Разновидности личностей
(по умственным свойствам)
(из главы IV раздела Шарирастхана Чарака самхиты, 37-39[1]
1) Свойственный Брахме (brāhma)
|
Чистота, приверженность правде, самообузданность, сила различения (истинного от ложного), знание и умения, красноречие и память. Свобода от похоти, гнева, жадности, самомнения, неведенья, ревности, уныния, нетерпимости и равность ко всем существам. |
2) Свойственный божественным мудрецам, риши (ārṣa) |
Приверженность к священным обрядам, изучению и священным обетам и жертвоприношениям. Целомудрие. Гостеприимство. Свобода от спеси, самомнения, привязанности, ненависти, неведения, жадности и гнева. Превосходный разум и сохранение (знаний). |
3) Свойственный Индре (aindra) |
Властность и повелительная речь. Выполнение священных обрядов. Храбрость, сила и доблесть. Свобода от бесчестных действий. Дальновидность и приверженность к добрым действиям. Возвышенная удовлетворенность в добродетели, богатстве и наслаждении. |
4) Свойственный Яме (yāmya) |
Начинание и выполнение уместных и своевременных действий. Незлобивость. Находчивость в предпринимаемом действии. Память и богопочитание. Свобода от привязанности, зависти, ненависти и неведения. |
5) Свойственный Варуне (varuṇa) |
Смелость, терпеливость, чистота и отвращение к нечистоте. Соблюдение священных обрядов. Любовь к водным развлечениям. Отвращение к низким действиям и проявление гнева и удовольствия в надлежащем месте. |
6) Свойственный Кубере (kauvera) |
Обладание высоким общественным положением, благородством, роскошью и прислугой. Постоянное влечение к добрым делам, богатству и удовлетворению желаний. Чистота и влечение к удовольствия для развлечения. |
7) Свойственный гандхарвам (gandharvā)
|
Любовь к танцам, пению, музыке и хвалам. Искусность в поэзии, рассказах, историческом повествовании и сказаниях. Постоянная любовь к благовониям, гирляндам, красивым одеждам, женскому обществу и страсти. |
Это семь видов умственных способностей саттвы, о которых сказано, подобных Брахме по чистоте. |
|
Раджас |
|
1) Свойственный асурам (āsura)
|
Смелость, жестокость, завистливость, властность, стремление к исследованию?, устрашающая внешность и безжалостность. Потворство к самовосхвалению. |
2) Свойственный ракшасам (rākṣasa)
|
Нетерпеливость, постоянный гнев, насилие над слабыми, жестокость. Прожорливость и влечение к мясной пище. Излишний сон и леность. Завистливость. |
3) Свойственный злому духу (paiśaca)
|
Прожорливость, влечение к женщинам. Нравится пребывание с женщиной в уединении. Нечистые привычки, отвращение к чистоте. Трусость и устрашающая внешность. Приверженность к неестественной пище и распорядку |
4) Свойственный змее (sārpa) |
Смелы лишь в ярости и трусливы, если ярости нет. Острое противодействие. Излишняя праздность. Прогулки, еда и обращение к другим действиям с боязнью. |
5) Имеющий черты призрака (praita)
|
Обжорство. Очень тяжёлый нрав, мучения в прошлом. Завистливость и действия без различения (доброго от дурного), необузданная алчность и бездействие. |
6) Свойственный птице (śākuna) |
Привязанность к похоти, обжорству и развлечению. Непостоянство, безжалостность и бедность. |
Умственные способности ражих существ (rajasika sattvasya) являют гневный нрав и шести видов. Их особенности представлены в данном утверждении. |
|
Тамас |
|
1) Свойственный домашнему животному (pāśava) |
Отталкивающий нрав. Нечистота, дурное поведение и пищевые привычки. Неумеренное половое влечение и сон. |
2) Свойственный рыбе (mātsya) |
Трусость, глупость, жадность к еде, непостоянство страстный и гневный нрав и приверженность к непрерывной подвижности и любовь к воде. |
3) Свойственный дереву (vānaspatya) |
Праздность и несдержанность в еде, отсутствие каких-либо разумных способностей. |
Тёмный вид умственных способностей (tamasika) являет невежественный нрав и трёх видов. Их особенности представлены в данном утверждении. |
[1] Перевёденный отрывок дан нами в виде таблицы, поскольку текст представляет собой перечень качеств умов.