Цели и возможности сознательного очищения
Очищение и жизненные цели
Одной заботой о здоровье здоровье не достигается. Часто она превращается лишь в невротическую ипохондрию. Чтобы быть здоровым, человеку недостаточно “жить лучше”, но надо стремиться быть лучше.
У человека есть несколько побудительных целей жизни, определяющих его здоровье. Стремление к самосохранению (prāṇaiṣaṇā) состоит в том, чтобы жить здоровым и удалять причины уже случившихся болезней. Стремление к материальному благосостоянию (dhanaiṣaṇā) — желание имущества, денег и других вещей для удобства и здоровых условий жизни. Высшее стремление — избежать страданий и болезней в других мирах (paralokaiṣaṇā), то есть в следующих рождениях (Чарака, 1.11.5).
Этим целям служат и сознательные очищения. В зависимости от намерения человека их можно разделить на:
косметические или гигиенические
общеоздоровительные и профилактические
лечебные
духовные.
«Человек очищающийся» всегда будет нацеливаться на те цели, которые для него значимы. Большинство — на первые три. Но умение поддерживать здоровье может быть шагом по пути духовного развития и самосовершенствования человека.
Поскольку в паре ум—тело, вторая составляющая — плотная и тяжёлая, она наиболее заметна и притягательна для большинства. От этой плотной основы проще отталкиваться. Очищения от шлаков, токсинов, свободных радикалов, тяжёлых металлов, диоксинов и прочих «прелестей» цивилизации — лишь начальный и наиболее вещественный уровень понимания и осуществления высшей цели.
Поддержание внешней (телесной) и внутренней (умственной) чистоты — лучшее условие для сохранения здоровья. Очищения могут предупредить и без побочных последствий излечить самые разные по происхождению и течению болезни у разных людей. Причём, их целительное действие не ограничивается только болезнью, которую лечат. Они в зародыше уничтожают или не дают появиться и развиться другим заболеваниям.
Более высокий уровень их смысла — это налаживание обмена и психоэнергетической устойчивости личности.
Высшая и главная цель очищений — очищение ума — от нечистых мыслей и чувств. Шесть коварных врагов человека (ṣaḍripu) — страсть, злоба, жадность, самомнение, заблуждение относительно смысла жизни, возбуждение и много чего ещё, что подпадает под эти определения.
Кто эту суть очищений знает, — того они (не только телесно) исцеляют.
Очищение — часть «вечной дхармы»
Чистота — залог здоровья.
Ходячее изречение
Еще в древности понимали важность естественного очищения тела от нечистот и в какой-то мере пытались им управлять и поставить на службу совершенствованию человека.
В вечной дхарме тело обычно ощущается как храм, куда нисходит Высший Разум. Для оказания Ему должного почтения тело должно быть чистым. Чтобы между телом и разумом не было разлада, все великие мудрецы человечества, подчиняя тело, стремились поддерживать его внешнюю и внутреннюю чистоту. Удаляли ненужное, вредное, и условия, способствующие их образованию. Этому служили омовения, пищевые запреты, посты, подвижничество, стремление к чистоте помыслов.
Взаимосвязь между здоровьем и телесной чистотой человек понял ещё в незапамятные времена. От скольких инфекционных болезней спасало простое правило «Мойте руки (а на Востоке — и ноги) перед едой!» в виде вероисповедного предписания или правила вежливости!
В древности быт и вероисповедание не были разъединены. Священные обряды имели также профилактическое и лечебное значение, а лечебные мероприятия были в какой-то мере и священным обрядом. Веяния времени рассеяли это единство. Утрата смысла, сложность, обременительность и забвение подробностей привело к тому, что древние знания стали восприниматься как суеверия и пережитки.
Ныне очищение тела — умывание, душ, чистка зубов, чистое бельё — носит, главным образом, косметический и профилактический характер. Без этого трудно теперь представить культурного человека. В прошлом, как и сейчас в жизни Востока, ему придается священный, «космический» смысл.
Если попытаться одним словом выразить содержание индуистских обрядов, то одним из наиболее всеохватных будет — «очищение». Большая часть их, заповеданных обычаями, Ведами и различными религиозными сборниками (дхармашастрами), — это предохранение и очищение от разных видов телесных и умственных осквернений.
Способы очищения многообразны: полоскание рта, омовение рук и ног, туловища и головы, смена одежды, дыхательные упражнения перед чтением священных текстов, произнесением молитв и мантр, прикосновение к цветам, глядение на солнце, разные виды подвижничества (тапас) — пост, молчание, пожертвование, посещение гуру с просьбой о совершении очистительных обрядов и пр.
В ведийских писаниях вода была обожествлена. К ней обращались с призывом: «чистая, очищающая вода да будет милостива на благо нам!». Уже в городах Индской (Хараппской) цивилизации комната для омовений с душем была в каждом доме. В Мохенджо-Даро в центре города раскопан общественный (храмовый) бассейн, и даже баня, куда подавалась горячая вода. В индуистской культуре издревле и поныне на берегах рек строятся лестничные спуски (гхаты), при храмах — бассейны для омовений.
Бассейн в Мохенджо-Даро. 3, 5 тыс. лет до нашей эры
Многие приёмы аюрведы и йоги (очищение зубов, очищение корня языка, мытьё наружных частей ушей, очищение слуховых проходов и т.п) взяты из общеиндийского обрядового фонда.
Например, в «Камасутре» (4.6) Ватсьяяны, где об обрядовом очищении говорится неоднократно, приводится такой перечень необходимых очищений.
«Омовение происходит ежедневно, через день — растирания, через два дня — мытьё с мылом, через три дня — бритьё и стрижка ногтей, раз в пять-десять дней — удаление волос на теле и т.д., не пропуская этих сроков».
Очищение было направлено на просвещение и просветление человека на пути к высшей цели индоарийского преемства — Освобождению. Если есть шуддхи (Чистота) мукти (Освобождение) достижимо и невозможно до него» (Шри Ауробиндо. «Садхана йоги»). Даже смысл сохранения тела в аюрведе объяснялся той же главной в санатана дхарме идеей Освобождения: чтобы болезни и краткий срок жизни не мешали осуществлению этой высшей цели.
Будучи священнодействием, телесное очищение в Индии является и жизненно важным из-за скученности населения, жаркого климата, способствующему росту всяческой жизни, в том числе и вредоносной.
У каждого садху или йогина был целый набор очистительных приёмов.
Омовение как священнодействие (современная Индия)
В античной Европе общая индоевропейская традиция врачевания существовала в виде учения о гуморах и применения в лечении, главным образом, очищений и диеты. Очищения применяли не только знаменитые врачи древности — Гиппократ, Гален и др. Они были настолько общепринятой частью гигиены, что, например, в Древнем Риме существовали не только личные ванные и общественные бани, но и особые помещения — вомиториумы, где после обильных застолий, люди очищали желудок рвотой.
Несколько особняком стоят ближневосточные религии. Телесные очищения в ортодоксальной иудео-христианской традиции не были культовым обрядом. Это во многом было обусловлено их противоборством с природой и языческими вероисповеданиями, в частности, с античной эллинско-римской культурой. Поэтому в христианской Европе на долгие века оказались отвергнуты античный культ здорового тела, римские термы и врачевание. Поэтому один из римских Пап предостерегал верующих от слишком частых омовений, кои могут "смыть" церковное благословление, а константинопольский патриарх пытался запретить в новообращённой Руси бани.
Интересно, что в исламе, более соприкасавшемся с Индией, хотя и противостоящем индуизму, ритуальная чистота (тахара) включает ряд телесных очищений, схожих с очистительными приёмами индуизма и хатха йоги. Среди девяти процедур исламского вуду троекратное полоскание рта сходно с ачамана, троекратный набор воды носом и его прочистка — с джала нети, смачивание головы — с капал рандхра дхаути, протирание ушей с водой большим и указательным пальцами — с карна дхаути. Важной частью исламской культуры были бани.
