Проблески

Петровский путь заглох внезапно

И сузился до пары строк:

Зачем рубить окно на Запад,

Когда открыто на Восток?

IV

1. Свят-Благой сказал:

Непреходящее это единство[1] Всесветлому[2] я поведал,

Всесветлый сказал его Мудрому[3], Мудрый сказал Икшваку[4].

2. Передавая один другому провидцы-цари его знали,

но за великое время здесь рассеялось это единство.

3. Древнее это единство вновь возвещено Мною ныне,

тебе, Мой обожатель[5] и друг, сказано наитайное это.

4. Арджуна сказал:

Раньше Всесветлый родился, позже твое рожденье

как Ты мог "возвестить в начале" — этого не понимаю.

5. Свят-Благодатный сказал:

Много Моих рождений и твоих было в прошлом, о Ярый,

ведомы все Мне, ты же своих не знаешь, врагов палитель[6].

6. Хоть Сам нерожденный и неизменный, хоть Я существ владыка,

становлюсь Я своей природой, собственной магией[7] управляя.

7. Ибо всякий раз, когда Правда[8] истощается, Бхаратич,

умножившейся неправдой — тогда Я Сам себя испускаю.

8. Для защиты усердных[9] и для уничтоженья злодеев,

для восстановления Правды являюсь Я в каждую эру[10].

9. Дивны рожденье Мое и дело[11] —кто эту истину знает,

тело оставив, вновь не родится — ко Мне он идёт, о Ярый.

10. Лишены страсти, страха, гнева, Мной полны, во Мне пребывая,

много очищенных пылом[12] знанья, вступивших в Мое состоянье.

11. Как кто ко Мне устремлён, того так Я и награждаю.

Мне вослед следуют люди по-всякому, о Землянин.

12. Стремящиеся к успеху в делах богам здесь возносят жертвы,

ибо быстро в мире людском успех деловой бывает.

13. Произведены Мной четыре нрава[13], распределение свойств и дела[14],

этого — Я создатель, хотя несозидающий, неизменный.

14. Меня действия не пятнают, плоды действий не увлекают,

кто Меня познает таковым — действием тот не связан.

15. Это постигнув, делали дело предки также для Избавленья[15],

поэтому делай дело и ты, как делали в древности предки.

16. Что — действие? Что — бездействие? Даже вещие здесь в смущеньи.

Расскажу тебе о том действии, что познав, избавишься от несчастья.

17. Должно познать и действие, познать и злодейство,

должно познать и бездействие — таинственен ведь путь действия.

18. Кто в действии зрит бездействие, а в бездействии — действие,

тот средь людей познавший, приобщённый[16], дела все свершивший.

19. Во всех своих начинаньях от желанья, стремленья избавлен;

кто сжёг дела огнём знания — тот учёным разумными назван.

20. Путы плодов дел отбросив, без крова, всегда довольный,

пребывая в действии даже, не делает ничего он.

21. Без надежд, укротив свои мысли, всякую собственность бросив,

только телом дела совершая, прегрешенья не принимает.

22. Нежданно данным доволен, независтлив и нераздвоен,

равный в успехе и неуспехе, действуя даже, не связан.

23. Пут избегнувшего, свободного, с основанным на знаньи сознаньем[17],

производящий дело для жертвы совершенно (его) избывает.

24. Благо[18]-жертвованьем Благо-жертву в огонь Блага Благой ввергает,

благодеянье – как Благо само,  что достигнется этим свершеньем[19].

25. Некоторые приобщённые божеств почитают жертвами,

другие же — в огонь Блага жертву приносят[20].

26. Слух и прочие чувства иные в огни обузданья подносят,

жертвуют звук и прочие вещи  на огнях чувств иные.

27. Все действия чувств[21], и действия токов[22] другие

жертвуют в зажжённый Знаньем огонь йоги самоуправленья.

28. Другие жертвой имущества, жертвой пыла, жертвой йоги,

жертвою изученья знанья[23] прилежны, тверды в обетах.

29. Выдоху жертвуют вдохом[24], а другие — выдохом вдоху,

ход вдоха-выдоха подчиняя, силоуправление[25] ставят целью.

30. Другие, сдержаны в пище, дыханьем жертвуют дыханьям[26].

Все они сведущи в жертвах, жертвой скверну уничтожают

31. Вкушая бессмертность[27] остатков жертвы, идут в извечное Благо.

Не жертвующим – нет мира здесь, и откуда иной, лучший Куру?!

32. Так многие виды жертв разложены перед ртом Блага;

знай, все они рождены делами, узнав это — освободишься.

33. Лучше вещественных жертв жертва знанья, врагов палитель[28],

все действия полностью заключаются в знаньи, Землянин.

34. Это познай поклоненьем, вопрошаньем, служеньем,

знанье тебе предоставят знающие, зрящие сущность.

35. Это узнав, не попадёшь в заблуждение вновь, сын Панду,

им все существа без изьятья узришь в Самом и также во Мне.

36. И если ты был бы даже грешнейший из грешных,

на лодке знания преодолеешь все преступленья.

37. Как горящий огонь дрова обращает в пепел, о Ярый.

так огонь знания все дела обращает в пепел.

38. Ибо равного знанию здесь очистителя не существует,

его в упражнении[29] преуспевший в себе со временем открывает.

39. Верующий, чувства смирив, получает Высшего знанье,

знание Высшего получив, вскоре в покой вступает.

40. Незнающий, неверующий, сомневающийся — гибнет,

не в этом мире и не в ином для сомневающегося нет счастья.

41. Обузданьем[30] отринувшего дела, отсекшего знаньем сомненья,

самодостаточного не связывают дела, о Добра Добытчик.

 

Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, ученьи о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной четвёртая глава по названию

ЙОГА БЛАГОЙ ЖЕРТВЫ.

 


[1]. yoga.

[2]. Вивасван, солнце.

[3]. Ману, прародитель человечества.

[4]. Икшаваку, царь лунной династии, родоначальник рода куру.

[5]. Bhakta.

[6]. Parantapa.

[7]. māyāya.

[8]. dharma.

[9]. sadhunam.

[10] yuga.

[11] karma.

[12] tapas.

[13] vara.

[14] karma.

[15] mokṣa.

[16]. yukta.

[17] cetasā.

[18]. Эта шлока произносится в некоторых течениях веданты перед принятием пищи. Благо —Брахман.

[19]. samādhinā.

[20] В стихах 24-30 говорится о внутренней жертве, когда жертвой высшему становятся или  проявления чувств, или физиологические функции, или мыслительные способности человека.

[21]. indriya.

[22]. prāa.

[23]. svādhyāya.

[24]. Выдоху жертвуют вдохом apāne.. praṇam.

[25]. Пранайама – не только управление дыханием.

[26]. Дыханьем жертвуют дыханиям. …Здесь имеются в виду жизненные дыхания, праны ( мн. ч.), а не просто вдохи и выдохи.

[27] amṛta, напиток бессмертия.

[28] Здесь выбираем ещё одно значение слова parantapa.

[29]. yoga.

[30]. yoga.