VIII
1. Арджуна сказал:
Что есть Благо[1]? Что — Главное Самое[2]? Что есть карма, о Первейший[3]?
Что главным существованьем[4] зовут? Кого именуют главным богом?
2. Что в этом теле есть главная жертва,о Мадху крушитель?
И самообузданными как в миг ухода ты познаёшься?
3. Свят-Благой сказал:
Нерушимое Высшее Благо зовут Самосущим[5] Главным Самым,
существ причина, существованье, конец соответствуют карме.
4. В разрушимом существованьи — главное существо, главный бог — Первый[6],
главная жертва — Я в этом теле, о лучший из тело носящих.
5. Кто лишь обо Мне в миг кончины,избавляясь от плоти, помнит,
в Мое состоянье идет, отходя,нет сомнения в этом.
6. Ведь кто о каком состоянии помнит, плоть оставляя с кончиной,
Тот, сын Кунти, к тому и идёт, всегда становится тем состояньем.
7. Итак, во всякое время Меня вспоминай и сражайся!
Ум и разум ко Мне устремив, отыщешь Меня несомненно.
8. Повтореньем в Единое собранный[7], мыслями не отвлечённый,
к высшему дивному Первому[8] идёт размышляющий, Притхин.
9. Кто вещего, древнего, руководителя
тоньше тонкого, всеустроителя,
непостижного обликом, солнцетворного
помнит — тот за пределами мрака.
10. Неколебимый умом в миг ухода
обуздан силой любви и усердья[9],
дыханье[10] направив в межбровье,
достигает высшего дивного Первого.
11. Что именуют Вед знатоки нерушимым,
к чему восходят аскеты, лишённые страсти,
чего ища, странствует Благом влекомый[11],
то слово Я возвещу тебе вкратце.
12. Все двери чувств заперев и ум заключивши в сердце,
в голову дух направив,утвердясь в средоточьи[12].
13. Лишь слог благой ОМ повторяя, Меня вспоминая,
кто приходит к отказу от тела —идёт путем высшим.
14. Кто об ином не мысля, Меня постоянно помнит,
тому, постоянно обузданному, о, Притхин, легко Я доступен.
15. Меня обретая, к извечным страданьям новых рождений
не приходят великие души, достигши высшего совершенства.
16. Миры — вплоть до мира Благого[13] —подлежат возвращению, Ярый,
но для обретших Меня, сын Кунти, не бывает новых рождений.
17. Кто знает, что тысячью юг Благого день ограничен
и тысячью юг — его ночь, знает суть дня и ночи[14].
18. При наступлении дня из Неявленного[15] всё является,
а с наступлением ночи — в неявленном всё исчезает.
19. Существ этих толпы, снова и снова просуществовав невольно,
исчезают с началом ночи, с началом дня возникают.
20. Но выше Неявленного есть состоянье иное —
Вечно Неявленное, что с гибелью существ всех не гибнет.
21. Неявленным, Нерушимым, Путём Высочайшим его считают,
не возвращаются, кто обрёл Мое высочайшее состоянье.
22. Тот Высший Первый[16], Притхин, достижим обожанием[17] лишь безраздельным,
в Нём все существа пребывают, вселенная Им распростёрта.
23. В какой срок приобщённый[18]уходит без возвращенья,
какое сулит возвращенье — тебе возвещу Я, бык Бхаратов.
24. Огонь, свет, день, месяц растущий, полгода пути солнца на север,
тогда, отходя, приходят к Благу познавшие Благо.
25. Дым, ночь, убывающий месяц, полгода пути солнца к югу —
тогда перейдя в лунный свет, возвращается приобщённый.
26. Пути эти — светлый и тёмный — считаются вечными в Преходящем[19],
уходят одним безвозвратно, другим возвращаются снова.
27. Зная пути эти, приобщенный никогда не блуждает,
итак, во всякое время, о Ярый, единенью будь предан.
28. В Ведах, жертвах, стараньях[20], даяньях
благоприятный плод возвещённый
познав, восходит соединённый
к изначальному высшему состоянью.
Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, ученьи о Благе, писании йоги, беседе Шри Кришны с Арджуной восьмая глава по названию
ЙОГА ВЕЧНОГО БЛАГА.
[1]. Brahman, безусловное Бытие.
[2]. adhyātman.
[3]. puruṣottama.
[4]. adhibhūta.
[5]Svabhāva, эпитет многих богов.
[6]. puruṣa.
[7]. yoga yukta.
[8]. puruṣa.
[9]. bhakti и yoga.
[10]. prāṇa.
[11]. brahmacāri.
[12]. Yoga dhāraṇa.
[13]. Brahma, бог-творец.
[14] «Кочующее выражение». См. также МХБ, Мокшадхарма, 231,31.
[15] Avyakta, непроявленное состояние материи.
[16]. puruṣa.
[17]. bhakti.
[18]. yogin.
[19]. jagataḥ.
[20]. тапас.