Цели и смысл очищений аюрведы и йоги
«Постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни»
К. Бернар
С этими словами основателя учения о гомеостазе согласились бы и аюрведа, и йога, при том, что к внутренней среде они относят и психические проявления человека.
Ключ здоровья и совершенства аюрведа и йога видит в сознательном очищении ума и тела. Но сразу и непосредственно управлять умом обычно невозможно. У каждого человека есть накопившиеся и засоряющие ум комплексы и сложности. Нечистый ум и грязные чувства влекут за собой загрязнение тела, а телесное загрязнение ещё больше затемняет сознание.
Как и почти во всех признанных индуизмом мировоззрениях, в аюрведе уделяется особое место йоге как средству избавления от неведения и психической обусловленности, которые смущают и беспокоят человеческий Дух и вызывают страдания и болезни.
Цель всех признанных индийских мировоззрений — очиститься от таких замутняющих разум скоплений. Но так как проще идти от более вещественного и ощутимого, управление сознанием начинается с телесного очищения.
«Очищение — первая часть йоги» (Свами Шивананда). Йога разработала и проверила за тысячелетия множество способов очищения ума и тела.
Первое правило нийамы восьмичленной йоге Патанджали — очищение (шауча). Оно подразделяется на внешнее (бахья) и внутреннее (абхьянтара). Хотя в самих сутрах никаких подробностей телесного очищения нет, большинство позднейших толкователей Йога сутр согласны в том, что приёмы телесного очищения аюрведы и хатха йоги могут быть включены в шаучу для поддержания тела чистым, здоровым и деятельным. Они относят к внешнему очищению не только очищение наружных кожных покровов, но и внутренних органов — рта, желудка, кишечника, которое осуществляется посредством земли, воды и пр., а также принятием чистой —гигиенически и религиозно — пищи.
Внутреннее очищение — очищение ума от «грязных» мыслей и чувств: злости, зависти, гнева, жадности, трусости и пр. Оно служит и поддержанию умственного здоровья, без которого невозможно и телесное. Чистый ум лучше управляет телом, не насилует его вредными желаниями, оберегает от напряжений и стрессов. В состоянии совершенства (самадхи) нет ни скорбей, ни хворей, никакие колебания и волнения не могут поколебать устойчивости сознания йогина.
Хотя йога при её сложении не предназначалась для лечения тела, а была способом достижения запредельного сознания для здоровых и сильных людей, первым из девяти препятствий совершенству самый авторитетный текст Йога сутра (1.30) указывает болезнь. И, следовательно, одним из первых шагов упражняющегося в йоге должно быть стремление преодолеть или удалить это препятствие.
В аюрведе очищения тела также являются важнейшим лечебным методом. Особенно явственно очищающая направленность лечебных мероприятий видна в панчакарме.
Одно из замечательных качеств очищений в аюрведе и тантрийской йоге — что они учитывают врожденные и приобретенные особенности обмена человека. Очищения — самый быстрый и действенный способ ослабить основное обменное нарушение в организме (возбуждённую дошу)и непременно сопутствующее этому скопление загрязняющих и отравляющих веществ в тех или иных системах тела.
Там, где общеприняты правила гигиены, есть водопровод, канализация, проще соблюдать наружное очищение. Следующий шаг — осознать необходимость внутреннего очищения.
«Перед всяким долгим путешествием предпринимаются соответствующие приготовления, дабы обеспечить его успех. Однако даже если все другие приготовления сделаны, но предпринимающий путешествие не подготовился должным образом телесно и умственно, путешествие следует отменить, иначе оно может кончиться неудачей. Так на духовном пути должны быть сделаны соответствующие телесные и умственные приготовления. Это производится практикой шести очистительных действий, коей тело очищается и восстанавливается, обеспечивая выносливость и твёрдость, необходимые для свершения своего духовного путешествия длиною в жизнь»[1].
Тантрийское преемство утверждает, что к высшему состоянию приходят через множество стадий очищения различных составляющих человеческого существа: тела, праны, психики. Оно также делит очищения на два вида: мысленные, с помощью мантры(саману) и деятельные, т. е. телесные (нирману). Одно из ответвлений тантры — крийа йогу — иногда и понимаюткак особые очищающие тело и ум упражнения.
Особенно много внимания уделила телесным очищениям хатха йога. Появление и распространение её в Индии чаще объясняют тем, что для людей черного века (кали юги) стало трудно непосредственно управлять умом и пришлось приспособить ступени раджа йоги к их возможностям.
Первой ступенью садханы хатха йоги стало телесное очищение. Утверждается, что без предварительного и регулярного очищения тела упражняющийся не получит многих благ или вообще никакой пользы от занятий и не будет готов к высшим ступеням йоги — управлению мыслью. Только когда тело очищено от грязи, нечистот и болезней, ум просветляется и легче управляется.
Некоторые направления йоги, вообще, видят главное содержание хатха йоги в приёмах очищения. «Классически, хатха йога не имеет никакого отношения к асанам и пранайамам, но делает упор на ряде очистительных техник» (Свами Сатьянанда).
Множество очистительных приёмов упомянуты и описаны в старинных трактатах хатха йоги. Очистительные упражнения как неотъемлемая часть хатха йоги включены в садхану всех известных индийских школ йоги, которые ею занимаются. Они вводятся как самостоятельная ступень в начале обучения, перед и во время освоения асан, в Бихарской школе йоги.
Многие приёмы последующих ступеней хатха йоги, начиная с пранайамы могут рассматриваться как действия по очищению энергетических токов и сознания от замутняющих и замусоривающих его волнений, смятений, колебаний.
И для такой особой ветви йоги, занятой наблюдением и управлением прановыми токами, — свара йоги — Свами Сатьянанда указывает необходимость двух очистительных упражнений: прочистки носа (нети) и рвотного (вамана или кунджала крийа). А для лайа йоги (йоги растворения ума) добавляются дхаути, шанкха пракшалана и капалабхати.
Очищение плотного тела приносит равновесие между симпатической и парасимпатической нервными системами[2]и побуждает к работе нади и чакры тела тонкого. Ощущается лёгкость во всем теле и ясность ума, утончается восприятие. Человек становится способен сознавать тонкие перемещения праны в иде, пингале и других токах тонкого тела. Это подготавливает условия для сознавания сушумны и пробуждения кундалини.
Развёртывание и подъём этой пламенной Силы оказывает огромную нагрузку на нервную систему и приводит к острым расстройствам обмена и выделения. Эту тонкость хатха йоги знает индийское преемтсов и часто упускают западные люди. Поэтому приверженец хатха йоги стремится очищениями пищеварительного тракта управлять обменом и выделением, чтобы грозный подъем кундалини не стал для тела потрясением, несовместимым с ясным сознанием и жизнью[3].
Разница в целях очистительных приёмов аюрведы и йоги — это, во многом, разница в направленности ума того, кто их применяет. Поэтому поддержание здоровья и лечение болезней для счастливой и благочестивой жизни может быть целью и занимающегося оздоровительной йогой. А тот, кто жаждет достичь Самопознания и Освобождения размышлением, может для поддержания тела в порядке использовать средства аюрведы.
Аюрведа — разновидность карма йоги
Мало просто желать здоровья и счастья — надо уметь поддерживать его и устранять не только уже проявившиеся расстройства и болезни, но и не допускать условий их возникновения. «Тот, кто хочет быть здоровым, должен следовать здоровому поведению». (Чарака, 1, 7. 45) Соблюдение здоровья требует самонаблюдения, завоевания независимости от вредных привычек и от привязанности ума к ним. В этом смысле аюрведа является деятельной йогой (карма йогой), а её приверженец должен быть настоящим карма йогином.
