Высший смысл здоровья

Сроки улучшения здоровья или излечения болезней

Обычно, когда рекламируют какой-либо вид оздоровления физического или психического, привлекают к нему людей таким образом: мол, это самая лучшая и новейшая иностранная техника, разработанная и проверенная наукой, за 15 минут в день или за два часа в неделю она сделает вас стройным как кипарис, красивым как Адонис, сильным как Геркулес, быстрым как Ахиллес, мудрее в сто крат, чем Сократ...

Наше понимание сложности и огромности человека и великой тяги привычек, тем более тех, которые взращивались и лелеялись годами и десятилетиями, не позволяет давать нескромные обещания. “Здоровье выходит пудами, а входит золотниками”.Но наше же понимание огромной силы знания и упражнения даёт право утверждать:

Вы получите так много, что трудности будут только в том, чтобы вы сумели этим воспользоваться и удержать.

Напомним наше сравнение с проектором. В том, что тело изменчиво, заключена и великая надежда. Если починить проектор или сменить плёнку, возможны почти чудесные преображения и исцеления. Так как тело, обновляющееся примерно каждые пять-семь лет, есть как бы сгущение сознания, то можно предположить, что пять-семь лет изменения мыслей к лучшему должны как-то изменить и качество тела. Обычный срок подвижничества в индийских учениях и религиях — 12 лет, — видимо, делает эти изменения к лучшему устойчивыми.

Отсюда вывод: воля, сознание, постоянство — это весьма важные и прикладные понятия в оздоров­лении.

Первая трудность состоит в том, что болезнь — это вначале сбой в сознании или его ущербность либо ослабление. Больной человек часто не имеет необходимой для тех или иных занятий веры и воли. Он не верит себе, не верит в свои силы. Или не может расстаться с привычным – даже если это болезнь. Или, начав что-то делать, скоро бросает. Или делает то или иное порывами, беспорядочно.

Положим, кто-то прочел эту книгу и вдохновился. Приобрёл полезные для успокоения своего расстройства продукты, сготовил, поел, прогулялся, лёг пораньше, утром пораньше встал, принял душ, позанимался йогой, днём избегал гнусных мыслей и грубых слов... а через пару дней из-за нехватки времени и последовательности опять вернулся к поспешному глотанию “горячих собак”, гамбургеров, газеток вроде “МК” или “Спид-инфо” и теле- и видеопризраков. То есть тягой прошлых привычек скатился по накатанной.

Есть более упорные. Начав заниматься каким-нибудь способом оздоровления, после скольких-то недель или месяцев занятий, не получив от своих усилий никаких чудесных плодов, они оставляют наскучившее дело. Или это происходит после какого-то недомогания или болезни, на которую они с облегчением сваливают свою неудачу. Мол, эта хвалёная аюрведа мне не помогла или “йога доводит до болезни”. Я-де и режим менял, и питание, делал то-то и то-то, но все напрасно. Мол, против моей болезни это бессмысленно и бесполезно. И вообще для современной жизни это не подходит, ибо требует слишком много внимания и времени.

Что произошло? Ровным счетом ничего. А впрочем, две вещи всё-таки произошли. Человек  взял на себя хоть иненадолго ответственность за своё здоровье. Получил какой-то опыт по оздоровлению. И пусть его надолго не хватило, чем чаще он будет делать такие попытки — тем лучше. “Чем сиднем сидеть — лучше хромать”.

Мы не собираемся кого-то заставлять менять образ жизни против его желания. Это трудно, да и не стоит труда. Да и не даст доброго и надёжного плода. Но для тех, у кого найдётся хотя бы желание, можно указать сроки, за которые эти мероприятия принесут целительные следствия.

Есть присловье: если простуду лечить, то она проходит за семь дней, а если не лечить – за неделю. Но серьёзные болезни лечить надо. На сколько же времени нужно человеку запастись терпением? Так, плеврит приёмами аюрведы и йоги по опыту Шивананды можно вылечить за 57 дней, не очень запущенную язву изменением питания, отделением от привычной обстановки и расслабляющими приёмами (особенно йога нидрой) – за месяц, гипертонию от 8 недель до 6 месяцев, кожные болезни в виде фурункулов и угревой сыпи обменного характера за полгода, за шесть-семь месяцев — астму и туберкулёз, а поддающийся лечению рак или серьёзная кожная болезнь могут потребовать пяти и более лет.

