобы вызвать течение дыхания в левой ноздре, должна быть закупорена правая. Однако этим способом не следует пользоваться слишком часто и долго, дабы не разладить естественную смену действия токов. Но можно им воспользоваться, например, чтобы унять головную или зубную боль.

Самый лучший способ для увеличения тока в правой ноздре — лечь на левый бок с чуть согнутыми ногами. Левая рука удобно лежит у тела ладонью вверх, правая рука ощутимо прижимает подмышку между большим и остальными пальцами ладони. Если надо увеличить ток в левой ноздре – лечь на правый бок и прижать правую подмышку. Смена дыхания происходит за время от 3-х до 10 минут.

Попеременное дыхание через разные ноздри (нади шоддхана) — полезно всем без исключения. Особо для излечения вата-нарушений советуется сурья бхеда пранайама — дыхание со вдохом через правую ноздрю, наиболее возможной без сильного напряжения задержкой и выдохом через левую. Возбуждение правого тока уравновешивает склонность вата-личностей к рассеянной и часто бесплодной деятельности воображения и мысли.

 

Пранайамы

Для людей с усугубленной вата дошей очень благоприятно полное замедленное дыхание, попеременное дыхание через разные ноздри (нади шодхана) и удджаи пранайама (дыхание с вызыванием шипящего звука в горле). Эти виды пранайам без задержки, если не заниматься ими часами, не опасны, хотя и требуют постепенности.

Для питта полезны охлаждающее дыхание (шитали), дыхание со вдохом через левую ноздрю и выдохом через правую, но без задержки.

Для капха (если нет повышенного давления) — дыхание, очищающее череп (капалабхати), дыхание, подобное мехам (бхастрика), которые удаляют излишки слизи, мокроту и сжигают жировые отложения. Удджаи пранайама советуется для возбуждения нервов горловой области, связанной с щитовидной железой, которая является одним из важнейших регуляторов обмена.

Вдох с последующей слабой задержкой возбуждает тело и ум, а короткая задержка после выдоха — успокаивает.

Однако при всех упомянутых здесь дыхательных упражнениях с задержкой уже требуется особая осторожность, умеренность и постепенность, а хорошо бы и руководство знатока.

Не занимайтесь с полным желудком, при высокой температуре и воспалении.

Перед дыхательными упражнениями убедитесь, что нос не заложен. Если необходимо, промойте нос солёной водой (джала нети).

Лучше всего делать дыхательные упражнения утром перед завтраком, хотя можно и в другое удобное время, но не сразу после еды. Ни при каких обстоятельствах нельзя дышать с натугой, через силу.

При умеренном упражнении не имеют никаких противопоказаний, но полезны во многом и многим равномерное дыхание (самавета пранайама), уджаи и нади шоддхана без задержки. Для тех, кто не знаком с ними, — совсем краткое их описание, согласно методике Бихарской школы йоги. Ещё раз просим извинить за то, что многие подробности и детали сюда не вошли из-за недостатка места.

Самавета пранайама

Сядьте в удобное положение, предпочтительно в одну из созерцательных асан или, если для вас они неудобны, — в кресло или даже к стене с вытянутыми ногами. Важно, чтобы спина была прямой без напряжения её мышц и не отклонялась назад. Устройтесь поудобней, чтобы не было необходимости двигаться в течение, по крайней мере, 10минут, а если есть время — то и больше. Если вы напряжены или возбуждены, любая форма пранайамы затруднена.

Закройте глаза и постарайтесь дышать так, чтобы движение животом и грудью было плавным и волнообразным: при вдохе волна идет от живота к груди, при выдохе — от груди к животу. Постарайтесь, чтобы дыхание было насколько возможно ритмичным, глубоким и медленным без малейшего напряжения.

Продолжайте таким образом в течение нескольких минут. Потом переходите к задержке. В конце вдоха задержите дыхание на секунду или около того, без напряжения, затем выдохните. Выдох также должен быть по возможности долгим. Так чередуйте вдохи и выдохи доступное для вас время.