Для разумного учителем является весь мир. Хорошо следовать примеру сумевших научиться у него, познавая смысл и следствия каждого действия.
Не следует заниматься чем-либо, что не ведёт к трем целям — добродетели (дхарме), пользе (артхе) и наслаждению (каме). Для достижения этих трёх целей нужно действовать, одолевая все препятствия. Но действуя так, избегать крайностей и двигаться срединным путем.
Деятельность (карма) предназначена для благополучия всех живых существ; это благополучие основывается на добродетели (дхарме). Поэтому каждый всегда должен следовать стезёй добродетели.
Сострадание ко всем живым существам, даяние, управление телом, речью и мыслями; забота о других, как о самом себе, — таковы правила добродетели.
Наблюдать за дошами и соблюдать их равновесие необходимо на протяжении всей жизни. «Постоянно следящий за тем, как проходят его дни и ночи, никогда не станет жертвой несчастья» (Вагбхата, 1.2.46)
В трактатах аюрведы достаточно предписаний добродетельного поведения. Не следует насильственно возбуждать телесные потребности; удовлетворяя их, отвлекаться на что-либо постороннее. Не следует ни слишком обременять, ни слишком потворствовать органам чувств.
Разумный человек сдерживает проявления жадности, горя, гнева, тщеславия, бесстыдства, чрезмерной привязанности и желание чужой собственности. Нужно сдерживать себя, если готовы вырваться резкие, бесчестные, ложные или несвоевременные слова. Речь должна быть уместной, благожелательной, краткой, правдивой и приятной.
Нужно подавлять побуждения к действиям, которые причиняют страдание другому человеку — такие как насилие, кража, прелюбодеяние.
Следует избегать десяти грехов тела, речи и ума: насилия, воровства, прелюбодеяния, осуждения, сквернословия, лживой речи, сплетен и интриг, злобности, зависти и высокомерия.
Человек должен быть добродетельным, милосердным и приветливым. Не следует замыкаться в своем благополучии и радости (но нести благополучие и радость другим); Оказывать почтение Богу, корове, мудрецу, старшим, врачу, правителю и гостям. Нельзя быть ни излишне доверчивым, ни подозрительным. С людьми надо общаться, учитывая их различия и добиваясь совершенства в добром отношении к ним.
Любить, служить и делать благодеяния родным, праведным и невинным и избегать злодеев. Желать благоденствия и успеха другим. Не завидовать их богатству и способностям. Не надо ссориться с хорошими людьми. Стараться больше общаться со здоровыми и сильными людьми и поменьше жаловаться на свои хвори.
Помогать по возможности не имеющим средств к существованию, страдающим от болезней или сломленным горем. Не проявлять равнодушия, враждебности или презрения к нищенствующим подвижникам. Не следует объявлять во всеуслышанье кого-то своим врагом. Не нужно трезвонить о полученных оскорблениях от власть имущих и о своей ненависти к ним. Даже к немилосердным врагам стараться быть милосердным.
«Разумный не проявляет чрезмерности в телесных упражнениях, смехе, речи, путешествиях пешком, соитиях, ночных бдениях, даже если хорошо их переносит. Человека, который чрезмерно предается такой или любой подобной деятельности, постигает внезапная кончина (от перенапряжения), как льва, вздумавшегося бы тащить слона. Люди, истощённые неумеренной половой жизнью, переноской тяжестей, ходьбой, очистительными приёмами (клизмами, очищенем желудка, рвотными и т.п.) подвержены гневу, страху, печали и излишнему напряжению. Дети, старики и взрослые, те, у кого с обострена ветреность, кто слишком много и громко говорит, кто постоянно испытывает голод или жажду, должны воздерживаться от телесных усилий» (Чарака, 1. 26—29, 34—35)
Надо «избегать опасных животных, мест казни, мест, ненавистных правителю». Также — общества злонравных, невоспитанных людей, а также «торговцев» духовным знанием. Избегать пищи, даруемой врагами, проститутками или торговцами. Не предаваться пьянству. Не следует слишком доверять женщинам, а также предоставлять им полную независимость.
Учиться управлять своими мыслями — посредством расслабляющих, сосредотачивающих и созерцательных упражнений. Как тело очищается упражнениями хатха йоги, так ум — созерцанием.
Сохранять равновесие ума, как во времена благоденствия, так и во время несчастий.
Каждый, кто следует этим правилам добродетели, достигнет долгой жизни, здоровья, благополучия, счастья и вечного мира.
Очищения в упражнениях йоги
Очистительные упражнения часто не относят к йоге, как, например, в самой распространённой американизированной версии йоги — аенгаровской.
Мнение, что занимающимся асанами и пранайамой очистительные процедуры не нужны, обосновывается ссылкой на стих «Хатха йога прадипики», что, если три основных обменных принципа в человеческом теле — вата, питта и капха — находятся в равновесии (самабхава), в шаткармах нет необходимости (2, 21). Для удаления нечистоты тела достаточно пранайамы.
Однако этим состоянием равновесия дош, как и совершенным здоровьем, мало кто обладает. Его надо ещё обрести последовательными усилиями.
Еще один довод против необходимости очистительных процедур при занятиях йогой — что некоторые из них не совмещаются с асанами и пранайамой и после выполнения очистительных приёмов перед последними требуется перерыв (четверть часа, или несколько часов или даже сутки). Это рассматривается как помеха йоге.
Но если прикинуть, сколько времени требуют, например, средства йоготерапии, советуемые Свами Шиванандой, то окажется, что асанам и пранаймам уделяются минуты, тогда как очистительным приёмам — много больше.
Из обширного перечня противопоказаний к занятиям асанами и пранайамой очистительные приёмы могут вычеркнуть львиную долю.
Одним из противопоказаний занятиям асанами являются изменения в кровеносной и лимфатической системах — загрязнение крови и лимфы, препятствия кровотоку или лимфотоку. Это как раз те случаи, когда только очищениями можно наладить эти системы.
Не показаны или очень затруднительны занятия йогой для вольных или невольных токсикоманов — заядлых и отравленных табачными ядами курильщиков, бывших пьяниц или наркоманов со стажем, а также много лет подвергавшихся лекарственной терапии или накачиванию допингами.
К специалисту по хатхайоге В.С. Бойко обратился мужчина 45 лет, начавший курить с пятого класса школы и в последние полтора десятка лет умудрившийся довести свою норму до 8—10... нет, не сигарет, а пачек в день! Получается, что человек, по меньшей мере, 10 часов в день непрерывно курил, а не дышал или, вернее, 10 часов без передыха дышал табачным дымом. В конце концов, так жить стало невмоготу, и ещё живой курилка вынужден был бросить курить и через год после этого поступка решил спасать здоровье йогой. Однако даже простые наклоны вперед и совсем лёгкое замедление дыхания сразу же вызывали приступ разрывающего кашля — до рвоты и даже до потери сознания.
В данном случае регулярные очистительные приёмы аюрведы и йоги (особенно промывание носа, рвотное, промывание желудочно-кишечного тракта, очистительное дыхание) под опытным руководством, за пару месяцев могли бы снять интоксикацию и сделать приемлемыми ответы организма на упражнения.
Асанами нельзя или бесполезно заниматься, при избыточном — на 30 кг и больше — весе. Помимо всего прочего, таким людям доступен лишь небольшой диапазон движений, и поэтому упражнения и асаны, выполняемые ими, не могут оказать заметного воздействия. Предварительно нужно сбросить лишние объемы и килограммы. Пытаются добиться этого голоданием, длительными диетами, медпрепаратами, бегом, двигательными упражнениями... Но эти способы, во-первых, не всегда действенны, а во-вторых, очень энергозатратны, в-третьих, действительно не очень-то совмещаются с йогой.
