Виды и состав очистительных мероприятий
Панчакарма и шаткарма
В составе очистительных мероприятий аюрведы и тантрийской йоги много общего. Очищения аюрведы и йоги по большому счёту имеют целью не только очищение тела, но и ума. Некоторые йоговские приёмы являются видоизменениями аюрведийских для самостоятельного применения. Упражнения хатха йоги применяются среди лечебных средств аюрведы.
Для приведения организма в порядок в аюрведе пользуетсяпанчакармой— пятидействием, а в хатха йоги шестью (шаткарма). Числительное в названиях указывает не число отдельных приёмов или упражнений, а их видов или типов. Например, у Чараки два вида клизм — очищающие и масляные — выступают как две самостоятельных группыбасти. В йогедхаути— четырёх видов, а группабхалабхатисостоит из трёх приёмов.
Таблица5. Панчакарма и шаткарма
Аюрведа |
Йога |
|
Панчакарма по Чараке |
Шаткарма |
|
1. рвота (вамана); |
1.Дхаути— очищение пищеварительного тракта, в который входит, в частности,ваманаи очищающее пищевод и желудоквастра дхаути |
|
2. слабительные (виречана); |
2.Наули(иначе — лаулики— массаж живота, которая действует и как послабляющее |
|
Басти |
3. клизмы с использованием воды и отваров(nirūha) |
3.Басти— кишечное очищение через задний проход |
4. масляные и питательные клизмы(anuvāsana) |
||
5. очищение носовых и других секретирующих органов в области головы и приём лекарств через нос (насьяилишировиречана). |
4.Нети— носовое очищение. |
|
5.Капалабхати[1]— дыхательное очищение носовых пазух и оживление лобной части мозга |
||
6.Тратака— пристальное глядение |
Набор основных мероприятий несколько отличен у двух самых почитаемых создателей аюрведы. У Сушруты как у истинного хирурга вместо введения лекарств через нос пятое — кровопускание. Вагбхата примеряет оба направления: панчакарма у него — это клизмы, лечение через нос, слабительные, рвотные и кровопускание. В. Верма добавляет к классическим перечням два очистительных мероприятия — очищение мочевыводящих путей и кровоочищение, называя всю совокупность оздоровительных мероприятийсаптакармой— семидействием. Звучит разумно и красиво, но очищение мочевыводящих путей, хоть и не выделены аюрведой в отдельные виды лечения, есть в виде усиленнного питья жидкости иуттара басти, а кровоочистительные лекарства весьма многочислены.
Здесьв описаниипанчакармыза основу берётся более древняя версия аюрведы Чараки. Онаболее доступна во всех своих частях для домашнего применения, так как кровопускание в лечебных целях и тем более самостоятельно сейчас не используют.
Впрочем, его может заменить лечение пиявками (гирудотерапия), которое Чарака относит к хирургическим операциям[2], и приём кровоочистительных лекарств — отваров корня лопуха, одуванчика, полыни, алоэ, красного клевера. Очищение крови может сделать кровь более текучей, усилить деятельность кроветворных органов и клеток, улучшит питательную функцию плазмы крови, доставляющую полезные вещества в глубокие ткани.
В Отдельных разделах описываются те приёмы, которые в совокупности шаткарм представляют отдельные группы—наули, капалабхати, тратака.
Основное различие между средствами панчакармы и шаткармы в том, что если первые назначает и делает врач, то вторые применяются самостоятельно и требуют большей воли,лучшегосознаваниятелаи управленияим.
Также можно их распределить по порядку выполнения. Например, для лечения и оздоровления сначала можно использоватьпанчакарму, а для последующего поддержания тела в порядке —шаткарму.
Основные лечебные мероприятия аюрведы включают:
I.Предварительные действия (пурвакарма):
1.Предварительное успокоение дош и болезненных проявлений(шамана). Общее оздоровление, уменьшение симптомов болезни;.
2.Смягчение или умащение (снехана):
·внутреннее (питание маслянистой пищей, глотание топлёного масла и т.п.;
·внешнее (смазывание маслом головы, ног, массаж тела (удавартана), подразделяющийся на
масляный (абхьянга)и сухой (гаршана) — для полных, вялых и т.п.;
3.Потоотделение (сведана):
-прогревания, общие и местные ванны, банные процедуры.
II.Основные пять лечебных действий (панчакарма):
·очистительная клизма— водяная и с отварами(нируха басти)
·питательная или масляная(анувасана басти)
·рвотное(вамана)
·слабительное(виречана)
·введение лекарствчерез нос (насья)
·кровопускание (в школе Сушруты).
III.Последующие действия:
· полоскание рта, курение лечебных сигарет, ингаляция и ароматотерапия (гандуша, дхумапани пр.);
·сансарги крамаилисамсараяна (последовательность в питании)
·расайана виддхи(омолаживающие средства).
Лечению и введению лекарств через нос аюрведы (насья)соответствуют приёмынети— очищения носа (водой, молоком, маслом) йоги. Очищение глаз водой, намазывание век сажей, закапывание лекарств можно соотнести счакшу дхаути.Капала рандхра дхаутиилиурдхва чакри(очищение черепного отверстия) в йоге имеют нечто общее с широдхарой аюрведы.Бастисуществует и в йоге, но её чаще заменяетшанкха пракшаланаиливарисара(полное промывание пищеварительного тракта).
Заменой аюрведийских слабительных и увеличивающих пищеварительный огонь средств в йоге являетсясамомассажвнутренних органов. Его делают выпячиванием и втягиванием мышц живота(агнисара крийаиливахнисара крийа),а также волнообразным движением мышц живота(наулиилилаулики карма)
Очищения желудка вызванной пальцами рвотойили посредством рвотного йога усиливаетсокращением мышц живота. В ней есть приём извергания непереваренной пищи примерно через 3 часа после еды, что аюрведа использует при отравлении.
Некоторыеприменяемые в хатхайоге трудные приёмы аюрведа не использует(сутра нети, вастра дхаути,очищениегорла и пищевода заглатываемой лентой или полоской ткани, стеблем и пр.)
Таблица 6. Состав шаткармы
Дхаути |
Басти |
Нети |
Наули |
Капалабхати |
Тратака |
|||
Антара |
Данта |
Хрид |
Мула шодхана |
внешняя — на солнце, воде, огне светильника, священных знаках и т.д. внутренняя — на послеобразах или представляемых знаках |
||||
Ватасара |
Данта мула |
Данда |
Джала |
Джала |
Мадхья |
Ватакрама |
||
Варисара |
Джихва мула |
Вамана |
Сушка |
Сутра |
Дакшина |
Шиткрама |
||
Вахнисара |
Карна |
Вастра дхаути |
Дугдха |
Вама |
Вьюткрама |
|||
Бахишкрита |
Капала рандхра |
Гхрита |
||||||
Мутра |
К очищениям можно отнести также такое дыхательное упражнение какнади шодхана, буквально значащее «очищение (психических) токов». В «Гхеранда самхите» (1, 56—60) говоритсяоб особом ряде очистительных приёмов, которые называютсябхалбхати. Оно подразделяется на три упражнения:ватакрама,вьюткрамаишиткрама.
Ватакрамаподобна одной из стадийнади шоддхана пранайамыбез задержки.Вьюткрамаишиткрамасхожи сджала нети, но джала нети проще в выполнении, действенней и перекрывает другие упражнения. Эти два упражнения могут оказаться полезными, если нет подходящего сосуда для йоговского промывания носа (нети).
Из известных и доступных нам источников йоги наиболее полно, хотя, по обычаю, весьма сжато, приёмы телесного очищения описаны в «Хатха йога прадипике»и«Гхеранда самхите», а такжев малоизвестных текстах, написанных на смеси санскрита и местных языков — «Аштанга йогаварнана»Бхактисагара грантхи,иАштанга йогаЧарандаса[3].Хотя по индийским меркам эти тексты записаны не очень давно, восходят они, несомненно, к давней традиции. Поэтому, чтобы представить в общих чертах состав и краткое содержание очистительных приёмов в Приложении мы приводим переводыкасающихся очищенийотрывков.
В «Гхеранда самхите»кратко описывается 21 очистительная крийа. Кроме этого, различные школы йоги добавляют не указанные в«Гхеранда самхите»или «Хатха йога прадипике»приёмы и сильно разнятся в описании их выполнения. Часто многие приёмы выступают под несколькими именами (например,мула шодхана=ганеша крийа=чакри карма). Поэтому картина является достаточно сложной.
Вот далеко не полный перечень основных очистительных приёмов из источников, учебных книг Бихарской школы йоги, кашмирскогоВайшвайатамйога ашрам,Йогендрыи других школ йоги и авторов.