После освоения этой стадии (в течение, скажем, двух-трех недель) вы обнаружите, что непроизвольно время задержки увеличивается. Начинайте увеличивать его сознательно — на секунду в неделю, максимум до 10 секунд. Не задерживайте дыхание больше, чем удобно. Постепенность важнее большего времени задержки.

 

Уджайи пранайама

Это упражнение полезно против всех недомоганий, проистекающих от нервозности, долговременного напряжения, подавленности или последствий потрясений. Напряжение и хронический стресс часто связаны с высоким кровяным давлением. Уджайи пранайама вместе с кхечари мудрой, прикладывая незначительное давление на каротидные синусы в шее, заставляет их отзываться так, словно они обнаружили высокое кровяное давление, и заставляет снижать сердечные сокращения и кровяное давление. Человек телесно и умственно умиротворяется. Помимо этого, оно воздействует на щитовидную железу. Ветреных оно успокаивает, жёлчных спасает от гнева, слизистых — от вялости.

В этом виде управления праной производится дыханием шипящий или сопящий звук в горле. Его легче произвести, нежели описать.

Сядьте в любое удобное положение. Закройте глаза. Держа тело и голову на одной прямой, расслабьте тело. Начните медленно и глубоко дышать.

Коснитесь кончиком языка нёба поближе к горлу. Это очень упрощённое видоизменение кхечари мудры. Слегка сократив горло, частично перекройте голосовую щель. Если это сделано правильно, вы одновременно обнаружите легкое сокращение брюшной области. Но намеренно сокращать мышцы брюшной области не надо — оно появляется непроизвольно. Если вы просто сократите голосовую щель, вы почувствуете лёгкое тянущее ощущение в брюшной области. Дыша, вы должны слышать непрерывно идущий через горло звук. Он должен быть не очень громким, слышимым для себя, но для другого человека слышимым только, если он сидит очень близко. Этот звук вызывается трением воздуха при его прохождении через сужение, которое вы сделали в голосовой щели при сокращении. Этот звук будет подобен тихому сопению спящего ребёнка. Похожее сокращение горла также получается, если громко шепчете человеку, находящемуся от вас в нескольких метрах. Попробуйте это, чтобы понять, каким должно быть сокращение голосовой щели, но, конечно, при пранайаме никакого шёпота быть не должно. Сокращение горла не должно быть слишком сильным и применяться непрерывно в течение упражнения. Следите, чтобы не напрягались и не искажались лицевые мышцы. Лицо должно быть насколько возможно спокойным, безмятежным, мягким.

Делайте доступное время.

 

Нади шоддхана

Попеременное дыхание помогает “раскупорить” каналы, через которые идёт взаимопревращение дхату или течет прана. Уравновешиваются солнечный и лунный её токи, которые можно соотнести, в частности, с действием симпатической и парасимпатической систем организма. Они определяют направленность на мыслительные или внешние действия; обращенность вовне или внутрь. Для хорошего здоровья является основополагающим разумное равновесие между этими двумя противоположно-дополняющими способами существования. Такое равновесие ведет к умственному покою, являющемуся столь редким счастьем в современном мире. Оно может способствовать созерцанию явлений без увлеченности ими.

Слишком апатичных или подавленных нади шоддхана взбадривает, слишком возбуждённых или черезчур деятельных успокаивает. Как терапевтическое средство, она может применяться почти ко всем физическим и умственным расстройствам, хотя в этих случаях должна производиться под наблюдением знающего.

1. Сядьте в любое удобное для вас созерцательное положение. Расслабьте все тело. Держите позвоночник прямо. Положите левую руку на левое колено или на бедро.

В течение одной-двух минут наблюдайте дыхание и тело. Это поможет вам расслабиться и сделает предстоящее упражнение более сосредоточенным и лёгким.