Очистительные упражнения помогают лучше. В «Хатха йога прадипике» есть определенное указание: «тучный и слизистый должен сперва выполнять шесть очистительных действий» (2.21).
Пример противоположный. У каждого преподавателя хатха йоги в группе есть пара-тройка худощавых молодых людей, физически, вроде бы, здоровых, с телосложением, вроде бы, не мешающим занятию асанам. И при этом — гибкости в них — никакой. Особенно в тазовой области, бёдрах и коленях. Когда они садятся со скрещёнными ногами для дыхательных упражнений или сосредоточения, колени их торчат чуть ли не около ушей. Несмотря на увлечённость и усердие, гибкость растет у них крайне медленно. А чуть переусердствуют при «растяжке» и при переходе на растительное питание — избыточный мышечный тонус и возможные травмы ещё более ограничивают гибкость.
Это люди с перевозбужденным ветром, среди свойств которого — жесткость членов (стамбха). Кроме того, этот ветер высушивает смазку (шлешмака капха) в суставах.
Чем мучить таких людей многолетними усилиями по растяжке с очень маленьким КПД, нужно поначалу побудить их не меньше месяца-двух поделать мероприятия панчакармы и шаткармы, уменьшающими ветреность. Иногда неделя смягчающих мероприятий (глотание дважды в день топлёного масла, массаж и тёплые ванны) даже без тренировки увеличивают гибкость и подвижность членов. Поэтому им полезней полчаса из своих полутора- или двухчасовых занятий посвятить масляному массажу и тёплой ванне.
Противоположное проявление расстройства дош при упражнениях йоги. Ряд людей, после 2—3 лет усердных растяжек асанами и достижения впечатляющей и завидной гибкости, «зарабатывают» разболтанность суставов. При каждом мало-мальском усилии у них «вылетает» то колено, то бедро. В этом повинно усиление шлешмака капхи. Частная причина — перекос программ асан в сторону расслабляющих техник, без учета важности противоположных по нагрузке, силовых и волевых упражнений, а также слишком податливая психика.
Ещё один показательный пример — на этот раз жёлчного расстройства.
Некий человек, с достаточно крепким здоровьем, позволявшем вести довольно беспорядочную жизнь, познакомился с йогой и понял, что обрел тот смысл, который мучительно искал в жизни. Сразу и без особого труда он бросил поклонение Бахусу, курение, изменил питание и образ жизни, по утрам обливался-моржевался, бегал и часами усердно занимался асанами, дыхательными упражнениями и имитациями медитации. По сравнению с отсутствием какой-либо спортивной подготовки, темп освоения асан был стремителен, росла гибкость, координация, терпение, выносливость, работоспособность. И вот после нескольких месяцев таких упражнений, садясь в “лотос”, человек заметил некое неудобство: то ли мышца перенапряглась, то ли спортивный костюм натирает ногу. Из-за такого пустяка упражнений наш упрямец не оставил. Но уже на следующий день нога в икре была покрасневшей и болезненно дёргала. Ночь — почти без сна. Воспаление и температура явно увеличены, нога распухла, боль переходит в бедро и пах, явно увеличены лимфатические узлы, ходить становится почти невозможно. И после ещё одной бессонной ночи пришлось плестись к врачу. Диагноз: карбункул, в просторечии — нарыв. Болезненный надрез, чистки, перевязки... И прежде чем наш подвижник снова стал упражняться, прошла, по меньшей мере, неделя (хотя, заметим, и зажило достаточно быстро).
Набранный впоследствии опыт упражнений йоги и изучение источников привели к пониманию, что причиной воспаления были яды и шлаки, накопленные в теле за полтора десятка лет беспорядочного питания с упором на мясные продукты, употребления горячительных напитков, курения и прочих «удовольствий». Усиленные занятия йоговскими упражнениями, тонко, но мощно влияющих на внутреннее кровообращение, обмен и эндокринную систему, усиленные резкой сменой распорядка и питания, холодными обливаниями, бегом привели к быстрому выбросу ядов в виде воспаления. Возможно, что подобное расстройство могло быть ещё более резким, если бы герой этого случая не делал бы иногда кое-какие очистительные упражнения.
Избежать этого можно было бы более умеренными занятиями. Но дозировать вдохновение трудно. Поэтому лучше начинать освоивать йогу так, чтобы в первые три месяца занятий очищения были в них основной частью.
Некоторые упражнения могут замедлить выделительные функции, привести к запору и т.п. А «запор — величайший враг садханы» (Х. Джохари).
Это предположение подтверждается и мнением традиционных учителей йоги. В «Йога кундалини уп.»,1, 56 утверждается, что при упражнениях йоги одна из помех — «множество (расстройств), связанных с постоянной задержкой мочи и кала» в теле.
Обменными нарушениями чреваты неправильные дыхательные техники. Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы йоги, предупреждает, что неумеренные занятия задержкой дыхания (кумбхака) могут привести к появлению сыпи и прыщей на теле.
Изменение прановых потоков в сосредотачивающих и созерцательных упражнениях может вести к расстройствам обмена. Известно, что обряд посвящения (дикша) может вызвать у новичка неожиданные реакции, особенно если тело не подготовлено. Один наш знакомый рассказывал, что после данного ему индийским учителем посвящения в йогу (настоящего, а не липового, кои направо и налево раздают лукавые или слишком озабоченные расширением своего дела гуру) он три дня был больным и из него выходил, как он выразился, «чёрный пот».
У начинающих заниматься йогой без серьёзного предварительного очищения выше риск «отступничества». Довольно много людей, начавших заниматься асанами и пранайамой, после скольких-то недель или месяцев скучных или мучительных для них занятий, не получив от своих усилий быстрых чудесных плодов или благотворных изменений, оставляют йогу. Или это происходит после какого-то недомогания или болезни, на которую они с облегчением сваливают свою неудачу, плачась, как сказано в той же Йогакундалини уп., 1.58, что мол, «йога доводит до болезни».
Если сопровождать занятия йогой мерами по успокоению возбужденных дош, упражнения быстрее осваиваются, и качество их улучшается. Например, если люди, у которых даже при недолгой неподвижности в асанах начинает ломить и болеть тело, или те, кто при сосредоточении сразу подвергается целому шквалу посторонных порывов и мыслей, проделают соотвествующие мероприятия по уменьшению ветра, они станут спокойней, а тело мягче и послушней. Тучные люди, сопровождающие асаны подходящими очищениями, будут быстрее терять ненужные отложения.
Новичкам любого телосложения в первую неделю занятий асанами полезно применить масляные умащения и прогревание. Людям с преобладающим ветренным расстройством полезно выпивать перед занятиями асанами полстакана теплой воды, а с питтовым — прохладной.
Телесное очищение — составная часть пранового управления. Очистительные приёмы йоги — начальные упражнения для осознания тела: его внутренних органов, связей и взаимодействий их внутри организма. Удаление из организма отходов и излишнего жира делает всю систему более чувствительной, а это способствует более быстрому и менее трудоемкому освоению упражнений йоги. Так, солёная вода, используемая в шаткармах, делает более чувствительными нервы носоглотки, пищевода или желудочно-кишечного тракта, а это ведет к их осознанию и управлению ими. По мере роста осознания можно делать ту же шанкха пракшалану, используя лишь наули, или одну из перевернутых поз, или просто сидя в позе лотоса, достигая нужного результата без двигательных упражнений.
Ступени восхождения в йоге отмечаются определенными состояниями тела и ума.
