Полное промывание пищеварительного тракта
Шанкха пракшалана или варисара крийа
Все вышеописанные приёмы аюрведы и йоги предназначены для очищения определённых мест тела: басти и слабительные — кишечника, вамана и ватсара — желудка и пищевода, нети — носу. Йога разработала и проверила за столетия, пожалуй, самый мощный и всеохватывающий по воздействию очистительный приём — шанкха пракшалана, «промывание раковины». Другие названия приёма — варисара дхаути или варисара крийа — «производимое течением воды» или «водное очистительное».
Раковиной образно назван весь пищеварительный тракт, представляющий собой трубку со множеством изгибов, витков, петель, полостей. Аюрведа делит ЖКТ на два отдела область непереваренной пищи и переваренной.Терминология современной физиологии подразделяет его на три отдела: пищевод, желудок и кишечник и, обычно рассматривает их по отдельности в зависимости от функций. Однако шанкха пракшалана самим выполнением подтверждает единство пищеварительного тракта, единство функций усвоения и выделения.
Промывание производится питьём довольно большого количества солёной воды, проведением её с помощью некоторых упражнений через пищевод, желудок и кишечник и удалением разжиженного кала через задний проход, пока оттуда не будет выходить жидкость чуть ли не такой прозрачности, что и во время питья.
По нескольким основаниям это мероприятие можно отнести к верхней или высокой клизме (уттара басти) аюрведы. Во-первых, вода поступает в кишечник сверху, через рот, во-вторых, часть её проходит через мочевыводящие пути, промывая их. Оно сочетает в себе достоинства слабительного, клизмы и в какой-то мере и рвотного, ибо промывает и пищевод. Им можно тщательно промыть организм самому, не прибегая, например, к искусственной и дорогостоящей гидроколонотерапии.
Есть два вида такого промывания — «лёгкое» (лагху шанкха пракшалана) и “полное” (собственно шанкха пракшалана). По выполнению они одинаковы. Отличаются количеством принимаемого раствора, временем на выполнение, энергозатратах,качеством промывания и ограничениями применения.
Оздоровительная и лечебная польза промывания
Выполнение полного промывания очищает всю пищеварительную систему — ото рта до заднего прохода. Нет такого лекарства или медицинского метода (кроме, пожалуй, многодневного лечебного голодания), который мог бы так основательно очистить тонкие и толстые кишки от непереваренных остатков пищи, от каловых плёнок и пробок и верхнего, часто испорченного, слоя слизистых оболочек желудка и кишок. Но очищение шанкха пракшаланой менее продолжительно и менее мучительно и, может, более качественно. После выполнения полного промывания тело становится даже, может, более чистым, чем у новорождённого, появляющегося на свет с так называемым первичным калом (меконием). Восстановление верхнего слоя слизистой идет гораздо быстрее, увеличивается выделение желудочного сока, человек лучше усваивает питательные вещества даже из малого количества пищи.
Йоготерапевты, применяющие шанкха пракшалану, приводят столь длинный перечень излечиваемых ею разнообразных болезней, что упражнение выглядит чуть ли не панацеей.
И лёгкое, и полное промывание всего пищеварительного тракта излечивает такие нарушения пищеварения и выделения как повышенная кислотность, несварение, атонический и спастический запоры. Полным людям полные и лёгкие промывания могут помочь снизить вес лучше, чем мучительные диеты и голодания. Худым — «кожа да кости» — увеличить его.
Излечиваются хронические головные боли, болезни глаз, носа, зубов, сердца, желудка, прямой кишки, аппендицит, повреждения кишечника, воспаление пищеварительного тракта, 25 видов инфекций и болезней мочеиспускательного канала, менструальные нарушения, гинекологические болезни, бесплодие у женщин (Дхирендра Брахмачари).
Полным промыванием излечиваются хронический колит, диабет, глистные заболевания. Свами Шивананда на опыте лечения в своем ашраме установил, что полное промывание «полностью и чудесно» излечивает чесотку, зуд, желтуху за очень короткое время.
Оба вида промывания помогают при нарушениях половой сферы — менструальных расстройствах, поллюциях, половой слабости и холодности.
Удаление нечистот из пищеварительного тракта помогает очистить и кровеносную систему и, вследствие этого, улучшить цвет лица, избавить от прыщей и фурункулов.
У людей, подвергнувшимся сильным потрясениям, выход из равновесия триединства ткани-отходы-доши вызывает скопление токсинов — вторичную причину физических и эмоциональных расстройств и болезней. Очищение всего пищеварительного тракта, удаляя токсины, настраивает организм на восстановление.
Регулярное выполняемые промывания пищеварительного тракта могут существенно увеличить гибкость тела и, следственно, застойные явления в организме, приводящие к старению.
Для приступающих к серьёзным упражнениям йоги шанкха пракшалана не просто желательна, а необходима. Она обязательна в начале семинаров Бихарской школы йоги. Для тех, кто намерен серьёзно заниматься созерцательными техниками, такое промывание необходимо и для того, чтобы сделать тело более восприимчивым к тонким токам в теле.
В целом здоровым людям шанкха пракшалана помогает стать бодрее и жизнерадостней, и сделать ум — более ясным и сосредоточенным.
Противопоказания и предостережения
Промывание нельзя делать при обострении хронических желудочных болезней и острых воспалительных процессах в брюшной полости: при остром колите и гастрите, кишечной непроходимостиилисильном поносе, дизентерии, аппендиците.Следует дождаться периода облегчения.
Запрещаются промывание при злокачественных опухолях желудочно-кишечного тракта. Нельзя делать промывание при грыжеи после начальных сроков беременности.
Как правило, нельзя делать полное промывание при панкреатите, холецистите.При вялом хроническом течении болезни лёгкая шанкха пракшалана может быть весьма полезна, но нужно быть осторожным.
Больные язвой желудка или двенадцатиперстной кишки также могут делать лёгкое промывание, но, естественно, не во время обострения и желательно под наблюдением опытного знатока. Полное промывание всего пищеварительного тракта таким больным вообще противопоказано.