Подымите правую руку и сделайте насагра мудру. Она заключается в том, что кончики смыкающихся и прямых указательного и среднего пальцев упираются в точку чуть выше межбровья, а большой и безымянный палец соответственно могут зажимать правую и левую ноздрю нажатием на крылья носа. Мизинец не используется. Локоть правой руки предпочтительно должен быть перед грудной клеткой, как можно ближе к ней. Предплечье должно быть возможно более вертикальным, чтобы рука меньше уставала.

Не сильно, но плотно зажмите правую ноздрю большим пальцем. Начинайте медленно вдыхать и выдыхать только через левую ноздрю. Всё внимание на дыхании.

Делайте это в течение половины времени, отведённого вами для упражнения. (Разумное время для начинающих — по крайней мере 10 минут ежедневно.)

Затем закройте левую ноздрю, откройте правую и дышите через неё таким же образом.

2.Через неделю переходите к следующей стадии этого упражнения. Она такая же, как и первая, только с добавлением управления длительностью вдоха и выдоха.

Закройте правую ноздрю и дышите через левую. Не напрягайтесь, но дышите глубоко и волнообразно. Вдыхая, одновременно мысленно считайте: 1 — 2 — 3... с интервалом примерно в секунду. Так же и во время выдоха, но начинайте удлинять, скажем, раз в несколько дней выдох на один счет, пока не дойдете до выдоха в два раза большей длительности, чем вдох. Но напряжение не нужно, даже недопустимо.

Один вдох и один выдох считается за одно дыхание. Сделайте 10 дыханий через левую ноздрю. Затем закройте левую ноздрю, используя четвертый палец, откройте правую ноздрю, отпустив большой палец, и сделайте 10 дыханий через правую. Осознавайте дыхание и мысленный счет в течение всего упражнения. Если мысли блуждают и отвлекаются, постарайтесь просто сознавать их.

Затем, если у вас есть время, можете повторить по 10 дыханий через левую, а затем — через правую ноздрю. Продолжайте таким образом столь долго, сколько у вас есть времени.

Выполняйте часть 2 в течение приблизительно двух недель или так долго, сколько потребуется, чтобы овладеть техникой, и затем по мере упражнения и освоения начинайте постепенно замедлять дыхание.

3. Затем можете переходить к собственно попеременному дыханию[5]. Вдохнув через левую ноздрю с зажатой правой, в конце вдоха поменяйте пальцы: закройте левую, откройте правую ноздрю и выдохните. Выдох должен быть медленным, а лёгкие — опустошаться насколько возможно.

По окончании выдоха, продолжая держать правую ноздрю открытой, медленно вдохните через нее. Завершив полный вдох, закройте правую ноздрю, откройте левую и выдохните. Это одно дыхание.

Сделайте ещё несколько, наблюдая и сознавая их. После того как вы “вдышались”, переходите к мысленному счету продолжительности вдоха и выдоха с соотношением 1:2. Никоим образом не применяйте силу в дыхании, не спешите и делайте упражнение доступное для вас время.

4. Когда вы найдёте совсем нетрудным выполнение этой стадии нади шоддханы и установите дыхание так, чтобы длительность выдоха и вдоха происходила непроизвольно без усилий, тогда начните удерживать дыхание после вдоха.

Вдохните через левую ноздрю, сохраняя правую ноздрю закрытой. Закройте обе ноздри и задержите дыхание на короткое время. Поначалу задерживайте дыхание на один счет или чуть больше.

Выдохнуть через правую ноздрю с закрытой левой и вновь вдохнуть через правую. Задержать дыхание. Выдохнуть через левую ноздрю. Таков один подход.

Длительность этой задержки может постепенно увеличиваться на каждом занятии и через неделю ежедневных упражнений. Постепенно доведите задержку до 7сек. Большинству этого достаточно.