Среди первых проявлений йоги «Шветашватара уп.», 2.12 указывает лёгкость, безболезненность, чистый цвет лица, приятный запах (тела), малое количество мочи и кала.
По «Хатха йога прадипике», 2.78 признаками достижений хатха йоги являются
«красивая худощавость лица, чистота, звонкость голоса, ясность глаз,
безболезненность, подчинение семени и огня в животе, очищение токов».
Очистительные упражнения существенно увеличивают гибкость в асанах. Иногда могут произойти неожиданные вещи, например, прочистили нос или анус, а усилилась способность сгибания позвоночника. Это явления того же порядка как глазосердечный рефлекс и др., т.е. возбуждение нервов какой-либо части тела вызывает реакцию другой, иногда достаточно отдаленной.
После сутра и джала нети дыхательные упражнения становятся легче и длительность задержки дыхания сразу может вырасти на треть.
В источниках йоги указывается, что рвотное упражнение уменьшает «длину праны» с двадцати до восемнадцати пальцев. Пугаться уменьшения жизненной силы не надо. Дело в том, что такими единицами измеряется прана на выходе, то есть её трата. По «Шива свародае», 224—226, уменьшение этой длины на один палец дает чувство бескорыстия, на два — блаженства, на три — способности к поэтическому вдохновению и т.д. Уменьшивший же истечение праны на 12 пальцев пьет влагу бессмертия. Очищения позволяют расходовать прану более бережно.
Йоговские писания утверждают, что совершением шаткарм обретают дивное зрение, дивное слышание, обоняют дивные запахи и т.п. Впрочем, и обычный человек после очищений, таких как джала и сутра нети, капалабхати, вамана дхаути, шанкха пракшалана, может заметить, что чувства становятся более острыми.
После тратакизамечается увеличение работоспособности, живость мысли. «Хатха йога прадипика», 2,32 утверждает, что выполнением тратаки «преодолевается лень «
Очищения в йоготерапии являются первейшей и, может быть, важнейшей её частью. Ими удаляются многие противопоказания и ограничения к занятиям асанами и пранайамой. Сокращаются и сроки лечения болезней упражнениями йоги. Так, асаны и пранаямы запрещено выполнять с температурой тела выше 37°, да и после болезни с повышенной температурой (38-39°) занятия йогой можно возобновлять только через неделю после установления нормальной температуры. Однако возможные очищения можно — и даже нужно! — выполнять во время болезни, чтобы убыстрить выздоровление и быстрее привести в норму биохимию организма.
Наблюдение энергетических потоков в теле и управление ими являются главным методом свара йоги. Очистительные мероприятия помогают усилить или успокоить движение основных токов энергии в теле. Например, ополоснув лицо или омыв задний проход горячей или холодной водой, можно освободить заложенную ноздрю и поменять преобладающий ток (свару). Уравновесив лунный или солнечный токи в теле, можно перенаправить освободившуюся энергию в сушумну.
Свами Сатьянанда утверждает, что для практики свара йоги необходимы как минимум, две шаткармы — промывание носа и рвотное упражнение. Для занимающегося лайа йогой он считает важнейшими очистительные группы: нети, дхаути, включающую кунджалу и шанкха пракшалану, а также капалабхати.
В тантрийских писаниях и высказываниях учителей тантрийской йоги есть упоминания о том, что шаткармы способствуют осознанию энергетических токов (нади) и “круговоротов” психики (чакр). Так, нети способствует осознанию муладхары и аджня чакр, осознание манипура чакры усиливают агнисара крийа, наули, кунджала крийа, а последняя — ещё и вишуддхи чакры. Сатьянанда утверждает, что выполнение басти способствует сознаванию и возбуждению тока сушумны.
И прочая, и прочая..., что можно подтвердить только упражнениями и сознаванием.
Иммунитет: умение поддерживать здоровье
Обычно представляют иммунитет чем-то врождённым, который с возрастом только слабеет. То, что его можно укрепить, верят меньше. То есть не настолько, чтобы делать какие-то усилия для укрепления защитных сил организма. Вместо того, чтобы увеличивать волю, знания, способность переносить неблагоприятные внешние условия, что оберегают тело от болезней ещё на дальних подступах, глотают таблетки при малейшей головной боли или бессоннице и мчатся при каждом насморке ко врачу.
В человеческом теле вырабатываются разнообразные профилактические и лечебные «лекарства» на все случаи жизни. Это антитела, различные гормоны, вроде преднизолона, нейропептиды, простогландины, эндорфины. Если организму не мешать, то внутренний «фармацевтический концерн» произведет и доставит нужное количество этих лекарственных веществ в нужное место тела, чтобы не допустить размножения микробов, или опасного изменения давления и т. п.
Силу иммунитета можно сопоставить с аюрведийским понятием оджас. Это тонкая сущность воспроизводительной системы, которая посредством праны управляет жизненным и функциями и гормональным равновесием..
Почти до самого рождения (до 8 месяцев) плод использует пищевые вещества, прану и оджас матери. К концу вынашивания прана, поступающая в плод через пуповину, начинает преобразоваваться в плоде в собственный оджас. Его, в частности, можно сопоставить с врожденным иммунитетом, который ребенок получает от матери. Нарушения в поступлении праны может привести к расстройству и ослаблению оджаса и теджаса (обменного огня) даже ещё у неродившегося человека.
Оджас представляет собой основу всех семи тканей тела и дыхания. По сравнению Чараки, «как пчёлы собирают мед с цветов, так органы человека для своей деятельности пользуются оджасом». Поэтому, его повреждение или уменьшение приводит к усилению ветрености (вата), что запускает множество болезней, а также недостатку творческой энергии. От недостатка оджаса проистекают такие имунные или наследственные болезни как псориаз, при которой повреждён механизм обновления кожи, болезни крови или диабет, при котором оджас вытесняется капхой.
Приобретают иммунитет не только с рождения или вакцинацией.
Верно, что «в здоровом теле — здоровый дух». Но верно и обратное: здоровый дух «излучает» и поддерживает тело здоровым. Люди, обладающие силой веры и воли, твердостью убеждений, обладают и здоровьем, необходимым для напряжённейшей мыслительной работы, способностью переносить тяжелейшие внешние условия и испытания на пути к высокой цели.
Иммунная крепость также строится состоянием ума, образом жизни, питанием. Улучшая их, человек выстраивает защиту от болезней.Поэтому первое, что необходимо — поддерживать здоровое умонастроение. Это значит — стремиться знать Главное и стать лучше, быть настроенным на здоровье, а не на болезнь, верить в свои силы и укреплять их.
Как и тело, надо очищать ум от грязных мыслей.
Внимание к своему состоянию среди множества впечатлений и дел обычной жизни, умение наблюдать ежедневные мысли, эмоции и действия, сдерживать вредные желания, удерживаться от вредных действий, поддерживать разумный распорядок, выбирать в питании полезное, а не просто нравящееся — все это невозможно без сосредоточения и управления мыслью.
Иммунитет во многом зависит от деятельности лейкоцитов крови. Состояние же крови — от всасываемых пищеварительной системой веществ. Их усвоение — от деятельности кишечника.
Но и сам желудочно-кишечный тракт, как установила современная наука, — это мощная гормональная система, по объёму производимых гормонов сопоставимая со всей эндокринной системой.В кишечнике также находятся пейеровы (лимфоидные бляшки), входящие в состав иммунной системы.
Поэтому умеренное и упорядоченное питание, сильный пищеварительный огонь и удаление шлаков и токсинов из пищеварительного тракта делает человека не подверженным большей части болезней.
Очищение для омоложения
Коль себя не пожалеешь,
То опять помолодеешь.
