Ханса упанишада весьма почитается среди неглавных упанишад: комментаторы часто цитируют её как шрути, т.е. как относящуюся к Ведам. Концовка же самой упанишады относит её к традиции Атхарваведы, что, как мы отмечали относительно других "йоговских" упанишад, часто является одним из признаков принадлежности текста к неортодоксальным учениям йоги. Содержание её указывает, что она принадлежит к шиваистской ветви индуизма, что подтверждается тем, что Шива является йогину в заключение упражнений, что излагает её Санаткумара (имя-эпитет Сканды, одного из сыновей Шивы), которому, в свою очередь, учение поведала супруга Шивы, Парвати (ст.2-3). Это явно тантрийская черта упанишады подтверждается ещё и тем, что некоторые её отрывки имеют даже текстуальную близость с частями других тантра- йоговских упанишад (в частности, Дхьянабинду), что может говорить или об общем источнике, или же о цитировании, причём, в последнем случае, видимо, первоисточником является Ханса.
Ханса — лебедь, гусь, священная птица индуизма, ездовое животное Бога-творца Брахмы, символический образ души (дживы) и священного слога ОМ.
Н. Субрахманьям считает, что упанишада рассматривает тайную природу Ханса видья, ведущую к Брахма видья, т. е. знание души-Лебедя приводит к знанию Брахмана и значит - к отождествлению с Брахманом и освобождению от уз существования в преходящем мире явлений. Для достижения этого состояния упанишада предлагает ряд условий и последовательных созерцательных приёмов.
Прежде, чем приступить к собственно упражнениям йоги, она обязует начинающего открыть "во всех Ведах" учение Шивы и сделать его целью достижения.
Следующий этап — осознание своего тонкого тела и превращение своей души-Лебедя в Высочайшего Лебедя (Парамахамса).
Изложение этого процесса взято по Н. Субрахманьям, так как, судя по всему, он пользуется каким-то традиционным объяснением, ибо некоторые подробности осуществления не всегда очевидны из текста.
1) прижать анус левой пяткой, через ноздри и рот наполнить тело жизненным дыханием (праной) и затем совершить Кумбхаку и сжать крепко анус;
2) заставить жизненное дыхание двигаться вверх от Муладхары, осуществить соединение праны и апаны в треугольнике Муладхары, пробудить кундалини. Заставить открыться узел Брахмана (brahma granthi), образующий дверь сушумны-нади, войти в муладхару, размышляя о Вирадж или Четвёртом состоянии (turīya).
3) затем трижды обойти кругом шестилепестковую Свадхиштхану, достигнуть сплетения Манипурака из 10-ти лепестков и узла Вишну в его основании; размышлять о Сутратмане или Турийа в анахате чакре и затем достичь нирвикальпа самадхи (?)
4) Затем пройти выше анахаты и достигнуть области вишуддха чакры, в нижней части которой два комка плоти, похожие на свисающий пенис (другое объяснение гласит «которые свисают подобно вымени или груди»), называемые Индра йони; оставив два боковых пути, войти в вишуддху посередине, удерживая прановые токи в её подчинении.
5) затем пробиться через двухлепестковое сплетение аджня и размышлять о Биджатмане или его Турийа в середине, достигнуть здесь нирвикальпа самадхи, затем пить нектар, произведённый слиянием луны, солнца и огня;
6) йогин с телом, неподверженным старости и смерти, входит тогда в отверстие Брахмана и тысячелепестковый лотос (сахасрара), размышляя о Четвёртом состоянии (Турийа) в течении трёх временных отрезков (матра): "я — Турийа-Турийа". Так йогин становится Парамахамсой, излучающим безграничный блеск и благодать[1].
Во второй части излагается выполнение Хамса мантра джапы. Сначала её разделяют на части согласно правилам рассмотрения ведийского гимна, а затем эти части обрядами анганьяса и караньяса соотносятся с теми или иными местами человеческого тела. Сущность ньясы — представление о пребывании некоторых божественных существ в определённых местах или членах (aṅga) тела или отождествление (bhāvana) их с этими местами.