И людям разных "пород"— и ветреным, и жёлчным, и флегматичным — нужно учиться восстанавливать связь между своим сознанием и телом. Это выполняется посредством правильных созерцательных упражнений. Мы намеренно говорим о созерцании, ибо слово “созерцание” гораздо точнее, чем иноязычное и профанированное “медитация”, о которой говорят с придыханием как о чем-то таинственном и чудесном, передаёт сущность этого явления: отстранённое спокойное наблюдение своих состояний в мире меняющихся явлений.

То, что называют заморским словом “медитация”, может пониматься и выполняться как отвлечение от внешних раздражителей, успокоение, сосредоточение на предметах, образах, точках тела и отвлечённых идеях, размышление, наблюдение за дыханием и за приходящими мыслями, произнесение молитв и утверждений. Хотя это ещё не само созерцание, а только способы, могущие сделать его возможным, тем не менее хотя бы попытки в этом направлении благотворны.

Множество проведённых на Западе исследований показали: занимающиеся несколько лет созерцанием болеют реже, становятся моложе своего биологического возраста. Всего через год среди упражняющихся становится меньше курящих и пьющих, а те, кто это ещё продолжает, делают это гораздо реже и в меньших объёмах.

Поэтому, например, в широко распространённой в Америке разновидности аюрведы занятия медитацией проводятся два раза в день по 20 мин.

 

Асаны, бандхи и дыхательные упражнения для лечения некоторых расстройств и болезней

Вата-расстройства и болезни

Тревожность, беспокойство, страхи

сгибания назад (супта важрасана, матсьясана, паршвоттанасана, уштрасана, ардха чакрасана), уттхита падасана, мула бандха. Шавасана. Йога нидра. Нади шоддхана.

Артриты

падмасана, вирасана, стоячие позы, пашимоттоначана, джану ширшасана, дханурасана, баддха конасана, халасана, мула бандха. Нади шоддхана.

Астма (особенно психогенная и алергическая)

басти и кунджала крийа, сгибания назад (уштрасана, супта вирасана, бхуджангасана, дханурасана, паршвоттанасана, ардха чакрасана); шашанкасана, йога мудра, халасана, паванамуктасана, уддияна бандха, ширшасана, сарвангасана; позы расслабления (шавасана, макарасана)

Бессонница

шавасана, бхуджангасана, сгибания назад. Удджаи пранайама.

Головная боль

халасана, пашчимоттанасана, йога мудра, ширшасана.

Депрессия

сурья намаскара, йога мудра, халасана, таласана, падмасана, мула бандха, расслабляющие позы (шавасана, макарасана). Удджаи пранайама, умеренная бхастрика.

Запор

стоячие позы, сгибания назад (особенно шалабхасана), йога мудра, паванамуктасана, уттан падасана, сарвангасана, шавасана.

Метеоризм

паванамуктасана, уттан падасана, баддха конасана, мула бандха, ашвини мудра, шалабхасана.

Невралгия

паванамуктасана, йога мудра, халасана, сгибания назад, випарита карани.

Образование морщин

пада хастасана, йога мудра, сгибания назад, халасана, ширшасана.

Половая слабость

пашчимоттанасана, ашвини мудра, мула бандха, сгибания назад, уттан падасана, уттхита падмасана, баддха конасана, випарита карани, сарвангасана, ширшасана

Простатит

шалабхасана, дханурасана, баддха конасана, падмасана; мула бандха, ашвини мудра.

Менструальные нарушения

яштикасана, павана муктасана, халасана, пашчимоттанасана бхуджангасана, шалабхасана, дханурасана, набхиасана, випарита карани, йога мудра.

Цистит и расстройства мочеиспускания

ширшасана, сарвангасана, супта вирасана, баддха конасана, матсьясана, симхасана, маха мудра, уддияна. Нади шоддхана.

Расширение вен (варикоз)

сарвангасана, вирасана, супта вирасана, шавасана

Ревматоидные артриты

випарита карани, халасана, сгибания назад, ширшасана.

Спинные боли

(ишиас, поясничный артрит и т.п.)

стоячие позы (триконасана, хаста падасана), паванамуктасана, халасана, сгибания назад, (бхуджангасана, дханурасана, шалабхасана, чакрасана) випарита карани.