П. Ершов. Конек-горбунок
Привелось мне общаться как-то с одним целителем, который, пылая очами и громыхая словами, убеждал, что обязательно достигнет телесного бессмертия и вечной молодости, чтобы всегда любить как можно больше женщин. Радужные пузыри обещаний решить в XXI веке проблему смерти время от времени выскакивают и из научной среды.
Как говорили древние, «все составное подвержено разрушению» Эту истину изрекали писания веданты, йоги и аюрведы, Яджнявалкья и Будда...
Смерть и старение — явления вселенские. Стареют и умирают даже звёзды и боги. Тело не исключение. Скорее всего, есть биологические часы, ограничивающие время жизни клетки. У них есть «завод» на определенное число оборотов, совершённых Землей вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Так будет, пока есть время, а оно, как говорят, неумолимо.
И никогда наука с помощью каких-то изобретённых и произведённых хирургических и химических средств и инструментов, не сможет победить смерть как космическое явление и удалить из Жизни вечноприсущее ей разрушение, нужное для постоянного обновления.
Но люди стареют с разной скоростью. И не только по сценарию, записанному в генах. Есть примеры, когда люди, бывшие в детстве и юности весьма болезненными и старчески-дряхлыми, в зрелости, когда другие начинают сгибаться под грузом годов, самостоятельным оздоровлением достигали второй, более здоровой молодости. Есть старики, сохраняющие молодую живость и ясность ума.
Сто лет («сто осеней») — обычный или желаемый срок жизни в ведийском мировоззрении. В русском языке об этой древней истине свидетельствует поговорки, где слово «век» одновременно означает столетие, возраст и длительность жизни. «Век живи — век учись», «жить век — и так и эк», «много повидал на своем веку», «деды наши жили просто, да лет со сто; а мы пятьдесят, да и то на собачью стать» и т.п. Чарака утверждает, что «тот, кто надлежащим образом соблюдает правила сохранения здоровья, преуспевает, живя более ста лет» И по мнению геронтологов человек до 100 лет умирает не от старости, а вследствие неблагоприятных условий, недостаточной собственной и общественной, заботы о здоровье, переутомления, болезней.
Социальным достижением развитых стран является ныне средний срок жизни за 75 лет. В таких странах как Норвегия и Япония он уже за 80 лет. Значит, задача отдаления телесной и умственной старости и даже обращения её вспять решаема.
Наукой предлагаются самые разные теории и методы борьбы со старостью. Вводить или даже вживлять в тело гормоны или приборы-стимуляторы и управлять ими с помощью компьютера. Найти ответственный за старение какой-то участок мозга или орган, или “ген старения” и с помощью генной инженерии удалить или заменить его на взятый у клонированного существа и т.п.
Но «долгая жизнь без счастья — величайшее несчастье» (Чарака, 1.11.5). Теряются не только телесные силы, но и интерес к жизни, угасают умственные способности, слабеет память. Человек обращает внимание на свои недуги и хвори, а не на свои возможности, на прошлое, а не на будущее. Телесная слабость, болезни, беспомощность и ненужность тяготят его долгие годы.
Биологический возраст обычного современного горожанина пятидесяти лет, в лучшем случае, на 5—7 лет больше паспортного. Уже приходит физическая и эмоциональная дряблость и дряхлость. А сколько людей задолго до преклонного возраста становятся развалинами, кое-как поддерживаемыми врачами и лекарствами!
Нужно жить не просто долго, но осмыслено, здоровым и счастливым. По Чараке, время зрелости длится до 60 лет.«В это время проявляется сила, энергия, жизнестойкость, плодовитость, накопление, память, красноречие, понимание. Ткани достигают полного развития, признаков увядания нет, и преобладает питта». «Далее до 100 лет продолжается старость» (Чарака, 5.7.122)
Старость — это усталость. Усталость ума, обмена и многих телесных функций. Ухудшение обмена проявляется снижением его действенности, скорости и накоплением отходов и продуктов распада из-за ослабления его самоочистительной функции. Эти нарушения происходят прежде всего в клетках, а затем проявляются в органах и системах тела.
Бывший в 30-е гг. президентом Академии наук Украинской ССР физиолог А. Богомолец в своей книге о продлении жизни так определил перспективы и задачи медицинской науки в борьбе за долголетие. Так как «огромную роль в живучести клетки играет обновление среды, как и изменение среды в искусственных культурах», надо изучить изменение состояния внутренней среды, в которой живут клеточные элементы, найти методы оздоровления их, очищать и систематически обновлять их»[4].
Если тем или иным способом очистить организм от ядовитых продуктов обмена, от метаболитов, загромождающих и подавляющих клеточные мицеллы, свободные от отбросов наполовину отмершие клетки снова возобновляют нормальный метаболизм, становятся способны принимать питательные вещества и размножаться[5].
При старении усиливаются все три нарушения: два казалось бы, противоположных — усиление ветрености (вата) и усиление слизистости (капха). Вата доша — сухая и лёгкая — вызывает усыхание в виде потери воды, мышечной массы и прочности костей. Капха доша — тяжёлая и маслянистая — замещение мышечной ткани жировой и ожирение. Оба грустных сценария старения, в частности, связаны с ухудшением усвоения воды и вывода отходов.
Вода всасывается, главным образом в толстом кишечнике. В первом случае — вата доша «сушит» организм, во втором — набитый желудок и забитые кишки не дают воде пройти к месту всасывания. Питта доша виновна в слабом пищеварении и раздражительности и брюзгливости стариков.
Омоложение возможно только после после удаления амы.
Кайа кальпа
В Европе и США не раз проводили выборочные исследования оздоровительных возможностей панчакармы. После нескольких её курсов в течение года, испытуемые по целому ряду параметров (состояние сердца, давление, уровень холестерина, сахара и пр.) стали на 6 лет моложе своего биологического возраста.
В Индии панчакарма является главной составной частью оздоровляющего и омолаживающего лечения, называемого кайа кальпа, что значит примерно «приведение тела в порядок». В древности, говорят, человека на какое-то время отделяли от привычных внешних условий и раздражителей, которые частично были «виновны» в его старении. Ничем другим, кроме как лечебно-омолаживающими мероприятиями, он в это время не занимался. Вероятно, это было не всегда легко. Например, для отдыха чувств человек три недели пребывал в полной темноте и тишине. Разумно это, хотя бы потому, что гормон шишковидной железы мелатонин, замедляющий некоторые процессы в организме, вырабатывается только в темноте.
Чтобы подготовить тело к курсу особых омолаживающих средств (расаян) производится тщательное очищение организма с помощью воды, отваров, настоев и масел. Им удаляется вся ама из тела, для того, чтобы отладить и обновить цепочку преобразований расы в дхату. Восстанавливаются все выделительные функции — кожи, кишечника и пр.
Существуют разные схемы таких очистительных курсов. В одной из них ежедневновыполняется усиленная клизма или полное промывание (шанкха пракшалана). Во время трех первых дней используется чистая солёная вода. Затем, чтобы улучшить минеральный состав организма, промывание делается отварами овощей (среди коих знакомы — лук репчатый, лук-порей, аир, другие же — экзотические индийские растения).
Другой способ: после 45 лет ежегодно — четыре полных промывания и 60-дневная фруктово-молочная диета.
Затем приступают к восстановлению организма. Уравновешивают доши. Увеличивают силу пищеварительного огня. Только тогда наставал черед особых омолаживающих средств — расаян, чтобы они могли непосредственно влиять на расу и доставляться в нужные ткани, обновляя их. Среди таких лекарств, наряду с имбирём, чёрным перцем, амалакой, брахми и ашвагандхой, были и такие опасные вещества как ртуть и другие металлы и пр[6]. Якобы при этом даже дряхлое тело омолаживалось настолько, что у взрослого человека вырастали не только новые волосы, но и новые зубы! Это подтверждает семейное предание аюрведийского врача Сунила Джоши. Его прадед, известный врач (вайдья), в 68 лет удалился от семьи для проведения кайа кальпы. Вернулся он бодрым, с восстановившимся зреньем и нововыросшими зубами и прожил потом до 96 лет.
