«Обмен веществ» в теле и нарушения энергетического обмена
По Чараке, плотное тело человека упрощённо состоит из веществ двух родов:
1. благотворных или созидательных (prasāda) — что содействуют росту и поддержанию тела здоровым
2. загрязняющих его отходов или нечистот (mala), производимых во время переваривания и обмена.
«Всё, что едят, пьют, лижут или пробуют на вкус превращается или в питательный сок (раса) или в отходы (мала)» (Чарака, 1.28.3). Из питательного сока после переваривания пищи последовательно — от тонкого к плотному — производятся ткани или основные вещества тела (дхату). Они могут быть устойчивыми (или твёрдыми) и подвижными (жидкими).
Таблица 3. Составляющие и отходы тела
ДХАТУ (телесные составляющие) |
||||||
созидательные (прасАда) |
||||||
сок |
кровь (ракта, связана с питтой) |
мясо (мышечная ткань) |
Жир (жировая ткань) |
кости (костная ткань) |
костный мозг (нервная ткань) (мадджа, |
Семя, сперма у мужчин (шукра, связана к капхой) |
нечистоты (мала) |
Производное |
|||||
слизь (капха), мокрота |
жёлчь (питта), моча, кал |
отходы воздуха или газы (кхамала), ушная “сера”, глазной “гной”, налёт на языке |
пот, |
волосы, ногти |
слёзы |
оджас |
Общий закон преобразования одной ткани в другую, уловленный аюрведой, подтверждается и физиологическими фактами. Например, при образовании скелета у плода сначала растет соединительная ткань, которая замещается хрящевой, а из нее уже образуются кости.
Пища преобразуется в ткани довольно быстро, как показывает классический опыт. Теленка каждые десять дней кормили подкрашенной органическим красителями пищей. После забоя даже в, казалось бы, малопроницаемых и твёрдых костях явственно были видны цветные слои.
По аюрведе полный круг превращений тканевых веществ в теле: раса — кровь — мясо — кости — костный мозг — мужское или женское семя — происходит за месяц.
Часто в популярной литературе по аюрведе расу сопоставляют с пищевым соком. Это упрощение. Раса — не кишечный химус, а конечный продукт пищеварения, всасываемый в клетках кишечных ворсинок. Очень похожа на нее тканевая жидкость, окружающая все клетки тела, и из которой они поглощают питательные вещества и кислород.
Этот прозрачный питательный сок, поступая в другие ткани тела, приобретает их свойства и преобразуется в них. В этом смысле надо понимать выражение аюрведы «дхату — питание для дхату».
Какие-то сходства с аюрведийскими представлениями образования крови из расы можно усмотреть в том, что кровь состоит, в основном, из бесцветной прозрачной жидкости — плазмы, состав которой удивительно устойчив. Красный же цвет крови придают красные кровяные клетки. По аюрведе же, в творении и окраске крови участвует и жёлчь, поступающая из печени. Интересно, что у зародыша с 2-х до 4-х месяцев печень является единственным кроветворным органом, а у взрослого бóльшая часть белков кровяной плазмы образуется в печени. Поэтому испорченная жёлчь «портит кровь».
Плазма, протекая через ткани, забирая из органов и тканей тела отмершие клетки, углекислоту, токсины, непрерывно отдает им некоторые вещества — в почках — излишнюю воду с растворёнными солями и продуктами распада, в лёгких — углекислый газ, в суставах — минеральные вещества. В костях содержание кальция в 1000 раз больше, чем в плазме. (Вспомним про «отложение солей» при ухудшенном обмене).
«Составные вещества (дхату) укрепляются посредством соединения с подобными веществами и ослабляются от соединения с неподобными. Так, кровь в большей степени подпитывается кровью, чем любыми другими дхату, мышцы (мамса) больше питает мясо, кости — хрящевые вещества» (Чарака, 2. 6.10).
Отсюда не следует, конечно, что питаться нужно кровью и мясом. Надо питаться и вести себя так, чтобы не загрязнять источник этих превращений — расу и следить, чтобы все части этой цепочки превращений были непрерывными и крепкими. Это нужно учитывать и при выборе лечебных средств. Например, при мышечной атрофии применяют в питании и клизмах отвары бобовых и мясные бульоны.
Иные, прибегая к лечению травами, попьют их несколько дней и разочаровываются: «не помогает». Если бы такие люди знали о сроках превращения тканей в ткани и следовательно, усвоения полезных веществ ими, они были бы настойчивей и последовательней.
