Проблески

 

Русский народный буддизм

«Мне хочется! - Пожди, авось расхочется!

На хотение есть терпение.

Уж я отхотел.

Русские поговорки (из собрания В.Даля)

Всё будет – стоит лишь расхотеть.

Новая русская поговорка. Одна из создателей, видимо, Ф. Раневская

Устройство и растройства тела

Человек: вечное становление и восстановление

 

На тело можно смотреть с разных точек зрения. Раннехристианские проповедники объявляли тело неразумным, а может, даже зловредным комком плоти, а в лучшем случае любили сравнивать его с упрямым ослом. Слово «организм», происходящее из средневековой латыни, стало пониматься в медицине как совокупность органов. Этому слову вплоть до начала XX в. было синонимично русское слово «состав», которое более выделяло вещественный состав тела. Со времен Декарта любили уподоблять тело совершенной машине. В конце XX века — совершенному компьютеру, управляемому центральным процессором — мозгом. Такими сравнениями мнили восхвалить, а на самом деле, умаляли его сложность и мудрость. Тело много сложнее и разумнее самых высокотехнологичных машин.

В ведийских мировоззрениях Человек — соединение главенствующего и первенствующего Духа и соподчиненных природных явлений, психических и физических. Разум, ум, воспринимающие и деятельные чувства, а также космические стихии — пространство, воздух, огонь, вода и земля — вот составляющие Вселенского Человека.

Плотное тело человека является как бы уплотнением или сгущением изначального уравновешенного ясного сознания. Это живая и сознательная целостность, часть океана сознания. Это сгусток энергий и веществ, общность различных взаимосвязанных и согласованно действующих систем, органов и определённых функций с огромными резервами, множеством подстраховок и дублированием функций. Оно существует не просто по законам подчинения главнокомандующему — мозгу, но по законам согласованности и сотрудничества.

Поражает, как тело «знает» и умеет согласовать бесчисленность самых разных происходящих в нём каждый миг процессов. Нейроны мозга выдают импульсы, которые проходят по нервам, рождаются и умирают клетки крови, эритроциты поглощают кислород и выделяют углекислый газ, эндокринные железы выделяют определённое количество гормонов, частички пищи всасываются через стенку кишечника, в почках образуется моча и поступает в мочевой пузырь, сосуды и поры кожи или расширяются или суживаются….

Мы ещё только задумали сделать что-то, а уже нужное количество гормонов, ферментов, воздуха и крови направляется в нужное место тела. Порезались — и именно в место пореза начинает поступать свёртывающий фермент, и, когда образовался закупоривающий сгусток, его действие прекращается противосвёртывающим ферментом. Сокращаются мышцы, стягивая рану, убыстрённо нарастают новые клетки.

Разве можно к человеческому телу относиться как к неподвижному сгустку вещества? Только из-за того, что мы не замечаем за обыденными хлопотами его изменений? Тело растёт, полнеет, худеет, лысеет, горбится, разлагается… Мы изредка замечаем его особо явные изменения — у растущего ребенка или старея и сравнивая себя с прошлыми фотографиями.

Но и в каждый миг, покуда живём, — тело разрушается и строится, самоочищается и самообновляется.

Меняются или полностью обновляются:

· слизистая желудка — за 5 дней;

· самый глубинный слой желудка — за несколько минут;

· кишечный эпителий — за 6—14 дней;

· эпителий двенадцатиперстной кишки — за 2 дня;

· тонкой кишки — за 3—6 дней;

· тощей кишки — за 3 дня;

· печень — за 6 недель;

· лейкоциты в крови — за 2—4 дня;

· тромбоциты — за неделю;

· эритроциты —за 4 месяца;

· кровь полностью — за 3 года у женщин, за 4 — у мужчин;

· жировые клетки — за 3 недели;

· кожа — за 3—5 недель;

· скелет — за 3 месяца;

· ногти (которые растут даже у покойника) — за 5, 5 — 6 месяцев;

· волосы — за 2 года у мужчин , за 4 —5 у женщин.

 

Это значит, что тело постоянно творится при сохранении его устойчивости (гомеостаза). Но также воспроизводятся и "ошибки" и нарушения в его становлении. Тело как бы всё время «излучается» Разумом. Оно не только происходит от него, но и поддерживается определённой направленностью и образом мыслей. И именно поэтому может управляться и излечиваться воздействием мысли.

В аюрведе эти изменения представляются виде постоянного превращения вещественных составляющих тела (дхату) или тканей друг в друга.

