Проблески

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

А.С. Пушкин

 

II

из «Гхеранда самхиты»

 

9. Семь устоев тела — очищение, сила, стойкость,

твёрдость, лёгкость, восприятие и обособленность.

10. Шаткармой рождается очищенье, асаной — сила,

печатями (мудра) — стойкость, пратьяхарой — сдержанность.

<...>

12. Следует выполнять такие шесть действий:

дхаути, басти, нети, лаулики, тратака, капалабхати.

13. Делающие четыре вида промывания — антардхаути, дантадхаути,

хридадхаути и мула шодхана — делают тело неоскверненным.

14. Внутреннее промывания для очищения тела — четырех видов:

ватасара, варисара, вахнисара и бахишкрита.

15. Медленно всасывать воздух ртом в виде вороньего клюва[1],

(затем) двигать животом и удалить (воздух) нижним проходом —

16. такова ватасара, высшая тайна, тело делающая неосквернённым,

разрушающая все болезни, увеличивающая телесный огонь[2].

17. Следует воду медленно пить ртом, до горла наполнить (ей тело),

двигать (затем) животом и удалить из живота нижним (проходом) —

18. (эту) варисару, высшую тайну, тело делающую незапятнанным

следует выполнять усердно. Ей достигается дивное тело.

19. Следует сто раз достать пупковой областью (живота) спинной хребет;

(тем самым) удалив брюшные хвори, огонь в животе увеличат.

20. Эту вахнисара дхаути йогинам следует почитать достижением йоги,

эту дхаути, высшую тайну, не объясняемую никогда.

21. Выполнив каки мудру, нужно воздухом живот заполнить,

полтора часа удерживать (воздух) и изгнать (потом) нижним проходом.

22. Стоя по пупок в воде, прямую кишку (шакти нади) вытянуть надо,

вымыть кишку руками до (полного) удаления нечистоты,

23. затем промытую кишку надо втянуть в живот снова.

Это тайное очищение недостижимо даже дивными (богами).

24. Пока человек не достигнет полуторачасового[3] удержания прямой кишки,

великое промывание (дхаути), называемое бахишкрити, недостижимо.

25.(Очищение) корней зубов, корня языка, двух ушных отверстий и черепного отверстия[4]

эти пять (приёмов) известны как данта дхаути.

26. Соком кхадира[5], а также чистой землёй

следует натирать корни зубов до уничтожения скверны.

27. Данта мула, высшую дхаути для упражняющихся в достижении йоги,

пусть знающий для сохранения зубов всегда делает на рассвете.

Данта мула — первое из очистительных действий — полагают йогины.

28. Теперь объясню я приём очищения языка.

Вытянутый язык удалит старость, болезни, смерть и проч.

29. Три соединённых пальца — указательный, средний и безымянный —

следует ввести внутрь горла и стирать языка загрязненье.

Постепенно стирая (его), расстройство флегмы изгонят.

30. Железным приспособленьем медленно вытягивая кончик (языка),

словно при дойке, следует протирать его свежим маслом.

31. Следует делать это (упражненье) усердно и всегда, на восходе и на закате.

Кто выполняет его постоянно, у того язык становится длинным.

32. Следует протирать ушное отверстие концом указательного пальца;

постоянным повторением (этого) упражнения проявится внутренний звук[6].

33. Следует протирать заднюю часть нёба[7] правым большим пальцем.

Повтором этого упражнения расстройство слизи изгонят.

34. Становятся чистыми токи (нади), возникает дивное зренье,

(если это делать) ежедневно — после сна, еды и в конце дня.

35. Следует делать три вида хрид дхаути — стеблем, рвотой и тканью.

36. (Как можно) дальше двигая в пищевод

стеблем платана, турмерика, тростника

(затем его) следует медленно удалить.

37. Следует удалять через верхний проход флегму, жёлчь и мокроту[8].

Выполнением данта дхаути все сердечные болезни[9] уничтожат несомненно.

38. Следует воду пить после еды, пока не наполнится горло,

вверх посмотреть на мгновенье и далее — воду извергнуть.