Но изменения к лучшему, которые могут поощрить человека, можно заметить довольно быстро. Например, курс приёма омолаживающего лекарства макарадхваджа длится от трёх до шести недель. Улучшение, скажем, от очищения или массажа проявится через две недели. Так как по аюрведе время преобразования дхату — от раса до семени — месяц, то польза от изменения пищевых привычек станет замет­на примерно через месяц. Столько же может потребоваться для успокоения ума в уединении, которое может являться омолаживающим средством. И так далее.

Далее чтобы эти изменения к лучшему были устойчивы, и не было рецидивов болезни, необходимо продолжать лечебные и оздоровительные мероприятия по меньшей мере, пару месяцев.

Подытожим. Если человек решил лечиться аюрведой или йогой, то он, по крайней мере, должен попробовать быть постоянным в следовании их наставлениям и в зависимости от своего состояния, три месяца, шесть месяцев и двенадцать.

Зачем?

Один человек никогда не знал, зачем он живёт. А другой знал. Но они никогда не встретились. Даже потом.

И. Завьялова “Невезуха”

Главные проблемы диагностики и лечения современной медицины выражаются двумя вопросами: “что?” и “как?”. Аюрведа считает исключительно важным, если не главным, другой вопрос: зачем?

Древняя индийская аюрведа и ныне может с успехом лечить, хотя её мировоззрение и понятия иногда трудно соотнести с теорией и практикой современной “аналитической” медицины. Более того, теория и практика аюрведы может лучше служить для оздоровления и самолечения большинства людей, не знающих или неудовлетворённых сложностями медицины. Но если брать от аюрведы только прикладную, чисто лечебную часть, она утрачивает много из своих достоинств. Какой-нибудь современный антибиотик будет тогда много “эффективнее”, например, пасты из куркумы на рану, патентованное слабительное — стакана тёплого молока с маслом, а модный транквилизатор в тысячи раз сильнее мускатного порошка на ночь.

Сила аюрведы — в гармоничном сочетании мировоззрения и естественных целебных средств и в более устойчивом состоянии исцеленного.

Её упор на ненасильственные способы лечения, внимание к окружающим природным условиям и умственному состоянию больного, роднящее её с искусством, находит всё больше последователей на Западе. Её посылка о нераздельности личности и природы приводит к выводу, что человек и природа должны взаимно поддерживать друг друга. Не может быть здоровья среди искалеченной среды, и не может быть неразрушенной природы, если человек нездоров нравственно, умственно и физически. Этот подход весьма привлекателен для защитников окружающей среды и для тех, кто указывает на опасность полной утраты технологической цивилизацией духовных ценностей и потери в экономических и политических расчётах самой сути жизни.

Если человек не видит высшего смысла в жизни, он ищет замены-пустышки познания и истинной свободы. Он готов разрушить тело или даже окружающий мир, чтобы освободиться от тягостной бессмысленности. Это-то и делают с помощью пьянства, курения, наркомании, преступлений и войн.

Значит, для человека есть что-то поважнее телесного здоровья.

Отсюда следует, что не надо бороться за здоровье человека, а нужно вносить здоровье в жизнь — его и вовне. В разработке и становлении такого отношения к жизни мировоззренческие положения и естественные способы лечения аюрведы могут оказать неоценимую помощь. При ответном желании и творческом содействии они помогут вам сложить некую целостную картину человека и мира и жить здорово, счастливо и осмыс­ленно.

Один из смыслов заботы о здоровье средствами аюрведы -- обучение самонаблюдению и самоуправлению.

Знание и верное следование советам аюрведы позволяет прожить полнокровную, счастливую и долгую жизнь, но не отменяет кончины. И самое лучшее здоровье кончается смертью. Мож­но конечно, забыть о по­следнем часе или всячески отгонять мысли о нём, пока он далёк, но по мере приближения к нему всё труднее им пренебрегать.

Любое учение Индии с её мировоззренческим обоснованием и подробнейшими классификациями явлений, “грандиозная механика соответствий и отождествлений выстраивалась не ради умозрительного удовлетворения: теория, как всегда в Индии, преследует практическую цель”[1] — избавление от страданий и достижение бессмертия. Для нас, таких здравомыслящих, ясно, что достижение этого невозможно, несмотря на уверения некоторых “профессиональных кретинов”, что в XXI веке проблема бессмертия будет решена наукой.