1 |
Джала нети |
Очищение ноздрей водой |
2 |
Сутраилисаманья нети |
То же — нитью |
3 |
Дугдха нети |
То же — молоком |
4 |
Гхрита |
То же — маслом |
5 |
Мутра |
То же — мочой |
6 |
Данта мула дхаути |
Очищение корней зубов |
7 |
Джихва мула дхаути |
Очищение корня языка |
8 |
Кантха дхаути |
полоскание рта горячей водой с солью или растительным маслом |
9 |
Капаларандхра дхаути или урдхва чакри |
Очищение черепного отверстия |
10 |
Карна дхаути |
Очищение наружных частей ушей |
11 |
Карна рандхра дхаути |
Очищение слуховых проходов |
12 |
Чакшу дхаути |
Очищение глаз |
13 |
Кунджалакрийа или вамана дхаути или брахма датана |
Очищение желудка вызванной пальцами рвотой (используется соляной раствор) |
14 |
Кунджара крийа или гаджакарани |
Очищение желудка рвотой посредством сокращения мышц живота, без питья воды |
15 |
Вйагхра крийаилибагхи |
извергание непереваренной пищи через примерно 3 часа после еды |
16 |
Ватсара дхаути |
произвольная отрыжка |
17 |
Вастра дхаути |
Очищение горла и пищевода заглатываемой лентой или полоской ткани |
18 |
Агнисара крийаили Вахнисара крийа |
массаж внутренних органов сокращением и расслаблением мышц живота |
19 |
Данда дхаути |
Очищение горла и верхней части пищевода веревкой или стеблем |
20 |
Мула шодханаилиЧакри кармаилиГанеша крийа |
Очищение ануса |
21 |
Лагху шанкхапракшалана |
лёгкое промывание всего пищеварительного тракта водой |
22 |
Шанкхапракшалана или Варисара |
полное промывание пищеварительного тракта |
23 |
НаулиилиЛаулики карма |
массаж живота волнообразным движением мышц живота |
24 |
Джала басти |
естественная клизма всасыванием воды через анус |
25 |
Стхала,илисушка,иливата басти |
естественная клизма воздухом |
26 |
Капалабхати[4] |
дыхательное упражнение с частыми резкими выдохами и непроизвольными вдохами |
27 |
Бхастрика |
дыхательное упражнение с усиленными вдохами и непроизволными выдохами |
28 |
Тратака |
пристальное глядение в одну точку |
29 |
Набхи парикша |
вправление пупка или пупочного центра |
30 |
Вайу ранджана |
очищение пространства от «грязных» мыслей |
31 |
Бхава шуддхи |
очищение ума мантрой |
Естественно, что подробное описание техники всех очистительных мероприятий в пределах данной книги невозможно, как почти невозможно человеку «занимающемуся» ими по мере необходимости, а не профессионально, освоить их все в совершенстве.
Общие основы и правила очищения
Необходимые условия
Что нужно, чтобы очищения были правильны, полезны и благоприятны?
·Положительный умственный настрой: вера в свои силы, в благотворность очищений и желание их делать.
·Понимание сути, знание основных правил внутри целостного подхода.
·Учёт личных особенностей и окружающих условий.
·Последовательность, постепенность и регулярность.
·Самоудовлетворение — от улучшения самочувствия, выносливости, работоспособности, сопротивляемости болезням.
По Вечному Установлению (дхарме) воля и желание — творящие силы нашего тела. Если человек проявил желание использовать очищения для оздоровления, то это побуждение исходит от его разума, а не тела.
Верное мировоззренческое обоснование леченияявляется важным средством целения — то есть обретения целостности. Если к человеку подходить как к Целому Вечному, а нетела веку, очищения будут благотворней.
Наука знает множество частностей: сколько миллиардов клеток находится в мозге, сколько миллионов сперматозоидов в одном куб. см спермы или бактерий в одном куб. см толстой кишки, сколько тысяч рецепторов и сколько волосков в ушном вестибулярном аппарате… И за этими частностями просмотрели главное — целостность человека.
Важно хотя бы проблесками ощущать свою сущность — Всесущий и Чистый Разум, незатрагиваемый скорбями и хворями. Он главенствует и управляет телом и в какой-то мере создаёт — пищей, образом жизни, чувствами и мыслями.. Именно Разум является управителем всех нервных, гормональных, мышечных и прочих проявлений тела. Именно он через свои инструменты — мозг и вегетативную нервную систему — побуждает тело приспосабливаться к происходящим изменениям. Он побуждает гипоталамус давать приказы эндокринным железам выделять необходимые гормоны в нужном количестве в зависимости от изменения питания и внешних условий.
Уверенность и умеренность — две стороны мудрости
Здоровье неотрывно от здравого смысла. Помощь телу — труд умственный. Надо избегать крайностей и правильно оценивать своё состояние.
Автор знавал одного целителя, некогда избавившегося очищениями от болезненного ожирения. Вдохновлённый успехом и ничтоже сумняшеся, он воспылал страстью лечить всех и вся очищениями, главным образом клизмой. То есть уподобился врачу Академии в Лагадо на летающем острове, который лечил все болезни двумя приёмами посредством одного прибора — кузнечных мехов, которыми он или высасывал воздух из кишок больного, или, наоборот, вдувал. Сифтовский Гулливер, которому он демонстрировал действие прибора на собаке, бежал от вони и отвращения. Больным же человеком движет надежда.
Сей целитель, действуя наугад, кому-то даже помогал. Если у больного было достаточно жизненных сил, удаление отходов, токсинов и ядов давало возможность начаться самоисцелению. Но брался он также даже за больных с последней стадией рака, которые и умирали в ходе «лечения».А вот аюрведа особо оговаривала, что в случае тяжёлых изнуряющих, т. е. связанных с сильным уменьшением жизненной силы болезней (а рак как раз к таковым относится), очищения клизмами и слабительными противопоказаны.
Для большей безопасности и действенности очистительных мероприятий желательно наблюдение и советы знатоков аюрведы и йоги. Учитывая, что в нашей стране найти таковых непросто, при самостоятельных очищениях важно внимательно следить за изменениями самочувствия.По этим причинам людям, имеющим достаточную волю и запас жизненных сил предпочтительней применять очистительные мероприятия йоги.
Панчакарму нельзя проводить во время месячных. Болезненным детям некоторые её мероприятия можно проводить (очень щадяще!) начиная с десятилетнего возраста. Так же осторожно её применяют в старческом возрасте.
Не надо спешить. Неразумно ждать мгновенных улучшений и бросать оздоровление при малейшем ухудшении самочувствия. Но и не упорствовать, если неприятности усиливаются.
Надо быть весьма наблюдательным и осмотрительным, чтобы в ходе борьбы с одной дошей не обострить другие.
После курса очистительных мероприятий необходим отдых.
В поисках потраченного времени
Почему очищения как оздоровительно-лечебный метод не очень-то многих вдохновляют?
Расстроить или разрушить здоровье проще и быстрее, чем егонастроить и восстановить.
Человек десятками лет загружал организм вредными веществами, получил и создал себе в жизни кучу неприятностей и потрясений, столько раз болел, сколько лекарств проглотил! Глупо думать, что за две-три очистительных процедуры сможет избавиться от всех последствий этого.
Выпить таблетку или подставить какую-то часть тела под укол, просто и легко. И вроде бы «помогает» (если помогает) довольно быстро, то есть на время снимает симптомы. А очищения требуют труда, а благотворный результат проявляется не сразу.
Например, Чарака понимает, что“рождённые с обменными расстройствами или от родителей-диабетиков трудно исцелимы”.Чтобы изменить в лучшую сторону состояние тела питанием понадобятся продолжительное время и определённые затраты. Травяные отвары или асаны йоги действуют не столь быстро, как уколы, таблетки или голодание. Но лекарства снижают иммунитет. Полное голодание является слишком большим потрясением для организма и связано с риском анемии и дистрофии.
Некоторые согласно кивают: очищения и правильное поведение, это, конечно, полезно — но…где на все это взять время? Мол, работа, семья…
Подсчитать бы этим премудрым пескарям, сколько времени потратили они на глазение в цветную дыру телевизора, чтение пустобрёшных газет или детективов, на выпивки, и болтовню! Или на унылое лежание на диване из-за плохого самочувствия или утомительное хождение по врачам и аптекам!
В больших городах визит к нужному специалисту обходится в 2—3 часа, по меньшей мере, и стоит приличных денег, на зарабатывание коих тоже тратятся время, силы, здоровье. Прибавим затраты на поиски лекарств и на их приём.
Если хотя бы часть времени и средств было потрачено на собственные усилия по оздоровлению, многие недуги можно было бы предотвратить и вылечить естественными средствами. Если на четверть часа раньше лечь, на четверть раньше встать и проделать простейшие очищения, то пользы от них будет больше чем от получаса лишнего сна. А если на полчаса оторвать глаза от телевизора, хватило бы времени и на на то, чтобы расстелить коврик и поупражняться в йоге. Здоровье стало бы неизмеримо крепче, работоспособность и выносливость выше.
Итак, дело не во времени, а в желании и решимости. Их должно хватить на терпение и усердие.
Тот, кто предпринимает очищение в лечебных целях должен понимать, что они должны устранить причины, а не сглаживать симптомы. Причины, приведшие к болезни, устраняются не сразу. Организм должен «привыкнуть» к здоровью, как он привыкал к болезни. Поэтому для лечения долго взращиваемой болезни понадобится не одно мероприятие.
Но «поощрительное» облегчение, указывающее на то, что лечение идет правильно, проявляется гораздо быстрее. Так, вызванной рвотой можно быстро снять приступ астмы и мигреневую боль. А бывает, несколькими очистительными приёмами или занятиями йогой удается исцелить многолетние болезни.
Улучшение от очищений, или массажа проявится через две-три недели. Очищение ума от грязных мыслей и созидание благотворных привычек проявит свою очевидную пользу через три месяца.