Питта-расстройства и болезни

Раздражительность, гневливость или ненависть

гупта падмасана, випарита карани, сарвангасана, шавасана.

Повышенное давление

макарасана, паванамуктасана, важрасана, вирасана, шашанкасана, пашчимоттанасана. Стараясь не переусердствовать — сурья намаскара, бхуджангасана, випарита карани, сарвангасана. Удджаи и нади шоддхана пранайама без задержки дыхания. Расслабляющие позы.

Нарушение деятельности щитовидной железы:

сарвангасана, халасана, карна пидасана. Удджаи.

Мигреневая головная боль

матсьясана, сарвангасана, шавасана. Нади шодхана и удджаи пранайама.

Изжога и повышенная кислотность

джатхара паривартанасана, дханурасана, бхуджангасана, уддияна бандха.

Несварение, плохая усвояемость пищи

паванамуктасана, ваджрасана, матьсьясана, дханурасана, бхуджангасана, шалабхасана, уддияна бандха, наули.

Колиты

матсьясана, карна пидасана, наукасана, халасана.

Расстройство деятельности печени:

матсьясана, сарвангасана, карна пидасана, гупта падмасана.

Язва кишечника

павана муктасана, джатхара паривартанасана, гупта падмасана. Шитали пранайама.

Язва двенадцатиперсной кишки

ширшасана, випарита карани ,матсьясана, йога мудра, пашимоттанасана, джатхара паривартанса, скручивающие позы., уддияна бандха, наули. Удджаи.

Геморрой

матсьясана, халасана, сарвангасана; ашвини мудра, мула бандха

Стоматит, воспаления языка

сарвангасана, симхасана. Шитали пранайама.

Капха-расстройства и болезни

Апатия, лень

сурья намаскара, уштрасана, бхуджангасана, дханурасана, ширшасана, сарвангасана; мула бандха

Астма

сурья намаскара, шашанкасана, бхуджангасана, дханурасана, пашчимоттанасана, наукасана, таласана, матсьясана, ардха матсиедрасана, сарвангасана. Удджаи пранайама, нади шоддхана, капалабхати.

Диабет

яштикасана, бхуджангасана, шалабхасана, наукасана (набхиасана), матсьясана, випарита карани, сгибания назад (ардха чакрасана, уштрасана), сгибания вперед (пашчимоттанасана, джану ширшасана, йога мудра, пада хастасана. и др.); уддияна бандха

Закупорки синусов и связанная с этим головная боль

симхасана, матсьясана, наукасана, дханурасана, халасана, пашчимоттанасана. Пранайамы: умеренные капалабхати и бхастрика, нади шоддхана.

Першение или боль в горле

симхасана, шалабхасана, матсьясана, сарвангасана. Удджаи.

Тонзиллит

симхасана, уштрасана, дханурасана, сарвангасана, ширшасана. Удджаи.

Хронический бронхит

наклоны вперёд (хастасана, йога мудра), сгибания назад (паршвоттанасана, уштрасана, ардха чакрасана), халасана, матсьясана, випарита карани. Капалабхати.

Эмфизема легких

сарвангасана, випарита карани, супта вирасана.

Хронические желудочно-кишечные нарушения

матсьясана, шалабхасана, бхуджангасана, наули.

 


[1] Из индийских авторов назовем Йогешвара, Кувалаянанду, Б.К.С. Айенгара, Гиту Айенгар и Сатьянанду. Из наших авторов добросовестный подход у В.С. Бойко.

[2] Побуждения vāsanā. Букв. “скрывающие”, то есть карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрывающая извечно чистый Разум. Движущийся — samīraa, синоним праны.

[3] Йога кундалини упанишада, 1—2.

[4] Это относится к мужчинам. Для женщин же советуется соития во время действия левой ноздри.

[5] Иногда это упражнение называют сукха пурвака (простое предварительное) и бхал бхати (воздуходувные мехи).