Никакое усвоение не может быть полным. Какая-то часть переходит в отходы. Естественных отходов (мала) в человеческом теле образуется немало. Это три основных — моча, кал, пот, а также ушная «сера», выделения из носа (сопли), рта (мокрота), глаз («гной») и т.п.
«Когда количество производимых отходов превышает норму, они удаляются. Эти же (нечистоты), обладающие качествами холода (Шита), жара (ушна) и подобными, считают, производят неуравновешенность дхату» (Чарака, 1.28.4)
Доши — основные нарушения обмена
К загрязняющим нечистотам относятся также не столь вещественное: три нарушения (тридоша). Это жёлчность (питта доша) ветреность (вата доша) и слизистость (шлешма или капха доша). Две последних в старинных русских лечебниках и травниках назывались «ветрость» и «вредительская мокрость».
Тело человека, как малой вселенной, составлено из пяти великих стихий (махабхута). Оно занимает определенное пространство, в нём есть различные газы, происходят химические превращения с выделением тепла, много воды и твёрдых веществ.
Есть древнее индийское сравнение действия всех сторон обмена в теле с приготовлением пищи на очаге. Воздух должен поддерживать горение. При нехватке его огонь тухнет, при сильном ветре выдувается, и пища не проваривается. На воздухе и ветру пища высыхает, «заветривается», протухает. Слишком сильный огонь сжигает пищу, она пригорает. Капха, составленая из земли и воды, сравнивается с дровами. Если дрова будут сырыми или ими завалить маленький огонёк, воздух не сможет раздуть огонь, он будет плохо гореть и потухнет.
Но у каждого человека есть психологическое, физическое и биохимическое своеобразие. Кто толстый, кто — тощий, этот «крепко сбитый», тот рыхлый, ещё один «пышет жаром» и «пылает очами», а у другого холодная кожа и хладнокровие слизняка и т.п.
Стихии преобразуются в доши, когда оказываются в пространстве человеческого тела и «спариваются» в нем. Доши — как бы дозы этих стихий, определяющих телосложение, рисунок обмена и нрав человека.
Рис. Образование дош из сочетания стихий
Представление о дошах многомерно, и применимо к разным проявлениям человеческой личности.
Сразу уточним: воздух, жёлчь и слизь — неотъемлемая части организма. Но доша, как явствует из значения этого слова — «порча», «нарушение», «вред». Его аюрведийский смысл можно упрощённо выразить как «нарушение обмена», — не только веществ, но и энергий, чувств, мыслей.
Вайу или вата — движущая сила в теле человека. Он «всемогущ и не подвержен разрушению», «имеет тонкую природу, принимает самые разные облики, всепроникающ, побуждает действовать все (телесные) образования» (Чарака, 1.12.8).Это веянье проявляется ритмом сердцебиения, дыхания, перистальтики, движением нервных импульсов, гормонов, крови, лимфы, а также газов, мочи и кала. Но вата доша, ветреное расстройство, — это нарушение соотношения пространства и воздуха в теле. Оно проявляется газами от разлагающейся пищи, газообразования в кишечнике с «пусканием ветров», газовой гангреной, болью и т.п., ветреностью мыслей и поведения. Ветер «приводит ум в смятение, наступает на все способности, производит выкидыш плода, воздействуя долгое время, вызывает уродство, порождает испуг, огорчение, смятение, уныние, болтливость и препятствует дыханию» (Чарака, 1.12.8)
Агни проявляется как внутренний огонь в человеке. У этого огня «природа питты, он ведает равновесием противоположных явлений: переваривание—несварение, жар—холод, гнев—умиротворение, помрачение—прояснение мысли» (Чарака, 1.12.11). Он поддерживает теплообмен, переваривает пищу, производит кровь и является важнейшим условием иммунитета. У него три основных проявления:
·животный огонь (джатхара агни или джатхара вахни). Располагается между нижней частью желудка и двенадцатиперстной кишкой. В ходе переваривания отделяет усваиваемое от нечистот (мала).
·джату агни, который разделяет питательный сок на фракции для различных тканей (дхату).
·стихийный огонь (бхута агни), который выделяет из пищи пять стихийных веществ и преобразует их так, чтобы они стали частью тканей.
Питта доша, жёлчное нарушение, — это нарушение взаимодействия огня и воды. Проявляется в жёлчной изжоге, «разлитии жёлчи», желтухе, воспалениях и лихорадках, жёлчным настроением и жёлчностью речи.