Давайте представим: мечты осуществлены. Не бессмертие, но, скажем, 500 лет жизни наука человеку обеспечила. Нашла какой-то участок мозга или орган, ответственный за старение, удалила или заменила его, или с помощью генной инженерии убрала “ген старения”, или подключила какой-нибудь прибор, который отслеживает все ухудшения и сразу начинает испускать какие-нибудь токи для тонизирования организма... и так далее.

Как будет распределена жизнь этого человека? Из 500 лет — 50 лет молодости и зрелости и 450 старости? Экзистенциальная пустота уже и сейчас, при среднем возрасте жизни 75–80 лет, мучает на Западе очень многих, даже сравнительно молодых. А если жизнь длиннее втрое? впятеро? Может, тогда желаннее будет смерть?

Заметим, что сам человек ничего не сделал для своего здоровья. Это сделали за него. Не будет ли он “проматывать” незаработанное, "прожигать" жизнь или уходить от неё – в мир электронных, психоделических или ещё каких-либо иллюзий? Не станет ли долголетие предметом торговли? Или способом невиданного управления человеком: если ты законопослушен и включён в господствующую систему потребительских взглядов и поведения — тебе разрешено жить долго, если нет — подыхай. А если бессмертие будет для всех? По 500 лет будут жить злодеи, лжецы, мошенники, развратники... Бр-р-р!

Но древнеиндийские мыслители были много мудрее столь жизнелюбивых и безответственных фантазёров, обещающих вечную жизнь тела. “Когда жизнь покинула тело, тогда врачу, будь он сам Дханвантари, уже нечего делать”(Панчатантра). Задача состояла совсем не в том, чтобы сохранять тело 120, 200 или 1000 лет, а в том, чтобы прожить согласно дхарме, решить главный вопрос бытия и осуществить его на деле.

Не решив “зачем живёшь?” и “что дальше?”, нельзя быть полностью счастливым и спокойным. Поскольку тело уплотнившаяся привычка, а умирание сводит человека к главному желанию или убеждению, жизнь надо провести так, чтобы и последний её миг вёл человека к высшему.

У аюрведы, как и у всех вошедших в вечную дхарму (таково индийское название индуизма) учений, та же направленность к достижению бессмертия и два ответа, снимающих ужас пустоты и небытия:

Высшая цель существования — совершенная свобода (мокша).

Достижение этой цели возможно с помощью йоги.

Освобождение (происходит) при отсутствии раджаса и тамаса

и уничтожении усилием (прошлых) действий,

(это) состояние отъединения от всяческого соединения снова.

Поклонение соединённым (с Высшим) душам,

избегание (людей противоположных),

соблюдение обрядов и постов, различных обязанностей,

стойкость в уставах писаний, (их) знание, радость в уединении,

избавление от владычества чувств, твердая решимость (в стремлении) к Высшему,

отказ (от мирских дел), не самомнение, страх от видения сцепления (Духа, ума и тела),

сосредоточение ума и разума, лицезрение священных образов —

всё это происходит от постоянного припоминания Сути[2].

Вышеизложенное, начиная с почитания достойного

и кончая твёрдостью, служит для памяти.[3]

 

Наше настоящее во многом определяется нашим прошлым.

Способность же помнить прошлое избавляет от наступания на одни и те же грабли и позволяет обобщить прошлый опыт и найти средства достижения мирского счастья, добродетели или освобождения.

 

Помня истинную природу явлений, избавляются от несчастий.

Теперь будет сказано о восьми действиях, приносящих хорошую память:

знание причины;

знание облика;

знание подобия;

знание противоположности;

сосредоточение ума;

повторение;

обобщение знания;

последующее обучение.

Вспоминание воспринятого, услышанного или пережитого ранее зовётся памятью.

Вот суть силы памяти, как сказано видящими, —

она одна представляет путь (освобождения),

следующие коему не приходят обратно (к перевоплощению).

Это, опять же сказано, путь достижения йогинами Единения.[4]

Наше настоящее во многом определяется нашим будущим.

Не такая уж это бессмыслица, как может показаться.

Намерение включается в событие и изменяет его. Очерняет, отравляет или улучшает, просветляет, облагораживает.