Хоть это слишком похоже на чудо, допустить такое вполне возможно. Даже среди моих знакомых была дама среднего возраста, у которой после очистки печени стал расти зуб мудрости.
Но при настоящей кайа кальпе волосы и зубы, говорят, сначала выпадают, и только потом вырастают. Поэтому весь успех лечения, да и жизнь пациента, который при лечении пассивен, зависят от знания и опытности врача (вайдья).
В йоге теми же словами (кайа кальпа) называют курс очистительных процедур. Основой йоговскойго трехнедельного курса кайа кальпы, как можно судить по отрывочным сведениям из разных источников, является полное промывание (варисара дхаути или шанкха пракшалана). Но в отличие от аюрведийского способа лечения, в йоге “приведение тела в порядок” посредством шаткарм невозможно без большей волевой силы, способности управления телом, умения выполнять достаточно сложные упражнения, терпения и усердия самого исполнителя. Поэтому оно ведет к большему, чем просто оздоровление и омоложение.
Многостороннее действие очищений
Результат очищений гораздо глубже, чем это представляется, исходя из физиологических и анатомических схем логическому и скептичному уму.
Так, факты анатомии и физиологии свидетельствуют, что многие процессы усвоения и выделения вроде бы не поддаются волевому управлению. Например, гладкая мускулатура желудочно-кишечного тракта не подвластна управлению корой головного мозга. Поэтому обычный человек непосредственно управлять ею не может. Но некоторые йогины, факиры, подвижники способны глотать кислоту или яд, не давая им повреждать слизистую и попадать в кровь. Так что не только Шива был способен выпить грозивший уничтожить мир яд калакута.
Особенно нуждаются в очищении кожа, носоглотка, пищевод, желудок и кишечник, а также кровь — основной распространитель как полезных, так и вредных веществ во всём теле.
Но мы настаиваем на такой тонкости: очищение не носоглотки, желудка или кишечника, а очищение через эти области и органы.
Какие болезни и какой тяжести можно лечить очищениями? Одни утверждают, что ими можно исцелить любые болезни. При этом ум таких энтузиастов выхватывает успешные случаи и не воспринимает и быстро забывает неудачи. Другие же отводят очищениям лишь вспомогательную роль при функциональных расстройствах.
Для медиков неубедителен опыт йогоцелителей, что промывание носа или очищение носовых проходов вощёным жгутиком (сутра нети) может удалить гной из лобных пазух, так как жгутик в них не проникает.И уж совсем опасной суеверной дикостью кажется для них, что очищение, например, пищевода рвотой может помочь в лечении инфекционных легочных болезней, а клизма, шанкха пракшалана, мочелечение — например, вылечить венерические болезни и уменьшить число белых кровяных телец при лейкемии. Также считается, что ничего нельзя сделать при органических поражениях органов, суставов и позвоночника, кроме как поддерживать больного.
Но в организме нет совершенно замкнутых систем. В той или иной мере они обмениваются с внешней средой через питание и выделение и между собою. В той или иной мере другие системы и органы берут на себя часть функций испорченных.
Поэтому в аюрведе и йоготерапии разными очищениями и промываниями пр.) облегчают или исцеляют даже инфекционные и функциональные заболевания весьма далёких от кишечника областей, например, лёгких и мозга.
Аюрведа утверждает, что «кожные болезни лечат в кишках». Связь заболеваний кишечника с кожными болезнями подтверждают и медицинские исследования: например, среди больных псориазом 60-70% имеют и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Удаление отходов и токсинов из кишечника усиливает защитную деятельность организма по уничтожению чужеродных бактерий и производству красных кровяных телец.
Даже при дегенеративных изменениях в суставах и позвоночнике (артрозы, спондилёз и т.п.) их подвижность можно улучшить, улучшив состояние окружающих тканей. Ещё более удивительно, что тугоподвижность суставов при ряде суставных болезней уменьшается после ежедневного и продолжительного сосания растительного масла.
Скопище вредных веществ в носовых и лобных пазухах удаляется за счет всасывающего действия соляного раствора и улучшения естественного дренажа носовой полости.
Большая, если не бόльшая, часть заболеваний СПИДом и некоторыми видами гепатита связана с пьянством, беспорядочностью половых сношений, гомосексуализмом, наркоманией. Есть и обратное влияние: нечистая плоть порождает грязные мысли и понуждает к грязным поступкам. Одной из причин таких личных и общественных слабостей и пороков, как мастурбация, курение, пьянство, гомосексуализм, наркомания и т.п., являются токсины в крови, мозге, внутренних органах. Человек хочет «забыться», «отвлечься» от беспокоящих импульсов, порождаемых ими.
Если убрать из тела излишние отходы и яды, опасность возникновения этих пороков уменьшается. Больше сил отказаться от них. В ходе очищения осознается и растворяется психообразец, воспроизводящий болезнь.После основательного очищения тела курение, алкоголь и особо вредные виды пищи становится отвратны.
В книгах по очищению (хотя бы того же Малахова и др.) приводятся многие примеры полезного действия очистительных методов. Это хоть очень выборочная, неофициальная, но все же статистика. Думается, если бы существовал мощный научно-исследовательский центр, который непредвзято фиксировал бы результаты лечения психосоматических болезней и процент неудач у применяющих очищение добросовестных целителей и врачей, показатели были бы не хуже, если не лучше, чем в официальной медицине.
Главная задача очищений — усиление защитных сил организма.
При правильном проведении очистительных мероприятий:
— улучшается удаление выделительной системой отходов и ядов. Они быстрее и полнее удаляются из организма;
— убыстряются и улучшаются обменные процессы в теле;
— усиливается и улучшается пищеварение. На языке древнеиндийской физиологии это часто называлось усилением огня Вайшванара («присущего всем людям»), или животного, т.е. пищеварительного огня (джатхара агни);
— меньшая нагрузка по удалению отработанных веществ и ядов приходится на органы и железы, занятые очищением (печень, лёгкие, кожа, миндалины и т.д.);
— «сжигаются» и рассасываются скопления токсинов и болезнетворных бактерий в ослабленных местах тела;
— устраняются помехи движению и распределению праны или энергии в теле;
— восстанавливается психосоматическое равновесие;
— растут жизненные силы, усиливается иммунитет;
— происходят благотворные воздействия на волю и сознание. Лучше ощущается и сознается тело. Рост телесного осознания и управления увеличивает приспособительные возможности организма.
Очищения позволяют ускорить оздоровление. Например, полностью отказавшись от питания фальсифицированными и синтетическими продуктами человек может справиться с последствиями засорения ими за пару лет. Но в условиях дикого капитализма, когда такие продукты на потребительском рынке преобладают, обычному, т.е. ползающему близ черты бедности, росийскому гражданину, покупающему продукты в эконом-магазинах и на оптовых рынках, это почти невозможно. Только очищением может он сократить срок вывода вредных веществ и свести на нет последствия такой «еды».
Некоторые виды астмы излечиваются или значительно облегчаются за 4-12 месяцев, если астматики перестают есть пищу животного происхождения (включая яйца и молочные продукты). Аюрведийскими и йоговскими методами, главные из которых очищение рвотой желудка и пищевода, кишечное промывание и расслабление, эти сроки уменьшаются вдвое-втрое без столь жёсткой диеты.
Хорошо поддается лечению очищениями заражение паразитами, гепатит А и даже C, диабет в начальной стадии.