Следующая стадия — воображение в лотосе сердца Лебедя, что и считается как бы преобразованием человека в эту божественную птицу.
Но к цели ведут не только зрительные образы. Считается, что в упанишаде упоминается десять видов сосредоточения без произношения (аджапа дхарана).
Как часто говорится в разных писаниях, полёт Лебедя сопровождается гулом (nāda). Этот изначальный, порождающий вселенную звук, не только образует беспредельное пространство, где эта Птица-душа летает и где в конце пути растворяется, исчезает, но и сама её сущность. Этот звук, называемый также анахата нада производится непрерывным повтором Хамса мантры, причём слышится он 10-ю различными звуками — от чуть слышного до последнего, громоподобного. Каждый из этих звуков сопровождается определёнными телесными и мысленными явлениями, а заключительные — обретением необычных сил.
Однако, целью йогина является не пользование ими, а лицезрение Садашивы, проявляющегося и Силой (Шакти) и самой сущностью человека (Атман).
Л Е Б Е Д Ь
ОМ! Полное То[2], полное это. От полного полное берётся,
полным полное прибывает, полное лишь остаётся.
ОМ! Покой! Покой! Покой!
1. Гаутама[3] сказал:
О, Участливый[4], все уставы[5] знающий, все писанья ведающий,
(скажи), каким же способом является постиженье Благого знания[6]?
2. Санаткумара[7] сказал:
Открыв во всех Ведах[8] учение, узнав Трезубцеоружного[9] ,
выслушай от меня, Гаутама, сообщенную Парвати[10] сущность —
3. ту несказанную, тайную, для приобщённых подобную кладезю[11],
дающую плод Избавленья в виде раскинувшего (крылья) Лебедя.
1
Теперь — сообщим о превращении Лебедя в Высочайшего Лебедя[12]
благоустремленному, успокоенному, смиренному, любящему учителя.
Всегда размышляющий: "ХАМСА! ХАМСА!", проникая во все тела,
существует[13], как огонь во всех дровах, как в сезаме масло.
К это узнавшему и смерть не приходит.
Устойчиво поместив задний проход[14], поднимая воздух
от (Корневой) опоры[15] к свадхиштхане,
где нужно сделать три оборота слева направо[16],
пусть пройдет манипураку[17], пройдя (её) —
анахату с вишуддхой, сдерживая праны,
(достигнет) аджня (-чакры)[18] и Благого отверстия[19].
(Пусть так) три раза[20] (проделает) постоянно размышляющий: "Я (есмь)"[21]
Затем: (слышен) звук[22], что (идёт) от (Корневой) опоры до Благого отверстия.
Подобный чистому кристаллу[23] , он, поистине,
Благом, Высочайшим Самым[24] зовётся.
2
Затем (объяснение мантры)[25]:
Лебедь - пророк , непроявленное гаятри — гимн,
Высочайший Лебедь — божество, "Я" — семя,
"Он" — сила, "Он — я" — стержень. (Таковы) шесть (составляющих мантры)[26].
(Такого понимания) достигают 21 600 раз (повторяя мантру) день и ночь.
Солнцу и Луне, Незамутненному, Невидимому -
тонкое, лёгкое (в нас) да вызовет!
Агни и Соме — ВАУШАТ![27]!
Сердца и прочих членов[28] касание и рук касание[29] (тогда) выполняют.
В сердце, восьмилепестковом (лотосе)[30] создав собственно Лебедя следует представлять (его) так:
Агни и Сома — крылья (его),
знак ОМ — голова, точка — главное око, Рудра и Рудрани — лапы,
обе руки по бокам — Время и Агни[31].
