Эта упанишада открывает наши переводы не из-за её древности или особой насыщенности сведениями по йоге, а потому что она является неким «катехизисом» или понятийным словарём понятий и определений веданты, оказавшей огромное влияние на большинство религиозных учений Индии и йоги в том числе. Составлена она явно позднее VIII в., когда Шанкара своими трудами обобщил и "утвердил" многие положения этих учений с точки зрения веданты. С этого времени понятия веданты всё чаще «вписываются» в тексты самых разных учений, в том числе и поздние или «сектантские» упанишады, к которым относят и йоговские.
В Сарва упанишаде в виде кратких изречений объясняются 23 основополагающих понятия мировоззренческой среды многих упанишад.
В этом «справочном» качестве упанишада может послужить неким продолжением вступительного очерка. Предварительное чтение её, несомненно, облегчит восприятие остальных и разъяснит многие непонятные места и выражения в них. А верное понимание определений будет содействовать пониманию сути упражнений и собственной природы упражняющегося в йоге.
В пояснениях используются комментарии Свами Мадхавананда из Адвайта ашрама.
Глава одного из ведантистских монашеских орденов за чтением писаний.
ВСЕ(ОБЪЯСНЯЮЩАЯ) УПАНИШАДА
1.ОМ! Что такое связанность и что Освобождение? Что такое неведенье и что — веденье[1]?Что есть состояния бодрствования, снов, забытья и Четвёртое[2]? Что такое созданное из пищи, созданное из праны, созданное умом, созданное из познавания, созданное блаженством[3]? Что такое деятель, душа, полезнатец, очевидец, Верховный, Внутренний вождь? Что такое внутренняя сущность, Сам и Высочайший Самый,[4] Также, что есть марево[5]? Что Самовладыка[6]?
Не Самость — тело и прочее, но за Самость несамостным принимается. Такая надменность — связанность, Освобождение — прекращение надменности. Что эту надменность творит — неведенье, веденье — что её прекращает. Когда Сам (Атман) четырьмя и десятью воспринимающими органами[7] — умом и прочими, при благотворном содействии Солнца и покоя (извне), воспринимает грубые явления, такие как звук и пр.[8] — тогда Сам (пребывает) в бодрствовании. Когда даже при отсутствии звука и пр. он воспринимает посредством четырёх органов (восприятия) влечение к звукам и прочему, тогда Сам — в состоянии сна. Когда эти четыре и десять органов прекращают действовать и отсутствует различающее знание, тогда Сам — в состоянии забытья.
2. Когда Сознательность[9] пребывает свидетелем проявлений трёх своих состояний, (всего) существующего и несуществующего, тогда это состояние называют Четвёртым.
Производимая пищей общность шести облачений[10], — это зовут аннамайа коша, пищевым облачением.
Когда 14 видов ветров[11], начиная с праны вращаются в аннамайа коша, это называют пранамайа коша.
Когда с (этими) двумя облачениями соединены четыре действующих (органа) — ум и так далее, — (имеющие) целями звук и пр. предметы (чувств), тогда это называют мысленным облачением, маномайа коша.
Когда соединённый с этими тремя облачениями, но знающий различие и не-различие блистает, тогда это называют познавательным облачением, виджнянамайа коша. Когда эти четыре облачения пребывают в их собственной причине[12], как баньяновое дерево в семени, это называют анандамайа коша.
Обитающий в теле, как местопребывании мысли, (подверженной) радости и страданию — он деятель. Когда к желанным вещам мысль (устремлена), мысль радостна, а (когда) к нежеланным — страдает. Причина радости и страданья — звук, касание, зрение, вкус и запах. Когда (атман) согласно добрым и дурным делам обретёт, будто в телесном соитии, связь нынешнего тела (с прошлым телом), тогда обусловленного[13], его называют живой (душой). Ум и прочие, прана и прочие, саттва и прочие, влечение и прочие, добродетель и прочие — называют пятью группами (ограничений), Существо[14] (обладающее) пятью группами основ[15], не умрёт непознавшим (Истину). То, что из-за близости к Самости проявляется как ограничение Самости, называется признаковым телом[16], (или) сердечным узлом. Сознание, что себя так проявляет, зовётся Полезнатцем[17].
3. Кто знает появление и исчезновение познающего, знания и познаваемого, но сам отделён от проявления и исчезновения, самосветящийся, называется Очевидец. Когда существо проникает в разум всех существ от Брахмы до муравья, пребывая в разуме всех живущих, тогда его называют Верховным (kūṭastha). Когда посредством осуществления истинной природы Очевидца с преходящими отличиями, подобными добродетели и пр., Сам проявляет себя как пронизывающий все тела, словно нить жемчуг, тогда он называется Внутренний Вождь.