Постоянным повтореньем упражнения (расстройства) флегмы и жёлчи изгонят.

39. Лёгкую ткань длиною в девятнадцать или пятнадцать локтей

и в четыре пальца шириной нужно заглатывать медленно,

впоследствии — удалить. Это зовется дхаути карма.

40. С каждым днём (выполняющий) будет здоровее, сильнее, полнее,

уничтожит орду (болезней): лихорадки, расширения селезёнки,

расстройство слизи и жёлчи.

41.Пока не очищен задний проход — до тех пор апана ущербна,

поэтому со всем усердием надо производить корневое очищение (мула шодхана).

42. Жёлтым корнем (турмерика) или даже средним пальцем

прилежно надо чистить водой тайное (место) снова и снова.

43. Уберет запор в животе и несварение изгонит (мула шодхана),

производящая сияющий свет и увеличение (пищеварительного) огня.

44. Упоминают два вида басти — «водяную» и «сухую»:

водяная басти производится в воде, сухая — всегда на земле.

45. В уткатасане (стоя) по пояс в воде, с тростинкой, вставленной в задний проход,

сжиманием и расширением (его) водяную басти следует делать.

46. (Выполняющий этот приём) болезни мочеиспускания, кишечника, вредные газы изгонит,

в теле своем станет волен, богу любви подобным.

47. Выполняя басти с приподнятым (над землёй) задом, неторопливо

следует сжимать и расширять задний проход ашвини мудрой.

48. При повторении этого упражнения не будет расстройства нижней части живота,

возрастёт чревный огонь[10], исчезнут болезни ветра.

49. Следует ввести в ноздри тонкую нить в пядь (длиной)

и вытянуть назад изо рта. (Это) зовут выполнением нети.

50. Исполнением способа нети достигается успех в кхечари(-мудра),

исчезают расстройства флегмы, возникает дивное зренье.

51. С достаточной быcтротой следует вращать живот в обе стороны,

усиленьем здесь телесного огня все болезни уничтожают.

52. С глазами открытыми, мигать перестав, следует тонкую цель наблюдать,

пока не покатятся слезы. (Это) тратакой зовут мудрые.

53. Повтором этого упражненья шамбхави(-мудра) становится твёрдой,

болезни глаз исчезают, возникает дивное зренье.

54. От выполнения бхалабхати трёх видов: приёмами ватакрама, вьюткрама

и особенно шиткрама исчезнет расстройство флегмы.

55. Левой ноздрей следует воздух вдохнуть, а удалить правой,

снова вдыхая правой, затем удалить левой.

56. Делая быстро вдох-выдох, удерживать (воздух) не нужно,

при повторении этого упражнения исчезнет расстройство флегмы.

57. Втягивая воду ноздрями, потом (её) следует ртом извергнуть.

Продолжая пить (воду носом), этим приёмом вьюткрама

изгонят расстройство слизи.

58. При шиткраме, всасывая (воду) ртом, следует извергнуть носом[11],

повтором этого упражнения (человек) станет равным богу любви.

59.(Он) не ввергается в старость и болезни не подвергается,

изгонит расстройство флегмы, станет в своем теле волен.

 

Таков благой Гхеранда самхиты, беседы Гхеранды и Чанды о гхата йоге, первый раздел, называемый шаткарма садханам.

 


[1] Положение рта при каки мудра.

[2].Огонь пищеварения или огонь Вайшванара, особенно явственно проявляющийся в теле человека как пищеварение.

[3]. Следуем переводу Кайвальядхама самити (Gheranda samhita. — Lonavala. 1978. — P.12.

[4].Полагают, что это очищение воздействует на фронтальный синус.

[5]. Индийское растение, обладающее бактерицидным действием.

[6] Божественный звук (нада).

[7]Бхала рандхра.

[8]. кледа.

[9]. Возможно понимание: «болезни середины тела», куда относятся болезни пищевода и глотки.

[10]. Вайшванара, также огонь пищеварения.

[11] В курсе Бихарской школы йоги дается такая подробность: «с чихающим звуком».