Оба в нем зримы — обитель и обучение[32]. Это тот Высочайший Лебедь,
блеском 10 миллионов светил сияющий.
Этим (виденьем) он достигается.
Восемь составляющих его оборот таковы[33]:
В (восточном) лепестке[34] - к добродетели стремленье[35];
в (лепестке) Агни — сон и вялость пребывают;
в (лепестке) Ямы — к жестокости стремленье;
в (лепестке) Ниррити — ко злу помышленье;
в (лепестке) Варуны — к игре;
в (лепестке) Ветра — стремление странствовать;
в (лепестке) Сомы — наслаждение и удовлетворение;
в (лепестке) Ишаны — собственность и даренье;
в середине (лотоса) — бесстрастие[36];
в тычинке - бодрствования состоянье;
в семенной коробочке — грёза;
в пестике — забытье.
В целости лотоса — Четвёртое (состояние)[37] бывает.
Когда Лебедь исчезает в Звуке[38] , тогда минуется и Четвёртое состояние.
Возбуждённый неповторяемой (мантрой)[39] считается умозаключением[40] .
Так всё Лебедю подвластно, поскольку Лебедь заставляет ум распространяться.
Повтором миллионы раз этот Звук осуществляется.
Так всё Лебедю подвластно, (и) появляется Звук[41] десяти видов:
первый — тинь,
второй — тинь-тинь,
третий — звук колокольчика,
четвёртый — раковины,
пятый — звук струнного (инструмента),
шестой — хлопка (ладоней)[42],
седьмой — флейты,
восьмой — мриданга[43],
девятый — большого боевого барабана[44],
десятый — звук грома[45].
Девять (первых) отвергнув, десятый же пусть изучает.
При первом — туловище[46] (звучит) — тинь-тинь,
при втором — туловище мешает[47],
при третьем — усталость проходит,
при четвёртом — дрожит голова,
при пятом — нёбо сочится[48],
при шестом — наслаждаются амритой,
при седьмом (появляется) познание тайного,
при восьмом — ещё и возвышенная речь,
при девятом — невидимое тело, также дивное чистое око.
При десятом — явится Высочайшее Благо, Сам с Благом[49] сольётся.
В Том (состоянии) ум растворяется в уме, сжигаются стремленье-колебанье, добродетель-грех. И (является) Вечный Шива[50], всеприсутствующий Силой[51]
и Самим (Атманом), самосветящийся, чистый мудрец, вечно невозмутимый[52], спокойный.
Это объяснение. Это Вед сообщение.
ОМ! Полное То ... и т.д.
Так окончена Ханса упанишада Атхарваведы.
Рис. Лотос с лебедем
[1] Subramanyam N. S. Encyclopedia of the Upanishads. Delhi, 1985. — P.447—448.
[2] Полное То... и т.д. Перед началом и в конце данной упанишады произносится успокоительная мантра" (см. прим. к Ишавасья упанишада).
[3] Гаутама ... Родовое имя многих знаменитых мудрецов древней Индии, включая Будду. Ж. Варенн предполагает, что здесь это Уддалака из Шатапатха брахманы.
[4] Участливый… bhagavan.. Ср. bhāga — "часть", "доля".
[5] Уставы (dharma) ... Нравственные и обрядовые правила поведения.
[6] Благого знания ... brahmavidyā.
[7] Санаткумара ... "вечно-юный", один из четырёх духовных сыновей Брахмы, бога-творца, почитаемый (иногда под именем Санатсуджата) как один из величайших риши.
[8] Во всех Ведах ... По-видимому, это выражение не означает, что обязательно их заучить, что было обязанностью брахманов, но узнать их тайный смысл.
[9] Трезубцеоружного (pinākinaḥ)... т. е. Шиву, которого, как цель своих стремлений, должен на основе Вед узнать приступающий к йоге.