Когда Сам, отринувший все ограничения, независимый, блистательный, сияет, словно золото, чья природа — сокровище сознания, тогда его называют понятием "Ты"[18] и Внутренним Самым. Истина, Знание, Бесконечность, Блаженство — Брахман. Имя, место, время, основа, цель уничтожаются, (но) когда (они) уничтожаются, не уничтожается Сущее, (почему) его и называют Неуничтожимым. Не возникающая, ни уничтожимая сущность Сознания, — это считается Знанием.
4. Что остаётся неизменным, словно глина во всех глиняных изделиях, словно золото во всех золотых изделиях, словно ткань во всех изделиях из ткани, предшествующее (всему) Сознание, проникающее всё — от непроявленного до пятивидного[19] мироздания, именуют Бесконечным (ananta). Cчастливую сущность Сознания, океан безмерного блаженства, безраздельное счастье называют Блаженством, ānanda.
То, чего четыре вида проявления[20] — (всего лишь) признак и что непреходяще в предметном, обозначаемом и чудесном[21], называют понятием "То", и Самым Высочайшим, Параматманом, Высшим Брахманом. Особое Бытие, всепроникающее, как пространство, тонкое, отличное от понятия "Ты", (имеющего) ограничения, и понятия То, (имеющего) ограничения, называют понятием "Есмь", самосветящимся Атманом и понятием "Не-То".
Безначальное, чреватое[22], вместе доказуемое и недоказуемое, ни существующее, ни не-существующее, ни вместе существующее-несуществующее, и, становящееся, вроде пустоты, несуществующим, когда установлена, на неизменном основании, причина изменения и неизменения[23], — это Марево, Майа.
ПОЯСНЕНИЯ
[1] Связанность и освобождение (bandha и mokṣa). Неведенье и веденье (avidya и vidya).
[2] Состояния снов… Четвёртое jāgrat,svapna, suṣupti, turīya.
[3] Созданное из пищи…блаженное —annamaya,prāṇamaya, manomaya,vijñānamaya,ānandamaya.
[4] Душа, Очевидец, Верховный… и т.д. Здесь и ниже (см. 2-3) перечисляются и разъясняются эпитеты или выделяемые соответственно точке зрения, проявления атмана. Живая (душа)… jīva — то, что странствует из рождения в рождение. Очевидец или зрящий — sakṣin, созерцатель всего происходящего. Верховный … kūṭastha, букв. “стоящий на вершине». Внутренний вождь — antaryāmin. Такой перевод «буквальней» передаёт этимологию (antar, внутренний, + yāmin, ведущий) и, как кажется, смысл этого понятия, нежели общепринятое «внутренний руководитель». Внутренняя сущность — pratyagātman. Сам — ātman. Высочайший Самый — paramātman.
[5] māyā.
[6] Самовладыка — ātmeśvara.
[7] Это четыре "внутренних" органа — ум (manas), разум (buddhi), память (citta) и особость, себячество (ahaṁkāra), пять органов восприятия (слух, зрение, осязание, вкус и запах и пять органов действия — язык, как орган речи, руки, ноги, половые органы и органы выделения. Разделением на 4 и 10 текст хочет выделить разные степени «тонкости» и «соподчинённость» внутренних и деятельных органов (см. выше).
[8] Звук и прочее... Т.е. предметы и явления, воспринимаемые пятью чувствами.
[9] Caytanya.
[10] Шесть облачений (или оболочек)... Свами Мадхавананда из Миссии Рамакришны толкует это как кожа, кости, мясо, кровь, костный мозг, нервы. Однако по аюрведе, вайшешике семь составляющих физическое тело — 5 им перечисленных, но вместо нервов — жир и сперма.
[11] 14 видов ветров — сил, управляющих различными функциями и изменениями тела. Это 5 главных пран в теле (prāṇa, apāna,vyāna, udāna, samāna); пять подпран (upaprāṇa) — nāga, kurma, kṛkara, devadatta, dhanañjaya и четыре менее известных — vayrambhana, sthānamukhya, pradyota,prakṛta.
[12] Т. е. в знании Брахмана.
[13] Обусловленного: согласно комментарию — ограничениями (upādhi).
[14] Bhūtātman.
[15] Основ… dharma.
[16] Liṅga śarira, одно из названий тонкого тела (sūkṣma śarira).
[17] Kśetrajña... Поле в данном случае — тело, что производит плоды действий.
[18] Здесь и далее проявления Атмана рассматриваются в соответствии с частями великого изречения Веданты tat tvam asi (То — ты и есть ) из Чхандогьи уп.
[19] Prapañca. Название проявленного мира, состоящего из пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и земли.
[20] Вышеперечисленные Истина, Знание, Бесконечное и Блаженство.
[21] В предметном, обозначаемом и чудесном... То есть постоянное во всём происходящем в проявленном мире. Обычно их понимают как пространство, время, основу и причинность.
[22] Чреватое... vatnī, букв. "беременное", т. е. потенциальное, несущее в себе семена всех действий и производящее Вселенную.
[23] Когда изменчивая Майа понята, как имеющая в основе неизменного Брахмана, она становится несуществующей.