Приложение 2

Разновидности личностей

(по умственным свойствам)

(из главы IV раздела Шарирастхана Чарака самхиты, 37-39[1]

 

Саттва

1) Свойственный Брахме (brāhma)

 

 

 

Чистота, приверженность правде, самообузданность, сила различения (истинного от ложного), знание и умения, красноречие и память. Свобода от похоти, гнева, жадности, самомнения, неведенья, ревности, уныния, нетерпимости и равность ко всем существам.

2) Свойственный божественным мудрецам, риши (āra)

Приверженность к священным обрядам, изучению и священным обетам и жертвоприношениям. Целомудрие. Гостеприимство. Свобода от спеси, самомнения, привязанности, ненависти, неведения, жадности и гнева. Превосходный разум и сохранение (знаний).

3) Свойственный Индре (aindra)

Властность и повелительная речь. Выполнение священных обрядов. Храбрость, сила и доблесть. Свобода от бесчестных действий. Дальновидность и приверженность к добрым действиям. Возвышенная удовлетворенность в добродетели, богатстве и наслаждении.

4) Свойственный Яме (yāmya)

Начинание и выполнение уместных и своевременных действий. Незлобивость. Находчивость в предпринимаемом действии. Память и богопочитание. Свобода от привязанности, зависти, ненависти и неведения.

5) Свойственный Варуне (varua)

Смелость, терпеливость, чистота и отвращение к нечистоте. Соблюдение священных обрядов. Любовь к водным развлечениям. Отвращение к низким действиям и проявление гнева и удовольствия в надлежащем месте.

6) Свойственный Кубере (kauvera)

Обладание высоким общественным положением, благородством, роскошью и прислугой. Постоянное влечение к добрым делам, богатству и удовлетворению желаний. Чистота и влечение к удовольствия для развлечения.

7) Свойственный гандхарвам (gandharvā)

 

Любовь к танцам, пению, музыке и хвалам. Искусность в поэзии, рассказах, историческом повествовании и сказаниях. Постоянная любовь к благовониям, гирляндам, красивым одеждам, женскому обществу и страсти.

Это семь видов умственных способностей саттвы, о которых сказано, подобных Брахме по чистоте.

Раджас

1)   Свойственный асурам (āsura)

 

Смелость, жестокость, завистливость, властность, стремление к исследованию?, устрашающая внешность и безжалостность. Потворство к самовосхвалению.

2) Свойственный ракшасам (rākasa)

 

Нетерпеливость, постоянный гнев, насилие над слабыми, жестокость. Прожорливость и влечение к мясной пище. Излишний сон и леность. Завистливость.

3) Свойственный злому духу (paiśaca)

 

Прожорливость, влечение к женщинам. Нравится пребывание с женщиной в уединении. Нечистые привычки, отвращение к чистоте. Трусость и устрашающая внешность. Приверженность к неестественной пище и распорядку

4) Свойственный змее (sārpa)

Смелы лишь в ярости и трусливы, если ярости нет. Острое противодействие. Излишняя праздность. Прогулки, еда и обращение к другим действиям с боязнью.

5) Имеющий черты призрака (praita)

 

Обжорство. Очень тяжёлый нрав, мучения в прошлом. Завистливость и действия без различения (доброго от дурного), необузданная алчность и бездействие.

6) Свойственный птице (śākuna)

Привязанность к похоти, обжорству и развлечению. Непостоянство, безжалостность и бедность.

Умственные способности ражих существ (rajasika sattvasya) являют гневный нрав и шести видов. Их особенности представлены в данном утверждении.

Тамас

1) Свойственный домашнему животному (pāśava)

Отталкивающий нрав. Нечистота, дурное поведение и пищевые привычки. Неумеренное половое влечение и сон.

2)  Свойственный рыбе (mātsya)

Трусость, глупость, жадность к еде, непостоянство страстный и гневный нрав и приверженность к непрерывной подвижности и любовь к воде.

3) Свойственный дереву (vānaspatya)

Праздность и несдержанность в еде, отсутствие каких-либо разумных способностей.

Тёмный вид умственных способностей (tamasika) являет невежественный нрав и трёх видов. Их особенности представлены в данном утверждении.

 



[1] Перевёденный отрывок дан нами в виде таблицы, поскольку текст представляет собой перечень качеств умов.