Но некоторые болезни восточное врачевание лечит даже быстрее, чем западное. Обычная дизентерия средствами аюрведы и йоги лечится за один-два дня (Шивананда). Амёбная дизентерия, годами не поддававшаяся медицинскому лечению и дошедшая до стадии амёбного гепатита — за три недели. (С. Джоши). Многолетний синдром хронической усталости, бессонницу и депрессию аюрведийскими очищениями можно удалить за 7—10 дней. Успешное лечение или значительно облегчение язв кишечника в школах Йогендры, Сатьянанды, Кувалаянандыдостигалось за 6 недель. Ревматоидные артриты средствами аюрведы могут быть излечены за 2—3 месяца, а тяжёлый застарелый геморрой потребует от полугода до года леченияВсё же лучше, чем многолетнее мучение.
А вот низкотемпературную простуду можно вылечить почти сразу промыванием носа, питьём имбирно-перцового напитка и горячей ванной. Сколько раз мы убеждались, что эти простые средства оказывались действенней раскрученных фирменных лекарств!
Исходя из данных о скорости обновления органов и тканей тела можно «планировать» продолжительность тех или иных очистительных мероприятий.
Разумно не менее 10 дней упорно следовать выбранной тактике лечения. Обычно за это время наблюдательный человек заметит или улучшение или ухудшение своего состояния. Если есть улучшения, повторить лечебный курс через несколько дней.
Предельный срок лечения одним приёмом 40 дней. После этого надо отдохнуть, чтобы дать организму настроиться на работу в новых условиях.
Можно ли самостоятельно проводить панчакарму?
Конечно, настоящую лечебную панчакарму может провести только опытный аюрведийский врач. Но, точно уж, Минздрав, Академия медицинских наук, фармацевтические фирмы и множество медицинских авторитетов сделают всё, чтобы сохранить своё господствующее положение в сфере лечебных услуг. И поэтому вряд ли в ближайшее время, будет легко найти аюрведийского врача или лечебный центр.
Придётся опираться на свои силы. Будут, конечно, некоторые потери. Во-первых, трудно человеку оценить беспристрастно и правильно своё состояние и самочувствие и заметить изменения в них. Для этого надо обладать достаточными знаниями по аюрведийской диагностике.
Во-вторых, нелегко самому подобрать нужные очистительные и восстановительные мероприятия и лекарства.
В третьих, трудно самостоятельно провести некоторые приёмы. Так, даже хороший самомассаж, конечно, не заменит продолжительный массаж, проводимый при панчакарме двумя профессиональными массажистами. Нелегко самому выполнитьширодхаруи пр.
Впрочем, некоторые заменяющие возможности есть. Например, услуги по массажу сейчас широко доступны. Нужны лишь найти деньги, хорошего массажиста и попросить его провести массаж подходящим для вас маслом. В медицинских центрах сейчас можно провести гидроколонотерапию.Можно также почистить кровь у гирудотерапевта. Перед началом самостоятельных действий такие разовые мероприятия вполне допустимы.
Далее на помощь приходит йога, цель которой — наивозможнейшая самостоятельность. Очистительные действия йоги (шаткармы) посредников не требуют.Продолжительные занятия асанами по внутреннему действию заменяют самый изощрённый массаж. Особенно, если их дополнять масляным умащением тела.
Что мешает очищению?
Неверие и неверные подходы
Неверие в способность себе помочь и собственные силы — это проявление неведения, слабости и утраты «чувства правителя» своего тела. Тогда человек легко поддаётся обстоятельствам и массовым заблуждениям о питании, лечении и пр. И как следствие — болезням.
Отсутствие веры в возможность выздоровления — признак настолько ослабленной жизненной силы, что человека трудно вылечить. Без веры — нет обоснования для начинания и уверенности для продолжения. Проявлению благотворности очищений также мешают сомнение или ирония или страх перед их выполнением или последствиями. И напротив, иногда одна вератворит такие чудеса исцеления, на которые предпочитают закрывать глаза многоопытные светила науки.
Не навязывание извне — будь это чьё-то понукание или давление «моды», а внутреннее желание должно побуждать вас к оздоровительным очищениям. Не стоит делать из-под палки. Насильно здоров не будешь.
Если есть сомнения, если страшитесь последствий очистительных мероприятий, если совершенно не хочется делать — лучше и не делать.
Неверно формулировать одномерную и слишком жёсткую установку, например, похудеть. Если полнота имеет психическую причину, скажем, подоплёка её — накопить запасы перед пугающим будущим), то после похудения установка будет работать так же. Значит, нужно снова полнеть, для того чтобы снова похудеть.
Кто-то находит весьма изощрённые оправдания своего бездействия. Мол, борьба за чистоту в загрязнённой внешней среде безнадёжна. После очищения вновь следует загрязнение, которое вновь требует очищения. И что же — так и быть всю жизнь прикованным к этому колесу?
«Чистую посуду легко и полоскать»– говорит поговорка. После основательной очистки делать их можно уже реже, а в конце концов очищение внутренних органов становится становится все менее нужным Главной задачей становится очищение ума, т.е. внутреннее очищение, которое позволяет достичь управления сознанием, которое правит телом.
Изучение и понимание основ аюрведы — не отвлеченная схоластика, а важная составляющая лечения. Понимание смысла — необходимое условие правильного и творческого применения аюрведийских очищений.
Историческая и невротическая брезгливость
Очистительные приёмы аюрведы и йоги не для всех могут оказаться приемлемыми.
Правильному пониманию и освоению очищений мешает стереотипы западного мышления и потребительского стиля жизни.
Очищению может помешать внутреннее отношениек немукак к чему-то «неприличному»,неприятному и неопрятныму.Ведь среди них — такие «некультурные» действия, как отрыжка, рвота и даже — фу, какаягадость! — вращение пальцем в заднем проходе. И даже запершись в ванной, человек смотрит на эти действия с жеманным отвращением дамы на светском приёме, а не с равнодушием врача, производящего с телом определённые лечебные и оздоровительные действия.
Это во многом связано с христианским наследием и буржуазно-викторианской чопорностью XIX — начале XX века, когда закладывались основы господства науки. Обсуждать процессы выделения в первом случае считалосьнизким и грешным, а во втором —приличнымтолько для врачей. Да и сейчас, по наблюдению доктора медицины Майкл Гербера,«американцы считают разговоры о деятельности кишечника и дефекации чем-то вроде культурного табу. Проистекающее отсюда непонимание значения выделительной функции организма стало причиной дремучего невежества во всем, что касается состояния здоровья».
Христианство, следуя вроде бы верной посылке«чистота духовная паче телесной», принципиально отказалось улучшать биологическую составляющую человека.Возобладал принцип, что тело надо держать «в чёрном теле». Выделительные или половые проявления человека были отнесены к скверне и греху. Некоторые намеки на очистительные мероприятия остались лишь в апокрифах.
Во многом проклятия против различных видов народного и«иноверного»оздоровления и целительства как«дел тьмы»зиждутся на такой мировоззренческой установке и чисто конфессиональных интересах. И многие, даже далекие от религии люди, не подозревают, что в отношении очищений они мыслят и действуют в пределах взгляда средневековой церкви на человеческое тело.
Но разве лучше носить нечистоты в себе, уподобляясь«гробам повапленным», «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф,23, 27)?Не менее ли постыдно и унизительно для человека хворать от внутреннего загрязнения?Может, их «сверхтонкость» поумерит и то, что сам библейский Господь не брезговал таким приёмом,как видно по выражению Апокалипсиса (3.16):«но поелику ты тёпл, а не горяч — изблюю тебя из уст Моих».
Не странно ли, что психоэнергетически слабые люди, больше всего в очищении нуждающиеся (чей«органон отравлен алкóголем», табаком, дурным питанием и пр.) чаще выказывают неприятие или боязнь телесных очищений? Не является ли такое неприятие очищений скрытой копрофилией (любовью к испражнениям)?
Но эти действия естественны для младенцев и «людей природы». Вот младенец достает «козявки» из носа или ковыряет пальчиком в попке, ощущая там какие-то зуд или неудобство, а родители кричат или даже шлёпают: «низя-я!» вместо того, чтобы принять этот сигнал о неблагополучии и предпринять меры. И получается, что нельзя не только за столом, в обществе, но и вообще нельзя.
Надеемся, читатель поймёт, что предметом очистительных приёмов аюрведы и йоги может быть любое естественное действие, если оно вызывается сознательно и служит осознанию телесных функций, их очищению и приведениюв порядок.
Разумное применение — не подражание
Сплошь и рядом бестолково пересаживают родившиеся в иной культурной среде обычаи, обряды и привычки на нашу почву.
А правильное применение — это творческое приспособление основополагающих идей и методов к другим мировоззренческим и внешним условиям.
Лечебные мероприятия иной культуры нельзя переносить в другие мировоззренческие и природные условия без определённых изменений и приспособления.В современных наших условиях телесные очищения необходимы по несколько иным причинам, нежели на родине аюрведы и йоги.