Знание о постоянном творении и обновлении тела основа правильного понимания возможностей и применения очищений в оздоровлении. Зная о сроках обновления тканей, в какой-то мере, можно рассчитывать сроки лечения. Так, если испортились ногти, поражённые грибком, нельзя ожидать, что после очистительных ванн новые вырастут за несколько дней. Надо понимать, что если у больного, скажем, язва, то, конечно, не пять дней понадобится на заживление слизистой. Можно восстановить некоторые функции даже частично разрушенных органов, но это потребует времени.

 

Силовое тело

 

Энергию для постоянных изменений живого дает прана — проявление Разума в виде жизненной энергии, биоплазмы, пси-плазмы, биомоторной силы, как пытаются передать это понятие на языке западной науки.

Но, чтобы верно понимать её, надо отринуть обыденное и научное представление о первичности вещественного. Прана порождается Разумом, и её потоки или токи, двигаясь в определённом направлении, образуют собственные проводники и узлы. Из токов биоэнергетических сил «сплетаются» тонкое — токовое, психоэнергетическое или прановое тело — и плотное тела человека. Плоть или физическое тело есть сгущение мысленных и энергетических токов. А не наоборот. Эти токи управляют всем происходящим в теле: собственно дыханием, пищеварением, испражнением, чиханием, морганием, речью, движением.

Для сознательного управления прановыми токами надо знать их направления и места накопления в теле. Не допускать засорения, загрязнения и закупорки их движения и уметь очищать при необходимости.

 

Жизненные токи

Ещё с ведийских времен известны пять основных дыханий или пран. Это:

· верхнее дыхание (prāṇa) или дыхание в лёгких, «глазу, ухе, во рту и в носу”, поддерживающее деятельность чувственных органов в области головы;

· опускающееся дыхание (apāna), которое помещается в кишечнике и побуждает к удалению отходов (мочи, кала, и пр.), а также выделению семени, менструальной крови и выталкиванию плода из матки;

· дыхание, распространяющееся по всему телу и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом (vyāna). Вьяна «движется с великой скоростью» по всему телу: кровеносной, лимфатической и нервной системам. Она заведует током крови и очисткой крови и лимфы от токсинов, переносом питательных веществ в разные части тела, потоотделением, согласованием различных действий организма. Нарушение в движении вьяны — одна из причин, в частности, аллергий, псориаза и многих хронических кожных болезней;

· поднимающееся дыхание (udāṇa),— в горле, груди, лёгких, которое также ведает слюноотделением и поддерживает позвоночник в вертикальном положении;

· срединное дыхание (samāna) — раздувает в желудке кишечный огонь и ведает пищеварением. Продвигает непереваренную часть пищи к области апаны.

 

Наименьшую плотность имеет удана, затем по порядку возрастания плотности — прана, вьяна, имеющая среднюю плотность, самана и апана.

Позднейшая йоговская преемственность добавляет к пяти основным пранам пять второстепенных или упапран:

nāga (или yūvā), которая ведает рефлексами отрыжки, икоты, рвоты;

kkara — вызывает голод, жажду, першение в горле, кашель и чиханье (видимо, по подобию вызываемых действий одно из её названий «перец»);

kūrma — мигание, закрытие глаз;

devadatta вызывает зевоту и сон:

dnanañjaya или arjuna — питающий тело жизненный воздух, вызывает распухание тела после смерти.

Проводники

В теле эти праны или токи движутся по протокам или трубкам (srota или śrota, которые «могут быть круглыми, крупными, крохотными, длинными или сетчатыми” и число которых трудноисчислимо. К этим «трубкам» аюрведы можно отнести пищеварительный тракт (аннаваха срота), выделительные каналы, кровеносную, лимфатическую и нервную систему. Протяженность одних капилляров в мышцах человеческого тела составляет 100 000 км! Именно эти токи являются основой, на которой «ткётся» тело плотное.

В йоге эти токи плотного и тонкого тел называются nāī, что часто неправильно передают словом “артерии”. На самом деле это психофизические токи, не обязательно совпадающие с анатомическими образованиями, но ощутимые сосредоточенным восприятием. В тантрийских источниках йоги из числа 72 тысяч поименованы три главных — лунный (ида), солнечный (пингала) и срединный (сушумна) и более десятка менее важных.

Хотя прановые проводники расположены в тонком теле, в плотном у них есть окончания или выходы.