[10] Парвати ... Горная или Горняя, носящая также имена Ума, Деви, Аннапурна, Нанда, , супруга Шивы и рассматриваемая как его шакти, сила или энергия. Часто тантрийские писания излагаются от имени супруги Шивы.
[11] Кладезю (kośa)... Иногда переводится как "чашечка лотоса".
[12] Лебедь — Высочайший Лебедь ... haṁsa-paramahaṁsa. Парамахамса также саньясин высшего отречения.
[13] Существует ... Атман-Брахман, с которым отождествляется позавший йогин присутствует во всём сущем.
[14] Устойчиво поместив задний проход ... Н.Субрахманьям и Ж.Варенн дают объяснительный перевод: "нажимая левой пяткой на анус".
[15] (Корневой) опоры (ādhāra)... Сокращенное от mūlādhāra.
[16] Три оборота слева направо... pradakṣiṇā, священный обход чего-либо или кого-либо; "посолонь" т.е. по солнцу.
[17] Манипураку... Одно из названий манипура чакры.
[18] Аджня... ājña (фонетически ближе чтение агня). Двухлепестковая чакра, расположенная между бровями, одна из важнейших чакр, своим названием ("приказ", "власть"), по-видимому, указывает на её связь с волевым началом человека.
[19] Благое отверстие (brahmarandhra), затылочное отверстие, "родничок", через которое душа (jīva) в миг кончины или Окончательного Избавления покидает тело.
[20] Три раза... Здесь разночтения между Н.Субрахманьям и Ж.Варенном: первый считает, что речь идёт о длительности размышления в три единицы времени (mātra), второй же — о триединстве sat-cid-ānanda (Сущее-Смысл-Блаженство.
[21] “Я... ham, сокращённое от aham.
[22] Звук (nāda)... В шиваистской традиции, к которой причисляет себя упанишада, первоначальный звук (нада) есть результат соединения или взаимоотношений непроявленного Шивы с его Шакти. По мере развёртывания этот первичный звук творения, звучащий сначала как ham (сокращённое от ahaṁ — "Я"), превращается в haṁsaḥ (Шарада Тилака, 1,7).
[23] Подобный чистому кристаллу ... Видимо, звук должен не только слышаться, но и видиться.
[24]. Высочайшим Самым (paramātman).
[25] Здесь следующее шастрам рассмотрение мантры, как ведийского гимна, который должен иметь автора (ṛṣi), определённый размер (chandas), божество, которому он посвящён (devatā), квинтэссенцию мантры, семя (bīja), силу или энергию (śakti), стержень (kīlaka). Лебедь — пророк (haṁsa ṛṣi).
[26] Всего шесть ... Шесть членов тела, соответствующих шести частям мантры, это макушка, лицо, сердце, пуп, половые органы.
[27] Ваушат... vauṣat ... Древнее ведийское священное возглашение с древнейшим и утраченным смыслом, произносимое во время возлияния богам. Позволим предположить, что восклицание происходит от древнеарийского предложения жертвы богам, примерно передаваемого на русском как “ваше!”.
[28] Сердца и прочих касанье — обряд hṛdayāṅganyāsa. Состоит в уподоблении и отождествлении каких-либо мест тела с определённой священной мантрой.
[29] Рук касание (kāranyāsa). Особые движения пальцами рук с той же целью.
[30] Восьмилепестковом (лотосе)... Более распространена традиция, приписывающая лотосу сердца 12 лепестков, но эта упанишада, вероятно, пользуется другим, общим с Дхьянабинду упанишадой, источником.
[31] Упанишада не только описывает, но и предписывает представление этой чудесной птицы со многими важными индуистскими символами. Точка (bindu) -- знак носового резонанса, отмечаемого точкой над буквой слога ОМ. Главное око… видимо предполагает, что Лебедь имеет три глаза. Руки по бокам... В индуистской иконографии, например, божественная птица Гаруда изображается в получеловеческом образе и имеет не только крылья, но и руки. Рудра и Рудрани ... Ведийский бог Рудра воплощает бурное, разрушительное начало. В позднейшем индуизме слился с Шивой и богам были "даны" супруги.