Несколько примеров. В кишащей жизнью (люди, животные, бактерии…) Индии европейцам даже страшно пройтись босиком, не говоря уж о том, чтобы выпить воды из открытого источника или съесть что-нибудь на базаре. Еда там по их меркам несъедобно-острая, что странно при такой жаре. Но и оправдано, так как острые специи нужны там для антисептики, дезинфекции и возбуждения аппетита. Еду там считают несвежей, если она простояла больше одноййамы(3 часов) и испорченной — если больше суток. Не мудрено, если на улице до плюс 40°. Ну а если минус 40°? Тогда число микробов в воздухе уменьшается в сотни раз! В Индии при очищениях горячая вода применяется редко. В наших холодах горячий душ, ванна, баня, острые приправы нужны для поддержания внутреннего тепла.
Недостаток решимости, терпения и последовательности.
Рецепта мгновенного исцеления от всех заболеваний нет. Нет какого-то одного чудодейственного метода.Оздоровление и лечение требует соответствующего настроения, умения и терпения.
Волевые и умственные усилия, упорствои терпениенужны и для очищения тела.
Одной веры мало — человек должен решиться на какие-то меры. Решимость подвигнет на выполнение и даст силы перенести возникающие трудности. Не та конечно, решимость, что идёт напролом вопреки разуму. Но та, что проявляется бодростью тела и ясностью мысли.
Впрочем, большинство людей обладает худшими пороками — леностью и косностью. Они даже не пытаются ни найти причины своего недуга, ни исправлять ошибки, приведшие к болезни, не говоря уж о том, чтобы ещё на стадии расстройства предотвратить будущее заболевание. Им хочется получить здоровье, не приложив никаких усилий, от кого-то или чего-то — врача, нового лекарства, циркониевого браслета или космо-диска. И даже, когда ничего из этих «чудодейственных» средств не помогает, это не подвигает их на самостоятельные усилия.
Множество людей, многие годы последовательно губившие своё здоровье, даже при желании что-то изменить, сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Как правило, они отягощены слишком большой «инерцией» долго ублажаемого и капризно-неуправляемого тела со множеством нарушений обменного характера. Поэтому желания оздоровиться или исцелиться, полученного от чтения книг или чьего-либо примера, им не хватает на то, чтобы очищаться последовательно и успешно — воли не хватает, а «тело мешает».
Если человек болен — то он свыкся с болезнью, привязался к ней, срастился с нею. Она стала частью его существования, его горькой участью, привычно-нездоровым обменным и психологическим стереотипом. А рвать привычное — всегда страшно и болезненно.
Что может эмоционально встряхнуть таких страдальцев и подвигнуть на очищение? Заметное ухудшение здоровья? Или бесполезное врачебное лечение? Страхперед смертью? Эх, если бы ониобладали знаниеми волей!
Воля проявляется в силе побуждения. Артистки, конечно, будут не щадить себя, чтобы поддерживать свою привлекательность, а у бухгалтера, возможно, не хватит мотивации на продолжительные усилия. Если человек больше страдает, например, от сексуальнойнеудовлетворённости, то лечение близорукости или гастрита подсознательно будет казаться ему не стоящим долгих усилий, как бы не убеждал рассудок в обратном.
Нужно вначале не просто поверить в оздоровительные возможности очищения, но и проверить свои возможности. Попробовать найти время, которого всегда не хватает. Испытать какое-нибудь мероприятие или несколько, чтоб узнать, действительно ли они необходимы.
Без некоторого сосредоточения и напряжения сил, постоянства и последовательности нет настоящих и устойчивых достижений.
Нетерпение мешает самонаблюдению и правильному самолечению.
А часто получается так. Человек решил лечиться очищениями от какой-нибудь хронической болезни. Промылся пару разшанкха пракшаланойиливаманойи недоумевает — почему же болезнь не уходит? Сделав ещё несколько кратковременных и непоследовательных попыток и не получив каких-то успехов, бросает заниматься совсем.
Благое намерение теряет силу со временем, если его не поддерживать. В ум просачивается сомнение и начинает исподволь точить ваше терпение. Все чаще отвлекают неотложные и важные дела.Нежелание и лень проявляется в попытках найти повод увильнуть от занятий под предлогом особой занятости, отсутствия времени. Затем появляются скука или раздражение, например, на систему лечения, целителя или преподавателя. Ищут в них противоречия, худшее, а не лучшее. Или начинают оправдываться наследственностью.
Человек, занявшийся ремонтом дома, работает по 10, 12, 16 часов в сутки на протяжении недель. Неужто тело настолько проще, что для его ремонта достаточно пяти минут в день?
Для «нетерпеливцев» — сообщение для размышления. Дхирендра Брахмачари даёт внушительный перечень болезней, излечиваемых рвотным упражнением. И потом добавляет, что сначала надо делать рвотное ежедневно в течение 40 дней, а потом уже переходить на раз в неделю. У кого хватит терпения и разумности?
При лечении большинства болезней более действенно продолжительное использование умеренных способов и средств очищения, нежели кратковременное применение сильнодействующих мероприятий. Безопасней и полезней больше и дольше применять слабодействующее лечебное вещество, чем сильнодействующее в малых дозах и редко.
Иные, почувствовав некоторое ухудшение, начинают винить систему лечения, в нашем случае аюрведу. Конечно, какие-то неприятности были бы у них и без занятий. Но, не желая приложить или устав продолжать усилия, с облегчением хватаются за порочную логику: «после того — значит по причине того».
Сопротивление среды
Как всякие труды вызывают сопротивление среды, так и оздоровление встречает сопротивление.Сопротивляется тело, ибо оно вещественно и обладает плотностью, тяжестью, инерцией. Сопротивляется связанный привычнымимыслеобразцами(самскарами) ум. Именно ум оказывает самое большое сопротивление и противодействие оздоровительному очищению.
Но также подготовьтесь: окружающие не всегда будут рады вашим оздоровительным усилиям. Сколько насмешек, наскоков и нападок — справедливых и несправедливых — придётся выдержать! Умнее всех, что ли? А для чего врачи?
Сколько людей, начавших лечиться и могущих вылечиться, забросили свои занятия просто из-за того, что подпали под влияние иронических скептиков или язвительных насмешников! Или доброхотов, запугавших их под видом заботы чуть ли не смертью. Совсем не странно, что среди них много весьма нездоровых: они хотят оправдать свою хворобу, косность и лень, сделав их общим правилом.
А человек внушаем. Тем более слабый человек. Ему нужна поддержка.
Хорошо, если вы найдете разделяющего ваши взгляды или хотя бы сочувствующего, с кем вы могли бы поделиться своими успехами, неудачами и соображениями на этот счёт. С напарником заниматься той же шанкха пракшаланой не так страшно и даже забавно.
Групповые занятия очищениями, например, на семинарах, помогают снять некоторые психологические напряжения, чувство неловкости и страха. Как говорится, «за компанию и монах женился и жид удавился». Ещё с конца 60-х в группах Свами Сатчидананды, Бихарской школы йоги обучение начинают с проведения очистительных мероприятий (конечно, не большим коллективом при одном туалете и кроме стадии испражнений).
Семейная и общественная жизнь слишком сложна, чтобы перечислять все, что мешает и помогает вашим оздоровительным усилиям. Как ни печально, но нередко самостоятельным усилиям противодействуют родные и знакомые, которым вы нужны как предмет сочувствия изаботы. Если вы будете сражаться с ними, то ухудшите ум и среду, и значит, условия для очищения.
Главное, пожалуй, чтобы окружающие люди были к ним, если не доброжелательны, то, по крайней мере, терпимы.
Для этого не впадайте в раж (раджас, если пользоваться индийскими понятиями)со своей оздоровительной пропагандой и действиями—тогда вы меньше будете раздражать окружающих.Не растрачивайте силы и время на «рекламирование» здорового образа жизни и рассказы о своем лечении другим. Побольше сами узнавайте и занимайтесь.
Очистительная одержимость
Среди расплодившихся проповедников очищения есть такие, кто создал себе дело и деньги на совершенно безответственном лечении ими. Применяют их по любому поводу, наугад и невзирая на личные особенности доверившихся им людей. К чему это может привести — ясно показывают многие примеры, наблюдаемые в среде целящихся и целящих и описанные в медицинской литературе.
Например, Семёнова с напором, достойным лучшего применения, не смущаясь, жонглирует цифрами: у кого-то тело на 40% заражено червями, а у кого-то аж на 60%! Простите, это как? Значит ли это, что при весе в 80 кг — 40 кг цепней, аскарид, нематод? То есть при «нулевом заражении паразитами» нормальный вес такого человека должен быть 40 кг?
Иных легко запугать, и они становятся невротиками на почве оздоровления. Начинают панически боятся загрязнения. Мир, а в нём вода, воздух, пища, для них предстаёт только как скопище нечистот. Вся жизнь их превращается в опасение и спасение от телесного загрязнения.
Страх — здоровью враг. Он ухудшает самочувствие и здоровье гораздо сильнее, чем транспортные выхлопы или неполноценное питание или нитратные овощи.
Ещё одна беда таких людей — что, приняв за панацею ту или иную «авторскую методику» и затратив на следование ей года, им трудно переучиваться и отказаться от неё, даже ради более подходящей для них.
