VIII

 

1. Арджуна сказал:

Что есть Благо[1]? Что — Главное Самое[2]? Что есть карма, о Первейший[3]?

Что главным существованьем[4] зовут? Кого именуют главным богом?

2. Что в этом теле есть главная жертва,о Мадху крушитель?

И самообузданными как в миг ухода ты познаёшься?

3. Свят-Благой сказал:

Нерушимое Высшее Благо зовут Самосущим[5] Главным Самым,

существ причина, существованье, конец соответствуют карме.

4. В разрушимом существованьи —  главное существо, главный бог — Первый[6],

главная жертва — Я в этом теле, о лучший из тело носящих.

5. Кто лишь обо Мне в миг кончины,избавляясь от плоти, помнит,

в Мое состоянье идет, отходя,нет сомнения в этом.

6. Ведь кто о каком состоянии помнит, плоть оставляя с кончиной,

Тот, сын Кунти, к тому и идёт, всегда становится тем состояньем.

7. Итак, во всякое время Меня вспоминай и сражайся!

Ум и разум ко Мне устремив, отыщешь Меня несомненно.

8. Повтореньем в Единое собранный[7], мыслями не отвлечённый,

к высшему дивному Первому[8] идёт размышляющий, Притхин.

9. Кто вещего, древнего, руководителя

тоньше тонкого, всеустроителя,

непостижного обликом, солнцетворного

помнит — тот за пределами мрака.

10. Неколебимый умом в миг ухода

обуздан силой любви и усердья[9],

дыханье[10] направив в межбровье,

достигает высшего дивного Первого.

11. Что именуют Вед знатоки нерушимым,

к чему восходят аскеты, лишённые страсти,

чего ища, странствует Благом влекомый[11],

то слово Я возвещу тебе вкратце.

12. Все двери чувств заперев и ум заключивши в сердце,

в голову дух направив,утвердясь в средоточьи[12].

13. Лишь слог благой ОМ повторяя, Меня вспоминая,

кто приходит к отказу от тела —идёт путем высшим.

14. Кто об ином не мысля, Меня постоянно помнит,

тому, постоянно обузданному, о, Притхин, легко Я доступен.

15. Меня обретая, к извечным страданьям новых рождений

не приходят великие души, достигши высшего совершенства.

16. Миры — вплоть до мира Благого[13] —подлежат возвращению, Ярый,

но для обретших Меня, сын Кунти, не бывает новых рождений.

17. Кто знает, что тысячью юг Благого день ограничен

и тысячью юг — его ночь, знает суть дня и ночи[14].

18. При наступлении дня из Неявленного[15] всё является,

а с наступлением ночи — в неявленном всё исчезает.

19. Существ этих толпы, снова и снова просуществовав невольно,

исчезают с началом ночи, с началом дня возникают.

20. Но выше Неявленного есть состоянье иное —

Вечно Неявленное, что с гибелью существ всех не гибнет.

21. Неявленным, Нерушимым, Путём Высочайшим его считают,

не возвращаются, кто обрёл Мое высочайшее состоянье.

22. Тот Высший Первый[16], Притхин, достижим обожанием[17] лишь безраздельным,

в Нём все существа пребывают, вселенная Им распростёрта.

23. В какой срок приобщённый[18]уходит без возвращенья,

какое сулит возвращенье — тебе возвещу Я, бык Бхаратов.

24. Огонь, свет, день, месяц растущий, полгода пути солнца на север,

тогда, отходя, приходят к Благу познавшие Благо.

25. Дым, ночь, убывающий месяц, полгода пути солнца к югу —

тогда перейдя в лунный свет, возвращается приобщённый.

26. Пути эти — светлый и тёмный — считаются вечными в Преходящем[19],

уходят одним безвозвратно, другим возвращаются снова.

27. Зная пути эти, приобщенный никогда не блуждает,

итак, во всякое время, о Ярый, единенью будь предан.

28. В Ведах, жертвах, стараньях[20], даяньях

благоприятный плод возвещённый

познав, восходит соединённый

к изначальному высшему состоянью.

 

Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, ученьи о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной восьмая глава по названию

ЙОГА ВЕЧНОГО БЛАГА.

 


[1]. Brahman, безусловное Бытие.

[2]. adhyātman.

[3]. puruṣottama.

[4]. adhibhūta.

[5]Svabhāva, эпитет многих богов.

[6]. puruṣa.

[7]. yoga yukta.

[8]. puruṣa.

[9]. bhakti и yoga.

[10]. prāṇa.

[11]. brahmacāri.

[12]. Yoga dhāraṇa.

[13]. Brahma, бог-творец.

[14] «Кочующее выражение». См. также МХБ, Мокшадхарма, 231,31.

[15] Avyakta, непроявленное состояние материи.

[16]. puruṣa.

[17]. bhakti.

[18]. yogin.

[19]. jagata.

[20]. тапас.