Хотя и здесь есть исключения, иногда похожие на чудо. Известны случаи излечения многолетних язв желудочно-кишечного тракта, похоже, именно этим упражнением. О них упоминает Йогендра. Да и автор занимался с человеком, быстро излечившим мучавшую его больше двадцати лет язву желудка. Однако исцелению, наряду с наобум выполняемой шанкха пракшаланой, помогало общее вдохновение больного, открывшего для себя йогу, отказ от мясоедения, курения и алкоголя, усердные занятия асанами и смена места жительства. Приписывать исцеление только шанкха пракшалане вроде бы нельзя, но то, что она была одним из важнейших его средств и подвигла на изменения в жизни — несомненно.
Весьма осторожны при выполнении лёгкого промывания должны быть люди с высоким кровяным давлениеми болезнями сердца.Выполнять полное промывание чаще им не показано. Но есть случаи, когда оно возможно под опытным водительством — когда йогоцелитель определил, что высокое кровяное давление причиняется нарушениями в желудочно-кишечном тракте, приведшим, скажем, к ожирению или, например, в почках, не справляющихся с удалением отходов и токсинов.
Полное промывание не показано очень старым и дряхлым людям, детям и ослабленным больным.
И необходимо всем — больным и здоровым — строго и внимательно следовать правилам выполнения промывания всего пищеварительного тракта, ибо нарушения их по невнимательности, небрежности или из-за упрямства может повредить организму.
Тот, кто принимает на себя ответственность советовать или берется самостоятельно выполнять их в случаях противопоказаний должен знать, что это может быть опасным.
При неверном и неумеренном выполнениивозможны:
-слабость, вялость и долгая сонливость после упражнения,
-головная боль,
-расстройство пищеварения, метеоризм на некоторый срок,
- гастрит, дисбактериоз, понос и т.п.,
-застужение желудка и проч.
К счастью, тяжёлые случаи не часты. К тому же организм после очищения легко выправляет ошибки, и расстройства обычно проходят через какое-то время. Поэтому не стоит преувеличивать опасности, чтобы они не загораживали неизмеримо большие блага этого оздоровительного и лечебного способа.
Есть три основных препятствия успешному промыванию: предубеждение и страх перед промыванием, неприятие солёной воды и неспособность делать асаны. Чтобы преодолеть первое, нужен настрой на нужность очищения, вера в его благотворность и желание его проделать. Отвращение к соляной воде также имеет психологическую причину, хотя при промывании она плохо переносится как раз теми, кто щедро солит каждое блюдо. Оно устраняется убеждением в её безвредности и полезности.
Несколько слов о “белой смерти” — так хлёстко называют соль некоторые одержимые. Да, избыточное и длительное потребление соли может вести к задержке жидкости в тканях, повышению артериального давления, нагрузке на сердце, “отложению солей” и пр. Но та же соль играет важную роль в проведении электрических импульсов в нервных клетках, поддержании кислотно-щелочного равновесия, обеспечивает постоянство осмотического давления и проникновение питательных веществ через стенки желудка и тонкой кишки в кровь. Лишь количество делает её благом или ядом.
Некоторые опасаются, что солёная вода во время шанкха пракшаланы оказывает вредную нагрузку на почки. Напрасно. Как установил на собственном опыте Ален Бомбар, даже солёную воду океана человек может пить до 10 дней подряд, и только после этого почки начинают отказывать. Но средняя солёность океанской воды — 35 г солей на литр, тогда как при шанкха пракшалане разово используется 15–20 г соли, что чуть больше, чем обычная физиологическая суточная потребность в ней (12–15 г). Второй довод в пользу безопасности питья солёной воды при правильном выполнении шанкха пракшаланы — общий для всех очистительных техник с её использованием (джала нети, кунджала крийа) — что солёная вода, имея высокое осмотическое давление, не всасывается слизистыми оболочками, в данном случае — желудка и кишечника. Поэтому вся или бóльшая её часть проходит не через почки, а через пищеварительный тракт и удаляется через короткое время после упражнения. Более того, через некоторое время после приёма работа почек и печени облегчается, ибо в организме остаётся гораздо меньше нуждающихся в обезвреживании веществ.
Также соляные растворы в приёмах нети и вамана помогают против отёков. За счёт осмоса влага "отсасывается" более солёной средой.
Если рассудочные доводы не убеждают, и при питьё возникают непреодолимые страх и тошнота, попытайтесь снять их самовнушающими мысленными и словесными утверждениями. Но не такими, как в одной «экстрасенсорной» брошюрке: «Я начинаю пить эту божественную жидкость. Она вкусна приятна ... Мне очень хорошо, мне приятно» и т.д.
Самовнушение — не самообман! Для новичка в промывании и йоге такое несоответствие между свидетельством его чувств о противности большого количества солёной воды и «сладкими» словами о ней только будет порождать лишнее напряжение в уме, что вряд ли поможет в это промывание или скажется потом — в нежелании делать его ещё раз.
Лучше обращаться к уму и телу не столь экзальтированно. «Это вода не очень приятное, но необходимое лекарство. Она поможет удалить из тела вредные отходы и яды. Тело мое станет чистым, здоровым, сильным»... и т.п.<
Научиться же выполнять асаны, которые достаточно просты, можно небольшой тренировкой.
Лёгкое промывание
Выполнение лёгкого промывания
Советуем начинать с лёгкого промывания — это даст вам возможность узнать возможности и реакции своего тела и набрать необходимый опыт. Оно не требует почти никакой особой подготовки, разве что чуть пораньше встать. Хорошо бы накануне промывания освоить входящие в неё упражнения, хотя бы, чтобы не путаться в последовательности и не смотреть в описание или на картинку во время выполнения приёма.
Выполнять промывание нужнотолько натощак. Желательно рано утром, перед завтраком. Помещение должно быть тёплым и без сквозняков.
В запасе должно быть, по меньшей мере, 40 мин. свободного времени.
Почистить зубы, язык и нёбо.
Приготовить стакан и примерно 2 литра тёплой (не горячей!) солёной воды (2 чайные ложки соли (5-6 г) на литр).Слишком мало соли в растворе не облегчит, а ухудшит упражнение, потому что тогда раствор будет всасываться в ЖКТ вместо того, чтобы выходить и выносить оттуда всякую гадость.Конечно, количество воды и насыщенность раствора могут немного различаться в зависимости от личностных особенностей: веса, комплекции, степени загрязнённости и вида недомоганий. Но для лёгкого промывания 6 стаканов воды — минимум, а слишком большое количество принимаемого раствора превращают приём в полную шанкха пракшалану с особыми требованиями.