Автор знавал человека, который, приняв идеи Малахова за конечную истину, совершенно бездумно пытался следовать его предписаниям. Будучи холоднодошным и находясь в зоне риска из-за раковых болезней у родственников, начальной стадии болезни Бехтерева и мигрени у самого, он «с успехом» уменьшал свои жизненные силы и усиливал расстройство дош, сыроедением, голоданиями, холодными купаниями, «очищениями по Малахову». Кончилось печально — смертью от рака в 40 с чем-то лет.
Ещё более разительный случай приводил йоготерапевт В.С. Бойко. Один бедняга усиленно боролся очистительными процедурами с целым рядом достаточно тяжких недугов. В конце концов они стали постоянным занятием в его жизни и чуть ли не её смыслом. Всю квартиру он превратил в подобие кельи алхимика, добывающего элексир бессмертия. Непрерывно на газовой плите кипели травяные отвары, готовились настои и растворы, порой с не слишком приятными запахами (ещё бы, если, например, готовить выпаренную урину!). Непрерывно, круглосуточно, строго по часам и последовательно он принимал все это и чистился — рвотой, клизмой и прочим.
Но создание и принятие «эликсиров здоровья» не спасло. Однажды, на два с лишним часа застряв в вагоне метро, этот чистюля там и умер. От страха, что пропустил их? Или от чрезмерной чистоты? Или потому, что не мог обойтись без очередной своей процедуры, к которой его организм болезненно привык?
Это, конечно, крайние случаи, граничащие с фобией или идиотизмом, но они наталкивают на нужные выводы:
· недопустимо ощущать себя жертвой загрязняющих факторов, так как это состояние противоречит жизненно важному стремлению человека к знанию и свободе;
· не следует потакать манящему желанию “очиститься совершенно” и злоупотреблять очищениями;
·чтобы не попасть в пасть крайностей, нужны осмотрительность и умеренность;
· незачем создавать ещё один, хотя и более редкий, вид зависимости — от оздоровления;
Главная цель йогина — полная независимость от внешнего мира. Настоящий йогин спокойно переносит холод и жару, духоту, сквозняки, магнитные бури, нерегулярность приёма пищи и разницу в её количестве.
Быть стерильно чистым в кишащем бактериями мире — нелепо, невозможно и смертельно. Ведь, исходя из понятий аюрведы, отходы — кал, моча, пот — в какой-то мере необходимое условие для естественного существования организма. Так, слишком частое мытьё кожи мыломпересушивает её, уменьшает её способность уничтожать вредные бактерии и вырабатывать витамин D. Налёт нечистот на стенках пищевода, желудка, кишок является средой для обитания бактериальной микрофлоры, которая образует с организмом хозяина дружественное сожительство, вырабатывая некоторые витамины и незаменимые аминокислоты, играя важную роль в поддержании иммунитета и свой жизнедеятельностью повышая температуру в брюшной полости. Кал необходим для защиты кишок от попавших в организм посторонних частиц: песка, стекла и пр. и безопасного выведения их. Он нужен также для тонуса прямой кишки и как защита от дисбактериоза и от изъязвления желудочно-кишечного тракта собственными пищеварительными соками (это особенно касается пожилых). Вдобавок некоторые вещества поступают в кровь не сразу из перевариваемой пищи, а постепенно, из кала. Конечно, минимального количества каловых отложений можно достичь без вреда для здоровья, но не коротким лихим наскоком.
У настоящего йогина от чистоты появляется«отвращение к собственному телу и нежелание соединения с другими (телами)»[5]. Но это результат такой чистоты сознания, когда, понимая истинную природу телесности и видя, что тело остается нечистым и после очищения землёй, водой и прочими средствами (Вьяса), йогин отождествляется с «незагрязняемым», «бесстрашным», вечно свободным Атманом.
У человека же, который становится одержимым идеей телесного очищения, привязанность к телесному состоянию странно сплетается с отвращением к нему и страхом перед болезнями, болью, старостью. Вроде бы он лелеет чистоту своего тела в грязном мире, но при этом не верит в собственные очистительные силы тела, то есть представляет тело только как скопление нечистот.
То есть это психологическая, невротическая или иногда психиатрическая проблема, вроде анорексии.
Обманки и страшилки
О “белой смерти”
Так хлёстко честят соль некоторые одержимые оздоровленцы. Медицина также относится к соли с подозрением. Известно, что избыточное и длительное потребление соли может вести к задержке жидкости в тканях, повышению артериального давления, нагрузке на сердце, “отложению солей” и пр. Но в очищениях аюрведы и йоги соль применяется широко — в полосканиях, промывании носа, рвотных приёмах, клизмах,шанкха пракшалане.
В редких случаях послеваманыили шанкха пракшаланы появляется временная отёчность. По этим причинам и страхам, а также не очень-топриятного вкуса соляного раствора кое-кто отказывается пить или промывать кишечник или нос.
Но даже наша кровь солона. Соль играет важную роль в проведении электрических импульсов в нервных клетках, поддержании кислотно-щелочного равновесия, обеспечивает постоянство осмотического давления и проникновение питательных веществ через стенки желудка и тонкой кишки в кровь. Она увеличивает количество крови в организме. Кроме того, имеет антисептическое, антикислотное и лёгкое слабительное действие.
Благом или ядом делает её лишь количество. Обычная физиологическая суточная потребность в ней — 12—15 г. Чтобы соль была действительно смертельна, надо съесть зараз полугодовую её норму — свыше 2 кг. Посмотреть бы на того, кто это сумеет!
Слишком осторожные опасаются, что солёная вода при выполненииваманыилишанкхапракшаланыоказывает вредную нагрузку на почки. Напрасно. Разовая солевая нагрузка менее опасна, чем длительное поступление чуть превышающих суточную потребность количеств соли у любителей солёного.
Как установил на собственном опыте Ален Бомбар, даже едко-солёную воду океана (35 граммов солей на литр) почки могут переносить до 10 дней подряд, и только после этого начинают отказывать. А пришанкха пракшаланеразово используется 15—20 граммов соли.
К тому же в кровь и межклеточную среду попадает далеко не вся соль, которая есть в очистительных растворах. Солёная вода, имея высокое осмотическое давление, не всасывается слизистыми оболочками носа или желудочно-кишечного тракта. Поэтому вся или бóльшая её часть проходит не через почки, а через пищеварительный тракт и удаляется через короткое время после упражнения.
Более того, через некоторое время после промывания желудка или всего ЖКТ работа почек и печени облегчается, ибо в организме остается гораздо меньше нуждающихся в обезвреживании веществ.
Также при увеличении объёма крови и межклеточной жидкости и повышении артериального давления гипоталамус дает приказ об уменьшении выделения гормонов надпочечников, в частности, альдостерона, что уменьшает всасывание ионов соли в почечных канальцах и вызывает усиление выделения жидкости почками. Уменьшается также выделение сосудосуживающего гормона ангиотензина. Просвет сосудов увеличивается, и это приводит к падению кровяного давления.
Соляные растворы в приёмахнетииваманапомогают против отёков. За счёт осмоса влага "отсасывается" более солёной средой.
Тем не менее, разумность нужна. Соль поглощает воду из организма и может привести к усилению ветрености. При повышенном артериальном давлении выведение соли уменьшено или ухудшено. Поэтому при продолжительном ежедневном лечении рвотными некоторых болезней (например, астмы, диабета), 3—4 дня принятия солевого раствора лучше «разбавлять» использованием пару дней простой воды.
При всех приёмах, где используются соляные растворы, нужно так подбирать его насыщенность, чтобы не «сжечь» слизистые.
Противодействие организма — обострения, кризисы, болезни
Всякое излечение проходит через некоторое обострение.
Обладая огромными приспособительными возможностями, организм привыкает жить и действовать в условиях хронического отравления. Токсины и яды включаются в обмен. Человек становится своеобразным токсикоманом. Загрязненный организм со временем воспринимает болезненное состояние как нормальное. Поэтому в самом начале очистительных мероприятий возможно некоторое ухудшение самочувствия (это не значит, что — здоровья!).
Когда убирают мусорную кучу, усиливается и зловоние. В начале очищения загрязнения сдвигаются со своих «помоек» и начинают «смердеть» особенно сильно. Когда залежи токсинов сдвигаются с мест, разжижаются, часть их всасывается в кишечнике, попадает в кровоток, проходит через печень и почки, оказывается в моче, вызывая её помутнение. Возможны также насморк, дурной запах изо рта, головная боль, нарушения сна, раздражительность и др.
Начинается энергетическая и биохимическая перестройка деятельности организма. Лишаясь привычной «дозы» токсинов, хворающий ощущает своеобразную«ломку».
Столкнувшись с этим, многие пугаются и прекращают усилия по самооздоровлению.
Как отличить переломный кризис от осложнения от неправильного лечения? У переломного кризиса ярко выражена очистительная составляющая: если болезнь была хронической, вялой, с уменьшением жизненного тепла, то при переломе повышается температура, увеличивается количество отходов и выделений. Кроме того, кризис длится недолго, тогда как осложнения длительны.
Хотя случаи серьёзного вреда от очищений редки (чаще все-таки организм сам защищает себя от дурной воли усталостью, ленью, боязнью и пр.), они используются как пугало теми, кто не верит в их оздоровительные возможности и не хочет ими заниматься.
