ХV
1. Свят-Благой сказал:
Вверх корнями, вниз ветвями считается вечной ашваттха[1],
гимны-чхандасы — её листья, кто ведает это — сведущ в Веде.
2. Вниз и вверх её листья простёрлись,
из свойств появляются вещи-отростки,
вниз также корни её протянулись,
в мире людей оплетая уделом[2].
3. Этого образа здесь не постигнуть
начала, конца и протяжённости,
эту ашваттху с разросшимся корнем
срубив непривязанности секирой,
4. нужно после искать то место,
вступив куда, не возвращаются больше,
что к Безначальному Духу[3] приводит,
кем проявилось издревне движенье.
5. Разбив цепь пороков, гордыни, ошибок,
отвратившись от страсти, всегда в Самом Главном[4],
распутавши двойство счастья-несчастья,
идут незаблудшие к Цели нетленной.
6. Там не светят ни солнце, ни месяц, ни огонь-очиститель,
не возвращаются, приходя под Мой кров высочайший.
7. Как бы частица Моя в живом мире (став) вечно живым существом
чувства с шестым — умом — привлекает соответствующей природы.
8. Когда получает тело иль покидает владыка,
их собрав, переносит отсюда, как запахи, ветер.
9. Слухом, зрением, прикосновением, также вкусом и обонянием,
что основаны на уме, наслаждается он вещами.
10. Кто пребывает иль покидает, зависит от свойств иль вкушает —
не видят заблудшие — видят лишь знанья очами.
11. Также усердно сосредоточенные видят Его в себе сущим,
неразумным, даже самым усердным, Его не увидеть.
12. Знай, сиянье, идущее от солнца, месяца, пламени,
целый мир озаряющее — это Моё сияние.
13. Землю и существа держу Я, силой Моей проникнув,
Я питаю растенья, став сомой, средоточием соков.
14. Став Всеобщим[5] огнем —в живых телах обитаю,
с вдохом-выдохом перевариваю четырёх видов пищу.
15. И в сердце каждого Я пребываю,
от Меня — память, знанье, сужденье,
Я — то, что поведано всеми Ведами,
Вед знаток и создатель Веданты.
16. Есть в мире два Духа[6] — разрушимый и нерушимый[7],
разрушимый — во всех существах,превыше Его — нерушимый.
17. Но выше ещё — иной, что зовут Высочайшим Самым[8],
проникнув три мира, их держит непреходящий Владыка.
18. Так как превосхожу Я разрушимое и нерушимое,
то в мире и в Ведах Я утверждён как Наивысший Самый[9].
19. Кто, незаблудший, знает Меня как Наивысшего Самого,
тот всезнающий почитает Меня всесуществующим, Бхаратич.
20. Так это тайноученье поведано Мной, Безупречный,
это узнав, познавший, сделал должное, Бхаратич.
Такова в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Благе, писании
йоги, беседе Шри Кришны в Арджуной пятнадцатая глава по названию
ЙОГА НАИВЫСШЕГО САМОГО.
[1] Священное дерево.
[2]. karma.
[3]. puruṣa.
[4]. Adyātma.
[5]. Vaiśvānara, букв. «присущий всем людям».
[6]. puruṣa.
[7]. akṣara.
[8]. paramātman
[9]. puruṣottama.