Можно вместо простого соляного раствора использовать настои трав с солью. Конечно, не любых, взятых наобум, а тех, которые помогают при имеющихся расстройствах и обладающих открепляющими аму свойствами. Такой настой (не очень крепкий) лучше приготовить с вечера в большом термосе. Утром разбавить его водой до нужной температуры и добавить соли.
Приступаем. Быстро выпить два стакана раствора подряд и после этого выполнить ряд из 5 нижеописанных и проиллюстрированных упражнений. Они облегчают прохождение воды в кишечник, отделение нечистот и удаление их, так как растягивают пищеварительный тракт, сжимают и массажируют желудок и кишечник.
Рис. Основные упражнения шанкха пракшаланы
1. Таласана (поза пальмы) [1]
Встать прямо со слегка расставленными ногами (примерно на 15 — 20 см). Установить взгляд на какой-либо точке прямо перед собой или чуть выше — это поможет сосредоточиться на упражнении. Сцепить пальцы рук замком, и со вдохом поднять руки над головой, вывернув кисти так, чтобы ладони были направлены вверх. Желательно, чтобы руки в плечах были как можно ближе к ушам. Вытянуть всё тело вверх как можно больше, поднимаясь на носках. Остаться в этом положении несколько секунд, задержав дыхание. Удерживайте пристальный взгляд на выбранной точке - тогда легче держать и равновесие. Затем на выдохе опустить тело, согнуть и расслабить руки, не расцепляя замка, и положить их ладонями на макушку. Таков один подход. Повторить 4 — 8 раз.
2. Тирьяка таласана (поза наклонённой пальмы).
Начальная стойка — та же, что и в предыдущем упражнении. Выполнить его первую часть — вытягивание вверх. Затем наклонить тело вправо, так, чтобы руки были в одной плоскости с туловищем, а взгляд был направлен на выбранную точку. Таков один подход. Сделать 4 раза в обе стороны, стараясь удерживаться на носках по несколько секунд. Дыхание естественное.
3. Кати чакрасана (поза скручивания поясницы).
Встать прямо с ногами, раздвинутыми до полуметра, и свободно висящими по сторонам туловища руками. Затем с выдохом повернуть тело вправо, удерживая начальное положение стоп и рук. По ходу поворота туловища лёгким движением оплетите тело руками (как вьюнок оплетает дерево) так, чтобы левая ладонь легла за правым плечом на лопатку, а правая рука легла на поясницу, тыльной стороной ладони касаясь её бока. Усилия нежелательны, руки и спина должны быть мягкими, движения — плавными. В конце поворота туловища поверните голову в том же направлении, и тогда глаза будут смотреть за правое плечо. Остаться в этом положении на пару секунд. Дыхание — естественное, внимание — на расслабленных руках и плавности поворота. Затем скрутить тело в противоположную сторону таким же образом. Таков один подход. Выполнить 4 * 2=8 раз.
4. Тирьяка бхуджангасана (поза изогнувшейся кобры)[2]
Лечь ничком, держа ноги вместе или чуть разведёнными с носками, стоящими на земле. Положить руки вниз ладонями под плечи. Выпрямить руки и на вдохе поднять голову и плечи над землей. Однако спина пусть остается ненапряжённой. Одновременно с подъёмом тела, плавно поворачивайте спину и голову направо. В конце этого движения посмотрите над правым плечом на левую пятку. Руки должны быть прямыми, спина расслаблена, область пупка, по возможности, прижата к земле. В этом положении остаться около секунды при задержанном дыхании. Затем повернуть голову в начальное положение, согнуть руки и на выдохе опустить туловище на пол. Проделать упражнение в левую сторону и посмотреть на правую пятку через левое плечо. Вернуться в начальное положение. Таков один подход, Сделать 4 * 2=8 раз.
5. Удара каршанасана (поза вытягивания живота).
Сесть на корточки с раздвинутыми примерно на полметра ногами. Положить руки на колени. Поворачиваясь направо, прижимать левое колено к земле, а правое толкать влево над ним. Не менять положение стоп, хотя отрыв пяток допустим. Повернуть голову и спину насколько можно и посмотреть за правое плечо. Остаться в этом положении на пару секунд. Спина должна быть расслаблена, дыхание свободно, внимание — на плавности и степени поворота. Затем проделать упражнение в левую сторону и вернуться в начальное положение. Таков один подход. Сделать 4 * 2=8 раз.
Это, пожалуй, наилучшая последовательность упражнений. Множество руководств по очищению пищеварительного тракта, видимо, следуя Дхирендре Брахмачари, начинают с положения змеи. Думается, это не совсем естественно: лишние силы тратятся на опускание и вставание вновь из лежачего положения, и нет плавного перетекания одной позы в другую.
В удара каршанасане некоторым бывает трудно удержать равновесие или даже хотя бы наклонить колено к земле, что в какой-то мере «обессмысливает» упражнение. В этом случае возможны две облегчающие “хитрости”: или делать упражнение рядом со стеной или использовать одну из простых скручивающих асан, например, меру вакрасана (см. рис. ниже).
Сесть на пол с вытянутыми вперед ногами. Согнуть левую ногу в колене, поставив ступню на пол рядом с вытянутой правой ногой так, чтобы она касалась ее, а голень левой ноги стояла по возможности перпендикулярно полу. На выдохе повернуться туловищем влево, поставить ладонь левой руки на пол за спиной на линии, продолжающей правую ногу, а правой рукой взяться за носок левой ноги. Задержаться в этом положении на несколько секунд. Повторить в другую сторону. Таков один подход. Сделать 8 раз.
Проделав эти пять упражнений нужное число раз, вновь выпить два стакана тёплой солёной воды и повторить асаны. И вновь — 2 стакана и ряд упражнений. После того, как 6 стаканов выпиты и проделаны упражнения, пойти в туалет. Не тужиться, не тревожиться, если кишечник не опорожняется — это произойдет позже.
Упрощённые способы промывания
Климатические, возрастные и др. ограничения, а также немалые затраты сил и времени при выполнении полного промывания не позволяют его делать слишком часто. Для ослабленных или не могущих выполнять ещё по какой-либо причине обычный ряд упражнений Свами Шиванандой было разработано и испытано в йоготерапии упрощённое промывание: сахаджа (т.е. естественная) басти крийа.