Не надо бояться временных трудностей. Да, опасности обострений и ухудшений так и норовят подстеречь нас, но жить в постоянном страхе перед болезнями — ещё более опасно. Ибо главные причины большинства болезней — все-таки в уме (как говорят простые люди — “от нервов”) и лишь проявляются в теле.
Если очищение вызвало какое-либо недомогание, не нужно переламывать себя и с неразумным упорством продолжать «чиститься». Не надо и бросать сразу и насовсем. Всего лишь переждать несколько дней или неделю.
Опыт бравого солдата
В госпитале, где оказался«официальный идиот»Швейк, в числе«пыток, которым подвергались симулянты», были:
·Строгая диета (утром и вечером по чашке чая в течение трёх дней) плюс аспирин в качестве потогонного;
·Хинин в лошадиных дозах;
·Промывание желудка литром горячей воды два раза в день;
·Клистир из мыльной воды и глицерина;
·Обёртывание в мокрую холодную простыню.
Вроде бы большинство средств из кладезя очищений аюрведы. Тут и очистительный пост, и потогонные, и хинин в качестве очистительной и налаживающей пищеварение горечи, и рвотное, и клизмы, и водные процедуры. Две недели таких средств исцелили даже одного «глухонемого». Почему же он и большинство симулянтов предпочло такому очищению фронт? Что из их горького опыта поможет добровольно решившим очищаться?
По порядку.
Очищения не должны быть навязаны и производиться под посторонним и постоянным давлением. Нужны собственное желание и поддерживающий настрой, чего у этих страдальцев не было.
Мероприятия не должны быть мучительными или слишком изнурительными.
Надо согласовывать напряженность и частоту выполнения с господствующей дошей, возможностями и выносливостью организма.
Питание должно быть взвешенным и умеренным, тем более без таких встрясок как любые виды и способы голодания. Должны учитываться особенности человека (среди них — преобладающие доши). Нельзя усугублять их в ходе, до и после лечения.
Вообще,любые крайности и дёрганья при очищении нежелательны. Не надо налагать на себя добавочных трудностей. Например, вставать не в 8, как привыкли, а в пять, ложась после полуночи, переходить на вегетарианское или раздельное питание, резко ломая свои пищевые привычки и вопреки своей природе (пракрити). Сна должно хватать, как и еды.
Очистительные горечи и средства по увеличению пищеварительного огня применяют во время поста весьма ограниченно — главным образом, при ожирении и паразитах. Опасен при голодании аспирин, способный вызвать язвы незащищённого слизью желудка.Кроме того, потогонные при общей слабости не показаны.
Средства очищения можно применять лишь в том случае, если больной не слишком ослаблен. Среди причин уменьшения оджаса Чарака называет «чрезмерное выделение» (что относится и к очищениям). Десять дней поноса гораздо ближе к смерти, чем десять лет хронического запора. При частых и неумеренных «чистках» из организма выносятся соли, витамины, и другие полезные вещества. При хронических изнуряющих болезнях (туберкулёз, диабет, рак, СПИД и т.п.) или острых кишечных инфекциях (дизентерии) сильно истощаются жировая и мышечная ткани тела. Как не странно, отходы, в частности мокрота, кал, дополнительно поддерживают организм. Например, при туберкулёзе содержащая белок густая и обильная мокрота может иметь некоторую питательную ценность, и не должна удаляться вся и слишком часто и быстро. Необходимые в этих случаях очищения не должны истощать телесные силы и массу больного.
Одной из причин смерти Наполеона были гигантские дозы слабительного с содержанием ртути. А Н В. Гоголя, у которого были сильное нервное и телесное истощение, связанные с перенапряжением ума и слабостью после голодания, врачи, можно сказать, доконали мощными слабительными, кровопусканиями и пиявками. Медицине известны и совсем недавние случаи смертей худых людей от обезвоживания из-за неумеренного применения слабительных солей.
Аюрведийские же врачи понимали поддерживающую ценность отходов и соответственно наставляли больных. То есть нужно удалять не вообще нечистоты (мала), а ядовитые отложения (ама). Если доктора и пациенты не будут учитывать этой функции отходов, то и самые мощные антибиотики могут ухудшить здоровье больного.
Во время усиленного очищения или леченияприёмамиаюрведыийогинужны правильный подбор очистительных мероприятий
Врачпризывного госпиталя, гроза симулянтов,изощрённо совмещал промывание желудка (рвотное) и клизмы, а с ними — холодные обёртывания, а это недопустимо, так как увеличивает ветреность и ухудшает выделениеамы. (Тем более у Швейка был ревматизм). Кроме того, врач прописывал усиленные клистиры после еды, тогда как по правилам аюрведы и йоги очищения(дхаути) и клизмы не должны проделываться сразу же после еды, также нельзя отсрочивать еду после них (Брахмананда).
Последовательность и выбор и очищений
Прежде чем приступать к очищению нужно сделать отбор необходимых мероприятий. Этот выбор должен соединять подход к человеку как целостному существу и частную или определённую цель — то или иное расстройство или болезнь. Состояние ума и тела, семейная и общественная обстановка, время года и суток, — особо важные условия, влияющие на успешность очищений.
Основополагающим является установление состояния больного и определение точной природы расстройства или болезни.
Для этого прежде всего нужно определить:
··какаядошаперевозбуждена
··какие загрязнения (мала) увеличены
··куда и по каким протокам (срота) направлены болезненные проявления
··каковы энергия и жизненные силы человека, проявляющиеся, в основном, состоянием пищеварительного огня (агни)
Общая последовательность очищений должна соответствовать четырём стадиям аюрведийского лечения:
·Успокоение дош и проявлений болезни(шамана)
·Очищение(шодхана)
·Собственно лечение(чикитса)
·Последующие восстановительные или поддерживающие мероприятия(пасчаткарма).
Главное в них, опять же, поддержание равновесия дош — как естественное, так и виде определённых действий с умом и телом.
Этот порядок лечебных мероприятий аюрведы берётся за основу. По возможности они дополняются или заменяются йоговскими приёмами, предпочтительными из-за большего сознавания тела и самостоятельности в их применении.
Многие мероприятия связаны между собой определённой очередностью.
Йоговский приёмсутра нетиможно делать только после освоенияджала нети, а обе они необходимы для правильного и действенного выполнениякапалабхатииваткрамы.
Йоговскойбасти, при которой вода всасывается в кишки созданием вакуума мышцами живота и ануса, можно овладеть лишь посленаули, а ею, в свою очередь, — послеагнисара крийи. Обычная “инструментальная” клизма или шанкха пракшалана для начинающих доступней и легче.
Шанкха пракшалана может заканчиваться нети и вамана дхаути, «перекрывая» ту жевамана дхаути,виречану,мула шодхануибасти, имеющих более местное значение.
Шанкха пракшалана может сочетаться с очищением печени, но не чаще раза в год.
И напротив, некоторые мероприятия несовместимы с другими.
Так,нельзя
·сразу же после очищения клизмами и слабительными, делать, например, массаж.
·клизму (или шанкха пракшалану) усиливать слабительными
·применять насью — введение лекарств через нос сразу после бани.
Так как наша книга посвящена не только лечебному очищению, мы постараемся соблюсти такой порядок: начнём с обычных и ежедневных действий — простых гигиенических и поддерживающих здоровье очищений.
При выборе и назначении очистительных мероприятий и средств следует руководствоваться теми же принципами применения лечебных средств, что изложены Чаракой. Они не должны враждовать:
·с условиями местности;
·со временем года;
·с общим состоянием больного;
·с его телосложением и предрасположенностью к болезням;
·с умственным состоянием или настроем;
·с силой пищеварения больного и деятельностью пищеварительных органов;
·со способом и правилами приготовления лечебного средства;
·с условиями применения лечебного средства;
·с последовательностью приёмов лечения;
·со свойствами принимаемой пищи и сущностью назначенного питания;
и т.д..
Несколько примеров. Прогревание знойным летом в жарких странах и моржевание зимой в тундре — не соответствует условиям местности и времени года.
К ослабленному и старому человеку нельзя применять те же средства, что годятся для молодого, к человеку с капховым расстройством — те же, что длячеловека с ветренным (вата).
Если человек настроен на выздоровление (а бывает и наоборот!) ему достаточно простых и лёгких средств, может помочь даже плацебо. Если пищеварение сильное — то принимаемые через рот лекарства действуют быстрее.
Соответственно природе расстройств обмена (доши) для каждого существует своё наилучшее сочетание очищений. В первую очередь нужно обратить внимание именно на это ключевое расстройство. Но так как книга обращается к некому среднему читателю, вынуждено дается некий средний же наборочищений, который может быть полезен большинству.
«Лучшее средство при болезнях, порождённых дошами — по порядку дош — клизма, слабительные и рвотные, а также кунжутное масло, топлёное масло и мёд» (Аштанга хридайа самхита, 1.1.25)
Таблица 7. Лечебные мероприятия при расстройстве дош (по «Аштанга хридайе», 13, 2—12).
