III
1. Арджуна сказал:
Если ты, о Людей Побудитель, выше дел разум[1] ставишь,
зачем на ужасное дело меня, Кудрявый, склоняешь?
2. Речи странным противоречьем мой разум ты как бы смущаешь;
одно поведай определённо — как поступить мне лучше?
3. Свят-Благой сказал:
В этом мире два вида веры возвещены Мной, Безупречный,
целость знания[2] — для рассудочных, целость действия[3] — для цельных.
4. Избегающий дел человек не осуществит бездействия,
ибо одним отреченьем ещё не стать совершенным.
5. Ибо никто бездеятельным не может пробыть даже мига,
делает дело[4] невольно — всё из-за свойств, порождённых природой.
6. Кто проявленья чувств подавил, но сидит, умом вспоминая,
цели чувств — тот запутавшимся, поступающим ложно зовётся.
7. Того, кто чувства умом подчинив, удерживает, о Ярый,
действия чувств обобщеньем действий считают несвязанным.
8. Необходимое делай дело — дело ведь выше бездействия:
даже и отправлений тела не исполнишь, бездействуя.
9. Кроме действий, что ради жертвы, мир действием связан;
выполняй поэтому дело, от связанности свободный.
10. Вместе с жертвой твари создав, молвил некогда Тварей Владыка[5]:
"Множитесь ею, пусть она будет искомым желаньем доиться[6].
11. Ею богов удовлетворяйте, те боги пусть вас удовлетворяют,
удовлетворяя друг друга, достигнете высшего счастья.
12. Услады желанные боги дадут вам, удовлетворённые жертвой,
кто ж потребляет данное ими, не отдавая — вор тот.
13. Едя жертв остатки, добрые[7] избавляются от недостатков,
но грязь едят нечестивцы, для себя лишь (пищу) готовя.
14. Существа существуют пищей, пища от дождя бывает,
дождь бывает от жертвы, действие[8]. —жертвы источник.
15. Знай, деянье идёт от Благого[9], сам Благой рожден Нерушимым[10],
посему вездесущее Благо[11] вечно стоит на жертве.
16. Кто этого круговращенья здесь вращенью не помогает,
дурноживущий, тешущий чувства, тщетно, Землянин, живёт тот.
17. Кто же Самим наслаждается и Самим насыщается,
только Самим умиротворился — действующим не является.
18. У него здесь цели ни в деле, ни в недеяньи не бывает,
ни в каком существе он не ищет опоры или богатства.
19. Так, несвязанный, постоянно делай должное дело[12],
ведь муж[13] несвязанный, дело верша, Высшее обретает.
20. Ведь лишь делом Джанака[14] с прочими совершенства достигли,
также в виду сохранности мира ты действовать должен.
21. Что совершает лучший —то и всякий рождённый,
какой он пример подаёт — следует мир такому.
22. Нет ничего в трёх мирах, чего бы свершить Я должен
и чего бы не мог сивершить, но Я в делах пребываю.
23. Ибо если не буду следовать Я делам непрестанным,
последует вслед за Мною и всё человечество, Партха.
24. Эти миры бы распались, если б не делал Я действий,
Я стал бы творцом варн смешенья и созданий уничтоженья.
25. Коль неразумный действует, действием связан, Бхаратич,
разумный же, непривязанный, действует ради сохранности мира
26. Да не смущает он разум[15] незнающих, привязанных к делу,
свершая дела все, сведущий, к довольству ими пусть побуждает.
27. Природы свойствами-гунами всецело производятся действия,
своим "я" отдельным обманутый, "Я — деятель!" — мыслит.
28. Но кто ведает суть, долгорукий, свойств и дел разделенья,
"Обращаются свойства в свойства",— так поняв, не запутан.
29. Обманутые свойствами природы запутываются в действиях свойств,
их, слабых, совсем неведающих, всеведающий да не волнует.
30. Мыслью[16] о Самом главном[17] Мне все дела оставляя,
неувлечённым став, беспечальным, сразись, горячности избегая.
31.Те люди, кто Моему учению следуют постоянно,
с верой, неропщущие, те избавляются даже от действий[18].
32. Но те, кто, ропща, не следует Моему ученью,
любым знаньем обмануты, знай, бессмысленно погибают.
33. Даже знающий поступает согласно своей природе,
природе подвержены все существа — к чему приведет подавленье?
34. Чувству чувственной цели страсть-отвращенье присущи,
Они ведь враги (человека) — да не поддастся их власти.
35. Свой долг пусть и скромный, — лучше чужого, что исполнен прекрасно[19].
в своём долге устойчивость лучше, долг же чужой опасен.
36. Арджуна сказал:
Кем тогда побуждаемый муж[20] этот грех производит
против воли даже, Вришниец, словно тот силой ему навязан?
37. Свят-Благой сказал:
Желание это, гнев это — порождённые страстным свойством[21],
многогрешным, прожорливым, знай, таков здесь противник.
38. Как покрывается дымом пламя и зеркало — пылью,
как зародыш покрыт последом — так им это покрыто
39. И знание знающего покрыто этим вечным противником
в виде желанья, сын Кунти, как огнём ненасытным.
40. Чувства, ум, разум[22] его вместилищами называют,
ими обманывает оно, сокрыв Воплощённого знанье.
41.Итак, свои чувства сначала подчинив, бык из Бхаратов,
удали грязнителя этого Знанья и всезнанья губителя.
42.Говорят: "высокие чувства", над чувствами высший — ум,
выше ума же — разум, но разума выше — оно[23].
43. Познав то, что выше разума, в Самом самоутвердившись,
сокруши врага, долгорукий, чудовище в виде желанья.
Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, ученьи о Благе, писании йоги, беседе Шри-Кришны с Арджуной третья глава по названию
ЙОГА ДЕЙСТВИЯ или КАРМА ЙОГА
[1] Buddhi.
[2] Jñāna yoga.
[3]karma yoga.
[4] karma. Здесь и ниже слово карма означает таже и обрядовые действия.
[5] Праджапати.
[6]. kāmadhuk, корова желаний.
[7] santa. Ср. с происходящем от латинского «святой».
[8]. karma.
[9]. Brahma (м.р.), Бог-творец.
[10] akṣara, также слог ОМ.
[11]. Brahman (ср.р.), Абсолютное Бытие.
[12]. karma karyam.
[13] puruṣa.
[14] Царь Видехи, прославившийся своей праведностью и стремлением к знанию.
[15].buddhi.
[16]. cetasā.
[17]. adhyātma.
[18]. Возможен вариант: "делами".
[19]. Эта полушлока повторяется в Гите дважды. Свой долг … svadharma.
[20]. Здесь возможно и «космичное» понимание слово puruṣa —Дух.
[21] raja guṇa.
[22]. indriyāni mano buddhir.
[23]. Намеренная двусмысленность стиха: «оно» может подразумевать и «желание», но и Чистое сознание, Дух, что выше разума.