Из нескольких его разновидностей приведем три.
1.Сразу же после пробуждения выпить в зависимости от телосложения около 1,5 литров тёплой воды примерно с 10 г соли и по возможности с 50 мл лимонного сока, имеющим некоторое слабительное и дезинфицирующее действие. После этого проделать в течение 4-5 мин. угловатую “берёзку” (випарита карани мудру), затем наклон вперед со скрещёнными ногами (йога мудру), прижатие колен к груди(паванамуктасану) и попеременный подъём одной ноги из положения ничком(ардха шалабхасану).
Рис. Замены основного ряда упражнений шанкха пракшаланы
2.Кто не в состоянии выполнить и эти упражнения, могут делать випаритакарани с опорой на стену, но уже подольше, а затем паванамуктасану 10-15 раз.
3.Встать и сразу же по пробуждению, до посещения туалета, выпить не меньше двух стаканов воды (можно с несколькими каплями лимонного сока). Проделать 20—30 раз описанную выше агнисара крийу. Потом сесть на корточки (уткаттанасана) в ванную с тёплой водой так, чтобы вода доходила до живота. Втягивать и выпячивать живот несколько раз.
Последний приём уже приближает к выполнению йоговской басти. Сомнительно, что это легко будет сделать начинающим. Но попробовать стоит.
Время и частота выполнения.
Здоровым людям полезно и вполне по силам делать лёгкое промывание раз в неделю. Сезоннные ограничения, в общем-то, не имеют большого значения: можно делать и в тёплое, и холодное время года.Если чувствуете себя не очень уставшим, то после лёгкой шанкха пракшаланы вполне выполнимы обычная работа и программа хатха йоги.
Страдающие от запора могут выполнять лёгкое промывание ежедневно примерно две недели, потом на столько же сделать перерыв. Для лечения начальной стадии диабета его выполняют вместе с другими упражнениями ежедневно в течение 40 дней, потом при улучшении — раз в несколько дней (Дхирендра Брахмачари). В Кайвальядхама-институте в Лонавале для тех же целей его делают через день в течение 2 месяцев. По мере освоения йоги и большего осознания тела появляется точное ощущение, когда промывание необходимо.
Когда же достигнуто управление сознанием, управляющего, в свою очередь, телом, очистительные процедуры внутренних органов становятся и вовсе не нужны.
Полная шанкха пракшалана
Ограничения и предостережения. Лёгкое промывание можно проделать за 40 минут, тогда как полная шанкха пракшалана требует двух свободных дней: само выполнение может занять три часа, потом — отдых, особое питание и весь следующий день — восстановительный отдых. Поэтому разумней и проще делать её в выходные или во время отпуска. В эти два дня надо воздерживаться от напряженной физической и умственной работы, а упражняться в асанах и пранайаме умеренно можно лишь на второй день.
Встречаются советы «усилить» промывание голоданием в этот день и даже последующие. Такие советы из ряда вредных. Мало того, что голодание усиливает некоторую усталость и слабость после промывания, но не восстановленная вовремя слизистая желудка и кишечника может привести к нарушениям пищеварения и секреторных функций. Самое безобидное, что может случиться при этом — головная боль и бессонница в этот день.
Полную шанкха пракшалану предпочительней делать в тёплое время года. Даже в Индии учителя йоги не забывают предупредить о нежелательном выполнении его в холодное время года. Остановимся на этом чуть подробней. Один наш знакомый из чувства противоречия заявлял по этому поводу: дескать, эта такая же мифология, как, например, рекомендация спать головой к северу и проч. Конечно, если сидеть дома с хорошо работающим центральным отоплением или у русской печки, застудиться трудно. Но когда в доме холодно или приходится много времени проводить зимой на открытом воздухе — организм, затрачивающий много энергии на восстановление слизистой пищеварительного тракта, более беззащитен. Есть риск простудиться или застудить желудок. Поэтому на улицу в морозное время выходить пореже, хотя бы 2—3 дня, иначе можно подцепить простуду и насморк, в лучшем случае. Долгое же пребывание на морозе (работа на открытом воздухе, долгое ожидание транспорта и пр.) нежелательно как минимум, неделю.
Подготовка и правила питания
В дни перед выполнением полного промывания особенно важно соблюдать общие правила панчакармы — то есть сначала смягчить и прогреть организм. Это позволит легче очиститься и избежать ветреных обострений. Также во многом совпадают с общими правилами панчакармы и правила питания после упражнения.
Чтобы полное промывание принесло наибольшую пользу, за день до него целесообразно соблюдать лёгкое питание с достаточным количеством капховых продуктов. Полужидкие каши, кисели, молоко, творог, бананы, морковь, сладкие и «тяжёлые» фрукты и ягоды (конечно, не «лёгкие» арбузы и не закрепляющие как черника и черемуха) и т.п. Не забывать о питьё воды. После выполнения желательны не менее недели строгие ограничения в еде. Советуется: отказаться от невегетарианской, кислой и острой пищи, молочнокислых продуктов и сливочного масла, таких кислотосодержащих фруктов как цитрусовые, клюква, ананасы и т.п., маринованных овощей, кислой капусты, грибов, чёрного чая, кофе, какао, специй, кваса и кислых соков. Особенно неполезна пища, химически обработанная и синтетическая, концентраты, газированные фруктовые воды, всякие колы и пепси. На алкоголь и курение наложен безусловный запрет.
Что же тогда есть? Наиболее подходящая еда — это кхичери (рецепт её приготовления см. ниже). а также пшеница, рис, овсянка, гречка, хлеб (лучше недрожжевой), бобовые, довольно много видов овощей и фруктов (морковь, свекла, шпинат, свежая капуста, тыква, некислые яблоки, бананы, моченые сухофрукты и пр.), жареные, размоченные или растолченные орехи, некрепкие зеленый и травяные чаи и пр. Кстати, повседневный для многих картофель в индийских руководствах не упоминается, ибо как все корнеплоды, растущие под землей, считается не очень «чистым» и грубым видом пищи. Резко ломать свои пищевые привычки не стоит, но чтобы не увеличивать ветреность в теле, после промывания есть смысл ограничить потребление картофеля. Нельзя «впадать в жор» после промывания и пищевых ограничений. Даже вроде не входящие в перечень запрещённых продуктов — мучные и кондитерские изделия, пирожки, пирожные в большом количестве могут расстроить пищеварение, в крайних случаях — на несколько дней.