Против ветреных расстройств и болезней |
Против жёлчных расстройств |
Против слизистых расстройств |
щадящие потогонные вроде парной бани, горячей водяной бани, ванн, |
смазывание головы охлаждающими маслами — камфарным, сандаловым, |
сухой и сильный массаж |
масляные умащения, массаж и довольно щедрое внутреннее применение масел, |
прохладные ванны, наули, успокаивающие упражнения йоги (особенно для таких болезней как несварение, повышенная кислотность, болезни жёлчного пузыря и пр. |
Насья(против болезней носоглотки и бронхов, а также для взбадривания) |
умеренные очищающие клизмы и тёплые масляные, в особенности с кунжутным маслом, либо молоком, бульоном из мяса или животных жиров. |
благотворны лечение слабительными (виречана), особенно мягкими, отварами из сладких и холодных трав, молоком с топлёным маслом и т.д. |
сильные рвотные (или,например,вамана дхаути) и средние и сильные слабительные средства (особенно при болезнях, вызванных увеличением в организмекапхи, таких как ожирение, диабет и пр.) |
Таблица7. Лечебные мероприятия при расстройстве дош (по «Аштанга хридайе», 13, 2—12).
Поскольку ветреное нарушение является зачинателем и двигателем всех болезнетворных явлений, а также быстро поддается изменениям, аюрведа предписывает начинать лечение с успокоения ветрености, иначесказать—нервной возбудимости. Это делают и в том случае, если человек двоедошен, и вторая из дош — ветер или если обострены все три.
При лечении нужно качества, местоположение и «направленность» проявлений болезни уравновешивать противоположной направленностью лечебных средств.
Например, при жжении в глазах, коньюнктивите применяются прикладывания касторового масла к подошвам, при носовых кровотечениях — слабительные.
Очищающие клизмы относят к средствам, имеющим качества лёгкости и влажности. Водяная басти удаляет отходы, поставляет воду для слизистой кишечника и снижает жар в организме. Масляные клизмы, как и тёплые омовения, относятся к средствамcвлажным, тёплым и тяжёлым и маслянистым свойствами.
Лечение рвотным, главным образом, огненное и воздушное (или горячее и лёгкое) и имеет направленность вверх, в частности потому, что возбуждаетудана вайу, которая устремлена вверх от горла. В отличие от лечения слабительными, оно противоперистальтическое.
Лечение слабительными, будучи по своим составляющим «земноводным»(джала притхиви атмака)и тяжёлым — направлена вниз, усиливая возбуждениеапана вайюиприводя внормуперистальтику.
Таблица 8. Доши и средства их успокоения
Доша |
Местопребывание доши |
Свойства доши |
Основное мероприятие панчакармы |
Свойства лечебного мероприятия |
Лечебные вкусы (для составления лекарств и поддерживающем питании) |
Вата |
толстый кишечник, кости, уши |
сухая, холодная и подвижная |
клизмы: нируха анувасана |
влажное, лёгкое тяжёлое, масляннистое |
солёный, сладкий, кислый |
Питта |
Нижняя часть желудка, печень, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, кровь, глаза |
горячая, маслянистая, влажная, резкая |
виречана |
влажное, тяжёлое |
сладкий, горький, вяжущий |
Капха |
Носоглотка, бронхи, лёгкие, пищевод, верхняя часть желудка, сальник |
тяжёлая, холодная, влажная, липкая |
вамана насья |
горячее и воздушное лёгкое и согревающее |
острый, горький, вяжущий |
Время и внешние условия
Состояние организма меняется в зависимости от времени суток, времени года и времени жизни.У растущего ребенка гораздо более живой обмен, чем у старика.
Ранним утром капилляры уже, текучесть крови и лимфы меньше, температура тела и внутренних органов ниже, лейкоцитов меньше, а половых гормонов больше, чем вечером. Сердечный ритм наиболее замедлен между полуночью и часом ночи. Наибольший уровень физиологической активности наблюдается между 8—13 час. и 16—19 час. Самая высокая температура тела и наивысшая острота зрения — в полдень, наивысшая гибкость и наилучшие вкус и обоняние — ранним вечером. Отёки лёгких (болезнь капха) чаще всего наблюдаются в поздние вечерние часы, а обострение язвенной болезни (болезнь питта) — около 2-х часов ночи.
Известно, что в холодное время года (октябрь—март) особенно часты застои и спазмы капилляров, резко возрастает заболеваемость ОРВИ, гриппом, фарингитом, ларингитом. Это одна из причин особой пользы прогреваний, горячих ванн и бань в это время.
Подвержены сезонности бактерии и вирусы. Осенью господствуют риновирусы и возбудители парагриппа, зимой — гриппозные, а весной — респираторные и аденовирусы, вызывающие бронхиты.
На суточном «циферблате» у того или иного нарушения свои временные промежутки: 2 раза по четыре примерно часа.
Не учитывать эти явления — значит не использовать все возможности очищения.
Таблица 9. Время преобладания дош
Управляющая доша, а также в паре с соседней |
Время суток |
Время года |
Природные явления |
Состояния организма |
Капха |
с восхода до 10 час. от захода до 22 |
осень и зима: сентябрь октябрь ноябрь |
Прохлада, роса, сырость, слякоть, дремотность природы |
Сонливость, расслабленность, |
Питта |
10 — 14 22 — 2 ночи |
Конец весны и лето: апрель май июнь июль август |
Потепление, влажные испарения, летние дожди, жара |
Пик температуры тела и пищеварения |
Вата |
с 2-х часов дня до захода солнца с 2 ночи до восхода |
Зима и весна: декабрь январь февраль, март |
Холод, ветер, исчезает утренняя влажность, воздух становится легче |
Увеличивается подвижность суставов, умственная деятельность возрастает |
Отметим несколько тонкостей. Чётких границ между временными отрезками дош нет. Между одним и другим — подвижная полоса их совместной деятельности. Она особо подвержена зависимости от погоды. Так, между утренними ватой и капхой преобладает вата-капха. Дождь, пошедший в часы ваты или питты будет усиливать капховую составляющую. Также гораздо «капховей» будет слякотная зима.
В одном из разделов аюрведы особо оговаривается, что обострение той или иной доши в теле человека всегда несколько «запаздывает» относительно возбуждающего их времени года. Этосвязано с определённой инертностью тела. Так, вершина обострения питты будет приходиться не на летнюю жару, а на начало осени.
Болезни, причиняемые ветром, как правило, особенно проявляются после полудня и во второй половине ночи,капхи— до полудня и в первой половине ночи, апитты— близ полудня и полночи.
Одна из трудностей правильного применения аюрведийских очищений — согласование индийской сезонности и климата со среднерусскими. Наши зимы с индийскими несравнимы. В Индии зима длится два месяца и, по нашим меркам, и не зима-то вовсе. Январь в средней России с морозом в минус 25˚ совсем не то же, что январь в Тамилнаду (+25,5°). Летняя влажная жара под 40˚ в Бенгалии гораздо резче «питтова», чем 25° на Русской равнине.
Об астрологических рекомендациях
Во многих книгах по очищению слишком много места уделяется астрологическим рекомендациям проводить очистительные процедуры в определённые дни — недели, лунного и звездного цикла и т.п. Это частное, ненужное и во многом ложное усложнение, которое может помешать видеть главное и которое опровергают простые соображения.
С луной связаны приливы и отливыи значит, какое-то влияние на жидкие среды организма. Но разве приливы бывают только при растущей луне? А разве приливы крови к голове или потливости обязательно будут два раза в день? Месячные у женщин, несомненно связаны с лунным влиянием. Но разве у всех женщин живущих в одной местности, они начинаются в один день, скажем, при новолунии?
Одни астрологи утверждают, что очищение надо начинать в новолуние и при растущей луне, а другие — при убывающей. Вроде бы тяготение полной луны должно больше способствовать выделению. С другой стороны, при растущей луне и в полнолуние хуже идет восстановление тканей.
Да, в какой-то мере лунные фазы влияют на состояние человека. Например, во время полной луны усугубляется слизистые расстройства — астма, диабет, эпилепсия, порождённая капха дошей. Во время новолуния — чаще обостряются жёлчные.
Да ещё есть такие тонкости как смещение точки восхода солнца по зодиаку, календарные реформы,вопросысовмещения индийской и европейской астрологии. Если в Индии и Китае астрология имеет тысячелетние корни, непрерывность воспроизведения и целый слой знатоков у нас астрология совсем недавно заимствована из массовой европейской культуры, что ослабляет её возможности и доверие к ней.
В небоскребучих, задымлённых и запылённых городах в свете фонарей, фар и реклам звёзд уже не видно. На современного человека, отгородившегося от природы информацией и техникой сильнее воздействуют электромагнитные поля и волны, хотя бы от телевизора в доме, мельтешенье образов и идеек масс-медиа, чем тонкие звёздные влияния.
Различие нравов людей, родившихся под знаком, скажем, Льва (21 августа) или Девы (23 августа) от родившихся в декабре—январе (Стрелец, Скорпион) определяет больше действие сезонного фактора при рождении.
Совсем уж астрологические рекомендации отвергать не будем. Поскольку мысль творит действительность, польза их может проявляться — в меру веры в них. Для некоторых они могут стать побудительным поводом для очищения, побуждать к регулярному их выполнению и т.п.Но для большинства астрологические схемы — это не своё знание, лишняя внешняя навязанность и зависимость, что мешает слушать внутренние ощущения и обобщать личный опыт.Они могут воспрепятствовать появившемуся у человека стремлению почиститься. Или подвигнуть здоровых на слишком частое очищение, а больных — напротив, на более редкое, чем необходимо (некоторые болезни требуют поначалу ежедневных процедур).
