IV
1. Свят-Благой сказал:
Непреходящее это единство[1] Всесветлому[2] я поведал,
Всесветлый сказал его Мудрому[3], Мудрый сказал Икшваку[4].
2. Передавая один другому провидцы-цари его знали,
но за великое время здесь рассеялось это единство.
3. Древнее это единство вновь возвещено Мною ныне,
тебе, Мой обожатель[5] и друг, сказано наитайное это.
4. Арджуна сказал:
Раньше Всесветлый родился, позже твое рожденье
как Ты мог "возвестить в начале" — этого не понимаю.
5. Свят-Благодатный сказал:
Много Моих рождений и твоих было в прошлом, о Ярый,
ведомы все Мне, ты же своих не знаешь, врагов палитель[6].
6. Хоть Сам нерожденный и неизменный, хоть Я существ владыка,
становлюсь Я своей природой, собственной магией[7] управляя.
7. Ибо всякий раз, когда Правда[8] истощается, Бхаратич,
умножившейся неправдой — тогда Я Сам себя испускаю.
8. Для защиты усердных[9] и для уничтоженья злодеев,
для восстановления Правды являюсь Я в каждую эру[10].
9. Дивны рожденье Мое и дело[11] —кто эту истину знает,
тело оставив, вновь не родится — ко Мне он идёт, о Ярый.
10. Лишены страсти, страха, гнева, Мной полны, во Мне пребывая,
много очищенных пылом[12] знанья, вступивших в Мое состоянье.
11. Как кто ко Мне устремлён, того так Я и награждаю.
Мне вослед следуют люди по-всякому, о Землянин.
12. Стремящиеся к успеху в делах богам здесь возносят жертвы,
ибо быстро в мире людском успех деловой бывает.
13. Произведены Мной четыре нрава[13], распределение свойств и дела[14],
этого — Я создатель, хотя несозидающий, неизменный.
14. Меня действия не пятнают, плоды действий не увлекают,
кто Меня познает таковым — действием тот не связан.
15. Это постигнув, делали дело предки также для Избавленья[15],
поэтому делай дело и ты, как делали в древности предки.
16. Что — действие? Что — бездействие? Даже вещие здесь в смущеньи.
Расскажу тебе о том действии, что познав, избавишься от несчастья.
17. Должно познать и действие, познать и злодейство,
должно познать и бездействие — таинственен ведь путь действия.
18. Кто в действии зрит бездействие, а в бездействии — действие,
тот средь людей познавший, приобщённый[16], дела все свершивший.
19. Во всех своих начинаньях от желанья, стремленья избавлен;
кто сжёг дела огнём знания — тот учёным разумными назван.
20. Путы плодов дел отбросив, без крова, всегда довольный,
пребывая в действии даже, не делает ничего он.
21. Без надежд, укротив свои мысли, всякую собственность бросив,
только телом дела совершая, прегрешенья не принимает.
22. Нежданно данным доволен, независтлив и нераздвоен,
равный в успехе и неуспехе, действуя даже, не связан.
23. Пут избегнувшего, свободного, с основанным на знаньи сознаньем[17],
производящий дело для жертвы совершенно (его) избывает.
24. Благо[18]-жертвованьем Благо-жертву в огонь Блага Благой ввергает,
благодеянье – как Благо само, что достигнется этим свершеньем[19].
25. Некоторые приобщённые божеств почитают жертвами,
другие же — в огонь Блага жертву приносят[20].
26. Слух и прочие чувства иные в огни обузданья подносят,
жертвуют звук и прочие вещи на огнях чувств иные.
27. Все действия чувств[21], и действия токов[22] другие
жертвуют в зажжённый Знаньем огонь йоги самоуправленья.
28. Другие жертвой имущества, жертвой пыла, жертвой йоги,
жертвою изученья знанья[23] прилежны, тверды в обетах.
29. Выдоху жертвуют вдохом[24], а другие — выдохом вдоху,
ход вдоха-выдоха подчиняя, силоуправление[25] ставят целью.
30. Другие, сдержаны в пище, дыханьем жертвуют дыханьям[26].
Все они сведущи в жертвах, жертвой скверну уничтожают
31. Вкушая бессмертность[27] остатков жертвы, идут в извечное Благо.
Не жертвующим – нет мира здесь, и откуда иной, лучший Куру?!
32. Так многие виды жертв разложены перед ртом Блага;
знай, все они рождены делами, узнав это — освободишься.
33. Лучше вещественных жертв жертва знанья, врагов палитель[28],
все действия полностью заключаются в знаньи, Землянин.
34. Это познай поклоненьем, вопрошаньем, служеньем,
знанье тебе предоставят знающие, зрящие сущность.
35. Это узнав, не попадёшь в заблуждение вновь, сын Панду,
им все существа без изьятья узришь в Самом и также во Мне.
36. И если ты был бы даже грешнейший из грешных,
на лодке знания преодолеешь все преступленья.
37. Как горящий огонь дрова обращает в пепел, о Ярый.
так огонь знания все дела обращает в пепел.
38. Ибо равного знанию здесь очистителя не существует,
его в упражнении[29] преуспевший в себе со временем открывает.
39. Верующий, чувства смирив, получает Высшего знанье,
знание Высшего получив, вскоре в покой вступает.
40. Незнающий, неверующий, сомневающийся — гибнет,
не в этом мире и не в ином для сомневающегося нет счастья.
41. Обузданьем[30] отринувшего дела, отсекшего знаньем сомненья,
самодостаточного не связывают дела, о Добра Добытчик.
Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, ученьи о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной четвёртая глава по названию
ЙОГА БЛАГОЙ ЖЕРТВЫ.
[1]. yoga.
[2]. Вивасван, солнце.
[3]. Ману, прародитель человечества.
[4]. Икшаваку, царь лунной династии, родоначальник рода куру.
[5]. Bhakta.
[6]. Parantapa.
[7]. māyāya.
[8]. dharma.
[9]. sadhunam.
[10] yuga.
[11] karma.
[12] tapas.
[13] varṇa.
[14] karma.
[15] mokṣa.
[16]. yukta.
[17] cetasāḥ.
[18]. Эта шлока произносится в некоторых течениях веданты перед принятием пищи. Благо —Брахман.
[19]. samādhinā.
[20] В стихах 24-30 говорится о внутренней жертве, когда жертвой высшему становятся или проявления чувств, или физиологические функции, или мыслительные способности человека.
[21]. indriya.
[22]. prāṇa.
[23]. svādhyāya.
[24]. Выдоху жертвуют вдохом apāne.. praṇam.
[25]. Пранайама – не только управление дыханием.
[26]. Дыханьем жертвуют дыханиям. …Здесь имеются в виду жизненные дыхания, праны ( мн. ч.), а не просто вдохи и выдохи.
[27] amṛta, напиток бессмертия.
[28] Здесь выбираем ещё одно значение слова parantapa.
[29]. yoga.
[30]. yoga.