Если выполняете упражнение в одиночку, то перед началом необходимо приготовить особую еду: сваренные вместе рис с машем, либо жёлтой или красной чечевицей с добавлением достаточного количества коровьего топлёного масла. Это почти повседневная еда в Индии называется кхичери (не путать с кхечари — тантрийской мудрой). Она является почти совершенной едой по составу белков, жиров и углеводов, смазывающей и восстанавливающей слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.
Но у риса есть охлаждающие свойства, которые хороши для южной Азии, но не совсем — для людей более холодных стран. Здесь подходят более согревающие крупы. По степени предпочтения — недробленый овес, пшеничная крупа типа «Полтавской» или «Артек», пшено, перловка (но её надо на ночь замочить и долго варить). Из бобовых — розовая чечевица, маш, горох, соя, фасоль.
Не советуем готовить во время упражнения: вы будете отвлекаться и испортите и блюдо, и промывание, не говоря уж о том, что не очень приятно и чистоплотно совмещать хождение в отхожее место и приготовление пищи. Лучше встать на полчаса пораньше — примерно столько занимает приготовление.
Приготовление кхичери
Рис и дал (маш, красную или жёлтую чечевицу) взять в соотношении 2:1. Лучше замочить их на 2-3 часа (или на ночь). Перед готовкой рис и чечевицу промыть. Залить 2, 5 раза большим объёмом горячей воды. Варить до готовности (в зависимости от вида дала и риса — от 15 до 20-25 мин) Затем в отдельной сковороде с толстым дном растопить 2 чайных ложки топлёного масла и припустить в нем немного специй — горчичное семя, зиру, кориандр, корень имбиря. Жарить одну-две минуты. Чтобы «погасить» некоторые газообразующие свойства риса и бобовых за несколько минут до окончания варки хорошо добавить щепотку куркумы. Перед самым окончанием варки — соль и зелень. Рис и чечевица должны быть разварены, а блюдо жидковатым.
По желанию можно дополнить кхичери небольшим количеством быстроразваривающихся овощей: мелко порезанной морковкой. сладким луком, цветной капустой и т.д. Припустить несколько минут перед добавлением специй или, для упрощения, — вместе с ними.
На время упражнений еду надо сохранить тёплой, например, завернутой в газету и полотенце под подушкой или в термосе. Тогда ей лучше быть слегка недоваренной, она «дойдет».
Очень важно соблюдать спокойствие. Автору известен исключительный случай, когда человек холерического порывистого темперамента, страдающий гастритом, не добился результата, выпив без малого чуть ли не ведро раствора. Точнее, результат был, да не тот — жуткая рвота и слабость. Здесь вместе с незнанием техники отрицательную роль сыграла эмоциональная взвинченность, приведшая к спазму или излишнему тонусу сфинктеров.
Полным людям с обвисшим животом, растянутым «чулочным» желудком приходится пить больше раствора, но мешают тошнота и рвота. Эти неприятные ощущения от солёной воды можно устранить, уменьшив концентрацию раствора после того, как начались испражнения.
Если рассудочные доводы не убеждают, и при питьё возникают непреодолимые страх и тошнота, попытайтесь снять их самовнушающими мысленными и словесными утверждениями. Но не такими, как в одной «экстрасенсорной» брошюрке: «Я начинаю пить эту божественную жидкость. Она вкусна приятна <...> Мне очень хорошо, мне приятно» и т.д.
Самовнушение — не самообман! Для новичка в промывании и йоге такое несоответствие между свидетельством его чувств о противности большого количества солёной воды и «сладкими» словами о ней только будет порождать лишнее напряжение в уме, что вряд ли поможет в это промывание или скажется потом — в нежелании делать его ещё раз.
Лучше обращаться к уму и телу не столь экзальтированно. «Это вода не очень приятное, но необходимое лекарство. Она поможет удалить из тела вредные отходы и яды. Тело мое станет чистым, здоровым, сильным»... и т.п.
Авторы различных книг и брошюр при описании промывания ЖКТ допускают ошибки и неточности Мы свели основные в следующую таблицу.
Температура воды — 45 градусов (температура горячего супа)
|
Слишком горяча. Это замедляет и затрудняет процесс питья и всего приёма. Кроме того, слишком горячая вода быстро растворяет шлаки, кишечник начинает их всасывать, и они поступают в кровь Это ухудшает самочувствие, усиливает усталость, может привести к головной боли |
Заменять воду молочной сывороткой или добавлять свекольный сок. |
Сомнительно. Если кисломолочные продукты запрещены после промывания, почему для сыворотки исключение? Свекольный сок будет менять цвет испражнений, что помешает верно оценить состояние пищеварительного тракта. Но добавление в раствор чайной ложки лимонного сока на литр или взятие в качестве основы раствора не очень крепкого и процеженного настоя или отвара откреплящих аму горьких трав (полынь, ромашка) допустимо |
Упражнение выполнять после каждого стакана раствора
|
Излишняя трата сил и времени. Лучше после каждых двух стаканов |
Идти в туалет после первых двух стаканов |
То же. Как правило, первый позыв наступает после, по меньшей мере, 4-6 стаканов |
При отсутствии испражнения делать движения типа «косьба», осуществляя при этом надавливание на область толстой кишки |
Усиление беспокойства из-за отсутствия испражнения является психологическим препятствием его успеху. Если уж предпринимать какие-то побуждающие действия — то лучше проделать на выдохе выпячивание живота |
Если дефекации не произошло — сделать клизму
|
Делать это только при крайне плохом самочувствии, ибо шанкха пракшалана должна привести к выведению воды и кала естественным образом. Если тепло — лучше прогуляться, если холодно — полежать с опертыми на стенку ногами |
После промывания — съесть ложку мёда
|
Вредный совет. мёд — весьма биологически-активный продукт, его возбуждающее воздействие на лишенные слизи стенки кишечника может быть весьма сильным и изъязвлять их из-за усиления секреции желудочного сока. |
Первая еда — рисовая каша без масла, или рис с томатным соусом, злаковые с морковью
|
Сочетание: рис-бобовые-топлёное масло — наилучшая и необходимая еда для восстановления слизистой желудка. Морковь допустима в слегка припущенном виде. Томатный же соус с модифицированным крахмалом, красителями и консервантами может привести к расстройству пищеварения, метеоризму и т.п. |
В случае сильной жажды после окончания упражнения — пить воду, травяные и ягодные отвары
|
Смывается восстанавливающаяся слизистая оболочка кишечника. Лучше перетерпеть жажду в течении 3-х часов
|
После первой еды — выспаться, если очень устали
|
Может возникнуть сонливость и головная боль. |
Делать полную шанкха пракшалану раз в две недели |
Такое мощное по воздействию и энергетическим затратам средство Сатьянанда советует выполнять 2 раза в год, но не зимой. Делать чаще можно лишь по лечебным причинам, например, при лечении ожирения и т.п.