Велики возможности очищений в снятии алкогольной, наркотической или медикаментозной интоксикации после химиотерапии.
Но главное свойство правильно выполненного очищения — что оно удаляет препятствия самоисцелению. Это наиболее быстрый и действенный способ успокоения обменного нарушения (доши) и восстановления порядка в организме.
Многие болезни можно пресечь или значительно ослабить, если, заметив их в самом начале, провести ряд очистительных мероприятий: промыть нос, принять ванну, сделать клизму. Это удалит накапливающиеся токсины и значительно усилит имунную защиту.
Когда из организма удаляются ненужные, засоряющие или отравляющие его вещества и существа, восстановительные способности его усиливаются. Очищения усиливают иммунную защиту, и сопротивляемость болезням возрастает многократно. Он тогда сам находит средства борьбы с недугами.
В идеале (как всегда труднодостижимом) лечить можно почти всё. Но вся трудность — в состоянии ума, наличии жизненных сил у больного и способности правильно и последовательно применять очистительные средства.
Сознательное очищение и очищение сознания
Когда ум пробуждается, хворь убегает.
Индийская поговорка
Человек в городах ежедневно соприкасается с тысячами людей, в том числе и больных. В человеческом организме кишит бесчетность болезнетворных микробов. Но для того, чтобы они начали плодиться и вызвали заболевание, нужно, чтобы какой-то таран пробил имунную защиту.
Состояние сознания — важнейшее условие успешности или неудачи очищениядля оздоровления и лечения.
Человек — существо многомерное, хотя бы двуединое, биологическое и духовное. Ум и тело человека взаимосвязаны, взаимозависимы и представляют неразрывное единство. Но ум раздваивает целое, называемое «человек», на тело и сознание и рассматривает их как отдельные.
Явно заметно, что все большее число болезней сейчас относят к психосоматическим, а поиск их причин ведут во все более глубоких областях сознания. Но роль сознания в накоплении вредных веществ в организме, развитии болезней и исцелении их недооценивается.
Все болезни, как правило, имеют первопричиной сбой в сознании. Они же отрицательно влияют на способность сосредоточения, длительность волевого усилия, крепость памяти и т.п.
Человеческое тело можно рассматривать как слаженное сообщество малых клеточных сознаний. Если клетки подвергаются порче в результате или внешних воздействий или самоотравления, на это отзываются более высокие слои сознания. Какая-то часть его вынуждена непрестанно, следить за тем привычным и потому не замечаемыми хроническими беспорядком, расстройствами и болью в теле. У многих это происходит неосознанно. И все это не дает возможность человеку подняться до осознания высшей своей природы, «непреходящей, непревосходимой» (Бхагавадгита,7.24).
Ясная мысль, спокойствие, хорошая память, умение сосредотачиваться, сила претерпевать внешние невзгоды, не расстраиваться и не отвлекаться телесными хворями, — вот признаки духовного человека.
Ум и тело едины и взаимозависимы. Если же тело из-за расстройства обменных функций забито отходами и ядами, ухудшается и сознание человека.
В текстах хатха йоги в ряду расстройств и болезней, удаляемых очищениями часто повторяется плиха, что примерно соответствует английскому сплину, русской хандре и тому, что на языке медицины называется депрессией.
Телесные очищения очищают, просветляют, проясняют сознание. Вывод вредных веществ и ядов из тела ведет к лучшему мозговому кровоснабжению, благодаря чему работоспособность и восприимчивость мозга увеличивается.
По толкованию Вьясы Йога сутры, 2.43, когда устраняется «нечистота, обусловленная загрязняющими препятствиями», «возникают телесные совершенства, а также совершенства органов чувств».
После основательного очищения человек может заметить некое изменение восприятия: краски мира кажутся ярче, звуки — звонче, запахи — острее, люди — добрее... Впечатления становятся более яркими и сочными, ассоциации — более быстрыми и точными. Мир предстает каким-то омытым, новым, как выписавшемуся после тяжёлой и затяжной болезни из больницы. Эмоциональная и умственная вялость и безразличие сменяются живым интересом к поискам истины и проявлениям жизни. Ум реже отравляется дурными чувствами и отрицательными эмоциями. Так как хворое тело и телесные страдания не отвлекают его больше, мысль становится более отвлеченной, то есть способной на вдохновения, глубокие прозрения и высокие обобщения.
Увеличивая сопротивляемость тела различным болезням, очищения также содействуют повышению телесной и эмоциональной устойчивости в неблагоприятных внешних условиях: погодных, климатических, экологических (и даже — общественно-политических).
Человека с излишней возбудимостью правильный подбор правильно выполняемых очищений делают более спокойным, а вялого — более живым и деятельным. «Хатха йога прадипика» особо отмечает необходимость очистительных приёмов для тучных и флегматичных.
Аюрведийские врачи и йоготерапевты утверждают, что очищения успокаивают ум и способствуют избавлению от последствий потрясений и напряжений. У людей, подвергнувшимся сильным стрессам, очищение всего пищеварительного тракта уничтожает скопления токсинов — главные причины физической и эмоциональной неуравновешенности и болезни.
Басти помогает избавиться от глубоко укоренившихся страхов, тревог и беспокойств, вамана — от излишних привязанностей.
Одно из отпочкований психоанализа, трансперсональная психология С. Грофа, так объясняет благоприятное воздействие очистительных приёмов тела на сознание. Значительная часть напряжений, неврозов, психозов лежит в подавленных воспоминаниях соприкосновения новорождённого с биологическими нечистотами — своими и материнскими — во время родов. Для матери процесс вынашивания связан с токсикозами и сопутствующими тошнотами и расстройствами кишечника. Также боль при родах сопровождается непроизвольными отходами газов, мочеиспусканием и испражнением, и их связь оттискивается в подсознании. Детские воспоминания о строгом приучении к туалету, о желудочно-кишечных заболеваниях (диспепсия, дизентерия и пр.), страшные и неприятные для ребенка клизмы также травмирующе влияют на психику человека. «Глубокое переплетение и самоотождествление с биологическими нечистотами служит также основанием для низкой самооценки и отвращения к себе»[7]. Поэтому сознательное удаление отходов ведет к осознанию отличия человека от них и удалению травмирующих впечатлений.
Тот, кто разумно и без одержимости будет чистить время от времени тело и ум, будет лучше понимать их, уважать их работу и содействовать им. Ум, очищенный от беспокойств и волнений, лучше понимает тело и управляет им.
Производя очищение ради счастья в этом мире, человек может избавиться — сначала от хворей и горестей, затем — от болезненных и порочных (что часто одно и то же) комплексов и привязанностей.
«Очистительные приёмы приносят также ясность и гармонию ума» (Свами Сатьянанда).Понимание человеческого тела как частицы Вечно Целого само по себе может стать для некоторых целительным средством.
Сознательное очищение тела и ума готовит почву для Освобождения.
[1] Moola bandha the master key ( Bihar school yoga). — Munger. — P. 70.
[2]Yoga from shore to shore. — Bhagalpur, 1983. — P.103.
[3] См. на эту тему: Гопи Кришна. Кундалини: эволюционнная энергия в человеке. — К.: Ника-Центр, 2004.
[4]Однако, этот спец по долголетию, обещавший чуть ли не избавить от старости советского человека, много курил и умер в 65 лет. Узнав об этом, И. Сталин заметил: «Надо же! Всех обманул!».
[5] См. А. Залманов. «Тайная мудрость человеческого организма». — Минск: Инфорад, 1993. — С.29.
[6]Кажется, некоторые так называемые клеточные активаторы сделаны по идеям и образцам аюрведы.
[7]С. Гроф. За пределами мозга. — М.: 1993. — С. .307.