По данным современной психологии, мотивация является необходимым источником энергии для человека, и без убеждений, направляющей идеи и цели (даже если человек их не сознает и словесно не выражает) действие и сама жизнь невозможны. Показательна в этом смысле одна из болезней обменного характера, при которой человек, телесно вроде бы здоровый, с непоражённым мозгом, теряет интерес и становится совершенно безучастным к происходящему, не двигается, не говорит... Болезнь обычно неизлечима. Но от бесцельности жизни человек исцелиться может и обязан!

Познание истины и свобода — это не просто отвлечённое вероисповедное понятие, оно имеет вполне прикладную пользу.

Зависимость от врачей и лекарств воспринимается как потеря свободы, и, оказывается, такое ощущение ухудшает самочувствие. С этой же причиной, видимо, связано часто замечаемое резкое убыстрение и усиление разрушительности болезни после постановки диа­гноза и госпитализации больного. Свобода от болезней и боязни их позволяет человеку легче и с большей полнотой осуществить свое предназначение в мире, а следование своему высшему предназначению, оказывается, оберегает от многих хворей и горестей.

Свобода может пониматься и проявляться в разных областях жизни и мира и даже в Обособленности (кайвалья) или Освобождении (мокша) от мирского.

Хотя Дух остаётся неизменным за всеми изменениями тела, когда он сцепляется со своими видоизменениями, его разум становится ущербным, он начинает подвергаться радости и страданию, здоровью и болезни, а также необходимости оздоровления и лечения. Но если понято (а понято — это не просто прочитано или услышано, а осуществлено), что Дух — нечто отличное от тела и чувственных способностей, становится возможным освобождение и отпадает необходимость каких-либо лечебных мероприятий.

Четыре главы йоги Патанджали Свами Сатьянанда называет “четырьмя главами о свободе”. Восемь ступеней этой йоги можно рассматривать как восемь шагов, приближающих к Свободе.

Йама — умение найти свободу от насилия, лжи, стяжания, корысти, похоти. Это воспитание для правильного поведения в обществе.

Нийама — самовоспитание. Освобождение от внутренних недостатков — нечистоты, недовольства собой, лени, невежества, неверия.

Асана — освобождение от телесной скованности.

Пранайама — освобождение от дыхательной заданности.

Пратьяхара — освобождение от стремления к внешним предметам.

Дхарана — освобождение от волнений, колебаний или блужданий мысли.

Дхьяна — свобода от помех вольному течению мысли.

Самадхи — Свершение, завершение познания узнаванием себя Самого.

(Это) путь Освобождения йогинов, добродетельных, расчётливых[5] и освобождённых.

Все, что имеет причину, (несет) несчастье, не самостоятельно и не вечно.

Оно Самим не произведено, и здесь возникает эта мысль о подвластности (человека),

пока не возникает истина, что “этот разум не я”.

“Это не Сам” узнав, знающий избавляется от всех (несчастий).

Как только достигнуто отречение, все ощущения с корнями,

само сознание, знание и умения без остатка идут к прекращению.

Отождествившееся с Высшей Благой сущностью существо впредь не затрагивается,

дробность всех явлений для него не существует[6].

Это знание сведущих в Благе. Невозможно для непознавшего знать это[7].

У аюрведы и йоги одна цель — исцеление от обманчивости призрачных целей, неверных мыслей, ложных и лишних слов, недостойных дел и осуществление себя Самого. В йоге это достигается самадхи, в аюрведе — обретением свастха, и оба определения несут смысл “своего состояния”.

Цель исцеления — стать целым: не разбитым болезнями, усталостью, скукой, бессмысленностью, не раздёрганным суетой, не рассеянным по мелочам, не раздираемым противоречиями — между духом и телом, между словом и делом, между совестью и долгом, между приятным и нужным. Поддержание тела в здоровом состоянии дает человеку силы и время для того, чтобы трудиться над достижением великой це­ли — Освобождающего Познания.

 



[1] Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. — М., 1981. — С. 151.

[2] То есть того, что Дух отличен от тела и что тело не способно ни на какое действие без творящего Духа.

[3] Чарака самхита, Шарирастхана 1.142—148.

[4] Чарака самхита, Шарирастхана, 1.148—151.

[5] Последователей санкхьи (расчета явлений действительности).

[6] Комментаторы говорят, что он даже как бы не существует по какому-либо признаку (вдыхание, выдыхание и пр.).

[7] Чарака самхита, Шарирастхана 1.151—155.