|
Выполнение Для тех, кого не испугали эти предостережения, ограничения и трудности и кто намерен всё-таки выполнять полное промывание отметим важнейшие отличия от техники лёгкого промывания.
Нужно приготовить большое количество тёплой солёной воды (может понадобиться 4-5 литров или, как уточняет Свами Сатьянанда — примерно 16 стаканов). Так как промывание до прозрачности выходящей воды может потребовать более 3-х часов времени, надо сохранить её тёплой, например, вылив в большой термос или поставив на газовую плиту рядом с зажженной конфоркой.
Перед питьём раствора смазать анус касторовым или растительным маслом, чтобы сфинктер легче открывался, а анус не раздражался от соли. Одновременно со смазыванием проделать мула шодхану. Она особенно необходима ветреным, у которых часто выходу кала препятствует спазм анального сфинктера или каловая пробка в прямой кишке.
Хорошо также смазать растительным маслом макушку, а ветреным — ещё и суставы.
Так как при этом промывании торопиться некуда, мы советуем в течение первых 20 минут пить воду без упражнений — по два стакана каждые пять минут. Смысл здесь в экономии сил. Пока вода не пройдет в кишечник, их лучше не тратить. Кстати, в это время можно сварить кхичери.
После шести выпитых стаканов начинаете делать асаны и ходить в туалет. Независимо от того, произошло ли испражнение или нет, выпиваете 2 стакана, делаете ряд упражнений и вновь идете в туалет. Чередуете питьё—упражнения—испражнение, пока из заднего прохода не будет выходить жижа удовлетворяющей вас светлости, в идеале — почти прозрачная вода.
Если после шестого стакана ничего не вышло (из кишечника), не пугайтесь. Если после 8—10 его нет, а принимать солёную воду становится отвратно, организм уже отказывается, нужно проделать ещё один или два ряда асан без питья воды. Если и это не помогает, можно ввести дополнительное упражнения, называемые у нас стойкой на плечах, “свечкой” или “берёзкой” (сарвангасану или випаритакарани). После 5—7 мин. его выполнения затруднение обычно проходит (как и кал), и можно продолжать делать обычный ряд упражнений для шанкха пракшаланы.
Испражнений должно быть не меньше шести и не больше пятнадцати. После достижения нужной чистоты (определяемой по цвету выходящей жижи) желательно, хотя не обязательно,"разбавить" солёность организма и уменьшить жажду, что облегчит последующее трудное для некоторых трехчасовое воздержание от питья. Пару последних подходов упражнений можно проделать, выпивая воду уже без соли. А для того, чтобы «закрыть» кишечные клапаны и прекратить уже ненужные испражнения, выпить сразу один-два стакана тёплой и несолёной воды и сделать вышеописанное рвотное упражнение.
Потом — первый или малый отдых в течении 45 мин. За это время отдохнет тело, уставшее после затраты сил на промывание, и совершенно свободная от еды и работы пищеварительная система. Надо посидеть спокойно, но не ложиться, чтобы не заснуть ненароком.
Отдохнув после окончания промывания, не позднее, чем через час надо поесть,Еда должна быть уже готова. Съесть хорошую порцию, даже если нет аппетита.
Но без жидкостей! Это нелегко, так как соль является поглотителем влаги, и после питья большого количества соляного раствора ткани и слизистые обезвоживаются. Сильна усталость. Но желательно перетерпеть жажду в течение 3-х часов после окончания промывания, иначе вы будете продолжать ходить в туалет и смывать новообразующуюся слизистую оболочку пищеварительного тракта. После этого пить можно вдоволь, но лучше тёплые травяные или зеленый чаи. Если нет сил терпеть жажду, можно прополоскать рот водой и сделать глоток-другой.
Затем необходим не менее чем трехчасовой отдых без сна и сильного телесного и умственного напряжения. Хотя на сон и будет тянуть, но если поддаться, можно заработать тяжесть в голове или даже головную боль. В материалах Бихарской школы йоги приводится исключительный случай, когда пренебрегший этим предостережением человек, видимо, с накопившейся многолетней усталостью, заснул и спал — весь день, ночь, и следующий день до полудня (и то его разбудили), да и потом целый день хотел спать и был неспособен что-либо делать или думать.
Очистив тело, не загрязняйте ум: в это время он очень восприимчив. Во время отдыха лучше отдохнуть и от чтения, и от телевизора. Особо избегайте чернухи-порнухи-чепухи-дешёвки Если вам скучно без внешних раздражителей, лучше почитайте, послушайте, посмотрите классику.
После выполненияполного промывания следующий стул может быть через день и даже больше, что вполне допустимо.
Сроки и частота выполнения промывания
Полное промывание особенно полезно на стыке времен года: зимы и весны, весны и лета, осени и зимы. Это разумно и потому, что обычно к концу сезона накапливаются нарушения обмена и обостряются некоторые расстройства.
Большинству людей вполне достаточно делать его дважды в год. Авторы некоторых пособий советуют делать её раз в две недели. Компилятор, видимо, перепутал лёгкую шанкха пракшалану с полной. Такие советы в брошюре, которая могут принять за непогрешимое руководство легковерный, нездоровый, очень желающий выздоровления, или фанатичный — безответственны. Чаще чем дважды в год полное промывание может делать или имеющий достаточный опыт в йоге и знающий, когда это требуется, или больной, например, хроническим запором, несварением, диабетом и другими болезнями и только под наблюдением знатока.