Составляющие капхи — земля, ответственная за «вещественность» тела, его плотность, устойчивость и вода, увлажняющая ткани. Капха доша, слизистое нарушение или «вредительная мокрость», по выражению старинного русского лечебника, — нарушение соотношения воды и земли. Проявляется в увеличении слизи, отёчности, ожирения, вялостью и инертностью.
Капховое нарушение с сильным отложением жира в ягодичной области и бёдрах
В медицинских терминах это обменные нарушения — в сторону рассеянья или катаболизма (вата), обмена или метаболизма (питта) усвоения или анаболизма (капха).
Эти три нарушения могут быть врождёнными и приобретёнными. Их разные сочетания определяют телесное и психическое состояние человека и могут усугубляться из-за внешних или внутренних причин.
Похожее понимание причин болезни как нарушения «соразмерности» влаг или, как говорили в средневековье, гуморов — крови, слизи или флегмы, желтой и черной жёлчи — существовало ещё в греческой и идущей от нее средневековой европейской медицине. Во времена Гиппократа эту соразмерность восстанавливали посредством удаления избытка — например, флегмы рвотным, а жёлчи — клистирами и кровопусканиями. И в современной медицине остались названия видов лекарств — ветрогонное, желчегонное.
Представление о дошах также не противоречит биологическим знаниям об устройстве клетки. В каждой клетке тела находится жир (липиды). Особенно много его в клеточной мембране, наполовину состоящей из жиров, и полужидкой цитоплазме. Их можно соотнести с капхой. Митохондрии — энергетические станции клетки — выполняют функции питты. Окисление — медленное горение. При этом образуются свободные радикалы, которые захватывают недостающие электроны, те же, в свою очередь, другие. Эта медленная цепная реакция выводит из строя всё больше клеток. По сути эта реакция — питтовая. Все движения в клетке, связанные с перемещением и расходом этой энергии, относятся к действию вата.
Болезни от ухудшения обмена и выделения включают почти весь набор самых распространённых в мире ныне расстройств и болезней.
Среди таких болезней нервные расстройства, запор, кариес, суставные болезни (артрит, ишиас, ревматизм, остеопороз), инсульт, аллергии, половые расстройства причиняются нарушением ветра.
Гипертония, гастрит, язва желудка, геморрой, большинство кожных болезней, стоматит, гепатиты — болезни жёлчи или питты.
Ожирение, диабет, бронхиальная астма, атеросклероз, являющийся одной из важнейших причин болезней сердца, — главной причины преждевременной смерти и рак, занимающий второе место по своей смертельной жатве, — причиняются усугублением или, проявлением слизи или капхи.
Не хватит ли? Иначе в этот перечень пришлось бы включить почти все известные ныне болезни.
Местоположение дош и их частные проявления
С болезнями, терзающими человечество, можно было бы справиться проще простого и наверняка, если бы их причиной была бы доша в чистом виде да ещё в одном месте, где её можно было бы уловить и уничтожить. Но — увы!
Доши умеют переплетаться и сцепляться одна с другой. Они умудряются одновременно пребывать не только в своей основной и любимой области, но одновременно во многих других местах, органах и тканях тела.
Так, ветреное нарушение, имеющее «цитадель» в толстом кишечнике, также пребывает в мочевом пузыре, костях, сочленениях суставов, коже, ушах и т.д.
Границей областей жёлчи и слизи является диафрагма. Но нарушение жёлчи, в основном тяготеющее к нижней части желудка и тонкого кишечника, проявляется также и в желчном пузыре, печени, селезенке, крови.
Слизистое нарушение, кроме главного своего пребывания в лёгких, бронхах, пищеводе и верхней части желудка, облюбовало лимфу, эпителиальную слизь, спинномозговую и синовиальную жидкости, почки, суставы.
Да ещё доши смешиваются в разных сочетаниях и соотношениях. Большинство людей относится к двоедошным (хорошо, что не двоедушным). Часто бывает так, что человек, по телосложению с явным преобладанием какой-либо доши, хворает болезнью, вызванную другой дошей. Например, полный человек, по всем признакам чистая капха, из-за травмы позвоночника в области поясницы приобретает типично ватовые расстройства. Неумение выделить главную болезнетворную причину ведёт к неправильному пониманию источника и хода болезни и чревато ошибками при её лечении.
Для диагностики и подбора нужных очистительных мероприятий для лечения вполне определённых расстройств и болезней необходимо знать местопребывание, действие и вызываемые расстройства пяти проявлений (упадоша) главных дош.
В популярной литературе о аюрведе обычно им мало уделяют внимания.