Общий порядок мероприятий
Подходящая подавляющему большинству последовательность основных мероприятий панчакармы подчиняется определённым правилам. Хотя из главных действий панчакармы главнейшая и наиболее всеохватная — басти, аюрведа обычно начинает с различных умащений, массажа и прогреваний. «Промасливание тела» позволяет успокоить и расслабить лечащегося, улучшить состояние кожи, по «обратной связи» через рефлекторные зоны и точки кожи наладитьобщение с мозгом. Потом — потоотделяющие мероприятия, чтобы открыть поры, позволить маслу проникнуть в ткани, увеличить «просвет сосудов» и усилить капиллярное кровообращение.
Хорошо походить в баню. Не менее трёх раз — или подряд или за неделю. Не только потому, что баня сама по себе является прекрасным средством очищения организма, но и потому, что меры по потоотделению, к которым можно её причислить, входят в состав предварительных очистительных приёмов аюрведы.
Если нет возможности часто посещать баню (а ныне чтобы ежедневно париться в баньке, надо иметь счёт в банке), их заменят ежедневные тёплые омовения и ванны в течение недели. Увеличение внутреннего тепла в теле, убыстрение и усиление обмена, ощущение лёгкости, свежести, чистоты, прилива сил создаст более подходящие физические и психологические условия для оздоровительных усилий и облегчит их.
Такое начало очистительных мероприятий очень естественно и безопасно.
Собственно очищение чаще начинают с сильнодействующих мероприятий: чаще с клизмы, поскольку основная часть непереработанных и вредных веществ скапливается в кишечнике, и рвотного. При некоторых видах расстройств и болезней удаление этих веществ быстро улучшает и самочувствие, и здоровье.
Клизма промывает, в основном, нисходящую кишку толстого кишечника, и в меньшей мере — ободочную и восходящую кишку. Следующая задача — очистить тонкий кишечник. Это делают с помощью слабительных, но не раньше чем через три дня после клизмы.
Затем настаёт очередь очищения пищевода и желудка — рвотными,произвольной отрыжкой и т.п.
Затем очищаются носовые проходы, что ведёт к улучшениюи «очищению»дыхания. Чистое дыхание и лекарства, принимаемые через нос, являются и кровоочистительными средствами.
Улучшение дыхания улучшает и состояние даже тех, кто не может решиться на более сильные меры. Кроме того, очищение носа и рта, например, с помощьюджала нетиили полоскания имеет много меньше противопоказаний, чем рвотное промывание (вамана дхаути)или клизма.
И наконец,при необходимостиприходит очередь кровоочистительных мероприятий — кровопускание, гирудотерапия, приём кровочистительных лекарств.
Существование общих правил не отменяет особенностей выбора, видоизменений и продолжительности очищений для каждой отдельной личности, в зависимости от её состояния.
Почти у каждого есть особо заметные и беспокоящие расстройства в тех или иных местах тела. Кого-то, скажем, преследуют простуды и бронхиты, у другого — повышенная кислотность или несварение желудка, у третьего — хронический запор и т.д.
Г. Малахов не очень последователен: в одном месте книги по очищению настаивает начинать с чистки толстого кишечника и печени, а в другом — со смягчения организма, что соответствует наставлениям аюрведы.
В йоге порядок несколько иной. Так как идеал йогина — самостоятельность, в йоге предпочитают избегать услуг, например, массажистов и инструментальных врачебных средств. А так как йоговская клизма (басти) далеко не всеми может быть выполнена, программы очищений начинаются чаще всего сджала нети. С очищений носа и рта начинает курс йоги и Бихарская школа.
Очистительные приёмы пищеварительного тракта Свами Сатчидананда и Дхирендра Брахмачари советуют начинать рвотой, т.е.вамана дхаути, а. А. Ван-Лизебет — сшанкха пракшаланы.
Бани, масляный массаж,басти, мула шодхана, ашвини мудраособеннополезны людям с преобладающим лунным током, мечтательным, мятущимся, нерешительным. Людям с преобладанием пингалы, слишком деятельным, обязательным, напористым, гневливым,— посты, прохладные ванны,виречана, кровопопускание.
В индийском преемстве (втой жеаюрведе, свара йоге, хатха йоге) используется ещё и представление о чередовании двух главных токов в человеке—лунном и солнечном (идаилипингала), проявляющимися, прежде всего, в более лёгком проходе воздуха через левую или правую ноздрю в те или иные отрезки времени. Определённые естественные и произвольные очищения особенно благоприятны для здоровья тела и ума при преобладании того или иного тока в организме. Например, при деятельной левой ноздре благоприятно пить воду и мочиться. При деятельной правой — опорожнять кишечник, совершать очистительные мероприятияпанчакармы.
Время для начала
Если есть возможность, клечению панчакармой лучше приступать в тёплое время года, а не в холодное, когда меньше тепла в организме и слабее сопротивляемость болезням.В Индии лучшими месяцами для очищения считаются апрель, июль и октябрь, то есть конец весны, пик лета и осень. Советуется проводитьпанчакармуилишаткармуво время преобладания в природе тойдоши, которая обострена у человека и на которую направлено лечебное действие.
Полнуюшанкха пракшаланулучше делать в тёплое время года. Рвотное(вамана)наиболее полезно делать в прохладное и сырое время года, но не перед выходом на мороз.
Такого же мнения придерживался и Гиппократ.«В продолжение шести зимних месяцев надо вызывать рвоту, потому что в это время больше, чем летнее производит слизи и возбуждаются болезни вокруг головы и той области, которая находится выше грудобрюшной преграды. Но когда настанет лето, должно употреблять клистиры, ибо это время года — жаркое, и тело больше изобилует жёлчью»[6].
Больным язвенной болезнью, которая обычно обостряется перед началом весны, в это время нельзя делать тюбаж,шанкха пракшалануи т.п. (Подробности — в соответствующих разделах).
Психологически оправдано приурочить начало очистительных занятий, как начало новой жизни, к значимым датам — скажем дню рождения, Новому году, отпуску и т.п.
Женщинам очищение лучше проводить после окончания месячных, чтобы не усугублять трудности сопутствующим ими недомоганием.
Решение и настройка
Так как сознание первенствует и главенствует в мире, начинать оздоровительное очищение надо с главного — твердого решения(санкальпа).То есть надо решить, что это — на пользу и решиться какое-то время серьёзно заниматься очищениями. Решение должно быть собственным, а не навязанным. Оно должно соединять с источником вселенской силы, укреплять волю и вносить в вашу жизнь благотворные изменения.
В Индии мантрами обращаются за здоровьем к избранному божеству и очищают среду от «грязных» и больных мыслей. Но и в наших условияхповторподходящих (настраивающих и поддерживающих) изречений позволит направить волевые ижизненные силы на достижение здоровья и благополучия.
Выбирать и выражать решение надо обдуманно, так, чтобы изречение не враждовало с нравом человека и внутренними установками.Оно должнопридавать силу и упорство, а не растрачивать их в такой борьбе. Припоминание и повтор этого решения — часть умственной подготовки.
Болезнь или дурная привычка часто является клапаном, сбрасывающим напряжение ума, и если просто подавить, например, привычку к курению, — её место займет другая. Если человекхочетболеть, чтобы наказать себя или получить заботу окружающих, — он будет неосознанно противиться излечению.
Решение не должно быть ни ограниченным малой целью, ни слишком расплывчатым, вроде «я избавлюсь от всех болезней», ни слишком приказным или конкретным — например, «я вылечу гипертонию», «я брошу курить». Подобным утверждениям ваше подсознание не поверит, и они быстро наскучат или разочаруют.
Решение должно быть ясным, чётким и кратким, желательно ритмизованным.
Чтобы представлять, какими должны быть решения, приведём некоторые примеры.
—Очищением я обрету исцеленье.
— С каждым днём я становлюсь чище и здоровее.
— Я стану жизнерадостным и совершенно здоровым.
— Здоровье моёстанет несокрушимым.
— Мой разум и воля выше болезни и боли.
— Я — неизменная Сущность, неподверженная болезням.
Вы можете придумать собственные оздоровительные изречения, например, обращённые к солнцу и воде, как целительным силам.
[1]В «Гхеранда самхите, 1. 12 говорится о капалабхати, а в стихах 54—59, где следовало бы ожидать краткого описания этого приёма, описывается бхалабхати. Созвучие с капалабхати, возможно говорит, что одно из названий — первично. Но эти приёмы совершенно разные. Капалабхати — это дыхательное упражнение с частыми вдохами и выдохами, тогда как бхалабхати включает три приёма очищения носоглотки водой и воздухом, похожие на нети и нади шодхану.
[2] Чарака, 1. 11.55.
[3] В литературе встречалось упоминание также о, вероятно, очень позднем и малоизвестном и в Индии тексте — Шаткарма санграха.
[4] Дхирендра Брахмачари называет её бхастрика, хотя общепринято считать их совершенно разными техниками. (Yogic sukshma vyayama. Dhirendra Brahmacari. — Delhi, 1975. — P.198 Бхастрика наряду с капалабхати в числе шаткарм упоминается также в Аштанга йоге Чарандаса.
[5] Йога сутра, 2.40.
[6] Гиппократ. Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука. 2001. — С.146