Исключения, разумеется, есть. И опять же — нужно досконально знать порядок, подробности и тонкости очищения, лучше непосредственно от учителя. Но так как знающего наставника удается найти не каждому, для этой техники особенно важно внимательное соблюдение «техники безопасности».
Шанкха пракшалана с наули
Есть ещё одна разновидность промывания пищеварительного тракта, которую может выполнить умеющий управлять мышцами живота: втягивать живот (уддияна бандха) и вращать его мышцы по кругу (наули), описание которой дается ниже).
Если человек свободно владеет наули, позы шанкха пракшаланы ему не нужны. Меньше затрачивается сил, полнее и лучше промывается кишечник — гораздо меньшим количеством воды, что оказывает более щадящее действие на организм.
После пары выпитых стаканов тёплой подсоленной воды движение мышцами выполняются 2—3 раза по 5—10 вращений в каждую сторону на задержанном дыхании. Потом спокойно выдохнуть и со вдохом потянуться вверх с поднятыми руками. При желании покрутиться несколько раз туловищем в стороны. Это поможет воде пройти дальше по кишечнику, а сфинктерам открыться. Снова выпивают стакан и проделывают упражнения. Делают наули уже после каждого стакана. Всего выпивают 1—1,5 л воды (около 4—6 стаканов), после чего выполняют лишь наули, стараясь не слишком утомиться при этом. В течение примерно 30 мин. происходит опорожнение кишечника. Второе испражнение может быть примерно минут через 20 после первого.
Потом уже воду пьёте и делаете наули, пока не достигнете нужной чистоты выходящей жидкости.
Дыхательное очищение. Капалабхати
Хотя капалабхати относится, скорее, к пранайаме, мы кратко опишем её простейшую разновидность, имея ввиду её очистительную направленность.
Капалабхати некоторые йоговские писания относят к шаткармам, другие — к крийам, то есть деятельным упражнением. И те, и другие признают очистительную направленность и действенность капалабхати.
При обычном, как правило, неосознаваемом и поверхностном дыхании мышцы, занимающиеся выдохом, работают много меньше, чем ответственные за вдох диафрагма и внешние межреберные мышцы. Внутренние межреберные мышцы являются ограничителем вдоха, останавливая дальнейшее сокращение диафрагмы и внешних межреберных мышц. Тогда начинается выдох, который происходит пассивно. Лишь когда что-то препятствует дыханию или, когда организм нуждается в большем количестве кислорода, эти мышцы начинают действовать с усилием.
С годами без тренировки «безвольность» этих мышц всё больше возрастает. Выдоха для удаления воздуха из лёгких становится недостаточно, остаточный воздух остается в альвеолах и при поступлении новой порции воздуха они растягиваются. Вдох по привычке и необходимости делается более сильным, но менее действенным, а выдох всё меньше. Это зачастую вызывает сильную мышечную усталость и приводит к эмфиземе лёгких, бронхитам и бронхиальной астме.
В лёгких, кроме постоянно обновляемого при каждом вдохе-выдохе, увеличивается воздух так называемого «вредного пространства». Хотя этот застойный воздух поддерживает лёгкие в слегка «надутом» положении, в нем содержится много вредных веществ. Его можно сравнить с некоторым количеством нечистот в кишечнике, которые тоже поддерживают его тонус, однако являются источником поступления вредных веществ в кровь.
Но так как городской человек весьма мало проветривает лёгкие физической нагрузкой, с годами «вредное пространство» относительно всей ёмкости лёгких у него неуклонно увеличивается, растет и концентрация вредных веществ и бактерий в нём.
Размножение бактерий в бронхах и лёгких приводит к респираторным заболеваниям:: бронхитам, ангинам, туберкулёзу и т.д. В лёгкие могут проникать и паразитировать там некоторые виды гельминтов.
Увеличение «вредного пространства» в альвеолах лёгких в понятиях аюрведы является усилением воздушного расстройства (вата доши). Такой, насыщенный вредными веществами и бактериями, воздух постепенно внедряется во все ткани тела. «Избыток воздуха в крови может производить язвы, в мясе (т.е. мышечной ткани) — болезненные узлы, в жировой ткани — отёки и опухоли». (Сушрута, Ниданастхана, 1.25)
При капалабхати, напротив, выдох сознательно усилен и деятелен, а вдох происходит без участия воли. То есть воздух сильно изгоняется из лёгких частым сокращением мышц живота; тогда как вдох происходит безусильно. Воздух при этом «засасывается» в лёгкие естественным возвращением мышц живота после выдоха вперед.
Кажется, такие методики, как дыхание по Бутейко и Стрельниковой, — видоизмененный приём капалабхати, хотя авторы о нем не упоминают.
Упражнение улучшает качество дыхания. Удаляется часть застойного воздуха. Он включается в кислородно-углекислый обмен, становящимся более действенным и экономным. Усиленным продуванием носовых проходов из лёгких удаляется избыток слизи, препятствующий поступлению свежего воздуха. С излишком слизи удаляются и огромное количество вредных бактерий и отходов их жизнедеятельности, которые прежде попадали в кровь. Свежий воздух губительно действует на оставшихся. Слизь в носовых проходах теперь начинает выполнять только свою защитную и увлажняющую функцию, а не становится рассадником болезней.
Увеличивается эластичность альвеол лёгких.
При многих заболеваниях верхних дыхательных непременно полезно очищать лёгкие. Капалабхати позволит усилить дыхательные мышцы, улучшить общий тонус лёгких, чтобы лучше усваивать кислород из воздуха. Если капалабхати сделать лечебным средством при бронхиальной астме (естественно не во время приступа), приступы становятся реже и слабее, а при упорстве и последовательности — астма излечивается совсем .
В сочетании с другими средствами и при правильном выполнении упражнение излечивает стоматит, гингивит, пародонтит.
При капалабхати происходит массаж органов живота. Улучшается функционирование пищеварительной системы.
Упражнение оживляет умственную деятельность. Эта, казалось бы, «идеальная» сфера во многом зависит от материальных или физиологических причин: поступления в мозг свежего воздуха и чистой крови. Но часто этому препятствуют закупорки и очаги инфекций в носовых и лобных пазухах. Капалабхати усиленным током воздуха продувает верхние дыхательные пути от излишка слизи и убыстряет кровоток в передних частях мозга.