[32]Обитель и обучение... Т.е. представление образа Лебедя в сердце как бы заменяет долгий процесс обучения священному знанию в обители у учителя.
[33] Части этого лотоса, в какой-то мере, место блуждания ума. Не случайно здесь употребляется слово vṛtti — развитие, вращение, верчение. Вспомним знаменитое читта вритти ниродхах. Это описание пребывания разных состояний в лепестках лотоса можно сравнить с описанием, данным в Дхьянабинду уп, ненумерованная вставка между ст. 93 и 94 (см. ниже).
[34] В (восточном) лепестке... Каждая из восьми сторон света (четырёх главных и четырёх промежуточных) в индуистском мировоззрении находилась под покровительством того или иного бога (lokapala), поэтому часто направления назывались их именами. Списки локапалов иногда разнятся между собой. В данной упанишаде восточная сторона — направление Индры; сторона Агни, бога огня, — юго-восток; Ямы, бога смерти и справедливости, — юг; Ниррити, богини разрушения, — юго-запад; направление Бога Ветра (vāyavī) — северо-запад; Сомы, бога священного напитка и вдохновения, — север, а Ишаны (Шивы) — северо-восток.
[35] Стремление (mati)... "помысел", "мысль", "цель".
[36] Бесстрастие... vairāgya, одна из величайших добродетелей индуизма.
[37] Четвёртое... Согласно Мандукье упанишаде существуют четыре состояния сознания: бодрствование (jāgrat), сновидение, греза (svapna), глубокий сон без сновидений, забытье (suṣupti), причём каждое последующее выше предыдущего, и, наконец, Четвёртое (turīya) состояние, "не имеющее частей, неизречённое, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное" (Мандукья уп.,7). Однако в "сектантских" упанишадах иногда говорится о превосхождении даже Четвёртого состояния.
[38] Исчезает в Звуке... Будто расворяется в нём как птица в огромном пространстве.
[39] Неповторяемой (ajapa)... Мантра haṁsa-so'ham называется неповторяемой, потому что она произносится как бы бы не по воле человека, а его дыханием..
[40] Умозаключением (upasamhāra)... Также "выводом", выводным знанием, которое считается выше или тоньше чувственного.
[41] Появляется звук... Н. Субрахманьям вводит уточнение "в правом ухе". В Индии считался хорошей приметой звук, слышимый в правом ухе. С этим перекликается русская примета: "Если у кого-то звенит в правом ухе, то о нём говорят друзья, если в левом — враги".
[42] Хлопка... Ж. Варенн переводит "цимбалы".
[43] Мриданг — небольшой двусторонний барабан.
[44] Большого боевого барабана (bheri), иногда в рост человека. Западные индологи переводят часто как “литавры”.
[45] Звук грома ... Букв. "звук тучи". Интересно сравнить этот список с описанием в Майтри упанишаде (6.22) звуков в пространстве сердца: реки, колокольчика, бронзового сосуда, колеса, кваканья лягушки, дождя и говорящего в укромном месте.
[46] Туловище... gātra .
[47] Туловище мешает... bhañjanam может значить одновременно "мешающее" и "разрушающее". По контексту предпочтительней первое значение.
[48] Нёбо сочится... По-видимому, имеется в виду выделение особой сладкой влаги (часто называемой амритой) во время сосредоточения.
[49] Высочайшее Благо (paramam brahma), Блага с Самим слиянье (brahmātmasannidhau).
[50] Вечный Шива... Sadaśiva.
[51] Силой... Т.е. śakti.
[52] Мудрец... buddhi , "пробуждённый" или "просветлённый" знанием всех ступеней йоги, Шива. Невозмутимый (nirañjanam), также "незакрытый", "незапятнанный", эпитет Шивы.