При вдохе и выдохе объём мозга соответственно несколько уменьшается и расширяется. При частом усиленном дыхании явление это происходит чаще и сильнее. Такая пульсация как бы «массирует» и взбадривает мозг. Возрастает энергия для умственного труда, увеличивается работоспособность и выносливость мозга.
Как всякое дыхательное упражнение, капалабхати влияет на взаимодействие симпатической и парасимпатической систем. Это происходит из-за смены преобладающей при дыхании ноздри, изменений в потоках нервных токов, идущих в мозг и обратно. Это пробуждает и взбадривает мозговые центры. Перемена нервных рефлексов, связанных с дыханием, позволяет управляющему организмом сознанию лучше «слышать» и отзываться на них.
Поэтому, если у вас непочатый край умственной работы, а усталость не дает выдавить из себя хотя бы одну мыслишку и клонит в сон, несколько подходов капалабхати поможет зарядить ум энергией. Капалабхати поможет побороть утреннюю сонливость и настроить на предстоящую деятельность.
Это физиологические «подтверждения» более древних, тонких и широких понятий аюрведы и йоги По объяснениям йоги, капалабхати возбуждает и упорядочивают движение праны или прановые токи (нади) в верхней части тела.
Капалабхати помогает увеличить длительность задержки дыхания. Обычно тренируют это задержкой дыхания на вдохе. Но и ряд усиленных выдохов увеличивает время последующей задержки! Так как необходимость вдоха обусловлена, в частности, перенасыщенностью тканей углекислым газом, то его удаление посредством капалабхати увеличивает усвоение кислорода.
Капалабхати может служить одной из лучших подготовительных техник для созерцания.
Если достаточно долго выполнять упражнение (по крайней мере, несколько подходов по 100 вдохов-выдохов), то можно почувствовать, как из ума уходят эмоциональные волнения, переживания, беспокоящие мысли, ненужные игры воображения. Ум становится спокоен, но восприимчив.
Если довести количество подходов до 36, можно достичь первой стадии лайи, когда ум начинает растворяться.
Противопоказания и предостережения
Капалабхати не следует делать тем, кто страдает от таких болезней как высокое кровяное давление, головокружение, грыжа и так далее.
Хотя упражнение благотворно при бронхиальной астме, при приступах его делать нельзя или делать очень внимательно, осмотрительно и дозированно под наблюдением.
Заниматься капалабхати желательно по прошествии не менее четырех часов после еды.
Поздно перед сном делать упражнение усиленно и много (скажем, десять подходов) нельзя, ибо можно перевозбудиться и заработать бессонницу.
Упражнения будет более действенным, если перед ним выполнить нети, вамана дхаути или лёгкой шанкха пракшаланой.
В оздоровительных целях достаточно делать капалабхати не более трех минут (Йогендра). Наращивать число выдохов, их частоту и число подходов капалабхати надо постепенно. Если почувствовали какое-то неудобство в виде головокружения, изнурения, боли в мышцах живота или лёгких и т.п., упражнение надо прекратить и не возобновлять, пока они не исчезнут.
Выполнение
Есть две техники её выполнения. На вечно спешащем и ищущем быстрого результата Западе — несколько подходов с очень сильными выдохами. Такой способ Сатьянанда считает вообще неверным или неправильно понятым, даже если он и описан в тех или иных книгах по йоге.
В Индии предпочитают делать довольно много подходов (сто и более) с мягкими и простыми выдохами. Это одно из упражнений лайа йоги.
Выдох в капалабхати должно производиться очень мягко, но часто. Сатьянанда даже сравнивает капалабхати с тем, что делают по утрам бессознательно, когда фыркают, прочищая нос. Проделав не два-три, а сотню подобных выдохов, это легко понять.
Но главное, что в этом упражнении должен быть насколько возможно задействован живот, а не грудь. её движение минимально. Нужно совершенное управление мышцами живота и диафрагмой. Поэтому, прежде чем ею заниматься, надо овладеть агнисара крийей, а ещё лучше — наули. Тогда тело не будет двигаться и дергаться. В идеале оно должно быть подобно статуе.
Сядьте в удобную асану. Наилучшие позы — сиддхасана или падмасана. Спина прямая, глаза закрыты, тело ненапряженно.
Быстро выдохните, сильно сокращая мышцы живота. Без какого-либо усилия и волевого напряжения вдохните, не мешая мышцам живота расширяться.
Делайте быстрые дыхания подряд столько раз, сколько вы можете сделать без напряжения. Со временем и упражнением число их можно увеличить.
Затем один раз глубоко и медленно вдохните. Полностью выдохните, стараясь опустошить лёгкие насколько возможно, и с концом выдоха выполните великий замок (маха бандху), состоящий из трех замков: мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи.
Сначала сокращаете точку мула бандхи (если не умеете, то просто подтяните мышцы ануса), потом живота (уддияна) и в заключении опустите и прижмите подбородок к верхней части груди.
Задержите дыхание на сколько на сегодняшний день вам удобно. Во время задержки сосредоточьтесь на умственном пространстве или экране (чидакаша), что расположен в голове, на внутренней поверхности лба.
Затем «отоприте» великий замок, то есть закончите маха бандху. Ослабьте сокращение точки мула бандхи, уддияна бандхи, поднимите голову и медленно вдохните.
Таков один подход.
Если чувствуется небольшая усталость, нехватка дыхания, сделайте несколько вдохов и выдохов, пока дыхание не станет естественным.
Затем начинайте следующий подход.
Заканчивать дыхательное упражнение лучше наблюдением мысленного пространтсва (чидакаша дхарана), только более продолжительным..
Начиная с 20-30 выдохов и прибавляя каждую неделю по несколько, можно дойти меньше чем за месяц до 100 выдохов за один подход. Несколько подходов с таким числом выдохов вполне достаточно в оздоровительных целях и как пранайама в занятиях для начинающих в йоге.
[1] Таласану (taḍāsana)в англоязычной литературе по йоге, а поскольку большинство сведений идёт оттуда, то и в нашей, сплошь и рядом и путают с “позой горы”(тадасана) из-за трудности передачи санскритского согласного, звучащего как нечто среднее между л и д.
[2] У Дхирендры Брахмачари — сарпасана (поза змеи)